Якутия: стратегия и тактика развития
Публикации за 2009 год
По материалам пресс-конференции Президента Республики Саха (Якутия) В.А. Штырова республиканским СМИ
В конце прошлого года Президент Республики Саха (Якутия) провёл пресс- конференцию с представителями СМИ, на которой дал исчерпывающую информацию по многим направлениям и проблемам жизни и стратегии развития республики. Журналисты в материалах по её итогам, а большое число специалистов – в своих откликах, подчёркивают, что Вячеслав Анатольевич, кроме текущих вопросов, дал развёрнутое видение перспектив развития Якутии и показал реальность их достижения. Многие отмечают также масштаб личности нашего Президента, сумевшего развернуть на просторах республики грандиозные проекты, которые реально превратят Якутию в один из самых экономически развитых субъектов Российской Федерации.Выступление В.А. Штырова и его ответы на вопросы вызвали большой интерес у всех жителей республики.
– В последнее время в республике произошли крупные события общероссийского масштаба: запуск нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» от Тайшета до Талакана в реверсном режиме и самого Тала- канского нефтедобывающего промысла, открытие сквозного проезда на федеральной дороге «Колыма» и моста через реку Вилюй на республиканской дороге «Анабар». Какова дальнейшая стратегия в экономическом развитии республики?
– Наша стратегия определена Схемой комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года – единственным в стране документом долгосрочного регионального планирования, рассмотренным и одобренным на уровне Правительства Российской Федерации. Это комплексный индикативный план, охватывающий все стороны жизни республики и дающий ориентиры, на которые мы должны выйти к концу расчётного периода. Её основным стержнем являются масштабные инвестиционные проекты, особо значимые для развития республики, дальневосточного региона и всего государства в целом.
За ними в последнее время прочно укрепился термин – «мегапроекты». «Мегапроекты России» – так назывался и экономический форум, который недавно проходил в городе Якутске, где была достигнута договорённость, что этим термином можно называть проекты, которые стоят более 25 млрд. рублей или 1 млрд. долларов США. Такие проекты и являются ядром Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года. За почти два года реализации первых из мегапроектов уже видны конкретные результаты.
Наиболее активно работа ведётся в области транспортной инфраструктуры. Здесь я бы выделил четыре основных проекта.
Во-первых, строительство Амуро-Якутской железной дороги. На основании ранее принятых решений Правительства России, а в основном благодаря усилиям Правительства Якутии, был пройден первый его этап, который начался в 2002 году. Спустя два года мы открыли рабочее движение грузовых и пассажирских поездов от станции Томмот в любую точку России. В 2004 году федеральное Правительство по нашему настоянию приняло специальное постановление о строительстве железной дороги от Томмота до Кердема на правом берегу реки Лены. Сейчас стройка уже подходит к Кердему, но это только промежуточная станция на пути к Якутску. И поэтому Правительство республики в хорошем взаимодействии с министерствами транспорта и экономического развития России приложило максимум усилий к решению вопроса о дальнейшем строительстве железной дороги.
И вот уже в 2008 году вышло новое постановление Правительства Российской Федерации, которое устанавливает, что железная дорога должна дойти к 2013 году до Нижнего Бестяха. Одновременно мы должны довести ранее построенные её участки до состояния готовности к постоянной эксплуатации. Значит, надо вернуться и доделать некоторые работы на участке Берка- кит – Томмот. Ровно неделю назад в Москве состоялся тендер, по итогам которого федеральное Агентство железнодорожного транспорта при участии Правительства Якутии выбрало генерального подрядчика на все виды работ.
Им стала инжиниринговая корпорация «Трансстрой», которая в соответствии с нашим соглашением, подписанным во время экономического форума «Мегапроекты России» в городе Якутске, создаёт на территории республики дочернее предприятие – юридическое лицо. Теперь можно сказать, что транспортные строители переместились к нам. Таким образом, важнейший вопрос сдвинулся и в 2013 году железная дорога будет прямо напротив Якутска – в Нижнем Бестяхе.
Но и это не всё. Решён ещё один стратегически важный вопрос: в федеральную целевую программу развития транспорта до 2015 года включено строительство совмещённого железнодорожно-автомобильного моста через реку Лену неподалёку от Нижнего Бестяха. Решение было принято во время международной конференции «Транспорт России», проходившей в Сочи, где мы представили Председателю Правительства России В.В. Путину проект моста. Государственная экспертиза уже утвердила этот проект. Он стоит 62 млрд. рублей, из них 37 млрд. рублей пойдут на строительство самого моста, остальное на строительство подходов непосредственно к нему.
Утверждена и федеральная целевая программа развития Дальнего Востока и Забайкалья. В ней предусмотрено строительство железнодорожной ветки на левом берегу Лены от будущего моста до города Якутска.
В совокупности эти три принятых решения дают нам приход АмуроЯкутской железнодорожной магистрали от Транссиба и БАМа прямо в Якутск. В этом смысле 2008 год можно считать историческим для всей нашей республики!
Второй наш крупный транспортный проект – завершение строительства федеральной автодороги «Колыма». В этом году закончена ликвидация грунтовых разрывов на этой дороге и, таким образом, обеспечен сквозной проезд от Якутска до Магадана. Но сквозной проезд не означает, что дорога доведена до нужных параметров. Поэтому в ближайшие годы предстоит выполнить огромный объём работы по реконструкции Чёрного и Жёлтого прижимов, попутно решая вопрос подъездов к Нежданинскому золоторудному и Верхне-Менкеченскому полиметаллическому месторождениям, построить в районе Хандыги мост через реку Алдан. На эти цели будет выделено 17 млрд. рублей, если к ним добавить 6 млрд. рублей, которые мы уже освоили, получается мегапроект с реальной отдачей – Центральная и Южная Якутия соединятся с Магаданской областью и у республики будет автодорожный выход к морю.
В федеральные целевые программы и развития транспорта России, и развития Дальнего Востока и Забайкалья включено строительство автомобильной магистрали «Вилюй» (Якутск – Тулун – Иркутск). Общий объём финансирования составит 41 млрд. рублей. Ранее это была республиканская дорога, но по соглашению с Правительством России её передали в федеральную собственность. Таким способом республике компенсирована часть выпадающих доходов от АК «АЛРОСА»: расходы на содержание и строительство дороги перешли из нашего бюджета на федеральный. Планируется, что за счёт выделенных средств полотно автомагистрали на участке от Якутска до Мирного до 2015 года будет доведено до нормативного состояния.
Завершится строительство всех малых мостов и начнётся пяти больших: через реку Марха и четырёх – через Вилюй. Отрезок Якутск – Бердигестях планируется заасфальтировать. Но главное, начнётся строительство дороги от Мирного до Иркутска. Это обеспечит круглогодичную связь республики с Сибирью и приобретёт особое значение в связи с развитием нефтегазового комплекса в Западной Якутии. Автомагистраль «Вилюй» это третий наш крупнейший транспортный проект, а четвёртый – реконструкция федеральной автодороги «Лена». На неё до 2015 года будет выделено 26 млрд. рублей.
Представьте теперь мысленно карту республики. Якутск – центр, к нему пришла железная дорога, 3 федеральные автомобильные дороги: с юга – «Лена», с востока – «Колыма», с запада – «Вилюй», и 3 республиканских – «Амга», «Кобяй» и «Умнас». Тогда, с учётом уже действующих крупнейших речного порта и аэропорта, Якутск становится главным транспортным узлом всего северо-востока России.
