Публикации за 2014 год

По материалам встречи Президента России Владимира Владимировича Путина с членами Совета палаты Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в Ново-Огарёво 27 марта 2014 года

В. ШТЫРОВ: Уважаемый Владимир Владимирович!

Обращаясь к Федеральному Собранию с Посланием 12 декабря про­шлого года, Вы высказали очень важную мысль о том, что развитие Си­бири и Дальнего Востока – это пункт первый, общенациональная зада­ча; пункт второй, это наша задача на весь XXI век.

В. ПУТИН: Точно.

В. ШТЫРОВ: И в Послании, и годом раньше Вы вносили специальные предложения о том, как стимулировать экономическую деятель­ность на Дальнем Востоке. Это и льготы для инвесторов, создание территориальных зон опережающего развития. Мы, конечно же, эти предложения поддерживаем и самым активным образом работаем над их практической реализацией на законодательном уровне. Но я скажу прямо: считаем, что это всё необходимо делать, однако, как говорят математики, необходимо, но недостаточно. Поэтому по­сле заседания президиума Госсовета Российской Федерации по вопро­су повышения уровня социально-экономического и демографического развития Дальнего Востока и Забайкалья на основе реализации дол­госрочных государственных программ, который в ноябре 2012 года состоялся под Вашим руководством, специальная рабочая группа Со­вета Федерации начала разрабатывать проект комплексного зако­на, который описывает многие стороны жизни Дальнего Востока.

Он касается и межбюджетных отношений, и налоговой политики, и упрощения самым существенным образом организационных процедур в ведении экономической деятельности – не только инвестиционной, а любой экономической деятельности на Дальнем Востоке; и тотального использования механизмов государственно-частного партнёрства в са­мых разных формах.

хема организации выполнения положений Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона.

Cхема организации выполнения положений Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона.

Он касается и зон или территорий опережающего развития, о кото­рых Вы говорили, но в более широком плане – их разной специализации, расширения номенклатуры разрешённых в них видов деятельности.

Он касается и социальных вопросов – закрепления кадров, создания стимулов для того, чтобы люди двинулись на Дальний Восток, подготов­ки молодых специалистов. Короче говоря, такой комплексный закон, который можно назвать Кодексом Дальнего Востока.

За прошедшие полтора года проект закона разработан и сейчас проходит обсуждение. Его текст размещён на сайте Совета Федера­ции, официально направлен в субъекты Федерации, в Правительство России. В основном он получает одобрение от регионов, от экспертно­го сообщества, от бизнеса. Да они и работали плотно вместе с нами над законопроектом.

Многие отраслевые министерства и ведомства Российской Фе­дерации, а также Минрегион и Минвосток поддерживают проект этого закона. Но нельзя сказать, что на федеральном уровне под­держка единодушна. Существуют возражения со стороны обще­экономических ведомств. Их замечания можно сгруппировать в два блока.

Первое. Высказывается принципиальная точка зрения о том, что принимая специальный закон о Дальнем Востоке, мы разру­шаем единое социально-экономическое пространство Российской Федерации. Не согласны с таким утверждением, потому что наш проект закона вытекает из законодательства Российской Феде­рации, ни в чём не противоречит ему, а уточняет отдельные его положения применительно к особенностям макрорегиона. Это закон именно об особенностях применения действующего феде­рального законодательства к Дальнему Востоку. При этом мы ис­ходим из того, что если нынешнее законодательство создаёт равные условия для всех, то это ведь только формально. Те подходы, методы, принципы регулирования и стимулирования предпринимательства и организации социальной жизни, которые срабатывают в европейской части страны, не срабатывают на востоке из-за его сложных экономико­географических и природно-климатических условий. Значит, в фор­мальном равенстве уже имеется фактическое неравенство. Вот от чего проблемы на Дальнем Востоке. Законом мы выравниваем условия жиз­ни и работы людей по факту.

