15/06/2021

В ноябре 1991 года кандидат в Пре­зиденты Республики Саха (Якутия) М. Е. Николаев назвал в качестве канди­дата в вице-президенты В. А. Штырова.

Почему остановились на кандидату­ре Штырова? Мне кажется, много было аспектов. Во-первых, политический — большое значение имел фактор нацио­нальности; во-вторых, В. А. Штыров был представителем алмазного региона, стро­ительного комплекса. Кроме того, за ним не было никакой «истории» для «черно­го», как бы сейчас сказали, «пиара». И, безусловно, его деловые и человеческие качества: энергичный, уравновешенный, прошедший хорошую практику работы на производстве. Итог известен: преиму­щество пары Николаев — Штыров над второй — Черов—Шемчук было подавля­ющим.

После выборов Президент республи­ки поручил своему вице-президенту под­готовить структуру и внести предложения по составу Правительства Якутии, под­ключив к этому и меня. В первые ново­годние дни 1992 года мы с Вячеславом Анатольевичем занимались этим, посто­янно информируя М. Е. Николаева о ходе работы. Она была непростой, потому что в это время отраслевых министерств и ведомств Союза ССР уже не стало, а российских просто-напросто не было.

И на органы государственной власти Якутии замкнулась огромная работа по практическому управлению республиканскими предприятиями союзного значения в цветной металлургии, угольной промышленности, геологии, энерге­тики, связи, транспорте, строительстве.

Почти трое суток мы работали бок о бок, прерываясь разве что только на сон и еду. Мои первые впечатления о работе были весьма благоприятными. Штыров оказался человеком очень въедливым до мелочей, склонным к теоре­тизированию. Предложенная нами схема была принята, она состояла из трёх блоков: промышленного (добывающие отрасли, транспорт, энергетика), эконо­мического (банки, экономические министерства) и социально-культурного бло­ка, позже появился еще и агропромышленный блок. Руководство Правитель­ством Президент республики поручил, именно поручил, вице-президенту.

Когда В. А. Штыров пришёл в Правительство республики, то первое, с чего он начал — занялся ликбезом. Обязательным атрибутом в зале заседаний ста­ла переносная школьная доска, мел. Заседания Правительства при Штырове проходили долго, действительно были похожи на курсы по ликвидации безгра­мотности. Но это было необходимо — чего греха таить, все министры вышли из советской системы, адаптация к новым условиям хозяйствования проходи­ла с трудом. Проблем тогда хватало, в частности, связанных с регулированием цен и доходов населения, налоговой политикой, разгосударствлением и прива­тизацией, но мы все учились. Учился и В. А. Штыров.

Вообще надо отметить, что он быстро обучается всему новому. В последу­ющем, когда он возглавил акционерную компанию «АЛРОСА», поражало, как быстро Штыров осваивается в алмазном бизнесе. Иным руководителям тако­го гигантского предприятия нужны годы, чтобы охватить весь спектр решае­мых вопросов, ему потребовалось совсем немного времени. Для него не было закрытых областей с точки зрения понимания технологии горнодобывающе­го и обрабатывающего производств, логистики, особенностей работы авиации или речного флота. Не имея базового геологического образования, В. А. Шты­ров в короткий срок изучил основные положения общей и алмазной геоло­гии, иногда своими квалифицированно заданными вопросами ставил геоло­гов в тупик. Он зачастую удивлял экономистов компании знаниями экономики предприятия. Правда, освоение проблематики сбыта алмазного сырья заняло немало времени, но и с этим он справился. Штыров понимал, что сырьевые за­пасы не вечны, а люди будут здесь жить, их надо будет кормить, учить, лечить. Я думаю, без него не было бы социальной сферы в «АЛРОСА» или она при­шла бы в крайнее запустение. Он бережно относился ко всему, что было пре­жде наработано в «Якуталмазе», к его истории и достижениям. Вполне можно назвать этот период работы компании «штыровским». Потому что, как мне ка­жется, именно тогда воскресли дух корпорации, гордость алмазников.

Вице-президент, Премьер-министр Республики Саха (Якутия) В.А.Штыров. 1992 г

Но всё это было потом, а начало 1990-х годов стало временем формирова­ния «большого» стиля Штырова.

