Формирование «большого» стиля
15/06/2021
В ноябре 1991 года кандидат в Президенты Республики Саха (Якутия) М. Е. Николаев назвал в качестве кандидата в вице-президенты В. А. Штырова.
Почему остановились на кандидатуре Штырова? Мне кажется, много было аспектов. Во-первых, политический — большое значение имел фактор национальности; во-вторых, В. А. Штыров был представителем алмазного региона, строительного комплекса. Кроме того, за ним не было никакой «истории» для «черного», как бы сейчас сказали, «пиара». И, безусловно, его деловые и человеческие качества: энергичный, уравновешенный, прошедший хорошую практику работы на производстве. Итог известен: преимущество пары Николаев — Штыров над второй — Черов—Шемчук было подавляющим.
После выборов Президент республики поручил своему вице-президенту подготовить структуру и внести предложения по составу Правительства Якутии, подключив к этому и меня. В первые новогодние дни 1992 года мы с Вячеславом Анатольевичем занимались этим, постоянно информируя М. Е. Николаева о ходе работы. Она была непростой, потому что в это время отраслевых министерств и ведомств Союза ССР уже не стало, а российских просто-напросто не было.
И на органы государственной власти Якутии замкнулась огромная работа по практическому управлению республиканскими предприятиями союзного значения в цветной металлургии, угольной промышленности, геологии, энергетики, связи, транспорте, строительстве.
Почти трое суток мы работали бок о бок, прерываясь разве что только на сон и еду. Мои первые впечатления о работе были весьма благоприятными. Штыров оказался человеком очень въедливым до мелочей, склонным к теоретизированию. Предложенная нами схема была принята, она состояла из трёх блоков: промышленного (добывающие отрасли, транспорт, энергетика), экономического (банки, экономические министерства) и социально-культурного блока, позже появился еще и агропромышленный блок. Руководство Правительством Президент республики поручил, именно поручил, вице-президенту.
Когда В. А. Штыров пришёл в Правительство республики, то первое, с чего он начал — занялся ликбезом. Обязательным атрибутом в зале заседаний стала переносная школьная доска, мел. Заседания Правительства при Штырове проходили долго, действительно были похожи на курсы по ликвидации безграмотности. Но это было необходимо — чего греха таить, все министры вышли из советской системы, адаптация к новым условиям хозяйствования проходила с трудом. Проблем тогда хватало, в частности, связанных с регулированием цен и доходов населения, налоговой политикой, разгосударствлением и приватизацией, но мы все учились. Учился и В. А. Штыров.
Вообще надо отметить, что он быстро обучается всему новому. В последующем, когда он возглавил акционерную компанию «АЛРОСА», поражало, как быстро Штыров осваивается в алмазном бизнесе. Иным руководителям такого гигантского предприятия нужны годы, чтобы охватить весь спектр решаемых вопросов, ему потребовалось совсем немного времени. Для него не было закрытых областей с точки зрения понимания технологии горнодобывающего и обрабатывающего производств, логистики, особенностей работы авиации или речного флота. Не имея базового геологического образования, В. А. Штыров в короткий срок изучил основные положения общей и алмазной геологии, иногда своими квалифицированно заданными вопросами ставил геологов в тупик. Он зачастую удивлял экономистов компании знаниями экономики предприятия. Правда, освоение проблематики сбыта алмазного сырья заняло немало времени, но и с этим он справился. Штыров понимал, что сырьевые запасы не вечны, а люди будут здесь жить, их надо будет кормить, учить, лечить. Я думаю, без него не было бы социальной сферы в «АЛРОСА» или она пришла бы в крайнее запустение. Он бережно относился ко всему, что было прежде наработано в «Якуталмазе», к его истории и достижениям. Вполне можно назвать этот период работы компании «штыровским». Потому что, как мне кажется, именно тогда воскресли дух корпорации, гордость алмазников.
Но всё это было потом, а начало 1990-х годов стало временем формирования «большого» стиля Штырова.
