Публикации за 2006 год

Интервью Президента Республики Саха (Якутия) В.А. Штырова журналу «Эксперт»

Едва начался 2006 год, как многие поспешили окрестить его «годом Якутии». Уже в первую неделю января Президент России Владимир Путин провёл большое совещание по проблемам и перспективам развития Республики Саха (Якутия), а вслед за этим глава государства подписал и поручения Правительству страны, нацеленные на решение комплекса экономических и социальных проблем этой территории. Причём эксперты подчеркнули, что за последние пять лет практиче­ски ни одно совещание или заседание Госсовета не завершалось столь обширным перечнем задач, сформулированных Президентом.

О том, почему это случилось, и о роли, которую должен сыграть северный реги­он в российской экономике, в интервью журналу «Эксперт» рассказал Президент Республики Саха (Якутия) Вячеслав Штыров.

Президент Республики Саха (Якутия) В.А. Штыров

– Я думаю, что ключевым моментом как совещания в Якутске, так и последующих действий Президента страны стала нацеленность на стра­тегическое развитие России. Ведь не случайно глава государства всё время оперировал не столько категориями нашего региона, сколько проблемами всей Восточной Сибири и Дальнего Востока. Здесь нужно учитывать две вещи. Первое – вектор политической и экономической активности Российской Федерации постепенно смещается: прежде мы ориентировались в основном на Запад, теперь много внимания уделя­ем и Востоку.

Второй фактор – высокий потенциал Якутии, причём как с точки зрения природных ресурсов, так и по уровню различных нарабо­ток, приспособленных к условиям Крайнего Севера, без чего динамич­ное развитие Дальневосточного региона уже невозможно. Это логично. Государства Азиатско-Тихоокеанского региона начинают играть всё более важную роль в мировом масштабе, а Россия – евразийская страна. Соответственно, мы должны усилить свои геополитиче­ские позиции на Востоке, увеличить долю в глобальном сотрудни­честве. И Якутия здесь может и должна участвовать в решении такой, например, задачи, как энергетическая безопасность страны. В обозри­мом будущем цивилизация будет оставаться углеводородной: реальной альтернативы этому сырью пока нет.

На территории Республики Саха (Якутия) имеются большие запасы нефти и газа, плюс к тому – самый крупный на планете Ленско-Тунгусский угольный бассейн и огромный гидроэнергетический потенциал, который составляет порядка 20 про­центов от общефедерального.

В общем, получилось так, что Якутия – это, с одной стороны, далеко и холодно, а с другой – колоссальный запас всяческих богатств. И в та­ком контексте значимость республики для всей страны резко воз­растает.

– А не вышло так, что, начав строить грандиозные планы, упустили главное: кто и каким образом их должен реализовывать? Ведь для освое­ния тех же природных ресурсов нужны нормальная инфраструктура, жильё, развитые социалка и сфера услуг, крепкая продовольственная база.

У республики сегодня очень неплохие показатели развития и в промышленности, и, что особенно важно, – в аграрном секторе. Несмотря на действительно экстремальные условия Крайнего Се­вера, ситуация в экономике стабильная, в целом хороший психоло­гический климат, жители настроены на позитивный лад. Вместе с тем совещание ни в коей мере не страдало «глобализмом», его темати­ка не исчерпывалась сырьевыми вопросами.

Напротив, конструктивно обсуждались проблемы медицины, возведения жилья, образования, малого бизнеса, аграрного сектора. Например, может показаться уди­вительным, но Якутия занимает лидирующее место по развитию сельского хозяйства в Дальневосточном федеральном округе: у нас показатели выше, чем в более южных регионах – Амурской обла­сти, Хабаровском крае. Причём речь идёт не только о традицион­ных промыслах – оленеводстве, рыболовстве, – но и о разведении лошадей, крупного рогатого скота, землепашестве.

Хотя в целом груз социальных проблем остаётся большим. Тут и низ­кий уровень зарплаты бюджетников, и маленькие пенсии, и ряд других проблем. Поэтому была поставлена задача удвоения в ближайшие годы доходов населения. Причём не номинальных, а реальных.

– За счёт чего это может быть сделано?

