Приоритетные направления оптимального развития и использования углеводородного потенциала при комплексном освоении месторождений нефти и газа Восточной Сибири и дальнего востока Российской Федерации
Публикации за 2004 год
Доклад Президента Республики Саха (Якутия) В.А. Штырова на Межрегиональном совещании Министерства природных ресурсов Российской Федерации по вопросам перспектив освоения месторождений углеводородного сырья Восточной Сибири и Дальнего Востока в г. Якутске 18 февраля 2004 года.
Уважаемые товарищи! Многолетними усилиями многих трудовых коллективов в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке создана значительных масштабов минерально-сырьевая база для развития нефтяной и газовой промышленности. Основные месторождения углеводородов Восточной Сибири сосредоточены в Красноярском крае, Эвенкийском автономном округе и Иркутской области, а Дальнего Востока – в Республике Саха (Якутия) и на Сахалине, включая его материковую часть и шельф. Суммарные доказанные запасы этих месторождений по категориям С1 и С2 составляют 6,7 триллиона метров кубических газа и 1 миллиард тонн нефти.
Ясно, что Восточная Сибирь и Дальний Восток – это огромный макрорегион, который занимает по площади больше половины всей территории Российской Федерации. Но это – и огромные расстояния между центрами экономической деятельности в целом и, в частности, между местами проводившихся и проводимых геологоразведочных работ, которые были локализованы по вполне понятным причинам, исходя из чисто геологических предпосылок.
В этой связи предлагается рассматривать не судьбу отдельных месторождений, а вопросы комплексного освоения их групп, пусть и относящихся к разным с геологической точки зрения нефтегазоносным провинциям и зонам, но распложенных географически близко друг к другу. Конечно, слово «близко» надо понимать относительно наших сибирских пространств. Тогда сходство экономико-географических и природно-климатических условий обусловит для этих групп месторождений общность целей освоения, способов организации производства, решения инфраструктурных вопросов и логистики доставки продукции потребителям.
В этом контексте все месторождения и перспективные на углеводороды территории Восточной Сибири и Дальнего Востока можно разделить на три группы. Первая – расположенные на арктической материковой части Красноярского края и Якутии и на шельфах морей Северного Ледовитого океана. Вторая – сахалинские и шельфовые Охотского и Берингова морей. И третья – расположенные в Эвенкийском автономном округе, Иркутской области и на западе Республики Саха (Якутия).
Третья группа месторождений представляет собой относительно компактную их совокупность, в которой сосредоточена наиболее значительная часть материковых запасов нефти и газа Восточной Сибири и Дальнего Востока. Географически её можно условно представить в виде треугольника, вершинами которого являются Юрубчёно-Тахомское в Эвенкии, Верхневилючанское в Якутии и Ковыктинское в Иркутской области месторождения углеводородов. Именно об этой группе и пойдёт речь в моём сегодняшнем выступлении.
По газу начальные суммарные ресурсы группы составляют более 25 триллионов метров кубических, а уже разведанные запасы около 5,5 триллиона. Запасы сосредоточены в месторождениях, два из которых – Чаяндинское и Ковыктинское – по геологической классификации отнесены к числу уникальных, а целый ряд – Собинское, Средне- Ботуобинское, Таас-Юряхское, Верхневилючанское и другие – в разряд крупнейших. Такая концентрация запасов газа в крупных месторождениях создаёт очень хорошие предпосылки для их ускоренного освоения.
Понятно, что эти предпосылки могут быть реализованы только при наличии потребителей газа. В этой связи ОАО «Газпром» по заданию Правительства Российской Федерации выполнил расчёты, в соответствии с которыми внутреннее потребление газа в регионах Восточной Сибири и Дальнего Востока до 2020 года составит примерно 40 миллиардов метров кубических в год. Предполагается также, что на уровне 30 миллиардов метров кубических в год потребуется ежегодно подавать в Единую систему газоснабжения России из восточных центров добычи газа на запад.
Оценивается, что за пределами 2010 года возникнет спрос на наш газ в странах Азиатско-Тихоокеанского региона и к 2020 году он достигнет 50 миллиардов метров кубических в год. Итого возможное расчётное потребление восточносибирского и дальневосточного газа определяется в пределах 120 миллиардов кубических метров в год. Это усреднённая величина, а разные вариации расчётов дают цифру от 95 до 130. В этом же диапазоне лежат и прогнозы потребности в газе на востоке страны с учётом экспорта, выполненные рядом специализированных институтов и независимых экспертов.
Если сопоставить уже имеющиеся запасы газа месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока, не говоря даже о его ресурсах в этих регионах, с прогнозными потребностями и сбытовыми возможностями, то можно однозначно констатировать, что на сегодняшний день у нас есть все необходимые предпосылки для организации добычи газа в объёмах до 100-130 миллиардов метров кубических в год.
