Топливный центр россии сдвигается на восток
Публикации за 2006 год
В Энергетической стратегии России прямо указано, что в развитии топливного комплекса страны регионы Восточной Сибири и Дальнего Востока становятся приоритетными. Фактически речь идёт о сдвиге основных нефтегазодобывающих центров государства на восток. Именно здесь, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, сосредоточена значительная часть топливно-энергетических ресурсов Российской Федерации.
С другой стороны, сопредельные страны Азиатско-Тихоокеанского региона, прежде всего Северо-Восточной Азии, располагают большим потенциалом динамичного развития и мощного энергопотребления. Согласно прогнозам экспертов, спрос на нефть в основных странах АТР в период до 2025 года будет на 25 процентов опережать общемировые потребности, причём почти исключительно за счёт троекратного роста потребления нефтепродуктов в Китае. Спрос на природный газ в странах АТР также будет опережать общемировые темпы. Но уже в 1,8 раза.
Для того чтобы энергетические богатства России служили для неё мощным источником развития, надо сохранять и укреплять наши позиции на мировых рынках. На европейских и ближневосточных они достаточно крепки, хотя приходится выдерживать очень жёсткую конкуренцию. А вот на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона Россия, обладая уникальными запасами нефти и газа, никак не участвует, за исключением небольших объёмов Сахалина. Что, разумеется, неправильно. Тем более, когда Энергетическая стратегия предусматривает резкую диверсификацию экспортных потоков нефти и газа. К 2015-2020 годам доля стран АТР должна подняться до 15-20 процентов.
Добиться этого можно лишь путём комплексного государственного подхода к освоению нефтегазовых ресурсов. Только такой подход определит наиболее рациональные последовательность и сроки освоения месторождений. Только он позволит организовать работу компаний-недропользователей в соответствии с приоритетными задачами социально-экономического развития регионов и страны в целом, даст возможность продавать добываемые углеводороды за рубеж на выгодных для России условиях.
Реализовать такой подход можно лишь при наличии специальной программы. Она должна предусматривать создание в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения, объектов газопереработки и газохимии с учётом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР. Также в комплексе должны рассматриваться строительство нефтепроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан», геологическое изучение территории, порядок предоставления углеводородных месторождений в пользование, размещение предприятий нефтепереработки.
***
Без комплексного осмысления и государственного подхода ни одна из этих задач не будет решена с максимальной пользой для страны. Взять, например, прокладку магистрального нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО). Правительство Республики Саха (Якутия) всегда имело свою точку зрения на этот счёт. Мы обосновывали её не республиканскими, а общероссийскими, федеральными интересами. Во время выступлений мне не раз приходилось говорить о том, что предложенный маршрут нефтепровода из Усть-Кута на Тынду по трассе БАМа невыгоден для государства. Потому что он проходит по абсолютным нефтегазовым пустыням. Исходя из геологической закономерности, там нет и никогда не будет нефтегазовых месторождений.
В результате возникала ситуация, когда задуманное могло быть в принципе не реализовано по той причине, что нефтяные месторождения севера Иркутской области, юга Якутии и, особенно, Эвенкии стали бы неэффективными. И понятно почему. Когда мы, например, получили точку подключения для тала канской нефти в Усть-Куте, то «Сургутнефтегазу» предстояло построить нитку нефтепровода до самой магистрали длиной в 600 км. И если бы трасса магистрали ВСТО не прошла в конечном итоге через само месторождение, то этот проект сегодня бы закрыли. Такой бы стала судьба и других месторождений, потому что, несмотря на своё богатство, они стали бы нерентабельными к отработке из-за огромной длинны подводящих к ВСТО трубопроводов. А это и стоимость проекта, и дополнительные затраты на прокачку нефти.
После долгих обсуждений и вмешательства Президента России Владимира Путина было принято решение строить нефтепровод «Восточная Сибирь – Тихий океан» по «северному маршруту».
***
Но теперь становится очевидной необходимость ещё более срочного принятия мер по комплексному освоению газовых месторождений Сибири и Дальнего Востока.
Предлагаемый «Газпромом» вариант Восточной газовой программы не отвечает задаче, поставленной Правительством России, – создать в кратчайшие сроки единую систему добычи и транспорта газа Восточной Сибири и Дальнего Востока. Она не будет создана ещё в течение 25 лет. Причиной тому – низкий охват месторождений и территории региона намеченной трассой магистрального газопровода вдоль трассы БАМа. Существенно снижаются и возможности последующей газификации субъектов Федерации. Кроме того, возникают значительные расходы на строительство дополнительных газопроводов – отводов от месторождений и перспективных территорий до магистрального газопровода. Наконец, в проекте заложены возможности поставки газа на экспорт в страны АТР только трубопроводным транспортом. Предусмотрена поставка в основном в Китай. Возможность отправки сжиженного газа морем в другие страны АТР не используется.
