16/04/2025
В эти дни республика вспоминает выдающегося политического, общественного деятеля, настоящего коммуниста Артура Николаевича Алексеева. Или Пламенного Артура, как его называли. Артур Николаевич был ярким, неравнодушным, деятельным человеком и встреча с ним у каждого оставляла неизгладимый след в душе. Об этом, о годах совместной работы, и в целом о том времени, которые пришлось пережить нашей стране, республике рассказывает Государственный советник Якутии Вячеслав Штыров.

— Так сложилась моя судьба, что по жизни мне приходилось общаться с огромным количеством людей. Это и, как у каждого человека, друзья детства, юности, одноклассники, однокашники. Это мои соратники и коллеги из трудовых коллективов, в которых довелось работать, товарищи по общественной и государственной работе. Как было принято говорить, рабочий класс и трудовая интеллигенция. Соль нашей земли.
Пришлось мне встречаться и с людьми высокого общественного положения, президентами и членами правительств разных стран, общаться с людьми творческими — писателями, артистами, художниками, представителями ученого мира. Довелось работать с руководителями крупных предприятий, как в советское время говорилось, «красными директорами», будто бы выкованными из железа и стали. А уже в постсоветское время — с хозяевами и руководителями крупнейших российских и мировых компаний, можно сказать, акулами большого бизнеса.
Много было встреч непосредственно с людьми во время командировок и в обыденной жизни в разных местах нашей страны. Я вырос в селе, поэтому для меня общение с людьми в якутской глубинке всегда было таким – как будто попал в родной дом.
Одним словом, за свою жизнь я познакомился и общался с огромным количеством людей. Давно пришел к выводу, что каждый человек, независимо от его общественного положения — это целый мир. У каждого есть чему поучиться, общение с человеком представляет для тебя и урок, и радость. Возможно, в этом и есть смысл жизни. Как говорил знаменитый французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери, «самое главное в человеческой жизни — это человеческое общение».
Но среди такого огромного числа людей, которых ты встречаешь по жизни, всегда есть те, которые особо повлияли на твое мировоззрение, на взгляды на жизнь, а, соответственно, и на поступки, а в конечном итоге – на твою судьбу. Это как реперные точки. Мне повезло, потому что довелось повстречаться с многими яркими, замечательными людьми, которые в чем-то были для меня примером. Один из них — это, конечно, Артур Николаевич Алексеев.
Я начинал свою трудовую деятельность на строительстве горно-обогатительного комбината «Удачный», самого крупного предприятия в алмазной отрасли в мире и одного из крупнейших вообще в горнодобывающей промышленности. Это была Всесоюзная ударная комсомольской стройка, находящаяся в ведении непосредственно ЦК ВЛКСМ.
А с другой стороны, конечно же, эта стройка находилась под кураторством Якутского обкома комсомола, который занимался и комплектацией кадров, и направлением к нам молодежных отрядов, и организацией общественной жизни, и агитационно-политической работой. Тогда я знал о том, что первый секретарь Якутского обкома Комсомола, Артур Николаевич Алексеев, бывает у нас в Мирнинском районе. Бывал он и в Удачном. Имя его было нам, комсомольцам, известно. Но это было заочное знакомство издалека.
А вот непосредственно с Артуром Николаевичем я познакомился при довольно необычных для меня обстоятельствах.
В 1986 году я был назначен первым заместителем начальника «Вилюйгэсстроя», который в то время был самым крупным производственным строительно-монтажным объединением на всем Северо-Востоке нашей огромной страны. Его штаб-квартира находилась в Мирном, а в состав входило несколько трестов, расположенных в разных местах республики. Мы занимались возведением объектов алмазодобывающей промышленности, энергетики, строили целые новые города.
Мне очень нравилась моя работа. Свое будущее я строил с «Вилюйгэсстроем», потому что начинал в нем работать молодым специалистом и всей судьбой связан был со своим предприятием, со своим трудовым коллективом, вырос в нем. Мне все было дорого на нашем предприятии.
Но вот однажды в один вечер, уже глубокой осенью, мой начальник, выдающийся руководитель, строитель, Анатолий Петрович Рябов, пригласил меня и говорит: «Вячеслав, тебя вызывают в обком партии. Я, как ты знаешь, только что вернулся из Якутска, поэтому имею представление, о чем там пойдет речь. Тебя хотят рекомендовать на работу в обком партии. Я понимаю, что для тебя нет ничего в жизни важнее «Вилюйгэсстроя», ты вырос у нас в коллективе, прикипел душой и свое будущее связываешь с нашим предприятием».