Что касается нефти, то на балансе Государственной комиссии по запасам в настоящее время по месторождениям Эвенкии, Иркутской области и Западной Якутии по категориям С1 и С2 состоит около 1 миллиарда тонн. Речь идёт об извлекаемых запасах. Их достаточно, чтобы уже сейчас создать нефтедобывающие промыслы мощностью до 30 миллионов тонн добычи в год.
Однако некоторые расчёты показывают, что для ускорения окупаемости затрат на строительство нефтетранспортных систем, а также исходя из потребностей внутреннего и внешнего рынков целесообразно было бы добывать 50 миллионов тонн в год. В этом случае необходимо довести достоверные запасы в недрах до 1,5 миллиарда тонн извлекаемой нефти. Думаю, что эта задача вполне решаема в короткие сроки. Скажем, исходя из имеющихся геологических данных, при наличии необходимых финансовых ресурсов в Республике Саха (Якутия) вполне реален прирост запасов за 3-4 года на 400 миллионов тонн. Очевидно, что перспективы в Эвенкии и Иркутской области не меньше, чем в Якутии.
Подводя итог сказанному, можно сделать главный вывод: имеющаяся минерально-сырьевая база, спрос на углеводородное сырьё и продукты его переработки на внутреннем и внешнем рынках, технологические возможности крупнейших российских компаний достаточны для организации в короткие сроки нового масштабного нефтегазодобывающего и нефтегазоперерабатывающего комплекса в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке мирового уровня. Создание такого комплекса будет иметь революционизирующее значение для социально-экономического развития Эвенкии, Иркутской области, Якутии, субъектов Федерации юга Дальнего Востока. Эту задачу нельзя откладывать в долгий ящик.
Очевидно, что реализация проекта таких огромных масштабов требует скоординированных усилий всех его участников: федеральных и региональных органов государственной власти, муниципалитетов, недропользователей, множества подрядных, транспортных, сервисных, инфраструктурных организаций, финансовых институтов. По сути дела, речь должна идти о программном подходе, о чём уже говорил сегодня заместитель Министра природных ресурсов России Пётр Васильевич Садовник. Конечно, будущая программа, а может, она будет и не одна, должна быть многоаспектной, учитывать нормативноправовые, экономические, экологические, организационные, международные и другие особенности проекта. Но я хотел бы остановиться на двух срочных вопросах, которыми надо заниматься немедленно, не дожидаясь глобальных программных решений. Это интенсификация геологоразведочных работ и выбор трасс магистральных нефте- и газопроводов.
Уже говорилось о том, что есть необходимость быстро нарастить извлекаемые запасы нефти нашего условного «восточносибирского углеводородного треугольника» хотя бы на 0,5 миллиарда тонн. Но и по газу необходимо увеличение объёмов геологоразведочных работ с целью уточнения границ известных месторождений, перевода из категории в категорию и увеличения их балансовых запасов за счёт доразведки флангов и глубоких горизонтов, поиска на перспективных площадях новых месторождений. Всё это требует не только времени, но и значительных финансовых ресурсов. Чтобы их привлечь из внебюджетных источников, на наш взгляд, надо действовать быстро и решительно по трём направлениям.
Первое. Сейчас целый ряд месторождений находится в нераспределённом фонде государственных запасов. Они не имеют хозяина и работы по ним не ведутся. К примеру, в Республике Саха (Якутия) только из числа крупнейших и крупных нефтегазовых месторождений таких 7. Даже наш гигант – знаменитая Чаянда – не имеет недропользователя, соответственно, ничего там не делается. Поэтому необходимо в течение текущего 2004 года, крайний срок – в первой половине 2005 года, провести аукционы и конкурсы по всем месторождениям Восточной Сибири и Дальнего Востока, находящимся сейчас в нераспределённом государственном фонде. Затем установить жёсткий контроль за сроками, объёмами и полнотой доразведки этих месторождений за счёт средств недропользователей, получивших на них лицензии.
Второе. В течение 2004 и 2005 годов, не дольше, надо провести аукционы на выдачу сквозных лицензий на те геологические площади, где есть предпосылки для открытия новых месторождений. Только в Якутии таких площадей 15, они есть и в Эвенкии, и в Иркутской области. Сквозные лицензии должны давать право недропользователям на добычу углеводородов на выявленных в ходе проводимых за их счёт геологоразведочных работ месторождениях.
Работа по этим двум направлениям позволит резко активизировать геологоразведочные работы на нефть и газ на востоке страны за счёт привлечения финансовых и организационных возможностей потенциальных недропользователей – частных компаний и государственных монополий. К сожалению, в последние годы она применительно к Восточной Сибири и Дальнему Востоку была фактически заморожена. Свидетельством тому является и звучавшее уже на нашем совещании признание Министерства природных ресурсов России, что последние аукционы здесь проводились в 2001 году. Надо решительно изменить сложившуюся ситуацию. Это ключ к внебюджетным инвестициям в геологоразведку.
