Время активной работы
Публикации за 2014 год
По материалам встречи Президента России Владимира Владимировича Путина с членами Совета палаты Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в Ново-Огарёво 27 марта 2014 года
В. ШТЫРОВ: Уважаемый Владимир Владимирович!
Обращаясь к Федеральному Собранию с Посланием 12 декабря прошлого года, Вы высказали очень важную мысль о том, что развитие Сибири и Дальнего Востока – это пункт первый, общенациональная задача; пункт второй, это наша задача на весь XXI век.
В. ПУТИН: Точно.
В. ШТЫРОВ: И в Послании, и годом раньше Вы вносили специальные предложения о том, как стимулировать экономическую деятельность на Дальнем Востоке. Это и льготы для инвесторов, создание территориальных зон опережающего развития. Мы, конечно же, эти предложения поддерживаем и самым активным образом работаем над их практической реализацией на законодательном уровне. Но я скажу прямо: считаем, что это всё необходимо делать, однако, как говорят математики, необходимо, но недостаточно. Поэтому после заседания президиума Госсовета Российской Федерации по вопросу повышения уровня социально-экономического и демографического развития Дальнего Востока и Забайкалья на основе реализации долгосрочных государственных программ, который в ноябре 2012 года состоялся под Вашим руководством, специальная рабочая группа Совета Федерации начала разрабатывать проект комплексного закона, который описывает многие стороны жизни Дальнего Востока.
Он касается и межбюджетных отношений, и налоговой политики, и упрощения самым существенным образом организационных процедур в ведении экономической деятельности – не только инвестиционной, а любой экономической деятельности на Дальнем Востоке; и тотального использования механизмов государственно-частного партнёрства в самых разных формах.
Он касается и зон или территорий опережающего развития, о которых Вы говорили, но в более широком плане – их разной специализации, расширения номенклатуры разрешённых в них видов деятельности.
Он касается и социальных вопросов – закрепления кадров, создания стимулов для того, чтобы люди двинулись на Дальний Восток, подготовки молодых специалистов. Короче говоря, такой комплексный закон, который можно назвать Кодексом Дальнего Востока.
За прошедшие полтора года проект закона разработан и сейчас проходит обсуждение. Его текст размещён на сайте Совета Федерации, официально направлен в субъекты Федерации, в Правительство России. В основном он получает одобрение от регионов, от экспертного сообщества, от бизнеса. Да они и работали плотно вместе с нами над законопроектом.
Многие отраслевые министерства и ведомства Российской Федерации, а также Минрегион и Минвосток поддерживают проект этого закона. Но нельзя сказать, что на федеральном уровне поддержка единодушна. Существуют возражения со стороны общеэкономических ведомств. Их замечания можно сгруппировать в два блока.
Первое. Высказывается принципиальная точка зрения о том, что принимая специальный закон о Дальнем Востоке, мы разрушаем единое социально-экономическое пространство Российской Федерации. Не согласны с таким утверждением, потому что наш проект закона вытекает из законодательства Российской Федерации, ни в чём не противоречит ему, а уточняет отдельные его положения применительно к особенностям макрорегиона. Это закон именно об особенностях применения действующего федерального законодательства к Дальнему Востоку. При этом мы исходим из того, что если нынешнее законодательство создаёт равные условия для всех, то это ведь только формально. Те подходы, методы, принципы регулирования и стимулирования предпринимательства и организации социальной жизни, которые срабатывают в европейской части страны, не срабатывают на востоке из-за его сложных экономикогеографических и природно-климатических условий. Значит, в формальном равенстве уже имеется фактическое неравенство. Вот от чего проблемы на Дальнем Востоке. Законом мы выравниваем условия жизни и работы людей по факту.
