Жемчужина Дальнего Востока
Публикации за 2009 год
По материалам выступления Президента Республики Саха (Якутия) В.А. Штырова на встрече с журналистами республиканских и местных СМИ в г. Алдане 12 февраля 2010 года.
Уважаемые коллеги, некоторые из вас были десять дней назад в Мирном. Там я довольно подробно рассказывал о нефтяной промышленности республики, Восточной газовой программе, будущем нефтегазового комплекса Дальнего Востока. Сегодня я остановлюсь на том, как идут дела по проекту «Комплексное развития Южной Якутии».
Вы знаете, что по поручению Президента Российской Федерации Минэкономразвития России и Правительством Республики Саха (Якутия) разработана Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики республики до 2020 года. Она прошла необходимые согласования и в 2007 году была одобрена решением федерального Правительства. Напомню, что Схема предусматривает коренную реконструкцию действующих отраслей народного хозяйства, базовых для Якутии, таких, как алмазная, золотодобывающая, угольная промышленность. С другой стороны, необходимо создать новые отрасли, именно они должны дать основной прирост валового регионального продукта в расчётный период.
А для того чтобы решить первые две задачи, необходимо основательно поработать над развитием транспорта и энергетики как их инфраструктурной основы. Одновременно Схема предусматривает, что в отдельных районах республики, где компактно концентрируются разные производства, но возможны их взаимная кооперация и общая инфраструктура, будут сформированы территориально-производственные комплексы по кластерному принципу. Планируется создание трёх таких комплексов: Южная Якутия; Томпонский горнопромышленный район в Восточной Якутии; Западная Якутия и Север Иркутской области – это межрегиональный нефтегазовый кластер в сочетании с алмазной и химической промышленностью.
Южная Якутия среди этих территориально-производственных комплексов – самый многоотраслевой и сложный в управлении. Здесь планируется создать сразу несколько крупных производств. Поскольку они территориально расположены неподалёку друг от друга, есть уникальная возможность создать общую для них инфраструктуру. Причём это касается как транспорта и энергетики, так и социальной инфраструктуры в опорных населённых пунктах. Такова общая идея.
В составе комплексного проекта развития Южной Якутии самым крупным предприятием станет Эльконский горно-металлургический комбинат, который будет расположен в районе города Томмота. С 1960-х годов там велись геологоразведочные работы. Ещё в советское время на них было потрачено около 500 миллионов долларов, в результате разведана крупная урановая провинция. Её запасы, а это самая большая провинция в Российской Федерации, составляют 53 процента общероссийских или 4 процента от мировых. Учитывая, что после распада Советского Союза основные месторождения остались за пределами Российской Федерации, а энергетика и оборонная промышленность страны требуют увеличения добычи урановой руды, был разработан проект по освоению этой группы месторождений.
Подчеркиваю, там не одно месторождение, а целая группа, так называемый горст. Планируется, что на их базе будет создан горно-металлургический комбинат мощностью по добыче пяти тысяч тонн обогащённого уранового концентрата в год. Его продукцией станут также золото и серебро, потому что там комплексные руды. Для того чтобы добывать 5 тысяч тонн обогащённой руды в год, необходимо перерабатывать около 5 миллионов тонн горной породы. Условия залегания месторождения таковы, что надо построить серию шахт. Некоторые из вас были в Мирном на подземных алмазных рудниках. Например, на руднике «Мир», который был введён в прошлом году. Его глубина больше километра. Примерно такие же шахты мы должны построить на Эльконском месторождении.
Здесь будет занято 12,5 тысячи работников. Если иметь в виду, что это постоянный контингент работающих, а здесь невозможно работать вахтой, то нам необходимо построить, по сути дела, новый город.
Другой крупный проект связан с освоением железных руд. На территории Республики Саха (Якутия) есть несколько групп их месторождений. Одна из них расположена неподалёку от федеральной автомобильной дороги «Лена» и железной дороги Беркакит – Томмот – Якутск. Это Таёжное, Дёсовское, Пионерское, Сиваглинское месторождения. Они крупные по запасам, и хотя и есть определённые проблемы, связанные с тем, что надо найти технологии обогащения руд, но они решаемы. Другая группа месторождений находится в Олёкминском улусе. По запасам железных руд на сегодняшний день она является одной из самых крупных в Российской Федерации. По качеству руды такие же, как на Курской магнитной аномалии. Опираясь на эти группы месторождений, проект «Комплексное развитие Южной Якутии» предусматривает создание двух крупных горно-обогатительных железорудных комбинатов.
