Вячеслав Штыров: «Правительство пока не повернулось лицом к отечественному производителю»
Публикации за 2001 год
Президент АК «АЛРОСА» считает, что необходимо разработать единую государственную стратегию развития алмазно-бриллиантового комплекса (АБК).
Каждый раз в преддверии подписания очередного торгового соглашения с «Де Биро в стране разворачивается острая дискуссия о путях развития отечественного алмазно-бриллиантового комплекса. К сожалению, единство позиций в рядах российских участников переговоров отсутствует. Решение Правительства России по этому вопросу должно учитывать специфику алмазного рынка и его чувствительность к действиям всех стран-производителей. О современном положении мирового и российского алмазного бизнеса корреспонденту «НГ – политэкономии» рассказал президент АК «АЛРОСА» Вячеслав Штыров.
— Вячеслав Анатольевич, в преддверии переговоров по новому торговому соглашению с ТНК «Де Бирс» у нас в стране разворачиваются жаркие дискуссии о путях развития алмазно-бриллиантового комплекса России. В чём причина такой остроты споров?
— Разные точки зрения на те или иные аспекты развития отечественного алмазно-бриллиантового комплекса были всегда, но сейчас ситуация действительно необычная.
Раньше всё было относительно просто. В 1930-е годы сложился мировой алмазный рынок, который был определённым образом организован и структурирован. Сформировалась сначала монополия, затем олигополия в форме картеля нескольких производителей алмазов для регулирования сбыта сырья в целях осуществления ценовой политики на мировом рынке. В роли организатора и создателя этой системы выступила транснациональная компания «Де Бирс» – самый мощный в мире производитель необработанных алмазов. Поэтому альтернативы не было: торговое соглашение было необходимо, а основная задача – добиться более выгодных условий для России (ранее – для СССР).
К началу нового столетия ситуация на мировом рынке изменилась. Монопольные позиции «Де Бирс» в сбыте алмазов несколько ослабли. Появились новые мощные независимые производители сырья в Канаде, которые претендуют на самостоятельные рыночные роли в алмазном бизнесе. Особую позицию уже давно занимает на рынке австралийская компания «Аргайл». В крупнейших мировых центрах алмазной торговли появилось много товаров мелких независимых производителей, в основном из стран Африки.
В то же время происходят серьёзные изменения на рынках бриллиантов и ювелирных изделий с ними. Появились новые технологии обработки алмазов, меняется география размещения гранильной промышленности. Развивается торговля через Интернет. Складываются долговременные альянсы производителей необработанных алмазов, бриллиантов и ювелирных изделий с целью укрепления позиций на рынке посредством создания и продвижения собственных торговых марок.
В этих обстоятельствах «Де Бирс» в прошлом году обнародовала свою новую стратегию: было фактически объявлено, что компания больше не претендует на монопольное положение в первичном сбыте необработанных алмазов на мировом рынке.
Таким образом, алмазный рынок становится более открытым и конкурентным.
Вот почему именно сейчас особенно важно выработать оптимальные подходы к способам интеграции российского алмазнобриллиантового комплекса в мировой рынок, чтобы в новых условиях не только сохранить, но и укрепить позиции нашей промышленности.
— Если рынок становится конкурентным, то в чём смысл переговоров с «Де Бирс»? Зачем проводить их вообще? Ведь в условиях конкуренции каждый производитель самостоятельно строит свою сбытовую стратегию.
— Рынок становится более открытым, но ещё не стал полностью конкурентным.
Несмотря ни на что, «Де Бирс» контролирует не менее половины мировых потоков алмазного сырья. Будучи крупнейшим в мире производителем, эта компания заинтересована в стабильности и предсказуемости мирового рынка.
Поэтому, объявив, что больше не претендует на роль мирового монополиста, «Де Бирс» тем не менее заявляет, что будет прилагать усилия по стабилизации рынка, и желает, чтобы они были поддержаны другими производителями. Помимо прочего это предполагает реализацию необработанных алмазов «новыми» производителями через Центральную сбытовую организацию «Де Бирс» на основе торговых соглашений. Такие соглашения на предстоящее пятилетие компания уже заключила с Ботсваной и Намибией – крупнейшими, помимо России, производителями алмазного сырья.
Наша страна – вторая в мире по объёмам добычи алмазов и пятая по производству бриллиантов – не меньше других заинтересована в стабильности и предсказуемости мирового алмазного рынка.
Ядром алмазно-бриллиантового комплекса России, его главной составной частью является алмазодобывающая промышленность. Отрасль современная, высокорентабельная, даёт значительные поступления в бюджет и десятки тысяч рабочих мест, заказы и работу сотням предприятий смежных отраслей.
