Публикации за 2009 год

Выступление Президента Республики Саха (Якутия) В.А. Штырова на Собрании хозяйственного актива акционерной компании «АЛРОСА» 11 апреля 2009 года

Уважаемые товарищи!

Почти вся вторая половина прошед­шего 2008 года прошла в условиях раз­разившегося в мире финансово-эконо­мического кризиса. Республика Саха (Яку­тия) относится к числу таких субъектов Российской Федерации, на социально- экономическое положение которых кри­зис влияет в наибольшей мере, поскольку основу нашего народного хозяйства со­ставляют экспортно-ориентированные производства.

Но несмотря на серьёзные осложне­ния, благодаря набранному ранее темпу развития и накопленному запасу прочности, чёткому выполне­нию антикризисных планов, базовые отрасли экономики респу­блики сохранили устойчивость и в целом мы закончили год вполне успешно.

По сравнению с предыдущим 2007 годом есть прирост объёмов про­мышленной продукции на 4%. Он получен за счёт хорошей работы электроэнергетики, алмазодобывающей и угольной промышленности, нефтегазового комплекса.

Много проблем и трудностей целому ряду крупных сельскохозяй­ственных районов Якутии принесли в прошлом году погодные условия. Тем не менее в целом по республике получен прирост валовых объёмов сельхозпродукции, удалось заготовить достаточное количество кормов для животноводства на зиму. Есть позитивные сдвиги в качестве и мар­кетинге произведённой пищевой продукции.

Особенно важно, что в прошедшем году, в условиях кризиса инвести­ции в основной капитал народного хозяйства республики не только не уменьшились, но и возросли почти в 1,3 раза. Соответственно, увеличи­лись объёмы строительно-монтажных работ и грузооборот транспорта.

Всё это вместе взятое обеспечило очередной рост нашего вало­вого регионального продукта.

По некоторым важнейшим экономическим показателям Якутия вошла в число лидеров среди субъектов Российской Федерации: пя­тое место по валовому региональному продукту и по инвестици­ям на душу населения; девятое – по торговому обороту на душу населения.

Позитивная хозяйственная динамика дала возможность про­должить планомерное социальное развитие республики: увеличи­лись реальные доходы населения, введены в строй очередные 10 школ, новых медицинских комплексов и целый ряд других социальных объ­ектов, в том числе в улусах «алмазной провинции».

На сегодняшний день Якутия является единственным субъ­ектом Российской Федерации, который имеет долговременный стратегический план – Схему комплексного развития производи­тельных сил, транспорта и энергетики республики до 2020 года. Она одобрена Правительством России и принята к исполнению в 2007 году. Все показатели Схемы рассчитаны относительно базового 2006 года. Уже за 2007 год – первый год реализации основных поло­жений Схемы – объём инвестиций в экономику республики за счёт всех источников финансирования возрос вдвое по отношению к 2006 году.

Как я говорил, в 2008 году он вырос ещё на 30% теперь уже к 2007 году, то есть превысил базовый в 2,8 раза. Но ведь, во- первых, у нас базовый уровень был почти 60 млрд. рублей – самый большой на Дальнем Востоке, а во-вторых, вложенные инвестиции на­капливаются. Это означает, что развитие республики приобрета­ет взрывной характер.

Хочу особо сегодня подчеркнуть, что масштабные капиталь­ные вложения уже приносят отдачу. 2008 год войдёт в историю Якутии как год создания нефтяной промышленности: в августе введён в эксплуатацию нефтедобывающий промысел на Талаканском нефтегазоконденсатном месторождении. Этот проект, стоимостью око­ло 120 млрд. рублей, успешно реализован компанией «Сургутнефтегаз». Якутская нефть начала поступать в объединённую систему нефтепро­водов России. Это стало возможным благодаря одновременному с про­мыслом вводу в эксплуатацию первого участка Талакан – Тайшет нефте­проводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан». Нефтяная про­мышленность республики быстро растёт и по вкладу в валовой регио­нальный продукт и платежей в консолидированный республиканский бюджет уже в нынешнем году обойдёт золотодобывающую и угольную промышленность, станет второй после алмазной отрасли.

Хороший темп набирают позитивные перемены в угольной промыш­ленности. В июне 2008 года компания «Мечел» начала строительство железной дороги Улак (Амурская область) – Эльга (Якутия). Ведётся про­ектирование и создание пионерной базы освоения гигантского Эльгин- ского месторождения коксующихся углей. Строятся две новые угольные шахты в районе города Нерюнгри.

