Имеет огромный потенциал
15/06/2021
В восьмидесятые годы подготовке управленческих кадров придавалось огромное значение. В те годы была сложившаяся и хорошо зарекомендовавшая себя на практике система подготовки и выдвижения кадров. Молодые специалисты, окончившие учебные заведения, «обкатывались» на производстве, начиная свою работу с низовых ступеней по избранной специальности, а затем, если проявляли себя положительно, выдвигались на руководящие должности.
После окончания инженерно-строительного факультета Дальневосточного политехнического института им. Куйбышева такой же путь прошёл и Вячеслав Анатольевич Штыров. В 1975 году он свою деятельность начал мастером «ГОКстроя» в Мирнин- ском районе, затем стал прорабом, начальником строительного участка. Пройдя все ступени за десять с лишним лет, он стал первым заместителем начальника Управления строительства «Вилюй- гэсстрой», ответственным за вопросы производства этого большого коллектива.
В те годы «Вилюйгэсстрой» выполнял значимые в масштабе всей страны объёмы работ: началось строительство Вилюйской ГЭС-3, Юбилейнинского ГОКа, подземного рудника «Интернациональный» и других крупных промышленных комплексов. Хорошая профессиональная подготовка, умение организовывать людей, масштабно мыслить и тогда отличали Вячеслава Анатольевича, и его выдвижение было не случайным. Как перспективный молодой специалист он был взят в резерв кадров Мирнинского горкома и Якутского обкома партии.
В декабре 1986 года ему предложили перейти в аппарат обкома КПСС в качестве заместителя заведующего отделом строительства. В связи с этим будет не лишним сказать добрые слова в адрес ныне покойного Кудрина В. П., работавшего в те годы заведующим отделом строительства обкома и уделявшего много внимания выдвижению на партийную, советскую и хозяйственную работу молодых и перспективных специалистов из числа строителей. В середине 80-х годов без большого преувеличения можно сказать, что Якутия представляла собой большую строительную площадку.
Именно в эти годы интенсивно строился угольный комплекс в Южной Якутии, началось строительство железной дороги Беркакит — Томмот — Якутск, Вилюйской ГЭС-3, Адычанской ГЭС, Юбилейнинского ГОКа, быстрыми темпами шло строительство Депутатского оловорудного комбината, не говоря уже о других объектах стройиндустрии, сельского хозяйства, жилья и соцкультбыта. По действующей тогда системе партийные органы вплотную занимались хозяйственными вопросами и молодые специалисты, придя на работу в обком, расширяли свой профессиональный кругозор, шире становилась география их деятельности, накапливали неплохой управленческий опыт. В аппарате обкома такую школу прошёл и Вячеслав Анатольевич Штыров. В отделе строительства из числа молодых инженеров-строителей, прошедших соответствующую школу на строительных площадках, сложился неплохой коллектив.
Чтобы координировать деятельность не только разных строительных подразделений, но и других задействованных ведомств на упомянутых крупных стройках и установить последовательный контроль, работникам отдела приходилось вникать во все детали, готовить предложения, а иногда и принимать самостоятельные решения. Нас, руководителей обкома, в молодом заместителе заведующего отделом строительства прельщало умение быстро и глубоко вникать в суть той или иной проблемы, убедительно аргументировать и настойчиво добиваться реализации своих предложений.
Чувствовалось, что в этом человеке заложен большой ответственный потенциал и надо было его дальше развивать. Летом 1988 года решением бюро обкома партии Вячеслав Анатольевич был рекомендован в Академию общественных наук при ЦК КПСС и, успешно сдав вступительные экзамены, стал аспирантом этого самого престижного тогда учебного заведения. Нам думалось, что после окончания Академии он будет рекомендован первым секретарем Мирнинского горкома партии. Но судьба распорядилась по-иному.
Действующая государственная система сменилась другой системой, изменились общественные, хозяйственные и личностные отношения, но и в этих условиях его потенциал был востребован. Штыров был назначен министром строительства республики, затем был избран вице-президентом, возглавлял Правительство республики.