Действительно, как я уже сказал, я связывал свое будущее с ним, потому что нас ждала большая работа. Например, мы собирались строить еще несколько электростанций: в Кысыл-Сыре Вилюйского улуса тепловую газовую, в Мирнинском районе четвертую Вилюйскую ГЭС, так называемую Чиркуокскую. У нас шла подготовительная работа к началу строительства Адычанской ГЭС в Верхоянском районе. Минэнерго СССР предполагало, что, возможно, «Вилюйгэсстрой» начнет строить электростанции на Камчатке. Короче говоря, впереди ждала большая работа. Мне 33 года. Всё впереди. А тут такой неожиданный поворот. Я, конечно, растерялся сначала, а потом Анатолий Петрович сказал такую фразу: «Ну, партийная дисциплина есть партийная дисциплина, тебе надо лететь, раз тебя вызывают. Конечно, мы хотели бы, чтобы ты работал у нас. Ведь ты вырос в нашем коллективе. Нам трудно будет с тобой расставаться. Но имей в виду, когда будешь принимать решение, что горечь от неиспользованных возможностей всегда сильнее, чем горечь от каких-то поражений и неудач». Ну, с тем напутствием я и улетел.
В обкоме партии мной, естественно, занимался отдел строительства под руководством Виктора Петровича Кудрина, замечательного человека, который очень много сделал для республики, был широко у нас известен. Но мне, кроме строительного отдела, надо было пройти еще собеседование в отделе оргпартработы. Руководил им тогда Артур Николаевич Алексеев. А надо понимать, что в партийной структуре ключевое положение занимал именно этот отдел. От него зависел подбор кадров. Естественно, мне надо было пройти собеседование в орготделе. И не просто с рядовыми работниками, меня пригласил непосредственно Артур Николаевич и начал со мной неспешную беседу.
Он был в курсе дела, что я настроен, в общем-то, против перевода в обком и хотел бы остаться в «Вилюйгэсстрое». Но начал он не с этого, а стал расспрашивать, как идут дела на стройке, вспоминать наши трудовые коллективы, рассказал, как он там бывал. Артур Николаевич проявил достаточно большую осведомленность о том, что происходит, как развиваются у нас события, какие планы, проблемы, что нам еще предстоит решить вместе с обкомом партии.
И постепенно от задач «Вилюйгэсстроя» Артур Николаевич перешел к задачам, которые есть в Якутии в целом.
Я неплохо знал республику — у нас были подразделения и в Удачном, и в Айхале, и в Чернышевском, и в Светлом, и в Мирном, и в Ленске, и в Усть-Куте, и в Якутске, и в Нюрбе, и в Серебряном Бору. Во многих улусах, например, в том же Сунтарском, мы выполняли работы в качестве подрядчиков. Мне приходилось бывать во многих районах, поэтому было интересно, что же ждет дальше нашу республику. В это время как раз разрабатывалась Дальневосточная программа, которая впоследствии была утверждена Советом Министров и ЦК КПСС. Республика активно работала над ней.
Артур Николаевич мне рассказывал, как должна развиваться республика, причем всесторонне, по всем направлениям, отраслям. Он говорил и о том, что происходит на разных стройках республики, в том числе с кадровой точки зрения. Ведь он был орговиком, отвечал за кадры, и рассказал, что вот, предположим, в Депутатском выросла неплохая плеяда хороших руководителей, на которых можно опираться. Там постепенно, за много лет, сформировались сильные трудовые комсомольско-молодежные коллективы. С другой стороны, там же есть определенная прослойка людей, которая является профессиональным противником советской власти, то есть имеются проблемы идеологического характера. Рассказывал мне про ситуацию в Нерюнгри. О том, что там сложились мощные трудовые коллективы, но существуют также не совсем правильные отношения между руководителями разных предприятий, и этим надо заниматься.
Рассказывал, как необходимо построить железную дорогу для того, чтобы изменить ситуацию в республике. И какие трудности нам предстоят с созданием новых трудовых коллективов БАМовцев, которые должны работать на АЯМе. Артур Николаевич подробно описал, какие проблемы есть в Алдане. В Алдане тогда намечались гигантские стройки, был вновь создан строительный трест «Алданстрой», но были кадровые проблемы.
