В алмазодобыче должен работать только отечественный капитал
Публикации за 1995 год
«Алмазная» тема в последнее время стала особенно популярной. Напряжение ей придают и затянувшиеся переговоры с алмазной монополией «Де Биро по новому соглашению (прежнее-то заканчивается 31 декабря!), и дискуссия вокруг программы развития алмазо-бриллиантового комплекса, и усиление приватизационных посягательств на акционерную компанию «Алмазы России-Саха», и нелёгкий путь в парламенте закона о драгоценных металлах и драгоценных камнях. Но все эти проблемы – всего лишь разные ипостаси единственной и главной. И называется она: собственность. Кому должны принадлежать добываемые в якутской вечной мерзлоте невзрачные на первый взгляд, но самые дорогие камни? Кому приносить прибыль? Развитию чьей экономики содействовать?
Практически единогласное принятие Думой в третьем чтении упомянутого закона придаёт ситуации новое звучание. С этого и началась беседа президента компании «Алмазы России-Саха» (АРС) и вице-президента Якутии Вячеслава Штырова с обозревателем «Делового мира» («ДМ») Ларисой Ильиной.
– Хочется поздравить компанию АРС с принятием Думой закона в такой редакции, которая отвечает интересам отечественного производителя. Читатели «ДМ» знают о вкладе компании и вашем лично в этот успех.
– Да, закон чрезвычайно важен для всех добытчиков, поскольку в нём говорится, что производитель является собственником произведённой продукции – алмазов, золота, которые он добыл на основании лицензии. Особенно большой удачей принятие закона можно считать для золотодобывающих компаний. У «алмазников» для нормальной работы хоть и шаткая юридическая основа, но была, а золотодобывающие предпри
ятия работали на основании инструкций тридцатых-пятидесятых годов, когда в стране действовала жесточайшая государственная монополия на золото. Теперь у них появляется возможность выбора, как поступить со своей продукцией, куда и как её продать, что наверняка стимулирует процесс технического перевооружения отрасли.
Кроме того, в законе закреплено право субъектов Федерации – независимо от того, добывающие они или нет – иметь свои государственные фонды под контролем федеральных органов. Это даст им возможность и развивать, скажем, свою гранильную и ювелирную промышленность, и осуществлять различные инвестиционные проекты, поскольку драгоценные камни и металлы как высоколиквидные материалы можно использовать в качестве залога при получении банковских кредитов. Ведь сейчас практически невозможно получить инвестиционный кредит для развития производства – отечественный финансовый рынок скуден и неразвит, зарубежные кредиторы требуют надёжного обеспечения. Был в стране такой период, когда всё – и здания, и сооружения – закладывали по три раза подряд, но теперь и на это никто не соглашается, а требует высоколиквидный материал, который в случае невозврата кредита мог бы быть использован.
Я сужу об этом не абстрактно, а на примере Якутии. То, что республика получила право использовать какую-то часть добываемых в ней драгоценных камней, способствовало развитию местной гранильной промышленности. Те запасы золота, которые образовались, когда Президент России разрешал золотодобывающим регионам часть металла оставлять у себя, используются не для того, чтобы просто пополнить бюджет за счёт их продажи, а именно идут на инвестиционные проекты.
С другой стороны, в законе есть всё необходимое для того, чтобы соблюсти интересы государства. Там сказано, что все сокровища недр –
собственность государства, а не каких-то структур, которые сумели захватить тот или иной участок. Во-вторых, там прямо говорится, что государство обладает правом первой покупки этой продукции – сначала федеральные органы, потом субъекты Федерации. И только потом производитель может выходить на свободный рынок.
– Закон будет способствовать восстановлению отечественной золотодобычи и пополнению оскудевшего российского запаса?
– Со времён краха Бреттонвудской системы мир убеждают в том, что наличие в резервах драгоценных металлов и камней не имеет никакого значения для финансового положения государства, поскольку они не более чем самый обычный товар. Особенно настойчиво эту точку зрения проповедовали американцы, которые заявляли, что доллар обеспечен всем национальным богатством США. Но жизнь заставила скорректировать эти взгляды, потому что во всякой экстремальной ситуации оказывалось, что самое ликвидное платежное средство – это золото. И государству необходимо иметь его запас. Не случайно те же американцы держат в казне примерно 15 тысяч тонн.
– А Россия, по последним данным Центробанка, всего 115 тонн.