Позиция Республики Саха (Якутия) заключается в том, что:
- на востоке страны необходимо создать новые мощные центры добычи газа на Сахалине, в Якутии и Иркутской области, соединённые между собой магистральной газопроводной системой;
- трасса восточного магистрального газопровода должна проходить от расположенного в Красноярском крае пункта Проскоково действующей единой газотранспортной системы России до Владивостока в одном коридоре с трассой строящегося нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан», а не вдоль трассы БАМа;
- поставки газа для потребителей восточных регионов страны, в том числе их газификация, создание газоперерабатывающей и газохимической промышленности, приоритетней экспортных;
- поставки сахалинского газа должны осуществляться в сжиженном виде через морские терминалы в страны АТР, а трубопроводным транспортом – на нужды российского рынка;
- из Иркутского и Якутского центров добычи газ на экспорт по трубопроводу должен идти и в Китай, и до дальневосточных морских терминалов, с тем чтобы в сжиженном виде отправляться на экспорт в страны АТР.
Возможности газовых месторождений республики и реальные перспективы значительного прироста запасов позволяют на протяжении 50 с лишним лет поставлять до 35 млрд. куб. м газа в год. При этом должна быть создана единая газотранспортная система, охватывающая Республику Саха (Якутия), Иркутскую область, Амурскую область, Еврейскую автономию, Хабаровский и Приморский края. Решение этой задачи становится ещё более актуальным в свете задач масштабной программы газификации страны.
Предлагаемый Республикой Саха (Якутия) маршрут магистрального газопровода проходит в коридоре уже запроектированных линий электропередач, которые объединят энергосистемы Центральной России и Дальнего Востока, что полностью поддержано РАО «ЕЭС России», а также в районах с наименьшей сейсмичностью. Рельеф трассы в большей ча
сти равнинный, проходит в непосредственной близости от достаточно крупных населённых пунктов через территорию Южно-Якутского промышленного района с относительно развитой инфраструктурой, что существенно облегчает доставку материалов, проведение строительных работ, обеспечение кадрами, поскольку в регионе имеются значительные трудовые ресурсы.
Все эти факторы, безусловно, окажут большой эффект для повышения инвестиционной привлекательности нефтегазовых проектов, создадут предпосылки для освоения месторождений других полезных ископаемых не только Республики Саха (Якутия), но и других субъектов Федерации, ускорят развитие новых промышленных отраслей, агропромышленного комплекса и обеспечат в целом надёжную базу энергетической безопасности России.
Одновременное вовлечение в разработку нефтяных и газовых месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока и строительство трубопроводной инфраструктуры позволят создать на востоке страны единую сеть промышленных центров по добыче, транспортировке и переработке нефти и природного газа. С одной стороны, это приведёт к ощутимым переменам в экономике, социальной жизни большинства субъектов Федерации нашего региона. С другой – станет серьёзной основой для расширения рынков сбыта в странах Азиатско-Тихоокеанского региона и важным инструментом в решении геополитических вопросов.
Сейчас в стоимостной структуре промышленного производства Республики Саха (Якутия) доминирует минерально-сырьевая специализация. Она составляет 68 процентов по отношению к 23 топливно-энергетической. К 2020 году соотношение будет как 55 к 35. А дальнейшая диверсификация экономики за счёт развития новых секторов (информационнокоммуникационного, наукоёмких производственных услуг, обрабатывающих производств и других) повысит гибкость и устойчивость всей хозяйственной жизни.
***
Другим стратегическим направлением развития топливно-энергетического сектора является создание единой национальной электрической сети России на востоке и обеспечение выхода на экспортные рынки.
В настоящее время Якутская энергосистема работает четырьмя изолированными энергорайонами (Северный, Западный, Центральный и Южно-Якутский) на базе собственных источников электроэнергии. При этом связь с объединённой энергосистемой (ОЭС) востока имеет только Южно-Якутский энергорайон. Таким образом, для энергосистемы Республики Саха (Якутия) характерны те же проблемы, что и для многих энергосистем всего северо-востока страны. Это технологическая изолированность, наличие большого количества различных типов энергоисточников (также изолированных в рамках одной энергосистемы) – ГЭС, ТЭС, ТЭЦ на угле и природном газе, ДЭС малой мощности – и наконец, отсутствие магистральных межрегиональных электрических сетей.
