Владимир Путин поручил Вячеславу Штырову представить разработки по новому трубопроводу из Восточной Сибири на Дальний Восток
Публикации за 2004 год
Выступление Президента Республики Саха (Якутия) В.А. Штырова на совещании при Президенте Российской Федерации В.В. Путине по развитию транспортной инфраструктуры Дальнего Востока в г. Хабаровске 26 февраля 2004 года
В.А. ШТЫРОВ: Уважаемые коллеги! В прошлом году транспортный комплекс страны получил основополагающий документ, определяющий перспективу его развития – Транспортную стратегию, рассмотренную сначала Госсоветом Российской Федерации, затем утверждённую Правительством России.
Для нас очень важно, чтобы выработанные в стратегии основные концептуальные положения развития транспортного комплекса превратились в практический, реальный план действий. Поэтому я поддерживаю то, о чём говорил Министр транспорта Российской Федерации Сергей Оттович Франк: необходимо разработать новую редакцию федеральной целевой программы модернизации транспорта в свете вновь принятой стратегии, включив в неё в качестве составной части национальную программу развития автомобильных дорог. Считаю также, что некоторые проекты транспортного комплекса возможно профинансировать за счёт федеральных адресных инвестиционных программ, так называемых ФАИПов. Эти решения необходимо принять быстро, тем более что субъекты Федерации на основании федеральных программ должны перестраивать свои внутренние программы, а с 2005 года надо начинать практическую работу.
Хотелось бы акцентировать внимание на некоторых ключевых проблемах реализации стратегии.
Транспортная стратегия предусматривает, если говорить о железнодорожном транспорте, в числе приоритетных проектов строительство железной дороги Беркакит – Томмот – Якутск. Проведена колоссальная работа по технико-экономическим обоснованиям, её проектированию. Благодарен присутствующим здесь министрам, руководителям федеральных ведомств за поддержку в этом вопросе. Нам осталось поставить точку – подписать постановление Правительства Российской Федерации.
В.В. ПУТИН: Кто курирует этот вопрос в Правительстве?
В.А. ШТЫРОВ: Владимир Анатольевич Яковлев.
В.А. ЯКОВЛЕВ, и.о. заместителя Председателя Правительства России: Владимир Владимирович, все материалы готовы, на прошлой неделе Алексей Леонидович Кудрин завизировал проект постановления. Думаю, что в понедельник-вторник мы будем в состоянии подписать этот важный документ.
В.А. ШТЫРОВ: Здесь говорилось о том, что необходимо рационально загрузить Байкало-Амурскую магистраль и для этого сделать серию ответвлений от неё к крупным месторождениям тех или иных полезных ископаемых, многие из которых являются уникальными. К числу таких задач относится и строительство дороги Улак – Эльга, сооружение которой было начато несколько лет назад и теперь законсервировано. Вопрос непростой, особенно с точки зрения финансирования, но есть некоторые варианты его решения, и мы просим, чтобы в первом полугодии 2004 года Правительство Российской Федерации рассмотрело наши предложения по финансированию строительства этой дороги.
Хотел бы остановиться на проблемах авиации. Согласен с мнением, что в последние годы наблюдается заметная стабилизация работы магистральных авиакомпаний в России. Но, к сожалению, мы не можем этого сказать по поводу местных авиаперевозок. У региональных авиакомпаний не хватает финансовых и организационных ресурсов, чтобы встать на ноги. Здесь можно выделить три проблемы, которые требуют быстрых решений. Первое – проблема эффективности работы авиации. Большинство авиакомпаний осуществляют авиаперевозки на местных маршрутах в убыток себе, так как мал пассажиропоток. Но в то же время во многих регионах Дальнего Востока, особенно на Крайнем Севере, никакой альтернативы авиации нет и летать надо при любых обстоятельствах. В этой связи думаю, что местные авиаперевозки и аэропорты должны получать дотации из федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации. Такие способы поддержки авиации осуществляются во всех странах с обширной территорией: Бразилия, США, Канада, Австралия. Второе – проблема в системах управления воздушным движением. Сначала было их разукрупнение, затем происходила централизация систем. Но получилось, что в ходе этой централизации наиболее эффективные центры управления воздушным движением, которые осуществляют проводку воздушных судов международных или внутренних магистральных авиалиний, перешли в федеральное ведение и более-менее сносно существуют, а убыточные местные центры остались на попечении субъектов Федерации, у которых на их содержание нет средств. Надо решить эту проблему.
В. ПУТИН: Давайте у Сергея Оттовича Франка спросим, как он смотрит на эту проблему?
О. ФРАНК, и.о. Министра транспорта России: Конкретно по Якутии есть такая проблема. Сейчас мы изучаем возможность интеграции ряда центров в единую госкорпорацию в рамках реформирования этой системы. Думаю, что буквально в первом полугодии мы определимся с этим вопросом и примем все необходимые меры.
