Публикации за 2009 год

По материалам выступления Президента Республики Саха (Якутия) В.А. Штырова на встрече с журналистами республиканских и местных СМИ в г. Алдане 12 февраля 2010 года.

Уважаемые коллеги, некоторые из вас были десять дней назад в Мирном. Там я довольно подробно рассказывал о нефтяной промыш­ленности республики, Восточной газовой программе, будущем нефтега­зового комплекса Дальнего Востока. Сегодня я остановлюсь на том, как идут дела по проекту «Комплексное развития Южной Якутии».

Вы знаете, что по поручению Президента Российской Федерации Минэкономразвития России и Правительством Республики Саха (Якутия) разработана Схема комплексного развития производи­тельных сил, транспорта и энергетики республики до 2020 года. Она прошла необходимые согласования и в 2007 году была одобре­на решением федерального Правительства. Напомню, что Схема предусматривает коренную реконструкцию действующих отраслей на­родного хозяйства, базовых для Якутии, таких, как алмазная, золотодо­бывающая, угольная промышленность. С другой стороны, необходимо создать новые отрасли, именно они должны дать основной прирост ва­лового регионального продукта в расчётный период.

А для того чтобы решить первые две задачи, необходимо основательно поработать над развитием транспорта и энергетики как их инфраструктурной основы. Одновременно Схема предусматривает, что в отдельных районах республики, где компактно концентрируются разные производ­ства, но возможны их взаимная кооперация и общая инфраструк­тура, будут сформированы территориально-производственные комплексы по кластерному принципу. Планируется создание трёх та­ких комплексов: Южная Якутия; Томпонский горнопромышленный рай­он в Восточной Якутии; Западная Якутия и Север Иркутской области – это межрегиональный нефтегазовый кластер в сочетании с алмазной и химической промышленностью.

Южная Якутия среди этих территориально-производствен­ных комплексов – самый многоотраслевой и сложный в управ­лении. Здесь планируется создать сразу несколько крупных произ­водств. Поскольку они территориально расположены неподалёку друг от друга, есть уникальная возможность создать общую для них инфраструктуру. Причём это касается как транспорта и энергетики, так и социальной инфраструктуры в опорных населённых пунктах. Та­кова общая идея.

В составе комплексного проекта развития Южной Якутии са­мым крупным предприятием станет Эльконский горно-метал­лургический комбинат, который будет расположен в районе города Томмота. С 1960-х годов там велись геологоразведочные работы. Ещё в советское время на них было потрачено около 500 миллионов долла­ров, в результате разведана крупная урановая провинция. Её запасы, а это самая большая провинция в Российской Федерации, составляют 53 процента общероссийских или 4 процента от мировых. Учитывая, что после распада Советского Союза основные месторождения остались за пределами Российской Федерации, а энергетика и оборонная промыш­ленность страны требуют увеличения добычи урановой руды, был раз­работан проект по освоению этой группы месторождений.

Подчерки­ваю, там не одно месторождение, а целая группа, так называемый горст. Планируется, что на их базе будет создан горно-металлургический ком­бинат мощностью по добыче пяти тысяч тонн обогащённого уранового концентрата в год. Его продукцией станут также золото и серебро, по­тому что там комплексные руды. Для того чтобы добывать 5 тысяч тонн обогащённой руды в год, необходимо перерабатывать около 5 миллио­нов тонн горной породы. Условия залегания месторождения таковы, что надо построить серию шахт. Некоторые из вас были в Мирном на подземных алмазных рудниках. Например, на руднике «Мир», который был введён в прошлом году. Его глубина больше километра. Примерно такие же шахты мы должны построить на Эльконском месторождении.

Здесь будет занято 12,5 тысячи работников. Если иметь в виду, что это постоянный контингент работающих, а здесь невозможно работать вах­той, то нам необходимо построить, по сути дела, новый город.

Другой крупный проект связан с освоением железных руд. На тер­ритории Республики Саха (Якутия) есть несколько групп их месторож­дений. Одна из них расположена неподалёку от федеральной автомо­бильной дороги «Лена» и железной дороги Беркакит – Томмот – Якутск. Это Таёжное, Дёсовское, Пионерское, Сиваглинское месторождения. Они крупные по запасам, и хотя и есть определённые проблемы, связан­ные с тем, что надо найти технологии обогащения руд, но они решаемы. Другая группа месторождений находится в Олёкминском улусе. По за­пасам железных руд на сегодняшний день она является одной из самых крупных в Российской Федерации. По качеству руды такие же, как на Курской магнитной аномалии. Опираясь на эти группы месторождений, проект «Комплексное развитие Южной Якутии» предусматрива­ет создание двух крупных горно-обогатительных железорудных комбинатов.