22 июня 2008 года началось строительство новой железнодорожной линии от станции Улак на БАМе до Эльги. На сегодняшний день на стройке работает более двух тысяч человек. Одновременно началось проектирование и строительство добывающего комплекса на нашем гигантском Эльгинском месторождении коксующихся углей. Через три года мы должны отгрузить первый уголь с Эльги.
В Нерюнгринском районе строятся и две новые угольные шахты – Инаглинская и Денисовская. Прорабатывается вопрос создания на базе ремонтно-механического завода в самом городе Нерюнгри производства железнодорожных вагонов, которых сейчас не хватает по всей России. Все начатые проекты в угольной отрасли стоят в сумме около 150 млрд. рублей. Хочу подчеркнуть, что для нас они особенно важны. Вы хорошо знаете, что усилиями старшего поколения в Южной Якутии создан уникальный город Нерюнгри с современными жилыми районами, развитой социальной и коммунальной инфраструктурой.
В городе живут прекрасные, энергичные люди – лучшие специалисты страны. А ведь совсем не за горами то время, когда на его главном предприятии – Нерюнгринском разрезе – прекратится добыча угля. Значит, уже сегодня надо прилагать все усилия, чтобы город не стал депрессивным через некоторое время. Именно этой цели служат наши новые проекты в Южной Якутии: и Эльга, и шахты, и железная дорога через Становой хребет, и нефтепроводная система, и другие. Они дают будущее городу Нерюнгри.
Безусловно, к числу мегапроектов мы относим и развитие алмазодобывающей промышленности. До 2020 года должны быть построены четыре новых подземных рудника. Это сложнейшие инженерные сооружения со стволами глубиной более 1000 м и стоимостью за 1 млрд. долларов каждый. Три подземных рудника уже строятся – «Мир», «Ай- хал» и «Удачный». В Нюрбе проектируется четвёртый, но, возможно, там найдутся другие технические решения. Надо думать уже и о переходе на подземную добычу на трубке «Юбилейной».
Один из самых важных и перспективных новых проектов – развитие нефтяной промышленности. В 2008 году произошло событие, которое будет определять будущее республики на много лет вперёд – запущен Талаканский промысел по добыче нефти и первый участок магистрального нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан». Это большой проект в масштабах российской и даже мировой нефтяной промышленности. На него истрачено почти 125 млрд. рублей и создан современный, высокотехнологичный и высокоэкологичный производственный комплекс по добыче и транспортировке нефти. Но это только начало. В недропользование передано 20 новых перспективных на углеводороды участков, где развёрнуты геологоразведочные работы. Всё это в Западной Якутии, вблизи от нефтепровода. Это создаёт хорошую основу для будущего нефтяной промышленности республики.
Как видите, наши мегапроекты реальны: тщательно проработаны планы, привлечены инвесторы, работают тысячи людей, вкладываются огромные средства.
– А как мы эту реальность ощущаем? Есть разговоры, что даже если и будет от них отдача, то в далёком будущем?
– Я могу сказать, что отдача есть уже сейчас. Возьмём Западную Якутию. Почти 3000 якутян там трудятся на реализации мегапроектов. Вот только за нынешний год 1200 человек привлечено на работу в нефтяную промышленность, 700 человек – в алмазную. Люди работают и в обслуживающих и сервисных предприятиях, которые так или иначе связаны с реализацией мегапроектов. В Южной Якутии создано 2000 новых рабочих мест в угольной, золотодобывающей, урановой промышленности, на транспорте и в строительной отрасли. Из них порядка 400 – в Олёкминском улусе, 1400 – в Алданском районе, остальные – в Нерюнгринском. Это всё работа, требующая квалификации, неплохо оплачиваемая. Почему я об этом говорю?
Потому, что по последним данным, в республике 11 000 безработных. Это меньше 2% от общего количества занятых людей и по этому показателю Якутия занимает предпоследнее восьмое место на Дальнем Востоке. Меньше безработных только на Сахалине, где, как вы знаете, реализуются крупные проекты по добыче газа. В других субъектах Федерации количество безработных намного больше нашего как в процентном, так и в абсолютном выражении. Но всё равно безработица у нас есть. Кроме того, существующие сейчас вакансии не устраивают нашу молодёжь, так как во многих случаях они не требуют квалифицированного труда и, соответственно, низкооплачиваемы. Мегапроекты же создают тысячи новых рабочих мест.
Это хорошие возможности для якутян, особенно молодых людей, получить престижную и перспективную работу. Ведь сама логика развития мегапроектов требует увеличения на рабочих местах именно нашего населения, жителей Якутии. Некоторые предприятия хотели работать только вахтовым методом. Да, строителей, геологов на пионерный период работ можно возить вахтой. Но, например, «Сургутнефтегаз» пришёл к выводу, что постоянный персонал его предприятий должен жить на месте. В Витиме теперь мы реализуем программу по строительству целого небольшого города. Или нефтепровод «Восточная Сибирь – Тихий океан». Конечно, в основном на его строительстве работают приезжие организации, хотя есть и немного наших. Потому что за короткое время нужно сконцентрировать на стройке огромное количество квалифицированных работников и техники. Но на эксплуатации нефтепровода будут работать исключительно местные люди. Сегодня они направлены в Томск и Ангарск, где проходят подготовку в учебных центрах «Транснефти», затем вернутся на работу в республику. То же самое на угольных шахтах.
Я не говорю уже про компанию «АЛРОСА», которая вообще сориентирована на местные трудовые ресурсы. Скажем, в Нюрбинском ГОКе 40% персонала – жители Нюрбинского района, а остальные – мирнинцы. По мере развития новых проектов всё больше и больше якутян будет занято на создаваемых в результате их реализации предприятиях. Это напрочь опровергает расхожее мнение, что мегапроекты – проекты для приезжих людей и привлечённых организаций. Нет, они – наше дело и наша работа! Именно такой подход мы на практике и осуществляем в работе с участниками мегапроектов и в повседневной деятельности по привлечению и закреплению на их предприятиях кадров, и в работе на будущее. Именно поэтому они активно участвуют и в программах подготовки кадров.
«Сургутнефтегаз» совместно с АК «АЛРОСА» будут софинансировать строительство второй очереди Политехнического института в Мирном. Все компании, которые работают на территории Якутии – «Транснефть», «Сургутнефтегаз», «Мечел», «АЛРОСА», «Таас- Юряхнефтегазодобыча» и другие, – каждый год набирают молодых ребят, отправляют их за свой счёт на учёбу для получения высшего образования, обеспечивают рабочими местами после учёбы. Это только первые результаты. Прошло только около двух лет, а в новых проектах мы смогли трудоустроить около 5000 якутян.
Теперь о финансовом аспекте. Сегодня нефтяная промышленность вышла на второе место по общему объёму налоговых платежей в консолидированный республиканский бюджет. Нефтяники дают около 15% его доходов, при том, что нефть только начали добывать. Это уже позитивно сказывается на нашей с Вами жизни. Например, в начале года Президентом России было принято решение об увеличении бюджетникам зарплаты на 14%. Мы сами планировали на те же 14%, а тут ещё дополнительное задание получили. Нужно искать финансовые ресурсы, а год уже начался, все бюджеты сформированы и средств нет. Мы с Президентом Татарстана обратились к Президенту России с просьбой дать нам денег, чтобы мы увеличили зарплату. Цена вопроса для республики – 2 млрд. рублей.
