Публикации за 2001 год

Президент АК «АЛРОСА» считает, что необходимо разработать единую государственную стратегию развития алмазно-бриллиантового комплекса (АБК).

Каждый раз в преддверии подписания очередного торгового соглашения с «Де Биро в стране разворачивается острая дискуссия о путях развития отечественного алмазно-бриллиантового комплекса. К сожалению, единство позиций в рядах россий­ских участников переговоров отсутствует. Решение Правительства России по этому вопросу должно учитывать специфику алмазного рынка и его чувствительность к действиям всех стран-производителей. О современном положении мирового и рос­сийского алмазного бизнеса корреспонденту «НГ – политэкономии» рассказал прези­дент АК «АЛРОСА» Вячеслав Штыров.

— Вячеслав Анатольевич, в преддверии переговоров по новому торго­вому соглашению с ТНК «Де Бирс» у нас в стране разворачиваются жар­кие дискуссии о путях развития алмазно-бриллиантового комплекса России. В чём причина такой остроты споров?

— Разные точки зрения на те или иные аспекты развития оте­чественного алмазно-бриллиантового комплекса были всегда, но сейчас ситуация действительно необычная.

Раньше всё было относительно просто. В 1930-е годы сложился ми­ровой алмазный рынок, который был определённым образом органи­зован и структурирован. Сформировалась сначала монополия, затем олигополия в форме картеля нескольких производителей алмазов для регулирования сбыта сырья в целях осуществления ценовой полити­ки на мировом рынке. В роли организатора и создателя этой системы выступила транснациональная компания «Де Бирс» – самый мощный в мире производитель необработанных алмазов. Поэтому альтерна­тивы не было: торговое соглашение было необходимо, а основная задача – добиться более выгодных условий для России (ранее – для СССР).

К началу нового столетия ситуация на мировом рынке изменилась. Монопольные позиции «Де Бирс» в сбыте алмазов несколько ослабли. Появились новые мощные независимые производители сырья в Канаде, которые претендуют на самостоятельные рыночные роли в алмазном бизнесе. Особую позицию уже давно занимает на рынке австралийская компания «Аргайл». В крупнейших мировых центрах алмазной торгов­ли появилось много товаров мелких независимых производителей, в основном из стран Африки.

В то же время происходят серьёзные изменения на рынках брилли­антов и ювелирных изделий с ними. Появились новые технологии обра­ботки алмазов, меняется география размещения гранильной промыш­ленности. Развивается торговля через Интернет. Складываются долго­временные альянсы производителей необработанных алмазов, брил­лиантов и ювелирных изделий с целью укрепления позиций на рынке посредством создания и продвижения собственных торговых марок.

В этих обстоятельствах «Де Бирс» в прошлом году обнародовала свою новую стратегию: было фактически объявлено, что компа­ния больше не претендует на монопольное положение в первичном сбыте необработанных алмазов на мировом рынке.

Таким образом, алмазный рынок становится более открытым и кон­курентным.

Вот почему именно сейчас особенно важно выработать опти­мальные подходы к способам интеграции российского алмазно­бриллиантового комплекса в мировой рынок, чтобы в новых усло­виях не только сохранить, но и укрепить позиции нашей промыш­ленности.

— Если рынок становится конкурентным, то в чём смысл перегово­ров с «Де Бирс»? Зачем проводить их вообще? Ведь в условиях конкурен­ции каждый производитель самостоятельно строит свою сбытовую стратегию.

— Рынок становится более открытым, но ещё не стал полностью кон­курентным.

Несмотря ни на что, «Де Бирс» контролирует не менее половины ми­ровых потоков алмазного сырья. Будучи крупнейшим в мире произво­дителем, эта компания заинтересована в стабильности и предсказуемо­сти мирового рынка.

