Публикации за 2009 год

Выступление Президента Якутии В.А. Штырова на совещании при Председателе Правительства России В.В. Путине по вопросам социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) в г. Мирном 21 августа 2009 года

Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые участники совещания!

В последние годы Президент и Правительство Российской Фе­дерации уделяют большое внимание социально-экономическому развитию Республики Саха (Якутия), принят ряд важных для нас документов, на основании которых мы строим свою работу.

Якутия. Мирнинский район. Совещание при Председателе Правительства России В.В. Путине по вопросам социально-экономического развития Республики Саха (Якутия). г. Мирный. 2009 г.

Среди них я бы выделил в первую очередь Перечень поручений Пре­зидента Российской Федерации от 3 февраля 2006 года, в котором было дано 12 поручений федеральным министерствам и ведомствам и Пра­вительству Якутии. И хочу Вам сегодня доложить, что из этих 12 поруче­ний – 11 исполнено, находится в работе одно, но чрезвычайно важное для нас поручение по разработке мер, направленных на развитие энер­гетической инфраструктуры Республики Саха (Якутия).

Другим важным документом для нас является Протокол заседания Правительства Рос­сийской Федерации от 8 февраля 2007 года, где тоже дано 10 разных поручений, из которых выполнено – 5, остальные 5 находятся в работе.

Среди всех этих поручений для нас самым главным и важным яв­ляется то, которое давал в своё время Президент Российской Фе­дерации Владимир Владимирович Путин по разработке Схемы ком­плексного развития производительных сил, транспорта и энерге­тики Республики Саха (Якутия) на период до 2020 года.

Сегодня докладываю Вам, Владимир Владимирович, что это по­ручение выполнено. Схема комплексного развития производи­тельных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года разработана, согласована в установленном порядке со всеми министерствами и ведомствами Российской Федерации и официально одобрена Правительством России. Её основные по­ложения синхронизированы со всеми действующими на сегодня обще­государственными и отраслевыми документами стратегического пла­нирования. Сейчас мы готовим некоторые изменения к Схеме, в связи с необходимостью увязки её с разрабатываемой в настоящее время Стратегией развития Дальнего Востока до 2025 года. Схема комплекс­ного развития производительных сил, транспорта и энергетики республики предусматривает рост валового регионального про­дукта в 2,8 раза, а доходов населения Якутии в 3,6 раза к 2020 году.

Для достижения этих целей развёрнута работа по трём главным направлениям. Первое – модернизация действующих отраслей на­родного хозяйства. Второе – создание новых отраслей экономики, которых раньше в республике не было. Третье – опережающее во времени развитие транспортной и энергетической инфраструк­туры. По каждому из этих направлений необходимо осуществить це­лый ряд крупных инвестиционных проектов. Большинство из этих про­ектов уже находится в стадии реализации. Для этого предварительно была проведена объёмная подготовительная работа.

Хочу отметить, что в ней самое активное участие принимали федеральные Минэко­номразвития, Минтранс, Минприроды, Минэнерго: в концептуальном плане, подготовке технико-экономических обоснований и проведении экспертиз, организации аукционов и конкурсов на месторождения по­лезных ископаемых. Задействованы были и крупнейшие российские естественные монополии – ОАО «Российские железные дороги», ОАО «Газпром», ОАО «РусГидро», корпорация «Росатом», ОАО «ФСК».

Примером конкретной работы по первому направлению – модерни­зации действующих отраслей народного хозяйства республики – слу­жит подземный алмазодобывающий рудник «Мир», в церемонии пуска первой очереди которого мы с Вами сегодня принимали участие. До 2020 года предстоит построить ещё три подобных рудника, поскольку в алмазной промышленности планомерно осуществляется переход от добычи руды на карьерах открытым способом к подземному на шах­тах с глубокими горизонтами. В другой нашей традиционной отрасли – угольной промышленности – также начато строительство двух новых шахт для возмещения выбывающих мощностей открытого Нерюнгрин- ского угольного разреза.