Один из них – Таёжный ГОК – будет расположен на границе Алданского и Нерюнгринского районов. Здесь будет добываться 9 миллионов тонн железной руды в год. Что такое 9 миллионов тонн руды в год? Это примерно столько, сколько добывает алмазной руды крупнейший на планете горно-обогатительный комбинат «Удачный». А на Тарыннахе в Олёкминском районе будет создано предприятие по добыче 23 миллионов тонн руды в год. Оно станет гигантом среди горнодобывающих предприятий Российской Федерации и мира. Для сравнения, на Нерюнгринском угольном разрезе добывалось максимум 15 миллионов тонн угля в год. Оба комбината должны быть созданы до 2020 года. А после 2020 года планируется создать Дальневосточный металлургический комбинат по производству чугуна и стали на территории Республики Саха (Якутия), предположительно, в районе Чульмана в Нерюнгринском районе.
Мне не раз приходилось говорить, что одна из важнейших наших задач – возмещение выбывающих мощностей Нерюнгринского угольного разреза. От этого зависит судьба «угольной столицы» республики города Нерюнгри. В районе самого города много месторождений угля, но среди них, к сожалению, больше нет такого, как Нерюнгринское, где возможна масштабная отработка запасов открытым способом. Поэтому дальше придётся работать шахтным способом, добывать уголь из-под земли. Новых угольных шахт должно быть создано несколько. В прошлом году 7 ноября была открыта «Денисовская».
В составе проекта «Комплексное развитие Южной Якутии» строится шахта «Инаглинская». Здесь будет добываться 3 миллиона тонн угля в год для внутреннего рынка Российской Федерации и на экспорт. Но замысел таков, что эти угли ещё понадобятся и для будущего металлургического комбината. Поэтому мощности «Инаглинской» будут со временем доведены до 6 млн. тонн добычи угля в год. Прорабатываются проектные решения и по шахте «Денисовская Восточная». Заметьте, я ничего не говорю про Эльгу. Она не входит в наш комплексный инвестиционный проект развития Южной Якутии, а рассматривается отдельно.
Планируется создать новые крупные предприятия и в городе Алдане. Одно из них – по добыче апатитовых руд на базе Селигдар- ского месторождения. Попутно будет организовано крупное производство щебня из вмещающих апатиты пород. Он будет востребован, потому что на всём Дальнем Востоке нет щебня, необходимого для особо ответственных строительных конструктивов. Но это попутное производство, а главное – добыча апатитовой руды и производство из неё минеральных фосфорно-калийных удобрений. Мощность предприятия по конечной продукции – половина миллиона тонн в год. Она пойдёт, прежде всего, для нужд Российской Федерации, потому что ожидается, что с подъёмом сельского хозяйства необходимость в удобрениях возрастёт, особенно на Дальнем Востоке.
Потребителем будут и страны Азиатско-Тихоокеанского региона, прежде всего Китайская Народная Республика. В Алдане будет создано и ещё одно крупное предприятие – завод по производству синтетических моторных топлив на базе переработки газа. Вы знаете, что в Западной Якутии в соответствии с Восточной газовой программой будут осваиваться газовые месторождения, включая гигантское Чаяндинское. От него планируется строительство газопровода Чаянда – Хабаровск, который пройдёт через Южную Якутию, в том числе через Алдан. Кроме завода синтетических моторных топлив, в Алдане, возможно, будет газохимический завод. Он в проекте «Комплексное развитие Южной Якутии» имеет два варианта размещения: либо Алдан, либо Ленск.
Это зависит от того, насколько будет возможно по трубопроводу направлять из Западной Якутии до Алдана те вещества широкой фракции лёгких углеводородов, которые будут отделены от газа на газоперерабатывающем заводе в Ленском районе. Решение по этому вопросу будет принято позже.