На что получили ответ, может быть, поможем, если сами не справитесь, но ваша задача справиться самим. И республика справилась. А справилась потому, что мы получили дополнительные доходы от нефтяной промышленности. За один год её налоговые платежи увеличились на 2 млрд. рублей, и все эти деньги пошли на зарплату бюджетникам. Грубо говоря, все наши учителя, врачи и другие работники бюджетной сферы получили половину прибавки к зарплате от «Сургутнефтегаза», от реализации наших мегапроектов.
Не было бы этого, не было бы у нас возможности повысить зарплату и сейчас мы бы просили денег у федерального Правительства. А вы видите, какая сегодня ситуация. Денег нет.
Реализация мегапроектов – важная, но только часть экономической политики республики. Много внимания уделяется и развитию малого бизнеса. В Якутске в нынешнем году создан бизнес-инкубатор, сейчас подыскиваем место для особой экономической зоны, специализированной на камнеобрабатывающих и ювелирных производствах. Участвовали в федеральных конкурсах, по их результатам вместе с Минэкономики России будем реализовывать проект развития малого бизнеса в Нерюнгри.
Предпринимаются меры по развитию в республике туризма, сельского хозяйства. Но заметьте, стимулятором роста во всех этих сферах стали в том числе и мегапроекты. Посмотрите, сколько мелких и средних предприятий работают возле крупных компаний, кто-то услуги предоставляет, кто-то подрядные работы выполняет, кто-то поставки какие-то делает. Так что, если подвести общий итог, то можно уверенно сказать, что влияние мегапроектов на экономику и социальную сферу уже сейчас, по сути дела, только на старте их реализации, очень ощутимо и позитивно.
– В ходе реализации мегапроектов часто возникают вопросы экологии…
– Конечно, в любом большом деле всегда возникают побочные эффекты, в том числе и негативные. Их надо понимать, учитывать и отслеживать, чтобы вовремя найти компенсаторные механизмы. В этом плане, как правило, центральная тема – проблема экологии. Безусловно, очень важная и нужная тема, которой необходимо уделять максимальное внимание.
Должен сказать, что все наши мегапроекты находятся под прицелом экологов, действующих и по государственной, и по общественной линии. И совместная работа уже даёт результаты.
Например, всем известно, что нет такого проекта, который бы подвергался стольким проверкам, как строительство нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан». И сегодня мы можем констатировать тот факт, что 98% проверочных замечаний безоговорочно устраняются по ходу строительства. Главное – наладить постоянный контроль и взаимодействие с исполнителями.
В то же время подчёркиваю, что очень важно правильно и объективно оценивать любую ситуацию. Возьмём, например, строительство Амуро-Якутской железной дороги. До сих пор некоторые говорят, что железная дорога приносит экологический вред. Это абсолютно неверное суждение. Больше того, даже если мы не будем брать другие эффекты, которые ожидаем получить от железной дороги с точки зрения ускорения грузооборота, удешевления завоза, то нам бы следовало её строить исходя только из экологических соображений. Все мы с вами знаем, что такое езда по нашим дорогам, особенно летом.
Пыль, оседающая на 300 метров по обе стороны, выхлопные газы, мусор, розливы топлива. Но всё, что перевозится автомобилями за месяц, можно будет перевезти за одни сутки одним поездом. Теперь сравните экологический вред от одного тепловоза и от потока машин. А в будущем ещё перейдём и на электрическую тягу. Поэтому смело можно сказать, что само строительство железной дороги не вред, а самое что ни на есть полезное для экологии мероприятие.
Другой пример, газификация населённых пунктов. Ведь она даёт колоссальный эффект для сохранения лесов.
Отсюда вывод: мы должны трезво относиться к экологическим вопросам и понимать, где действительно вред, и сосредоточивать все усилия, чтобы его исключить или снизить до допустимого, а где мнимые угрозы и аргументы, которые используются некоторыми по незнанию, а другими исходя из своих личных целей пропагандистского характера. Чтобы подход был объективным, при реализации новых крупных проектов мы ввели в практику предварительную съёмку экологической ситуации. То есть ещё работы не начаты, ни один человек на площадке не появился, а уже изучаются и фиксируются фактические параметры экологического состояния территории.
Например, ещё не приступали к строительству Нюрбинского ГОКа, но в ходе предварительной съёмки выявилось, что в этом районе большие загрязнения окружающей среды, которые носят естественный характер либо принесены извне до начала стройки. Были разработаны мероприятия по снижению уровня загрязнений, налажен периодический контроль состояний среды в ходе строительства и эксплуатации горно-обогатительного комбината. Это позволило довести экологическую обстановку там до удовлетворительных показателей. Такая же схема действий будет применяться и при реализации всех наших мегапроектов.
Хочу подчеркнуть, что созданная в республике природоохранная система признаётся специалистами одной из самых мощных и эффективных в России.
– Подготовка квалифицированных кадров и направление молодёжи на большие стройки и новые предприятия. Не секрет, что выпускники вузов не хотят возвращаться в родные улусы, но и не хотят ехать на мегапроекты. Какие варианты привлечения молодых людей могут быть? Как объяснить молодёжи, что там им выгоднее и перспективнее?
– Наша жизнь состоит из парадоксов. Как уже отмечалось, в республике относительное небольшое число безработных, но принято считать, что одна из самых главных проблем республики это безработица, реальная или в перспективе. В то же время, если провести опрос среди руководителей предприятий, то они главной проблемой назовут, наоборот, острую нехватку кадров. О том, что в действительности хорошие рабочие места есть, говорит и тот уже тоже упоминавшийся факт, что с началом реализации крупных проектов только за два года трудоустроилось уже около 5000 человек. А ведь возможности этим не исчерпываются.
К примеру, наше давно действующее предприятие «Сарылах- Сурьма» в Усть-Нере уже стоит перед проблемой завоза рабочих извне республики непосредственно на горное производство, чего у нас никогда не было. В угольной промышленности две шахты начали строить в Нерюнгри. Казалось бы, идёт большое сокращение в «Якутугле», а вместе с тем жесточайший дефицит кадров и в самой компании, и на новых шахтах. В «АЛРОСА» тысячи вакансий.
Получается, что, с одной стороны у нас как будто есть избыток рабочей силы – те же 11 тысяч безработных, а с другой, вакантные места, которые не можем заполнить. В чём же тут дело?
Вопрос делится на три части. Первая – несоответствие номенклатуры специальностей, которые приобретают наши молодые люди, потребностям жизни. В 1990-е годы мы выпускали много менеджеров, экономистов, бухгалтеров, политологов, психологов, юристов, а подготовку инженеров и технологов резко снизили. В результате сложился дефицит одних специалистов и переизбыток других. Сейчас необходимо привести структуру подготовки кадров в соответствие не только с сегодняшними, но и завтрашними потребностями народного хозяйства и социальной сферы. Правительство республики приняло специальные меры в этом направлении. За 2008 год появилось 48 новых специальностей, по которым теперь ведётся обучение в системе профтехобразования. Они соответствуют действительным потребностям промышленности, сельского хозяйства, транспорта, сектора услуг.
Принято принципиально важное решение о мерах по увеличению выпуска в техникумах специалистов среднего звена. Ведь младшие инженерно-технические командиры производства и руководители низовых производственных коллективов – бригад, участков – сегодня очень востребованы на производстве. Реализация решения ведётся по двум направлениям. Прежде всего, активизирована работа действующих учебных заведений, меняются их учебные программы. Например, Алданский политехникум открыл представительство в Хангаласском улусе, где ведётся обучение по новым для него специальностям транспортного профиля.