В золотодобыче осуществляется переход от преимущественно россыпных месторождений к рудным с освоением новых технологий кучного и биологического выщелачивания в обога­щении руд. Ведутся проектно-изыскательские и опытно-промышленные работы и в специализированных подотраслях цветной металлургии: добыче сурьмы, полиметаллов, редкоземельных элементов. Реализуется ряд проектов в лесной отрасли и агропромышленном комплексе.

Если говорить о втором направлении – создании новых отраслей на­родного хозяйства республики, – то здесь тоже есть вполне конкретные ощутимые результаты. Главный из них – пуск в эксплуатацию компани­ей «Сургутнефтегаз» нефтяных промыслов в прошлом году на Талаканском нефтегазоконденсатном месторождении, а уже в текущем на Алинском. Якутская нефть пошла в магистральный нефтепровод «Восточная Сибирь – Тихий океан», первый участок которого, Тайшет – Талакан, вступил в строй действующих в реверсном режиме в октябре 2008 года. Сейчас ведутся интенсивные работы по подготовке к вводу участка Талакан – Сковородино. Таким образом, в республике создана новая отрасль – нефтяная промышленность.

Но значение этого выхо­дит за пределы Якутии, поскольку, фактически, начато освоение новой Восточно-Сибирской нефтегазоносной провинции общерос­сийского и даже мирового масштаба. Подготовка к созданию новых отраслей ведётся и в рамках нашего комплексного инвестиционного проекта развития Южной Якутии, который получил одобрение феде­ральной Инвестиционной комиссии. По нему подписано распоряжение Правительства России, начаты подготовительные и изыскательские работы. В рамках этого проекта кластерного типа в республике будут созданы чёрная металлургия, производство минеральных удобрений, газохимия, урановая промышленность.

В части третьего направления – развития инфраструктуры – развёр­нуты работы по многим направлениям. Ведётся строительство сразу двух железных дорог – Беркакит – Томмот – Якутск и Улак – Эльга, в рам­ках проекта развития Южной Якутии начаты проектно-изыскательские работы по направлениям Хани – Тарынах, Томмот – Элькон и Чульбас – Инагли. В строительстве и реконструкции находятся федеральные ав­томобильные дороги «Лена» (Амурская область – Якутск), «Колыма» (Якутск – Магадан) и «Вилюй» (Якутск – Иркутск). Сооружаются маги­стральные ЛЭП Мирный – Сунтар – Нюрба и газопровод Мастах – Бер­ге – Якутск. Да, собственно, и нефтепровод «Восточная Сибирь – Тихий океан» сам по себе является крупнейшим инфраструктурным проектом.

Подводя итог, можно сказать, что по всем предусмотренным Схе­мой комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года направлениям ведётся интенсивная работа. От этой нашей путеводной нити мы не отступаем, несмотря ни на какие трудности. Как резуль­тат, общий объём инвестиций в экономику Якутии в 2008 году по отношению к базовому 2006 году возрос втрое, а по итогам теку­щего года увеличится уже почти в четыре раза. За счёт этого со­храняется и рост валового регионального продукта даже в кризис­ных условиях.

В то же время есть ряд достаточно сложных проблем, которые сдерживают динамику развития республики. Я бы условно их раз­делил на две группы. Первая, это те проблемы, которые появились в новейшее время и связаны с мировым экономическим кризисом.

Они имеют большое отрицательное влияние не только на нашу теку­щую жизнь, но и на выполнение Схемы комплексного развития про­изводительных сил Якутии. Вторая группа проблем обусловлена крайней отсталостью нашей инфраструктуры, несмотря на все принимаемые по её развитию меры. Вы абсолютно справедливо от­метили во вступительном слове, что как только экономике республики было придано ускорение за счёт реализации крупных новых проектов, сразу всплыли на поверхность слабые места и пробелы в инфраструк­туре, которые пеленают всякое развитие по рукам и ногам. В этой связи мы обращаемся к Правительству России с просьбой о некоторых мерах поддержки республики и её предприятий.

