Публикации за 2009 год

По материалам пресс-конференции Президента Республики Саха (Якутия) В.А. Штырова республиканским СМИ

В конце прошлого года Президент Республики Саха (Якутия) провёл пресс- конференцию с представителями СМИ, на которой дал исчерпывающую ин­формацию по многим направлениям и проблемам жизни и стратегии развития республики. Журналисты в материалах по её итогам, а большое число специали­стов – в своих откликах, подчёркивают, что Вячеслав Анатольевич, кроме теку­щих вопросов, дал развёрнутое видение перспектив развития Якутии и показал реальность их достижения. Многие от­мечают также масштаб личности нашего Президента, сумевшего развернуть на просторах республики грандиозные про­екты, которые реально превратят Якутию в один из самых экономически развитых субъектов Российской Федерации.Выступление В.А. Штырова и его ответы на вопросы вызвали большой интерес у всех жителей республики.

– В последнее время в республике произошли крупные события обще­российского масштаба: запуск нефтепровода «Восточная Сибирь – Ти­хий океан» от Тайшета до Талакана в реверсном режиме и самого Тала- канского нефтедобывающего промысла, открытие сквозного проезда на федеральной дороге «Колыма» и моста через реку Вилюй на республи­канской дороге «Анабар». Какова дальнейшая стратегия в экономиче­ском развитии республики?

Наша стратегия определена Схемой комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года – единственным в стране документом долго­срочного регионального планирования, рассмотренным и одобрен­ным на уровне Правительства Российской Федерации. Это ком­плексный индикативный план, охватывающий все стороны жизни республики и дающий ориентиры, на которые мы должны выйти к концу расчётного периода. Её основным стержнем являются масштабные инвестиционные проекты, особо значимые для раз­вития республики, дальневосточного региона и всего государства в целом.

За ними в последнее время прочно укрепился термин – «мега­проекты». «Мегапроекты России» – так назывался и экономический фо­рум, который недавно проходил в городе Якутске, где была достигнута договорённость, что этим термином можно называть проекты, которые стоят более 25 млрд. рублей или 1 млрд. долларов США. Такие проекты и являются ядром Схемы комплексного развития производитель­ных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года. За почти два года реализации первых из мегапроектов уже видны конкретные результаты.

Наиболее активно работа ведётся в области транспортной ин­фраструктуры. Здесь я бы выделил четыре основных проекта.

Во-первых, строительство Амуро-Якутской железной дороги. На основании ранее принятых решений Правительства России, а в основ­ном благодаря усилиям Правительства Якутии, был пройден первый его этап, который начался в 2002 году. Спустя два года мы открыли ра­бочее движение грузовых и пассажирских поездов от станции Томмот в любую точку России. В 2004 году федеральное Правительство по на­шему настоянию приняло специальное постановление о строительстве железной дороги от Томмота до Кердема на правом берегу реки Лены. Сейчас стройка уже подходит к Кердему, но это только промежуточная станция на пути к Якутску. И поэтому Правительство республики в хо­рошем взаимодействии с министерствами транспорта и экономическо­го развития России приложило максимум усилий к решению вопроса о дальнейшем строительстве железной дороги.

И вот уже в 2008 году вышло новое постановление Правительства Российской Федерации, которое устанавливает, что железная дорога должна дойти к 2013 году до Нижнего Бестяха. Одновременно мы должны довести ранее постро­енные её участки до состояния готовности к постоянной эксплуатации. Значит, надо вернуться и доделать некоторые работы на участке Берка- кит – Томмот. Ровно неделю назад в Москве состоялся тендер, по итогам которого федеральное Агентство железнодорожного транспорта при участии Правительства Якутии выбрало генерального подрядчика на все виды работ.

Им стала инжиниринговая корпорация «Трансстрой», которая в соответствии с нашим соглашением, подписанным во время экономического форума «Мегапроекты России» в городе Якутске, соз­даёт на территории республики дочернее предприятие – юридическое лицо. Теперь можно сказать, что транспортные строители перемести­лись к нам. Таким образом, важнейший вопрос сдвинулся и в 2013 году железная дорога будет прямо напротив Якутска – в Нижнем Бестяхе.

Но и это не всё. Решён ещё один стратегически важный вопрос: в фе­деральную целевую программу развития транспорта до 2015 года вклю­чено строительство совмещённого железнодорожно-автомобильного моста через реку Лену неподалёку от Нижнего Бестяха. Решение было принято во время международной конференции «Транспорт России», проходившей в Сочи, где мы представили Председателю Правитель­ства России В.В. Путину проект моста. Государственная экспертиза уже утвердила этот проект. Он стоит 62 млрд. рублей, из них 37 млрд. рублей пойдут на строительство самого моста, остальное на строительство под­ходов непосредственно к нему.

Утверждена и федеральная целевая программа развития Дальнего Востока и Забайкалья. В ней предусмотрено строительство железно­дорожной ветки на левом берегу Лены от будущего моста до города Якутска.

В совокупности эти три принятых решения дают нам приход Амуро­Якутской железнодорожной магистрали от Транссиба и БАМа прямо в Якутск. В этом смысле 2008 год можно считать историческим для всей нашей республики!

Второй наш крупный транспортный проект – завершение строительства федеральной автодороги «Колыма». В этом году закончена ликвидация грунтовых разрывов на этой дороге и, та­ким образом, обеспечен сквозной проезд от Якутска до Магадана. Но сквозной проезд не означает, что дорога доведена до нужных па­раметров. Поэтому в ближайшие годы предстоит выполнить огром­ный объём работы по реконструкции Чёрного и Жёлтого прижимов, попутно решая вопрос подъездов к Нежданинскому золоторудному и Верхне-Менкеченскому полиметаллическому месторождениям, по­строить в районе Хандыги мост через реку Алдан. На эти цели будет вы­делено 17 млрд. рублей, если к ним добавить 6 млрд. рублей, которые мы уже освоили, получается мегапроект с реальной отдачей – Централь­ная и Южная Якутия соединятся с Магаданской областью и у республики будет автодорожный выход к морю.

В федеральные целевые программы и развития транспорта Рос­сии, и развития Дальнего Востока и Забайкалья включено строи­тельство автомобильной магистрали «Вилюй» (Якутск – Тулун – Иркутск). Общий объём финансирования составит 41 млрд. рублей. Ранее это была республиканская дорога, но по соглашению с Прави­тельством России её передали в федеральную собственность. Таким способом республике компенсирована часть выпадающих доходов от АК «АЛРОСА»: расходы на содержание и строительство дороги перешли из нашего бюджета на федеральный. Планируется, что за счёт выделен­ных средств полотно автомагистрали на участке от Якутска до Мирного до 2015 года будет доведено до нормативного состояния.

Завершит­ся строительство всех малых мостов и начнётся пяти больших: через реку Марха и четырёх – через Вилюй. Отрезок Якутск – Бердигестях планируется заасфальтировать. Но главное, начнётся строительство дороги от Мирного до Иркутска. Это обеспечит круглогодичную связь республики с Сибирью и приобретёт особое значение в связи с разви­тием нефтегазового комплекса в Западной Якутии. Автомагистраль «Вилюй» это третий наш крупнейший транспортный проект, а четвёртый – реконструкция федеральной автодороги «Лена». На неё до 2015 года будет выделено 26 млрд. рублей.

Представьте теперь мысленно карту республики. Якутск – центр, к нему пришла железная дорога, 3 федеральные автомобильные дороги: с юга – «Лена», с востока – «Колыма», с запада – «Вилюй», и 3 республи­канских – «Амга», «Кобяй» и «Умнас». Тогда, с учётом уже действующих крупнейших речного порта и аэропорта, Якутск становится главным транспортным узлом всего северо-востока России.