В самом Алдане усилили подготовку обогатителей для освоения новых технологий в золотодобывающей промышленности. Мирнинский индустриальный техникум по самым современным технологиям ведёт обучение специалистов для двух чрезвычайно важных для республики отраслей – энергетики и жилищно-коммунального хозяйства. Это особенно нужно и важно в связи с переходом на газовое топливо в тепловом хозяйстве, массовой заменой оборудования и автоматизацией элетроустановок. В дополнение к действующим начинается строительство новых техникумов.
Причём они создаются в эпицентрах событий, связанных с ускорением динамики развития республики. В Хандыге строится горно-геологический техникум, ориентированный на проектируемый Томпонский промышленный кластер. В Нижнем Бестяхе – будущем крупнейшем железнодорожном узле – через два года войдёт в строй действующих транспортный техникум. Чуть позже планируем построить нефтегазовый техникум в Ленском районе. С вводом этих объектов у нашей молодёжи появится настоящий выбор: пойти в какой-нибудь захудалый частный институт на любую специальность и остаться невостребованным, или получить важную и нужную для реальной жизни специальность, найти себя в жизни и дальше продолжить обучение в системе непрерывного образования.
Серьёзные перемены и в нашем главном вузе – Якутском государственном университете. Появились специальности новых профилей. В 2009 году начинаем строить новые корпуса филиала университета в городе Мирном. Здесь будем готовить специалистов подземных горных работ, нефтяной и газовой промышленности.
Надеемся, что все эти меры по совершенствованию структуры подготовки кадров позволят поддерживать баланс спроса и предложения на рынке труда, приблизят получаемую нашей молодёжью квалификацию к требованиям работодателей и за счёт этого дадут ей хорошие шансы найти себе место, соответствующее призванию и способностям.
Но в то же время одного этого мало. Существует ведь и другой вопрос: часто имея возможности получить устраивающую их работу, специалисты не могут их использовать из-за отсутствия жилищных и социальных условий. Учитывая это, Правительством республики рассматриваются разные варианты обеспечения жильём молодёжи, направляемой на работу в новые точки роста экономики. Расскажу на примере посёлка Витим – центра нашей быстро развивающейся нефтяной промышленности.
Первый вариант – включение молодых специалистов в корпоративные ипотечные схемы. Например, поступив по направлению республики на работу в тот же «Сургутнефтегаз», молодой человек сразу получает жильё, расплачиваясь за него в рассрочку на протяжении нескольких лет работы в этой компании. Для работников бюджетной сферы предполагается организовать аналогичную схему, только с участием Правительства Якутии в качестве работодателя, представляющего жильё. Чтобы это осуществить, надо вернуться к контрактной системе. Речь идёт о том, что отучившись, молодой специалист отправляется на работу по распределению. С ним заключается контракт на отработку в течение определённого числа лет в данной местности и на данном предприятии. За это специалисту предоставляется жильё, которое переходит в его собственность по истечении срока действия контракта. Заметьте, что это не является ипотечной схемой в полном понимании этого слова, поскольку здесь нет кредитно-ссудных отношений. Жильё предоставляется бесплатно на условиях выполнения обязательств по сроку работы специалиста. А срок этот может быть разным. Предположим, для районов Арктики 5 лет, других – 10. В Витиме для целей реализации такого варианта мы планируем построить многоквартирный дом. Есть ещё один вариант.
В Витиме мы собираемся создать современный агропромышленный комплекс, его продукция будет поставляться нефтяникам. В состав комплекса включается строительство малосемейного жилого дома. Квартиры в нём на определённое время на условиях найма будут предоставлены будущим работникам – аграриям, которых планируем направить в нашу «нефтяную столицу» из разных улусов. Рассчитываем, что по специальным федеральным и республиканским программам поддержки сельских специалистов они в течение некоторого времени приобретут или построят себе постоянное жильё в Витиме. После этого малосемейную квартиру освободят для следующего переселенца. И так по цепочке. Малосемейный дом при этом будет всегда оставаться в собственности Минимущества республики. По сути дела – это схема наёмного жилья.
Набор этих или других вариантов решения жилищных проблем молодых специалистов пока будет применяться, в основном, для точек роста, в которых начата реализация крупных инвестиционных проектов – Витима, Пеледуя, Томмота, Олёкминска, Жиганска, Нижнего Бестяха, а также для Арктических улусов. В других районах республики вопрос будет решаться по мере расширения наших финансовых возможностей.
Есть и ещё важная часть вопроса. Нам необходимо усилить работу по формированию нового отношения к жизни у нашей молодёжи. Показывать ей возможности для человеческого и профессионального роста в ходе реализации глобальных планов развития республики. Прививать понимание того, что в условиях конкурентного рынка труда добиться успеха можно только за счёт готовности к переменам и мобильности. Мобильность крайне важна в жизни человека. Тот же американец по статистике каждые семь лет меняет место жительства и работы. И нам нельзя сидеть и ждать, когда подвернётся работа с зарплатой 100 тысяч рублей в месяц. Надо самим её найти.
Думаю, что меры и по перестройке структуры образования, внедрению в ней элементов дуальности и непрерывности, и по решению жилищных проблем молодых специалистов, и воспитательного плана помогут нам создать и стимулы, и возможности активного участия молодёжи в мегапроектах.
– Не повлияет ли мировой финансовый кризис на реализацию мегапроектов?
– Очень серьёзный вопрос. Знаете, как говорил классик: жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Россия тесно интегрирована в мировую экономическую систему, и все события, которые происходят на мировых финансово-экономических аренах, в том числе и негативные, так или иначе касаются и нас. Правительство России принимает различные меры по поддержке экономики страны в связи с кризисом.
Сначала они были направлены на удержание на плаву банковской системы. Это было необходимо, потому что произошёл массовый отток зарубежного капитала из пассивов наших банков. Им нечем стало кредитовать отечественных производителей. Оказать помощь банкам в этих условиях значило поддержать народное хозяйство в целом. Это сделано.
Затем Правительство выделило значительные средства Росимуществу и банкам на покупку акций крупных российских предприятий. Нужда в этом была обусловлена тем, что в разгар кризиса инвесторы, в первую очередь иностранные, начали избавляться от своих акций и наши компании обесценились, а ведь во многом на стоимости капитала базируется их кредитоспособность. Одно дело, когда, скажем, «Мечел» приходит в банк с оценкой стоимости его активов в 14 млрд. долларов, а другое, когда только в 4 млрд. Кредитоспособность падает, хотя в натуральном выражении активы те же самые. Правительство, таким образом, поддерживает наши предприятия, чтобы они были способны продолжить инвестиционную деятельность.
Наконец, третье действие. Правительство России предпринимает ряд мер по оживлению рыночного спроса на отечественные товары и услуги. Например, развитием потребительского кредита. Из-за кризиса, увеличения безработицы, снижения зарплат и прибыли предприятий спрос на них упал. Облегчение доступа к кредитам на покупку наших товаров и услуг стимулирует, возвращает к докризисному спрос на них, а следовательно, и производство. Другой пример – меры по оживлению строительного рынка. Правительство приняло решение выкупить часть построенных, но не нашедших покупателя объектов и распределить их для государственных нужд. Вырученные строителями деньги вновь пойдут в оборот, будет работа людям. Это реальная борьба с депрессией.