– Конечно, это неадекватно мало. Так что какие-то закупки государством должны делаться. Другое дело, что в современных условиях потерял всякий смысл государственный бизнес на этом деле. В советские времена он строился на своеобразном формировании цен: у товаропроизводителя покупали по планово-расчётной цене, а продать можно было значительно дороже. А теперь что же: государство должно купить по мировой цене и продать по мировой цене? Какой смысл? Значит, не нужно выделять из бюджета деньги на закупки для коммерческих целей, а покупать следует ровно столько, сколько необходимо для стратегических нужд государства.
– Видимо, одной из таких нужд считается выплата пенсий в ноябре, если судить по распоряжению Президента России о продаже драгоценных металлов из федеральных фондов для покрытия задолженности государства перед пенсионерами.
Думаю, что такие проблемы надо решать в другом русле – дав стимулы нормальной работе экономики. Тогда будут доходы и для социальной сферы. Одномоментная акция ничего не даст. Едва ли стоит расходовать национальное достояние, которое накапливалось десятилетиями, для текущих нужд.
–Я знаю, что новому закону пришлось преодолеть сильное сопротивление. В частности, в Роскомдрагмете.
– В его руководстве есть люди, которые предлагают покупать у производителя дешевле и продавать дороже, а разницу направлять на развитие гранильного производства России. Другая разновидность этой идеи – добытчики должны продавать свою продукцию отечественным предприятиям дешевле, чем за рубеж, потому что это якобы даст им конкурентные преимущества. Три года алмазодобыча работала в таком режиме, и к чему это привело? Гранильные предприятия потеряли стимул развивать собственное производство, и многие из них просто перешли на спекулятивные сделки. Я даже знаю такие предприятия, которые имеют фиктивное производство только для того, чтобы получить лицензию на покупку алмазов. Они приобрели станки, наняли одного- двух рабочих, а на самом деле просто перепродают сырьё за границу. Есть обкатанные схемы, как его переправить, как оформить документы, чтобы никто не придрался… Скидкой в цене воспользовались в основном совместные предприятия (у отечественных просто нет денег для таких сделок), которые фактически вывозят часть прибыли, по праву принадлежащей России.
Словом, и наш опыт, и мировая практика (скажем, в Южной Африке) показывают, что при ценовой преференции гранильное предприятие теряет интерес к развитию нормального производства. Перерабатывающую промышленность надо поддерживать через упорядоченную налоговую систему, через государственное содействие при внедрении новых технологий, обучении кадров, а не скидками цен на сырьё.
Компания «Алмазы России-Саха» отдаёт себе отчёт в том, что она несёт ответственность за развитие отечественной гранильной и ювелирной промышленности. Поэтому мы предлагаем создать на базе гранильных заводов в Москве, Барнауле, Смоленске финансово-промышленную группу с нашим участием, которая занималась бы доведением нашей алмазной продукции до конечной стадии.
– То есть вы их как бы интегрируете в структуру компании и выстраиваете производственную цепочку «от карьера до ювелирного магазина». А гранильщики-то соглашаются?
– У заводов разная ситуация, и отношение к этой идее может быть разным. Но главное в том, что мы не отказываемся от поддержки отечественных гранильных заводов и считаем, что она могла бы быть наиболее эффективной, если бы мы действовали в рамках единой системы. Форма ФПГ, с одной стороны, позволяет предприятиям сохранять достаточную самостоятельность, а с другой, мы можем помогать им капиталами, продвижением продукции на рынок и т. д.
– А как собирается выстраивать свою финансовую политику сама компания АРС? Ведь ещё летом на заседании Наблюдательного совета руководство компании подвергалось изрядной критике со стороны некоторых его членов. Есть причина для этой критики?
– Причина была чисто внешняя: мол, компания взяла много кредитов, не имеет достаточного объёма свободных денежных средств, которые должны распределяться в виде дивидендов среди акционеров. На самом деле АРС остаётся высоко-прибыльным предприятием: в 1995 году мы получим около полутора триллионов рублей чистой прибыли. Но вся эта прибыль направляется на определённые цели. Треть пойдёт на содержание гигантского коммунально-социального хозяйства, которое исторически сложилось в районах добычи. А остальная часть направляется на инвестиционные нужды – сооружение ГОКа «Юбилейный», подземного рудника «Интернациональный», разработку нефтяных месторождений, геологоразведку, проектирование новых производственных коплексов на трубках «Айхал» и «Мир». При оценке деятельности таких крупных производственных компаний надо мыслить категориями не одного года. С вводом в строй новых объектов начинает высвобождаться прибыль, и общая финансовая картина меняется.
Такие крупные работы невозможно осуществлять только из собственных средств. Как в мире говорят, есть три источника инвестиций: собственные средства, заемный капитал и работа на рынке ценных бумаг. Кредитный рыноку нас в стране ещё не сложился, зарубежные кредиты, как правило, связанные. Вот и получается, что мы должны освоить новые виды деятельности на мировых денежных рынках и рынках ценных бумаг.