22 июня 2008 года началось строительство новой железнодо­рожной линии от станции Улак на БАМе до Эльги. На сегодняшний день на стройке работает более двух тысяч человек. Одновременно на­чалось проектирование и строительство добывающего комплек­са на нашем гигантском Эльгинском месторождении коксующихся углей. Через три года мы должны отгрузить первый уголь с Эльги.

Якутия. Нерюнгринский район. На строительстве Инаглинского угольного комплекса. Генеральный директор ЗАО «Колмар» Л.В. Кузнецов, Президент Якутии В.А. Штыров

В Нерюнгринском районе строятся и две новые угольные шах­ты – Инаглинская и Денисовская. Прорабатывается вопрос создания на базе ремонтно-механического завода в самом городе Нерюнгри производства железнодорожных вагонов, которых сейчас не хватает по всей России. Все начатые проекты в угольной отрасли стоят в сум­ме около 150 млрд. рублей. Хочу подчеркнуть, что для нас они осо­бенно важны. Вы хорошо знаете, что усилиями старшего поколения в Южной Якутии создан уникальный город Нерюнгри с современными жилыми районами, развитой социальной и коммунальной инфраструк­турой.

В городе живут прекрасные, энергичные люди – лучшие спе­циалисты страны. А ведь совсем не за горами то время, когда на его главном предприятии – Нерюнгринском разрезе – прекратится добыча угля. Значит, уже сегодня надо прилагать все усилия, что­бы город не стал депрессивным через некоторое время. Именно этой цели служат наши новые проекты в Южной Якутии: и Эльга, и шахты, и железная дорога через Становой хребет, и нефтепроводная система, и другие. Они дают будущее городу Нерюнгри.

Безусловно, к числу мегапроектов мы относим и развитие алма­зодобывающей промышленности. До 2020 года должны быть постро­ены четыре новых подземных рудника. Это сложнейшие инженерные сооружения со стволами глубиной более 1000 м и стоимостью за 1 млрд. долларов каждый. Три подземных рудника уже строятся – «Мир», «Ай- хал» и «Удачный». В Нюрбе проектируется четвёртый, но, возможно, там найдутся другие технические решения. Надо думать уже и о переходе на подземную добычу на трубке «Юбилейной».

Один из самых важных и перспективных новых проектов – раз­витие нефтяной промышленности. В 2008 году произошло событие, которое будет определять будущее республики на много лет вперёд – запущен Талаканский промысел по добыче нефти и первый участок магистрального нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан». Это большой проект в масштабах российской и даже мировой нефтяной промышленности. На него истрачено почти 125 млрд. рублей и создан современный, высокотехнологичный и высокоэкологичный производ­ственный комплекс по добыче и транспортировке нефти. Но это толь­ко начало. В недропользование передано 20 новых перспективных на углеводороды участков, где развёрнуты геологоразведочные работы. Всё это в Западной Якутии, вблизи от нефтепровода. Это создаёт хоро­шую основу для будущего нефтяной промышленности республики.

Как видите, наши мегапроекты реальны: тщательно прорабо­таны планы, привлечены инвесторы, работают тысячи людей, вкладываются огромные средства.

– А как мы эту реальность ощущаем? Есть разговоры, что даже если и будет от них отдача, то в далёком будущем?

– Я могу сказать, что отдача есть уже сейчас. Возьмём Западную Якутию. Почти 3000 якутян там трудятся на реализации мегапроектов. Вот только за нынешний год 1200 человек привлечено на работу в нефтяную промышленность, 700 человек – в алмазную. Люди рабо­тают и в обслуживающих и сервисных предприятиях, которые так или иначе связаны с реализацией мегапроектов. В Южной Якутии создано 2000 новых рабочих мест в угольной, золотодобывающей, урано­вой промышленности, на транспорте и в строительной отрасли. Из них порядка 400 – в Олёкминском улусе, 1400 – в Алданском районе, остальные – в Нерюнгринском. Это всё работа, требующая квалифика­ции, неплохо оплачиваемая. Почему я об этом говорю?

Потому, что по последним данным, в республике 11 000 безработных. Это меньше 2% от общего количества занятых людей и по этому показа­телю Якутия занимает предпоследнее восьмое место на Дальнем Восто­ке. Меньше безработных только на Сахалине, где, как вы знаете, реали­зуются крупные проекты по добыче газа. В других субъектах Федерации количество безработных намного больше нашего как в процентном, так и в абсолютном выражении. Но всё равно безработица у нас есть. Кро­ме того, существующие сейчас вакансии не устраивают нашу молодёжь, так как во многих случаях они не требуют квалифицированного труда и, соответственно, низкооплачиваемы. Мегапроекты же создают ты­сячи новых рабочих мест.

Это хорошие возможности для якутян, особенно молодых людей, получить престижную и перспективную работу. Ведь сама логика развития мегапроектов требует увеличения на рабочих местах именно нашего населения, жителей Якутии. Некото­рые предприятия хотели работать только вахтовым методом. Да, строи­телей, геологов на пионерный период работ можно возить вахтой. Но, например, «Сургутнефтегаз» пришёл к выводу, что постоянный персо­нал его предприятий должен жить на месте. В Витиме теперь мы реа­лизуем программу по строительству целого небольшого города. Или нефтепровод «Восточная Сибирь – Тихий океан». Конечно, в основном на его строительстве работают приезжие организации, хотя есть и не­много наших. Потому что за короткое время нужно сконцентрировать на стройке огромное количество квалифицированных работников и техники. Но на эксплуатации нефтепровода будут работать исклю­чительно местные люди. Сегодня они направлены в Томск и Ангарск, где проходят подготовку в учебных центрах «Транснефти», затем вер­нутся на работу в республику. То же самое на угольных шахтах.

Я не го­ворю уже про компанию «АЛРОСА», которая вообще сориентирована на местные трудовые ресурсы. Скажем, в Нюрбинском ГОКе 40% персо­нала – жители Нюрбинского района, а остальные – мирнинцы. По мере развития новых проектов всё больше и больше якутян будет заня­то на создаваемых в результате их реализации предприятиях. Это напрочь опровергает расхожее мнение, что мегапроекты – проекты для приезжих людей и привлечённых организаций. Нет, они – наше дело и наша работа! Именно такой подход мы на практике и осуществляем в работе с участниками мегапроектов и в повседневной деятельности по привлечению и закреплению на их предприятиях кадров, и в рабо­те на будущее. Именно поэтому они активно участвуют и в программах подготовки кадров.

«Сургутнефтегаз» совместно с АК «АЛРОСА» будут софинансировать строительство второй очереди Политехнического института в Мирном. Все компании, которые работают на территории Якутии – «Транснефть», «Сургутнефтегаз», «Мечел», «АЛРОСА», «Таас- Юряхнефтегазодобыча» и другие, – каждый год набирают молодых ребят, отправляют их за свой счёт на учёбу для получения высшего об­разования, обеспечивают рабочими местами после учёбы. Это только первые результаты. Прошло только около двух лет, а в новых про­ектах мы смогли трудоустроить около 5000 якутян.

Теперь о финансовом аспекте. Сегодня нефтяная промышлен­ность вышла на второе место по общему объёму налоговых пла­тежей в консолидированный республиканский бюджет. Нефтяники дают около 15% его доходов, при том, что нефть только начали добывать. Это уже позитивно сказывается на нашей с Вами жизни. На­пример, в начале года Президентом России было принято решение об увеличении бюджетникам зарплаты на 14%. Мы сами планировали на те же 14%, а тут ещё дополнительное задание получили. Нужно искать финансовые ресурсы, а год уже начался, все бюджеты сформированы и средств нет. Мы с Президентом Татарстана обратились к Президенту России с просьбой дать нам денег, чтобы мы увеличили зарплату. Цена вопроса для республики – 2 млрд. рублей.