Он всё максимально пытался объяснить своим коллегам, партнёрам, оппонентам: рисовал любимые им колоночки, характеризовавшие, например, структуру бюджета,
затраты на себестоимость и прибыль естественных монополий, влияние налогов на баланс предприятий и другие показатели. Воспринималась эта «метода» по-разному: были и издёвки за спиной. Надо отдать ему должное, он реагировал на подтрунивание совершенно спокойно. Ведь для него было главным добиться от коллег взаимопонимания, создать коллектив единомышленников. В этом проявлялся один из важных принципов подхода Штырова к кадровым вопросам: он никогда не стремился расставить на ключевые должности близких к нему, как говорится, «своих» людей. Команда, как правило, формировалась из уже работающих до него специалистов.
При обсуждении важных вопросов Штыров всегда от специалистов требует деталей. Это также одна из особенностей его характера: во всём дойти до самой сути. При этом он не бывает мелочен, частности помогают ему создать общую картину и выделить основные проблемы.
Ещё одно неоценимое качество, которое я бы отметил, — это системность: любое дело он представлял во всей гамме внешних и глубинных взаимосвязей. В тот период в республике было более 20 программ по основным направлениям её развития. В 1993 году Штыров возглавил группу по подготовке комплексной долгосрочной федеральной Программы социально-экономического развития Якутии до 2005 года, участвовал непосредственно в разработке положений об администрации программы, был одним из руководителей коллегии этой администрации.
За внешним демократизмом Штырова присутствует несомненный авторитаризм. Но эта авторитарность такого рода: любой может высказать свою точку зрения, будут выслушаны все, но решение будет принято им. В этом, на мой взгляд, главное: принять и впоследствии отвечать за решение, не прикрываясь коллективной ответственностью.
Всё характеризует Штырова как сформировавшегося не только управленца-хозяйственника, но и политика. Он очень обучаем, делает это с удовольствием и постоянно чему-нибудь учится. Штыров — прекрасный знаток истории России, не только прочитал, но и всесторонне осмыслил то, что писали о якутах и Якутии Серошевский, Маак, писатели Софрон Данилов, Суорун Омоллоон, Кюннюк Урастыров и многие другие классики якутской культуры. Чтение для него это тоже работа, и к выбору книг подход очень продуманный.
Как и всякий человек, у кого есть голова на плечах, Штыров честолюбив, и в то же время не делает из своего честолюбия цель. Он очень компанейский человек, прекрасный рассказчик, особенно историй из серии собственных «мемуаров», причём делает это не без чувства самоиронии. При всём этом требователен, особенно к членам своей команды, твёрд, и даже порой бывает жесток с «раздолбаями». А своих родителей боготворит. Родители для него — это его собственная история, история своей семьи, которая передаётся из поколения в поколение. Не показная, а именно истинная любовь к Родине — основа его чувства патриотизма.
Конечно, и личностные, и деловые качества В. А. Штырова сформировались и воспитанием в семье, и достаточно суровой производственной школой в коллективе «Вилюйгэсстроя», и учёбой, и работой в областном комитете КПСС, но мне представляется, что именно в сложнейшие реформенные годы, когда во многих вопросах надо было брать на себя ответственность за судьбу всей республики в условиях быстро меняющейся экономической и политической ситуации, крайней неопределённости на неизведанных путях реформ, сформировался общий стиль его работы. Стиль системного анализа проблем, коллективного поиска решений, решительного и ответственного их исполнения.
Было бы наивным полагать, что всегда всё было гладко. В бурной первой половине 1990-х немало, как говорится, «наломано дров», были и субъективные ошибки руководителей. Это хорошо понимает и сам Вячеслав Анатольевич, но это было интересное время, когда, как мне кажется, Правительство Якутии было сплочённой командой, обеспечившей в труднейших условиях галопирующей инфляции сохранность экономики республики от развала. А если принять во внимание отсутствие централизованного руководства в России, то можно представить себе, как трудно было в этих условиях обеспечить управляемость во всех сферах производства. И заслуга в этом в значительной мере принадлежала руководителю Правительства.
Александр Матвеев
Народный Президент / А. В. Кривошапкин. — М.: ООО «АП СТОЛИЦА», 2015. —416 с., 333 ил.
ISBN 978-5-905379-38-3