Поэтому, объявив, что больше не претендует на роль мирового монополиста, «Де Бирс» тем не менее заявляет, что будет при­лагать усилия по стабилизации рынка, и желает, чтобы они были поддержаны другими производителями. Помимо прочего это пред­полагает реализацию необработанных алмазов «новыми» производите­лями через Центральную сбытовую организацию «Де Бирс» на основе торговых соглашений. Такие соглашения на предстоящее пятилетие компания уже заключила с Ботсваной и Намибией – крупнейшими, по­мимо России, производителями алмазного сырья.

Республика Ботсвана. Обогатительный комплекс алмазодобывающего предприятия «Орапа» компании «Дебсвана»

Наша страна – вторая в мире по объёмам добычи алмазов и пятая по производству бриллиантов – не меньше других заинтересована в ста­бильности и предсказуемости мирового алмазного рынка.

Ядром алмазно-бриллиантового комплекса России, его главной составной частью является алмазодобывающая промышлен­ность. Отрасль современная, высокорентабельная, даёт значительные поступления в бюджет и десятки тысяч рабочих мест, заказы и работу сотням предприятий смежных отраслей.

Однако потенциал её расши­ренного воспроизводства требует реализации в ближайшие годы ряда крупномасштабных инвестиционных проектов, перечень ко­торых определён правительственной Концепцией развития алмазно­бриллиантового комплекса России до 2005 года, пятилетним планом акционерной компании «АЛРОСА». Воплощение всех этих планов требует уверенности в рынках сбыта продукции.

Гранильная промышленность России также нуждается в пред­сказуемости общей ситуации на рынке, особенно в условиях усиле­ния конкуренции со стороны производителей других стран.

Поэтому в той степени, в которой возможное торговое согла­шение с «Де Бирс» будет способствовать стабилизации рынка в периоды его взлётов и падений в среднесрочной перспективе, оно выгодно всем предприятиям и звеньям алмазно-бриллиантового комплекса нашей страны.

Вот почему в феврале этого года начаты консультации с «Де Бирс» по поводу возможного заключения нового торгового согла­шения.

— Не смогли бы вы очертить исходные позиции российской стороны перед началом переговоров?

— Я не могу отвечать за всю Россию, так как в стране много субъек­тов алмазного рынка, у которых разные подходы, разные взгляды на ситуацию.

Единую позицию всех российских участников алмазного бизнеса ещё предстоит выработать.

Но уже сегодня из всего круга переговорных проблем можно вы­делить, пожалуй, две главные.

Вот первая из них. «Де Бирс» объявила, что не будет больше миро­вым монополистом и отказывается выполнять обременительную для себя функцию регулирования рынка традиционными методами на­копления и выпуска запасов алмазного сырья для создания в каждый момент времени равновесия спроса и предложения на рынке. Тогда какие иные методы регулирующего воздействия на рынок могут быть ею предложены?

Каковы гарантии покупок необработанных алмазов у российских производителей по приемлемым ценам в любой рыночной ситуации, в том числе в кризисной? Каковы должны быть механизмы контроля и степень свободы обоих участников соглашения? Иными сло­вами, проблема в том, можно ли найти новые механизмы совмест­ного регулирования цен, спроса и предложения в условиях более конкурентного рынка, на котором есть большой сегмент незави­симых продавцов. Без удовлетворительного решения этой проблемы нет смысла заключать соглашение.

Вторая проблема – объёмы взаимной торговли. Речь идёт о не­обходимости увеличения поставок алмазного сырья на внутренний ры­нок России. В настоящее время около 60% необработанных алмазов из добычи акционерной компании «АЛРОСА», госзапасов Российской Фе­дерации и Республики Саха (Якутия) потребляются отечественной гра­нильной промышленностью. Однако потенциал её значительно выше.

Теоретически рассчитанный возможный предел объёмов производства нашей огранки – примерно 80% добычи. Остальные алмазы нерен­табельны для обработки в России при достигнутом технологическом уровне. Следовательно, есть резерв в 20%, который можно направить на внутренний рынок, уменьшив объёмы экспорта, в том числе через «Де Бирс».

Наверное, эти две темы и будут главными на переговорах.

— А какова может быть позиция «Де Бирс» по этим вопросам?