Однако потенциал её расширенного воспроизводства требует реализации в ближайшие годы ряда крупномасштабных инвестиционных проектов, перечень которых определён правительственной Концепцией развития алмазнобриллиантового комплекса России до 2005 года, пятилетним планом акционерной компании «АЛРОСА». Воплощение всех этих планов требует уверенности в рынках сбыта продукции.
Гранильная промышленность России также нуждается в предсказуемости общей ситуации на рынке, особенно в условиях усиления конкуренции со стороны производителей других стран.
Поэтому в той степени, в которой возможное торговое соглашение с «Де Бирс» будет способствовать стабилизации рынка в периоды его взлётов и падений в среднесрочной перспективе, оно выгодно всем предприятиям и звеньям алмазно-бриллиантового комплекса нашей страны.
Вот почему в феврале этого года начаты консультации с «Де Бирс» по поводу возможного заключения нового торгового соглашения.
— Не смогли бы вы очертить исходные позиции российской стороны перед началом переговоров?
— Я не могу отвечать за всю Россию, так как в стране много субъектов алмазного рынка, у которых разные подходы, разные взгляды на ситуацию.
Единую позицию всех российских участников алмазного бизнеса ещё предстоит выработать.
Но уже сегодня из всего круга переговорных проблем можно выделить, пожалуй, две главные.
Вот первая из них. «Де Бирс» объявила, что не будет больше мировым монополистом и отказывается выполнять обременительную для себя функцию регулирования рынка традиционными методами накопления и выпуска запасов алмазного сырья для создания в каждый момент времени равновесия спроса и предложения на рынке. Тогда какие иные методы регулирующего воздействия на рынок могут быть ею предложены?
Каковы гарантии покупок необработанных алмазов у российских производителей по приемлемым ценам в любой рыночной ситуации, в том числе в кризисной? Каковы должны быть механизмы контроля и степень свободы обоих участников соглашения? Иными словами, проблема в том, можно ли найти новые механизмы совместного регулирования цен, спроса и предложения в условиях более конкурентного рынка, на котором есть большой сегмент независимых продавцов. Без удовлетворительного решения этой проблемы нет смысла заключать соглашение.
Вторая проблема – объёмы взаимной торговли. Речь идёт о необходимости увеличения поставок алмазного сырья на внутренний рынок России. В настоящее время около 60% необработанных алмазов из добычи акционерной компании «АЛРОСА», госзапасов Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) потребляются отечественной гранильной промышленностью. Однако потенциал её значительно выше.
Теоретически рассчитанный возможный предел объёмов производства нашей огранки – примерно 80% добычи. Остальные алмазы нерентабельны для обработки в России при достигнутом технологическом уровне. Следовательно, есть резерв в 20%, который можно направить на внутренний рынок, уменьшив объёмы экспорта, в том числе через «Де Бирс».
Наверное, эти две темы и будут главными на переговорах.
— А какова может быть позиция «Де Бирс» по этим вопросам?
— Позиции «Де Бирс» определяются её двояким положением на рынке. С одной стороны, «Де Бирс», даже отказавшись от титула монополиста, хочет выступать в качестве главного организатора системы регулирования рынка, с другой – выступает в качестве одного из его субъектов.
С теоретической точки зрения, выступая в первом качестве, «Де Бирс» должна быть удовлетворена и таким положением, когда все добываемые российские алмазы обрабатываются в России, на свободный мировой рынок поступают только бриллианты, ведётся согласованная ценовая политика. Но если есть хоть какие-то излишки сырья, а не готовой продукции, то они должны продаваться только через «Де Бирс».
Это связано с тем, что регулирование мирового алмазно-бриллиантового рынка возможно только через его сырьевую часть, но не через конечную продукцию. Очевидно, что при таком положении вещей обработка 80% российских алмазов в нашей стране и экспорт 20% через «Де Бирс», что соответствует, какуказывалось выше, интересам отечественной гранильной промышленности, должны были бы устроить ТНК «Де Бирс».
Однако вторая натура ТНК – роль субъекта рынка, продавца и перепродавца необработанных алмазов – требует пропустить через свою сбытовую организацию как можно больше алмазов с целью получения
максимальной торговой прибыли. Безусловно, значительная её часть покрывает издержки, связанные с регулированием рынка, но другая образует чистую прибыль компании, а иными словами, нашу плату за регулирование рынка. Поэтому в максимуме «Де Бирс» ставит вопрос о закупке всего российского алмазного сырья.