Только за счёт интенсификации развития экономики. А в наших условиях это невозможно без создания полноценной транспорт­ной инфраструктуры. Речь идёт не только о транспорте в обще­принятом понимании – речном, железнодорожном, автомобиль­ном, – но и о трубопроводном для доставки потребителям нефти и газа, о ЛЭП для переброски электроэнергии. Хотя и традиционный транспорт играет для нас жизненно важную роль: значительная часть территории региона вообще вне зоны круглосуточной доступности. Ряд районов мы обеспечиваем через Северный морской путь, а затем по большим и малым рекам. Другие – по железной дороге до Усть-Кута в Иркутской области, по реке Лене и её притокам и далее автомобилями. И каждый раз это как крупная военная операция: за три месяца нужно ввезти в республику годовой запас всего необходимого.

Иркутская область. Контроль за ходом навигации в верховьях реки Лены.
Начальник Ленского государственного бассейнового управления водных путей и судоходства Ю.А. Долженко, Президент Якутии В.А. Штыров.

Чтобы кардинально решить вопрос, надо проложить железно­дорожную ветку до города Якутска, вокруг которого расположена значительная часть нашей промышленности и живёт около половины населения республики. Ветка свяжет нас с БАМом и Транссибом и по­зволит почти забыть о северном завозе (останутся лишь самые отда­лённые районы Арктического побережья Якутии). Она строится уже лет пятнадцать и наполовину готова. Но в последние три года все ра­боты велись только за счёт бюджета республики. Сейчас ситуация из­менилась: половину оставшихся работ финансирует Республика Саха (Якутия), 20 процентов – Правительство Российской Федерации, а ещё

30 процентов – «Российские железные дороги». Цена вопроса, с учётом сооружения моста через Лену и создания инфраструктуры, – порядка двух с половиной миллиардов долларов. По окончании строительства его участники, видимо, создадут акционерное общество.

Но это лишь часть планов по решению проблемы. Ещё одна задача – строительство из Якутска опорной сети автодорог, включая трас­сы до Магадана и Усть-Кута. Тогда получится, что с юга на север в Якутию придёт железная дорога, с запада и востока – автомобильные. Я думаю, что в основном этот проект будет реализован к 2011-2012 годам.

Всё это крайне важно не только для экономики, но и для людей. Сегодня ведь у них нередко просто нет возможности выехать за преде­лы республики на отдых, учёбу, к родственникам, на лечение. Простой пример: на совещание в рамках Дальневосточного федерального окру­га в Якутск из Магадана недавно приезжал наш сосед – губернатор Мага­данской области. По прямой это 2000 километров, самолётом – полтора- два часа. Но он летел через Москву, куда из Магадана добираться семь часов, и ещё шесть часов – из столицы до Якутска. И точно так же назад. Разве это нормально?

Энергетический ресурс

– Понятно, что транспорт даст толчок развитию прочих отрас­лей. Как я понимаю, серьёзная ставка делается на добычу энергетиче­ского сырья. О каких нефтегазовых проектах идёт речь?

– Я разделил бы нефть и газ: у нас ситуация в этих отраслях раз­ная. Якутская «нефтянка» очень молодая – добываем нефть только последние лет десять и в очень маленьких объёмах, примерно 200­300 тысяч тонн за год. Всё это идёт на собственные нужды – как топли­во для котельных. Однако республика располагает целой серией месторождений, суммарные запасы которых составляют пол­миллиарда тонн. Из них примерно половину с учётом современных технологий можно извлечь достаточно легко. И сейчас уже развора­чиваются масштабные работы по освоению месторождений, там действуют такие крупные компании, как «АЛРОСА», «Сургутнефтегаз», «Таас-Юряхнефтегаздобыча». Причём задачи у них разные: «АЛРОСА» будет добывать сырьё и строить нефтеперерабатывающий завод для собственных нужд.

«Таас-Юряхнефтегаздобыча» планирует ежегодно перерабатывать порядка миллиона тонн нефти для нужд республики и ещё два миллиона отгружать через трубопровод потребителям вне Якутии. «Сургутнефтегаз» целиком ориентирован на магистральный нефтепровод Тайшет-Находка, через который углеводороды будут по­ставляться на российский рынок и за рубеж.

