Публикации за 1992 год

Выступление на XIV сессии Верховного Совета Республики Саха (Якутия) 24 июня 1992 года

В условиях становления суверенитета, увеличения степени эко­номической самостоятельности после подписания Федеративного договора и Экономического соглашения между Российской Феде­рацией и Республикой Саха (Якутия) расширился и усложнился круг вопросов, которые решает Правительство республики. Сегодня мы должны, учитывая динамику и многообразие проис­ходящих процессов, рассматривать экономику республики в целом: как бюджетную часть, так и ту, что приходится на долю предприятий и иных субъектов хозяйственной деятельности.

На сессии Верховного Совета Республики Саха (Якутия).
г. Якутск, 1992 г.

Это прямо вытекает из неразрывной связи, диа­лектического единства между расширением полномочий орга­нов государственного управления республики в распоряжении ее экономическим потенциалом, природными ресурсами и их ответственностью за состояние дел во всех сферах обще­ственной жизни, во всех отраслях народного хозяйства. Это вызвано и кризисным состоянием экономики. Кризис уже несколько лет переживает Российская Федерация в целом и в еще более жест­кой форме, чем Якутия. Нам достаточно долго удавалось контролиро­вать экономическую ситуацию, но сегодня обстановка осложнилась.

Об экономической ситуации

За пять месяцев 1992 года объем промышленного производства в сопоставимых ценах упал на 16,5% по сравнению с тем же перио­дом прошлого года, несмотря на то, что в мае произошла некоторая стабилизация в промышленности и строительстве. Производство то­варов народного потребления в сопоставимых ценах и физических объемах упало на 14%, сельскохозяйственной продукции — пример­но на 30%, ввод жилья и перевозки грузов — на 20%. Резко снизился розничный товарооборот и объем платных услуг населению.

В целом по республике уже в новых ценах получено примерно 11 млрд. рублей прибыли. Однако финансовое состояние предприятий все более ухудшается. Его можно определить как медленное дви­жение к банкротству. Сегодня взаимные неплатежи по республике составляют примерно 10 млрд. рублей, если мы возьмем названный объем прибыли, то надо отметить, что 91,5% ее получено объедине­нием «Якугапмаз», а такие отрасли, как связь, геология, проектное дело, торговля, издательство, жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, имеют убытки. Экономическая ситуация усу­губляется тем, что имеется значительная задолженность по выпла­там зарплаты, пособий и пенсий, составлявшая на 1 июня 13 млрд. рублей.

Необходимо предпринять комплекс безотлагательных мер, кото­рые позволят остановить спад объемов производства, поднять това­рооборот, сбалансировать финансовую ситуацию.

Но план действий Правительства включает в себя не только текущие мероприятия стабилизационного характе­ра. Его главная суть состоит в стратегических решениях по ключевым направлениям реформирования экономики и систе­мы управления. Сиюминутные, тактические решения могут в луч­шем случае законсервировать ситуацию, смягчить падение, выход же из кризиса связан с трудной дорогой реформ. Их общий курс в ре­спублике лежит в русле общероссийских процессов на пути к демо­кратии и рыночной экономике.

Однако, и конкретные решения по тем или иным направлениям, и сам социально-экономический облик обновленной Якутии должны соответствовать нашим региональным особенностям. Мы не можем слепо копировать все происходящее в Центре, в России в целом. Применитель­но к политическим, национальным, демографическим, природно- климатическим, экономико-географическим реалиям республики и разработан Правительством курс экономических реформ, план дей­ствий на ближайшие 2-3 года.

О разделении функций

Определяя свои подходы к разработке экономической политики, Правительство заняло четкую позицию: должно произойти раз­деление функций между субъектами хозяйственного управ­ления разного уровня. На долю Правительства выпадает макроэ­кономическое регулирование. Решение экономических проблем на уровне предприятий, на уровне районов — это дело самих пред­приятий и районов, и мы взяли курс на то, чтобы не вмешиваться в их производственно-хозяйственную деятельность, предоставить им максимальную свободу.

