Выйти из кризиса мировым лидером
Публикации за 2009 год
Выступление Президента Республики Саха (Якутия) В.А. Штырова на Собрании хозяйственного актива акционерной компании «АЛРОСА» 11 апреля 2009 года
Уважаемые товарищи!
Почти вся вторая половина прошедшего 2008 года прошла в условиях разразившегося в мире финансово-экономического кризиса. Республика Саха (Якутия) относится к числу таких субъектов Российской Федерации, на социально- экономическое положение которых кризис влияет в наибольшей мере, поскольку основу нашего народного хозяйства составляют экспортно-ориентированные производства.
Но несмотря на серьёзные осложнения, благодаря набранному ранее темпу развития и накопленному запасу прочности, чёткому выполнению антикризисных планов, базовые отрасли экономики республики сохранили устойчивость и в целом мы закончили год вполне успешно.
По сравнению с предыдущим 2007 годом есть прирост объёмов промышленной продукции на 4%. Он получен за счёт хорошей работы электроэнергетики, алмазодобывающей и угольной промышленности, нефтегазового комплекса.
Много проблем и трудностей целому ряду крупных сельскохозяйственных районов Якутии принесли в прошлом году погодные условия. Тем не менее в целом по республике получен прирост валовых объёмов сельхозпродукции, удалось заготовить достаточное количество кормов для животноводства на зиму. Есть позитивные сдвиги в качестве и маркетинге произведённой пищевой продукции.
Особенно важно, что в прошедшем году, в условиях кризиса инвестиции в основной капитал народного хозяйства республики не только не уменьшились, но и возросли почти в 1,3 раза. Соответственно, увеличились объёмы строительно-монтажных работ и грузооборот транспорта.
Всё это вместе взятое обеспечило очередной рост нашего валового регионального продукта.
По некоторым важнейшим экономическим показателям Якутия вошла в число лидеров среди субъектов Российской Федерации: пятое место по валовому региональному продукту и по инвестициям на душу населения; девятое — по торговому обороту на душу населения.
Позитивная хозяйственная динамика дала возможность продолжить планомерное социальное развитие республики: увеличились реальные доходы населения, введены в строй очередные 10 школ, новых медицинских комплексов и целый ряд других социальных объектов, в том числе в улусах «алмазной провинции».
На сегодняшний день Якутия является единственным субъектом Российской Федерации, который имеет долговременный стратегический план — Схему комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики республики до 2020 года. Она одобрена Правительством России и принята к исполнению в 2007 году. Все показатели Схемы рассчитаны относительно базового 2006 года. Уже за 2007 год — первый год реализации основных положений Схемы — объём инвестиций в экономику республики за счёт всех источников финансирования возрос вдвое по отношению к 2006 году.
Как я говорил, в 2008 году он вырос ещё на 30% теперь уже к 2007 году, то есть превысил базовый в 2,8 раза. Но ведь, во- первых, у нас базовый уровень был почти 60 млрд. рублей — самый большой на Дальнем Востоке, а во-вторых, вложенные инвестиции накапливаются. Это означает, что развитие республики приобретает взрывной характер.
Хочу особо сегодня подчеркнуть, что масштабные капитальные вложения уже приносят отдачу. 2008 год войдёт в историю Якутии как год создания нефтяной промышленности: в августе введён в эксплуатацию нефтедобывающий промысел на Талаканском нефтегазоконденсатном месторождении. Этот проект, стоимостью около 120 млрд. рублей, успешно реализован компанией «Сургутнефтегаз». Якутская нефть начала поступать в объединённую систему нефтепроводов России. Это стало возможным благодаря одновременному с промыслом вводу в эксплуатацию первого участка Талакан — Тайшет нефтепроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий океан». Нефтяная промышленность республики быстро растёт и по вкладу в валовой региональный продукт и платежей в консолидированный республиканский бюджет уже в нынешнем году обойдёт золотодобывающую и угольную промышленность, станет второй после алмазной отрасли.
Хороший темп набирают позитивные перемены в угольной промышленности. В июне 2008 года компания «Мечел» начала строительство железной дороги Улак (Амурская область) — Эльга (Якутия). Ведётся проектирование и создание пионерной базы освоения гигантского Эльгин- ского месторождения коксующихся углей. Строятся две новые угольные шахты в районе города Нерюнгри.
