Умение видеть перспективу
15/06/2021
Закончив Академию общественных наук при ЦК КПСС и защитив кандидатскую диссертацию, в 1991 году В. А. Штыров возвращается в Якутию и его назначают министром строительства.
Время было сложное, в стране произошли радикальные изменения. Республика Саха (Якутия) после принятия Декларации о суверенитете в составе Российской Федерации, подписания Федеративного договора, заключения ряда соглашений с Правительством России осуществляла политику формирования государственности, укрепления экономической самостоятельности. Эти процессы не могли не отразиться на деятельности отдельных министерств и ведомств.
В этот период Вячеславу Анатольевичу как министру строительства пришлось, в первую очередь, учитывать динамику и многообразие происходящих изменений в экономике республики. Налицо было расширение и усложнение круга вопросов, решаемых в стенах министерства. Но, как говорится, министр В. А. Штыров не был новичком в строительной сфере, не был «кабинетным» руководителем. Путь, пройденный им от рядового прораба до заместителя начальника крупного строительного объединения «Вилюйгэсстрой», позволил новому министру в краткие сроки войти в курс дела, наметить магистральные пути развития строительного комплекса республики.
Между тем В. А. Штыров лучше, чем кто-либо, понимал то, что строительство — это самая тяжёлая отрасль в условиях перехода к рынку. У потенциальных заказчиков не было средств для строительства. В целом по Российской Федерации в те годы строительство на собственное развитие получало самый низкий процент капитальных вложений от объёма национального дохода. Во весь рост в республике встала проблема производства строительных материалов. Явно обозначился технологический кризис. Те материалы, которые производились в республике, стали дорогостоящими и на порядок устарели. Вячеслав Анатольевич взялся за работу, засучив рукава, недаром темой его кандидатской диссертации была перестройка строительного комплекса на примере Якутии.
Начало девяностых годов было временем, жить в котором было и трудно, и интересно. На конец 1991 года были назначены первые выборы Президента республики. В. А. Штыров принимает предложение М. Е. Николаева и дает согласие идти на выборы в качестве вице-президента. В одном интервью, которое дал вице-президент после победы, Вячеслав Анатольевич обронил: «Я дал согласие после долгих раздумий».
И действительно было о чём подумать. Он хорошо знал социально-экономическое состояние республики, положение дел на селе. Будучи Министром строительства, он побывал во многих районах республики, видел сельское бездорожье, социальные проблемы, сравнивал уровень жизни на селе и в промышленных центрах. Думал он в те дни и о личности Михаила Ефимовича Николаева, которого неплохо знал длительное время.
Было ясно, что в ведении Президента республики будут политические, государственные вопросы. Вице-президент должен был заниматься социальноэкономическими проблемами. В интервью, данном в январе 1992 года, сразу после избрания, на иронический вопрос корреспондента о возможных разногласиях с Президентом Вячеслав Анатольевич открыто и честно ответил: «По многим принципиальным вопросам наши взгляды сходятся. А в повседневной, практической работе достаточно сложно быть всегда единодушными. Но мы все хорошо понимаем, что слово Президента должно быть окончательным и решающим». И эти слова не разошлись с его делами.
В. А. Штыров начал свою работу в качестве вице-президента на исключительно трудном этапе развития республики. Ему пришлось в этот период принимать ответственные решения по самым важным вопросам социально-экономического развития. Уже в апреле 1992 года произошли события большой политической и экономической важности. На внеочередной XI сессии Верховного Совета республики была выработана позиция Якутии по отношению к Федеративному договору, что дало возможность нашей делегации подписать этот договор. Республика заняла своё место в политической структуре России, получив при этом максимум возможностей для принятия самостоятельных решений по коренным вопросам социально-экономического развития. Под руководством В.А. Штырова в этот период шло создание механизмов взаимодействия между двумя правительствами, министерствами Республики Саха и Российской Федерации. Это была длительная и многоплановая работа. Вячеслав Анатольевич хорошо понимал, что именно эта работа позволит заложить основы самостоятельной экономической политики, направленной на то, чтобы реализовать потенциал республики на благо народа.
Между тем было ясно, что экономическая самостоятельность — не самоцель. Она должна служить развитию республики и созданию достойных условий жизни её граждан. Правительство Якутии разработало концепцию экономического строительства в условиях перехода к рынку, и это не было некой академической программой типа «500 дней».
В этой концепции была с самого начала заложена возможность её реализации. Впервые для регулирования общего состояния экономики были определены и связаны три параметра — политика заработной платы, политика цен и политика социальной защиты. В 1992 году в республике, по сравнению с другими регионами Российской Федерации, была самая высокая заработная плата. Правительство республики вернулось к вопросу контроля цен. Впервые в это время был взят курс на осуществление политики помощи конкретному человеку.
Сегодня, с высоты пройденного пути, начало девяностых годов кажется «золотым» временем для республики. Российская Федерация по многим экономическим вопросам шла навстречу инициативам республики. Якутия в то время считалась одним из политических лидеров среди регионов России. Во многом решения Республи
ки Саха сказывались на решениях других субъектов Федерации. Сравнительно легко, на взгляд обывателя, решались вопросы разграничения собственности между республикой и Федерацией, была создана компания «Алмазы России-Саха». Но все эти решения давались для республики непросто, потребовалась очень серьёзная, экономически обоснованная, тактически выверенная работа. И эту работу возглавлял вице-президент республики В. А. Штыров.
