Публикации за 2006 год

В Энергетической стратегии России прямо указано, что в раз­витии топливного комплекса страны регионы Восточной Сибири и Дальнего Востока становятся приоритетными. Фактически речь идёт о сдвиге основных нефтегазодобывающих центров государ­ства на восток. Именно здесь, в Восточной Сибири и на Дальнем Вос­токе, сосредоточена значительная часть топливно-энергетических ресурсов Российской Федерации.

С другой стороны, сопредельные страны Азиатско-Тихоокеанского региона, прежде всего Северо-Восточной Азии, располагают большим потенциалом динамичного развития и мощного энергопотребления. Согласно прогнозам экспертов, спрос на нефть в основных стра­нах АТР в период до 2025 года будет на 25 процентов опережать общемировые потребности, причём почти исключительно за счёт троекратного роста потребления нефтепродуктов в Китае. Спрос на природный газ в странах АТР также будет опережать общемиро­вые темпы. Но уже в 1,8 раза.

Для того чтобы энергетические богатства России служили для неё мощным источником развития, надо сохранять и укреплять наши позиции на мировых рынках. На европейских и ближневосточ­ных они достаточно крепки, хотя приходится выдерживать очень жёсткую конкуренцию. А вот на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона Россия, обладая уникальными запасами нефти и газа, ни­как не участвует, за исключением небольших объёмов Сахалина. Что, разумеется, неправильно. Тем более, когда Энергетическая страте­гия предусматривает резкую диверсификацию экспортных пото­ков нефти и газа. К 2015-2020 годам доля стран АТР должна под­няться до 15-20 процентов.

Добиться этого можно лишь путём комплексного государствен­ного подхода к освоению нефтегазовых ресурсов. Только такой под­ход определит наиболее рациональные последовательность и сроки освоения месторождений. Только он позволит организовать работу компаний-недропользователей в соответствии с приоритетными зада­чами социально-экономического развития регионов и страны в целом, даст возможность продавать добываемые углеводороды за рубеж на выгодных для России условиях.

Реализовать такой подход можно лишь при наличии специаль­ной программы. Она должна предусматривать создание в Восточ­ной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транс­портировки газа и газоснабжения, объектов газопереработки и газохимии с учётом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР. Также в комплексе должны рассматриваться строительство нефтепроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан», геологическое изучение территории, порядок предо­ставления углеводородных месторождений в пользование, разме­щение предприятий нефтепереработки.

***

Без комплексного осмысления и государственного подхода ни одна из этих задач не будет решена с максимальной пользой для страны. Взять, например, прокладку магистрального нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО). Правительство Республики Саха (Якутия) всегда имело свою точку зрения на этот счёт. Мы обосновывали её не республиканскими, а общероссийскими, федеральными интересами. Во время выступлений мне не раз приходилось говорить о том, что пред­ложенный маршрут нефтепровода из Усть-Кута на Тынду по трассе БАМа невыгоден для государства. Потому что он проходит по абсолютным нефтегазовым пустыням. Исходя из геологической закономерности, там нет и никогда не будет нефтегазовых месторождений.

В результате воз­никала ситуация, когда задуманное могло быть в принципе не реализо­вано по той причине, что нефтяные месторождения севера Иркутской области, юга Якутии и, особенно, Эвенкии стали бы неэффективными. И понятно почему. Когда мы, например, получили точку подключения для тала канской нефти в Усть-Куте, то «Сургутнефтегазу» предстояло построить нитку нефтепровода до самой магистрали длиной в 600 км. И если бы трасса магистрали ВСТО не прошла в конечном итоге через само месторождение, то этот проект сегодня бы закрыли. Такой бы ста­ла судьба и других месторождений, потому что, несмотря на своё бо­гатство, они стали бы нерентабельными к отработке из-за огромной длинны подводящих к ВСТО трубопроводов. А это и стоимость проекта, и дополнительные затраты на прокачку нефти.

После долгих обсуждений и вмешательства Президента России Вла­димира Путина было принято решение строить нефтепровод «Восточ­ная Сибирь – Тихий океан» по «северному маршруту».

***

Но теперь становится очевидной необходимость ещё более сроч­ного принятия мер по комплексному освоению газовых месторож­дений Сибири и Дальнего Востока.

Предлагаемый «Газпромом» вариант Восточной газовой прог­раммы не отвечает задаче, поставленной Правительством Рос­сии, – создать в кратчайшие сроки единую систему добычи и транс­порта газа Восточной Сибири и Дальнего Востока. Она не будет создана ещё в течение 25 лет. Причиной тому – низкий охват месторож­дений и территории региона намеченной трассой магистрального газо­провода вдоль трассы БАМа. Существенно снижаются и возможности последующей газификации субъектов Федерации. Кроме того, возника­ют значительные расходы на строительство дополнительных газопро­водов – отводов от месторождений и перспективных территорий до ма­гистрального газопровода. Наконец, в проекте заложены возможности поставки газа на экспорт в страны АТР только трубопроводным транс­портом. Предусмотрена поставка в основном в Китай. Возможность от­правки сжиженного газа морем в другие страны АТР не используется.