В этой ситуации нам, по сути дела, предстоит решить, какая цена за стабильность рынка устраивает нас, если, конечно, «Де Бирс» будет готова гарантировать эту стабильность с учётом интересов как алмазодобывающей, так и алмазообрабатываю- шей промышленности России. Или можно сказать по-другому: какой объём продаж «Де Бирс» будет оптимален для обоих звеньев российской алмазной промышленности.
— Переговоры ещё не начались, идут только консультации, а в прессе уже обсуждается проект нового указа Президента России о порядке экспорта и импорта алмазов и бриллиантов, подготовленный в недрах федерального Гохрана. Каково ваше отношение к нему?
— К сожалению, о его содержании мне известно только из публикаций в прессе. На основании того, что известно, могу сказать, что моё отношение к проекту указа негативное.
Во-первых, существующий в настоящее время порядок экспорта и импорта алмазов и бриллиантов определён Указом Президента Российской Федерации от 1997 года № 740, исходя из того, что действует заключённое ранее торговое соглашение с «Де Бирс». Срок его действия определён до 31 декабря 2001 года соответствующим решением Правительства России.
Выход нового указа с иным, чем сейчас, порядком экспорта означает одностороннее прекращение торгового соглашения российской стороной до истечения его срока. Тогда возникает вопрос, а зачем вести всевозможные консультации и переговоры о новом соглашении с «Де Бирс», если без всяких серьёзных и заранее высказанных претензий мы росчерком пера уничтожаем старое. И кто вообще с нами будет вести переговоры, если нам всё нипочём?
Во-вторых, как уже говорилось, единой позиции, удовлетворяющей интересы государства и всех участников российского алмазного бизнеса, ещё не выработано. Логично было бы выработать объединёнными усилиями заинтересованных министерств и ведомств, союзов товаропроизводителей, акционерной компании «АЛРОСА» такую позицию, рассмотреть, её на Межведомственной комиссии по проблемам алмазно-бриллиантового комплекса при Минфине России. Затем дать директивы «АЛРОСА» на проведение переговоров с «Де Бирс». По итогам переговоров принять решение. Вот тогда и наступит время подготовки новых указов и других нормативных актов.
Ведь вполне может статься так, что на переговорах с «Де Бирс» не будут найдены решения, отвечающие интересам России.
Тогда возникнет совершенно иная ситуация и потребуются новые подходы к работе на мировых рынках, новое содержание нормативных документов.
Поэтому все эти проекты – сизифов труд.
Естественно, можно задать вопрос: а что стоит за этой спешкой? Ответ может быть получен из содержания проектов указов. Ключевые моменты в нём всем хорошо знакомы по прежним временам и идеям. Это разрешение гранильным предприятиям вывозить часть алмазов из России на перепродажу без обработки, разрешение на вывоз сырья за границу для обработки на давальческой основе, свободная распродажа на мировом рынке сырья из госфондов. Все это уже было в начале 1990-х годов и послужило одной из причин кризиса сбыта на мировом рынке.
За всем этим, кроме стремления некоторых международных магнатов алмазного бизнеса легализовать доходы от спекуляций на разнице в ценах на мировом и внутреннем российском рынках необработанных алмазов, ничего иного не стоит. Иные из них накопили на своих предприятиях в России чуть ли не годовые запасы алмазного сырья. Ввиду возросшей активности российских правоохранительных органов заниматься контрабандой боязно, надо срочно легализоваться. Отсюда все эти идеи и проекты.
— Однако в недавнем интервью руководитель Гохрана России Валерий Рудаков славословил зарубежных диамантеров, которые, по его словам, в страшных для нормального бизнеса российских условиях не покладая рук поднимают в стране гранильную промышленность. Причём, по его утверждению, алмазы им продаются по ценам мирового рынка. Трудно поверить в неограниченное бескорыстие иноземных дельцов.
— У нас действительно суровое законодательство. Например, налоговые сборы, по нашим расчётам, в Израиле в 16 раз меньше, чем в России. Законодательство содержит жёсткие требования к возврату в страну валютной выручки – в течение 90 дней. К тому же в стране существует фактический запрет на внутреннюю перепродажу необработанных алмазов. О наличии ещё одного негативного фактора напоминает известный диамантер Лев Леваев – в стране сложился громадный бюрократический аппарат, который всячески препятствует бизнесу.
Если у нас так трудно работать, то тогда непонятно, почему от зарубежных диамантеров отбоя нет. На сегодня лежит 43 заявки на приём в число клиентов «АЛРОСЫ». А их у нас и так уже немерено. Ограноч- ные предприятия растут как грибы. Схема стандартная: в каком-либо центре субъекта Федерации появляется зарубежный предприниматель – и предприятие готово, а для получения алмазов используется административный ресурс того самого бюрократического аппарата, который, по их уверениям, так мешает нормально работать. В качестве лоббистов выступают губернаторы, депутаты и высшие чиновники.