Он затронул тему, как организованы взаимоотношения с союзными министерствами. В то время, в 1986-м году, уже началась перестройка и выявились и противоречия в партийной среде на уровне обкома, ЦК КПСС. А в целом речь шла о том, какие грандиозные задачи стоят перед республикой, сколько много надо сделать.
И в заключение Артур Николаевич сказал: «Вот этим вам и предстоит заниматься». Как будто бы вопрос уже решен. Но он настолько меня увлек этим разговором, что у меня действительно закрались сомнения. Я подумал: «Вот это да, вот это масштаб». Но все равно не преминул высказать соображения, что по тем или иным причинам я хотел бы остаться на своей прежней работе. Артур Николаевич сказал мне всего три слова: «Будет трудно, но интересно». И подписал какую-то бумагу. Как я понял, он визу поставил на решение бюро обкома партии. И как бы все – считайте, вопрос решен. Мне нужно было явиться на следующий день в 10.35 на заседание бюро обкома партии при галстуке и с партийным билетом.
Но я все равно всю ночь не спал, еле-еле дождался этих 10.35 и приготовил речь, как убедить членов бюро, что там мое место — на прежней работе. Но бюро проходило на самом деле не больше тридцати секунд. Вел бюро второй секретарь обкома партии Владислав Павлович Шамшин, которого я знал по работе в Мирном, он был у нас когда-то первым секретарем Мирнинского горкома партии. Он говорит: «Товарищи члены бюро, вот Штыров Вячеслав Анатольевич, рекомендуется назначение на должность замзавотдела строительства». Я, говорит, не буду вам зачитывать его характеристики и все остальное. Проще говоря, я лично его знаю, рекомендую. Кто за это? Они проголосовали и ни слова меня не спросили. Говорят: «Коммунист Штыров, приступить к новым обязанностям».
Я часто возвращаюсь к тому моменту. Почему? Потому что на меня глубокое впечатление произвела встреча с Артуром Николаевичем Алексеевым, она мне запомнилась на всю жизнь. Меня он удивил широтой взглядов, суждений, основательностью. Он хотел мне показать перспективы, и поэтому разговор со мной начал не с того, что вот, мол, вам положено по нашему партийному уставу то-то и то-то, будьте добры – исполняйте. А рассказал, какая трудная, нужная, интересная работа предстоит в будущем.
У Артура Алексеева была серьезная подготовка, и практическая, и теоретическая
— Я думаю, он поступил так, потому что к тому времени уже сам прошел подобный моему путь и понимал, что к чему. Ведь он выходец из рабочей семьи, закончил в Омске Сибирский строительный институт по специальности «Автодорожное строительство». Приехал молодым специалистом, начинал с низовых должностей, примерно как и я непосредственно на производстве, на строительстве автомобильных дорог. Работал мастером-геодезистом, прорабом. Немного проработал в управлении, в производственно-техническом отделе. Это очень важно для роста специалиста, для понимания сути дела.
Потом перевели его на работу в Совет Министров Якутской АССР, где он работал в Департаменте дорожного строительства по своей специальности. Тоже школа, теперь уже государственная работа. Артур Николаевич знакомился с тем, как эти стройки выглядят с государственной точки зрения, как они должны финансироваться, какое имеют значение для экономики и жизни людей.
Потом через какое-то время, его избрали сначала вторым, а потом и первым секретарем обкома Комсомола. Так же, как и я, тогда он совершенно не представлял себя на общественной работе. И пришлось осваивать совершенно новую сферу деятельности, научиться общаться с людьми, стать общественно-политическим деятелем, а не просто специалистом в области народного хозяйства.
Он окончил Высшую партийную школу, а потом работал первым секретарем Усть-Майского райкома партии. Первый секретарь — это по нынешним временам глава администрации района, но на самом деле круг его задач и полномочий был пошире, чем глав администрации сегодня. И ответственность была выше.
То есть Артур Николаевич прошел серьезную школу, и не зря он со мной построил так беседу — искренне пытаясь меня убедить в правоте нашего дела. И ему это удалось.
Потом мы работали вместе в обкоме партии. Я уже говорил, что тогда разрабатывалась программа развития Дальнего Востока, мы были вовлечены в эту работу. А кроме того, начались перестроечные процессы.