Председателем Правительства России В.В. Путиным принято также решение об использовании ранее накопленных государственных финансовых резервов для приближения сроков строительства крупных объектов. Например, планировали начать реконструкцию автомобильной дороги «Колыма» в 2011 году, сегодня есть возможность сдвинуть её на 20092010 годы. Это делается, чтобы загрузить дорожников заказами, а с ними и поставщиков специальной техники, строительных конструкций и материалов, субподрядчиков.
Все эти меры выверены, спланированы и уже работают. Только вчера у нас запросили, сколько в республике на свободном рынке квартир, которые можно купить за счёт федеральных средств для поддержания строительных организаций. Комплекс мер есть, а в предыдущие годы были накоплены достаточно большие запасы финансовых ресурсов. Так что с кризисом справимся.
Но без потерь не обойдётся. И к этому надо готовиться. Вот мы говорим о том, что нефтяники вышли на второе место по объёму перечисления налогов в республиканский бюджет. Но если цена на нефть упадёт, и их налоговые платежи упадут. Если упали цены на нефть, то по законам рынка снизятся и цены на уголь. Ведь зачем покупателю дорогой уголь, когда есть дешёвая нефть? Уже сейчас падают цены на золото.
Потому, что его промышленное потребление уменьшилось из-за кризиса. Или возьмём АК «АЛРОСА». Люди во время кризиса в первую очередь перестают покупать предметы роскоши. Это означает, что рынок алмазов и бриллиантов будет сложным. Теперь вернёмся в республику. Алмазы у нас – главная отрасль, нефть – вторая, уголь – третья, золото – четвёртая. Но если в ведущих отраслях проблемы, то что ожидать в целом по республике? Конечно, надеемся, что меры, принимаемые Правительством Российской Федерации, стабилизируют ситуацию, но в то же время и понимаем, что в складывающейся ситуации хорошего мало. Вот почему бюджет республики впервые за многие годы сформирован с профицитом.
Во-первых, у нас есть старые государственные долги, которые накопились ещё с 1990-х годов, и по ним надо расплачиваться за счёт превышения доходов над расходами по текущим операциям. А другая часть профицита – это резерв, чтобы в случае недопоступления налогов или резкого скачка цен мы могли сбалансировать бюджет и нормально жить и работать. Принимаются необходимые решения и по сокращению государственных расходов. В том числе по части численности муниципальных служащих. Будут снижены расходы и в социальной сфере. Это не значит, что будет сокращена сеть школ или больниц, до этого дело не дойдёт. Но всё, что может подождать, будет отложено. К сложным временам мы должны быть готовыми.
Это общая постановка вопроса. Теперь перейдём к нашим перспективным делам. Не повлияет ли кризис на реализацию мегапроектов? Рассчитываем, что нет. Финансирование объектов транспортного комплекса обеспечит Правительство России, которое заявляет, что имеет достаточно резервных средств и мы надеемся, что наши проекты будут в работе. Симптомов того, что что-то будет сокращаться, пока нет. В нефтяной промышленности «Сургутнефтегаз», в отличие от других нефтяных компаний, которые живут за счёт кредитов, не имеет кредиторской задолженности. Наоборот, у него есть остаток свободных средств и инвестиционные проекты финансируются из собственных источников. Планы на 2009 год мы согласовали, в них по Якутии ничего не сокращается и не уменьшается, наоборот, будет прирост геологоразведочных и других работ.
В октябре провели совещание с руководством компании «Мечел», которая является единственным акционером «Якутугля». Они, действительно, в целом урезали свою инвестиционную программу, но Эльгинский проект в приоритете и снижать финансирование его строительства не планируется. Так что здесь всё должно быть нормально. Что касается нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан», то «Транснефть» уже давно и сразу получила все необходимые средства для его сооружения. Подводя итог в целом по мегапроектам, уверен, что год мы продержимся. За это время какая-то перестройка в мировой экономике произойдёт и ситуация должна стабилизироваться.
– Как на Ваш взгляд отразится новая система оплаты труда, которая вводится с января будущего года, на заработной плате бюджетников?
– Чтобы было правильное понимание, скажу, что с 1 января 2009 года мы переходим не на новую схему оплаты труда и новую тарифную сетку, а на нормативное финансирование учреждений образования и здравоохранения. Подходы к этому прорабатывались ещё в 2006 году, первые шаги начали делать в 2007, в 2008 работа была продолжена, а теперь все школы, поликлиники и больницы республики перейдут на такую систему. Нормативы финансирования рассчитаны на 1 ученика либо больного. Предварительно была проведена некоторая оптимизация учреждений бюджетной сферы. Она не была масштабной, а исходила из конкретных обстоятельств в каждом отдельном случае. Например, некоторые школы потеряли статус самостоятельных и стали филиалами крупных школ.
Там, где это было возможно, начальные школы слились со средними. Произошло упорядочивание штатов внутри системы образования. Внедрены стандарты преподавания предметов. Была введена система оплаты труда, которая содержала не только постоянную часть, но и переменную, зависящую от результатов труда учителя. А оценку этому даёт Попечительский Совет при школе. Со своими особенностями, но также шёл процесс и в системе здравоохранения. Ход экспериментов показал, что за счёт внутренних резервов и повышения эффективности работы, не меняя радикально структуру бюджетной системы в целом, можно найти средства для повышения заработной платы. И у всех, кто участвовал в экспериментах, она повышалась.
Хочу обратить ваше внимание, что в ходе сложной оптимизационной работы ни одна малокомплектная школа не закрыта. Всё только упорядочено и установлен чёткий их перечень. Нельзя же в районном центре держать малокомплектную школу и недоукомплектованную общую школу, а это было. Малокомплектные школы получили свои нормативы, и если в городе учитель должен иметь в классе 25 учеников, в крупном селе – 14, то в малокомплектной школе – 7. И соответственно рассчитаны все нормативы и фонды зарплаты. С 1 января 2009 года все школы и больницы получают также нормативы по затратам на отопление, освещение и другие хозяйственные нужды. Всё, что сумеют сэкономить по этим статьям, остаётся школе или больнице.
Эти деньги они могут использовать по трем направлениям – повышение зарплаты; закупка оборудования, инвентаря и пособий; мероприятия по энергоэффективности. Вот ещё один источник повышения зарплаты. Пока я ничего не говорю о нормативном финансировании учреждений культуры. Здесь работа ещё впереди. Но со временем учреждения всех бюджетных отраслей перейдут на получение средств по нормативам. Я уже приводил пример, для чего это нужно, но повторю: не буду называть, в каком улусе, но вот 2 села и 2 школы на 220 учеников каждая, но в одной 71 человек персонала, в другой больше 100. Почему? Теперь это приведено к нормам.
А переход на новые, отраслевые системы оплаты труда – совсем другое дело. В чём тут суть? Сейчас все бюджетники находятся на единой тарифной сетке. Она одинаковая, что у врачей, что у учителей, что у работников культуры, что в администрации наслега или улуса. А одинаков ли их труд? Как можно приравнять учителя к врачу, не учесть разницу в интенсивности, напряжённости и ответственности их конкретной работы на конкретном рабочем месте?
Или другой вопрос – сейчас 17 разрядов в единой тарифной сетке, а разве есть 17 разных типов учителей? Поэтому надо делать индивидуальную сетку для каждой отрасли. Такие попытки в стране есть, мы же в 2009 году будем отраслевые системы оплаты труда разрабатывать, а в порядке эксперимента апробировать их в части бюджетных учреждений. Конечно, мы постараемся сделать так, чтобы тарифная сетка более точно отражала затраты труда каждого и в целом повысилась зарплата.
