Публикации за 2006 год

Из интервью Президента Республики Саха (Якутия) Вячеслава Штырова журналистам ведущих республиканских средств массовой информации 26 сентября 2006 года

Особенности пятилетнего планирования

– Наступило время, когда заканчивается выполнение пятилет­него индикативного плана развития республики, который мы разработали в 2002 году. Он состоял из отдельных программ. Одни из них имели статус государственных, другие – ведомственных и отраслевых. Сейчас Правительство республики подводит пред­варительные итоги по всем направлениям и рассматривает про­екты новых пятилетних программ и плана в целом уже на период до 2020 года.

Если говорить об особенностях нынешнего планирования, то, во-первых, сократилось количество государственных программ.

Предполагается, что всего их будет шестнадцать. Разрабатываются и ведомственные программы, но государственные будут пользоваться безусловным приоритетом при финансировании и ежегодном планиро­вании. Во-вторых, все эти программы и новый пятилетний план в целом теперь рассматриваются сквозь призму нашей долгосроч­ной стратегии – проекта Схемы комплексного развития произво­дительных сил Республики Саха (Якутия) на период до 2020 года.

Как вы помните, поручение Правительству России о разработке со­вместно с Правительством республики этой Схемы дал в январе нынеш­него года Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин по итогам своего визита в Якутию. Это было сделано им неспро­ста. Дело в том, что вектор геополитических и экономических ин­тересов России смещается на восток. И федеральное Правительство сегодня рассматривает сразу несколько глобальных проектов, которые необходимо осуществить в ближайшее время на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири, для того чтобы использовать потенциал восточных регионов для экономического развития страны в целом и укрепить по­зиции России в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Якутия и по территории, и по своему ресурсному и экономи­ческому потенциалу занимает ключевую позицию на Дальнем Востоке. Поэтому Президентом страны и было дано поручение разработать не просто Схему развития и размещения произво­дительных сил республики в традиционном понимании, то есть для решения наших внутриреспубликанских задач, а в контексте использования возможностей республики для реализации крупных проектов макрорегионального, общероссийского и международно­го значения.

Президент Якутии В.А. Штыров и Президент России В.В. Путин на совещании по вопросам социально-экономического развития Республики Саха (Якутия). г. Якутск. 2006 г.

Над подготовкой документа работали все министерства и ведомства республики, привлекались ведущие научно-исследовательские инсти­туты страны. Сегодня Схема разработана и одобрена Правительством Якутии. 15 сентября я вручил её Министру экономического развития России Герману Грефу, а это сорок многостраничных томов, чтобы по­сле рассмотрения в федеральных министерствах и ведомствах она была внесена на утверждение в Правительство Российской Федерации.

Если говорить о содержании нашей долгосрочной стратегии, то она состоит из нескольких разделов. Первый – это макроэкономические по­казатели. Второй – отраслевое развитие. Третий – решение социальных вопросов. Четвёртый – территориальное размещение производитель­ных сил.

По макроэкономическим показателям. Мы планируем к 2020 году рост валового регионального продукта республики в 2,8 раза. Это по­зволит увеличить реальные доходы населения почти в 3,6 раза. Подчёр­киваю, не номинальные, а реальные. Чтобы достичь этого, надо зани­маться развитием всех отраслей экономики. Поэтому для каждой из них в Схеме предусмотрен отдельный план.

Конечно, в ходе разработки этого нашего стратегического документа долгосрочного развития мы тесно сотрудничали и с российскими пра­вительственными структурами, и с крупными компаниями, которые, как предполагается, примут участие в реализации наших проектов. Тем не менее, в каждом министерстве будут свои замечания, поэтому нам ещё предстоит пройти долгий путь по согласованию всех положений и пун­ктов Схемы. Но всё же основные цели и ориентиры сформулированы, и теперь предстоящую пятилетнюю работу будем рассматривать сквозь призму задач долгосрочного развития до 2020 года.

Это означает не только то, что пятилетний план будет стро­иться исходя из конечных целей долгосрочной стратегии, но и то, что предстоит изменить некоторые акценты в экономической деятельности Правительства республики. Необходимо создать условия для реализации крупных инвестиционных проектов, пре­дусмотренных Схемой. Это касается всех ключевых отраслей горнодо­бывающего сектора, топливно-энергетического комплекса, нефтяной и газовой промышленности, сельского хозяйства.