В 2008 году на 210 мегаватт увеличились энергомощности Яку­тии за счёт ввода в эксплуатацию Талаканской ТЭС и третьего агрегата Светлинской ГЭС (Вилюйская ГЭС-3). Светлинская гидро­электростанция будет играть важнейшую роль в электроснаб­жении Западно-Якутского территориально-производственного комплекса, запланированного к созданию на втором этапе реа­лизации Схемы развития производительных сил, транспорта и энергетики республики до 2020 года. И сегодня я выражаю благо­дарность акционерной компании «АЛРОСА» и её трудовым кол­лективам, принимавшим участие в строительстве ГЭС, за свое­временный пуск в эксплуатацию и качественное выполнение ра­бот по третьему энергоблоку. В рамках Схемы приоритетное вни­мание уделяется развитию транспортной системы республики. Пол­ным ходом строится Амуро-Якутская железнодорожная магистраль на участке Томмот – Якутск.

Правительством России приняты все не­обходимые решения по строительству совмещённого автомобильно­железнодорожного моста через реку Лена в районе города Якутска. Идёт подготовка к конкурсу на выбор подрядчиков. В автодорожном хозяйстве произошло важное событие в конце 2008 года: завершены строительство трёх больших мостов и ликвидация грунтовых разрывов на федеральной дороге «Колыма», открыто сквозное движение транс­порта от Якутска до Магадана через Хандыгу и Усть-Неру. Переданная в федеральную собственность в соответствии с соглашением прави­тельств России и Якутии по имущественному комплексу АК «АЛРОСА» автодорога «Вилюй» реконструируется на участке Мирный – Якутск, а на участке Мирный – Иркутск идут проектно-изыскательские рабо­ты.

В 2008 году завершено строительство большого моста через реку Вилюй на республиканской автодороге «Анабар» в районе Чер­нышевского. Это важный и нужный объект, благодаря которому значительно повышается безопасность Вилюйских ГЭС-1 и ГЭС-2, улучшается транспортная схема для наших ведущих центров ал­мазодобычи в Айхале и Удачном.

Масштабные инвестиции, новые проекты – всё это нацелено на буду­щее, а первые результаты их реализации уже сегодня дают существен­ный эффект. Социально-экономический облик Якутии быстро меня­ется к лучшему. Но естественным образом возникает вопрос: а не помешает ли кризис осуществлению намеченного?

Вы знаете, что в республике сложилась практика, когда все крупные предприятия, независимо от того, какие они по организационно­правовой форме, масштабам и географии деятельности, отчи­тываются за результаты работы в Якутии по итогам прошед­шего года и согласовывают планы на следующий. Пока что эти согласованные планы полностью соответствуют параметрам Схемы комплексного развития производительных сил республики до 2020 года и нашего пятилетнего плана на 2007-2011 годы, как первого этапа реализации Схемы.

За счёт собственных средств предприятий продолжаются начатые проекты в нефтяной промышленности, в том числе строительство на территории республики участка Талакан – Нерюнгри нефтегазовой си­стемы «Восточная Сибирь – Тихий океан». Деньги у нефтяников есть.

В нынешнем году в Якутии начинает практическую работу ОАО «Газ­пром». Перед ним стоит задача освоения Чаяндинского газонефтекон- денсатного месторождения в Ленском районе и строительства маги­стрального газопровода Чаянда – Ленек – Олёкминск – Алдан – Нерюн­гри – Хабаровск. Это гигантский проект мирового уровня, превосходя­щий по масштабу знаменитый Балтийский проект «Норд-Стрим». Сред­ства в плане «Газпрома» предусмотрены.

В федеральном бюджете по целевым программам предусмотрены средства для строительства Амуро-Якутской железной дороги, автодо­рог «Лена», «Вилюй» и «Колыма», развития энергетики в Якутии.

Таким образом, финансирование главных проектов Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики республики до 2020 года, несмотря на кризис, в 2009 году обеспечено. Другой вопрос, что Правительство Якутии не может не беспокоить текущее состояние наших экспортно­ориентированных предприятий алмазной, оловодобывающей, зо­лотодобывающей и угольной промышленности. На их работе кри­зисные явления сказываются непосредственно: резко упал спрос на внутреннем и мировых рынках на производимую ими продукцию; повысилась её себестоимость за счёт так называемой инфляции издержек; из- за падения курса рубля значительно возросла стоимость обслуживания ранее взятых кредитов, номинированных в иностранной валюте.

На заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по инвестиционным проектам. Рассмотрение проекта «Комплексное развитие Южной Якутии».г. Санкт-Петербург.