На что получили ответ, может быть, поможем, если сами не справитесь, но ваша задача справиться са­мим. И республика справилась. А справилась потому, что мы получили дополнительные доходы от нефтяной промышленности. За один год её налоговые платежи увеличились на 2 млрд. рублей, и все эти деньги пошли на зарплату бюджетникам. Грубо говоря, все наши учителя, вра­чи и другие работники бюджетной сферы получили половину прибавки к зарплате от «Сургутнефтегаза», от реализации наших мегапроектов.

Не было бы этого, не было бы у нас возможности повысить зарплату и сейчас мы бы просили денег у федерального Правительства. А вы види­те, какая сегодня ситуация. Денег нет.

Якутия. Амгинский улус. Экстремальный туризм – одно из направлений развития индустрии гостеприимства в Республике Саха (Якутия).

Реализация мегапроектов – важная, но только часть экономиче­ской политики республики. Много внимания уделяется и развитию малого бизнеса. В Якутске в нынешнем году создан бизнес-инкубатор, сейчас подыскиваем место для особой экономической зоны, специали­зированной на камнеобрабатывающих и ювелирных производствах. Участвовали в федеральных конкурсах, по их результатам вместе с Мин­экономики России будем реализовывать проект развития малого биз­неса в Нерюнгри.

Предпринимаются меры по развитию в республике туризма, сельского хозяйства. Но заметьте, стимулятором роста во всех этих сферах стали в том числе и мегапроекты. Посмотрите, сколько мел­ких и средних предприятий работают возле крупных компаний, кто-то услуги предоставляет, кто-то подрядные работы выполняет, кто-то поставки какие-то делает. Так что, если подвести общий итог, то можно уверенно сказать, что влияние мегапроектов на экономику и соци­альную сферу уже сейчас, по сути дела, только на старте их реали­зации, очень ощутимо и позитивно.

– В ходе реализации мегапроектов часто возникают вопросы эко­логии…

– Конечно, в любом большом деле всегда возникают побочные эффек­ты, в том числе и негативные. Их надо понимать, учитывать и отслеживать, чтобы вовремя найти компенсаторные механизмы. В этом плане, как пра­вило, центральная тема – проблема экологии. Безусловно, очень важная и нужная тема, которой необходимо уделять максимальное внимание.

Должен сказать, что все наши мегапроекты находятся под при­целом экологов, действующих и по государственной, и по обще­ственной линии. И совместная работа уже даёт результаты.

Например, всем известно, что нет такого проекта, который бы под­вергался стольким проверкам, как строительство нефтепровода «Вос­точная Сибирь – Тихий океан». И сегодня мы можем констатировать тот факт, что 98% проверочных замечаний безоговорочно устраняются по ходу строительства. Главное – наладить постоянный контроль и взаи­модействие с исполнителями.

В то же время подчёркиваю, что очень важно правильно и объек­тивно оценивать любую ситуацию. Возьмём, например, строительство Амуро-Якутской железной дороги. До сих пор некоторые говорят, что железная дорога приносит экологический вред. Это абсолютно невер­ное суждение. Больше того, даже если мы не будем брать другие эф­фекты, которые ожидаем получить от железной дороги с точки зрения ускорения грузооборота, удешевления завоза, то нам бы следовало её строить исходя только из экологических соображений. Все мы с вами знаем, что такое езда по нашим дорогам, особенно летом.

Пыль, осе­дающая на 300 метров по обе стороны, выхлопные газы, мусор, розливы топлива. Но всё, что перевозится автомобилями за месяц, можно будет перевезти за одни сутки одним поездом. Теперь сравните экологиче­ский вред от одного тепловоза и от потока машин. А в будущем ещё перейдём и на электрическую тягу. Поэтому смело можно сказать, что само строительство железной дороги не вред, а самое что ни на есть полезное для экологии мероприятие.

Другой пример, газификация населённых пунктов. Ведь она даёт ко­лоссальный эффект для сохранения лесов.

Отсюда вывод: мы должны трезво относиться к экологическим вопро­сам и понимать, где действительно вред, и сосредоточивать все усилия, чтобы его исключить или снизить до допустимого, а где мнимые угрозы и аргументы, которые используются некоторыми по незнанию, а други­ми исходя из своих личных целей пропагандистского характера. Чтобы подход был объективным, при реализации новых крупных проектов мы ввели в практику предварительную съёмку экологической си­туации. То есть ещё работы не начаты, ни один человек на площадке не появился, а уже изучаются и фиксируются фактические параметры экологического состояния территории.

Например, ещё не приступали к строительству Нюрбинского ГОКа, но в ходе предварительной съём­ки выявилось, что в этом районе большие загрязнения окружающей среды, которые носят естественный характер либо принесены извне до начала стройки. Были разработаны мероприятия по снижению уров­ня загрязнений, налажен периодический контроль состояний среды в ходе строительства и эксплуатации горно-обогатительного комбината. Это позволило довести экологическую обстановку там до удовлетвори­тельных показателей. Такая же схема действий будет применяться и при реализации всех наших мегапроектов.

Хочу подчеркнуть, что созданная в республике природоохранная система признаётся специалистами одной из самых мощных и эф­фективных в России.

– Подготовка квалифицированных кадров и направление молодёжи на большие стройки и новые предприятия. Не секрет, что выпускники ву­зов не хотят возвращаться в родные улусы, но и не хотят ехать на ме­гапроекты. Какие варианты привлечения молодых людей могут быть? Как объяснить молодёжи, что там им выгоднее и перспективнее?

– Наша жизнь состоит из парадоксов. Как уже отмечалось, в респу­блике относительное небольшое число безработных, но принято счи­тать, что одна из самых главных проблем республики это безработица, реальная или в перспективе. В то же время, если провести опрос среди руководителей предприятий, то они главной проблемой назовут, на­оборот, острую нехватку кадров. О том, что в действительности хоро­шие рабочие места есть, говорит и тот уже тоже упоминавшийся факт, что с началом реализации крупных проектов только за два года трудоу­строилось уже около 5000 человек. А ведь возможности этим не исчер­пываются.

К примеру, наше давно действующее предприятие «Сарылах- Сурьма» в Усть-Нере уже стоит перед проблемой завоза рабочих извне республики непосредственно на горное производство, чего у нас ни­когда не было. В угольной промышленности две шахты начали строить в Нерюнгри. Казалось бы, идёт большое сокращение в «Якутугле», а вме­сте с тем жесточайший дефицит кадров и в самой компании, и на новых шахтах. В «АЛРОСА» тысячи вакансий.

Получается, что, с одной стороны у нас как будто есть избыток рабочей силы – те же 11 тысяч безработных, а с другой, вакантные места, которые не можем заполнить. В чём же тут дело?

Вопрос делится на три части. Первая – несоответствие номен­клатуры специальностей, которые приобретают наши молодые люди, потребностям жизни. В 1990-е годы мы выпускали много ме­неджеров, экономистов, бухгалтеров, политологов, психологов, юри­стов, а подготовку инженеров и технологов резко снизили. В результате сложился дефицит одних специалистов и переизбыток других. Сейчас необходимо привести структуру подготовки кадров в соответ­ствие не только с сегодняшними, но и завтрашними потребно­стями народного хозяйства и социальной сферы. Правительство республики приняло специальные меры в этом направлении. За 2008 год появилось 48 новых специальностей, по которым теперь ве­дётся обучение в системе профтехобразования. Они соответствуют действительным потребностям промышленности, сельского хозяйства, транспорта, сектора услуг.

Якутия. Мирнинский район. Президент Якутии В.А. Штыров и первый заместитель Председателя Правительства России Д.А. Медведев в Мирнинском индустриальном техникуме.
п. Светлый. 2008 г.