В 2008 году на 210 мегаватт увеличились энергомощности Якутии за счёт ввода в эксплуатацию Талаканской ТЭС и третьего агрегата Светлинской ГЭС (Вилюйская ГЭС-3). Светлинская гидроэлектростанция будет играть важнейшую роль в электроснабжении Западно-Якутского территориально-производственного комплекса, запланированного к созданию на втором этапе реализации Схемы развития производительных сил, транспорта и энергетики республики до 2020 года. И сегодня я выражаю благодарность акционерной компании «АЛРОСА» и её трудовым коллективам, принимавшим участие в строительстве ГЭС, за своевременный пуск в эксплуатацию и качественное выполнение работ по третьему энергоблоку. В рамках Схемы приоритетное внимание уделяется развитию транспортной системы республики. Полным ходом строится Амуро-Якутская железнодорожная магистраль на участке Томмот — Якутск.
Правительством России приняты все необходимые решения по строительству совмещённого автомобильножелезнодорожного моста через реку Лена в районе города Якутска. Идёт подготовка к конкурсу на выбор подрядчиков. В автодорожном хозяйстве произошло важное событие в конце 2008 года: завершены строительство трёх больших мостов и ликвидация грунтовых разрывов на федеральной дороге «Колыма», открыто сквозное движение транспорта от Якутска до Магадана через Хандыгу и Усть-Неру. Переданная в федеральную собственность в соответствии с соглашением правительств России и Якутии по имущественному комплексу АК «АЛРОСА» автодорога «Вилюй» реконструируется на участке Мирный — Якутск, а на участке Мирный — Иркутск идут проектно-изыскательские работы.
В 2008 году завершено строительство большого моста через реку Вилюй на республиканской автодороге «Анабар» в районе Чернышевского. Это важный и нужный объект, благодаря которому значительно повышается безопасность Вилюйских ГЭС-1 и ГЭС-2, улучшается транспортная схема для наших ведущих центров алмазодобычи в Айхале и Удачном.
Масштабные инвестиции, новые проекты — всё это нацелено на будущее, а первые результаты их реализации уже сегодня дают существенный эффект. Социально-экономический облик Якутии быстро меняется к лучшему. Но естественным образом возникает вопрос: а не помешает ли кризис осуществлению намеченного?
Вы знаете, что в республике сложилась практика, когда все крупные предприятия, независимо от того, какие они по организационноправовой форме, масштабам и географии деятельности, отчитываются за результаты работы в Якутии по итогам прошедшего года и согласовывают планы на следующий. Пока что эти согласованные планы полностью соответствуют параметрам Схемы комплексного развития производительных сил республики до 2020 года и нашего пятилетнего плана на 2007-2011 годы, как первого этапа реализации Схемы.
За счёт собственных средств предприятий продолжаются начатые проекты в нефтяной промышленности, в том числе строительство на территории республики участка Талакан — Нерюнгри нефтегазовой системы «Восточная Сибирь — Тихий океан». Деньги у нефтяников есть.
В нынешнем году в Якутии начинает практическую работу ОАО «Газпром». Перед ним стоит задача освоения Чаяндинского газонефтекон- денсатного месторождения в Ленском районе и строительства магистрального газопровода Чаянда — Ленек — Олёкминск — Алдан — Нерюнгри — Хабаровск. Это гигантский проект мирового уровня, превосходящий по масштабу знаменитый Балтийский проект «Норд-Стрим». Средства в плане «Газпрома» предусмотрены.
В федеральном бюджете по целевым программам предусмотрены средства для строительства Амуро-Якутской железной дороги, автодорог «Лена», «Вилюй» и «Колыма», развития энергетики в Якутии.
Таким образом, финансирование главных проектов Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики республики до 2020 года, несмотря на кризис, в 2009 году обеспечено. Другой вопрос, что Правительство Якутии не может не беспокоить текущее состояние наших экспортноориентированных предприятий алмазной, оловодобывающей, золотодобывающей и угольной промышленности. На их работе кризисные явления сказываются непосредственно: резко упал спрос на внутреннем и мировых рынках на производимую ими продукцию; повысилась её себестоимость за счёт так называемой инфляции издержек; из- за падения курса рубля значительно возросла стоимость обслуживания ранее взятых кредитов, номинированных в иностранной валюте.

На заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по инвестиционным проектам. Рассмотрение проекта «Комплексное развитие Южной Якутии».г. Санкт-Петербург.