Учи­тывая, что эти базовые отрасли промышленности Якутии име­ют общероссийское значение, положение дел в них обсуждалось на моих встречах с Председателем Правительства России 8.8. Пути­ным, федеральными министрами экономики, финансов, природных ресурсов, энергетики. В результате наши предприятия получили ощутимую поддержку Правительства Российской Федерации.

Более того, несмотря на кризис, Правительство России 10 мар­та 2009 года своим распоряжением утвердило инвестиционный проект «Комплексное развитие Южной Якутии» и выделило на его финансирование в части инфраструктуры федеральные средства уже в этом году. Проект предусматривает создание на терри­тории Алданского, Олёкминского и Нерюнгринского районов семи крупных предприятий по кластерному принципу. Одним из участ­ников этого проекта будет АК «АЛРОСА». Решения Наблюдатель­ного совета компании на этот счёт приняты.

По угольной промышленности принято решение поддерживать ОАО «Якутуголь» и его материнскую компанию «Мечел» в разработке Эль- гинского месторождения коксующихся углей через размещение специ­альных облигаций, участие в покупке которых примут принадлежащие государству банки. Сейчас по этому вопросу ведётся согласование не­обходимой документации. Поддержана золотодобывающая промыш­ленность. Золото в республике добывается, в основном, небольшими предприятиями, бывшими старательскими артелями, которые не имеют собственных оборотных средств, а теперь и не могут получить банков­ских кредитов. Председатель Правительства России принял решение о закупках золота в госфонд с их предварительным финансированием.

Это очень хорошая схема для наших предприятий. Специальные меры господдержки готовятся и для оловодобычи.

* * *

Безусловно, одной из главных тем, обсуждавшихся с руковод­ством федерального Правительства, было положение дел в алма­зодобывающей промышленности. В связи с кризисом, практически замер мировой алмазный рынок, уже к октябрю прошлого года про­дажи шли только по ранее заключённым контрактам на приобретение сырья или неизвестно откуда взявшимся покупателям-спекулянтам. Ряд зарубежных компаний – производителей необработанных алмазов, в том числе «Де Бирс» – остановили или в разы уменьшили добычу.

Не­которые руководители АК «АЛРОСА» при разработке антикризисного плана компании предлагают сделать то же самое. Правительство респу­блики категорически против этого. В наших природно-климатических и транспортно-логистических условиях будет крайне трудно и затратно восстановить любое остановленное производство. Сама консервация потребует больше средств, чем экономия затрат.

Якутия. Мирнинский район. На строительстве подземного руд н и ка «М и р» А К «АЛ РОСА», г. Мирный, 2008 г.

В сложившихся обстоятельствах по нашей настоятельной просьбе Председателем Правительства России 8.8. Путиным было принято решение о закупках значительной части алмазов в гос- фонд. Кроме того, есть возможность их реализации по заключён­ным межправительственным соглашениям с некоторыми страна­ми. И сама компания должна энергично работать и с традиционными, и с новыми клиентами.

Правительство Российской Федерации чётко выполняет свои обязательства: уже в начале апреля Гохран России выкупил первые партии наших алмазов. Если до этого «АЛРОСА» решала свои финан­совые проблемы только за счёт кредитов и помощи Правительства Яку­тии в отсрочках всевозможных платежей, то теперь появляется возмож­ность вернуться к нормальному течению денежного оборота.

Скажу даже больше. Да, у нас будет централизованно выкуплена только примерно половина добычи и надо ещё «пуд соли съесть», как говорится, чтобы найти покупателей на оставшуюся продукцию. Задача эта непростая. Но если мы решим её, то с учётом беспрецедентной поддержки, которую оказывает компании государство, и край­не сложного положения наших конкурентов, АК «АЛРОСА» должна выйти из кризиса номером один в мировом алмазном бизнесе. Вот такую цель мы все должны перед собой поставить. Уверен, что она может быть достигнута. Нужны энергия коллектива и воля руководства.

Антикризисный план компании ещё до сих пор не утверждён, на­ходится в финальной стадии согласований. Но сама работа над ним, как при ярком свете прожекторов, выявила существеннейшие не­достатки в деятельности всей группы «АЛРОСА».

Сколько, например, в своё время было « копий сломано» при обсуж­дении концепции сбытовой стратегии компании. В конечном итоге она была утверждена Наблюдательным советом. Но и прежнее, и нынеш­нее руководство компании явно мало сделали усилий для её реализа­ции. Работаем по старинке, в основном через московский и якутский сбытовые центры, сеть представительств в мировых центрах торгов­ли функционирует бессистемно, слабо координируется. Крайне узка клиентская база компании, до сих пор в мире малоизвестен бренд «АЛРОСА».