Принято принципиально важное решение о мерах по увеличению выпуска в техникумах специалистов среднего звена. Ведь младшие инженерно-технические командиры производства и руководители низовых производственных коллективов – бригад, участков – сегодня очень востребованы на производстве. Реализация решения ведётся по двум направлениям. Прежде всего, активизирована работа действую­щих учебных заведений, меняются их учебные программы. Например, Алданский политехникум открыл представительство в Хангаласском улусе, где ведётся обучение по новым для него специальностям транс­портного профиля.

В самом Алдане усилили подготовку обогатителей для освоения новых технологий в золотодобывающей промышленно­сти. Мирнинский индустриальный техникум по самым современным технологиям ведёт обучение специалистов для двух чрезвычайно важных для республики отраслей – энергетики и жилищно-коммунального хозяйства. Это особенно нужно и важно в связи с переходом на газовое топливо в тепловом хозяйстве, массовой заменой оборудования и авто­матизацией элетроустановок. В дополнение к действующим начинает­ся строительство новых техникумов.

Причём они создаются в эпицен­трах событий, связанных с ускорением динамики развития республики. В Хандыге строится горно-геологический техникум, ориентированный на проектируемый Томпонский промышленный кластер. В Нижнем Бестяхе – будущем крупнейшем железнодорожном узле – через два года войдёт в строй действующих транспортный техникум. Чуть позже пла­нируем построить нефтегазовый техникум в Ленском районе. С вводом этих объектов у нашей молодёжи появится настоящий выбор: пойти в какой-нибудь захудалый частный институт на любую специальность и остаться невостребованным, или получить важную и нужную для ре­альной жизни специальность, найти себя в жизни и дальше продолжить обучение в системе непрерывного образования.

Серьёзные перемены и в нашем главном вузе – Якутском государ­ственном университете. Появились специальности новых профилей. В 2009 году начинаем строить новые корпуса филиала университета в городе Мирном. Здесь будем готовить специалистов подземных горных работ, нефтяной и газовой промышленности.

Надеемся, что все эти меры по совершенствованию структуры подго­товки кадров позволят поддерживать баланс спроса и предложения на рынке труда, приблизят получаемую нашей молодёжью квалификацию к требованиям работодателей и за счёт этого дадут ей хорошие шансы найти себе место, соответствующее призванию и способностям.

Но в то же время одного этого мало. Существует ведь и другой вопрос: часто имея возможности получить устраивающую их ра­боту, специалисты не могут их использовать из-за отсутствия жилищных и социальных условий. Учитывая это, Правительством республики рассматриваются разные варианты обеспечения жи­льём молодёжи, направляемой на работу в новые точки роста эко­номики. Расскажу на примере посёлка Витим – центра нашей быстро развивающейся нефтяной промышленности.

Первый вариант – включение молодых специалистов в корпоратив­ные ипотечные схемы. Например, поступив по направлению республи­ки на работу в тот же «Сургутнефтегаз», молодой человек сразу получа­ет жильё, расплачиваясь за него в рассрочку на протяжении нескольких лет работы в этой компании. Для работников бюджетной сферы пред­полагается организовать аналогичную схему, только с участием Прави­тельства Якутии в качестве работодателя, представляющего жильё. Что­бы это осуществить, надо вернуться к контрактной системе. Речь идёт о том, что отучившись, молодой специалист отправляется на работу по распределению. С ним заключается контракт на отработку в течение определённого числа лет в данной местности и на данном предприя­тии. За это специалисту предоставляется жильё, которое переходит в его собственность по истечении срока действия контракта. Заметьте, что это не является ипотечной схемой в полном понимании этого слова, поскольку здесь нет кредитно-ссудных отношений. Жильё предоставля­ется бесплатно на условиях выполнения обязательств по сроку работы специалиста. А срок этот может быть разным. Предположим, для райо­нов Арктики 5 лет, других – 10. В Витиме для целей реализации тако­го варианта мы планируем построить многоквартирный дом. Есть ещё один вариант.

В Витиме мы собираемся создать современный агропро­мышленный комплекс, его продукция будет поставляться нефтяникам. В состав комплекса включается строительство малосемейного жилого дома. Квартиры в нём на определённое время на условиях найма будут предоставлены будущим работникам – аграриям, которых планируем направить в нашу «нефтяную столицу» из разных улусов. Рассчитыва­ем, что по специальным федеральным и республиканским программам поддержки сельских специалистов они в течение некоторого времени приобретут или построят себе постоянное жильё в Витиме. После это­го малосемейную квартиру освободят для следующего переселенца. И так по цепочке. Малосемейный дом при этом будет всегда оставаться в собственности Минимущества республики. По сути дела – это схема наёмного жилья.

Набор этих или других вариантов решения жилищных проблем моло­дых специалистов пока будет применяться, в основном, для точек роста, в которых начата реализация крупных инвестиционных проектов – Ви­тима, Пеледуя, Томмота, Олёкминска, Жиганска, Нижнего Бестяха, а так­же для Арктических улусов. В других районах республики вопрос будет решаться по мере расширения наших финансовых возможностей.

Есть и ещё важная часть вопроса. Нам необходимо усилить работу по формированию нового отношения к жизни у нашей молодёжи. Показывать ей возможности для человеческого и профессиональ­ного роста в ходе реализации глобальных планов развития респу­блики. Прививать понимание того, что в условиях конкурентного рынка труда добиться успеха можно только за счёт готовности к переменам и мобильности. Мобильность крайне важна в жизни че­ловека. Тот же американец по статистике каждые семь лет меняет место жительства и работы. И нам нельзя сидеть и ждать, когда подвернётся работа с зарплатой 100 тысяч рублей в месяц. Надо самим её найти.

Думаю, что меры и по перестройке структуры образования, вне­дрению в ней элементов дуальности и непрерывности, и по реше­нию жилищных проблем молодых специалистов, и воспитательно­го плана помогут нам создать и стимулы, и возможности актив­ного участия молодёжи в мегапроектах.

– Не повлияет ли мировой финансовый кризис на реализацию мега­проектов?

– Очень серьёзный вопрос. Знаете, как говорил классик: жить в обще­стве и быть свободным от общества нельзя. Россия тесно интегрирована в мировую экономическую систему, и все события, которые происходят на мировых финансово-экономических аренах, в том числе и негатив­ные, так или иначе касаются и нас. Правительство России принимает различные меры по поддержке экономики страны в связи с кризисом.

Сначала они были направлены на удержание на плаву банковской системы. Это было необходимо, потому что произошёл массовый от­ток зарубежного капитала из пассивов наших банков. Им нечем стало кредитовать отечественных производителей. Оказать помощь банкам в этих условиях значило поддержать народное хозяйство в целом. Это сделано.

Затем Правительство выделило значительные средства Росимуще­ству и банкам на покупку акций крупных российских предприятий. Нужда в этом была обусловлена тем, что в разгар кризиса инвесторы, в первую очередь иностранные, начали избавляться от своих акций и наши компании обесценились, а ведь во многом на стоимости капитала базируется их кредитоспособность. Одно дело, когда, скажем, «Мечел» приходит в банк с оценкой стоимости его активов в 14 млрд. долларов, а другое, когда только в 4 млрд. Кредитоспособность падает, хотя в на­туральном выражении активы те же самые. Правительство, таким обра­зом, поддерживает наши предприятия, чтобы они были способны про­должить инвестиционную деятельность.

Наконец, третье действие. Правительство России предпринимает ряд мер по оживлению рыночного спроса на отечественные товары и услуги. Например, развитием потребительского кредита. Из-за кризиса, увеличения безработицы, снижения зарплат и прибыли предприятий спрос на них упал. Облегчение доступа к кредитам на покупку наших товаров и услуг стимулирует, возвращает к докризисному спрос на них, а следовательно, и производство. Другой пример – меры по оживлению строительного рынка. Правительство приняло решение выкупить часть построенных, но не нашедших покупателя объектов и распределить их для государственных нужд. Вырученные строителями деньги вновь пойдут в оборот, будет работа людям. Это реальная борьба с депрес­сией.