Этот курс будет продолжен и дальше. Однако я должен сказать, что жизнь заставляет нас иногда его кор­ректировать: положение дел на транспорте, с завозом основных товаров в республику, видимо, потребует от Правительства имен­но в этих отраслях применять самые жесткие меры, в том числе административно-командные. Но в целом, я подчеркиваю, наша по­зиция такова, что Правительство будет заниматься своими вопро­сами, а предприятия, районы — своими. Таким образом, за Пра­вительством остается определение стратегии и тактики социально-экономического развития республики, то есть то, что управленцы называют макроэкономической политикой.

Макроэкономическая политика в нашем понимании — это система комплексных, стратегических решений, которые должны приниматься взаимосогласованно. Главные направле­ния для принятия стратегических решений на правительственном уровне следующие:

  • Первое — политика доходов населения, политика заработной платы.
  • Второе — политика расходов населения, политика цен.
  • Третье — политика социальной защиты населения.
  • Четвертое — структурная политика (перестройка структуры экономики, рационализация ее отраслевого состава с целью раз­вития производств, обеспечивающих максимальную добавленную стоимость, прибыль, эффективную занятость населения).
  • Пятое — разгосударствление и демонополизация экономики, приватизация предприятий, развитие рыночных структур.
  • Шестое — изменение принципов формирования бюджета и корректировка налоговой системы.
  • Седьмое — создание надежной кредитно-финансовой систе­мы с учетом изменившихся условий и принципов кредитования и финансирования предприятий и бюджетной сферы.
  • Восьмое — аграрная реформа.

Учитывая конкретную ситуацию, которая сложилась в республике, Правительство признало необходимым акцентировать внимание в разные периоды времени на отдельных элементах этой политики. Жизнь каждый раз ставит конкретные задачи, требующие деталь­ной и глубокой проработки. На начальном этапе основное внимание было уделено по первым трем направлениям.

Это связано с тем, что в условиях, когда республика несколько запоздала в реформе за­работной платы, надо было подготовиться и к либерализации цен, и к переходу к свободным рыночным отношениям. Надо было суметь защитить население. Разработка началась еще в январе — февра­ле, а с марта осуществляется практическая реализация конкретных решений по этим трем направлениям.

Развитие энергетики с созданием объединенной энергосистемы –
одно из главных направлений структурной перестройки экономики Якутии

Одновременно шла работа по остальным пяти. В течение II квар­тала были определены основные подходы к разгосударствлению и демонополизации экономики, приватизации предприятий, развитию рыночной инфраструктуры, сформулированы принципы формирова­ния бюджета и корректировки налоговой системы. Намечены глав­ные направления структурной перестройки народного хозяйства республики. По этому блоку вопросов принят целый пакет постанов­лений Правительства, реализация которых начинается со второго полугодия.

Наконец, о создании надежной кредитно-финансовой системы и об аграрной реформе. Принято несколько указов, постановлений, но мы считаем, что эти вопросы у нас еще недостаточно глубоко проработаны теоретически и их практическая реализация начнется несколько позже. Эта работа активно ведется. Например, в начале июля мы будем проводить конкурсный отбор с тем, чтобы один из крупнейших европейских банков стал официальным консультантом Правительства.

О заработной плате

Проводя перед либерализацией цен реформу заработной платы, Правительство ставило перед собой три цели:

а) мы считали, что средний уровень заработной платы в республи­ке с учетом ее региональных особенностей должен быть в 2-3 раза выше, чем в целом по Российской Федерации, тогда как по итогам первых месяцев 1992 года сложилась обратная динамика, пропада­ли стимулы для работы здесь, в наших северных условиях;