Оказалось, что подписанный Федеративный договор входит в противоречие с законами и постановлениями российского Правительства. Остро встал вопрос о разделе собственности. После долгих дебатов было подписано соглашение о разграничении собственности, без которого не могли работать ни Федеративный договор, ни экономическое соглашение. Благодаря настойчивости, дальновидности Вячеслава Анатольевича была реализована декларация о собственности республики.
Идея создания компании «Алмазы России-Саха» с самого начала вызывала бурное сопротивление центра, где не хотели терять власть над алмазами. Алмазная промышленность всегда была ключевой отраслью для республики, но такой же она являлась и для Российской Федерации. Для республики в то время это не давало практически ничего, кроме сильного воздействия на экологическую обстановку. Потребовалась очень большая работа, чтобы были подписаны документы о создании этой компании. Тогда, в 1992 году, уже было ясно, что вновь созданная компания со временем сравнится с самыми известными в мире алмазодобывающими фирмами. Была разработана концепция развития алмазо
бриллиантового комплекса, которая была принята на самом высшем уровне. Президент России Б. Н. Ельцин подписал Указ «Об акционерной компании по добыче и реализации алмазов «Алмазы России-Саха». 20 процентов алмазов стали оставаться в распоряжении республики.
В мае 1992 года В. А. Штырову было поручено исполнять обязанности Премьер- министра республики. Надо отметить, что это решение было вполне логичным в создавшейся ситуации. Практически вице-президент республики уже руководил работой исполнительной власти.
1992-1994 годы останутся у нас в памяти как время реформ Гайдара и «дикой» приватизации по Чубайсу. Гайдаровская реформа не учитывала ни нюансов северного завоза, ни особого положения северян, потому возникла критическая ситуация с кредитованием предприятий и самой жизнедеятельности населения. Ваучеризация, проведенная в России в сжатые сроки, нацеленная на то, чтобы всё немедленно продать и акционировать, была в республике проведена, если можно так выразиться, мягко. Ваучеры действовали в республике, но основные предприятия всё же остались под контролем государства.
Благодаря тому, что во главе Кабинета министров стоял в те бурные годы реформ именно В. А. Штыров, экономика республики выстояла, социальное напряжение не достигло опасного порога. Просматривая газеты тех лет, можно судить о том, каково было «рулить» вопросами социально-экономического развития, когда положение дел доходило до введения чрезвычайного экономического положения. В частности, из-за отсутствия кредитования завоза грузов. Авария в Депутатском… Проблемы становления компании «Алмазы России-Саха»… Создание гранильной промышленности в республике. Реформирование крупных предприятий: «Куларзолото», «Депутатсколово», шахты «Сангарская»… Проблемы села, падение сельскохозяйственного производства. Это далеко не полный перечень вопросов и проблем, которые стояли перед Правительством республики и перед премьер-министром.
У федерального Правительства в тот период не было какой-либо региональной политики в области промышленности. Хотя Правительство России возглавлял В. Черномырдин, гайдаровская политика продолжалась. Реформы шли полным ходом, но под другими вывесками. Так называемая шоковая терапия была безжалостной. Прилагая огромные усилия для стабилизации экономического развития республики, Вячеслав Анатольевич признался в одном из интервью: «Я не могу, как Премьер-министр, быть человеком, раздающим обещания. Я должен говорить всю правду. Коренного улучшения в социальной сфере, подъёма уровня жизни ожидать трудно».
Это было сказано в начале 1994 года. Но всё-таки, несмотря на все трудности, республике удалось выстоять в это сложнейшее время. Период бурных реформ Якутия прошла с наименьшими потерями среди других регионов Севера и Дальнего Востока. Несомненна в этом заслуга и Президента республики М. Е. Николаева, и Кабинета министров во главе с В. А. Штыровым.
При общем тяжёлом финансовом положении республики более или менее обнадёживающей становилась деятельность компании «Алмазы России-Саха». В эти годы она получила лицензию и квоту на экспорт, осуществила первую продажу алмазов на мировых рынках. По полному праву эту компанию можно назвать детищем, выпестованным В. А. Штыровым. Конечно, не под силу одному человеку было решение вопросов создания и развития такой компании, но упорство, целеустремленность Вячеслава Анатольевича позволили компании встать на ноги. Он был в числе тех немногих, кто ещё тогда, десять лет назад, говорил, что якутские бриллианты будут лучшими в мире. И время доказало это.
Вячеслав Анатольевич Штыров родился в Якутии. Это обстоятельство, на мой взгляд, сыграло огромную роль в его судьбе. По якутским поверьям то место, где отпала пуповина ребенка, будет счастливым для него и он всегда тянется душой в эти края. Закончив вуз, Штыров вернулся в Якутию, прошёл путь от прораба до руководителя крупной строительной организации, был направлен на учёбу в Академию общественных наук при ЦК КПСС. Вернувшись, он в сложнейших условиях гайдаровских реформ, будучи вице-президентом практически возглавлял экономический блок исполнительной власти.
В большой степени благодаря ему мы пережили без больших социальных потрясений и «500 дней», и ваучеризацию, и невыплаты зарплат Серьёзен его вклад в становление компании «АЛРОСА», которая и поныне остается единственной бюджетообразующей отраслью. Об этих годах его работы в республике добрым словом вспоминают многие.
Наталья Харлампьева
Народный Президент / А. В. Кривошапкин. — М.: ООО «АП СТОЛИЦА», 2015. —416 с., 333 ил.
ISBN 978-5-905379-38-3