А вот газ мы добываем уже почти пятьдесят лет и в Российской Федерации по объёмам добычи занимаем пятое место: речь идёт об 1,6 миллиарда кубометров в год. Хотя всё это опять-таки потребляется вну­три республики. Зато уровень её газификации весьма высок: половину Якутии теплом и электричеством снабжают газовые котельные и тур­бинные электростанции, в последние четыре года мы проложили свы­ше тысячи километров трубопроводов и обеспечили газом около пяти тысяч домов в сёлах. В своей работе газ используют десятки крупных производств, накоплен уникальный опыт строительства газовых систем в вечной мерзлоте. К примеру, не так давно провели почти трёхкилометровый магистральный трубопровод под Леной – это самый длинный в мире газопровод под рекой.

Однако речь идёт о большем: Республика Саха (Якутия) должна стать одной из трёх крупнейших газовых провинций на террито­рии Восточной Сибири и Дальнего Востока и обеспечить поставки топлива как в самые восточные регионы России, так и за рубеж. Для этого есть главное – месторождения, где можно добывать до 50 мил­лиардов кубометров газа в год. Это колоссальный объём! Но стартовать проект пока не может: федеральное Правительство с 2002 года никак не утвердит схему газификации Дальнего Востока и Восточной Сибири, а от этого зависит то, как пойдёт магистральная труба и, соответственно, какие промыслы станут развиваться. Мы торопим, ведь тут сплетаются наши интересы и интересы всей страны: топливо необходимо, напри­мер, таким крупным регионам, как Хабаровский и Приморский края, Амурская и Читинская области, Еврейский автономный округ, и, более того, оно, возможно, пойдёт на экспорт в Китай, Корею.

– А что планируете делать с другими энергоносителями – углём, гидроэнергетикой?

У нашей угольной промышленности сейчас, я бы сказал, от­крылось второе дыхание. В России, да и в мире растёт спрос на кок­сующийся уголь: лишь за последние два года цены на него поднялись в два-три раза. И Южная Якутия стала важной базой этого сырья для отечественной металлургии. Впрочем, продаём его ещё и в Японию, Южную Корею. Однако действующие месторождения не вечны, и мы рассчитываем на большой проект, связанный с Эльгинским ме­сторождением. Запасы кокса там гигантские – на балансе стоит свыше двух миллиардов тонн, а в принципе разведано в два с половиной раза больше.

Якутия. Нерюнгринский район. На Эльгинском месторождении коксующихся углей. 2005 г.

На этой базе планируем создать мощное предприятие по добыче 30 миллионов тонн угля в год. Примерно половина его пойдёт на внутренний рынок, ещё половина через порт Ванино может постав­ляться в Японию, Китай, Корею. Ещё не так давно КНР была крупнейшим

производителем и экспортёром угля, но пару лет назад всё изменилось: теперь китайцам угля не хватает даже для себя. Такие перемены на рын­ке значительно подняли интерес к якутским углям, и сейчас в республи­ку приходят крупнейшие добывающие компании. Я думаю, с их опытом и инвестициями эффективность отрасли серьёзно возрастёт.

Теперь об электроэнергетике. В республике сегодня действуют три гидроэлектростанции, в том числе Вилюйская ГЭС-1 – первая в мире на вечной мерзлоте. Есть также несколько тепловых станций. Пока этих мощностей в принципе хватало, но если говорить о более масштабном освоении богатств Якутии, то следует всерьёз планировать и расшире­ние энергетической базы. К примеру, компания «Полюс» уже сделала запрос на подключение крупных потребителей электроэнергии на ме­сторождениях «Нежданинское» и «Сухой Лог», где тысячи тонн золота. Позже энергия понадобится и для добычи угля, нефти, газа, алмазов, урана, железной руды, для перерабатывающих предприятий.

Эта задача решаема. Сейчас вместе с РАО «ЕЭС России» мы делаем технико-экономическое обоснование Южно-Якутского гидроэнер­гетического комплекса. Этот регион, по сути, большая горная страна: Становой хребет, мощные реки, хорошие каньоны. То есть все условия для создания гидроэлектростанций. И уже есть проработки проекта строительства каскада ГЭС, способных производить до 20 миллиардов киловатт-часов энергии. Это сопоставимо с выработкой, к примеру, Красноярской ГЭС. Если ввести этот узел, то можно будет дать электро­энергию на Дальний Восток и ликвидировать там малоэффективные электростанции, работающие на буром угле. Кроме того, высвободятся мощности для экспорта энергии в Китай.