Один из них – Таёжный ГОК – будет расположен на гра­нице Алданского и Нерюнгринского районов. Здесь будет добываться 9 миллионов тонн железной руды в год. Что такое 9 миллионов тонн руды в год? Это примерно столько, сколько добывает алмазной руды крупнейший на планете горно-обогатительный комбинат «Удачный». А на Тарыннахе в Олёкминском районе будет создано предприятие по добыче 23 миллионов тонн руды в год. Оно станет гигантом среди горнодобывающих предприятий Российской Федерации и мира. Для сравнения, на Нерюнгринском угольном разрезе добывалось максимум 15 миллионов тонн угля в год. Оба комбината должны быть созданы до 2020 года. А после 2020 года планируется создать Дальневосточ­ный металлургический комбинат по производству чугуна и ста­ли на территории Республики Саха (Якутия), предположительно, в районе Чульмана в Нерюнгринском районе.

Мне не раз приходилось говорить, что одна из важнейших наших задач – возмещение выбывающих мощностей Нерюнгринского уголь­ного разреза. От этого зависит судьба «угольной столицы» республики города Нерюнгри. В районе самого города много месторождений угля, но среди них, к сожалению, больше нет такого, как Нерюнгринское, где возможна масштабная отработка запасов открытым способом. Поэтому дальше придётся работать шахтным способом, добывать уголь из-под земли. Новых угольных шахт должно быть создано несколько. В про­шлом году 7 ноября была открыта «Денисовская».

В составе проекта «Комплексное развитие Южной Якутии» строится шахта «Инаглинская». Здесь будет добываться 3 миллиона тонн угля в год для вну­треннего рынка Российской Федерации и на экспорт. Но замысел таков, что эти угли ещё понадобятся и для будущего металлургического ком­бината. Поэтому мощности «Инаглинской» будут со временем доведены до 6 млн. тонн добычи угля в год. Прорабатываются проектные ре­шения и по шахте «Денисовская Восточная». Заметьте, я ничего не говорю про Эльгу. Она не входит в наш комплексный инвестиционный проект развития Южной Якутии, а рассматривается отдельно.

Планируется создать новые крупные предприятия и в городе Алдане. Одно из них – по добыче апатитовых руд на базе Селигдар- ского месторождения. Попутно будет организовано крупное произ­водство щебня из вмещающих апатиты пород. Он будет востребован, потому что на всём Дальнем Востоке нет щебня, необходимого для осо­бо ответственных строительных конструктивов. Но это попутное про­изводство, а главное – добыча апатитовой руды и производство из неё минеральных фосфорно-калийных удобрений. Мощность предприятия по конечной продукции – половина миллиона тонн в год. Она пойдёт, прежде всего, для нужд Российской Федерации, потому что ожидает­ся, что с подъёмом сельского хозяйства необходимость в удобрениях возрастёт, особенно на Дальнем Востоке.

Потребителем будут и страны Азиатско-Тихоокеанского региона, прежде всего Китайская Народная Республика. В Алдане будет создано и ещё одно крупное предпри­ятие – завод по производству синтетических моторных топлив на базе переработки газа. Вы знаете, что в Западной Якутии в соот­ветствии с Восточной газовой программой будут осваиваться газовые месторождения, включая гигантское Чаяндинское. От него планируется строительство газопровода Чаянда – Хабаровск, который пройдёт через Южную Якутию, в том числе через Алдан. Кроме завода синтетических моторных топлив, в Алдане, возможно, будет газохимический завод. Он в проекте «Комплексное развитие Южной Якутии» имеет два варианта размещения: либо Алдан, либо Ленск.

Это зависит от того, насколько будет возможно по трубопроводу направлять из Западной Якутии до Алдана те вещества широкой фракции лёгких углеводородов, которые будут отделены от газа на газоперерабатывающем заводе в Ленском районе. Решение по этому вопросу будет принято позже.

Итак, в Алданском, Нерюнгринском и Олёкминском районах нам предстоит создать целый ряд новый крупных предприятий. Но первейшим условием для этого является развитая инфраструк­тура. Вот почему проект «Комплексное развитие Южной Якутии» предусматривает масштабное транспортное строительство.