— Позиции «Де Бирс» определяются её двояким положением на рынке. С одной стороны, «Де Бирс», даже отказавшись от титула монополиста, хочет выступать в качестве главного организатора системы регулирова­ния рынка, с другой – выступает в качестве одного из его субъектов.

С теоретической точки зрения, выступая в первом качестве, «Де Бирс» должна быть удовлетворена и таким положением, когда все до­бываемые российские алмазы обрабатываются в России, на свободный мировой рынок поступают только бриллианты, ведётся согласованная ценовая политика. Но если есть хоть какие-то излишки сырья, а не гото­вой продукции, то они должны продаваться только через «Де Бирс».

Это связано с тем, что регулирование мирового алмазно-бриллиантового рынка возможно только через его сырьевую часть, но не через конеч­ную продукцию. Очевидно, что при таком положении вещей обработка 80% российских алмазов в нашей стране и экспорт 20% через «Де Бирс», что соответствует, какуказывалось выше, интересам отечественной гра­нильной промышленности, должны были бы устроить ТНК «Де Бирс».

Однако вторая натура ТНК – роль субъекта рынка, продавца и пере­продавца необработанных алмазов – требует пропустить через свою сбытовую организацию как можно больше алмазов с целью получения

максимальной торговой прибыли. Безусловно, значительная её часть покрывает издержки, связанные с регулированием рынка, но другая образует чистую прибыль компании, а иными словами, нашу плату за регулирование рынка. Поэтому в максимуме «Де Бирс» ставит вопрос о закупке всего российского алмазного сырья.

В этой ситуации нам, по сути дела, предстоит решить, какая цена за стабильность рынка устраивает нас, если, конечно, «Де Бирс» будет готова гарантировать эту стабильность с учётом интересов как алмазодобывающей, так и алмазообрабатываю- шей промышленности России. Или можно сказать по-другому: какой объём продаж «Де Бирс» будет оптимален для обоих звеньев россий­ской алмазной промышленности.

— Переговоры ещё не начались, идут только консультации, а в прес­се уже обсуждается проект нового указа Президента России о порядке экспорта и импорта алмазов и бриллиантов, подготовленный в недрах федерального Гохрана. Каково ваше отношение к нему?

— К сожалению, о его содержании мне известно только из публикаций в прессе. На основании того, что известно, могу сказать, что моё отно­шение к проекту указа негативное.

Во-первых, существующий в настоящее время порядок экспорта и импорта алмазов и бриллиантов определён Указом Президента Россий­ской Федерации от 1997 года № 740, исходя из того, что действует за­ключённое ранее торговое соглашение с «Де Бирс». Срок его действия определён до 31 декабря 2001 года соответствующим решением Пра­вительства России.

Выход нового указа с иным, чем сейчас, порядком экспорта означает одностороннее прекращение торгового соглашения российской стороной до истечения его срока. Тогда возникает вопрос, а зачем вести всевозможные консультации и переговоры о новом согла­шении с «Де Бирс», если без всяких серьёзных и заранее высказанных претензий мы росчерком пера уничтожаем старое. И кто вообще с нами будет вести переговоры, если нам всё нипочём?

Во-вторых, как уже говорилось, единой позиции, удовлетворяющей интересы государства и всех участников российского алмазного биз­неса, ещё не выработано. Логично было бы выработать объединён­ными усилиями заинтересованных министерств и ведомств, союзов товаропроизводителей, акционерной компании «АЛРОСА» такую по­зицию, рассмотреть, её на Межведомственной комиссии по проблемам алмазно-бриллиантового комплекса при Минфине России. Затем дать директивы «АЛРОСА» на проведение переговоров с «Де Бирс». По ито­гам переговоров принять решение. Вот тогда и наступит время подго­товки новых указов и других нормативных актов.

Ведь вполне может статься так, что на переговорах с «Де Бирс» не будут найдены решения, отвечающие интересам России.

Тогда возникнет совершенно иная ситуация и потребуются новые под­ходы к работе на мировых рынках, новое содержание нормативных документов.