В.В. ПУТИН: Надо активно это делать. Ведь Президент Якутии говорит об издержках, а издержки проистекают и от того, что компании маломощные. Они вынуждены повышать тарифы, цены и не справляются. Надо сказать, что Правительство довольно вяло реагирует на все эти процессы.
В.А. ШТЫРОВ: Ну и, конечно, Владимир Владимирович, проблема обновления техники. Через два-три года летать на старых типах самолётов будет невозможно, все они подлежат списанию. К сожалению, несмотря на разговоры, что появились новые типы, например, СУ-80, АН-140 или «Грач», «Аист», на самом деле нет ни одного полностью сертифицированного самолёта, который встал бы на серийный выпуск. Здесь нужен мощный толчок, чтобы сдвинуть этот вопрос. Думаю, что надо поддержать предложение Сергея Оттовича о том, что необходимо создать национальную систему лизинга самолётов местной авиации с погашением кредитных ставок за счёт бюджетных средств.
Хотел бы обратить внимание и на относительно новый вид транспорта для Дальнего Востока, о котором сегодня здесь говорилось, – это трубопроводный транспорт. Неделю назад в Якутске прошло Межрегиональое совещание по проблемам освоения нефтяных и газовых месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока, на котором было подтверждено, что запасов газа в Эвенкии, на севере Иркутской области и юге Республики Саха (Якутия) достаточно для того, чтобы начать реализацию газового проекта любой мощности, хоть 100 миллиардов кубометров газа в год, хоть 200 миллиардов.
В.В. ПУТИН: Вячеслав Анатольевич, а загрузка нефтяной трубы?
В.А. ШТЫРОВ: Для того чтобы обеспечить наиболее эффективную загрузку нефтепроводов, требуется поставить на баланс примерно 1,5 миллиарда тонн нефти. На сегодняшний день на балансе стоит 1 миллиард тонн. Но геологические перспективы таковы, что в течение двух-трёх лет эти 500 миллионов тонн ещё будут поставлены на баланс. Но, заметьте, мы говорим о наиболее эффективной загрузке трубы, когда надо 50 миллионов тонн нефти подать на Восток. Если говорить о 30 миллионах тонн, этот проект хоть сегодня можно начинать.
В.В. ПУТИН: Вячеслав Анатольевич, то, что вы сейчас говорите, крайне важно. Вы с уверенностью это предлагаете?
В.А. ШТЫРОВ: Я говорю с абсолютной, стопроцентной уверенностью.
М.М. ЦИКАНОВ, и. о. заместителя Министра экономического развития и торговли России: Владимир Владимирович, на самом деле так оптимистично сказать невозможно. Поскольку мы считали, и суммы по запасам, и по инвестициям, и сроки окупаемости у нас расходятся. Чтобы поставить на баланс необходимые объёмы, требуется достаточное количество денег, которого сегодня реально не существует. Только на запасы требуется где-то около 10 миллиардов долларов, не говоря о самой трубе.
В.А. ШТЫРОВ: Прошу прощения, Мухамед Мухадинович, действительно требуется определённая сумма на геологоразведочные работы для улучшения эффективности проектов. Но сегодня стоят на государственном балансе подтверждённые запасы по категории С1 и С2 – 6,7 триллиона кубометров газа. Для того чтобы сделать проект на 100 миллиардов кубометров и подать газ на Восток, в том числе и для международных проектов, требуется 3 триллиона кубометров, то есть у нас сейчас вдвое больше запасов по газу. Проект по нефти на 30 миллионов тонн можно начинать хоть сегодня, на 50 миллионов тонн потребуется ещё один год.
В.В. ПУТИН: При 50 миллионах оно уже стопроцентно окупаемо?
В.А. ШТЫРОВ: Да. Я говорю исключительно о подтверждённых запасах, которые стоят на балансе, все документы находятся в Москве.
Хотел бы также ещё раз обратить внимание на очень важный вопрос – маршруты трасс нефте- и газопроводов. Вариант, о котором мы все говорим, Восточная Сибирь – Находка, стал доминирующим. Варианты Ангарск – Дацин и другие становятся второстепенными. Это абсолютно правильно. Но при конкретном обсуждении трассировки возникает много вопросов: экономических, экологических, технических, сейсмичности зон и других. Помимо принятого сейчас в качестве основного варианта прохождения нефте- и газопроводов вдоль Байкало-Амурской железной дороги, Правительство Республики Саха (Якутия) при участии Министерства природных ресурсов России, РАО «Газпром», ОАО «Сургутнефтегаз» проработало новый – северный вариант прохождения трасс, где нефте- и газопроводы идут в одном коридоре через основные нефтегазоносные районы Эвенкии, Иркутской области и Якутии на юг Дальнего Востока.