б)  в республике возникли крупные диспропорции в заработной плате между отдельными отраслями. Причем в их основе лежали субъективные причины: ценовые диспаритеты, нарушения нормаль­ного межотраслевого товарообмена, степень способности отдельных трудовых коллективов добиться удовлетворения своих требований и другие. Имела место ситуация, когда заработная плата в промыш­ленных районах превышала примерно в пять раз заработную плату в сельских;

в) с конца прошлого года начался спонтанный, неравномерный в отраслевом и региональном разрезе процесс взвинчивания зарпла­ты. В условиях отсутствия рынка труда он принял неуправляемый характер, вызвавший падение эффективности ряда производств и обострение социальной и политической ситуации в республике. Не­обходимо было создать такую систему, которая заставила бы выпла­чивать заработную плату и вообще наращивать фонды потребления в зависимости от результатов производства.

Механизмы, которые выбраны для достижения этих целей, прежде всего связаны с налоговой политикой и с активными действиями по регулированию заработной платы в отдель­ных отраслях. Налоговая политика была сформулирована Прави­тельством и принята Верховным Советом.

На данном этапе реформу заработной платы можно оце­нить как вполне удавшуюся. Если говорить об объемных показа­телях, то мы вышли на тот уровень, который был рассчитан еще в феврале. В итоге средняя зарплата в республике состав­ляет порядка одиннадцати с лишним тысяч рублей. Существен­но уменьшились отраслевые диспропорции в оплате труда. Найдены основы механизма регулирования фондов потре­бления предприятий в зависимости от эффективности их работы через налоговую систему. В принципе, мы выполнили почти все задачи, которые ставили перед собой в начале реформы. Но есть еще вопросы, над которыми предстоит поработать.

В разных отраслях сохраняется разрыв в уровне зарплаты: при­мерно в два раза за один и тот же труд на селе платят меньше, чем в городе. И это, я подчеркиваю, не связано с рыночными обстоятель­ствами. Это чисто субъективные обстоятельства, которые частично исходят еще из старой экономической системы, а частично из отсут­ствия рынка труда. Второй недостаток. На основании серии поста­новлений Правительства, решений Верховного Совета, указов Пре­зидента, мы слишком резко подняли зарплату в социальной сфере.

Правительство пошло на это, учитывая, что у производственников есть возможности роста, и, видимо, к концу года нормальное соот­ношение восстановится (приемлемым я считаю такое соотношение, когда заработная плата в таких важнейших отраслях, как здравоох­ранение и образование, находится примерно на уровне промышлен­ности). Над этим, несомненно, еще предстоит поработать.

Подводя итог, скажу: мы считаем, что создали достаточный за­дел прочности по фондам потребления.

Заработная плата у нас росла быстрее, чем сводный ин­декс цен. В мае произошел перелом в этой динамике, но этот пере­лом ожидали, потому что в мае либерализованы цены на основные группы продовольственных товаров. Имеющийся задел позволяет, на наш взгляд, выдержать и повышение цен, связанное с изменени­ем тарифов на энергоносители.

Иначе говоря, я думаю и от имени Правительства говорю, что повышение цен на энергоносители, кото­рое произойдет через некоторое время, не должно привести к тому, чтобы мы лихорадочно повышали заработную плату. В пределах той зарплаты, которую мы сегодня выплачиваем, можно его выдержать.

После принятия мер по регу­лированию заработной платы, естественно, возникает опреде­ленное недовольство и давле­ние на Правительство, вплоть до угрозы забастовок со сто­роны отдельных трудовых кол­лективов, которые требуют ее дальнейшего роста. Я должен сказать, что примерно такую же позицию занимают и профсою­зы. Позиция Правительства в этом вопросе такова: мы будем жестко стоять на тех принци­пах, которые избрали. Мы не допустим дальнейшего необо­снованного повышения зарпла­ты.

Если только в дальнейшем произойдет нечто незапланиро­ванное, неконтролируемый резкий скачок цен, тогда будем говорить о повышении, но через систему индексирования.