Что же их привлекает? Ларчик просто открывается. Всё, что говорилось о трудностях работы огранщиков в России, справедливо, но неверно утверждение, что они покупают алмазы на внутреннем рынке по мировым ценам.
Опорной точкой мировой системы цен рынка необработанных алмазов является цена 01атопс15 ТгасПпд Согрога^оп (РТС) – цена, по которой сайтхолдеры (избранные клиенты) покупают алмазы в Центральной сбытовой организации (ЦСО) «Де Бирс». Таких клиентов у «Де Бирс» сейчас около 120, а будет значительно меньше. Среди них и крупные производители бриллиантов, и оптовики необработанных алмазов.
Но все они выходят на вторичный рынок: первые реализуют алмазы, обработка которых для них неэффективна, а вторые – в силу своей природы. Пока камень поступит непосредственно огранщику где-нибудь в Индии или в Израиле, он пройдёт через много рук. Каждый продавец желает получить «премию», то есть обычные комиссионные. Таким образом, стоимость алмаза возрастает не меньше чем на 15%, а во время исключительно благоприятной конъюнктуры – и до 40%. Так формируется цена для рядового огранщика любой страны.
На внутреннем рынке Российской Федерации необработанные алмазы продаются со скидкой по отношению к ценам ДТС. Так, на 2001 год Наблюдательный совет акционерной компании «АЛРОСА» установил среднюю величину этой скидки в 3%.
Это означает, что в рядовом случае цены нашего внутреннего рынка ниже средних мировых как минимум на 10-15%. Разница в ценах и является тем магнитом, который притягивает в Россию иностранных предпринимателей. Но, с другой стороны, – это вечный побудительный мотив к контрабанде необработанных алмазов.
Например, в последние годы сырьё в «АЛРОСА» более или менее постоянно закупали около 70 клиентов, а за 1999-2000 годы заведено 19 уголовных дел по факту контрабанды алмазов. Получается, что каждый четвертый – контрабандист, но это только вершина айсберга. Масштабы такие, что, говорят, на Западе введён новый вид страхования риска по контрабандному провозу алмазов через российскую границу.
Ваши данные о криминальности нашей гранильной отрасли лишь укрепляют сомнения в том, что внутренние цены, которые утверждает Гохран России, приближены к мировым. На память приходит история с уникальным алмазом «Тургенев» в 106 карат, который эксперты Гохрана оценили в 660 тысяч долларов, а эксперты вашей Единой сбытовой организации (ЕСО) «АЛРОСА» утверждали, что он на мировом рынке стоит не менее 1,2 млн. долларов. В этом случае «самоотверженное» поведение зарубежных помощников развитию российской гранильной промышленности приобретает истинную цену.
Кроме разницы в ценах, есть у совместных предприятий и другие способы заработать. К примеру, лучшее российское государственное предприятие – смоленский «Кристалл» – при обработке алмаза имеет эффективность 1,3, в то время как у совместных предприятий в среднем – 1,12. На самом деле эффективность у них не меньше, чем у государственного завода. Но разницу они присваивают при реализации бриллиантов.
Механизм прост: на таможню представляются бриллианты по цене 1,12 к исходной стоимости алмазов, продаются по этой цене своим же головным и дочерним компаниям за рубеж, а из страны покупки бриллианты отправляются дальше уже по своей истинной цене. Следовательно, в странах покупки, где расположены головные или дочерние фирмы наших совместных предприятий, и оседает большая часть прибыли.
Об этом ярко свидетельствует следующий факт. В последние годы не менее 50% всех продаж бриллиантов в мире приходилось на США. Казалось бы, там же должны были продаваться не менее половины российских бриллиантов, а это около 400 млн. долларов в 2000 году. На самом деле из России в США, по американским учётным данным, экспортировано бриллиантов всего на 60 млн. долларов. А куда же ушли остальные? Ну конечно же, в Америку, только уже «очистившись от излишних налогов» под видом израильской, бельгийской или иной страны продукции.
— Означает ли всё сказанное однозначно негативное отношение АК «АЛРОСА» к участию иностранного капитала в развитии российской гранильной промышленности?
— Нет, и ещё раз нет. «АЛРОСА» выгодно, чтобы развивалась отечественная огранка. Для нас это главный и надёжный рынок сбыта, для государства – возможность создания новых рабочих мест, добавленная внутри страны стоимость, налоги.