Правда, есть ещё одна проблема: сейчас три основных энергорайо­на Якутии изолированы друг от друга. А это значит, что даже при на­личии избыточных мощностей нет возможности перебрасывать энер­гию туда, где ощущается её дефицит. Значит, все три системы надо не только связать между собой, но и включить в единую энергоси­стему Дальнего Востока. И вот тогда, после соединения послед­ней с объединёнными энергосистемами центра, запада страны и Колымы, впервые может появиться действительно объединённая энергосистема всей России. В принципе, этот проект согласован с РАО «ЕЭС России», и мы готовимся начать его реализацию.

От сырья – к продуктам

– Вячеслав Анатольевич, много лет экономика Якутии была факти­чески моноструктурной: упор делался на добычу сырья. И сейчас вновь речь идёт о крупных сырьевых проектах. А есть ли планы создания перерабатывающих производств, в каких отраслях они могут разви­ваться?

– Здесь нужно подходить к проблеме взвешенно, с учётом особен­ностей региона и рыночной ситуации. Перерабатывающие предпри­ятия – не самоцель. Они должны быть рентабельны и конкурен­тоспособны, выпуск продукции на них должен быть экономически оправдан. Большую роль в этом вопросе играют такие факторы, как территориальная удалённость Республики Саха (Якутия) от большин­ства внутренних и внешних рынков, слабая транспортная инфраструк­тура, вечная мерзлота, повышенные северные издержки.

Я уже говорил о высоком уровне развития нашего сельского хозяй­ства. Добавлю некоторые цифры: в республике находится 92 процента поголовья лошадей всего Дальнего Востока, половина крупного рога­того скота и примерно треть оленей. В общей сложности почти полмил­лиона голов. Продукция животноводства востребована в Дальне­восточном федеральном округе и может быть без проблем доставле­на в торговлю. То есть это направление эффективно, и за последние четыре года мы запустили десятки новых производств по перера­ботке сельхозпродукции.

Возьмём другую сферу – минеральные ресурсы. В алмазной и золо­тодобывающей промышленности стоимость самого сырья настолько велика, что стоимость рабочей силы, как бы высока она ни была, состав­ляет совсем небольшую долю в цене готового продукта. Значит, здесь мы тоже можем конкурировать. Поэтому в республике активно разви­ваются обработка алмазов и ювелирная промышленность. Начи­нали с нуля, а сейчас производим изделий на 300 миллионов долларов в год.

Это сферы в основном малого и среднего бизнеса. Есть и более мас­штабные проекты. Например, планируемый резкий рост добычи нефти позволил говорить о собственных нефтеперерабатывающих заводах. Сейчас заканчивается разработка технико-экономического обоснова­ния нескольких вариантов такого предприятия – его мощность составит от полумиллиона до миллиона тонн переработанного сырья. С одной стороны, это развитие промышленности, новые рабочие места, налоги; с другой – возможность перейти хотя бы на частичное самообеспечение республики нефтепродуктами. Это куда дешевле, чем везти их, скажем, из Омска или Ачинска. То же самое можно сказать о переработке древе­сины. С участием наших алмазодобывающих компаний создана лес­ная промышленность с полным циклом производства. Выпускают всевозможную столярку, строительные материалы, предметы обихода.

Другое направление – переработка сурьмяного концентрата. Республика Саха (Якутия) добывает в России все сто процентов этого ценнейшего компонента для производства многих товаров, например автомобильных шин. Во времена СССР отправляли концентрат в Кирги­зию на переработку. Сейчас такой возможности нет. Поэтому создаём металлургическое производство с полным циклом, будем выпу­скать готовую сурьму.

Якутия. Оймяконский улус.
На Сырылахской обогатительной фабрике ЗАО «Сырылах-Сурьма». п. Сырылах. 2006 г.

– Но если взять ту же ювелирку или продукты питания, то нужно ре­шать и проблему сбыта – вряд ли всё это реализуется лишь в якутских городах и посёлках?

– Это очень важный момент. Здесь Правительство республики работа­ет в союзе с предприятиями, в том числе с использованием бюджетных средств. В других регионах Сибири и Дальнего Востока мы откры­ваем торговые центры под общим названием «Товары Якутии». Предприниматели создают продукции и бренды, рекламируют товары, а республиканское руководство взяло на себя решение ад­министративных и организационный вопросов, получение земель­ных участков и инвестирование строительства, сдачу магазинов в аренду нашим товаропроизводителям.