Позиция Республики Саха (Якутия) заключается в том, что:

  • на востоке страны необходимо создать новые мощные центры до­бычи газа на Сахалине, в Якутии и Иркутской области, соединённые между собой магистральной газопроводной системой;
  • трасса восточного магистрального газопровода должна проходить от расположенного в Красноярском крае пункта Проскоково действу­ющей единой газотранспортной системы России до Владивостока в одном коридоре с трассой строящегося нефтепровода «Восточная Си­бирь – Тихий океан», а не вдоль трассы БАМа;
  • поставки газа для потребителей восточных регионов страны, в том числе их газификация, создание газоперерабатывающей и газохимиче­ской промышленности, приоритетней экспортных;
  • поставки сахалинского газа должны осуществляться в сжиженном виде через морские терминалы в страны АТР, а трубопроводным транс­портом – на нужды российского рынка;
  • из Иркутского и Якутского центров добычи газ на экспорт по трубо­проводу должен идти и в Китай, и до дальневосточных морских терми­налов, с тем чтобы в сжиженном виде отправляться на экспорт в страны АТР.

Возможности газовых месторождений республики и реальные пер­спективы значительного прироста запасов позволяют на протяжении 50 с лишним лет поставлять до 35 млрд. куб. м газа в год. При этом должна быть создана единая газотранспортная система, охватывающая Респу­блику Саха (Якутия), Иркутскую область, Амурскую область, Еврейскую автономию, Хабаровский и Приморский края. Решение этой задачи ста­новится ещё более актуальным в свете задач масштабной программы газификации страны.

Сейсмическое районирование зон прохождения трасс магистральных газопроводов Восточной Сибири и Дальнего Востока.

Предлагаемый Республикой Саха (Якутия) маршрут магистрального газопровода проходит в коридоре уже запроектированных линий элек­тропередач, которые объединят энергосистемы Центральной России и Дальнего Востока, что полностью поддержано РАО «ЕЭС России», а также в районах с наименьшей сейсмичностью. Рельеф трассы в большей ча

сти равнинный, проходит в непосредственной близости от достаточно крупных населённых пунктов через территорию Южно-Якутского про­мышленного района с относительно развитой инфраструктурой, что су­щественно облегчает доставку материалов, проведение строительных работ, обеспечение кадрами, поскольку в регионе имеются значитель­ные трудовые ресурсы.

Все эти факторы, безусловно, окажут большой эффект для повышения инвестиционной привлекательности нефтегазовых проектов, создадут предпосылки для освоения месторождений других полезных ископае­мых не только Республики Саха (Якутия), но и других субъектов Феде­рации, ускорят развитие новых промышленных отраслей, агропромыш­ленного комплекса и обеспечат в целом надёжную базу энергетической безопасности России.

Одновременное вовлечение в разработку нефтяных и газовых месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока и строи­тельство трубопроводной инфраструктуры позволят создать на востоке страны единую сеть промышленных центров по до­быче, транспортировке и переработке нефти и природного газа. С одной стороны, это приведёт к ощутимым переменам в эконо­мике, социальной жизни большинства субъектов Федерации наше­го региона. С другой – станет серьёзной основой для расширения рынков сбыта в странах Азиатско-Тихоокеанского региона и важ­ным инструментом в решении геополитических вопросов.

Сейчас в стоимостной структуре промышленного производства Республики Саха (Якутия) доминирует минерально-сырьевая специализация. Она составляет 68 процентов по отношению к 23 топливно-энергетической. К 2020 году соотношение будет как 55 к 35. А дальнейшая диверсифи­кация экономики за счёт развития новых секторов (информационно­коммуникационного, наукоёмких производственных услуг, обрабаты­вающих производств и других) повысит гибкость и устойчивость всей хозяйственной жизни.

***

Другим стратегическим направлением развития топливно-энер­гетического сектора является создание единой национальной электри­ческой сети России на востоке и обеспечение выхода на экспортные рынки.

В настоящее время Якутская энергосистема работает четырьмя изо­лированными энергорайонами (Северный, Западный, Центральный и Южно-Якутский) на базе собственных источников электроэнергии. При этом связь с объединённой энергосистемой (ОЭС) востока имеет только Южно-Якутский энергорайон. Таким образом, для энергосистемы Ре­спублики Саха (Якутия) характерны те же проблемы, что и для многих энергосистем всего северо-востока страны. Это технологическая изо­лированность, наличие большого количества различных типов энерго­источников (также изолированных в рамках одной энергосистемы) – ГЭС, ТЭС, ТЭЦ на угле и природном газе, ДЭС малой мощности – и нако­нец, отсутствие магистральных межрегиональных электрических сетей.

В то же время уже имеются в наличии свободные электрические мощ­ности. Вдобавок ведётся опережающее развитие генерирующих мощ­ностей как на западе (завершение строительства Светлинской ГЭС), так и на юге Якутии (начались реальные действия по обоснованию проекта Южно-Якутского гидроэнергетического комплекса). У наших западных соседей – в Красноярском крае – возобновлено строительство Богучан­ской ГЭС. У восточных соседей – в Магаданской области – строительство Усть-Среднеканской ГЭС. У южных соседей – в Амурской области – вво­дятся один за другим энергоблоки на Бурейской ГЭС. Мощности гене­рирующих источников растут, но они заперты в своих энергосистемах. Причина одна: нет магистральных межрегиональных электрических се­тей, а также отсутствуют экспортные электрические связи.