Стволовой основой для него послужат действующие федеральная ав­тодорога «Лена» и железная дорога Беркакит-Томмот. От них пойдут отрезки автомобильных и железнодорожных коммуникаций на Элькон- ский ГМК, Таёжный ГОК, Канкунскую ГЭС, Селигдар. На Тарыннахский железорудный ГОК пути будут проложены от станции Икабья на БАМе. Всего будет построено примерно по 300 километров железных и авто­мобильных дорог.

Якутия. Алданский район. Амуро-Якутская автомобильная (федеральная автодорога «Лена») и Амуро-Якутская железнодорожная (Беркакит – Томмот – Якутск) магистрали. 2010 г

Вновь создаваемые производства потребуют большого коли­чества электроэнергии. Сейчас мощность действующей Нерюнгрин- ской ГРЭС полностью не загружены, но они будут востребованы в самое ближайшее время: на вторую очередь нефтепровода «Восточная Си­бирь – Тихий океан», для Центральной Якутии через сооружаемую ли­нию электропередач от Нерюнгри на Нижний Куранах, Томмот, Майю, Якутск. Не за горами то время, когда надо будет запитывать газопровод Чаянда – Хабаровск. Поэтому электроэнергии, которая вырабатывает­ся сейчас электростанциями Южной Якутии, будет не хватать. В этой связи планируется строительство Канкунской ГЭС. Она будет рас­пложена на реке Тимптон. Если немного отвлечься непосредственно от проекта «Комплексное развитие Южной Якутии», то у нас есть ещё один большой проект, реализация которого будет идти на протяжении всего XXI века. Это освоение гидроэнергоресурсов республики.

Плани­руется, что будет построено девять электростанций на реках Олёкма, Алдан, Тимптон, Учур. Первая из них – Канкунская ГЭС – предназначена для электроснабжения предприятий, входящих в состав именно нашего комплексного инвестиционного проекта. А другие образуют самостоя­тельный гигантский бизнес-проект, рассчитанный на поставки энергии в регионы Дальнего Востока и на экспорт. Будет интенсивно развиваться и сетевое хозяйство электроэнергетики. В первую очередь, это выдача мощности от Канкунской ГЭС по вновь создаваемым в рамках проекта Южной Якутии предприятиям. Мы должны будем также соединить Юж­ную Якутию линиями электропередач с Западной Якутией вдоль трассы трубопроводов «Восточная Сибирь – Тихий океан» и вдоль будущего газопровода, чтобы подать электроэнергию на все насосные станции. Вы знаете, что в Западной Якутии есть две ГЭС: Вилюйская и Светлинская.

От них питается вся Западная Якутия. Надо будет соединиться с ними, а потом выйти на Иркутскую область в направлении на Усть-Кут и Усть-Илим. Кроме того, линия электропередач пойдёт на Якутск, таким образом решатся проблемы с нехваткой мощностей Якутской ГРЭС. За­тем (это тоже за пределами 2020 года) Якутия должна соединиться с Магаданской областью, потому что там есть две большие гидроэлек­тростанции: Колымская и Усть-Среднеканская, которые имеют избы­точные мощности, необходимые в Восточной Якутии. Таким образом, через Южную Якутию, опираясь на Канкунскую ГЭС, будет создана единая энергосистема Республики Саха (Якутия), которая объе­динит Центральный энергорайон с Западным и Южным, а кроме того, соединится ещё и с Магаданской и Иркутской областями, а также действующей на юге Дальнего Востока ОЭС «Восток» и станет важнейшим элементом единой энергосистемы страны.

При разработке Схемы комплексного развития производитель­ных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года Южная Якутия сразу была выделена в отдельный объект управления. Для него был разработан особый проект комплексно­го территориального развития, который прошёл согласование во всех инстанциях Правительства Российской Федерации. Документ был официально представлен в 2007году на Санкт-Петербургском экономическом форуме специальной правительственной комис­сии по инвестициям, которой было принято решение одобрить проект к реализации на принципах государственно-частного пар­тнёрства.

Что это означает применительно к республике? Это озна­чает, что государство берёт на себя создание инфраструктуры: желез­ных дорог, автомобильных дорог, энергетических мощностей. А бизнес должен создавать промышленные предприятия. После одобрения Пра­вительством Российской Федерации комплексного проекта разви­тия Южной Якутии в целом с участием инвесторов началась раз­работка детальных проектов по каждому отдельно новому, кон­кретному, будущему предприятию. На каждый из них привлечён собственный инвестор.