Итак, с 1 января 2009 года мы переходим на нормативное финансирование бюджетной сферы и в этом же году начинаем разрабатывать новые отраслевые тарифные системы. Эти две задачи не надо путать.
А в целом в 2009 году планируем повышение зарплаты бюджетников на 11%.
– Многие жители обеспокоены ростом тарифов на топливо, а также планируемым повышением тарифов на электроэнергию и коммунальные услуги. Что предпринимает Правительство Якутии в этих условиях?
– Правительство республики принимает энергичные меры для стабилизации цен на приемлемом уровне. Во-первых, для всех предприятий, организаций Правительством устанавливаются предельные нормы повышения цен. В 2008 году на все тарифы такая норма равнялась 25%. Во всех муниципальных образованиях она не превышена. Это очень важный стабилизирующий фактор. Во-вторых, в бюджет республики закладывается финансирование компенсаций и дотаций теплоснабжающим организациям для снижения тарифов. Благодаря этому каждый из нас сегодня оплачивает не больше 45% фактической стоимости тепла, всё остальное компенсирует Правительство Якутии. На будущий год общая сумма компенсаций составит 6,7 млрд. рублей. Осуществляется у нас, хотя это и не приветствуется федеральными регулирующими органами, и перекрёстное субсидирование: промышленность имеет более высокие тарифы на электроэнергию, чем население. Перекрёстное субсидирование проводится и между категориями населения, в среднем в сёлах газ на 20%, а электроэнергия на 30% дешевле, чем в городах.
У Правительства республики есть специальный план работы по контролю за тарифами и ценами и постоянно действующая рабочая группа по их мониторингу. Базовые тарифы на тепло и электроэнергию зависят от цен на топливо и транспортных затрат. К сожалению, здесь мы не имеем особых возможностей для манёвров. Цены на основные виды топлива, которые используются для коммунальных нужд, в соответствии с федеральным законодательством не регулируются. На уголь, нефть и газовый конденсат цены свободные, договорные. Неоднократные наши обращения в федеральную антимонопольную комиссию и федеральную службу по тарифам о том, чтобы объявить наших поставщиков локальными монополиями ничем не закончились.
Хотя с другой стороны, нам пока удаётся договариваться с компаниями- поставщиками. Например, были неоднозначные комментарии по поводу повышения цен на уголь компанией «Мечел». Да, повысили. Но при этом цены на уголь для Республики Саха (Якутия) остаются самыми низкими на Дальнем Востоке. На нефть цены ниже на 20%, чем в среднем по России. А ещё больше снизить цены предприятия не могут, потому что тогда попадают в число нарушителей Налогового кодекса Российской Федерации. Снижение цен такое же нарушение, как и их завышение. По антимонопольному законодательству они также не могут делать предпочтения для отдельных покупателей, скажем, для северян, за это придётся нести ответственность от финансового до уголовного наказания. Достаточно жёсткая система.
Три года назад было принято решение о том, что тарифы на услуги жилищно-коммунального хозяйства, электроэнергию, тепло, воду и газ устанавливаются только один раз в год. И это решение выполняется. Но в течение года разные события бывают, повышаются входные цены для коммунальщиков и энергетиков на одно, другое и, чтобы из-за этого они не повышали свои тарифы в течение года, им оказывается финансовая помощь из бюджета в случае значимых скачков цен. В 2008 году на такие компенсации было направлено свыше 1 млрд. рублей. Это дало возможность не повышать тарифы для населения.
В целом тарифная политика Правительства республики направлена на то, чтобы рост доходов населения был выше роста его затрат, связанных с удорожанием цен и тарифов. В 2008 году доходы населения возросли на 18%, а расходы на 9%. Это значит, что несмотря на повышение цен, уровень жизни немного повысился. Такой же принцип заложен и при формировании бюджета на следующий год. Работа в этом направлении велась, ведётся и будет вестись постоянно. Хотя от нас и требует федеральное Правительство довести уровень оплаты услуг жилищно-коммунального хозяйства, поставок тепла и электроэнергии непосредственно населением до 100% от их стоимости, этого не будет, мы по-прежнему будем их из республиканского бюджета дотировать.
Есть и другие заботы и проблемы в области цен.
Во-первых, завоз продовольствия. Якутск, промышленные города и посёлки, центральные и западные улусы снабжаются в основном коммерческими структурами. Но в отдалённые Арктические районы никто из коммерсантов ничего не хочет возить – для них убыточно. А если и завозят, то продают втридорога. Там всё пустить на коммерческую основу нельзя: цены взлетят до небес. Поэтому на протяжении пяти лет занимаемся разными формами поддержки отдалённых наслегов. Создана специальная структура – «Госоптторг», которая по заданию Правительства Якутии определённый перечень товаров и завозит в Арктические улусы.
Все транспортные расходы относятся на республиканский бюджет. Свою стабилизационную роль эта схема сыграла. Но в ней ещё много недостатков – не все населённые пункты охвачены, узкий ассортимент завозимых товаров. Поэтому принято решение по расширению с 2009 года числа обслуживаемых «Госоптторгом» населённых пунктов и номенклатуры поставляемых им товарных групп. И это относится не только к Арктике, но и ко всем труднодоступным наслегам, которые есть практически в каждом улусе. Решается вопрос, каким способом товары будут распределяться – через предприятия, по талонной или какой-нибудь другой системе. Главное, должно быть так, чтобы товары дошли до каждого человека. Деньги в бюджете на эти цели заложены и со следующего года начнётся конкретная работа по реализации принятого решения. Это тоже меры, направленные на понижение цен.
Во-вторых, авиация. Три года назад было принято решение по дотированию внутриулусных авиационных перевозок. Оно выполняется в возрастающих масштабах. Сегодня по республике действует 130 дотируемых внутриулусных авиалиний, тарифы на них снижены в 2 раза по отношению к себестоимости, вторая её часть финансируется государством. Эта практика себя оправдала, количество пассажиров на этих линиях увеличилось почти в 2 раза. С 2009 года будет увеличиваться количество населённых пунктов, куда будут выполняться дотируемые рейсы и не только в Арктических улусах. Правительство России обещает с 2009 года начать субсидирование перелётов на дальних линиях. Мы свои методики и предложения отправили, решение должно быть принято до конца года. Так что надеемся на снижение тарифов на московских и других авиарейсах, но уже по федеральной линии.
Кроме этих контрольных, организационных и финансовых мер, в республике есть две специальные программы, направленные на экономию всех видов ресурсов. За последние годы 89 котельных переведены на газ, расширена зона централизованного электроснабжения, что позволило сдержать рост тарифов на тепло и электроэнергию. В рамках коммунальной реформы ставятся счётчики тепла и воды, идёт ремонт сетей, замена котельного оборудования и другие мероприятия. Всё это позволяет снизить себестоимость коммунальных услуг и сдерживать цены на них.
Вот по этим направлениям в области регулирования цен и работает Правительство республики: контроль за обоснованностью ценообразования; дотирование и субсидирование затрат предприятий и населения; централизация завоза некоторых социально значимых товаров в отдалённые населённые пункты; снижение себестоимости производства электроэнергии, тепла, воды, жилищно-коммунальных услуг.
– Из-за обилия осадков пострадал ряд сельских улусов республики, где подтопило десятки тысяч тонн кормов. Что предпринимается для сохранения поголовья скота в местах, наиболее пострадавших от водной стихии?