Итак, в Алданском, Нерюнгринском и Олёкминском районах нам предстоит создать целый ряд новый крупных предприятий. Но первейшим условием для этого является развитая инфраструктура. Вот почему проект «Комплексное развитие Южной Якутии» предусматривает масштабное транспортное строительство.
Стволовой основой для него послужат действующие федеральная автодорога «Лена» и железная дорога Беркакит-Томмот. От них пойдут отрезки автомобильных и железнодорожных коммуникаций на Элькон- ский ГМК, Таёжный ГОК, Канкунскую ГЭС, Селигдар. На Тарыннахский железорудный ГОК пути будут проложены от станции Икабья на БАМе. Всего будет построено примерно по 300 километров железных и автомобильных дорог.
Вновь создаваемые производства потребуют большого количества электроэнергии. Сейчас мощность действующей Нерюнгрин- ской ГРЭС полностью не загружены, но они будут востребованы в самое ближайшее время: на вторую очередь нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан», для Центральной Якутии через сооружаемую линию электропередач от Нерюнгри на Нижний Куранах, Томмот, Майю, Якутск. Не за горами то время, когда надо будет запитывать газопровод Чаянда – Хабаровск. Поэтому электроэнергии, которая вырабатывается сейчас электростанциями Южной Якутии, будет не хватать. В этой связи планируется строительство Канкунской ГЭС. Она будет распложена на реке Тимптон. Если немного отвлечься непосредственно от проекта «Комплексное развитие Южной Якутии», то у нас есть ещё один большой проект, реализация которого будет идти на протяжении всего XXI века. Это освоение гидроэнергоресурсов республики.
Планируется, что будет построено девять электростанций на реках Олёкма, Алдан, Тимптон, Учур. Первая из них – Канкунская ГЭС – предназначена для электроснабжения предприятий, входящих в состав именно нашего комплексного инвестиционного проекта. А другие образуют самостоятельный гигантский бизнес-проект, рассчитанный на поставки энергии в регионы Дальнего Востока и на экспорт. Будет интенсивно развиваться и сетевое хозяйство электроэнергетики. В первую очередь, это выдача мощности от Канкунской ГЭС по вновь создаваемым в рамках проекта Южной Якутии предприятиям. Мы должны будем также соединить Южную Якутию линиями электропередач с Западной Якутией вдоль трассы трубопроводов «Восточная Сибирь – Тихий океан» и вдоль будущего газопровода, чтобы подать электроэнергию на все насосные станции. Вы знаете, что в Западной Якутии есть две ГЭС: Вилюйская и Светлинская.
От них питается вся Западная Якутия. Надо будет соединиться с ними, а потом выйти на Иркутскую область в направлении на Усть-Кут и Усть-Илим. Кроме того, линия электропередач пойдёт на Якутск, таким образом решатся проблемы с нехваткой мощностей Якутской ГРЭС. Затем (это тоже за пределами 2020 года) Якутия должна соединиться с Магаданской областью, потому что там есть две большие гидроэлектростанции: Колымская и Усть-Среднеканская, которые имеют избыточные мощности, необходимые в Восточной Якутии. Таким образом, через Южную Якутию, опираясь на Канкунскую ГЭС, будет создана единая энергосистема Республики Саха (Якутия), которая объединит Центральный энергорайон с Западным и Южным, а кроме того, соединится ещё и с Магаданской и Иркутской областями, а также действующей на юге Дальнего Востока ОЭС «Восток» и станет важнейшим элементом единой энергосистемы страны.
При разработке Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года Южная Якутия сразу была выделена в отдельный объект управления. Для него был разработан особый проект комплексного территориального развития, который прошёл согласование во всех инстанциях Правительства Российской Федерации. Документ был официально представлен в 2007году на Санкт-Петербургском экономическом форуме специальной правительственной комиссии по инвестициям, которой было принято решение одобрить проект к реализации на принципах государственно-частного партнёрства.
Что это означает применительно к республике? Это означает, что государство берёт на себя создание инфраструктуры: железных дорог, автомобильных дорог, энергетических мощностей. А бизнес должен создавать промышленные предприятия. После одобрения Правительством Российской Федерации комплексного проекта развития Южной Якутии в целом с участием инвесторов началась разработка детальных проектов по каждому отдельно новому, конкретному, будущему предприятию. На каждый из них привлечён собственный инвестор.