Якутия. Томпонский улус. Сложный участок реконструкции в районе Чёрного и Жёлтого прижимов федеральной автодороги «Колыма» (Якутск – Магадан). 2008 г.

Председателем Правитель­ства России В.В. Путиным принято также решение об использовании ранее накопленных государствен­ных финансовых резервов для приближения сроков строитель­ства крупных объектов. Напри­мер, планировали начать рекон­струкцию автомобильной дороги «Колыма» в 2011 году, сегодня есть возможность сдвинуть её на 2009­2010 годы. Это делается, чтобы за­грузить дорожников заказами, а с ними и поставщиков специальной техники, строительных конструк­ций и материалов, субподрядчи­ков.

Все эти меры выверены, спла­нированы и уже работают. Только вчера у нас запросили, сколько в республике на свободном рынке квартир, которые можно купить за счёт федеральных средств для поддержания строительных ор­ганизаций. Комплекс мер есть, а в предыдущие годы были накоплены достаточно большие запасы финан­совых ресурсов. Так что с кризисом справимся.

Но без потерь не обойдётся. И к этому надо готовиться. Вот мы гово­рим о том, что нефтяники вышли на второе место по объёму перечисле­ния налогов в республиканский бюджет. Но если цена на нефть упадёт, и их налоговые платежи упадут. Если упали цены на нефть, то по законам рынка снизятся и цены на уголь. Ведь зачем покупателю дорогой уголь, когда есть дешёвая нефть? Уже сейчас падают цены на золото.

Потому, что его промышленное потребление уменьшилось из-за кризиса. Или возьмём АК «АЛРОСА». Люди во время кризиса в первую очередь пере­стают покупать предметы роскоши. Это означает, что рынок алмазов и бриллиантов будет сложным. Теперь вернёмся в республику. Алмазы у нас – главная отрасль, нефть – вторая, уголь – третья, золото – четвёртая. Но если в ведущих отраслях проблемы, то что ожидать в целом по ре­спублике? Конечно, надеемся, что меры, принимаемые Правительством Российской Федерации, стабилизируют ситуацию, но в то же время и понимаем, что в складывающейся ситуации хорошего мало. Вот поче­му бюджет республики впервые за многие годы сформирован с профи­цитом.

Во-первых, у нас есть старые государственные долги, которые накопились ещё с 1990-х годов, и по ним надо расплачиваться за счёт превышения доходов над расходами по текущим операциям. А другая часть профицита – это резерв, чтобы в случае недопоступления налогов или резкого скачка цен мы могли сбалансировать бюджет и нормально жить и работать. Принимаются необходимые решения и по сокращению государственных расходов. В том числе по части численности муници­пальных служащих. Будут снижены расходы и в социальной сфере. Это не значит, что будет сокращена сеть школ или больниц, до этого дело не дойдёт. Но всё, что может подождать, будет отложено. К сложным вре­менам мы должны быть готовыми.

Это общая постановка вопроса. Теперь перейдём к нашим перспек­тивным делам. Не повлияет ли кризис на реализацию мегапроектов? Рассчитываем, что нет. Финансирование объектов транспортного ком­плекса обеспечит Правительство России, которое заявляет, что имеет достаточно резервных средств и мы надеемся, что наши проекты будут в работе. Симптомов того, что что-то будет сокращаться, пока нет. В не­фтяной промышленности «Сургутнефтегаз», в отличие от других нефтя­ных компаний, которые живут за счёт кредитов, не имеет кредиторской задолженности. Наоборот, у него есть остаток свободных средств и инвестиционные проекты финансируются из собственных источников. Планы на 2009 год мы согласовали, в них по Якутии ничего не сокраща­ется и не уменьшается, наоборот, будет прирост геологоразведочных и других работ.

В октябре провели совещание с руководством компании «Мечел», которая является единственным акционером «Якутугля». Они, действительно, в целом урезали свою инвестиционную программу, но Эльгинский проект в приоритете и снижать финансирование его строи­тельства не планируется. Так что здесь всё должно быть нормально. Что касается нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан», то «Транс­нефть» уже давно и сразу получила все необходимые средства для его сооружения. Подводя итог в целом по мегапроектам, уверен, что год мы продержимся. За это время какая-то перестройка в мировой экономике произойдёт и ситуация должна стабилизироваться.

– Как на Ваш взгляд отразится новая система оплаты труда, кото­рая вводится с января будущего года, на заработной плате бюджет­ников?

– Чтобы было правильное понимание, скажу, что с 1 января 2009 года мы переходим не на новую схему оплаты труда и новую тарифную сет­ку, а на нормативное финансирование учреждений образования и здравоохранения. Подходы к этому прорабатывались ещё в 2006 году, первые шаги начали делать в 2007, в 2008 работа была продолжена, а теперь все школы, поликлиники и больницы республики перейдут на такую систему. Нормативы финансирования рассчитаны на 1 ученика либо больного. Предварительно была проведена некоторая оптимиза­ция учреждений бюджетной сферы. Она не была масштабной, а исходи­ла из конкретных обстоятельств в каждом отдельном случае. Например, некоторые школы потеряли статус самостоятельных и стали филиалами крупных школ.

Там, где это было возможно, начальные школы слились со средними. Произошло упорядочивание штатов внутри системы образо­вания. Внедрены стандарты преподавания предметов. Была введена си­стема оплаты труда, которая содержала не только постоянную часть, но и переменную, зависящую от результатов труда учителя. А оценку этому даёт Попечительский Совет при школе. Со своими особенностями, но также шёл процесс и в системе здравоохранения. Ход экспериментов показал, что за счёт внутренних резервов и повышения эффективности работы, не меняя радикально структуру бюджетной системы в целом, можно найти средства для повышения заработной платы. И у всех, кто участвовал в экспериментах, она повышалась.

Якутия. Алданский район. В Центральной районной больнице. г. Алдан. 2009 г.

Хочу обратить ваше внимание, что в ходе сложной оптимиза­ционной работы ни одна малокомплектная школа не закрыта. Всё только упорядочено и установлен чёткий их перечень. Нельзя же в районном центре держать малокомплектную школу и недоукомплек­тованную общую школу, а это было. Малокомплектные школы получили свои нормативы, и если в городе учитель должен иметь в классе 25 уче­ников, в крупном селе – 14, то в малокомплектной школе – 7. И соответ­ственно рассчитаны все нормативы и фонды зарплаты. С 1 января 2009 года все школы и больницы получают также нормативы по затратам на отопление, освещение и другие хозяйственные нужды. Всё, что сумеют сэкономить по этим статьям, остаётся школе или больнице.

Эти деньги они могут использовать по трем направлениям – повышение зарплаты; закупка оборудования, инвентаря и пособий; мероприятия по энерго­эффективности. Вот ещё один источник повышения зарплаты. Пока я ничего не говорю о нормативном финансировании учреждений куль­туры. Здесь работа ещё впереди. Но со временем учреждения всех бюд­жетных отраслей перейдут на получение средств по нормативам. Я уже приводил пример, для чего это нужно, но повторю: не буду называть, в каком улусе, но вот 2 села и 2 школы на 220 учеников каждая, но в одной 71 человек персонала, в другой больше 100. Почему? Теперь это при­ведено к нормам.

А переход на новые, отраслевые системы оплаты труда – совсем дру­гое дело. В чём тут суть? Сейчас все бюджетники находятся на единой тарифной сетке. Она одинаковая, что у врачей, что у учителей, что у работников культуры, что в ад­министрации наслега или улуса. А одинаков ли их труд? Как можно приравнять учителя к врачу, не учесть разницу в интенсивности, напряжённости и ответственности их конкретной работы на конкрет­ном рабочем месте?