Второе. Конечно же, существует ещё и финансовый аспект. Некоторые говорят, что льготы и преференции на Дальнем Востоке слишком дорого обойдутся для бюджета Российской Федерации. Но по нашим, конечно, предварительным расчётам цена вопроса составляет около двух процентов от общих доходов консолидированного бюджета Российской Федерации, если мы по максимуму запустим все льготные механизмы на Дальнем Востоке. Но ведь это же в пределах допустимой ошибки прогнозных бюджетных расчётов. Это небольшая величина, но и она окупится через социально-экономические эффекты, потому что мы через определённый период времени – примерно 10 лет расчётный период – ожидаем значимого прироста валового национального дохода и бюджетной его части именно за счёт сегодняшних преференций дальневосточникам. С другой стороны, решается важнейшая задача, вытекающая из Стратегии развития Дальнего Востока, – оборонная и геополитическая.
В этой связи вносим предложение поручить Правительству Российской Федерации поддержать наш проект именно комплексного закона, вместе нам его до конца года доработать и принять в нынешнем году, чтобы через один финансовый год он вступил в действие.
В. ПУТИН: Вячеслав Анатольевич, надо посмотреть возникающие финансовые обязательства и ещё раз проанализировать эффективность предлагаемых инструментов развития. Те предложения, которые были сделаны по развитию Дальнего Востока и Восточной Сибири, тяжело давались, в том числе и в связи с ограничениями возможностей бюджета, тем не менее они приняты, и нужно добиться их исполнения как минимум.
А если есть дополнительные предложения, я лично их рассмотрю и буду вам очень признателен, потому что мы должны находиться в постоянном поиске новых инструментов развития для Дальнего Востока и Восточной Сибири. Вы человек очень опытный, знающий регион, долгое время работали там, поэтому давайте. Это предложение где? Оно гуляет где-то по правительственным коридорам или где находится?
В. ШТЫРОВ: У нас, как это положено, сам текст проекта закона от первой точки и до последней опубликован на сайте Совета Федерации и направлен во все министерства и ведомства, субъекты Федерации и хозяйствующие субъекты. Мы 4 апреля проводим специальное рабочее совещание с приглашением всех заинтересованных сторон – и всё, у нас текст будет готов полностью.
В. ПУТИН: Я могу Вас попросить мне его прислать? Дайте мне текст как можно быстрее. Мы уже говорили о территориях опережающего развития, вы хотите там что-то добавить, дополнительные льготы?
В. ШТЫРОВ: Конечно. Территории опережающего развития в той интерпретации, как они сейчас трактуются, это нечто вроде особых экономических зон для перерабатывающей промышленности, которые в своё время были созданы в Китайской Народной Республике. Это полезная вещь. Можно штук двадцать их на Дальнем Востоке создать, но ведь существуют ещё и другие виды особых экономических зон. Портовые экономические зоны. Почему они на Дальнем Востоке созданы, но ни одна не функционирует? Или туристско-рекреационные зоны. Тоже слабо развиваются.
Мы предлагаем и новые типы зон. Например, аквакультуры, или агрозоны сельскохозяйственного назначения. Допустим, использовать особенности Дальнего Востока: производство риса, производство сои, лекарственных растений. То есть расширяем номенклатуру их и меняем систему управления этими зонами. Ведь они, даже те, которые существуют, не говоря уже о вновь созданных, плохо управляются, поэтому не работают. Встаёт даже вопрос об их ликвидации, понимаете: создавали-создавали, а теперь ликвидируют.
В. ПУТИН: Давайте посмотрим, потому что там есть определённые инфраструктурные ограничения. Вот, Вы знаете, «Соллерс» создаёт там целый кластер, хороший, эффективно развивающийся, но объём рынка там такой, что нужно обеспечить продажу этой техники не только на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири, но и в европейской части.
А для этого нужно субсидировать перевозки железнодорожным транспортом. Вот мы делали это. Потом, Правительство когда притормозило, сейчас вот буквально, вчера-позавчера, мы договорились о том, что мы эту систему субсидирования продолжим, для того чтобы развить там автомобилестроение.
Я уверен, что и по другим секторам экономики, о которых Вы сказали, там есть свои проблемные зоны. Давайте тогда на них посмотрим. Но то, что об этом нужно думать, это сто процентов. И я Вам за это очень благодарен. Спасибо.
«Мирнинский рабочий», №46 (9985), 29 марта 2014 года.