На освоении железорудных месторождений в качестве инвестора выступает акционерная компания «АЛРОСА», которая создала дочернее предприятие «Тимир», расположенное в городе Нерюнгри. Оно получило лицензию по освоению этих месторождений на аукционе. «АЛРОСА» заплатила 8 миллиардов рублей за свою «дочку». Для освоения Инаглинского угольного комплекса привлечена компания «Колмар». Она, быть может, не очень известна, но это хорошая компания. Чтобы показать её уровень, могу сказать, что генеральный директор «Колмара» Лев Владимирович Кузнецов назначен недавно губернатором Красноярского края.
Поскольку по законам Российской Федерации только специально уполномоченная организация может заниматься урановыми месторождениями, по Эльконскому горно-металлургическому комбинату инвестором определён «Росатом». Его предприятие «Атомредметзолото» уже создало своё подразделение – Эльконский горно-металлургический комбинат, зарегистрированный в Томмоте. Понятно, что газохимическое производство и завод синтетических моторных топлив – это российский «Газпром».
Единственный открытый вопрос – Селигдарский горно-химический комбинат, потому что там есть особое условие: Правительство Российской Федерации может передать лицензию только тем предприятиям, которые имеют специальное разрешение на работу с особыми рудами. Такое разрешение уже имеют две компании: «Атомредметзолото» и АК «АЛРОСА». Будет проведён конкурс, и кто-то из них получит лицензию. Вы видите, что к каждому из проектов прикреплён первоклассный инвестор. Они разработали технико-экономические обоснования. Всё это происходило при участии и под руководством Правительства Республики Саха (Якутия), которое по поручению Правительства Российской Федерации выступает государственным координатором. Эта работа ведётся в тесном взаимодействии с федеральными структурами – Минэнерго, Росжелдором, Росавто- дором России. Это наш общий проект.
Если говорить об его основных объёмных характеристиках, то на его реализацию требуется почти полтриллиона рублей. Примерно 120 миллиардов – это государственные капитальные вложения на железные и автомобильные дороги, проектирование Эльконского горнометаллургического комбината, Канкунской гидроэлектростанции. Остальное должны сделать крупные компании. Именно в таком виде проект был утверждён Правительством Российской Федерации и начал реализовываться.
К сожалению, экономический кризис немного сдвинул наши планы. На сегодняшний день ситуация такова. По инфраструктуре. Правительство Российской Федерации выделило денежные средства. На них в году будет закончено проектирование железных дорог до Тарын- нахского ГОКа и Эльконского горно-металлургического комбината, маленькие отрезки до Таёжного месторождения и шахты «Инаглинская». Также в 2010 году завершатся работы по проектированию автомобильных дорог по этим же направлениям. В текущем году должны были завершить и проектирование Эльконского горно-металлургического комбината за счёт федеральных средств. Но, к сожалению, из-за кризиса произошла сдвижка и проектные работы будут закончены в 2011 году.
В настоящее время компания «Эльконский горно-металлургический комбинат» ведёт геологические и опытно-технологические работы. В них принимают участие и некоторые предприятия республики, например, компания «Селигдар» занимается работами по пробному обогащению руды. К доразведке месторождения привлечено предприятие «Якутскгеология». На Эльконе проведён и достаточно широкий круг предварительных исследований: экологических, гидрологических, археологических и других, для того чтобы до начала строительства комбината оценить и зафиксировать ситуацию.
Потом в ходе стройки и работы предприятия будет вестись непрерывный мониторинг, чтобы не было изменений среды к худшему. Всё это большая работа, на которую уже истрачено два миллиарда рублей. В 2011 году проектирование должно завершиться, 2012 год – начало стройки, 2017 год – выход первой очереди на проектную мощность. Пока работы ведутся в пределах заданных графиков. В принципе, особых вопросов и проблем нет.
По месторождениям железной руды работает АК «АЛРОСА», которая, как я говорил, потратила 8 миллиардов рублей только на покупку лицензии. Сейчас проведены работы по дополнительной оценке старых геологических данных, полученных ещё в 1960-е годы. Сделан проект на работы по уточнению параметров месторождений. Отобраны пробы руды, для того чтобы отправить в научно-исследовательские институты на разработку технологических регламентов её добычи и обогащения. В этом году начинается проектирование непосредственно горно-обогатительных комбинатов. Задача сложная, тем более что компании «АЛРОСА» необходимо привлечь в партнёры дополнительных инвесторов.