Или другой вопрос – сейчас 17 разрядов в единой тарифной сетке, а разве есть 17 разных типов учителей? Поэтому надо делать индивиду­альную сетку для каждой отрасли. Такие попытки в стране есть, мы же в 2009 году будем отраслевые системы оплаты труда разраба­тывать, а в порядке эксперимента апробировать их в части бюджет­ных учреждений. Конечно, мы по­стараемся сделать так, чтобы та­рифная сетка более точно отражала затраты труда каждого и в целом повысилась зарплата.

Итак, с 1 января 2009 года мы переходим на нормативное финан­сирование бюджетной сферы и в этом же году начинаем разраба­тывать новые отраслевые тарифные системы. Эти две задачи не надо путать.

А в целом в 2009 году планируем повышение зарплаты бюджет­ников на 11%.

– Многие жители обеспокоены ростом тарифов на топливо, а также планируемым повышением тарифов на электроэнергию и коммунальные услуги. Что предпринимает Правительство Якутии в этих условиях?

Правительство республики принимает энергичные меры для стабилизации цен на приемлемом уровне. Во-первых, для всех предприятий, организаций Правительством устанавливаются предельные нормы повышения цен. В 2008 году на все тарифы такая норма равнялась 25%. Во всех муниципальных образованиях она не превышена. Это очень важный стабилизирующий фактор. Во-вторых, в бюджет республики закладывается финансирование компенса­ций и дотаций теплоснабжающим организациям для снижения та­рифов. Благодаря этому каждый из нас сегодня оплачивает не больше 45% фактической стоимости тепла, всё остальное компенсирует Прави­тельство Якутии. На будущий год общая сумма компенсаций составит 6,7 млрд. рублей. Осуществляется у нас, хотя это и не приветствуется федеральными регулирующими органами, и перекрёстное субсидиро­вание: промышленность имеет более высокие тарифы на электроэнер­гию, чем население. Перекрёстное субсидирование проводится и между категориями населения, в среднем в сёлах газ на 20%, а электроэнергия на 30% дешевле, чем в городах.

У Правительства республики есть специальный план работы по контролю за тарифами и ценами и постоянно действующая рабо­чая группа по их мониторингу. Базовые тарифы на тепло и электро­энергию зависят от цен на топливо и транспортных затрат. К сожалению, здесь мы не имеем особых возможностей для манёвров. Цены на основ­ные виды топлива, которые используются для коммунальных нужд, в соответствии с федеральным законодательством не регулируются. На уголь, нефть и газовый конденсат цены свободные, договорные. Неоднократные наши обращения в федеральную антимонопольную комиссию и федеральную службу по тарифам о том, чтобы объявить наших поставщиков локальными монополиями ничем не закончились.

Хотя с другой стороны, нам пока удаётся договариваться с компаниями- поставщиками. Например, были неоднозначные комментарии по пово­ду повышения цен на уголь компанией «Мечел». Да, повысили. Но при этом цены на уголь для Республики Саха (Якутия) остаются самыми низ­кими на Дальнем Востоке. На нефть цены ниже на 20%, чем в среднем по России. А ещё больше снизить цены предприятия не могут, потому что тогда попадают в число нарушителей Налогового кодекса Российской Федерации. Снижение цен такое же нарушение, как и их завышение. По антимонопольному законодательству они также не могут делать пред­почтения для отдельных покупателей, скажем, для северян, за это при­дётся нести ответственность от финансового до уголовного наказания. Достаточно жёсткая система.

Три года назад было принято решение о том, что тарифы на услу­ги жилищно-коммунального хозяйства, электроэнергию, тепло, воду и газ устанавливаются только один раз в год. И это решение выполняется. Но в течение года разные события бывают, повышаются входные цены для коммунальщиков и энергетиков на одно, другое и, чтобы из-за этого они не повышали свои тарифы в течение года, им ока­зывается финансовая помощь из бюджета в случае значимых скачков цен. В 2008 году на такие компенсации было направлено свыше 1 млрд. рублей. Это дало возможность не повышать тарифы для населения.

В целом тарифная политика Правительства республики на­правлена на то, чтобы рост доходов населения был выше роста его затрат, связанных с удорожанием цен и тарифов. В 2008 году доходы населения возросли на 18%, а расходы на 9%. Это значит, что несмотря на повышение цен, уровень жизни немного повысился. Такой же принцип заложен и при формировании бюджета на следующий год. Работа в этом направлении велась, ведётся и будет вестись постоянно. Хотя от нас и требует федеральное Правительство довести уро­вень оплаты услуг жилищно-коммунального хозяйства, поставок тепла и электроэнергии непосредственно населением до 100% от их стоимости, этого не будет, мы по-прежнему будем их из респу­бликанского бюджета дотировать.

Есть и другие заботы и проблемы в области цен.

Якутия. Аллаиховский улус. Обсуждение вопросов снабжения арктических улусов товарами первой необходимости с жителями с.Чокурдах. 2008 г.

Во-первых, завоз продовольствия. Якутск, промышленные города и посёлки, центральные и западные улусы снабжаются в основном ком­мерческими структурами. Но в отдалённые Арктические районы никто из коммерсантов ничего не хочет возить – для них убыточно. А если и завозят, то продают втридорога. Там всё пустить на коммерческую основу нельзя: цены взлетят до небес. Поэтому на протяжении пяти лет занимаемся разными формами поддержки отдалённых наслегов. Создана специальная структура – «Госоптторг», которая по за­данию Правительства Якутии определённый перечень товаров и завозит в Арктические улусы.

Все транспортные расходы относятся на республиканский бюджет. Свою стабилизационную роль эта схема сыграла. Но в ней ещё много недостатков – не все населён­ные пункты охвачены, узкий ассортимент завозимых товаров. Поэтому принято решение по расширению с 2009 года числа обслуживаемых «Госоптторгом» населённых пунктов и номенклатуры поставляемых им товарных групп. И это относится не только к Арктике, но и ко всем труднодоступным наслегам, которые есть практически в каждом улусе. Решается вопрос, каким способом товары будут распределяться – че­рез предприятия, по талонной или какой-нибудь другой системе. Глав­ное, должно быть так, чтобы товары дошли до каждого человека. День­ги в бюджете на эти цели заложены и со следующего года начнётся конкретная работа по реализации принятого решения. Это тоже меры, направленные на понижение цен.

Во-вторых, авиация. Три года назад было принято решение по дотиро­ванию внутриулусных авиационных перевозок. Оно выполняется в воз­растающих масштабах. Сегодня по республике действует 130 доти­руемых внутриулусных авиалиний, тарифы на них снижены в 2 раза по отношению к себестоимости, вторая её часть финансируется государством. Эта практика себя оправдала, количество пассажи­ров на этих линиях увеличилось почти в 2 раза. С 2009 года будет уве­личиваться количество населённых пунктов, куда будут выполняться до­тируемые рейсы и не только в Арктических улусах. Правительство Рос­сии обещает с 2009 года начать субсидирование перелётов на дальних линиях. Мы свои методики и предложения отправили, решение должно быть принято до конца года. Так что надеемся на снижение тарифов на московских и других авиарейсах, но уже по федеральной линии.

Кроме этих контрольных, организационных и финансовых мер, в республике есть две специальные программы, направленные на экономию всех видов ресурсов. За последние годы 89 котельных переведены на газ, расширена зона централизованного электроснаб­жения, что позволило сдержать рост тарифов на тепло и электроэнер­гию. В рамках коммунальной реформы ставятся счётчики тепла и воды, идёт ремонт сетей, замена котельного оборудования и другие меро­приятия. Всё это позволяет снизить себестоимость коммуналь­ных услуг и сдерживать цены на них.

Вот по этим направлениям в области регулирования цен и работает Правительство республики: контроль за обоснованностью ценообра­зования; дотирование и субсидирование затрат предприятий и насе­ления; централизация завоза некоторых социально значимых товаров в отдалённые населённые пункты; снижение себестоимости производ­ства электроэнергии, тепла, воды, жилищно-коммунальных услуг.