Во временном измерении новый пятилетний план социально­экономического развития республики на 2007-2011 годы по своему содержанию будет являться детализацией первого этапа реали­зации Схемы комплексного развития производительных сил Яку­тии до 2020 года. Поэтому в его экономической части особое внима­ние будет уделено двум важнейшим вопросам. Во-первых, органи­зации работ по подготовке к созданию новых отраслей народного хозяйства, предусмотренных Схемой.

Речь идёт о разработке про­ектов территориального планирования по размещению объектов чёр­ной и цветной металлургии, газовой, газохимической и урановой промышленности, электроэнергетики и транспорта, подготовке технико­экономических обоснований по строительству предприятий этих от­раслей и их кластеров. Во-вторых, реализации конкретных новых инвестиционных проектов в действующих отраслях народного хозяйства республики. На этом я остановлюсь подробнее.

Алмазы

Мы считаем, что алмазная отрасль находится в такой ста­дии своего исторического развития, когда трудно требовать от неё повышения объёмов производства и увеличения добычи ко­нечной продукции. В этом и нет необходимости, потому что ал­маз – это действительно очень редкий минерал. И чем дальше, тем это становится понятнее. Не оправдались «розовые надежды» на то, что огромные месторождения алмазов есть где-то в Канаде, в Африке или в других местах планеты. Поэтому нам нужно использовать этот ресурс как можно экономнее, выгоднее и дольше. Это объективная сторона дела.

С другой стороны, акционерная компания «АЛРОСА» испытыва­ет определённые сложности в связи с тем, что закончена или под­ходит к завершению открытая разработка самых эффективных месторождений – трубок «Мир», «Айхал», «Удачная» и других. Надо переходить на подземную добычу. Большинство новых месторож­дений тоже придётся осваивать подземным способом. Ведь за 50 лет практически всё, что лежит на поверхности, запущено в эксплуатацию. А если говорить о тех новых месторождениях, которые всё-таки воз­можно отрабатывать открытым способом, то они будут весьма трудны­ми. Не только по удалённости от существующей инфраструктуры, но и по геологическим и экономическим показателям.

Вот почему мы не ставим перед алмазной отраслью новых крупных задач. Самое главное – удержать алмазодобывающую промышленность в тех объёмах производства, какие сейчас есть. Конечно, это не снимает, а только усиливает необходимость упорной работы по резкому повы­шению эффективности деятельности компании, чтобы «АЛРОСА» дей­ствительно вышла на передовой организационный и технологический уровень производства. К сожалению, в этом отношении сегодня мы по­степенно теряем завоеванные в своё время позиции.

Исходя из такого понимания состояние отрасли, перед алмаз­никами на предстоящие пять лет ставятся следующие основные задачи: стабилизировать объёмы добычи алмазов за счёт ввода в эксплуатацию подземных рудников «Мир» и «Айхал», увеличить объёмы геологоразведочных работ и создать новую экспедицию в Приленье, сконцентрировать усилия на строительстве подзем­ных рудников «Мир» и «Удачный», техническом перевооружении предприятий и разработке новых технологий обогащения алма­зоносных руд забалансовых месторождений.

Золото

В результате четырёхлетней работы Правительству республи­ки совместно с недропользователями удалось сконсолидировать крупнейшие активы золотодобывающей отрасли в одной компа­нии – «Полюс». Это очень важно. Ведь если бы в своё время в 1990-е годы мы сумели сохранить объединение «Якутзолото», то сейчас имели бы нечто подобное «АЛРОСЕ». То есть хорошее крупное предприятие, которое нахо­дилось бы на плаву. К сожалению, в силу исключительно субъективных при­чин этого не удалось сделать. Очевидно, что маломощные и разрозненные предприятия и артели имеют ограниченные возможности для реализации крупных инвестиционных проектов. Поэтому и стояла задача консолида­ции наиболее крупных месторождений под контроль одного холдинга.