Помните, сначала это все было безобидно, переход на хозрасчет, первая модель хозрасчета, вторая, самостоятельность предприятий, новый хозяйственный механизм и так далее. Но уже тогда при проработке этих вопросов, при формировании подхода к их реализации в нашей республике, на разных совещаниях, в рабочих группах, где мы обсуждали эти вопросы, чувствовалась большая подготовка Артура Николаевича. И практическая, и теоретическая. Он наизусть мог процитировать некоторые выдержки из работ Карла Маркса, Ленина и других классиков марксизма. Но самое главное – у него было глубокое понимание, что вот это да, надо делать, необходимо сейчас, но вот это уже переступает границы и рано или поздно скажется негативно на жизни всего нашего общества. И не только по экономической части.
Этот его взгляд на происходящее заставил всех нас обдумывать очень осторожно все шаги, что в конечном итоге потом нам помогло при реальном переходе к рынку уже в 1990-е годы.
Так судьба сложилась, что в 1988-м году меня отправили учиться в Академию общественных наук при ЦК КПСС, а Артур Николаевич стал первым секретарем Якутского горкома партии. Тогда были бурные годы, разгар политической борьбы конца горбачевского периода, когда уже дело шло к тому, что горбачевско-яковлевская клика взяла курс на развал нашей страны, на уничтожение Советского Союза, на откровенное предательство. И, конечно, в субъектах федерации началась идейно-политическая борьба. Вот тогда Артур Николаевич проявил себя как выдающийся человек, выдающийся организатор, выдающийся защитник прав трудового народа и советского строя. Но, к сожалению, ему не удалось, как и нам всем, справиться с нахлынувшим грузом этих проблем развала Советского Союза.
Я вернулся из Академии, меня досрочно отозвали, был назначен министром строительства Якутии. И застал самый эпилог, финал. 1991-й год, ГКЧП предпринял попытку остановить развал Советского Союза. Попытка эта, к сожалению, не удалось, дальше была победа Ельцина, разгром партии. И Артур Николаевич здесь проявил себя как настоящий человек, патриот, коммунист. Он не ушел в сторону, пока не завершил работу по устройству всех своих коллег по партийной работе, чтобы избавить их от гонений. Было очень много вопросов с партийными документами, с партийными кассами, которые он решил так, чтобы не навредить ни одному коммунисту, члену партии.
Был проработан план партийной работы в подполье на случай, если КПСС будет запрещена в России. А затем Артур Николаевич активно занялся созданием новой партии. Он видел, что КПСС к тому времени фактически самораспустилась. А КПРФ тогда вообще не существовала, только в замыслах была.
Он начал создавать Коммунистическую Рабочую Партию Якутии, самостоятельно, под своим руководством. И создал ее. Она появилась уже в начале 1992 года. И только в последствии, когда была создана КПРФ, общероссийская коммунистическая партия, наша Коммунистическая Рабочая Партия Якутия самостоятельно вошла в состав КПРФ.
То есть Артур Николаевич опередил события, опередил жизнь. И до сих пор отделение КПРФ у нас в республике занимает, как мне кажется, важную роль в общественно-политической жизни. Выражая интересы довольно широкого круга трудящихся во всех решениях, партия служит стабилизатором при принятии решений на законодательном, исполнительном уровнях власти. И пользуется до сих пор авторитетом. Начало этому положил Артур Николаевич со своими организаторскими способности и умением предвидение будущее.
Нам нужен был человек абсолютно неподкупный, кристально честный
— В конце 1991 года состоялись первые президентские выборы в нашей республике. Михаил Ефимович Николаев был избран подавляющим большинством голосов. У него был огромный авторитет и личные качества, которые нравились многим людям. Я участвовал в выборах вместе с Михаилом Ефимовичем как кандидат в вице-президенты, а после избрания был назначен премьер-министром, руководителем Кабинета министров Республики Саха (Якутия).

И началась работа над вхождением в рынок. Помните, это была гайдаровская реформа, шоковая терапия, обвал всего и вся, полная неразбериха, ералаш, развал всей системы управления. В этих условиях надо было стабилизировать работу всего народного хозяйства, взять на себя функции, которые не были свойственны раньше ни Совету Министров Якутской АССР, ни другим органам государственной власти в нашей республике. Это — управление союзными предприятиями, потому что в Москве не осталось союзных министерств, некому было организовать их работу, поиск денег, материально-техническое снабжение. Пришлось нам всем заниматься. Круг проблем был широчайший.
Кабинет министров республики выработал план поэтапного перехода к рынку, состоящий из восьми специальных блоков. Началась его поэтапная реализация в республике. И нам удавалось лучше, чем другим субъектам федерации, избежать разрухи, поддерживать относительную стабильность экономики и социальной сферы.