На освоении железорудных месторождений в качестве инвесто­ра выступает акционерная компания «АЛРОСА», которая создала дочернее предприятие «Тимир», расположенное в городе Нерюнгри. Оно получило лицензию по освоению этих месторождений на аукционе. «АЛРОСА» заплатила 8 миллиардов рублей за свою «дочку». Для осво­ения Инаглинского угольного комплекса привлечена компания «Колмар». Она, быть может, не очень известна, но это хорошая ком­пания. Чтобы показать её уровень, могу сказать, что генеральный ди­ректор «Колмара» Лев Владимирович Кузнецов назначен недавно гу­бернатором Красноярского края.

Поскольку по законам Российской Федерации только специально уполномоченная организация может заниматься урановыми месторождениями, по Эльконскому горно-ме­таллургическому комбинату инвестором определён «Росатом». Его предприятие «Атомредметзолото» уже создало своё подразделе­ние – Эльконский горно-металлургический комбинат, зарегистриро­ванный в Томмоте. Понятно, что газохимическое производство и за­вод синтетических моторных топлив – это российский «Газпром».

Единственный открытый вопрос – Селигдарский горно-химический комбинат, потому что там есть особое условие: Правительство Россий­ской Федерации может передать лицензию только тем предприятиям, которые имеют специальное разрешение на работу с особыми рудами. Такое разрешение уже имеют две компании: «Атомредметзолото» и АК «АЛРОСА». Будет проведён конкурс, и кто-то из них получит лицензию. Вы видите, что к каждому из проектов прикреплён первоклассный инвестор. Они разработали технико-экономические обоснова­ния. Всё это происходило при участии и под руководством Прави­тельства Республики Саха (Якутия), которое по поручению Пра­вительства Российской Федерации выступает государственным координатором. Эта работа ведётся в тесном взаимодействии с федеральными структурами – Минэнерго, Росжелдором, Росавто- дором России. Это наш общий проект.

Если говорить об его основных объёмных характеристиках, то на его реализацию требуется почти полтриллиона рублей. Примерно 120 миллиардов – это государственные капитальные вложения на же­лезные и автомобильные дороги, проектирование Эльконского горно­металлургического комбината, Канкунской гидроэлектростанции. Остальное должны сделать крупные компании. Именно в таком виде проект был утверждён Правительством Российской Федерации и начал реализовываться.

К сожалению, экономический кризис немного сдвинул наши планы. На сегодняшний день ситуация такова. По инфраструктуре. Правитель­ство Российской Федерации выделило денежные средства. На них в году будет закончено проектирование железных дорог до Тарын- нахского ГОКа и Эльконского горно-металлургического комбината, ма­ленькие отрезки до Таёжного месторождения и шахты «Инаглинская». Также в 2010 году завершатся работы по проектированию автомобиль­ных дорог по этим же направлениям. В текущем году должны были за­вершить и проектирование Эльконского горно-металлургического комбината за счёт федеральных средств. Но, к сожалению, из-за кризиса произошла сдвижка и проектные работы будут закончены в 2011 году.

Якутия. Олёкминский улус. Установка лицензионного знака АК «АЛРОСА» на Горкитском железорудном месторождении. 2008 г.

В настоящее время компания «Эльконский горно-металлургический комбинат» ведёт геологические и опытно-технологические работы. В них принимают участие и некоторые предприятия республики, на­пример, компания «Селигдар» занимается работами по пробному обо­гащению руды. К доразведке месторождения привлечено предприятие «Якутскгеология». На Эльконе проведён и достаточно широкий круг предварительных исследований: экологических, гидрологических, ар­хеологических и других, для того чтобы до начала строительства ком­бината оценить и зафиксировать ситуацию.

Потом в ходе стройки и работы предприятия будет вестись непрерывный мониторинг, чтобы не было изменений среды к худшему. Всё это большая работа, на кото­рую уже истрачено два миллиарда рублей. В 2011 году проектирование должно завершиться, 2012 год – начало стройки, 2017 год – выход пер­вой очереди на проектную мощность. Пока работы ведутся в пределах заданных графиков. В принципе, особых вопросов и проблем нет.