Первый год работы компании «Полюс» свидетельствует о пра­вильности этого решения. Предприятие уже направило на развитие отрасли порядка 100 миллионов долларов. Последовательно реализу­ется план реконструкции производства в ОАО «Алданзолото», развёр­нуты горно-геологические и технологические изыскания на Нежданин- ском месторождении, начались работы на Кючусе.

Инвестиционные проекты, основанные на новых технологиях, подготовили ОАО «Селигдар», ЗАО «Западное», ЗАО «Нерюнгри- Металлик» и другие золотодобывающие компании. Они будут под­держаны Правительством Якутии.

Плюсом к этому следует записать в актив отличную работу геологов по поиску новых месторождений на востоке республики. Там открыва­ются очень хорошие перспективы на будущее.

По нашим оценкам, всё это позволит в 2007-2011 годах стаби­лизировать с небольшим приростом добычу золота в республике, а по мере реализации намеченных инвестиционных проектов к 2020 году её удвоить.

Уголь

Угольная промышленность занимает в социально-экономичес­кой системе Республики Саха (Якутия) не менее значимое поло­жение, чем алмазная. И так же, как в алмазах, в добыче угля к се­годняшнему дню сложилась ситуация, когда требуются большие усилия не только для увеличения производства, но даже для под­держания его на нынешнем уровне. Прежде всего, беспокоит ситуа­ция в Южной Якутии. По оценкам специалистов, запасов угля на нашем флагманском месторождении – «Нерюнгринском» – осталось на 10 или 15 лет, в зависимости от годовых объёмов его добычи. Это настоятельно требует ввода новых мощностей для замещения выбывающих. Причём вопрос этот далеко не производственный и не экономический, это судьба города Нерюнгри – угольной столицы Якутии.

Вот почему пятилетним планом на 2007-2011 годы предусма­тривается строительство нескольких угольных шахт в Нерюн­гринском районе. Дело это новое и сложное. Об этом свидетельству­ет и тот факт, что запланированный ранее пуск в эксплуатацию шахты «Денисовская» откладывается до 2008 года. Из-за сложнейших горно­геологических условий, тектонических нарушений в залегании пластов шахта подверглась обводнению и затоплению. Но нас это не остановит. Будут найдены необходимые технические решения, стройка возобно­вится. Будут заложены и другие новые шахты – «Инаглинская», «Эрэл», «Денисовская – Восточная». Их поочередной пуск позволит возместить падение добычи на Нерюнгринском угольном разрезе, а главное, соз­дать новые рабочие места для нерюнгринцев.

Якутия. Нерюнгринский район. На Нерюнгринском угольном разрезе. г. Нерюнгри

Одновременно необходимо разворачивать работы по Эльгин- скому месторождению коксующихся углей. Это крупнейший инве­стиционный проект стоимостью 2-3 млрд. долларов – под стать масштабам самого месторождения, одного из крупнейших на пла­нете. Первым, а возможно, и решающим для судьбы этого проек­та шагом послужит объединение активов ОАО «Якутуголь» и ОАО «Эльгауголь». Это идея Правительства республики. А учитывая обще­российскую значимость угольной промышленности Якутии, она нашла полную поддержку и на федеральном уровне. В чём же здесь смысл?

Вы знаете, что ещё с 2001 года между правительствами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) шёл спор по поводу федераль­ной или республиканской принадлежности «Якутугля». В конечном ито­ге достигнуто соглашение о том, что акции ОАО «Якутуголь» останутся в распоряжении республики, но должны быть проданы на аукционе в установленном порядке. Выручка от их продажи должна быть направ­лена Правительством Якутии на инфраструктурные и социальные про­екты по согласованию и под контролем Минфина России.

Нами пред­лагается акции «Якутугля» объединить с федеральными и респу­бликанскими акциями ОАО «Эльгауголь» в один пакет и продать его единым лотом с обязательством покупателя инвестировать в Эльгу. Тогда в Южной Якутии появится хозяин угольных активов, с одной стороны, имеющий обязательства по освоению Эльгинско- го месторождения, а с другой, заинтересованный в использовании потенциала «Якутугля» и города Нерюнгри в реализации этого но­вого проекта.