– Бедствие потерпели 80 наслегов в 8 улусах и уже принято несколько постановлений Правительства республики, которыми определяются меры помощи им. Что делается и будет делаться конкретно?
Первое. Для наиболее пострадавших наслегов производится 30%-ное субсидирование стоимости покупки сена в районах, где кормов заготовлено достаточно, и 100% субсидирование их внутри и межулус- ных перевозок. Было подтоплено 23-25 тысяч тонн сена, а решение на компенсацию затрат на перевозку принято почти на 45 тысяч тонн, учитывая разные ситуации в наслегах. Ведь где-то подтопления не было, но был плохой травостой. Работа будет идти в течение всей зимы, и деньги на эти нужды частично уже выделены, а частично – зарезервированы.
Второе. Создан специальный государственный фонд зернофуража на 2 тысячи тонн, комбикорма на 3 тысячи тонн и кормовой соли на 53 миллиона рублей, которые при необходимости будут распределяться по улусам.
Ну и, наконец, третье. Затопления для нас не новость, в последние годы они случаются время от времени, поэтому на протяжении последних трёх лет ведётся активная работа по мелиорации. В этом году по лизинговой системе закуплена землеройная техника на 16 миллионов рублей, которая направлена по линии «Сельхозмелиорации» в вилюйскую группу улусов. В 2009 году докупим необходимую технику, и планируем там работы по спуску вод с полей в ближайшем будущем завершить. Что касается северных улусов, то им выделено 200 миллионов рублей. Эти средства также будут расходоваться для мелиоративных работ, но часть из них отложена в качестве резерва.
Несмотря на природные катаклизмы, в 2008 году запланированный объём сена заготовлен, плюсом к нему – ещё почти 15 тысяч тонн сенажа и 7 тысяч тонн силоса. Всего же по республике заготовлено 522 тысячи тонн кормов. Для сравнения – в 2003-2004 годах мы заготавливали по 480 тысяч тонн и благополучно проходили зимовку скота. Со сложностями, но проходили. Общего объёма заготовленных кормов должно сейчас тем более хватить, чтобы сохранить общее поголовье скота.
– Как идёт реализация программы социально-экономического развития села?
– Как Вы знаете, первый этап программы действовал с 2002 по 2006 годы. Главным содержанием того периода было создание новой системы организационных, экономических и финансовых отношений в сельскохозяйственном производстве, его технологическое развитие, а также решение первоочередных сельских социальных вопросов. Мне уже приходилось подробно подводить итоги решения этих задач, поэтому я только коротко скажу, что в целом они выполнены. Разработана и реализована на практике целостная система учёта себестоимости производства сельхозпродукции и её дотирования через закупочные цены.
Создана сама закупочная сеть, прежде всего через массовое строительство молокоприёмных пунктов и разного уровня перерабатывающих производств. С помощью всего этого у селян появились «живые» деньги, после нескольких предыдущих лет, фактически, полунатурального хозяйства. Организованы поставки сельхозтехники через лизинговые схемы. Созданы машинно-технологические станции для оказания услуг и крупным, и мелким сельским товаропроизводителям, а также муниципалитетам. После длительного перерыва возобновлены работы по мелиорации и улучшению полей. Значительно увеличены объёмы газификации сельских населённых пунктов.
По разным программам продолжилось строительство жилья, большая часть социальных объектов из общего числа по республике построена на селе. Всё это дало неплохие результаты. Улучшились количественные и качественные показатели сельхозпроизводства, возросли доходы сельских жителей.
На втором этапе действия программы социально-экономического развития села, рассчитанном уже на 2007-2011 годы, сделаны несколько другие акценты. Сохраняя достигнутое ранее, вводятся новые элементы, рассчитанные прежде всего на стимулирование развития товарного производства. Значительные средства выделяются на строительство и реконструкцию животноводческих ферм, коневодческих и оленеводческих баз, повышение технической вооружённости производства. Получат поддержку разные формы кооперации мелких товаропроизводителей. Крупные изменения происходят в зерноводческой подотрасли. Начато проектирование элеватора в Амгинском улусе. На базе действующих комбикормовых заводов создаём новое предприятие «Сахазернопродукт», которое интегрирует земледельческие зерновые хозяйства и предприятия по производству муки и комбикормов. Продолжается строительство Нерюнгринской птицефабрики стоимостью 300 млн. рублей.
Ведётся работа по очень важному направлению – использованию возможностей промышленных предприятий для развития аграрного сектора. В этом направлении полезен опыт ОАО «Алмазы Анабара», которым созданы успешно работающие дочерние общества сельскохозяйственного профиля в Олёкминском и Хангаласском улусах. Сельскохозяйственные подразделения традиционно существуют в структуре АК «АЛРОСА», теперь они созданы в ОАО «АЛРОСА-Нюрба». Производство сельского профиля планирует организовать ОАО «Нижне-Ленское».
В рамках программы началось создание агропромышленных комплексов в точках экономического роста республики. По первому из них – в посёлке Витим – работы уже начаты. Там ведутся проектноизыскательные работы по объектам будущего комплекса: молочнотоварной ферме, свинарнику, птицефабрике, тепличному хозяйству, цеху пищевой продукции и магазину продовольственных товаров.
Целенаправленная работа по всем направлениям программы социально-экономического развития села даёт свои результаты. За год объём производства продукции сельского хозяйства вырос на 6% в реальном выражении. Увеличилось поголовье коров. Это хороший результат для главной нашей отрасли – молочного животноводства. Ещё больше возросло поголовье лошадей – на 11%, оленей – на 7%, птицы – на 13%. Существенно увеличились госзакупки сельхозпродукции. В целом результаты неплохие.
– Одна из важнейших республиканских программ, которая непосредственно касается жизни многих людей, – это программа газификации населённых пунктов республики. Как Вы оцениваете ход её выполнения?
– Да, Вы правы. Это программа очень важная, одновременно, она одна из самых успешных. На её первом этапе в 2002-2006 годах в газификацию за пять лет вложено средств больше, чем за предыдущие двадцать. Было построено более 1,3 тысячи километров трубопроводов, газифицировано 11 тысяч жилых домов и 70 котельных. Работа по этим направлениям продолжается. И по всем показателям есть прибавка. За два года новой пятилетки длина введённых газопроводов увеличились до 1,6 тысячи километров, число газифицированных домов до 13,5 тысячи, а котельных – до 90.
Но хочу подчеркнуть, что в 2007-2011 годах, кроме традиционных работ, мы должны выполнить большие объёмы по объектам, обеспечивающим безопасность республиканской газораспределительной системы. Я имею в виду строительство второй нитки подводного перехода газопровода в Заречье через реку Лену и третью нитку газовой магистрали от Средневилюйского месторождения до города Якутска. Это приоритетные стройки. Среди других главных направлений – газопроводы: Майя – Тюнгюлю – Борогонцы, Майя – Табага – Ытык – Кюёль, завершение газификации сёл левобережья Лены в Намском улусе, правобережья Вилюя в Вилюйском и Верхневилюйском улусах, строительство газовой нитки на Улахан-Ан в Хангаласском улусе.
Начинаются новые проекты – газификация города Ленска от Отраднинского месторождения и отдалённых наслегов на левом берегу Вилюя от Среднетюнгского. Будут газифицированы сотни жилых домов и 50 очередных котельных. Но особенностью плана является и то, что начнётся подача газа в производственные сельскохозяйственные здания для отопительных и технологических нужд.