Президент АК «АЛРОСА» В.А. Штыров; председатель Межведомственной комиссии по проблемам алмазно-бриллиантового комплекса, Министр финансов России А.Л. Кудрин. 2001 г.

Поэтому все эти проекты – сизифов труд.

Естественно, можно задать вопрос: а что стоит за этой спешкой? Ответ может быть получен из содержания проектов указов. Ключевые момен­ты в нём всем хорошо знакомы по прежним временам и идеям. Это раз­решение гранильным предприятиям вывозить часть алмазов из России на перепродажу без обработки, разрешение на вывоз сырья за границу для обработки на давальческой основе, свободная распродажа на ми­ровом рынке сырья из госфондов. Все это уже было в начале 1990-х го­дов и послужило одной из причин кризиса сбыта на мировом рынке.

За всем этим, кроме стремления некоторых международных магна­тов алмазного бизнеса легализовать доходы от спекуляций на разнице в ценах на мировом и внутреннем российском рынках необработанных алмазов, ничего иного не стоит. Иные из них накопили на своих пред­приятиях в России чуть ли не годовые запасы алмазного сырья. Ввиду возросшей активности российских правоохранительных органов зани­маться контрабандой боязно, надо срочно легализоваться. Отсюда все эти идеи и проекты.

— Однако в недавнем интервью руководитель Гохрана России Валерий Рудаков славословил зарубежных диамантеров, которые, по его словам, в страшных для нормального бизнеса российских условиях не покладая рук поднимают в стране гранильную промышленность. Причём, по его утверждению, алмазы им продаются по ценам мирового рынка. Трудно поверить в неограниченное бескорыстие иноземных дельцов.

— У нас действительно суровое законодательство. Например, на­логовые сборы, по нашим расчётам, в Израиле в 16 раз меньше, чем в России. Законодательство содержит жёсткие требования к возврату в страну валютной выручки – в течение 90 дней. К тому же в стране суще­ствует фактический запрет на внутреннюю перепродажу необработан­ных алмазов. О наличии ещё одного негативного фактора напоминает известный диамантер Лев Леваев – в стране сложился громадный бюро­кратический аппарат, который всячески препятствует бизнесу.

Если у нас так трудно работать, то тогда непонятно, почему от зару­бежных диамантеров отбоя нет. На сегодня лежит 43 заявки на приём в число клиентов «АЛРОСЫ». А их у нас и так уже немерено. Ограноч- ные предприятия растут как грибы. Схема стандартная: в каком-либо центре субъекта Федерации появляется зарубежный предпринима­тель – и предприятие готово, а для получения алмазов используется административный ресурс того самого бюрократического аппарата, который, по их уверениям, так мешает нормально работать. В качестве лоббистов выступают губернаторы, депутаты и высшие чиновники.

Что же их привлекает? Ларчик просто открывается. Всё, что говори­лось о трудностях работы огранщиков в России, справедливо, но не­верно утверждение, что они покупают алмазы на внутреннем рынке по мировым ценам.

Опорной точкой мировой системы цен рынка необработанных алма­зов является цена 01атопс15 ТгасПпд Согрога^оп (РТС) – цена, по кото­рой сайтхолдеры (избранные клиенты) покупают алмазы в Централь­ной сбытовой организации (ЦСО) «Де Бирс». Таких клиентов у «Де Бирс» сейчас около 120, а будет значительно меньше. Среди них и крупные производители бриллиантов, и оптовики необработанных алмазов.

Но все они выходят на вторичный рынок: первые реализуют алмазы, обра­ботка которых для них неэффективна, а вторые – в силу своей природы. Пока камень поступит непосредственно огранщику где-нибудь в Индии или в Израиле, он пройдёт через много рук. Каждый продавец желает получить «премию», то есть обычные комиссионные. Таким образом, стоимость алмаза возрастает не меньше чем на 15%, а во время исклю­чительно благоприятной конъюнктуры – и до 40%. Так формируется цена для рядового огранщика любой страны.

