Якутия. Якутск и старый город
Публикации за 2009 год
Якутск – это не только визитная карточка Якутии, но и история государства Российского. Президент Республики Саха (Якутия) Вячеслав Анатольевич Штыров о Якутске – городе, играющем огромную роль в жизни всего Дальневосточного региона.
История любого города удивительным образом напоминает судьбу человека. В ней есть рождение, юность, зрелость. Стремительная череда событий и ускоренный бег времени в периоды общественных потрясений сменяются их размеренностью и плавностью в десятилетия эволюционной, обыденной жизни. Взлёты и падения чередуются друг за другом. Как говорил классик отечественной истории Л.Н. Гумилёв: «Конец и вновь начало».
В отличие от многих других городов, наша столица – город Якутск, имеет точную дату рождения. Отсчёт жизни города берёт начало от того сентябрьского дня 1632 года, когда Пётр Бекетов основал Ленский острог. Практически сразу же Якутск приобрёл общероссийское значение как главный центр освоения огромной территории северо-востока Азии. Именно отсюда отряды первопроходцев направлялись в далёкие земли и моря. Семён Дежнёв открыл для России и мира Чукотку, Владимир Атласов – Камчатку. Итогом походов Петра Бекетова, Василия Пояркова и Ерофея Хабарова стало вхождение в состав Российской империи Забайкалья, Даурии и Приамурья.
Витус Беринг своими великими географическими открытиями дал нашему государству путь в два океана. Для них всех Якутск был главной операционной базой и родным домом. В этом смысле, наш город является «отцом» многих нынешних столиц субъектов Федерации востока России: и Читы, и Благовещенска, и Хабаровска, и Петропавловска-Камчатского, и Анадыря. С течением времени эпицентр важнейших экономических и политических событий переместился южнее и Якутск потерял своё значение главного административного центра северо-востока страны.
Но город продолжал развиваться. Свидетельством тому являются одни из первых в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке каменные здания Уездного казначейства, Троицкого кафедрального Собора, Богородицкой церкви. Они в том или ином виде сохранились до сих пор. Быстрое развитие капитализма в России способствовало ускорению роста и нововведений и в Якутске. В городе появились первая электростанция, красивейшее здание публичной библиотеки, новые торговые дома, элементы благоустройства.
Плодотворным был для Якутска советский период, когда он стал полноценной столицей Якутской АССР – исторически первой формы государственности на территории Якутии. По сути дела, мы живём пока ещё в городе, который именно в тот период и создан, от более глубокого прошлого немного осталось, современного пока мало. Облик советского Якутска для нас близкий, родной и привычный, в чём-то даже обыденный. Мы, конечно, при случае похвалим созданные тогда общественные здания и микрорайоны, поругаем безликую застройку кварталов, но уже и не замечаем красоту обычных деревянных двухэтажных жилых домов 1930-1940- х годов или каменных трёхэтажек 1950-х. Но при всём том, нельзя не признать, что город был тогда и в чём-то обделён.
В самом деле, давайте вспомним 1970-е-1980-е годы. По всей Якутии – огромные стройки. Бурно развиваются алмазная отрасль, олово и золотодобыча, Южная Якутия, строятся ГЭС и ГРЭС, железная и автомобильные дороги. Союзные министерства вкладывают огромные средства в промышленность и, надо признать, в жильё и социальную сферу. Возникают и быстро растут новые города и посёлки – Нерюнгри, Удачный, Светлый, поднимаются на новый уровень существующие – Мирный, Ленск, Чернышевский, Айхал, Тикси, Черский, Усть-Нера, Хандыга, Алдан, Нижний Куранах. А Якутск остаётся в стороне, рассчитывая только на бюджет республики. Конечно, Якутский обком КПСС, Совет Министров ЯАССР настойчиво ставили вопрос перед руководством страны о необходимости принятия энергичных мер по развитию столицы республики. Надо сказать, что, благодаря этому, наметились серьёзные позитивные сдвиги.
Во второй половине 1980-х годов был утверждён новый генеральный план города, введён в действие мощный домостроительный комбинат, важнейшие объекты, в том числе – совмещённый автомобильно-железнодорожный мост через реку Лену и перенос из города аэропорта, были включены в союзную целевую программу развития Дальнего Востока и Забайкалья. Специально для застройки Якутска был создан «ГлавЯкутстрой». В целом был подготовлен прорыв в развитии города.
Но наступили времена перемен, радикальных реформ. Распалось великое государство, рухнул складывавшийся десятилетиями общественноэкономический строй, а с ним и все прежние планы. В тяжелейшие 1990-е годы главной заботой было свести концы с концами в череде перманентных кризисов, через которые в стране рождалась новая общественная формация. Но и в этих сложнейших обстоятельствах, во-многом, благодаря усилиям Первого Президента Республики Саха (Якутия) Михаила Николаева, развитие города продолжалось. Был возведён ряд значимых общественных зданий и сооружений, в небольших объёмах, но продолжалось жилищное строительство.
Планомерное развитие Якутска нарастающими темпами возобновилось в первом десятилетии XXI века. В составе пятилетнего индикативного плана социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2002-2006 годы была разработана специальная программа для города.
