Распределение полномочий: поиск оптимальной конструкции и особые условия для Дальнего Востока
Публикации за 2011 год
По материалам встречи Президента России Дмитрия Медведева с руководителями Совета Федерации
Касаясь главного вопроса встречи – перераспределения полномочий между федеральным центром, регионами и органами местного самоуправления, заместитель Председателя Совета Федерации Вячеслав Штыров, являющийся членом двух специально созданных для решения этого вопроса рабочих групп Правительства России, отметил, что проведена достаточно большая аналитическая работа.
Накоплено очень много материалов, – сообщил сенатор. – Основываясь на них, а также исходя из своего личного опыта, могу сказать, что на самом деле таких уж больших вопросов по перераспределению полномочий нет. Главное не в том, как дальше перераспределять их, а в том, что те полномочия, которые уже имеют муниципалитеты и субъекты Федерации, не обеспечены финансами. В некоторых муниципалитетах не хватает даже на зарплату, не то что для выполнения каких-то своих функций. Вот это, пожалуй, главная, ключевая проблема. А как её решать?
Наверное, ко многим сразу приходят мысли о том, что надо вновь заняться перераспределением бюджетных доходов, которые есть в стране. Оставить большую часть налогов субъектам Федерации и муниципалитетам, уменьшив долю федерального центра. Но надо иметь в виду, что масштаб применения такого, казалось бы, простого и логичного решения может быть только весьма и весьма ограниченным. Это обусловлено слишком большим разрывом в уровнях экономического развития разных регионов, а следовательно, и в их доходной налоговой базе. Многие субъекты Федерации не смогут сформировать бездефицитный бюджет, даже если им оставить абсолютно все налоги. Вот почему нужен фонд выравнивания финансовой обеспеченности регионов, формируемый в федеральном центре.
Если другие общегосударственные расходы принять за константу (а это, напомню, оборона, национальная безопасность и другие важнейшие сферы), то в ходе перераспределения налогов в пользу регионов уменьшатся возможности для наполнения деньгами фонда выравнивания. При этом бедные субъекты Федерации с точки зрения бюджетной обеспеченности так и не станут самодостаточными, а богатые получат излишние профициты бюджетов. Вот почему федеральный центр должен оставить у себя значительную доходную базу, чтобы оказывать эффективную помощь нуждающимся субъектам Федерации для доведения уровня жизни в них людей до среднероссийского. Ведь у нас единое государство. Другие же федеральные расходы сократить в нужном для выравнивания бюджетной обеспеченности регионов объёме возможности нет.
Отсюда и вывод, что на нынешнем этапе развития страны возможности с манипуляциями налоговыми доходами с уровня на уровень власти невелики. Хотя здесь, конечно, есть над чем поработать, надо большее внимание уделить другим вопросам.
Во-первых, необходимо сделать более прозрачными и чёткими процедуры использования федерального фонда выравнивания финансовой обеспеченности регионов. Они должны быть всем понятны, основаны на объективных критериях. Второе – они должны быть долговременными. И третье – в них надо встроить стимулы для наращивания собственной доходной базы регионов. Вот, на мой взгляд, ключевые вопросы, на которых сейчас надо сосредоточить фокус внимания.
Приоритетно мы должны способствовать экономическому развитию депрессивных регионов. И тут-то я не могу не остановиться на той ситуации, которая сложилась на Дальнем Востоке и в Забайкалье. Всегда исторически признавалась важнейшая геополитическая роль этого макрорегиона для нашей страны. Если взять отсчёт с советского времени, сейчас действует четвёртая программа его развития.
Этого оказалось недостаточно, и поэтому в 2009 году была утверждена Стратегия развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года. Это очень серьёзный документ и, конечно же, он придал новые надежды всем дальневосточникам. Важнейшим механизмом реализации Стратегии должна быть Государственная программа развития Дальнего Востока и Байкальского региона. К сожалению, на сегодняшний день этой программы нет. Она не рассмотрена Правительством, не утверждена. А действующая Федеральная целевая заканчивается в 2013 году.
Сейчас мы рассматриваем очередной трёхлетний бюджет на 2012-2014 годы. Поскольку одна программа заканчивается, а другой нет, то на 2014 год для Дальнего Востока в бюджете только условная цифра заложена. И то говорится так: не будет программы, и этого не будет. Таким образом, уже сейчас мы попали в ситуацию, когда все наши стратегические планы не будут выполнены.