В подтверждение своих слов могу привести примеры практических действий компании.
С нашей помощью создана якутская гранильная промышленность. По итогам прошлого года предприятие «Туймаада Даймонд» обработало алмазов почти на 100 млн. долларов и получило прибыли 250 млн. рублей. Мы работаем на долгосрочной основе со смоленским заводом «Кристалл», восстанавливаем производственные мощности московского и барнаульского «Кристаллов». На глазах становится на ноги орловская группа предприятий. В рамках конверсии создаются гранильные производства в Северодвинске.
Мы поддерживаем и тех иностранных предпринимателей, которые действительно ставят в России производство, а не занимаются спекуляциями. Нам не нужны перекупщики, свою продукцию мы и сами продадим в любой точке земного шара.
А если говорить о том, что нужно сделать для развития российской огранки, то это отнюдь не поощрение вывоза сырья. Необходимо заняться проблемой налогов, ведь наши гранильные предприятия платят в 16,5 раза больше, чем в Израиле, и в 18 раз больше, чем в Индии.
Требует серьёзной корректировки разрешительная система экспорта, которая заставляет месяцами буквально выколачивать право на вывоз любой партии бриллиантов. Надо развивать внутренний вторичный рынок алмазного сырья, законодательно обеспечить работу Алмазной биржи. Непочатый край работы по нормативному обеспечению деятельности всего алмазно-бриллиантового комплекса страны: только исходя из закона о драгоценных металлах и драгоценных камнях, необходимо разработать и принять десятки нормативных актов.
Всё это труднее, чем писать проекты указов, которые, как некоторым кажется, решат в одночасье все проблемы. Требуется более глубокая и кропотливая работа, но только в ней залог развития промышленности.
В этом истинная задача органов государственного управления, в том числе и Гохрана России.
— Ныне в алмазном бизнесе развернулась ожесточённая борьба за контроль над добычей и сбытом алмазов. Так, «Де Бирс» готова была заплатить за пакет акций, дающий контроль над рудником «Аргайл» и право сбыта продукции в полтора раза больше рыночной цены. Но его конкурент – «Рио Тинто» – не допустил этого. Специфика алмазного бизнеса такова, что кто контролирует сбыт алмазов, тот и получает максимальную прибыль от добычи алмазов. Наши правительственные чиновники, похоже, делают всё, чтобы основные конкуренты вашей компании – «Де Бирс» и тот же «Рио Тинто» – закрепились в стране. В тоже время «АЛРОСА» много лет не допускалась к разработке Ломоносовского месторождения.
— В Архангельской области нас действительно долго не привечали. И сейчас наши позиции там ещё недостаточно сильны. Правительство пока не повернулось лицом к отечественному производителю. На территории России совершенно свободно получили лицензии на геологоразведочные работы «Де Бирс», австралийская «Эштон», канадские компании. Но когда мы подали заявку на геологические работы на одной из территорий в Архангельской области, причём за свой счёт, то получили немотивированный отказ от Минприроды России.
Более того, лицензия была готова и находилась в Архангельске с подписью первого заместителя министра. Губернатор готов был её подписать. Но тут прибыл гонец из министерства, забрал лицензию, и следов от неё нет.
Или другой пример. В прессе много писалось, что «АЛРОСА» потеряла право на реализацию алмазов, добываемых при участии компании на руднике «Катока» в Анголе. Приводилось много версий, почему это произошло. Сегодня я могу сказать, что участие в этом принимали руководители и чиновники Минприроды и Гохрана России, которые дали согласие представителям Правительства Анголы на переход права реализации добытых алмазов от «АЛРОСА» к одной из израильских компаний. Об этом неоднократно заявляли ангольские чиновники на переговорах разных уровней.
Это выглядит разительным контрастом с позицией правящих кругов тех же США, которые буквально протаскивают и лоббируют свои компании и предпринимателей в той же Анголе.
— Президент Владимир Путин и Премьер-министр Михаил Касьянов недавно обещали лоббировать интересы российских компаний за рубежом. Вы не пытались апеллировать с проблемами компании напрямую к Президенту? Он может быстро разобраться в этом вопросе, так как защитил диссертацию по воспроизводству минерально-сырьевой базы.
— Один вопрос Президент России уже помог решить. По его указанию создана Межведомственная комиссия по алмазно-бриллиантовому комплексу под руководством вице-премьера Алексея Кудрина. Надеюсь, что этой комиссии удастся выработать единую государственную позицию по всем вопросам развития отечественной алмазной промышленности, в том числе и по соглашению с «Де Бирс».
Владимир САНЬКО, «Независимая газета», 20 марта 2001 г.