Выявились также серьёзные упущения в работе с дочерними пред­приятиями. Это единственный раздел в деятельности Группы «АЛРОСА» в целом, где по итогам 2008 года отрицательные результаты, как с точки зрения финансово-экономической, так и по выполнению целевых за­дач. В последнее время несколько раз менялась система управления «дочками» в структуре головной компании, но должного результа­та это не дало. Надо вновь возвращаться к этому вопросу.

Уже два года компанию возглавляет С.А. Выборнов. В его работе было много позитивного, и я неоднократно отмечал это. Но в то же время об­ращаю внимание на возникшие в последнее время управленческие проблемы: неразбериха в функциях высшего руководства и служб аппарата управления АК «АЛРОСА»; явная недозагруженность не­которых из них, особенно в московской части; резкий рост числен­ности управленцев. Не замечать этого уже нельзя, и не на пустом месте сегодня звучала критика со стороны целого ряда выступав­ших на нашем Собрании коллег.

Наблюдательному совету компании надо рассмотреть эти вопросы. Они сегодня особенно актуальны пото­му, что в условиях кризиса требуется чёткая и слаженная работа управ­ленцев. Вот в рамках антикризисных мероприятий давайте отправим часть аппарата в вынужденные отпуска. К примеру, оставим в Москве только президента АК «АЛРОСА» и бухгалтерию. Посмотрим потом, что получится. Думаю, управляемость компании вполне сохранится. Тогда и сделаем выводы.

Не могу не остановиться ещё на одном важнейшем вопросе. На мой взгляд, возможно, самом важном.«АЛРОСА» с момента своего создания прошла через сложнейшие испытания. Большинство из вас хорошо помнят и знают новейшую нашу историю. Компания не раз­валилась на части, не обанкротилась, выстояла, выжила, стала одной из лучших в России только благодаря своему трудовому кол­лективу. И мы должны ценить присущую алмазникам атмосферу взаимного доверия и единства, которая находит своё выражение, в том числе, и через систему взаимодействия и социального пар­тнёрства между администрацией компании и профсоюзами. К со­жалению, в последние несколько лет роль нашего «Профалмаза» систематически принижалась.

Якутия. Нюрбинский улус. На обогатительной фабрике № 16 Нюрбинского ГОКа АК «АЛРОСА». п. Накын

Но, как говорит известная мудрость, «свято место пусто не бывает». Как только авторитет «Профалма­за» в трудовом коллективе начал падать, мигом появились само­званые независимые «профсоюзные» деятели, преследующие, по большому счёту, сугубо свои личные интересы. Они связались с такими же экстремистски настроенными структурами в Москве, рвущимися к нашим профсоюзным средствам, и начали предъяв­лять разного рода невыполнимые требования, по сути дела, ве­дущие к подрыву экономики компании и её разрушению. Всё это не ново. Такие же события и процессы начались и в «Сургутнефтегазе» и в «Якутугле». Общими усилиями Правительства Якутии и руковод­ства АК «АЛРОСА» удалось урегулировать все возникшие фактиче­ски на пустом месте конфликты. Но заметьте, всё это произошло в условиях кризиса, когда и без того не сладко. Надо делать выводы и извлекать из происшедшего уроки.

Во-первых, все социальные вопросы должны решаться не во­левым путём администрацией, а в диалоге и взаимодействии с «Профалмазом». Его роль должна быть усилена. Не хочешь иметь дело со своим профсоюзом, будешь спорить с чужим.

Во-вторых, ни один трудовой конфликт не должен оставать­ся без внимания и ясно выраженного решения, каким бы он ни ка­зался незначительным и несуще­ственным.

В-третьих, решение социаль­ных проблем должно начинать­ся в момент их возникновения, нельзя отмахиваться от вопро­сов, которые легко решить, а если трудно, то пусть постепенно, но работать над ними.

В-четвёртых, надо организо­вать эффективное информа­ционное противодействие все­возможным экстремистским организациям. Такую работу можно включить в антикризисные мероприятия. В условиях кризиса нам нельзя дать разбить трудовой коллектив на группировки.

В заключение хочу ещё раз под­черкнуть, что результаты работы АК «АЛРОСА» за 2008 год хоро­шие. Выражаю от имени жителей республики благодарность всему трудовому коллективу за большой вклад в экономическое и социальное развитие Якутии.

Уверен, что мы справимся со связанными с мировым кризисом проблемами, выйдем после него в мировые лидеры алмазодобычи, а будет интерес – купим «Де Бирс». Если, конечно, посчитаем нуж­ным.