В соответствии с ней в приоритетном порядке решались первоочередные вопросы развития инженерной инфраструктуры: был завершен капитальный ремонт центрального городского канализационного коллектора и введены в эксплуатацию очистные сооружения на Даркылахе; реконструированы Якутские ГРЭС и ТЭЦ, электрические сети и подстанции высокого напряжения; закольцована система газоснабжения. В дорожном хозяйстве упор был сделан на реконструкции главных, магистральных транспортных артерий. Была создана опорная четырёхполосная автомобильная линия вдоль набережной реки Лена по улицам Чернышевского и Хабарова.
Она совмещена с противопаводковой защитной дамбой и прошла через улицы Богдана Чижика и 50-летия Советской армии до Намского тракта. Началось создание сети основных транспортных колец города. Это завершение реконструкции проспекта Ленина от площади Орджоникидзе до улицы Хабарова. Это сложный участок улицы Каль- вица на подходе к речному порту. Наконец, это создание нового кольца улицы Пояркова. Пока оно выполнено только частично, но часть эта самая сложная, с двумя мостами через озеро Солдатское и городскую протоку.
Здесь пришлось буквально пробивать проспект через нагромождение множества хаотичных строений. В жилищном строительстве был взят курс на сознательный отказ от освоения новых территорий, например, застройки 203 микрорайона. Это было бы простое и внешне броское решение, но ведь тогда осталась бы без решения проблема настоящих трущоб прямо в центре города. Возиться с ними раньше желания особого ни у кого не было – дело трудоёмкое, кропотливое и неблагодарное. Но именно сносу ветхого и аварийного жилья и разных других построек в центральной части Якутска и было уделено главное внимание.
Задача была поставлена так: на территории, ограниченной улицами Чернышевского, Пояркова и набережной Кулаковского, в основном, завершить снос. Нельзя сказать, что она решена полностью, но колоссальный сдвиг налицо. Да и по общим объёмам жилищного строительства город сделал рывок, несмотря на всю трудоёмкость подготовки под застройку занятых трущобами площадок. В иные годы начала первого десятилетия XXI века в Якутске вводилось жилья больше, чем во всём Хабаровском крае или, скажем, в Амурской области.
К сожалению, мне, да и не только мне, часто приходилось слышать нелестные высказывания о внешнем облике нашей столицы. С ними можно согласиться, если иметь ввиду неблагоустроенность улиц, большое количество покосившихся ветхих деревянных домов, отсутствие зелени. Но вот по части архитектуры, на мой взгляд, можно поспорить. Якутск всегда отличался от других городов своеобразием зданий, оригинальностью их фасадов, своим собственным стилем. Эти качества надо было сохранить в ходе работ по развитию города, хотя, казалось бы, выгодней и проще применять стандартные решения.
В этой связи было взято за правило, что типовые дома могут строиться только внутри микрорайонов массовой застройки. Здания же, выходящие на красные линии улиц и проспектов должны быть выполнены по индивидуальным проектам. Даже если по тем или иным причинам он и типовые, во внешнем и оформлен и и должны обязательно присутствовать нестандартные элементы. В большинстве случаев это правило выполняется. С другой стороны, за пять лет в городе построено множество зданий совершенно своеобразной, оригинальной архитектуры.
Это и Государственный цирк республики, и Речное командное училище, и Национальный художественный музей, и Национальная библиотека после реконструкции, и гостиница «Полярная звезда», и республиканская прокуратура, ряд других общественных сооружений. Это и жилые дома. Например, на пересечении проспекта Ленина и улицы Октябрьской, на улицах Орджоникидзе, Петровского, Чернышевского. Надо отдать должное нашим архитекторам, строителям, застройщикам.
Особняком стоит «Старый город» в центре Якутска. Сама идея восстановить в виде компактной зоны историческую деревянную застройку возникла давно. Во всяком случае в середине 1980-х годов она уже активно обсуждалось. И понятно почему: сам неповторимый облик старых деревянных построек, их изящество и красота, буквально, требовали к себе внимания. Системно этим вопросом начали заниматься с 2002 года. Тогда был утверждён проект восстановления исторической части города вокруг Преображенского Собора, распределены участки между застройщиками, решены вопросы инженерного обеспечения. Постепенно за счёт республиканских средств и частных инвесторов, шаг за шагом были восстановлены старые дома или построены заново, но в своём прежнем облике.
Сегодня старинные торговые центры «Кружало», «Мясной двор», «Соляная лавка», «Индигирка», усадьбы купцов Санникова, Мигалкиных и Артамоновых, «Казачье подворье» и другие объекты «Старого города» знакомы в своём первозданном виде каждому якутянину. А в целом комплекс «Старого города» получил широкую известность на всём Дальнем Востоке. Теперь надо сделать следующий шаг – воссоздать уголок старой деревянной застройки советского периода. Скажем, в районе пересечения улиц Кальвица и Жорницкого. Там ещё сохранились двухэтажки того времени и даже гостиница, где останавливался Вячеслав Молотов в годы Великой Отечественной войны. Было бы познавательно и интересно. Конечно, к таким проектам надо привлекать, главным образом, бизнес – структуры.