Что бы ни говорили трудовые коллективы, что бы ни требовали отдельные работники, мы считаем, что достаточная база создана. Если дальше будет продолжаться необоснованный рост зарплаты — это финансовый крах республики, доходов предприятий и бюджета не хватит для того, чтобы просуществовать. Мы будем вынуждены закрыть многие предприятия, это приведет к массовой безработице. Введены два налога, через которые регулируются фонды потребле­ния предприятий. Но в той системе, которая сегодня сформулирова­на Правительством в серии постановлений и инструкций, даются и стимулы предприятиям. На тех, кто повышает зарплату за счет повы­шения эффективности производства, не действуют жесткие налого­
вые меры. Пожалуйста, зарабатывайте без увеличения численности персонала, при тех же объемах производства или при снижении чис­ленности и увеличении производительности труда.

Я думаю, что позиции Правительства в этом отношении должны быть усилены принятием Закона об урегулировании трудовых спо­ров, о забастовках. Сегодня по каждому поводу — угрозы забастов­ками, причем не соблюдается ни один закон. Идти на поводу у за­бастовщиков мы не будем! Если забастовка законная, то требования должны быть удовлетворены. Если она незаконная, то должна быть пресечена. Виновные — уволены, а предприятие должно продол­жать свою деятельность. Вот такая постановка вопроса.

Мы также предлагаем внести изменения в Кодекс законов о труде. К сожале­нию, в повестке сессии Верховного Совета этого важного вопроса не оказалось. Речь идет о контрактной системе. Она внедряется, но ни­как не узаконена. Некоторые юристы говорят, что можно внедрить ее в рамках существующего КЗОТа. Однако, сколько юристов, столько мнений, одни принимают, другие не принимают. И надо контракт уза­конить, чтобы у каждого, в соответствии с ним, были обязательства, которые он должен выполнить. Эта контрактная система должна распространяться на всех снизу доверху.

О ценовой политике

Второе важнейшее направление деятельности Правительства связано с ценовой политикой. Мы последовательно провели ли­берализацию цен. Алгоритм действий был определен расче­тами, которые показывали соотношение между ростом до­ходов и ростом потребительских расходов таким образом, чтобы оно имело определенные пропорции, и внезапная либера­лизация цен не привела бы к превышению уровня цен над до­ходами населения. В этой связи, как известно, мы в первом кварта­ле задержали либерализацию цен на многие товары, и фактически она началась со второго квартала. С 1 апреля мы сняли ценовые ограничения на непродовольственные товары и на услуги производ­ственной сферы, в частности, транспорта и других отраслей. С 1 мая отпущены все остальные цены, за исключением трех видов товаров: молоко, хлеб и детское питание.

Были ли допущены ошибки в ценовой политике? Да, были. В неко­торых случаях мы, видимо, недостаточно глубоко сделали расчеты и спрогнозировали последствия. Поэтому цены выросли в большей степени, чем ожидалось. В частности, так было с ценами на мас­ло и некоторые другие виды продовольственных товаров. По ходу дела приходилось вносить коррективы. Имеет место и определен­ная непоследовательность в ценовой политике, например, принято ошибочное решение, когда директивно понизили тарифы на авиаци­онные билеты. Я думаю, что они снизились бы сами по себе до эко­номически более оправданного уровня, поскольку компания «Яку- тавиа» была бы поставлена в условиях свободных тарифов перед необходимостью снижения издержек с целью восполнения объемов перевозок. Иначе говоря, допускаются рецидивы административного вмешательства.

Но есть еще вопрос и в том, что мы не вполне избежали послед­ствий исключительно монопольной структуры торгующих органи­заций республики, которая позволяет им взвинчивать цены. Здесь широкое поле деятельности как по реорганизации сети торгующих организаций, так и для массированного применения антимонополь­ных контрольных мер.