Но мы понимали, что этого недостаточно, потому что сами по себе рыночные условия, которые создавались в российском государстве, не могут привести в наших специфических условиях Крайнего Севера к тому, что республика начнет бурно развиваться. Тем более, что мы подошли к началу этих тяжелых 1990-х годов с массой недоделанных дел.
Было начато строительство железной дороги, но не закончено. Депутатский горно-обогатительный комбинат так и не был введен на полную мощность. Вилюйская ГЭС-3 так и не была достроена, газовая промышленность только начала становиться на ноги и застыла в своем развитии. Были большие проблемы с работой «Якутугля».
Мы понимали, что сам по себе рынок эти задачи не решит, нам надо что-то большее. А каждый наш проект, за который брались, превосходит, с одной стороны, возможности республики, а с другой — имеет общероссийское, или, по меньшей мере, общедальневосточное значение. Например, Южная Якутия. Без дальнейшего развития угольной промышленности невозможно было содержание электростанций на Дальнем Востоке. А нам надо было четыре новых угольных шахты строить, Эльгой заниматься. Огромные стройки федерального значения. Это я в качестве примера привожу. Точно также с Вилюйской ГЭС надо было подавать электроэнергию не только для нашей республики, но и на север Иркутской области, в район Бодайбо. Потому что там предполагался дефицит электроэнергии. То есть любой проект, за который мы брались, превосходил рамки нашей республики.
Вот почему тогда вместе с Михаилом Ефимовичем Николаевым было выработано решение, что помимо задач по стабилизации народного хозяйства, по планомерному переходу к рынку, нам надо разработать долгосрочную программу развития республики и привлечь ее к выполнению федеральные органы власти, потому что ее масштабы явно превосходили наши возможности.
И вот в 1993 году в республику приехал Президент России Борис Ельцин. Все ожидали, что начнется очередная раздача слонов и пряников, что республика будет что-то выпрашивать у Ельцина, а Ельцин с барского плеча что-то нам даст. Например, те или иные полномочия или денег.
На самом деле приезд Ельцина закончился указом Президента России о социально-экономическом развитии Республики Саха (Якутия). Но в этом указе был один-единственный важнейший пункт — Правительство Российской Федерации совместно с Правительством Республики Саха (Якутия) должны разработать федеральную (я подчеркиваю – федеральную) целевую программу социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2005 года.
Началась работа над этой программой, были созданы органы управления.
Когда встал вопрос, как ее разрабатывать, то с методической точки зрения все было понятно. Мы, конечно, опирались на огромный массив разработок еще советского времени, начиная с Максима Кировича Аммосова. Это была основа, с которой можно было стартовать при разработке нового плана. В свою очередь, наши проработки 1990-х годов послужили основой для знаменитой Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года, которая была разработана много позже, в 2007 году, почти 20 лет спустя.
А когда началась разработка той нашей первой программы 1990-х годов, было решено, что руководителем ее будет Артур Николаевич Алексеев.
Мы создали мощный творческий коллектив, по поручению правительства Российской Федерации работали и наши ученые, и федеральные. Пришлось очень тесно взаимодействовать с федеральным Правительством, с федеральными министерствами и ведомствами. Конечно, в первую очередь это была задача Правительства Республики Саха (Якутия), но огромную роль играла и администрация программы и ее руководитель Артур Николаевич Алексеев.
Артур Николаевич сумел в Москве, как говорится, проложить тропинки. Хотя понятно, что возглавляли разные министерства и ведомства его идеологические противники. Но он переборол себя и сумел найти с ними общий язык в интересах республики. Программа была успешно разработана. Я докладывал о ее содержании как вице-президент республики на заседании тогдашнего федерального черномырдинского Правительства. Она была принята.
Начали работать над ее реализацией. Изюминкой этой программы было не только содержание — набор значимых проектов и направлений работы, но самое главное — система управления программой. Была создана Коллегия программы, в нее входили поровну представители федеральных министерств на уровне заместителей министров и Правительства Республики Саха (Якутия) на уровне его руководителей. То есть в управление этой программой были вовлечены и федеральные, и республиканские органы, и в равной мере они отвечали за ее выполнение. Именно поэтому многие вопросы удавалось решать на московском уровне.
А кроме этого, практическую деятельность вела администрация программы и фонд развития программы, где аккумулировались денежные средства на ее реализацию. И руководителем администрации и руководителем фонда одновременно был Артур Николаевич Алексеев.