Таким образом, в пятилетке на 2007-2011 годы в угольной про­мышленности планируется небольшой прирост производства угля за счёт активизации работы малых угольных разрезов и по мере ввода новых шахт. Одновременно с этим развернётся наце­ленная на будущее реализация крупнейших инвестиционных про­ектов по Эльгинскому месторождению коксующихся углей и строи­тельству новых шахт в Южной Якутии.

Нефть

Основной прирост валового регионального продукта республи­ки в 2007-2011 годах даст нефтяная промышленность. Мы должны обеспечить ввод в эксплуатацию нефтепроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан» и нефтедобывающего промысла на Талаканском нефтегазоконденсатном месторождении. Значение этих объектов для социально-экономического развития Якутии настолько велико и будет иметь такие глубинные последствия для будущего республики, что для всех нас это должны быть объекты первоочередного и пристального внимания. В кратчайший срок необходимо и построить новые мощные промышленные комплексы, и подготовить для них кадры, и привлечь к работам наших республиканских подрядчиков, и создать внешнюю ин­фраструктуру, которая будет предназначена не только для нефтяников, но и для общего пользования. Это сложно, но выполнимо.

Рост объёмных показателей нефтяной промышленности будет динамичен. Пуск в эксплуатацию нефтедобывающего комплекса на Та- лакане в 2008 году, через год добыча 1 млн. тонн нефти, в 2011 году – подключение новых месторождений и добыча 4 млн. тонн нефти, в последующую пятилетку за 2011 годом – стабильная добыча 8-10 млн. тонн нефти каждый год на протяжении многих лет. В денежном выраже­нии вклад в экономику республики будет сопоставим с «АЛРОСОЙ».

Но дело не только в этом. Пуск нефтепровода Восточная Си­бирь – Тихий океан сделает привлекательными для бизнеса участ­ки недр вдоль его трассы, позволит вовлечь в эксплуатацию имеющиеся в них месторождения углеводородов. А это всё новые возможности развития нефтегазовой промышленности и новые мультипликативные эффекты для экономики Якутии.

Якутия. Ленский район. Начало работ по освоению Талаканского нефтегазоконденсатного месторождения. Талакан. 2005 г.

Сейчас все работы сосредоточены в Западной Якутии. Но открою вам небольшой секрет. Ещё в прошлом году по нашей договорённости с Минприроды России начался поиск нефтегазовых месторождений на востоке республики – в Томпонском и Усть-Майском улусах. Уже сегод­ня есть хорошие результаты геофизических работ и надеемся, что у нас будет ещё одна нефтегазоносная провинция.

Инфраструктура

В предстоящее пятилетие предметом особого внимания Пра­вительства будет продолжать оставаться всемерное развитие транспортной и энергетической инфраструктуры.

Будет продолжена работа по укреплению позиций наших авиакомпа­ний «Якутия» и «Полярные авиалинии» на рынках грузовых и пассажир­ских перевозок, реконструкции местных аэропортов и федерального аэропорта Якутск. В столице республики начнётся строительство нового аэровокзала. Под контролем будет находиться состояние реч­ных и морских водных путей, особенно на барах рек, хотя это и является сферой деятельности федеральных властей. Начнётся строительство одного-двух новых судов для Ленского пароходства. На железнодорож­ном транспорте поставлена задача обеспечить безубыточную работу ОАО «Железные дороги Якутии».

Из инвестиционных проектов в области транспорта главным остаётся строительство Амуро-Якутской железной дороги. Целе­вая задача – обеспечить её выход на правый берег реки Лены в районе Кердема. В то же время мы продолжаем работу в федеральном Пра­вительстве по принятию решения о продолжении железной дороги до Нижнего Бестяха со строительством совмещённого автомобильно­железнодорожного моста через Лену. Надеемся на успех.

Республиканская автомобильная дорогая «Вилюй» будет пере­дана в федеральную собственность. Продолжатся работы по её доведению до нормативов на участке Якутск – Мирный, начнётся проектирование выхода этой дороги на Иркутск через Тулун. На федеральной автодороге «Колыма» полностью завершатся работы на участке Кюбеме – Усть-Нера. По республиканской сети приоритетными будут участки автодорог «Амга», «Кобяй» и «Умнас».