Учитывая, что эти базовые отрасли промышленности Якутии имеют общероссийское значение, положение дел в них обсуждалось на моих встречах с Председателем Правительства России 8.8. Путиным, федеральными министрами экономики, финансов, природных ресурсов, энергетики. В результате наши предприятия получили ощутимую поддержку Правительства Российской Федерации.
Более того, несмотря на кризис, Правительство России 10 марта 2009 года своим распоряжением утвердило инвестиционный проект «Комплексное развитие Южной Якутии» и выделило на его финансирование в части инфраструктуры федеральные средства уже в этом году. Проект предусматривает создание на территории Алданского, Олёкминского и Нерюнгринского районов семи крупных предприятий по кластерному принципу. Одним из участников этого проекта будет АК «АЛРОСА». Решения Наблюдательного совета компании на этот счёт приняты.
По угольной промышленности принято решение поддерживать ОАО «Якутуголь» и его материнскую компанию «Мечел» в разработке Эль- гинского месторождения коксующихся углей через размещение специальных облигаций, участие в покупке которых примут принадлежащие государству банки. Сейчас по этому вопросу ведётся согласование необходимой документации. Поддержана золотодобывающая промышленность. Золото в республике добывается, в основном, небольшими предприятиями, бывшими старательскими артелями, которые не имеют собственных оборотных средств, а теперь и не могут получить банковских кредитов. Председатель Правительства России принял решение о закупках золота в госфонд с их предварительным финансированием.
Это очень хорошая схема для наших предприятий. Специальные меры господдержки готовятся и для оловодобычи.
* * *
Безусловно, одной из главных тем, обсуждавшихся с руководством федерального Правительства, было положение дел в алмазодобывающей промышленности. В связи с кризисом, практически замер мировой алмазный рынок, уже к октябрю прошлого года продажи шли только по ранее заключённым контрактам на приобретение сырья или неизвестно откуда взявшимся покупателям-спекулянтам. Ряд зарубежных компаний — производителей необработанных алмазов, в том числе «Де Бирс» — остановили или в разы уменьшили добычу.
Некоторые руководители АК «АЛРОСА» при разработке антикризисного плана компании предлагают сделать то же самое. Правительство республики категорически против этого. В наших природно-климатических и транспортно-логистических условиях будет крайне трудно и затратно восстановить любое остановленное производство. Сама консервация потребует больше средств, чем экономия затрат.

Якутия. Мирнинский район. На строительстве подземного руд н и ка «М и р» А К «АЛ РОСА», г. Мирный, 2008 г.
В сложившихся обстоятельствах по нашей настоятельной просьбе Председателем Правительства России 8.8. Путиным было принято решение о закупках значительной части алмазов в гос- фонд. Кроме того, есть возможность их реализации по заключённым межправительственным соглашениям с некоторыми странами. И сама компания должна энергично работать и с традиционными, и с новыми клиентами.
Правительство Российской Федерации чётко выполняет свои обязательства: уже в начале апреля Гохран России выкупил первые партии наших алмазов. Если до этого «АЛРОСА» решала свои финансовые проблемы только за счёт кредитов и помощи Правительства Якутии в отсрочках всевозможных платежей, то теперь появляется возможность вернуться к нормальному течению денежного оборота.
Скажу даже больше. Да, у нас будет централизованно выкуплена только примерно половина добычи и надо ещё «пуд соли съесть», как говорится, чтобы найти покупателей на оставшуюся продукцию. Задача эта непростая. Но если мы решим её, то с учётом беспрецедентной поддержки, которую оказывает компании государство, и крайне сложного положения наших конкурентов, АК «АЛРОСА» должна выйти из кризиса номером один в мировом алмазном бизнесе. Вот такую цель мы все должны перед собой поставить. Уверен, что она может быть достигнута. Нужны энергия коллектива и воля руководства.
Антикризисный план компании ещё до сих пор не утверждён, находится в финальной стадии согласований. Но сама работа над ним, как при ярком свете прожекторов, выявила существеннейшие недостатки в деятельности всей группы «АЛРОСА».
Сколько, например, в своё время было « копий сломано» при обсуждении концепции сбытовой стратегии компании. В конечном итоге она была утверждена Наблюдательным советом. Но и прежнее, и нынешнее руководство компании явно мало сделали усилий для её реализации. Работаем по старинке, в основном через московский и якутский сбытовые центры, сеть представительств в мировых центрах торговли функционирует бессистемно, слабо координируется. Крайне узка клиентская база компании, до сих пор в мире малоизвестен бренд «АЛРОСА».