Якутия. Мирнинский район. На подземном алмазодобывающем руднике «Мир» АК «АЛРОСА». Председатель Правительства России В.В. Путин, Президент Якутии В.А. Штыров. г. Мирный. 2009 г.

***

В качестве мер поддержки, необходимость в которых обуслов­лена мировым экономическим кризисом, просили бы рассмотреть и решить четыре вопроса.

Вопрос первый связан с деятельностью акционерной компании «АЛРОСА». У компании возникли серьёзнейшие проблемы со сбытом продукции, поскольку в полной стагнации находится мировой алмаз­ный рынок. Купли-продажи алмазного сырья на всей планете в первом полугодии текущего года были неритмичными, случайными, эпизоди­ческими. Внутренние финансовые резервы «АЛРОСЫ» подходят к ис­черпанию.

Часть персонала находится в вынужденных отпусках, а ведь во что бы то ни стало надо продолжать не только текущую, но и инве­стиционную деятельность. Иначе в послекризисный период мы оста­немся без перспектив. В этой связи просим продолжить в 2009 году за­купки алмазного сырья в Госфонд Российской Федерации в объёмах до 1 млрд. долларов США и поручить Внешторгбанку оказать содействие компании в реструктуризации её кредиторской задолженности. Все не­обходимые документы подготовлены.

Вопрос второй. Я уже говорил выше, что одной из важнейших целе­вых задач, предусмотренных Схемой комплексного развития произво­дительных сил республики, является модернизация угольной промыш­ленности для замещения выбывающих мощностей Нерюнгринского угольного разреза. От решения этой задачи зависит судьба города Не- рюнгри, насчитывающего с прилегающими посёлками почти 100 тысяч человек населения, и энергетики Дальнего Востока, получающей от нас уголь. Именно ради этой цели мы строим две новые угольные шахты в Южной Якутии. Но их будет недостаточно для того, чтобы обеспечить полную занятость нерюнгринских горняков и сохранить объёмы по­ставок энергетических углей.

Вот почему особое значение для Якутии и всего Дальнего Востока имеет начатый компанией «Мечел» проект соз­дания Эльгинского угольного комплекса. Его предыстория Вам хорошо известна. В настоящее время без единой копейки государственных де­нег, только за счёт собственных средств «Мечел» развернул строитель­ство железной дороги Улак – Эльга протяжённостью 320 км и создание горно-обогатительных мощностей непосредственно на месторожде­нии. Конечно, в условиях мирового кризиса доступ к инвестиционным финансовым ресурсам резко ограничен для частных компаний, тем бо­лее под такие капиталоёмкие и долгосрочные проекты. Учитывая это, просим вернуться к вопросу об организации схемы финансирования Эльги с участием подконтрольных государству банков. Соответствую­щие предложения я уже вносил в Правительство России.

Третий вопрос. Правительством Республики Саха (Якутия) по согла­сованию с федеральными министерствами и ведомствами разработан инвестиционный проект «Комплексное развитие Южной Якутии». Он предусматривает создание целого ряда крупнейших предприятий горнодобывающей, химической, урановой, металлургической промыш­ленности и энергетики, объединённых общей инфраструктурой. На се­годняшний день это самый масштабный в объёмном отношении и самый сложный для управления комплексный проект в Российской Федерации с 14 разными участниками. Тем не менее, он прошёл все стадии отборов, одобрен Инвестиционной комиссией Российской Фе­дерации, утверждён распоряжением Правительства России.

В рамках проекта начато финансирование за счёт федеральных средств проекти­рования инфраструктуры в Южной Якутии: железных и автомобильных дорог, плотины и схемы выдачи мощности Канкунской гидроэлектро­станции, а также комбината по добыче урановой руды. В текущем году мы планируем выполнить все плановые объёмы работ. В следующем году проектирование завершаем и должны представить в Правитель­ство России комплексный доклад, на основании которого будет принято решение о дальнейшей схеме и временных рамках реализации проек­та. В целом по проекту «Комплексное развитие Южной Якутии» больших вопросов нет, но, ввиду кризиса, часть средств с финансирования теку­щего года Минфин и Минэкономики России перенесли на следующий год. Пусть будет так, но хотим заострить внимание, что уже в 2010 году федеральные средства необходимо выделить в полном объёме двух­летней программы.