Он всё максимально пытался объяснить своим коллегам, партнёрам, оп­понентам: рисовал любимые им колоночки, характеризовавшие, например, структуру бюджета,

затраты на себестоимость и прибыль естественных мо­нополий, влияние налогов на баланс предприятий и другие показатели. Вос­принималась эта «метода» по-разному: были и издёвки за спиной. Надо от­дать ему должное, он реагировал на подтрунивание совершенно спокойно. Ведь для него было главным добиться от коллег взаимопонимания, создать коллектив единомышленников. В этом проявлялся один из важных принципов подхода Штырова к кадровым вопросам: он никогда не стремился расставить на ключевые должности близких к нему, как говорится, «своих» людей. Коман­да, как правило, формировалась из уже работающих до него специалистов.

При обсуждении важных вопросов Штыров всегда от специалистов тре­бует деталей. Это также одна из особенностей его характера: во всём дойти до самой сути. При этом он не бывает мелочен, частности помогают ему соз­дать общую картину и выделить основные проблемы.

Ещё одно неоценимое качество, которое я бы отметил, — это системность: любое дело он представлял во всей гамме внешних и глубинных взаимосвя­зей. В тот период в республике было более 20 программ по основным направ­лениям её развития. В 1993 году Штыров возглавил группу по подготовке ком­плексной долгосрочной федеральной Программы социально-экономического развития Якутии до 2005 года, участвовал непосредственно в разработке по­ложений об администрации программы, был одним из руководителей колле­гии этой администрации.

За внешним демократизмом Штырова присутствует несомненный авто­ритаризм. Но эта авторитарность такого рода: любой может высказать свою точку зрения, будут выслушаны все, но решение будет принято им. В этом, на мой взгляд, главное: принять и впоследствии отвечать за решение, не при­крываясь коллективной ответственностью.

Всё характеризует Штырова как сформировавшегося не только управленца-хозяйственника, но и политика. Он очень обучаем, делает это с удовольствием и постоянно чему-нибудь учится. Штыров — прекрасный знаток истории России, не только прочитал, но и всесторонне осмыслил то, что писали о якутах и Якутии Серошевский, Маак, писатели Софрон Дани­лов, Суорун Омоллоон, Кюннюк Урастыров и многие другие классики якут­ской культуры. Чтение для него это тоже работа, и к выбору книг подход очень продуманный.

Обсуждение вопросов застройки города Якутска. Вице-президент, Премьер-министр Якутии В.А. Штыров, заместители Председателя Правительства Якутии Е.Г. Егоров, Д.И. Бредихин, А.С. Матвеев, Главный архитектор института «Якутгражданпроект» Ю.И. Колмогоров. г. Якутск. 1992 г.

Как и всякий человек, у кого есть голова на плечах, Штыров честолюбив, и в то же время не делает из своего честолюбия цель. Он очень компаней­ский человек, прекрасный рассказчик, особенно историй из серии собствен­ных «мемуаров», причём делает это не без чувства самоиронии. При всём этом требователен, особенно к членам своей команды, твёрд, и даже порой бывает жесток с «раздолбаями». А своих родителей боготворит. Родители для него — это его собственная история, история своей семьи, которая передаёт­ся из поколения в поколение. Не показная, а именно истинная любовь к Ро­дине — основа его чувства патриотизма.

Конечно, и личностные, и деловые качества В. А. Штырова сформирова­лись и воспитанием в семье, и достаточно суровой производственной шко­лой в коллективе «Вилюйгэсстроя», и учёбой, и работой в областном коми­тете КПСС, но мне представляется, что именно в сложнейшие реформенные годы, когда во многих вопросах надо было брать на себя ответственность за судьбу всей республики в условиях быстро меняющейся экономической и политической ситуации, крайней неопределённости на неизведанных путях реформ, сформировался общий стиль его работы. Стиль системного анали­за проблем, коллективного поиска решений, решительного и ответственного их исполнения.

Было бы наивным полагать, что всегда всё было гладко. В бурной пер­вой половине 1990-х немало, как говорится, «наломано дров», были и субъ­ективные ошибки руководителей. Это хорошо понимает и сам Вячеслав Ана­тольевич, но это было интересное время, когда, как мне кажется, Правитель­ство Якутии было сплочённой командой, обеспечившей в труднейших усло­виях галопирующей инфляции сохранность экономики республики от развала. А если принять во внимание отсутствие централизованного руководства в России, то можно представить себе, как трудно было в этих условиях обе­спечить управляемость во всех сферах производства. И заслуга в этом в зна­чительной мере принадлежала руководителю Правительства.


Александр Матвеев
Народный Президент / А. В. Кривошапкин. — М.: ООО «АП СТОЛИЦА», 2015. —416 с., 333 ил.
ISBN 978-5-905379-38-3