По месторождениям железной руды работает АК «АЛРОСА», кото­рая, как я говорил, потратила 8 миллиардов рублей только на покуп­ку лицензии. Сейчас проведены работы по дополнительной оценке старых геологических данных, полученных ещё в 1960-е годы. Сделан проект на работы по уточнению параметров месторождений. Отобра­ны пробы руды, для того чтобы отправить в научно-исследовательские институты на разработку технологических регламентов её добычи и обогащения. В этом году начинается проектирование непосредствен­но горно-обогатительных комбинатов. Задача сложная, тем более что компании «АЛРОСА» необходимо привлечь в партнёры дополнитель­ных инвесторов.

Наиболее продвинуты работы по Инаглинскому угольному комплек­су. Проект выполнен, ведётся строительство шахты, закуплено обору­дование для обогатительной фабрики. Через два года шахта должна на­чать работать.

Я говорил, что есть некоторые проблемы с выдачей лицензии на Се- лигдарское апатитовое месторождение, но в этом году планируется, что эта работа будет завершена. Будет хозяин лицензии, и начнётся работа. Здесь есть некоторое отставание, но оно не скажется на всём проекте, потому что для Селигдарского ГОКа не требуется большой инфраструк­туры. Даже если сегодня что-то не будет сделано – автомобильная, же­лезная дорога, это не беда.

По «Газпрому». 30 ноября прошлого года я встречался с Председа­телем Правительства Российской Федерации Владимиром Владимиро­вичем Путиным по вопросу реализации Восточной газовой программы. В конце января текущего года состоялась встреча с председателем прав­ления «Газпрома» Алексеем Борисовичем Миллером. В марте пройдёт большое совещание в Якутске вместе с руководством компании, для того чтобы разработать план мероприятий по строительству газопро­вода Чаянда – Хабаровск. Тогда же будут уточнены планы работ по про­ектам Южной Якутии. А пока вешки такие.

В 2009 году уже начались под­готовительные работы на газовых месторождениях Западной Якутии. В 2010-2011 годах будут закончены проектные работы, в том числе по газопроводу, в ходе которых будут выбраны места, где будет распола­гаться газоперерабатывающая и газохимическая промышленность: в Ленске или Алдане. В 2012 году начнётся строительство объек­тов газовой промышленности в Якутии, а в 2016 наш газ должен быть подан в Хабаровск. Это масштабная задача, она сопостави­ма со строительством трубопровода «Восточная Сибирь – Тихий океан». В ходе её решения и будет создана газохимия в республике.

Что касается Канкунской гидроэлектростанции, как сердца всего комплекса Южной Якутии, то её проектирование идёт полным ходом. На сегодняшний день «РусГидро» уже истратило больше двух миллиар­дов рублей собственных средств и получило больше двух миллиардов федеральных средств. На эти деньги выбраны створы. Основной створ находится в районе посёлка Канку, где раньше была шахта по добыче слюды и ниже – второй, ближе к Ыллымаху. Возможно, будет выбран вариант с двумя ГЭС, верхняя основная, нижняя – регулятор. Так ги­дростроители часто делают на больших реках. Мы рассчитываем, что в 2011 году проект будет закончен, и в 2012 году приступим к строитель­ству электростанции.

Таким образом, вы видите, что, несмотря на все кризисные явления, работа по Южной Якутии ведётся по всем направлениям, лишь не­много сдвинуты сроки. Это приоритетный проект не только для Республики Саха (Якутия), но и для всей Российской Федерации.

В конце 2009 года Председатель Правительства Российской Федера­ции Владимир Владимирович Путин подписал важнейший документ об утверждении Стратегии развития Дальнего Востока до 2025 года. Есте­ственно, что республика принимала активное участие в её разработке. Проект комплексного развития Южной Якутии занимает в ней одно из важных мест. Пожалуй, на Дальнем Востоке по значимости это – проект номер один. И дело здесь не только в его масштабах и сложности, но и в положительном влиянии на общую экономическую ситуацию в макроре­гионе через расширение кооперационных и инфраструктурных связей.

Конечно, для успешной реализации таких проектов надо думать не только о транспортной и энергетической инфраструктуре, но и о соци­альном развитии. Эти вопросы тоже стали частью нашего комплексного проекта. В ходе его разработки было определено, что базовым городом для всей угольной промышленности, в том числе Эльги, и железорудных предприятий станет Нерюнгри. В будущем в районе Нерюнгри располо­жится и металлургический комбинат. Для северных проектов – Селигдар- ского ГОКа и Эльконского горно-металлургического комбината – два цен­тра: Алдан и Томмот.