Почему именно он был тогда назначен? Потому что у него был широчайший диапазон знаний, умений наладить взаимодействие с разными людьми, независимо от их политических предпочтений. Кроме того, мы понимали, что над нами будет жесточайший контроль с точки зрения расходов финансовых средств, потому что в фонд идут и федеральные средства, и средства республики, и привлеченные.
Контрольно-ревизионное управление Минфина России нас постоянно проверяло, контрольные органы Республики Саха (Якутия) — тоже. И нам нужен был человек абсолютно неподкупный, кристально честный. Тем более, что часть средств на выполнение программных мероприятий мы должны были еще и сами заработать. И для этого создавали коммерческие структуры под фондом реализации программы. Нужно было, чтобы все было предельно прозрачно, выверено, четко. И Артур Николаевич, конечно, блестяще справился с этой задачей.
Вы представляете себе, что такое были 1990-е годы?! Это был полный развал всего и вся. Огромные неплатежи. Банкротство 90 процентов всех предприятий, которые были в республике. Невыплаченная зарплата. А в целом в Российской Федерации ситуация была еще хуже. И все равно программе удавалось по кусочкам, понемногу, аккумулировать разного рода средства. При помощи этих средств поддерживались наши важнейшие проекты. Еле-еле теплилось строительство Амуро-Якутской железнодорожной магистрали, но программа все-таки его финансировала. Еле-еле теплилось строительство Вилюйской ГЭС-3, но оно не прекращалось, и в критические моменты все-таки какие-то ручейки денег удавалось для него аккумулировать. Только благодаря этому эти стройки и выжили. Постепенно программа набрала авторитет, и Артур Николаевич проявил себя как блестящий организатор действительно серьезного, федерального уровня.
Потом обстоятельства сложились так, что я в связи с необходимостью был переведен на другую работу, в акционерную компанию «АЛРОСА». Андрей Шаповальянц, министр экономики России, сопредседатель программы с российской стороны, тоже перешел на другую работу. Внимания к программе стало меньше. Вскоре она и совсем была свернута. Тут были и политические мотивы, на которых я сейчас не буду останавливаться.
Артур Николаевич перешел на работу в одну из строительных организаций. А потом вообще остался без работы, занимаясь в основном партийными делами на общественных началах как руководитель нашего партийного рескома и будучи помощником председателя Госдумы Геннадия Николаевича Селезнева.
Артур Николаевич справился со сложнейшими задачами по реанимированию транспортного комплекса Якутии
— В 2002 году состоялись новые выборы Президента Республики Саха (Якутия). Было сформировано новое Правительство Якутии. И, конечно, мы должны были пройти сначала тяжелый путь стабилизации народного хозяйства. Был разработан пятилетний план социально-экономического развития республики. Конечно, он был посвящен прежде всего реструктуризации народного хозяйства республики, выводу его из кризиса, срочному решению первоочередных задач.
Но уже тогда, как и в 1990-х годах, было понимание того, что нам нужен большой, долгосрочный стратегический план, на основе которого можно было бы модернизировать действующие, создать совершенно новые отрасли народного хозяйства. Совершить рывок в экономическом развитии и на базе этого обеспечить решение социальных задач. Мы понимали, что ключевым вопросом как для решения текущих проблем задач, так и будущих задач, конечно, являются транспорт, логистика, снабжение, то что мы называем инфраструктурой. Без этого невозможно ни стабилизовать работу народного хозяйства, ни двигаться куда-то вперед, как мы задумали, до 2020 года.
И встал вопрос о том, что возглавить этот блок экономики республики должен человек авторитетный, опытный, который смело возьмет на себя решение этой сложнейшей задачи. Потому что нам предстояло в ходе стабилизации работы народного хозяйства произвести реструктуризацию многих предприятий транспортного комплекса.
К примеру, у нас в то время было множество авиакомпаний, которые все были банкротами к 2002 году. За что ни возьмись, везде долги. За топливо заплатить нечем, людям, авиаторам платить нечем. Себестоимость топлива огромная, нас вытесняют со всех линий и так далее. Надо было весь этот комплекс объединить, очистить от долгов, что-то требовалось реструктуризировать, а что-то совсем обанкротить и так далее.