– Из-за обилия осадков пострадал ряд сельских улусов республики, где подтопило десятки тысяч тонн кормов. Что предпринимается для со­хранения поголовья скота в местах, наиболее пострадавших от водной стихии?

– Бедствие потерпели 80 наслегов в 8 улусах и уже принято несколь­ко постановлений Правительства республики, которыми определяются меры помощи им. Что делается и будет делаться конкретно?

Первое. Для наиболее пострадавших наслегов производится 30%-ное субсидирование стоимости покупки сена в районах, где кормов за­готовлено достаточно, и 100% субсидирование их внутри и межулус- ных перевозок. Было подтоплено 23-25 тысяч тонн сена, а решение на компенсацию затрат на перевозку принято почти на 45 тысяч тонн, учи­тывая разные ситуации в наслегах. Ведь где-то подтопления не было, но был плохой травостой. Работа будет идти в течение всей зимы, и деньги на эти нужды частично уже выделены, а частично – зарезервированы.

Второе. Создан специальный государственный фонд зернофуража на 2 тысячи тонн, комбикорма на 3 тысячи тонн и кормовой соли на 53 миллиона рублей, которые при необходимости будут распределять­ся по улусам.

Ну и, наконец, третье. Затопления для нас не новость, в последние годы они случаются время от времени, поэтому на протяжении послед­них трёх лет ведётся активная работа по мелиорации. В этом году по ли­зинговой системе закуплена землеройная техника на 16 миллионов ру­блей, которая направлена по линии «Сельхозмелиорации» в вилюйскую группу улусов. В 2009 году докупим необходимую технику, и планируем там работы по спуску вод с полей в ближайшем будущем завершить. Что касается северных улусов, то им выделено 200 миллионов рублей. Эти средства также будут расходоваться для мелиоративных работ, но часть из них отложена в качестве резерва.

Несмотря на природные катаклизмы, в 2008 году запланированный объём сена заготовлен, плюсом к нему – ещё почти 15 тысяч тонн сена­жа и 7 тысяч тонн силоса. Всего же по республике заготовлено 522 тыся­чи тонн кормов. Для сравнения – в 2003-2004 годах мы заготавливали по 480 тысяч тонн и благополучно проходили зимовку скота. Со слож­ностями, но проходили. Общего объёма заготовленных кормов должно сейчас тем более хватить, чтобы сохранить общее поголовье скота.

– Как идёт реализация программы социально-экономического разви­тия села?

– Как Вы знаете, первый этап программы действовал с 2002 по 2006 годы. Главным содержанием того периода было создание но­вой системы организационных, экономических и финансовых отно­шений в сельскохозяйственном производстве, его технологическое развитие, а также решение первоочередных сельских социальных вопросов. Мне уже приходилось подробно подводить итоги решения этих задач, поэтому я только коротко скажу, что в целом они выполнены. Разработана и реализована на практике целостная система учёта себе­стоимости производства сельхозпродукции и её дотирования через за­купочные цены.

Создана сама закупочная сеть, прежде всего через мас­совое строительство молокоприёмных пунктов и разного уровня пере­рабатывающих производств. С помощью всего этого у селян появились «живые» деньги, после нескольких предыдущих лет, фактически, полуна­турального хозяйства. Организованы поставки сельхозтехники через ли­зинговые схемы. Созданы машинно-технологические станции для оказа­ния услуг и крупным, и мелким сельским товаропроизводителям, а также муниципалитетам. После длительного перерыва возобновлены работы по мелиорации и улучшению полей. Значительно увеличены объёмы га­зификации сельских населённых пунктов.

Якутия. Хангаласский улус. На новом молокоприёмном пункте в с. Техтюр. 2009 г

По разным программам про­должилось строительство жилья, большая часть социальных объектов из общего числа по республике построена на селе. Всё это дало непло­хие результаты. Улучшились количественные и качественные показате­ли сельхозпроизводства, возросли доходы сельских жителей.

На втором этапе действия программы социально-эконо­мического развития села, рассчитанном уже на 2007-2011 годы, сделаны несколько другие акценты. Сохраняя достигнутое ранее, вводятся новые элементы, рассчитанные прежде всего на стиму­лирование развития товарного производства. Значительные сред­ства выделяются на строительство и реконструкцию животноводческих ферм, коневодческих и оленеводческих баз, повышение технической вооружённости производства. Получат поддержку разные формы коо­перации мелких товаропроизводителей. Крупные изменения происхо­дят в зерноводческой подотрасли. Начато проектирование элеватора в Амгинском улусе. На базе действующих комбикормовых заводов созда­ём новое предприятие «Сахазернопродукт», которое интегрирует зем­ледельческие зерновые хозяйства и предприятия по производству муки и комбикормов. Продолжается строительство Нерюнгринской птице­фабрики стоимостью 300 млн. рублей.

Ведётся работа по очень важному направлению – использованию возможностей промышленных предприятий для развития аграрного сектора. В этом направлении полезен опыт ОАО «Алмазы Анабара», ко­торым созданы успешно работающие дочерние общества сельскохо­зяйственного профиля в Олёкминском и Хангаласском улусах. Сельско­хозяйственные подразделения традиционно существуют в структуре АК «АЛРОСА», теперь они созданы в ОАО «АЛРОСА-Нюрба». Производство сельского профиля планирует организовать ОАО «Нижне-Ленское».

В рамках программы началось создание агропромышленных ком­плексов в точках экономического роста республики. По первому из них – в посёлке Витим – работы уже начаты. Там ведутся проектно­изыскательные работы по объектам будущего комплекса: молочно­товарной ферме, свинарнику, птицефабрике, тепличному хозяйству, цеху пищевой продукции и магазину продовольственных товаров.

Целенаправленная работа по всем направлениям программы социально-экономического развития села даёт свои результаты. За год объём производства продукции сельского хозяйства вырос на 6% в реальном выражении. Увеличилось поголовье коров. Это хороший ре­зультат для главной нашей отрасли – молочного животноводства. Ещё больше возросло поголовье лошадей – на 11%, оленей – на 7%, птицы – на 13%. Существенно увеличились госзакупки сельхозпродукции. В це­лом результаты неплохие.

– Одна из важнейших республиканских программ, которая непосред­ственно касается жизни многих людей, – это программа газификации населённых пунктов республики. Как Вы оцениваете ход её выполнения?

– Да, Вы правы. Это программа очень важная, одновременно, она одна из самых успешных. На её первом этапе в 2002-2006 годах в гази­фикацию за пять лет вложено средств больше, чем за предыдущие двадцать. Было построено более 1,3 тысячи километров трубопрово­дов, газифицировано 11 тысяч жилых домов и 70 котельных. Работа по этим направлениям продолжается. И по всем показателям есть прибавка. За два года новой пятилетки длина введённых газопро­водов увеличились до 1,6 тысячи километров, число газифициро­ванных домов до 13,5 тысячи, а котельных – до 90.

Но хочу подчеркнуть, что в 2007-2011 годах, кроме традиционных работ, мы должны выполнить большие объёмы по объектам, обеспечи­вающим безопасность республиканской газораспределительной систе­мы. Я имею в виду строительство второй нитки подводного перехода газопровода в Заречье через реку Лену и третью нитку газовой маги­страли от Средневилюйского месторождения до города Якутска. Это приоритетные стройки. Среди других главных направлений – газопро­воды: Майя – Тюнгюлю – Борогонцы, Майя – Табага – Ытык – Кюёль, за­вершение газификации сёл левобережья Лены в Намском улусе, право­бережья Вилюя в Вилюйском и Верхневилюйском улусах, строительство газовой нитки на Улахан-Ан в Хангаласском улусе.