Это значительно удешевляет строительство, ведь большая часть трассы – совместное движение двух труб, что резко повышает эффективность проектов. Кроме того вовлекаются в оборот крупнейшие месторождения Юрубчоно-Тохомской, Ковыктинской, Верхнечонской, Талаканской, Чаяндинской зон. По сути дела, открывается путь к освоению новой – Восточно-Сибирской нефтегазоносной провинции. Подчёркиваю, что это вариант не только Республики Саха (Якутия), но и Министерства природных ресурсов России, «Газпрома» и «Сургутнефтегаза».
В.В. ПУТИН: Вопрос, который вы сейчас подняли, относится к разряду не региональных, а общегосударственных, стратегических. Поэтому всё, что у вас наработано, прошу в самое ближайшее время мне представить. Я приложу их к пакету документов, которые будут сделаны сейчас, повторяю, различными министерствами и ведомствами, «Транснефтью», «Газпромом». Я уже говорил об этом, только вчера подписано соответствующее поручение Правительству Российской Федерации, чтобы были обобщены все эти материалы. Ваши документы будут как нельзя кстати, потому что за счёт того, что есть в Восточной Сибири, прежде всего в Якутии, эта труба и должна быть заполнена.
В.А. ШТЫРОВ: Владимир Владимирович, я сейчас выскажу несколько, может быть, спорных суждений. Когда мы говорим о развитии транспортного комплекса, подразумеваем огромные инвестиции. В последнее время в стране проведена целенаправленная работа по концентрации финансовых ресурсов. Например, автодорога Чита – Хабаровск. Но заметьте, о чём говорил Сергей Оттович Франк, финансовые ресурсы, направляемые на развитие транспортного комплекса, в частности дорожного строительства, уменьшаются каждый год, это во многом связано с непрерывными изменениями налоговой системы.
В своё время приняты решения ликвидировать дорожные фонды и отменить целевой налог на пользователей автомобильных дорог. Это объяснялось тем, что дорожные фонды якобы используются зачастую не по назначению, а налог на пользователей дорог является оборотным и увеличивает стоимость всех товаров на рынке. Будет более адресно и прозрачно, если дорожное хозяйство станет финансироваться прямо из бюджета.
Прошло время, и что получилось в итоге? Строительство и содержание автодорог в отсутствие целевых дорожных фондов финансируется по остаточному принципу, не является защищённой статьёй бюджетов. Что касается налога на пользователей автомобильных дорог, то, коль скоро он оборотный, с его отменой мы были вправе ожидать снижения цен на товарных рынках. Произошло ли снижение на 2%? Далеко не факт. Это означает, что сэкономленная за счёт отмены налога сумма осталась в карманах торговцев, как дополнительный незаработанный доход, а ситуация на товарных рынках лучше не стала. С другой стороны, мы потеряли мощный источник финансирования строительства автомобильных дорог.
А ситуация по дорогам настолько острая, что если провести опрос руководителей крупных предприятий, то большинство скажет, что лучше платить этот налог, чем страдать от бездорожья. Здесь говорилось, что 20% от себестоимости любой продукции в Хабаровском крае составляют транспортные издержки. Могу вам сказать, что в Магадане, Чукотке и Якутии – это от 70 до 100%. Поэтому необходимо вернуться к проблематике надёжных источников финансирования дорожного хозяйства и пересмотреть действующие подходы, в том числе в отношении дорожных фондов.
Второй аспект – распределение денежных средств на транспортные проекты. В Москве и Санкт-Петербурге существуют все условия для привлечения частного капитала на строительство дорог. Вот там и надо его активно привлекать. На Дальнем же Востоке надо опираться преимущественно на государственные средства. Здесь инвесторов вообще не густо, а на инфраструктуру их просто нет. Но у Правительства России ко всем регионам подход стандартный. Это неверная позиция. Надо её менять.
Третье – кредитные ресурсы. Некоторые свои транспортные проблемы мы пытаемся решить при помощи кредитов, и тут требуются государственные гарантии. Мы совместно с федеральным Министерством транспорта порой инициируем вопрос перед Правительством России о предоставлении гарантий на привлечение кредитов на внутреннем или внешнем рынке. Как правило, получаем отрицательный ответ с объяснением, что любые вливания денег в экономику приведут к увеличению инфляции. Я думаю, что такая позиция неверна даже с точки зрения теории. Ведь у нас существует достаточное количество незагруженных производственных мощностей в дорожно-строительной индустрии, а значит, существует избыток предложения производственных мощностей над спросом. В этом случае дополнительные инвестиции не будут иметь инфляционного характера.
В заключение хотел бы сказать, что на протяжении моего двухлетнего опыта президентства отношение Правительства России к региональным проблемам меняется в положительную сторону, конструктивный диалог налаживается. Мы постепенно начинаем работать вместе и, если так продолжим, то у нас должно всё получиться.
«Якутия», 28 февраля 2004 г.
«Саха сирэ», 28 февраля 2004 г.