Конечно, потребуется их новое развитие. По сути дела, в Томмоте необходимо создать новый город рядом со старым. В Ал­дане также потребуется самым существенным образом подтянуть жилищ­ный фонд, коммунальную и социальную инфраструктуры. В принципе для старта база есть, но над ней необходимо очень хорошо поработать. Важ­но, что в Стратегии развития Дальнего Востока есть специальный раздел, который предусматривает решение этих вопросов. В него вошли и наши опорные города и посёлки: Томмот, Олёкминск, Витим. Республика долж­на получить федеральную поддержку для их развития.

Заметьте, когда я рассказывал о проекте «Комплексное развитие Юж­ной Якутии», не были упомянуты два очень важных проекта, которые на самом деле уже реализуются. Это проект освоения Эльгинского место­рождения коксующихся углей и строительство железной дороги Берка- кит – Томмот – Якутск. Работы по ним ведутся хорошими темпами, но это самостоятельные проекты и их реализация идёт по другим планам и финансовым схемам.

Что происходит сейчас на Эльге? От станции Улак на БАМе строится железная дорога. В связи с финансово-экономическим кризисом, кото­рый начался с сентября 2008 года и до сих пор продолжается, возникли проблемы у инвестора – компании «Мечел». Это трудности с реализа­цией угля, стабильным получением выручки от реализации продукции. Конечно, это не могло не сказаться на инвестиционных планах «Мече­ла». Но компании надо отдать должное: её руководство от Эльги не от­казалось. Пришлось изменить схему финансирования. Правительство Республики Саха (Якутия) выдало компании «Мечел» необходимые га­рантии. Получили поддержку Правительства Российской Федерации, Владимир Владимирович Путин дал необходимые указания Центробан­ку и другим финансовым институтам, чтобы они оказали помощь реа­лизации этого проекта. Совместно с Мечелом мы провели переговоры с руководителями крупнейших банков Российской Федерации.

Состоя­лись встречи с председателем правления Сбербанка Германом Оскаро­вичем Грефом, руководством «Внешторгбанка». К концу прошлого года финансовые вопросы были решены, стройка возобновилась. Сейчас на строительстве железной дороги работают около 2 тысяч человек, в том числе работники наших алданских организаций. В следующем году железная дорога не будет завершена, но вдоль неё будет проложена автомобильная дорога от Улака до Эльги. Поэтому уголь будет добыт и начнётся отгрузка с Эльгинского месторождения комбинированным способом: автомобилями, а затем перегрузка на железную дорогу. Та­ким образом, этот проект живой, требует порядка четырёх миллиардов долларов, уже вложено порядка полутора миллиардов. Этот сам по себе масштабный проект, призванный заменить Нерюнгринский угольный разрез, будет, безусловно, доведён до логического завершения. При этом город Нерюнгри будет базовым городом для работы вахтовым способом на Эльгинском месторождении.

Амуро-Якутская железная дорога строится и работает

Железная дорога Беркакит – Томмот – Якутск финансируется из двух источников: федерального и республиканского бюджетов. Работы ведутся полным ходом. Завтра

проверим, как выполнены целевые задачи 2009 года, ещё раз сверим планы на 2010 год, посмотрим, что им мешает, что необходимо сделать Правительству Республики Саха (Якутия), какие вопросы мы должны решить на федеральном уровне. Также решается вопрос с Правительством Российской Федерации о начале проекти­рования в 2010 году совмещённого железнодорожно-автомобильного моста через реку Лена и захода железной дороги на Якутск.

С начала года я уже встречался с заместителем Председателя Правительства России Сергеем Борисовичем Ивановым, который курирует транспорт, заместителем министра транспорта Российской Федерации Андреем Николаевичем Недосековым, дважды – с руководством Росжелдора. Все встречи посвящены началу проектирования моста, а о его строи­тельстве пока ещё говорить рано. Для этого должно быть выпущено специальное постановление Правительства Российской Федерации. Над этим сейчас работают наши специалисты в Москве. Думаю, эту за­дачу в нынешнем году решим. Строительство железной дороги Берка­кит – Томмот – Якутск идёт по плану. Всё более-менее нормально, хотя понятно, что есть ежедневные трудности и проблемы, но мы их преодо­леем.

В 2013 году дорога будет в Нижнем Бестяхе, откроется грузовое и пассажирское движение. Одновременно начнётся строительство про­должения дороги с заходом в Якутск.

Далее Президент республики ответил на вопросы журналистов.

Пресс-служба Администрации
Президента и Правительства
Республики Саха (Якутия), 12 февраля 2010 г.