Четвёртый вопрос комплексный, он касается Восточной га­зовой программы и содержит в себе несколько аспектов, связан­ных с её реализацией. Проект этот действительно очень масштабный.

Только у нас в Якутии мы должны создать комплекс по добыче газа мощностью 35 млрд. куб. м в год, построить отрезок магистрального газопровода большого диаметра длиной около 1,5 тысячи км, органи­зовать газоперерабатывающие и газохимические производства. Ясно, что всё это потребует огромных инвестиций, в том числе за счёт кре­дитов. Чтобы сделать проект более привлекательным для потен­циальных кредиторов, на наш взгляд, следовало бы увеличить его ресурсную базу. Сегодня она состоит из переданного на безаукци- онной основе «Газпрому» Чаяндинского газонефтеконденсатного месторождения. В то же время в нераспределённый федеральный фонд месторождений мы передали по республике ещё четыре дру­гих.

Вносим предложение также передать их «Газпрому». Другой аспект. Месторождения наши по международной классификации от­носятся по запасам к уникальным и крупнейшим. Это так. Но в то же время они комплексные. В составе газа много ценных компонентов, ко­торые надо извлечь, прежде чем направлять его в газотранспортные системы. Это дополнительные сооружения, работа и затраты. Кроме того, наши месторождения недостаточно, либо и вовсе не обеспечены инфраструктурой. Чтобы сделать их экономически более привлека­тельными, считаем необходимым создать для газовиков на Даль­нем Востоке и в Восточной Сибири такие же благоприятные усло­вия по налоговым платежам, как уже действуют у нефтяников. Имеются в виду льготы по таможенным платежам и налогу на добычу полезных ископаемых.

Ну и наконец, исходя из нашего опыта строи­тельства нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан», когда мно­гие инфраструктурные вопросы решаются, что называется, вдогонку, предлагаем на отдельном совещании с участием всех заинтересо­ванных сторон рассмотреть детально схемы электроснабжения, железнодорожного и автомобильного обеспечения Восточной газовой программы. Все объекты, с этим связанные: линии электро­передач Чернышевский – Ленск – Олёкминск – Алдан – Нерюнгри и Ленск – Витим – Талакан – Усть-Кут, железная дорогая Усть-Кут – Непа – Ленск, автомобильная дорога Иркутск – Мирный и другие, включены в Схему комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года и в федеральные от­раслевые программы. Речь идёт о необходимости синхронизации их строительства во времени с планами газовиков.

***

Если говорить о мерах поддержки республики, связанных со вто­рой группой наших проблем – крайне недостаточным развитием инфраструктуры, то здесь прежде всего надо выделить вопросы электроэнергетики. Я уже отмечал в начале своего выступления, что среди всех поручений Президента и Правительства России федеральным министерствам и ведомствам по вопросам социально-экономического развития Якутии не выполнено одно, но крайне для нас важное – не раз­работан комплекс практических мер по развитию энергетики республи­ки. Прежде всего, нас беспокоит отставание сетевого хозяйства.

А в невыполненном поручении как раз о нём в первую очередь и велась речь. Было необходимо разработать план действий по объедине­нию линиями электропередач трёх изолированных энергосистем республики – Центральной, Южной и Западной. А после этого уже объединённую энергосистему Якутии соединить высоковольт­ными линиями с системами Сибири в Иркутской, Северо-Востока в Магаданской и Дальнего Востока в Амурской областях. Это по­зволило бы повысить надёжность электроснабжения всего огром­ного макрорегиона, включающего в себя Восточную Сибирь и Дальний Восток. Были бы созданы предпосылки для снижения тарифов на электроэнергию за счёт полного использования наиболее эффектив­ных генерирующих мощностей и вывода из баланса самых за­тратных в каждой из ныне раз­дельно работающих энергоси­стем с учётом перетоков энер­гии между ними. Очень важно, что была бы снята и проблема энергообеспечения инвести­ционных мегапроектов.