Уже сформированы контрольные органы: ценовая и торговая инспекции, Главное контрольное управление. Их задача — контроль за ценами и правилами торговли в респу­блике на основе разработанных Правительством методик ценообразования и других нормативных документов. Если не­которые скажут, что это не рыночные меры, то это не так. Любое Пра­вительство контролирует цены, но присущими рыночной си­стеме способами. Пока наша слабость в том, что все отработано в теории: и принципы ценообразования, и последовательность шагов либерализации, но неэффективно реализуется на практике.

Об адресной социальной защите

Поддержка семьи и детства –
приоритетное направление социальной
политики Правительства Республики
Саха (Якутия)

С политикой заработной платы и политикой цен, безусловно, тес­но связан вопрос социальной защиты населения. Первоначально определяющим было мнение, что она должна осуществляться че­рез установление низких цен на широкий круг товаров, что позво­лит защитить все население. Этот подход ошибочен в принципе и от него Правительство отказалось. Мы обратились к адресной системе защиты населения. Что сделано в этом направлении? Во-первых, сформированы фонды социальной защиты различ­ных категорий населения, защиты семьи на уровне Правитель­ства республики.

Но их использование передано в районы. Из этих фондов главы районных администраций могут и должны оказывать адресную помощь каждому конкретному гражданину, который попал в беду или беден. На основании многочисленных расчетов была определена черта бедности. Люди, которые живут ниже этой чер­ты, имеют право на получение государственной помощи. Были разработаны меры по соци­альной поддержке студен­тов, пенсионеров, инвали­дов, матерей.

Таким образом, сформиро­вана определенная целост­ная система, которая те­перь обращена именно к тем, кто нуждается. Правитель­ство много занималось ее соз­данием, и теперь работа разво­рачивается на практике. Все для этого есть: и основные подходы, и деньги, и органы, сформиро­ванные в центре и на местах.

Подводя итоги уже проде­ланной работы по разработ­ке и реализации политики регулирования заработной платы, цен, социальной за­щиты населения, Правительство оценивает их как положительные. Об этом сви­детельствует более устойчивая социально-экономическая обстановка в республике, чем в целом в Российской Федерации, и относительная политическая стабильность. Следо­вательно, выработанные принципы и подходы по этим трем важ­нейшим направлениям деятельности Правительства должны быть сохранены и развиты.

В июле начинается практическая реализация плана действий по трем другим стратегическим направлениям экономической полити­ки: структурной перестройке экономики, разгосударствлению и при­ватизации, изменению принципов формирования бюджета с коррек­тировкой налоговой системы.

О программах структурной перестройки экономики

Правительством рассмотрены и утверждены 22 програм­мы структурной перестройки экономики. В отличие от про­шлого времени, они рассматривались в комплексе, чтобы увязать их друг с другом, сбалансировать финансовые, кредитные и дру­гие ресурсы, направляемые на выполнение этих программ. Второй принцип заключается в том, что мы разделили функции республики и местных органов власти, Правительству — выполнение ключевых программ, которые обеспечивают социально-экономическое раз­витие республики в целом. Все остальные вопросы передаются на местный уровень.

Основные подходы при формировании программ были следующие.

Во-первых, постарались сделать эти программы реальными. Мы не заглядывали до 2050 года, хотя началась работа и по научно- теоретической проработке вопросов о том, каково будет положение в республике в условиях рынка, изменения ее положения в составе Российской Федерации, расширения связей с иностранными партне­рами. Но это далекая перспектива. Сегодня программы нацелены на практические дела и в них включено только то, что возможно оси­лить за ближайшие 3-4 года.

На выполнение программ направляются бюджетные средства и средства предприятий, нацелена налоговая и кредитная политика. Программы разделены на производственные и непроизводственные и, впервые в практике, вводится возврат­ное финансирование производственных объектов из государ­ственного бюджета. Если деньги раньше просто вкладывались, то теперь любой субъект хозяйствования, взяв у нас деньги, будет их возвращать.