Было задумано создать две новые авиакомпании на базе всего разваленного старого. При этом предстояло решить долговые и имущественные проблемы, все вопросы с трудовым коллективом, с выплатами задолженности по зарплате, переводом специалистов на другую работу, с формированием нового кадрового состава авиаторов. Представляете себе, какая-то работа? Она сложна и в теоретическом плане, и в исполнении, требует напряжения сил и общения с людьми в такой нелицеприятной обстановке, когда кого-то сокращают, кого-то надо переводить куда-то…

С этой задачей Артур Николаевич справился. Была создана авиакомпания «Якутия», которая к середине 2000-х годов уже занимала девятое-десятое место по всем показателям среди 150 компаний Российской Федерации. Она была в десятке лучших в стране. Была создана авиакомпания «Полярная авиалинии», которая начала не сразу, но постепенно устойчиво работать. Было создано ФКП «Аэропорты Севера», которое объединило все аэропорты Якутии и послужило образцом для создания серии таких предприятий во многих регионах России. То есть был наведен порядок в авиации. По крайней мере, до 2010 года у нас особых проблем не было в авиационной отрасли. Это деятельность Артура Николаевича.
Я на этом примере показал, что в отрасли транспортного комплекса были такие большие проблемы, что для их решения необходимы были люди, которые могут, которым по плечу решение этих задач. Люди масштаба Артура Алексеева.
Или возьмем северный завоз. Сложнейшая ситуация. Вечная проблема поиска и мобилизации средств. Северный морской путь едва-едва функционирует, надо консолидировать большое количество кораблей, а на реке, также как в авиации, была масса мелких компаний, которые в убытках, загибают цены, и с которыми надо как-то работать.
В 2003 году случилась очередная засуха, и мы не могли вообще ничего завезти. В республике было объявлено чрезвычайное положение с завозом грузов, и к нам по нашему приглашению прибыл тогдашний председатель правительства Российской Федерации Михаил Касьянов для решения всех наших вопросов. В итоге с навигационными задачами справились в невероятно сложной ситуации.
И в целом до тех пор, пока Артур Николаевич был у нас вице-премьером, отвечающим за логистику и транспортный комплекс, не было ни одного случая срыва навигации. Не было ни одного случая срыва завоза важнейших товаров народного потребления и производственного назначения. Уже тогда начало прорабатываться и впервые создаваться то, что сейчас получило в республике широкое распространение под руководством главы нашей республики А.С.Николаева — создание логистических центров в арктических улусах. Тогда была налажена система закупки для поставок в регионы Крайнего Севера продукции наших местных товаропроизводителей, особенно аграрного сектора. Все это работало.
Артур Николаевич сыграл огромную роль в развитии железнодорожного транспорта в республике. Самое первое совещание, которое провело новое Правительство Якутии в 2002 году, было посвящено реанимации строительства Амуро-Якутской магистрали. Мы должны были закончить первый этап до Томмота, открыть пассажирское движение, и дальше двигаться на Якутск. Конечно, нужно было много вопросов решать в правительстве Российской Федерации, в Министерстве транспорта России, выколотить деньги. Этой работой как раз мы вместе с ним и занимались. Вы помните, приглашали в республику зампредов российского правительства, федеральных министров. Они приезжали, облетали города и веси республики, мы им показывали реальные транспортные схемы, состояние путей и складского хозяйства, доказывали необходимость строительства железной дороги.
Удалось нам подготовить постановление Правительства России, которое было принято. Конечно, главным действующим лицом его продвижения было Правительство Республики Саха (Якутия). Конкретно — куратор строительства Амуро-Якутской железнодорожной магистрали Артур Николаевич Алексеев. Поэтому его заслуга в области транспорта, железнодорожного строительства одна из первейших у нас в Республике.
Любимое его дело — это автомобильные дороги. Был создан специальный план развития опорной сети автодорог республики. Федеральная дорога «Колыма» начала приводиться в нормативное состояние. Под руководством Артура Николаевича были ликвидированы грунтовые разрывы на этой дороге, построены три больших моста. И таким образом открылся прямой путь от самого Якутска до Магадана. Остался единственный барьерный объект — мост через реку Алдан, который сейчас планируется к строительству. А до этого этот путь был только на карте. Были ликвидирован грунтовые разрывы и на автодороге «Вилюй». А когда она была передана в федеральную собственность, началась серьезная работа по строительству автодороги, по ее асфальтированию, по строительству мостов, по продолжению на Иркутск. К сожалению, сейчас часть работы на участке от Мирного до Иркутска как-то заглохла.