Я по­ясню это на примере нефтяной и газовой промышленности. Вот мы строим нефтепровод «Вос­точная Сибирь – Тихий океан». В конце нынешнего года его пуск на всём протяжении от Тайшета до Сковородино. Уже по ходу дела выяснилось, что ввод неф­тепровода невозможен без по­стоянного электроснабжения из двух независимых источников. В скобках я замечу, что Прави­тельство Якутии предупреждало Якутия. Сунтарский улус. Линия электропередачи в своё время об этом бывшее Мирный – Сунтар – Кемпедяй – Олёкминск. 2009 г. руководство «Транснефти».

Что же, при этих обстоятельствах было срочно принято решение о строи­тельстве двух новых ЛЭП – Нерюнгри – Алдан и Кемпедяй – Олёкминск – для запитки вводимых насосных нефтепровода. Сейчас их сооружение ведётся в авральном порядке. Как всегда, при таких обстоятельствах не хватает денег, оборудования, специалистов. Справимся, конечно, но всё «на живую нитку». А дальше надо строить вторую очередь нефтепрово­да «Восточная Сибирь – Тихий океан», а ещё дальше – магистральный газопровод в том же коридоре. Так что же, мы к каждой насосной будем свою схему электроснабжения придумывать? А ведь линия электропере­дач Нерюнгри – Алдан – Олёкминск – Ленск – Талакан – Усть-Кут, соеди­няющая Южную и Западную Якутию, а потом их вместе с энергосистемой Сибири, о которой речь уже шла, как раз и идёт вдоль нефте- и газопро­водов. Ну так и надо её строить в первоочередном порядке.

То же можно сказать и о ЛЭП Якутск – Магадан, которая должна пройти прямо через новые формирующиеся Томпонский промышленный узел в Якутии и Яно-Колымский горнопромышленный кластер в Магаданской области. Или о ЛЭП Нерюнгри – Якутск, которая должна служить для электроснаб­жения железной дороги Беркакит – Томмот – Якутск. В теории всё зна­чение этих объектов всем понятно, они включены в нашу Схему и все, какие только возможно, отраслевые стратегии. Но Ваше поручение о разработке конкретного плана действий по их строительству в рамках создания объединённой энергосистемы Якутии не выполнено на феде­ральном уровне. Считаем крайне важным вернуться к этому вопросу.

Не могу не остановиться на проблеме тарифов на электроэнергию. Как уже говорилось, в республике три изолированных друг от дру­га энергорайона с собственными генерирующими централизо­ванными энергоисточниками. Себестоимость выработки элек­троэнергии в них относительно невелика. Но в остальной части республики, за пределами этих энергорайонов, работают ло­кальные дизельные электростанции в сотнях населённых пунктов. Полные затраты на производство на них доходят до 100 рублей за 1 киловатт-час. Поскольку действует система усреднения та­рифов, средняя отпускная цена на электроэнергию по республике запредельно высока – более 3 рублей за киловатт-час. Это делает нерентабельным многие производства.

В целом ряде случаев пред­приятия предпочитают отказаться от централизованного электроснаб­жения и создают собственную генерацию. Например, «Сургутнефтегаз» построил себе электростанцию на Талаканском нефтяном промысле. Это ещё более усугубляет ситуацию, так как потеря потребителей ведёт к относительному удорожанию себестоимости производства электроэ­нергии, а следовательно, и её цены. Замкнутый круг. Как из него выйти?