Участвовать в реализации республиканских программ мо­гут и будут не только государственные структуры, но и любые другие, которые докажут, что сделают это эффективно, на возвратной основе. На реализацию всех 22 программ в 1992 — 1994 гг потребуется примерно 106 млрд. рублей и около 760 млн. долларов США.

Если коротко охарактеризовать суть принятых программ, то их содержание таково: в энергетическом комплексе мы должны закон­чить строительство Вилюйской ГЭС. Этот объект открывает путь к удешевлению электроэнергии и надежному энергоснабжению всей вилюйской западной групп районов. Продолжатся сооруже­ние очередного блока Нерюнгринской ГРЭС, строительство линий электропередач Мирный – Нюрба и реконструкция Якутской ГРЭС. Плюс сельская электроэнергетика. Ничего другого энергетическая программа больше содержать не будет. В транспортном комплексе планируется за это время довести Амуро- Якутскую железную дорогу до Томмота.

Развить там входную базу, создать крупную автобазу в Алексеевске. После того, как будет принято решение по дальнейшей судьбе АЯМа, мы обдумаем все вопросы, связанные со строительством железной дороги до Якутска. Если говорить об автомобильных дорогах, то Правитель­ство республики основное внимание будет уделять строитель­ству дорог республиканского значения: Мирный – Якутск и Якутск – Хандыга. Все остальные – это местные дороги, и забота о них ложится на местные органы управления.

Необходимо пополнить мелкосидящий флот и возобновить движение по тем рекам, которые на сегодняшний день заброше­ны для судоходства. Существенным образом должен обновиться парк нефтеналивных судов Ленского пароходства.

Предстоят закупки авиационной техники для замены выбы­вающей. Положение осложняется тем, что ряд моделей самолетов снимается с производства, в том числе и АН-2 и АН-24. Для их за­мены потребуются крупные средства.

Есть намерение приобрести 2-3 танкера ледового класса для обе­спечения перевозок по Северному морскому пути, поскольку Латвий­ское пароходство теперь требует за доставку нефтепродуктов круп­ные суммы в валюте.

По связи за счет республики будут выполняться только две про­граммы: «Саха связь» (спутниковая) и «Сахателевидение» — для решения проблем районов, которые сегодня не обеспечены республиканским телевещанием. Все остальное надо решать за счет предприятий и местных бюджетов. Реальная ситуация с газом такова, что мы в состоянии за ближайшие 2-3 года только начать подготовку к его масштабной передаче в разные группы районов, но там, где сегодня газ уже есть, будет продолжаться газификация на­селенных пунктов.

Неназванные программы касаются не только развития экономики республики, но и решения многих социальных и культурных во­просов. И на это требуются крупные средства, которые будут выде­ляться из республиканского бюджета.

О промышленном развитии

Я бы хотел немного остановиться на нашем подходе к промыш­ленному развитию республики. Мы считаем, что, объемы горнодобы­вающей промышленности должны быть таковы, чтобы обеспечить нормальную жизнь республики, поэтому увеличивать их не следует. Надо искать пути повышения эффективности внутри самой горнодо­бывающей промышленности. Естественно, будет многое зависеть от конъюнктуры рынка. Но основное развитие в республике получат, на это выделены средства и разработаны конкретные планы действий, такие отрасли, которые могли бы максимально использовать те изю­минки, которые есть в нашей экономике. Это, прежде всего, глубокая переработка алмазного сырья. Мы намерены создать у себя в респу­блике гранильную промышленность, промышленность по производ­ству алмазных инструментов.

Подписание соглашения между Республикой Латвия и Республикой Саха
(Якутия) о сутрудничестве в области перевозки грузов по Северному
морскому пути. премьер-министр Республики Латвия И. Годманис,
вице-президент Республики Саха (Якутия) В. Штыров, г. Якутск, 1992 г.