Наиболее продвинуты работы по Инаглинскому угольному комплексу. Проект выполнен, ведётся строительство шахты, закуплено оборудование для обогатительной фабрики. Через два года шахта должна начать работать.
Я говорил, что есть некоторые проблемы с выдачей лицензии на Се- лигдарское апатитовое месторождение, но в этом году планируется, что эта работа будет завершена. Будет хозяин лицензии, и начнётся работа. Здесь есть некоторое отставание, но оно не скажется на всём проекте, потому что для Селигдарского ГОКа не требуется большой инфраструктуры. Даже если сегодня что-то не будет сделано – автомобильная, железная дорога, это не беда.
По «Газпрому». 30 ноября прошлого года я встречался с Председателем Правительства Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным по вопросу реализации Восточной газовой программы. В конце января текущего года состоялась встреча с председателем правления «Газпрома» Алексеем Борисовичем Миллером. В марте пройдёт большое совещание в Якутске вместе с руководством компании, для того чтобы разработать план мероприятий по строительству газопровода Чаянда – Хабаровск. Тогда же будут уточнены планы работ по проектам Южной Якутии. А пока вешки такие.
В 2009 году уже начались подготовительные работы на газовых месторождениях Западной Якутии. В 2010-2011 годах будут закончены проектные работы, в том числе по газопроводу, в ходе которых будут выбраны места, где будет располагаться газоперерабатывающая и газохимическая промышленность: в Ленске или Алдане. В 2012 году начнётся строительство объектов газовой промышленности в Якутии, а в 2016 наш газ должен быть подан в Хабаровск. Это масштабная задача, она сопоставима со строительством трубопровода «Восточная Сибирь – Тихий океан». В ходе её решения и будет создана газохимия в республике.
Что касается Канкунской гидроэлектростанции, как сердца всего комплекса Южной Якутии, то её проектирование идёт полным ходом. На сегодняшний день «РусГидро» уже истратило больше двух миллиардов рублей собственных средств и получило больше двух миллиардов федеральных средств. На эти деньги выбраны створы. Основной створ находится в районе посёлка Канку, где раньше была шахта по добыче слюды и ниже – второй, ближе к Ыллымаху. Возможно, будет выбран вариант с двумя ГЭС, верхняя основная, нижняя – регулятор. Так гидростроители часто делают на больших реках. Мы рассчитываем, что в 2011 году проект будет закончен, и в 2012 году приступим к строительству электростанции.
Таким образом, вы видите, что, несмотря на все кризисные явления, работа по Южной Якутии ведётся по всем направлениям, лишь немного сдвинуты сроки. Это приоритетный проект не только для Республики Саха (Якутия), но и для всей Российской Федерации.
В конце 2009 года Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Владимирович Путин подписал важнейший документ об утверждении Стратегии развития Дальнего Востока до 2025 года. Естественно, что республика принимала активное участие в её разработке. Проект комплексного развития Южной Якутии занимает в ней одно из важных мест. Пожалуй, на Дальнем Востоке по значимости это – проект номер один. И дело здесь не только в его масштабах и сложности, но и в положительном влиянии на общую экономическую ситуацию в макрорегионе через расширение кооперационных и инфраструктурных связей.
Конечно, для успешной реализации таких проектов надо думать не только о транспортной и энергетической инфраструктуре, но и о социальном развитии. Эти вопросы тоже стали частью нашего комплексного проекта. В ходе его разработки было определено, что базовым городом для всей угольной промышленности, в том числе Эльги, и железорудных предприятий станет Нерюнгри. В будущем в районе Нерюнгри расположится и металлургический комбинат. Для северных проектов – Селигдар- ского ГОКа и Эльконского горно-металлургического комбината – два центра: Алдан и Томмот.