В то же время уже имеются в наличии свободные электрические мощности. Вдобавок ведётся опережающее развитие генерирующих мощностей как на западе (завершение строительства Светлинской ГЭС), так и на юге Якутии (начались реальные действия по обоснованию проекта Южно-Якутского гидроэнергетического комплекса). У наших западных соседей – в Красноярском крае – возобновлено строительство Богучанской ГЭС. У восточных соседей – в Магаданской области – строительство Усть-Среднеканской ГЭС. У южных соседей – в Амурской области – вводятся один за другим энергоблоки на Бурейской ГЭС. Мощности генерирующих источников растут, но они заперты в своих энергосистемах. Причина одна: нет магистральных межрегиональных электрических сетей, а также отсутствуют экспортные электрические связи.
В настоящее время разрабатывается схема объединения энергосистем Восточной Сибири и Дальнего Востока. Создание единой национальной электрической сети России (ЕНЭС) на востоке пройдёт через узлы централизованного электроснабжения Красноярского края, Иркутской области, Республики Саха (Якутия), Магаданской и Амурской областей.
Схема объединения энергосистем Восточной Сибири и Дальнего Востока через узлы централизованного электроснабжения Республики Саха (Якутия) – один из проектов, призванных в соответствии с поручением Президента России решить задачу опережающего развития транспортной и энергетической инфраструктур Дальнего Востока. Проект предусматривает создание электрической связи между восточной и европейской частями ЕЭС России, развитие электрической связи между ОЭС Сибири и ОЭС Востока.
В этом заинтересованы как недропользователи, так и субъекты Федерации. Уже сегодня ощущается дефицит мощностей в районах Севера, Иркутской области и Забайкалье.
Объединение Западного и Центрального регионов Якутии с единой энергосистемой России обеспечит высвобождение мощностей на юге Дальнего Востока для экспортных поставок электроэнергии в страны АТР.
Важнейшим проектом, способным дать ускоренное развитие экономике республики и соседних регионов, а также увеличить экспорт электроэнергии в другие страны, является Южно-Якутский гидроэнергетический комплекс (ЮЯГЭК). Он основан на использовании гидроресурсов бассейна реки Алдан, её притоков Учур и Тимптон и реки Олёкма, где есть все условия для строительства гидроэлектростанций. Проект включает в себя строительство 9 ГЭС суммарной мощностью 8,4 тыс. мегаватт и среднегодовой выработкой порядка 35 млрд. кВт.час. В отличие от большинства действующих ГЭС здесь не будет больших водохранилищ.
Электростанции не затронут земель сельскохозяйственного назначения и площади затопления будут минимальны (например, площадь затопления при строительстве Учурской ГЭС в 45 раз меньше, чем при сооружении Зейской ГЭС), что в конечном счёте позволит минимизировать негативное воздействие на окружающую среду.
По оценкам, затраты на строительство ЮЯГЭКа составят около 8,2 млрд. долларов, первый гидроагрегат должен быть введён в 2013 году.
В перспективе ЮЯГЭК также войдёт в состав Единой национальной энергетической системы, и значительная часть вырабатываемой электроэнергии будет поставляться за рубеж. Экспорт возобновляемого энергоресурса – это выгодно и широко используется в других странах, например в Канаде, которая сама не нуждается в больших приростах энергомощностей, но на её территории построены и продолжается строительство гидроэлектростанций для продажи электроэнергии в США.
Сейчас готовится технико-экономическое обоснование строительства ЮЯГЭК. Для этих целей РАО «ЕЭС» выделило 460 млн. рублей. Подписано соглашение с РАО «ЕЭС», Федеральной гидрогенерирующей компанией (ГидроОГК) и Федеральной сетевой компанией (ФСК) ЕЭС. Образована и активно действует межведомственная рабочая группа.
***
Создание в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке развитой энергетической инфраструктуры в виде общенациональных и межгосударственных газо-, нефтепроводов, предприятий по переработке углеводородного сырья, энергетических связующих мостов позволит повысить энергетическую безопасность и надёжность энерго-топливоснабжения потребителей разных стран, снизить стоимость энергоносителей, внести вклад в решение экологических проблем.
Но решение столь масштабных задач предполагает и приложение совместных усилий как заинтересованных регионов, так и федеральных органов власти. Например, надо законодательным путём стимулировать инвестиционную активность в нефтегазовом комплексе и секторе электроэнергетики. Необходимо также объединить усилия для разработки комплексной долгосрочной стратегии энергетического взаимодействия России и стран Северо-Восточной Азии для совместного планирования энергетической кооперации российских регионов, совместных действий по ускоренному технологическому обновлению энергетической отрасли.
Словом, диктуемый жизнью перенос топливно-энергетического центра России в Восточную Сибирь и на Дальний Восток не должен нас застать неподготовленными.
Вячеслав ШТЫРОВ, Президент Республики Саха (Якутия),
«Российская Федерация сегодня», №17 (сентябрь), 2006 г. – С. 27-29.