В начале 90-х годов, когда страна перешла на рыночные отношения, было обилие деклараций и громких фраз, но многие не понимали их сути и были похожи на заблудившихся детей. В этих условиях достаточная теоретическая подготовка Вячеслава Анатольевича, его чёткая ориентация в новой складывающейся общественно-политической и экономической обстановке, твёрдая позиция в определении места Якутии помогли многим. Помню, как в начале 90-х годов он неоднократно выступал перед активом по сложным вопросам развития экономики и общественных отношений и на большом листе ватмана рисовал сложные диаграммы, приводил массу фактов и цифр и убедительно аргументировал свою позицию. Мы, депутаты Верховного Совета республики того периода, люди достаточно опытные, с большим вниманием слушали его выступления и делали для себя полезные выводы. Так делали не только депутаты, но и все те, кто слушал его публичные выступления и выступления на различных собраниях и совещаниях.
Вячеслав Анатольевич обладает даром убеждать людей. В этом ему помогает умение глубоко входить в содержание той или иной проблемы, внутренняя убежденность в правильности избранной позиции, умение и твёрдость в её отстаивании. Но это не значит, что он слушает только себя. В ходе общения с ним, когда он стал уже крупным руководителем, не раз замечал, что он умеет слушать других и на основе фактов вносит коррективы в свои позиции.
В умении Штырова отстаивать выработанные позиции убеждался не раз. Приведу лишь два примера.
В начале 90-х годов, когда началась ломка прежней экономической системы, очень остро встал вопрос законодательного урегулирования разведки, добычи и реализации драгоценных металлов и камней.
Это особенно касалось регионов, занимающихся добычей цветных металлов, и нас, где добыча золота и алмазов являлись бюджетообразующими. В федеральных органах была тенденция ключевые позиции в основном замкнуть в центре, а региональным органам и добывающим предприятиям оставить вспомогательные функции. Всё это должно было быть закреплено в законе, и в комитетах Верховного Совета Российской Федерации стали готовить проект закона о драгоценных металлах и камнях. Надо было найти подходы и защитить интересы республики в период подготовки законопроекта.
Предстояла задача выработать предложения, защищающие интересы регионов, на территории которых добываются драгоценные металлы и камни, и горнодобывающих предприятий, и добиться, чтобы эти предложения были заложены в проекте закона. По инициативе вице-президента Штырова В. А., он же тогда возглавлял и Правительство Республики Саха (Якутия), началась интенсивная подготовительная работа, были привлечены соответствующие ведомства и специалисты, хорошо разбирающиеся в горном производстве. Работа по обобщению материалов в основном проводилась в Комитете по развитию и размещению производительных сил Верховного Совета республики (я работал тогда председателем этого комитета).
Установили контакт с комиссией Верховного Совета России, с комитетами, участвующими в подготовке проекта федерального закона. Вскоре стало ясно, что интересы республики в одиночку невозможно защитить, нужно было объединить усилия всех регионов, занимающихся добычей драгоценных металлов.
Обратились к этим регионам и предложили подготовить своё видение проблемы, затем собраться и выработать общую линию. С помощью Корниловой З. А., работавшей тогда председателем комитета Палаты национальностей Верховного Совета Российской Федерации, вскоре в Москве собрались представители четырнадцати регионов. Многие области подготовили свои проекты закона, мы тоже подготовили. После детального обсуждения наш проект был признан лучшим и представители всех четырнадцати областей и краев делегировали нашей республике полномочия отстаивать их интересы.
При непосредственном участии Вячеслава Анатольевича начиналась плотная работа в комитетах Верховного Совета Российской Федерации, в комиссии по подготовке проекта закона. Были жёсткие споры, особенно с руководителями Комитета по драгметаллам и камням и Гохрана России. В этих спорах я ещё раз убедился в умении Вячеслава Анатольевича вести конструктивный диалог и где надо жёстко, а где чуть мягче, отстаивать выработанные позиции.
В результате этого нам в основном удалось защитить интересы горнодобывающих регионов. Когда проект закона был подготовлен, комиссия представила на обсуждение сессии Верховного Совета Российской Федерации. Закон был сложный, и сессия обсуждала его пять раз. Борьба началась на самой сессии, руководители Роскомдрагмета в лице Е. М. Бычкова и других никак не хотели уступить свои позиции.
Во многом благодаря твёрдой позиции Штырова, представляющего интересы четырнадцати горнодобывающих регионов, в сентябре 1993 года закон был принят и направлен на подпись Президенту страны. Но вскоре Верховный Совет России был расстрелян и закон не был подписан. Сложная судьба у этого закона. Первый созыв Государственной Думы слабо работал по этому закону, и он был принят лишь в 1997 году Государственной Думой второго созыва. С учётом федерального закона у нас в республике закон о драгоценных металлах и камнях был принят в 1998 году.