Много Артур Николаевич уделял внимания знаменитой дороге «Лена». В 2005 году мы с ним намеренно пригласили на нее корреспондентов со всей страны и объявили, что это худшая дорога в мире. За это Артуру Николаевичу досталась на орехи в Министерстве транспорта Российской Федерации. Там обиделись, что их опозорили. Но мы решили свою задачу, деньги на дорогу выколотили. И «Лена» — более-менее нормальная дорога.
Активно развернулось строительство и республиканской дорожной сети.
Подытоживая, могу сказать, что Артур Николаевич на практической государственной хозяйственной работе проявил себя как великолепный организатор со стратегическим мышлением и практической хваткой.
Артур Алексеев не терпел несправедливости и на словах, и на деле
— У меня до сих пор самое лучшее впечатление о нашей совместной работе. Ну, работа работой, конечно, нам приходилось общаться в разных обстоятельствах, на каких-то общественных и личных мероприятиях, на той же рыбалке вместе бывать. И я мог наблюдать, насколько широк круг его интересов, знаний. Как он интересуется всем. Например, археологией. Он бывал на археологических раскопках. Многое знал из истории Якутии, занимался теоретическими вопросами обществоведения и экономики. Артур Николаевич всегда, в любую свободную минуту, был обложен разного рода литературой, изучал, читал. А с другой стороны, всегда был открыт для общения с людьми, для задушевных разговоров и принципиальных споров.

Когда он понимал, что в чем-то уступил в споре, не лез на рожон, не настаивал — да я, да мы… А наоборот, возвращался к этому вопросу, тщательно изучал подоплёку дела и вновь доказывал свою правоту или признавал, что да, вот где-то он ошибался. То есть он основательный, фундаментальный человек. Человек многих привлекательных чисто человеческих качеств. И самое главное, со стержнем, с принципами, честнейший человек большого внутреннего благородства. Простой человек из рабочей семьи.
Сейчас многие люди задумываются над вопросами — а что происходит вообще с нашей страной? Почему мы вынуждены возвращаться на те позиции, на которых мы когда-то были уже в советское время и с трудом их восстанавливать? Какова наша история? И волей-неволей возникает вопрос, почему распалось наше государство Советский Союз? Можно встретить массу объяснений, причин, начиная от деятельности предателей нашей страны во главе с руководством Горбачевым, Яковлевым, можно копнуть еще глубже к Андропову.
Можно сказать о том, что неудачная была косыгинская экономическая реформа, которая и привела к дефициту всего и всея, превалированию валовых показателей, к разбалансированности народного хозяйства. Можно говорить о происках внешних врагов, ЦРУ, Алена Даллеса…
Это все, наверное, правильно, но я все-таки думаю вот о чем. Я вспоминаю слова Фиделя Кастро. Он говорил, сама природа человеческая, природа биологическая, такова, что все время толкает людей к алчности, властолюбию, зависти. И поэтому она все время воспроизводит, даже в самом гармоничном обществе, черты уродливых обществ, черты капитализма. И поэтому главнейшая задача, конечно, воспитание нового человека.
Это, конечно, не новость, потому что об этом говорили и классики марксизма, достаточно почитать Иосифа Виссарионовича Сталина. Вот этого не удалось нам сделать – воспитать нового человека. Хотя пример Артура Николаевича показывает, что такие люди появились в результате жизни нашей страны. И он был не одинок, но один из многих таких ярких людей.
На мой взгляд, Артур Алексеев — человек из будущего. В будущем не годится эта система, которую мы создали. Система неравенства, система угнетения, система господства одних людей над другими. Это все уйдет в прошлое. Нужны будут новые люди, которые не терпят этого.
Артур Николаевич был именно таким человеком, который не терпел этого и на словах, и на деле. Вот почему я говорю, что он из будущего, хотя жил рядом с нами. Наверное, именно поэтому такое внимание к его персоне, к его работе. А что касается себя, то я могу сказать, что для меня это действительно был очень значимый, важный человек, с которым я сверял свои поступки. Не во всем мы были согласны с ним, у нас были разного рода споры, но для меня было очень важно знать его мнение, точку зрения.
Он оставил свой след в республике, который еще найдет своих историков, исследователей, которые расскажут, что происходило в бурные конец 1980-х и 1990-е годы. В чем он был прав, что нам надо брать из его наследия. Это настоящий коммунист, прямой продолжатель дел Максима Кировича Аммосова и всей плеяды тех людей, которые в 1920-е годы создали нашу республику.