На внутреннем рынке Российской Федерации необработанные алма­зы продаются со скидкой по отношению к ценам ДТС. Так, на 2001 год Наблюдательный совет акционерной компании «АЛРОСА» установил среднюю величину этой скидки в 3%.

Это означает, что в рядовом случае цены нашего внутреннего рынка ниже средних мировых как минимум на 10-15%. Разница в ценах и является тем магнитом, который притягивает в Россию иностранных предпринимателей. Но, с другой стороны, – это вечный побудительный мотив к контрабанде необработанных алмазов.

Например, в последние годы сырьё в «АЛРОСА» более или менее постоянно закупали около 70 клиентов, а за 1999-2000 годы за­ведено 19 уголовных дел по факту контрабанды алмазов. Получается, что каждый четвертый – контрабандист, но это только вершина айс­берга. Масштабы такие, что, говорят, на Западе введён новый вид страхования риска по контрабандному провозу алмазов че­рез российскую границу.

Ваши данные о криминальности нашей гранильной отрасли лишь укрепляют сомнения в том, что внутренние цены, которые утверж­дает Гохран России, приближены к мировым. На память приходит история с уникальным алмазом «Тургенев» в 106 карат, который эксперты Гохрана оценили в 660 тысяч долларов, а эксперты вашей Единой сбытовой организации (ЕСО) «АЛРОСА» утверждали, что он на мировом рынке стоит не менее 1,2 млн. долларов. В этом случае «самоотверженное» поведение зарубежных помощников развитию российской гранильной промышленности приобретает истинную цену.

Кроме разницы в ценах, есть у совместных предприятий и другие способы заработать. К примеру, лучшее российское государственное предприятие – смоленский «Кристалл» – при обработке алмаза имеет эффективность 1,3, в то время как у совместных предприятий в сред­нем – 1,12. На самом деле эффективность у них не меньше, чем у го­сударственного завода. Но разницу они присваивают при реализации бриллиантов.

Механизм прост: на таможню представляются бриллиан­ты по цене 1,12 к исходной стоимости алмазов, продаются по этой цене своим же головным и дочерним компаниям за рубеж, а из страны по­купки бриллианты отправляются дальше уже по своей истинной цене. Следовательно, в странах покупки, где расположены головные или дочерние фирмы наших совместных предприятий, и оседает большая часть прибыли.

Об этом ярко свидетельствует следующий факт. В последние годы не менее 50% всех продаж бриллиантов в мире приходилось на США. Ка­залось бы, там же должны были продаваться не менее половины рос­сийских бриллиантов, а это около 400 млн. долларов в 2000 году. На самом деле из России в США, по американским учётным данным, экс­портировано бриллиантов всего на 60 млн. долларов. А куда же ушли остальные? Ну конечно же, в Америку, только уже «очистившись от из­лишних налогов» под видом израильской, бельгийской или иной стра­ны продукции.

— Означает ли всё сказанное однозначно негативное отношение АК «АЛРОСА» к участию иностранного капитала в развитии российской гранильной промышленности?

— Нет, и ещё раз нет. «АЛРОСА» выгодно, чтобы развивалась оте­чественная огранка. Для нас это главный и надёжный рынок сбы­та, для государства – возможность создания новых рабочих мест, добавленная внутри страны стоимость, налоги.

В подтверждение своих слов могу привести примеры практических действий компании.

С нашей помощью создана якутская гранильная промышленность. По итогам прошлого года предприятие «Туймаада Даймонд» обработа­ло алмазов почти на 100 млн. долларов и получило прибыли 250 млн. рублей. Мы работаем на долгосрочной основе со смоленским заводом «Кристалл», восстанавливаем производственные мощности московско­го и барнаульского «Кристаллов». На глазах становится на ноги орло­вская группа предприятий. В рамках конверсии создаются гранильные производства в Северодвинске.

Мы поддерживаем и тех иностранных предпринимателей, кото­рые действительно ставят в России производство, а не занима­ются спекуляциями. Нам не нужны перекупщики, свою продукцию мы и сами продадим в любой точке земного шара.