Всё это задачи 2009 года. Они, уверен, будут выполнены, как и вся пятилетняя программа.
– Разъясните ситуацию с расселением и сносом ветхого жилья.
– Проблема аварийного и ветхого жилья одна из самых острых в республике. У нас его самое большое количество в стране, около 12% от жилого фонда. Понятно почему: ускоренный износ конструктивных элементов зданий в экстремальных климатических условиях; большое количество временных домов, возведённых в период индустриального развития республики, но так и оставшихся постоянным жильём для многих семей; применение недолговечных строительных материалов с целью удешевления дорогого северного строительства.
Республиканская программа переселения людей и сноса ветхого жилья начала осуществляться с 2002 года. На эти цели только в последние пять лет выделено 1,2 млрд. рублей. В Якутске четыре квартала развалюх уже снесены, переселено 1200 семей, сейчас начинается работа по другим городским кварталам. В Нерюнгри введён девятиэтажный дом с целевым назначением для решения проблемы аварийного жилья.
В других населённых пунктах идёт такая же работа, но в основном через систему субсидий гражданам. Сейчас ситуация изменилась, потому что мы получаем существенную помощь от федерального правительства через недавно созданный Фонд реформирования жилищно-коммунального хозяйства. На Дальнем Востоке только три субъекта, в том числе и Республика Саха (Якутия), сумели выполнить все требования Фонда. С учётом выделенных из него средств в 2008 году направлено на снос ветхого жилья почти 520 млн. рублей. Представьте, за 5 лет 1,2 млрд. рублей, а только в одном году 520 млн. Поэтому расширяются и масштабы работы, и её география. Снос ветхого жилья будет осуществляться не только в Якутске и Нерюнгри, но и в Хандыге, Покровске, в Нюрбе, Чернышевском, Чульмане, Зырянке, а за счёт корпоративных средств – в Удачном и Айхале.
Мы надеемся, что за три года, пока существует Фонд реформирования жилищно-коммунального хозяйства (2008-2010 годы) мы снесём столькоже ветхого жилья и расселим столько же семей, сколько за последние пять лет.
– Одним из условий получения средств от Фонда реформирования ЖКХ является создание товариществ собственников жилья (ТСЖ). Хотя в Якутске процесс уже пошёл, многие люди боятся, что создав ТСЖ, останутся со своими проблемами один на один. Например, трещина по дому пойдёт, они сами вынуждены будут всё делать и никто им не поможет. Как на самом деле обстоят дела?
– Пока ещё люди плохо знают о системе ТСЖ, поэтому вокруг них существует много разговоров и мифов. С другой стороны, есть структуры, прежде всего это управляющие компании, которые не заинтересованы в создании ТСЖ. Они и ведут целенаправленную агитацию против товариществ собственников жилья. Недавно в Нерюнгри вышла статья «Не вступайте в ТСЖ», оказалось, её заказали подрядчики, занимающиеся предоставлением услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В чём тут дело, я поясню на следующем примере.
Вот, допустим, есть у меня частный дом. Понятно, что я сам обо всём забочусь: и об отоплении, и о водопроводе, и о ремонте, и об уборке. А если большой многоквартирный дом? Каждый в своей квартире сам себе хозяин, но ведь остальное всё общее с соседями: фундамент дома и кровля, двор и подъезд, водопровод и канализация, газ и электричество. Значит, надо объединяться для содержания общего имущества. А как это сделать? Что лучше: через управляющую компанию или товарищество собственников жилья? Разница в том, что управляющая компания заключает договор с каждым жильцом по отдельности. А кто- нибудь читает этот договор и знает, что можно потребовать от управляющей компании? Поэтому ответственность и размывается.
Пример, 17-й квартал Якутска. Работала одна управляющая компания, пришла другая, растолкала всех, собрала подписи у жильцов, что она будет работать, собрала с них деньги и только потом поняла, что там трудно работать. Дома ветхие, сети старые, денег мало. Они бросили и ушли вместе с собранными деньгами. Понесли ответственность? Нет. Заявления на них должны быть от каждого жильца. Вот я пришёл с претензиями и требованиями, остальные мои соседи не пришли – и компания скажет, что они довольны. Да и потом, юридические процедуры могут длиться годами, тоже требуют денег. Вот на всё это и машут рукой. Эта неопределённость, невозможность быстро воздействовать на управляющую компанию и делает систему уязвимой. Когда создаётся ТСЖ, то разница в том, что вы все вместе собрались, образовали юридическое лицо, выбрали начальника, а он уже от имени всех заключает один договор.
Товарищество может искать лучшие предложения и торговаться с подрядчиками для экономии средств. Но главное, у всех подрядчиков наступает ответственность перед юридическим лицом. Причём ТСЖ может нанять управляющую компанию, а может не нанимать. Может само нанимать напрямую сантехников, дворников, заключать договора с энергетиками, газовиками. У него есть время судиться с контрагентами. Через общее собрание оно подконтрольно жильцам. И сложившаяся практика, да и статистика показывают, что управление через ТСЖ намного выгоднее для людей. Что касается государства, то оно не бросает ТСЖ на произвол судьбы, а активно помогает.
Именно ТСЖ, а никто другой, имеет право получать деньги на капремонт. Ни мэрия, ни отдельные жильцы, а товарищество собственников жилья. Это ответ на ваш вопрос, а не останутся ли люди, создав ТСЖ, один на один со своими проблемами. Нет, не останутся. Наоборот, выиграют. В последнее время мы активизировали создание их повсеместно. По линии Министерства жилищно-коммунального хозяйства республики и мэрии города Якутска проводятся курсы обучения по вопросам создания и управления ТСЖ. А что же управляющие компании? Если они эффективны и полезны, им тоже найдётся место на подряде у ТСЖ. Но спрос с них станет более жёстким и конкретным.
– В последнее время остро встает и проблема обманутых вкладчиков?
– Правительство Республики Саха (Якутия) ещё несколько лет назад создало рабочую группу, которая занимается обманутыми вкладчиками. Она отчитывалась на специальном совещании при Президенте республики, где было принято решение по каждой категории обманутых вкладчиков разработать отдельные мероприятия по способу решения вопроса: «Социальная инициатива» – одно, кооперативы – другое, паевое строительство – третье и т. д. По каждому направлению ведётся работа. По некоторым людям вопрос уже решён. Обманувшие их застройщики обанкрочены, имущество удалось сохранить.
Назначены временные управляющие, которые сейчас продают незавершённое строительство и в результате рассчитаются с обманутыми вкладчиками. По незавершённому дому на улице Лермонтова в городе Якутске вопрос был решён другим способом. Рядом, напротив медицинского колледжа за счёт бюджета строится дом, кто захотел, добавил денег с учётом прежнего вклада и получит новые квартиры в нём. Кто не захотел, будет ждать, когда будет продан каркас их незавершённого дома. По некоторым другим людям дела обстоят хуже. Например, в том же Якутске есть дом, по нему вопрос никак не решается, потому что все участники махинаций находятся в бегах.
Объявили их в розыск через Министерство внутренних дел республики, одновременно подыскиваем другую схему, может, решим вопрос с помощью ДСК, который согласится выкупить и достроить дом большей этажности. По всем этим и другим вопросам рабочая группа представит отчёт в декабре нынешнего года.
Пресс-служба Администрации Президента и
Правительства Республики Саха (Якутия),
9 января 2009 г.