Прагматичный подход

– На днях в Якутске состоится конференция, на которой будет обсуждаться инвестиционная привлекательность Республики Саха (Якутия). Чего вы ждете от этого форума?

– Знаете, прошли те времена, когда мы рассчитывали на какие-то си­юминутные результаты, на подписание громких контрактов. Наша цель сегодня – привлечь внимание к потенциалу республики, причём внима­ние как бизнеса, так и государственных структур. И уж впоследствии ра­ботать более серьёзно по тем или иным проектам, углублять отдельные темы. Поэтому в подобных встречах участвуют все наши предприятия, включая те, что вроде бы и не нуждаются в инвестициях. В том числе «АЛРОСА». Как выяснилось, у таких компаний тоже есть проекты, спо­собные заинтересовать сторонних инвесторов.

– Например?

– Скажем, на алмазных рудниках есть вторичные ресурсы – минера­лизованные воды. Они несут в себе магний, калий, кальций. И если при­менить особые технологии по извлечению этих элементов, то эффектив­ность может быть не меньше, чем при добыче алмазов. Подобные вари­анты сотрудничества не раз обсуждались на различных конференциях, инвестиционных форумах.

– Правительство республики как-то стимулирует приход инвесторов?

– Конечно. Прежде всего, создана законодательная база, благодаря которой инвестиции в экономику Якутии становятся привлека­тельными. Это подтверждается хотя бы тем, что сейчас здесь работают крупнейшие холдинги России. Если ещё несколько лет на­зад у нас была лишь одна известная на всю страну компания – «АЛ­РОСА», то теперь сюда пришли «Сибнефть» и «Сургутнефтегаз», «Евразхолдинг», «Мечел» и «Норильский никель», государственные монополии – РАО «ЕЭС России» и «Российские железные дороги». Как правило, мы находим общий язык с большим бизнесом, и это прино­сит положительные результаты.

– Очевидно, неким стимулом и гарантиями для инвесторов в Якутии могут стать также задачи, поставленные Президентом России для ускоренного развития региона. Прошло уже почти полгода, можно ли говорить о каких-то результатах?

– В разных сферах ситуация складывается по-разному. Например, в ходе совещания мы поставили вопрос о том, что из национального про­екта по сельскому хозяйству вообще выпали такие отрасли, как коневод­ство и оленеводство. А ведь эти направления интенсивно развиваются во многих регионах – в Башкирии, Татарстане, Бурятии, на российских северах. Президент поручил исправить ситуацию, и Минсельхоз России сделал это оперативно. Многие вопросы решены и в здравоохранении, образовании.

А что касается национального проекта по жилью, то московская бю­рократия снова «отличилась». Якутск – самый старый город Дальнего Востока, в будущем году ему исполнится 375 лет. В своё время он сыграл ключевую роль в освоении Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Вос­тока. Якутский казак Владимир Атласов открыл Камчатку, якутские же казаки Дежнёв, Поярков, Хабаров присоединили к Российской империи Чукотку, нынешние Амурскую область и Хабаровский край. В общем, прежде город был важнейшим политическим и стратегическим цен­тром.

Но сейчас в нём колоссальный фонд ветхого жилья: мы в семёрке самых ветхих городов России. И сносить это жильё за счёт инвесторов новостроек невозможно – на Севере совсем не та рентабельность стро­ительства и платёжеспособность населения, что в крупных городах, в цену жилья эти работы не включишь. Президент дал поручение выде­лить финансы из федерального бюджета. Но выполнили его с точностью до наоборот: вместо того чтобы добавить денег, нам вчетверо урезали даже ту сумму, которую закладывали ещё в прошлом году. И главное тут даже не порядок цифр, а тот принципиальный подход к делу, который демонстрирует бюрократия. Хотя это проблема не одного Якутска – это проблема многих и многих городов страны.

Наконец, ряд поручений затрагивает ещё более масштабные про­блемы: развитие транспортной инфраструктуры, энергетики, добычу и транспортировку газа, его экспорт в другие страны. Рассчитываем, что к осени о большинстве из них мы сможем говорить вполне определённо.

Андрей БЕЗВЕРХОВ, «Эксперт», № 23 (19-25 июня 2006 г.) С. 93-112.