Немалая работа в 2007-2011 годах предстоит в электроэнергетике, прежде всего в развитии сетевого хозяйства. Сейчас ведётся проработ­ка в РАО «ЕЭС России» вопросов объединения линиями электропередач энергосистем Якутии, Амурской, Иркутской и Магаданской областей. В рамках решения этой задачи приоритетным для нас будет стро­ительство высоковольтных ЛЭП Томмот – Майя, Мирный – Сун- тар – Нюрба, Сунтар – Олёкминск и Пеледуй – Витим.

Продолжится работа и по созданию новых генерирующих мощно­стей. Будет построена газовая электростанция мощностью до 150 Мвт на Талакане для энергоснабжения нефтегазового комплек­са, введены очередные гидроагрегаты на Светлинской ГЭС. Прора­батывается технико-экономическое обоснование по созданию целого каскада ГЭС в Южной Якутии.

Планы Якутии – планы страны

Подводя итог и возвращаясь к началу нашего разговора, хочу ещё раз подчеркнуть, что пятилетний план социально-экономического развития республики на 2007-2011 годы разрабатывается в кон­тексте и исходя из целевых и временных задач проекта Схемы ком­плексного развития производительных сил Республики Саха (Яку­тия) до 2020 года, хотя официально она ещё не утверждена. Это первое. А второе – все наши проекты, будь это промышленные комплексы в традиционных и новых для нас отраслях или будь это инфраструктурные объекты, увязаны с интересами и проектами других субъектов Федерации Сибири и Дальнего Востока, соответ­ствуют федеральным стратегиям и целевым программам, име­ют общероссийское значение. Это очень важно, как для развития республики и страны в целом, так и для успеха наших проектов.

Далее Президент республики ответил на вопросы, заданные журналистами в ходе пресс-конференции:

– Когда начнутся масштабные работы по строительству каскада ГЭС в Южной Якутии?

– Стратегический инвестор – РАО «ЕЭС России» – уже выделил на проектно-изыскательские работы 460 миллионов рублей, которые бу­дут освоены до конца этого года. Для этого на днях будет зарегистриро­вано новое предприятие – «Дирекция по строительству каскада ГЭС». На первом этапе надо определиться со схемой размещения будущих ГЭС. Всего их может быть построено девять. Надо выбрать первоочередные, провести изыскания и обосновать их створы, провести предпроект- ные работы по выбранным створам. Это ближайшая задача. Затем будет принято решение о порядке и сроках проектирования и строительства. Это следующий год.

– Спикер Государственной Думы России Борис Грызлов на встрече с руководителем Федерации независимых профсоюзов России Михаилом Шмаковым 25 сентября заявил, что Госдума поддерживает предложения профсоюзов поднять с 1 января 2007 года минимальный размер оплаты труда (МРОТ) до 2000 рублей. Как вы считаете, это возможно?

– Ни один субъект Федерации не готов к такому большому повыше­нию МРОТ из-за недостатка собственных средств. Если всё-таки Госдума примет такое решение, то должен вступить в действие принцип: кто при­нял решение, тот и платит. Иными словами, регионам должны быть вы­делены специальные субсидии на эти цели из федерального бюджета.

По своим же возможностям, мы повышаем в 2007 году зарплату бюд­жетникам на 15%. Это больше ожидаемого уровня инфляции, следова­тельно, в бюджетной сфере возрастёт не только номинальная, но и ре­альная зарплата.

– Вы подробно рассказали о состоянии дел в нефтяной промышлен­ности республики. А как складывается ситуация в газовой?

– В текущем режиме газовая промышленность республики работает устойчиво.

На пятилетний период с 2007 по 2011 год по линии ОАО «Якутгаз- пром» мы планируем развитие мощностей по добыче газа на левом берегу реки Вилюй и серьёзные работы по модернизации устано­вок подготовки и переработки газа в посёлке Кысыл-Сыр. ОАО «Са- хатранснефтегаз» продолжит строительство третьей нитки магистрального газопровода Мастах – Берге – Якутск и, что очень важно, начнёт работы по освоению Среднетюнгского газоконден­сатного месторождения. Это позволит подать газ в отдалённые сёла северной части Вилюйского и Верхневилюйского улусов.