Конечно, потребуется их новое развитие. По сути дела, в Томмоте необходимо создать новый город рядом со старым. В Алдане также потребуется самым существенным образом подтянуть жилищный фонд, коммунальную и социальную инфраструктуры. В принципе для старта база есть, но над ней необходимо очень хорошо поработать. Важно, что в Стратегии развития Дальнего Востока есть специальный раздел, который предусматривает решение этих вопросов. В него вошли и наши опорные города и посёлки: Томмот, Олёкминск, Витим. Республика должна получить федеральную поддержку для их развития.
Заметьте, когда я рассказывал о проекте «Комплексное развитие Южной Якутии», не были упомянуты два очень важных проекта, которые на самом деле уже реализуются. Это проект освоения Эльгинского месторождения коксующихся углей и строительство железной дороги Берка- кит – Томмот – Якутск. Работы по ним ведутся хорошими темпами, но это самостоятельные проекты и их реализация идёт по другим планам и финансовым схемам.
Что происходит сейчас на Эльге? От станции Улак на БАМе строится железная дорога. В связи с финансово-экономическим кризисом, который начался с сентября 2008 года и до сих пор продолжается, возникли проблемы у инвестора – компании «Мечел». Это трудности с реализацией угля, стабильным получением выручки от реализации продукции. Конечно, это не могло не сказаться на инвестиционных планах «Мечела». Но компании надо отдать должное: её руководство от Эльги не отказалось. Пришлось изменить схему финансирования. Правительство Республики Саха (Якутия) выдало компании «Мечел» необходимые гарантии. Получили поддержку Правительства Российской Федерации, Владимир Владимирович Путин дал необходимые указания Центробанку и другим финансовым институтам, чтобы они оказали помощь реализации этого проекта. Совместно с Мечелом мы провели переговоры с руководителями крупнейших банков Российской Федерации.
Состоялись встречи с председателем правления Сбербанка Германом Оскаровичем Грефом, руководством «Внешторгбанка». К концу прошлого года финансовые вопросы были решены, стройка возобновилась. Сейчас на строительстве железной дороги работают около 2 тысяч человек, в том числе работники наших алданских организаций. В следующем году железная дорога не будет завершена, но вдоль неё будет проложена автомобильная дорога от Улака до Эльги. Поэтому уголь будет добыт и начнётся отгрузка с Эльгинского месторождения комбинированным способом: автомобилями, а затем перегрузка на железную дорогу. Таким образом, этот проект живой, требует порядка четырёх миллиардов долларов, уже вложено порядка полутора миллиардов. Этот сам по себе масштабный проект, призванный заменить Нерюнгринский угольный разрез, будет, безусловно, доведён до логического завершения. При этом город Нерюнгри будет базовым городом для работы вахтовым способом на Эльгинском месторождении.
Железная дорога Беркакит – Томмот – Якутск финансируется из двух источников: федерального и республиканского бюджетов. Работы ведутся полным ходом. Завтра
проверим, как выполнены целевые задачи 2009 года, ещё раз сверим планы на 2010 год, посмотрим, что им мешает, что необходимо сделать Правительству Республики Саха (Якутия), какие вопросы мы должны решить на федеральном уровне. Также решается вопрос с Правительством Российской Федерации о начале проектирования в 2010 году совмещённого железнодорожно-автомобильного моста через реку Лена и захода железной дороги на Якутск.
С начала года я уже встречался с заместителем Председателя Правительства России Сергеем Борисовичем Ивановым, который курирует транспорт, заместителем министра транспорта Российской Федерации Андреем Николаевичем Недосековым, дважды – с руководством Росжелдора. Все встречи посвящены началу проектирования моста, а о его строительстве пока ещё говорить рано. Для этого должно быть выпущено специальное постановление Правительства Российской Федерации. Над этим сейчас работают наши специалисты в Москве. Думаю, эту задачу в нынешнем году решим. Строительство железной дороги Беркакит – Томмот – Якутск идёт по плану. Всё более-менее нормально, хотя понятно, что есть ежедневные трудности и проблемы, но мы их преодолеем.
В 2013 году дорога будет в Нижнем Бестяхе, откроется грузовое и пассажирское движение. Одновременно начнётся строительство продолжения дороги с заходом в Якутск.
Далее Президент республики ответил на вопросы журналистов.
Пресс-служба Администрации
Президента и Правительства
Республики Саха (Якутия), 12 февраля 2010 г.