Начинаются новые проекты – газификация города Ленска от Отраднинского месторожде­ния и отдалённых наслегов на левом берегу Вилюя от Среднетюнгского. Будут газифицированы сотни жилых домов и 50 очередных котельных. Но особенностью плана является и то, что начнётся подача газа в про­изводственные сельскохозяйственные здания для отопительных и тех­нологических нужд.

Всё это задачи 2009 года. Они, уверен, будут выполнены, как и вся пя­тилетняя программа.

– Разъясните ситуацию с расселением и сносом ветхого жилья.

– Проблема аварийного и ветхого жилья одна из самых острых в республике. У нас его самое большое количество в стране, около 12% от жилого фонда. Понятно почему: ускоренный износ конструктивных элементов зданий в экстремальных климатических условиях; большое количество временных домов, возведённых в период индустриально­го развития республики, но так и оставшихся постоянным жильём для многих семей; применение недолговечных строительных материалов с целью удешевления дорогого северного строительства.

Республи­канская программа переселения людей и сноса ветхого жилья начала осуществляться с 2002 года. На эти цели только в последние пять лет выделено 1,2 млрд. рублей. В Якутске четыре квартала развалюх уже снесены, переселено 1200 семей, сейчас начинается работа по другим городским кварталам. В Нерюнгри введён девятиэтажный дом с целе­вым назначением для решения проблемы аварийного жилья.

Якутск строится..

В других населённых пунктах идёт такая же работа, но в основном через систему субсидий гражданам. Сейчас ситуация изменилась, потому что мы получаем существенную помощь от федерального правительства через недавно созданный Фонд реформирования жилищно-коммунального хозяйства. На Дальнем Востоке только три субъекта, в том числе и Ре­спублика Саха (Якутия), сумели выполнить все требования Фонда. С учё­том выделенных из него средств в 2008 году направлено на снос ветхого жилья почти 520 млн. рублей. Представьте, за 5 лет 1,2 млрд. рублей, а только в одном году 520 млн. Поэтому расширяются и масштабы рабо­ты, и её география. Снос ветхого жилья будет осуществляться не только в Якутске и Нерюнгри, но и в Хандыге, Покровске, в Нюрбе, Чернышев­ском, Чульмане, Зырянке, а за счёт корпоративных средств – в Удачном и Айхале.

Мы надеемся, что за три года, пока существует Фонд реформирова­ния жилищно-коммунального хозяйства (2008-2010 годы) мы снесём столькоже ветхого жилья и расселим столько же семей, сколько за по­следние пять лет.

– Одним из условий получения средств от Фонда реформирования ЖКХ является создание товариществ собственников жилья (ТСЖ). Хотя в Якутске процесс уже пошёл, многие люди боятся, что создав ТСЖ, останутся со своими проблемами один на один. Например, трещина по дому пойдёт, они сами вынуждены будут всё делать и никто им не по­может. Как на самом деле обстоят дела?

– Пока ещё люди плохо знают о системе ТСЖ, поэтому вокруг них су­ществует много разговоров и мифов. С другой стороны, есть структуры, прежде всего это управляющие компании, которые не заинтересованы в создании ТСЖ. Они и ведут целенаправленную агитацию против това­риществ собственников жилья. Недавно в Нерюнгри вышла статья «Не вступайте в ТСЖ», оказалось, её заказали подрядчики, занимающиеся предоставлением услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В чём тут дело, я поясню на следующем примере.

Вот, допустим, есть у меня частный дом. Понятно, что я сам обо всём забочусь: и об отоплении, и о водопроводе, и о ремонте, и об убор­ке. А если большой многоквартирный дом? Каждый в своей квартире сам себе хозяин, но ведь остальное всё общее с соседями: фундамент дома и кровля, двор и подъезд, водопровод и канализация, газ и элек­тричество. Значит, надо объединяться для содержания общего имуще­ства. А как это сделать? Что лучше: через управляющую компанию или товарищество собственников жилья? Разница в том, что управляющая компания заключает договор с каждым жильцом по отдельности. А кто- нибудь читает этот договор и знает, что можно потребовать от управ­ляющей компании? Поэтому ответственность и размывается.

Пример, 17-й квартал Якутска. Работала одна управляющая компания, пришла другая, растолкала всех, собрала подписи у жильцов, что она будет работать, собрала с них деньги и только потом поняла, что там трудно работать. Дома ветхие, сети старые, денег мало. Они бросили и ушли вместе с собранными деньгами. Понесли ответственность? Нет. Заяв­ления на них должны быть от каждого жильца. Вот я пришёл с претен­зиями и требованиями, остальные мои соседи не пришли – и компания скажет, что они довольны. Да и потом, юридические процедуры могут длиться годами, тоже требуют денег. Вот на всё это и машут рукой. Эта неопределённость, невозможность быстро воздействовать на управ­ляющую компанию и делает систему уязвимой. Когда создаётся ТСЖ, то разница в том, что вы все вместе собрались, образовали юридическое лицо, выбрали начальника, а он уже от имени всех заключает один до­говор.

Товарищество может искать лучшие предложения и торговаться с подрядчиками для экономии средств. Но главное, у всех подрядчиков наступает ответственность перед юридическим лицом. Причём ТСЖ мо­жет нанять управляющую компанию, а может не нанимать. Может само нанимать напрямую сантехников, дворников, заключать договора с энергетиками, газовиками. У него есть время судиться с контрагентами. Через общее собрание оно подконтрольно жильцам. И сложившаяся практика, да и статистика показывают, что управление через ТСЖ на­много выгоднее для людей. Что касается государства, то оно не бросает ТСЖ на произвол судьбы, а активно помогает.

Именно ТСЖ, а никто дру­гой, имеет право получать деньги на капремонт. Ни мэрия, ни отдель­ные жильцы, а товарищество собственников жилья. Это ответ на ваш вопрос, а не останутся ли люди, создав ТСЖ, один на один со своими проблемами. Нет, не останутся. Наоборот, выиграют. В последнее время мы активизировали создание их повсеместно. По линии Министерства жилищно-коммунального хозяйства республики и мэрии города Якут­ска проводятся курсы обучения по вопросам создания и управления ТСЖ. А что же управляющие компании? Если они эффективны и полез­ны, им тоже найдётся место на подряде у ТСЖ. Но спрос с них станет более жёстким и конкретным.

– В последнее время остро встает и проблема обманутых вклад­чиков?

– Правительство Республики Саха (Якутия) ещё несколько лет назад создало рабочую группу, которая занимается обманутыми вкладчика­ми. Она отчитывалась на специальном совещании при Президенте ре­спублики, где было принято решение по каждой категории обманутых вкладчиков разработать отдельные мероприятия по способу решения вопроса: «Социальная инициатива» – одно, кооперативы – другое, па­евое строительство – третье и т. д. По каждому направлению ведётся работа. По некоторым людям вопрос уже решён. Обманувшие их за­стройщики обанкрочены, имущество удалось сохранить.

Назначены временные управляющие, которые сейчас продают незавершённое строительство и в результате рассчитаются с обманутыми вкладчиками. По незавершённому дому на улице Лермонтова в городе Якутске вопрос был решён другим способом. Рядом, напротив медицинского коллед­жа за счёт бюджета строится дом, кто захотел, добавил денег с учётом прежнего вклада и получит новые квартиры в нём. Кто не захотел, будет ждать, когда будет продан каркас их незавершённого дома. По некото­рым другим людям дела обстоят хуже. Например, в том же Якутске есть дом, по нему вопрос никак не решается, потому что все участники ма­хинаций находятся в бегах.

Объявили их в розыск через Министерство внутренних дел республики, одновременно подыскиваем другую схему, может, решим вопрос с помощью ДСК, который согласится выкупить и достроить дом большей этажности. По всем этим и другим вопросам ра­бочая группа представит отчёт в декабре нынешнего года.

Пресс-служба Администрации Президента и
Правительства Республики Саха (Якутия),
9 января 2009 г.