Вы хорошо знаете, что для Правительства республики одним из главных приоритетов является газификация населённых пунктов.

За период с 2002 по 2006 год по этому направлению выполнено ра­бот больше, чем за предыдущие двадцать лет. На следующие пять лет разрабатывается очередная программа газификации, кото­рая станет важнейшей составной частью нашего нового пятилет­него плана. Её особенностью станет то, что в сельских населённых пунктах газифицироваться будут не только жилые дома и объек­ты соцкультбыта, но и производственные объекты сельскохозяй­ственного назначения. По объёмным показателям новая пятилетняя программа газификации сравнима с предыдущей.

Якутия. Мегино-Кангаласский улус. Обсуждение генеральной схемы газификации Заречной группы улусов Республики Саха (Якутия). с. Майя. 2006 г.

Всё, что сказано, очень важно, но будущее нашей газовой промыш­ленности мы связываем с освоением газонефтеконденсатных ме­сторождений в Западной Якутии, прежде всего Чаяндинского, Таас- Юряхского, Среднеботуобинского. По запасам углеводородов в соот­ветствии с геологической классификацией они относятся к уникальным либо крупнейшим. На их базе в рамках федеральной Восточной газо­вой программы планируется создать газодобывающую и газопе­рерабатывающую промышленность общероссийского масштаба.

Однако проблема заключается в том, что сама Восточная газо­вая программа ещё не утверждена. По ней идут споры, суть кото­рых в двух вопросах: очерёдность создания центров добычи газа в вос­точной части страны и маршрут трассы магистрального газопровода из Сибири на Дальний Восток. Мы настаиваем, чтобы создание Якут­ского центра добычи газа началось параллельно с Сахалинским уже в 2007 году, в крайнем случае с учётом подготовительного перио­да – не позже середины следующего пятилетия, а магистральный газопровод прошёл в одном коридоре с нефтепроводом «Восточ­ная Сибирь – Тихий океан». Наши геологические, орографические, эко­логические, логистические, экономические, геополитические доводы и обоснования известны, я на них останавливаться не буду.

У «Газпрома» своё видение. Он предлагает осваивать группы место­рождений на востоке страны локальными центрами добычи газа в такой последовательности: Сахалин, затем Иркутская область, потом Якутия и, наконец, Эвенкия. В этой версии и система транспортировки газа не рас­сматривается сразу как единое целое. При таком подходе организация масштабной добычи газа в Якутии отодвигается на середину XXI века.

Окончательные решения по спорным вопросам Восточной га­зовой программы не приняты, идут затяжные дискуссии. На наш взгляд, в позиции «Газпрома» превалируют корпоративные инте­ресы, а не общегосударственные. Поэтому свою точку зрения мы будем продолжать отстаивать. Она уже поддержана Минэконом­развития и Минприроды России, заинтересованными субъектами Феде­рации, кроме иркутян, разумеется. Надеемся на положительный для нас исход. Ведь в широко известном споре по маршрутам нефте­провода «Восточная Сибирь – Тихий океан» в конечном итоге был принять всё-таки наш – «северный» вариант.

– Когда появится ясность со вторым сроком вашего президент­ства?

– Как вы знаете, в соответствии с законодательством Российской Фе­дерации и Республики Саха (Якутия) Президент России должен за два месяца до окончания срока полномочий действующего главы субъекта, то есть в нашем случае – до 27 ноября, представить свою кандидатуру Государственному собранию (Ил Тумэн). Тогда и узнаем.

А что касается разработки новых планов, то она должна идти в любом случае. Это мой долг, я не могу всё бросить на полпути и ждать каких-либо решений относительно себя. Как говорится, ка­питан должен находиться на мостике и выполнять свои обязанно­сти до последнего.

Штыров В.А. Устойчивое развитие: Проекты, перспективы.
Статьи, выступления, интервью Президента Республики Саха (Якутия) за 2006 год. –
Якутск: Библиотека Президента Республики Саха (Якутия), 2007 г. – С. 168-174.