– Но, кажется, компанию не поощряют к выходу на западные биржи, а предлагают продать госпакет акций на российском фондовом рынке.
– Пока это вообще невозможно: мы компания закрытого типа, и для каких-либо изменений требуется решение общего собрания акционеров. Но тем не менее мы попали в списки тех предприятий, пакет акций которых банки хотели бы взять в управление, предоставив кредит Правительству России.
– Имеется в виду известная «семёрка» банков?
– «Восьмёрка» во главе с ОНЭКСИМ-банком. Мы убедили Федеральное Правительство, что этого не надо делать, потому что мы имеем очень высокий показатель по прибыли, так что банки будут больше интересоваться этой прибылью, а не вводом в строй новых комбинатов. Кроме того, есть сведения, что некоторые банки получили как бы заказ из-за границы на приобретение акций нашего предприятия. Представьте: банки получат акции АРС за кредит, которые они дадут Правительству России, а став хозяевами пакета, могут его перепродать. Например, той английской фирме, которая ещё
летом обращалась в Госкомимущество с предложением купить госпакет наших акций (32%) за 1-2 миллиарда долларов. И, надо сказать, встретила там определённую поддержку. Между прочим, фирма эта тоже не сама по себе действует, а, как мы знаем, получила заказ от крупной компании, нашего конкурента. Такая тактика не нова.
Знаете, как получилось с Архангельским месторождением? Нам достоверно известно о внедрении туда иностранных компаний через отечественные структуры.
– Ну а с точки зрения интересов отечества есть какой-то смысл в такой приватизации?
– Конечно, нет! Ведь инвестиции в алмазы очень эффективны. Скажем, все капиталовложения в рудник «Мир» – с новым городом, с дорогами, с Вилюйской ГЭС в придачу – окупились меньше чем за пять лет. «Удачный» окупился вообще в два года, а потом пошла чистая прибыль. Можно ли отдавать такое богатство в руки зарубежного капитала, который вложит средства один раз, а потом десятилетия будет получать прибыль ? Мы готовы пустить инвестора в любой инфраструктурный проект, но не в алмазодобычу, где должен присутствовать только российский капитал.
– Вопрос на тему, которая многих будет занимать, по крайней мере, до конца года, – переговоры о новом осглашении с “Де Бирс”. Принятый Думой закон дает вам какие-то новые полномочия?
– Даёт, поскольку узаконивает само существование компании как субъекта переговоров. До сих пор мы действовали как бы по чьему-то поручению. А являясь собственниками алмазов, мы ведём переговоры о сбыте собственной продукции. Но мы прекрасно понимаем, что алмазы – национальное достояние, и государство должно торговлю ими контролировать. Разумно было бы, если бы какой-то правительственный орган, не являясь непосредственным участником переговоров, был бы нашим консультантом и контролёром. Но пока, как вы знаете, всякое движение заморожено с августа. Мы не можем договориться с «Де Бирс» об объёме продаж, поскольку не знаем, будет ли закупать алмазы госфонд и в каком объёме. Так что всё равно требуется какое-то правительственное решение о возобновлении переговоров. Время уже не ждёт. Мы надеемся, что в ближайшие дни вопрос решится.
– Произойдут ли перемены в формах торговли?
– Мы считаем, что торговля нашими алмазами должна идти не в Лондоне, а в Москве и Якутске. «Де Бирс» настаивает на том, что мы должны продавать ей 100% своей добычи, а российские предприятия будут покупать сырьё уже у неё. Но мы на это никогда не пойдём. Мы думаем договориться о разделении рынка: часть будем продавать «Де Бирс», а другую часть – на нашем внутреннем рынке. Но цены должны быть всюду одинаковые, чтобы не было соблазна перетока алмазов и присвоения прибыли перекупщиками.
И внутри России мы хотим работать по той же схеме, которую выработала «Де Бирс» в мире: через единственный канал нашей сбытовой организации камни будут продаваться на первичном рынке некоторым гранильным предприятиям как сайтхолдерам (заводы в Москве, Смоленске, Барнауле явно заслуживают такой статус, а среди СП надо выбрать те, которые занимаются реальным производством в России), а затем ненужное им сырьё эти предприятия будут сбывать на вторичном рынке через систему бирж. Будет, как минимум, две биржи – в Якутске и Москве. Так что российские предприятия получат право первой покупки. Кстати, в законе даже содержится описание такой торговли через биржи.
И на такую систему сбыта мы рассчитываем перейти уже в будущем году.
«Деловой мир», 29 ноября 1995 г