Как уже говорилось, Якутск известен своей историей, событиями, людьми. Но вот память об этом сохранилась только в архивах. Поэтому было очень важно воскресить её в монументальных произведениях. Вот почему большое внимание уделялось и уделяется установке памятников выдающимся людям Якутии, памятных знаков в честь исторических событий. Памятники А.Е. Кулаковскому, П. Ойунскому, М.К. Аммосову, Г.И. Чиряеву, И.И. Крафту, В.П. Ларионову позволяют сохранить живую связь поколений, нить истории. А разве просто скульптурные композиции, например, мамонтёнок у Государственного цирка, не воспитывают в молодёжи эстетическое восприятие своего родного города?
Это всё сделано. А как Якутск должен развиваться дальше? В нашем новом пятилетнем плане, теперь уже на 2007-2011 годы, развитие столицы рассматривается в контексте основных направлений развития республики в целом и роли Якутска в её социально-экономической системе. Город имел и имеет важнейшие функции административного, научного, образовательного и культурного центра. Кроме того, здесь находятся важнейшие предприятия энергетики и централизованного управления газораспределительными системами. Эти функции Якутск сохранит и преумножит, они и будут служить важнейшими градообразующими факторами для его развития. Но в ближайшие годы резко усилится роль Якутска как важнейшего транспортного узла северо-востока страны.
Здесь уже есть крупнейший речной порт и аэропорт, а придёт железная дорога – появятся пассажирская и грузовая станции. С завершением реконструкции и строительства автомобильных дорог «Лена», «Колыма», «Вилюй», «Амга», «Умнас», «Кобяй» возрастёт и логистическая роль города не только для республики, но и для наших соседей. Всё это послужит развитию сопряженных предприятий и некоторых видов перерабатывающих производств. Поэтому можно ожидать умеренного роста численности населения города. Это объективно. Но должен сразу сказать, что за счёт срабатывания субъективных факторов может быть и быстрый чрезмерный рост числа жителей Якутска со всеми вытекающими негативными социальными и экологическими последствиями.
Избежать этого можно только тщательно выверенной политикой внутри и внереспубликанской миграции населения. У нас есть все возможности направить миграционные потоки в новые центры роста в Южной и Западной Якутии. Это задача сложная, но выполнимая.
Что касается собственно пространственного и селитебного развития города, то основные его направления предопределяются уже сложившейся городской структурой. Давайте взглянем на карту. Якутск имеет ярко выраженную радиально-кольцевую систему расселения. Только, в отличие, скажем от Москвы, он представляет собой в плане не круг, а его половину. Вот линия, о которой я уже говорил: улицы Чернышевского, Хабарова, Чижика, 50 лет Советской Армии, далее до Намского тракта. По сути дела, это восточная граница города. От неё берут начало концентрические полукруги: улицы Ярославского, Ленина, Орджоникидзе, Пояркова, Лермонтова, окружная дорога. Вот главпочтамт. От него уходят радиусы, пересекая полукруги.
Главные из них – улицы Дзержинского, Петра Алексеева, Вилюйский тракт, Автодорожная. По сути дела – это начала федеральных и республиканских дорог. Вот именно их реконструкцию берёт на себя Правительство республики и им будет уделено первоочередное внимание. Хотя это и не является республиканской функцией, но учитывая важность дела, за счёт бюджета республики будет осуществляться реконструкция и строительство и важнейших кольцевых улиц города, о которых я уже выше говорил. Конкретно в это пятилетие намечено завершить работы по улицам Пояркова с мостом через озеро Сайсары, Лермонтова, Автодорожной, Вилюйскому тракту, Дзержинского до аэропорта. Другими дорожными делами будет заниматься сам город.
По жилищному строительству установлен очередной рубеж по полному сносу аварийного и ветхого жилья. Напомню, в предыдущие пять лет это была улица Пояркова, теперь будет Лермонтова. Это не значит, что не будут застраиваться другие микрорайоны. Будут. Это район аэропорта, ДСК, 16-й квартал, возможно, 203-й микрорайон. С 2002 по 2006 год в Якутске с пригородами за счёт средств республики построено семь новых школ. Эта работа будет продолжена, особенно, в тех районах, где развернётся жилищное строительство, но больший упор будет сделан на детские сады. Будет введена республиканская туберкулёзная больница.
Из значимых общественных зданий, планируемых к строительству в текущую пятилетку, выделю новый дворец спорта, здание аэровокзала, Верховный суд республики, федеральное казначейство, здание МВД.
Что касается внешней инфраструктуры, то особое внимание будет уделено вопросам энергобезопасности Якутска. К концу пятилетки в город придёт ЛЭП с Нерюнгринской ГРЭС, будет решаться вопрос строительства Якутской ГРЭС-2.
Вы видите, во всех наших планах столице республике отводится значимое внимание. Не меньшее, чем знаменитым мегапроектам. Своей историей и делами Якутск этого заслужил.
«Якутия. Саха Сирэ сегодня»,
№ 8 (20), август 2009 г