Второе. Конечно же, существует ещё и финансовый аспект. Неко­торые говорят, что льготы и преференции на Дальнем Востоке слишком дорого обойдутся для бюджета Российской Федерации. Но по нашим, конечно, предварительным расчётам цена вопро­са составляет около двух процентов от общих доходов консоли­дированного бюджета Российской Федерации, если мы по мак­симуму запустим все льготные механизмы на Дальнем Востоке. Но ведь это же в пределах допустимой ошибки прогнозных бюд­жетных расчётов. Это небольшая величина, но и она окупится через социально-экономические эффекты, потому что мы через определённый период времени – примерно 10 лет расчётный период – ожидаем значимого прироста валового национального дохода и бюджетной его части именно за счёт сегодняшних преференций дальневосточникам. С другой стороны, решается важнейшая за­дача, вытекающая из Стратегии развития Дальнего Востока, – оборонная и геополитическая.

В этой связи вносим предложение поручить Правительству Рос­сийской Федерации поддержать наш проект именно комплексного закона, вместе нам его до конца года доработать и принять в ны­нешнем году, чтобы через один финансовый год он вступил в дей­ствие.

В. ПУТИН: Вячеслав Анатольевич, надо посмотреть возникающие фи­нансовые обязательства и ещё раз проанализировать эффективность предлагаемых инструментов развития. Те предложения, которые были сделаны по развитию Дальнего Востока и Восточной Сибири, тяжело давались, в том числе и в связи с ограничениями возможностей бюд­жета, тем не менее они приняты, и нужно добиться их исполнения как минимум.

А если есть дополнительные предложения, я лично их рассмотрю и буду вам очень признателен, потому что мы должны находиться в постоянном поиске новых инструментов развития для Дальнего Вос­тока и Восточной Сибири. Вы человек очень опытный, знающий регион, долгое время работали там, поэтому давайте. Это предложение где? Оно гуляет где-то по правительственным коридорам или где находится?

В. ШТЫРОВ: У нас, как это положено, сам текст проекта закона от первой точки и до последней опубликован на сайте Совета Федерации и направлен во все министерства и ведомства, субъекты Федерации и хозяйствующие субъекты. Мы 4 апреля проводим специальное рабо­чее совещание с приглашением всех заинтересованных сторон – и всё, у нас текст будет готов полностью.

В. ПУТИН: Я могу Вас попросить мне его прислать? Дайте мне текст как можно быстрее. Мы уже говорили о территориях опережающего развития, вы хотите там что-то добавить, дополнительные льготы?

В. ШТЫРОВ: Конечно. Территории опережающего развития в той ин­терпретации, как они сейчас трактуются, это нечто вроде особых эко­номических зон для перерабатывающей промышленности, которые в своё время были созданы в Китайской Народной Республике. Это полез­ная вещь. Можно штук двадцать их на Дальнем Востоке создать, но ведь существуют ещё и другие виды особых экономических зон. Портовые экономические зоны. Почему они на Дальнем Востоке созданы, но ни одна не функционирует? Или туристско-рекреационные зоны. Тоже слабо развиваются.

Мы предлагаем и новые типы зон. Например, аквакультуры, или аг­розоны сельскохозяйственного назначения. Допустим, использовать особенности Дальнего Востока: производство риса, производство сои, лекарственных растений. То есть расширяем номенклатуру их и ме­няем систему управления этими зонами. Ведь они, даже те, которые существуют, не говоря уже о вновь созданных, плохо управляются, по­этому не работают. Встаёт даже вопрос об их ликвидации, понимаете: создавали-создавали, а теперь ликвидируют.

В. ПУТИН: Давайте посмотрим, потому что там есть определённые инфраструктурные ограничения. Вот, Вы знаете, «Соллерс» создаёт там целый кластер, хороший, эффективно развивающийся, но объём рын­ка там такой, что нужно обеспечить продажу этой техники не только на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири, но и в европейской части.

А для этого нужно субсидировать перевозки железнодорожным транспортом. Вот мы делали это. Потом, Правительство когда притор­мозило, сейчас вот буквально, вчера-позавчера, мы договорились о том, что мы эту систему субсидирования продолжим, для того чтобы развить там автомобилестроение.

Я уверен, что и по другим секторам экономики, о которых Вы сказали, там есть свои проблемные зоны. Давайте тогда на них посмотрим. Но то, что об этом нужно думать, это сто процентов. И я Вам за это очень благодарен. Спасибо.

«Мирнинский рабочий», №46 (9985), 29 марта 2014 года.