Это новая отрасль, которая позволит увеличить доходы от алмазов, обеспечить эффективную занятость населения. Развитие получит ювелирная промышленность с исполь­зованием тех металлов, которые у нас в республике есть, до макси­мально готового выхода. Будет начата работа по созданию предпри­ятий, перерабатывающих пушнину. Иначе говоря, главное развитие получат те отрасли, при помощи которых мы можем максимально использовать и до конца довести переработку тех ресурсов, которые у нас сегодня имеются. Я должен сказать, что структурная пере­стройка экономики республики заключается не только в соз­дании новых отраслей и производств, но и в рационализации того, что существует. Это как в саду: надо срезать сухие ветки, которые не плодоносят. Вот также предстоит ликвидация некоторых производств, которые лежат обузой на других.

Мы начали разраба­тывать планы поэтапного сокращения тех отраслей, которые сегод­ня не приносят доходов и в будущем не будут их приносить. На это предусматриваются средства в программах социальной поддержки населения и фондах занятости, так как будет происходить значи­тельное сокращение численности занятых в народном хозяйстве, в основном, в промышленных отраслях. Надо действовать осознанно, не дожидаясь того, когда неэффективные предприятия сами закро­ются под грузом финансовых проблем.

О рыночной инфраструктуре

Второе направление плана действий Правительства, реализация которого начнется в июле — выполнение программ демонополиза­ции, приватизации, развития рыночной инфраструктуры. Сегодня этот процесс в республике в определенной степени развернулся. Однако ходом его мы не удовлетворены. Здесь есть и субъектив­ные, и объективные причины. Одна из них — несовершенство наше­го законодательства. Поэтому мы обратились к Верховному Совету с предложением внести поправки в Закон о предприятиях и пред­принимательской деятельности, чтобы процессы демонополизации, приватизации не шли стихийно, когда разбазаривается государ­ственное имущество, когда фактически разваливаются производ­ственные структуры, когда на месте одних монополий появляются другие, когда многое зависит от воли одного, двух, трех человек.

Мы должны совершенно четко заявить, что собственность на 98% — го­сударственная, что все вопросы приватизации должны идти под кон­тролем государства по определенной программе и с определенными целями. Не приватизация ради приватизации, а приватизация ради создания здоровой экономики.

Особая забота — это торговля. Мы активно начали процесс ее коммерциализации. Пока не трогали только сельскую торговлю. Но во всех городах республики коммерциализация началась. Она при­несла некоторые положительные моменты: увеличилась самостоя­тельность магазинов, появились новые возможности, конкуренция. Но в то же время возникли новые монополии — это бывшие опто­вые структуры, которые буквально душат теперь коммерциализиро­ванные магазины и фактически являются авторами того витка цен, который у нас появляется. Теперь предстоит взять их под контроль как монополистов, принудительно разделить и превратить в конку­рирующие структуры. При этом, возможно, запретить им заниматься розничной торговлей.

Это — следующий этап, мы к нему приступаем с июля. Что каса­ется сельской торговли, то здесь нужен более осторожный подход. Начать с создания параллельной «Холбосу» сети торговых органи­заций.

С точки зрения направлений процесса приватизации промышлен­ности, мы считаем, что основным будет акционирование предприя­тий. Надо отказаться от первоначальной практики, когда создавались в основном акционерные общества закрытого типа. Большинство ак­ционерных предприятий, должны стать обществами открытого типа. Это необходимо для привлечения свободных капиталов и денежных средств населения через операции на рынках ценных бумаг.

Надо осторожно подходить к реорганизации тех структур, которые действуют эффективно. Не разрушать их, а создавать рядом с ними новые. Например, мы не намерены дальше развивать объединение «Якутуголь», но рядом мы создадим несколько новых предприятий, которые будут конкурировать с ним.

В других отраслях могут быть иные подходы. В республике есть совершенно паразитические фирмы, которые пытаются по- прежнему управлять предприятиями, а в общем-то занимаются сво­ими внутренними вопросами. Поэтому предстоит их ликвидировать, разукрупнить и превратить в несколько конкурирующих между собой организаций. Такая судьба, в частности, ожидает некоторые строи­тельные структуры.