В настоящее время разрабатывается схема объединения энергоси­стем Восточной Сибири и Дальнего Востока. Создание единой нацио­нальной электрической сети России (ЕНЭС) на востоке пройдёт через узлы централизованного электроснабжения Красноярского края, Ир­кутской области, Республики Саха (Якутия), Магаданской и Амурской областей.

Схема объединения энергосистем Восточной Сибири и Дальнего Востока через узлы централизованного электроснабжения Респу­блики Саха (Якутия) – один из проектов, призванных в соответ­ствии с поручением Президента России решить задачу опережаю­щего развития транспортной и энергетической инфраструктур Дальнего Востока. Проект предусматривает создание электри­ческой связи между восточной и европейской частями ЕЭС России, развитие электрической связи между ОЭС Сибири и ОЭС Востока.

В этом заинтересованы как недропользователи, так и субъекты Феде­рации. Уже сегодня ощущается дефицит мощностей в районах Севера, Иркутской области и Забайкалье.

Объединение Западного и Центрального регионов Якутии с единой энергосистемой России обеспечит высвобождение мощностей на юге Дальнего Востока для экспортных поставок электроэнергии в страны АТР.

Якутия. Алданский район. Выбор створа будущей гидроэлектростанции на реке Тимптон.
Технический директор РАО «ЕЭС России» Б.Ф. Вайнзихер, Президент Якутии В.А. Штыров, Министр экономики Якутии В.П. Ефимов, генеральный директор ОАО «Русгидро»
В.Ю. Синюгин, первый заместитель Председателя Правительства Якутии Г.Ф. Алексеев. 2006 г.

Важнейшим проектом, способным дать ускоренное развитие эконо­мике республики и соседних регионов, а также увеличить экспорт элек­троэнергии в другие страны, является Южно-Якутский гидроэнергети­ческий комплекс (ЮЯГЭК). Он основан на использовании гидроресур­сов бассейна реки Алдан, её притоков Учур и Тимптон и реки Олёкма, где есть все условия для строительства гидроэлектростанций. Проект включает в себя строительство 9 ГЭС суммарной мощностью 8,4 тыс. мегаватт и среднегодовой выработкой порядка 35 млрд. кВт.час. В от­личие от большинства действующих ГЭС здесь не будет больших водо­хранилищ.

Электростанции не затронут земель сельскохозяйственного назначения и площади затопления будут минимальны (например, пло­щадь затопления при строительстве Учурской ГЭС в 45 раз меньше, чем при сооружении Зейской ГЭС), что в конечном счёте позволит миними­зировать негативное воздействие на окружающую среду.

По оценкам, затраты на строительство ЮЯГЭКа составят око­ло 8,2 млрд. долларов, первый гидроагрегат должен быть введён в 2013 году.

В перспективе ЮЯГЭК также войдёт в состав Единой национальной энергетической системы, и значительная часть вырабатываемой элек­троэнергии будет поставляться за рубеж. Экспорт возобновляемого энергоресурса – это выгодно и широко используется в других странах, например в Канаде, которая сама не нуждается в больших приростах энергомощностей, но на её территории построены и продолжается строительство гидроэлектростанций для продажи электроэнергии в США.

Сейчас готовится технико-экономическое обоснование строитель­ства ЮЯГЭК. Для этих целей РАО «ЕЭС» выделило 460 млн. рублей. Под­писано соглашение с РАО «ЕЭС», Федеральной гидрогенерирующей компанией (ГидроОГК) и Федеральной сетевой компанией (ФСК) ЕЭС. Образована и активно действует межведомственная рабочая группа.

***

Создание в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке развитой энергетической инфраструктуры в виде общенациональных и межгосударственных газо-, нефтепроводов, предприятий по пе­реработке углеводородного сырья, энергетических связующих мо­стов позволит повысить энергетическую безопасность и надёж­ность энерго-топливоснабжения потребителей разных стран, снизить стоимость энергоносителей, внести вклад в решение экологических проблем.

Но решение столь масштабных задач предполагает и приложение со­вместных усилий как заинтересованных регионов, так и федеральных органов власти. Например, надо законодательным путём стимули­ровать инвестиционную активность в нефтегазовом комплексе и секторе электроэнергетики. Необходимо также объединить уси­лия для разработки комплексной долгосрочной стратегии энер­гетического взаимодействия России и стран Северо-Восточной Азии для совместного планирования энергетической кооперации российских регионов, совместных действий по ускоренному техно­логическому обновлению энергетической отрасли.

Словом, диктуемый жизнью перенос топливно-энергетического цен­тра России в Восточную Сибирь и на Дальний Восток не должен нас за­стать неподготовленными.

Вячеслав ШТЫРОВ, Президент Республики Саха (Якутия),
«Российская Федерация сегодня», №17 (сентябрь), 2006 г. – С. 27-29.