Конечно же, необходимо срочно принять меры оперативного характера. На 2014 год запланировать хотя бы то, что за последние годы в связи с кризисом было снято из действующей дальневосточной программы. А тем временем вернуться к разработке новой Государственной программы и её скорейшему утверждению.
При этом Вячеслав Штыров обратил внимание Президента страны на то, что «есть субъективные причины, почему до сих пор программа не разработана и не утверждена, есть разные взгляды, как дальше должна развиваться страна».
Какие субъективные причины? – поинтересовался Президент.
Начиная с 1992 года, с начала рыночных преобразований в нашей стране, экономический блок Правительства России всегда считал, что в условиях рынка мы должны создать абсолютно унифицированный нормативный режим хозяйствования по всей стране. И каждый субъект хозяйственной деятельности должен сам принять решение, где ему выгоднее, где лучше с чисто рыночных позиций размещать производство с точки зрения пространственной – пояснил сенатор. Казалось бы, всё хорошо и справедливо, все субъекты Федерации работают в равных условиях. Но надо иметь в виду, что в этом равенстве сразу возникает неравенство.
Дальний Восток имеет особо сложные экономико-географические, природно-климатические, инфраструктурные условия по отношению к другим макрорегионам. И когда мы создаём для него равные с ними нормативно-правовые, фискальные и другие экономические рамки, то понятно, что Дальний Восток здесь-то становится равен другим, но уступает по всем остальным параметрам. Потому и не идут инвесторы на восток и не будут идти.
Тогда возникла идея создать для Дальнего Востока особый режим хозяйствования, который позволил бы скомпенсировать объективно существующие обстоятельства, негативно влияющие на деловой климат в макрорегионе. Этот режим может включать правила использования федерального инвестиционного фонда, льготную систему налогообложения, разные формы государственно-частного партнёрства, упрощённый порядок создания особых экономических зон и открытия и ведения бизнеса, другие меры стимулирования развития. Но если принять такое решение, то это будет означать, что мы отказываемся от идеологической догмы экономического блока Правительства России. Развернулся нешуточный спор.
Я далёк от мысли, что должны быть приняты все предложения Совета Федерации и регионов Дальневосточного федерального округа. Ещё есть над чем поработать. Но надо принять принципиальное решение по главному вопросу. Он заключается в следующем: будем ли мы создавать для отдельных макрорегионов страны особый нормативный режим хозяйствования, надеясь на развитие этих регионов, или продолжаем прежнюю линию, дожидаясь, что, может быть, лет через сто сами по себе созреют условия, чтобы был востребован потенциал, например, Дальнего Востока. Но только неизвестно, будет ли он тогда принадлежать России при таком подходе.
Поэтому хотел бы обратить внимание – это принципиально важный вопрос, и мы должны принять решение по нему, конечно, после обсуждения. Тогда, может быть, и разработка программы пойдёт скорее.
Тема Дальнего Востока на самом деле исключительно сложная для нашей страны, важная, и я с Вами, пожалуй, соглашусь – это отчасти во- п рос идеологический , а не только воп рос того, как нам пл ани рова ть бюджет, как нам развивать законодательство – инвестиционное или финансовое. Оба подхода возможны, о которых вы говорите, – отметил Дмитрий Медведев. – И, кстати сказать, оба подхода применялись – и унифицированный, когда ко всем территориям – общие правила (так было, кстати, и в советский период тоже), но были периоды, когда в отношении Дальнего Востока, Забайкалья применялось особое регулирование.
Это было и при царе-батюшке, и в советский период. Основная озабоченность наших финансовых и экономических ведомств, вы сами понимаете, какая, но это не значит, что они во всем правы. Думаю, что нам нужно будет просто этому уделить повышенное внимание и подумать, как нам дальше вообще в целом заниматься социально-экономическим регулированием на Дальнем Востоке, в прилежащих районах Сибири. По поводу того, какие инструменты использовать. Мы это обсудим ещё, я имею в виду и программу, конечно, и вопрос 2014 года. Всё это должно быть в повестке дня, потому что это уже, собственно, «не за горами». Нам скоро всем придётся этим заниматься.
«Парламентская газета на Дальнем Востоке», №21 (317), ноябрь 2011 г.