Мы разработали в рамках своей Схемы подпрограмму оптимиза­ции локальной энергетики в Якутии. Она предусматривает резкое снижение затрат на производство электроэнергии за счёт массовой замены дизельных электростанций устаревших модификаций на со­временные высокоэкономичные установки, перехода на местные виды топлива взамен доростоящего завозного, мероприятий по повышению эффективности использования энергии потребителями. Эта подпрог­рамма рассмотрена и одобрена Минэнерго и Минфином России. Те­перь дело за финансированием.

Цена вопроса – 3,8 млрд. рублей в год на протяжении восьми лет. Договариваемся о выделении средств из федерального бюджета с их возвратом через уменьшение транс­фертов республике по мере получения эффекта от реализации подпрограммы. Просим поддержать и дать соответствующие поруче­ния федеральным исполнителям. Более того, считаем необходимым подобную специализированную программу оптимизации локаль­ной энергетики разработать и реализовать для всего Дальнего Востока.

Что касается транспортной инфраструктуры, то, в отличие от электроэнергетики, тут в последние годы есть хорошее движе­ние вперёд. Быстрыми темпами строится железная дорогая Беркакит – Томмот – Якутск. Ведутся работы по федеральным автодорогам «Лена», «Колыма» и «Вилюй». В плановом порядке выполняются республикан­ские программы развития отдельных видов транспорта. Но есть один вопрос, который требует дополнительных решений на федеральном уровне. Речь идёт о необходимости синхронизации во времени работ по уже принятым Правительством России трём решениям, которые в совокупности дают приход железной дороги в Якутск: по собственно строительству самой железнодорожной магистрали, по сооружению моста через реку Лена и по заходу от моста в речной порт Якутска.

Об этом я докладывал Вам на Международном транспортном форуме в Сочи в прошлом году. По Вашему поручению все необходимые решения приняты, но они попали в разные программы с различными сроками ис­полнения. Теперь их надо увязать между собой. Возможно, потребует­ся небольшая корректировка каких-то программ. Наши предложения в Правительство России представлены.

Якутия. Мирнинский район. В аэропорту города Мирный. 2009

Сегодня Вы приземлились в нашем аэропорту города Мирного. Об­ратили внимание на порядком устаревший парк самолётов для местных авиалиний в наших авиакомпаниях. Да, это так. Самолёты АН-2, АН-24 доживают свой век и списываются. Замены отечественного про­изводства им нет. В то же время есть конструкторские наработки, а в ряде случаев и готовые прототипы. Например, самолёты «Грач», СУ-80, АН-140, Бе-32, АН-38, ИЛ-112 и другие. Но их доводкой и серийным вы­пуском никто не занимается. Мы неоднократно обращались по этому вопросу и в Объединённую авиастроительную компанию, и в министер­ства, и в Правительство России.

Но обычный ответ такой – сейчас не до этого, закупайте импортные самолёты, мы снижаем по ним ввозные пошлины. Совершенно уверен, что это принципиально неверная постановка вопроса. Огромные расстояния между населёнными пунктами в нашей стране, состояние аэродромного хозяйства, по­годные условия требуют наших самолётов, неприхотливых и про­стых в эксплуатации. Для нас полёты повседневное дело и мы не мо­жем зависеть от какой-нибудь гайки иностранного производства.

А, кроме того, само по себе авиастроение могло бы стать иннова­ционным локомотивом экономики страны. Считаем необходимым вернуться к рассмотрению этого вопроса на самом высоком уровне.

Уважаемый Владимир Владимирович! От имени всех якутян я хочу по­благодарить Вас за внимание к республике и поддержку, которую Вы нам оказываете и в решении повседневных вопросов, и в реализации планов стратегического развития. Надеемся, что и сегодняшнее наше совещание, обсуждение проблем, касающихся жизни Якутии, всего Дальнего Востока, послужит интересам процветания Российской Феде­рации.

Стенограмма совещания
«О ходе выполнения поручений
Президента и Правительства Российской Федерации
по вопросам социально-экономического развития Республики Саха (Якутия)»
от 21 августа 2009 г. – Якутск: Администрация Президента и
Правительства Республики Саха (Якутия), 2009 г.