Это один пример умения Штырова убеждать людей и настойчиво проводить выработанную позицию.
Из практики общения с ним приведу и другой пример. В конце 1993 года появилась идея создать самоуправляемую Программу социально-экономического развития Якутии. После развала плановой системы федеральный Центр усиленно искал пути экономической связи с регионами, и тогда у руководства республики появилась мысль разработать соответствующую Программу со своим руководящим органом — Администрацией Программы и финансовой структурой для её претворения — Фондом реализации Программы. Основной мыслью программы было не только обозначить параметры социально-экономического развития республики до 2005 года, но и определить крупные объекты, имеющие общефедеральное значение, и добиваться их финансирования из разных источников, в том числе федерального бюджета.
Был собран соответствующий костяк во главе с А. Н. Алексеевым. Мне было поручено отвечать за разработку Программы. Группа эта работала под непосредственным руководством В. А. Штырова, являвшегося не только вице-президентом, но и руководителем Правительства Якутии. Нужно было быстро и качественно разработать саму Программу и на этой основе развернуть практическую работу.
Для разработки Программы были созданы временные творческие группы из числа московских и якутских учёных, и за довольно короткий срок она была разработана. Предстояла сложная работа по согласованию положений Программы в соответствующих федеральных министерствах и ведомствах и приданию программе федерального статуса. Руководство республики добилось, что Программа будет утверждена Правительством Российской Федерации. Сложность состояла ещё и в том, что наша Программа была чуть ли не первой в стране (параллельно с нами разрабатывалась программа Курильских островов, и надо было найти новые подходы во взаимоотношениях с ведомствами в центре и между предприятиями внутри республики с учетом складывающейся рыночной экономики.
Проект Программы был представлен во всех задействованных министерствах и ведомствах Российской Федерации. Их набралось больше тридцати, и каждое из них с учётом своих интересов дало замечания и предложения. Надо было за очень короткий срок рассмотреть эти замечания и предложения и внести изменения в проект Программы. Эта кропотливая работа была довольно успешно выполнена. Прежде чем представить Программу в Правительство Российской Федерации, нужно было обсудить её на Экспертном совете, созданном при Правительстве России. В этот Совет входили академики и все ведущие экономисты страны. Пройти через этот Совет было довольно трудно. Готовились к Совету тщательно, и выступил с докладом В. А. Штыров. Он очень убедительно раскрыл основные положения Программы и обосновал предстоящие задачи не только с учётом интересов Якутии, но и Российской Федерации. Быстро овладел вниманием этой весьма подготовленной аудитории и очень спокойно, убедительно ответил на все вопросы.
Экспертный Совет единогласно одобрил проект Программы и рекомендовал её для обсуждения в Правительстве Российской Федерации. Доклад на его заседании делал опять-таки В. А. Штыров. 5 февраля 1995 года Правительство России одобрило Программу и придало ей статус федеральной. Уникальность Программы состояла и в том, что ответственность за выполнение возлагалась не только на органы государственной власти Республики Саха (Якутия), но и Российской Федерации. Был выработан совершенно новый механизм управления её реализации. Высшим органом была определена Коллегия Программы, куда по распоряжению Председателя Правительства России входили первые или просто заместители семи ведущих министерств Российской Федерации, начиная с Министерства экономики, финансов и других. С якутской стороны в Коллегию тоже входили семь человек.
Эта схема управления Программой давала возможность оперативно решать все вопросы, в том числе финансовые. Программа начала успешно работать и приносить определённую пользу республике. Но, к сожалению, в конце 1997 года по политическим мотивам в республике началась ликвидация Программы.
Кто знал значимость программы, с сожалением констатировали уход Вячеслава Анатольевича на другую работу. Он был назначен президентом акционерной компании «АЛРОСА». Если бы В. А. Штыров оставался в руководстве республикой, всё было бы по-другому 2003
Юрий Прокопьев
Народный Президент / А. В. Кривошапкин. — М.: ООО «АП СТОЛИЦА», 2015. —416 с., 333 ил.
ISBN 978-5-905379-38-3