А если говорить о том, что нужно сделать для развития рос­сийской огранки, то это отнюдь не поощрение вывоза сырья. Не­обходимо заняться проблемой налогов, ведь наши гранильные пред­приятия платят в 16,5 раза больше, чем в Израиле, и в 18 раз больше, чем в Индии.

Требует серьёзной корректировки разрешительная система экспорта, которая заставляет месяцами буквально выколачивать пра­во на вывоз любой партии бриллиантов. Надо развивать внутренний вторичный рынок алмазного сырья, законодательно обеспечить ра­боту Алмазной биржи. Непочатый край работы по нормативному обеспечению деятельности всего алмазно-бриллиантового ком­плекса страны: только исходя из закона о драгоценных металлах и драгоценных камнях, необходимо разработать и принять десятки нор­мативных актов.

Всё это труднее, чем писать проекты указов, которые, как некоторым кажется, решат в одночасье все проблемы. Требуется более глубокая и кропотливая работа, но только в ней залог развития промышленности.

В этом истинная задача органов государственного управления, в том числе и Гохрана России.

— Ныне в алмазном бизнесе развернулась ожесточённая борьба за кон­троль над добычей и сбытом алмазов. Так, «Де Бирс» готова была запла­тить за пакет акций, дающий контроль над рудником «Аргайл» и право сбыта продукции в полтора раза больше рыночной цены. Но его конку­рент – «Рио Тинто» – не допустил этого. Специфика алмазного бизнеса такова, что кто контролирует сбыт алмазов, тот и получает мак­симальную прибыль от добычи алмазов. Наши правительственные чи­новники, похоже, делают всё, чтобы основные конкуренты вашей ком­пании – «Де Бирс» и тот же «Рио Тинто» – закрепились в стране. В тоже время «АЛРОСА» много лет не допускалась к разработке Ломоносовско­го месторождения.

— В Архангельской области нас действительно долго не привечали. И сейчас наши позиции там ещё недостаточно сильны. Правительство пока не повернулось лицом к отечественному производителю. На территории России совершенно свободно получили лицензии на геологоразведочные работы «Де Бирс», австралийская «Эштон», канадские компании. Но когда мы подали заявку на геологические работы на одной из территорий в Архангельской области, причём за свой счёт, то получили немотивированный отказ от Минпри­роды России.

Более того, лицензия была готова и находилась в Архан­гельске с подписью первого заместителя министра. Губернатор готов был её подписать. Но тут прибыл гонец из министерства, забрал лицен­зию, и следов от неё нет.

Или другой пример. В прессе много писалось, что «АЛРОСА» поте­ряла право на реализацию алмазов, добываемых при участии ком­пании на руднике «Катока» в Анголе. Приводилось много версий, по­чему это произошло. Сегодня я могу сказать, что участие в этом принимали руководители и чиновники Минприроды и Гохрана Рос­сии, которые дали согласие представителям Правительства Ан­голы на переход права реализации добытых алмазов от «АЛРОСА» к одной из израильских компаний. Об этом неоднократно заявляли ан­гольские чиновники на переговорах разных уровней.

Это выглядит разительным контрастом с позицией правящих кругов тех же США, которые буквально протаскивают и лоббиру­ют свои компании и предпринимателей в той же Анголе.

— Президент Владимир Путин и Премьер-министр Михаил Касьянов недавно обещали лоббировать интересы российских компаний за ру­бежом. Вы не пытались апеллировать с проблемами компании напря­мую к Президенту? Он может быстро разобраться в этом вопросе, так как защитил диссертацию по воспроизводству минерально-сырьевой базы.

— Один вопрос Президент России уже помог решить. По его указанию создана Межведомственная комиссия по алмазно-бриллиантовому ком­плексу под руководством вице-премьера Алексея Кудрина. Надеюсь, что этой комиссии удастся выработать единую государственную по­зицию по всем вопросам развития отечественной алмазной промыш­ленности, в том числе и по соглашению с «Де Бирс».

Владимир САНЬКО, «Независимая газета», 20 марта 2001 г.