О бюджетной системе

Наконец, последнее направление деятельности Правительства, которое будет реализовано во втором полугодии — это изменение бюджетной системы. В его основе разделение функций между ор­ганами управления. До сих пор средства направлялись в большей части в республиканский бюджет, а потом из этого общего котла «добрый дядя» раздавал по районам. Надо создать районам са­мостоятельную доходную базу, которая будет состоять из двух элементов. Первый — стандартные налоги, второй — плата за при­родные ресурсы, которая раньше осуществлялась только за золото и алмазы. Но в то же время, на территории республики добывается масса других природных ресурсов.

И поэтому Правительством были разработаны и приняты постановления о введении платы за пользование всеми природными ресурсами. Они разделены на три группы: республиканские, республиканско- местные и местные. По первой группе плата вносится в респу­бликанский бюджет, поскольку она вносится за природные ресурсы, являющиеся общенациональным достоянием и должна идти на бла­го всех районов. По второй и третьей группам — в бюджет района. Плата за природные ресурсы состоит из трех частей.

Пер­вая — плата за право пользования или то, что мы раньше на­зывали платой за невозобновляемые природные ресурсы. По сути — это абсолютная рента. Вторая — это дифференци­альная рента, которая зависит от качества месторождения, от экономико-географических и других условий, и в каждом случае она разная. И третья — плата за восстановление, воз­мещение природных ресурсов (на геологоразведочные работы, на восстановление лесных ресурсов и т.д.). Передав часть платы за природные ресурсы районам, мы обеспечиваем их финансовую базу.

По налогам. Львиная их доля уходит в районы. В частности, са­мый главный налог — на доходы с предприятий полностью перечис­ляется в местные бюджеты, республика себе ничего оставлять не будет. Но у каждого района доходная база разная и он может не решить те задачи по социально-экономическому развитию, которые перед ним стоят. Поэтому в республиканском бюджете, как и в бюджете любого другого государства, создан фонд выравнивания, который образуется из доходов республики.

Якутия. Нерюнгринский район. На новом угольном разрезе «Денисовский»

По балансу бюджета на 1992 год расчетные расходы значительно превышают доходы. В целом по республике получается 30% дефи­цита бюджета. Эти цифры обсуждались в Правительстве и комисси­ях Верховного Совета, но мы вынуждены пойти на такой дефицит. Когда рассматривался вопрос о том, чтобы из фонда выравнивания направить часть средств районам, то поступили таким образом: львиную долю дефицита взяли в республиканский бюджет, а по всем районам из фонда выравнивания добавили такие суммы, чтобы дефицит был одинаковый — примерно 14,5% по каждому району. Район должен искать в своей доходной базе возможности для повы­шения эффективности финансовой деятельности, открытия новых доходов и сокращения расходов. Исключение составляют четыре национальных района. У них дефицит должен свестись к нулю. Это Анабарский, Оленекский, Эвено-Бытантайский и Момский районы.

Фонд выравнивания из доходов, которые имеет республиканский бюджет, составляет сейчас примерно 60%. Только 40% остается на развитие, которые целиком пойдут на реализацию республиканских программ.

Итак, наша позиция заключается в том, что в условиях структурной перестройки макроэкономическую политику Правительство берет на себя, а все хозяйственные заботы падают на долю предприятий и районов. Три важнейших направления макроэкономической полити­ки реализованы в первом квартале, а со второго будут развиваться дальше. Три следующие мы реализуем сейчас.

Остались два направления: кредитно-финансовая система и аграрная реформа. Мы еще не до конца знаем, как двигаться по этим направлениям, ведем активную теоретическую и подготовительную работу, и я думаю, что в течение квартала подготовим решения. Тог­да у нас сложится целостная система хозяйствования, учи­тывающая особенности экономики республики и позволяю­щая нам выдержать все трудности рыночной экономики.