Выявились также серьёзные упущения в работе с дочерними предприятиями. Это единственный раздел в деятельности Группы «АЛРОСА» в целом, где по итогам 2008 года отрицательные результаты, как с точки зрения финансово-экономической, так и по выполнению целевых задач. В последнее время несколько раз менялась система управления «дочками» в структуре головной компании, но должного результата это не дало. Надо вновь возвращаться к этому вопросу.
Уже два года компанию возглавляет С.А. Выборнов. В его работе было много позитивного, и я неоднократно отмечал это. Но в то же время обращаю внимание на возникшие в последнее время управленческие проблемы: неразбериха в функциях высшего руководства и служб аппарата управления АК «АЛРОСА»; явная недозагруженность некоторых из них, особенно в московской части; резкий рост численности управленцев. Не замечать этого уже нельзя, и не на пустом месте сегодня звучала критика со стороны целого ряда выступавших на нашем Собрании коллег.
Наблюдательному совету компании надо рассмотреть эти вопросы. Они сегодня особенно актуальны потому, что в условиях кризиса требуется чёткая и слаженная работа управленцев. Вот в рамках антикризисных мероприятий давайте отправим часть аппарата в вынужденные отпуска. К примеру, оставим в Москве только президента АК «АЛРОСА» и бухгалтерию. Посмотрим потом, что получится. Думаю, управляемость компании вполне сохранится. Тогда и сделаем выводы.
Не могу не остановиться ещё на одном важнейшем вопросе. На мой взгляд, возможно, самом важном.«АЛРОСА» с момента своего создания прошла через сложнейшие испытания. Большинство из вас хорошо помнят и знают новейшую нашу историю. Компания не развалилась на части, не обанкротилась, выстояла, выжила, стала одной из лучших в России только благодаря своему трудовому коллективу. И мы должны ценить присущую алмазникам атмосферу взаимного доверия и единства, которая находит своё выражение, в том числе, и через систему взаимодействия и социального партнёрства между администрацией компании и профсоюзами. К сожалению, в последние несколько лет роль нашего «Профалмаза» систематически принижалась.
Но, как говорит известная мудрость, «свято место пусто не бывает». Как только авторитет «Профалмаза» в трудовом коллективе начал падать, мигом появились самозваные независимые «профсоюзные» деятели, преследующие, по большому счёту, сугубо свои личные интересы. Они связались с такими же экстремистски настроенными структурами в Москве, рвущимися к нашим профсоюзным средствам, и начали предъявлять разного рода невыполнимые требования, по сути дела, ведущие к подрыву экономики компании и её разрушению. Всё это не ново. Такие же события и процессы начались и в «Сургутнефтегазе» и в «Якутугле». Общими усилиями Правительства Якутии и руководства АК «АЛРОСА» удалось урегулировать все возникшие фактически на пустом месте конфликты. Но заметьте, всё это произошло в условиях кризиса, когда и без того не сладко. Надо делать выводы и извлекать из происшедшего уроки.
Во-первых, все социальные вопросы должны решаться не волевым путём администрацией, а в диалоге и взаимодействии с «Профалмазом». Его роль должна быть усилена. Не хочешь иметь дело со своим профсоюзом, будешь спорить с чужим.
Во-вторых, ни один трудовой конфликт не должен оставаться без внимания и ясно выраженного решения, каким бы он ни казался незначительным и несущественным.
В-третьих, решение социальных проблем должно начинаться в момент их возникновения, нельзя отмахиваться от вопросов, которые легко решить, а если трудно, то пусть постепенно, но работать над ними.
В-четвёртых, надо организовать эффективное информационное противодействие всевозможным экстремистским организациям. Такую работу можно включить в антикризисные мероприятия. В условиях кризиса нам нельзя дать разбить трудовой коллектив на группировки.
В заключение хочу ещё раз подчеркнуть, что результаты работы АК «АЛРОСА» за 2008 год хорошие. Выражаю от имени жителей республики благодарность всему трудовому коллективу за большой вклад в экономическое и социальное развитие Якутии.
Уверен, что мы справимся со связанными с мировым кризисом проблемами, выйдем после него в мировые лидеры алмазодобычи, а будет интерес — купим «Де Бирс». Если, конечно, посчитаем нужным.