В то же время необходимо сохранить, а по возможности даже увеличить выделение государственных средств на работы по общему геологическому изучению восточных регионов страны – на так называемые региональные работы. Ведь их результатом являются выявленные нефтегазоносные провинции и области, выделенные перспективные на углеводороды территории. Эта информация сама по себе является особой ценностью стратегической важности для прогнозирования развития страны. А кроме того, сам факт участия государства в финансировании геологических работ является хорошим стимулом для активизации частных инициатив и капиталов в сфере недропользования. Поэтому увеличение объёмов региональных работ за счёт средств федерального бюджета и, по возможности, бюджетов субъектов Федерации является третьим важнейшим направлением интенсификации геологоразведочных работ на нефть и газ в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.
Все месторождения углеводородов Эвенкии, Иркутской области и запада Якутии находятся на большом удалении от потенциальных их потребителей. По этой причине ни одно из них, даже уникальное по запасам, будучи взятым само по себе, не может быть экономически эффективным из-за несоизмеримо значимых капитальных и текущих затрат на строительство и эксплуатацию систем транспортировки нефти и газа. В этой связи совершенно очевидно, что нет альтернативы созданию единых для всех месторождений систем магистральных нефте- и газопроводов, к которым они могли бы быть подключены подводящими трубопроводами. Такая схема в настоящее время является общепризнанной и уже существует несколько вариантов трасс нефтяных и газовых магистралей. Прежде чем говорить о них, хотел бы высказать точку зрения по критериям для выбора наиболее оптимального варианта трассы.
Критерий первый – наименьшая протяжённость трассы. Казалось бы, вопрос очень простой: заданы исходная и конечная точки магистралей – проводи самую короткую линию между ними и задача решена. Однако необходимо учитывать не длину одних только магистралей, а их протяжённость плюс протяжённость подводящих к ним трубопроводов от месторождений.
Критерий второй – экологическая безопасность. Это особенно важно, ведь территории, по которым двинутся трубопроводы, имеют ту или иную степень сейсмичности, надо пересекать целую серию крупных водотоков, обходить заповедники.
Критерий третий – национальная безопасность. С этой точки зрения магистральные трубопроводы не должны проходить вблизи государственной границы Российской Федерации и, по возможности, должны иметь самостоятельную трассу относительно федеральных автомобильных и железных дорог. Последнее необходимо для организации доставки потребителям углеводородов разными видами транспорта и маршрутами в особый период.
Критерий четвёртый. Для того чтобы избежать монополизма иностранных покупателей, магистральные трубопроводы должны находиться целиком на территории Российской Федерации, а для обеспечения экспортных поставок должна быть предусмотрена возможность врезки специальных трубопроводов-отводов.
Критерий пятый – возможность подключения к централизованным электрическим сетям с целью обеспечения дублирующих независимых источников питания технологических установок магистральных трубопроводов.
Можно предложить и другие критерии, мы готовы их обсуждать.
Что касается оценки конкретных предлагаемых вариантов трасс магистральных трубопроводов, то я не буду останавливаться на уже порядком устаревших, как, например, «Сахагаз» 1995 года или совершенно, на мой взгляд, экзотических, как совсем недавний «Ангарск-Дацин», предлагавшийся «ЮКОСом». Выскажу точку зрения Правительства Республики Саха (Якутия) на более или менее реальные проекты.
ОАО «Газпром» в рамках выполнения поручения Правительства России о разработке проекта программы создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учётом возможного экспорта газа на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона подготовил схему размещения объектов газодобычи и трассы магистрального газопровода.
В соответствии с этой схемой совокупность восточносибирских и дальневосточных месторождений и перспективных на газ площадей рассматривается как новый газодобывающий регион общероссийского значения, включающий четыре центра газодобычи: Сахалинский, Якутский, Иркутский и Эвенкийский. Эти центры подключаются к единому магистральному газопроводу, который берёт начало от действующей Единой системы газоснабжения в п. Проскоково Красноярского края, идёт через Ковыктинское месторождение на Чаянду с подключением по пути Юрубчёно-Тохомского и Собино-Пайгинского месторождений. Затем через Алдан и Сковородино он направляется в Хабаровск, где соединяется с газовой магистралью с Сахалина. Завершающий отрезок магистрального газопровода проходит по маршруту Хабаровск – Владивосток.
Предусмотрены отводы для поставок газа в Китай и Южную Корею. Должен сказать, что вариант «Газпрома», на наш взгляд, удовлетворяет всем указанным выше критериям. За исключением некоторых деталей он соответствует и подготовленным ранее предложениям Республики Саха (Якутия). Мы полностью поддерживаем этот вариант.
Теперь относительно вариантов трасс магистральных нефтепроводов. В последнее время активно обсуждаются два из них, предложенных ОАО «Транснефть».
Первый вариант «Транснефти» предполагает сбор нефти подводящими трубопроводами со всех месторождений Восточной Сибири в Ангарске и направление её по магистральному нефтепроводу, проложенному вдоль государственной границы Российской Федерации, на Дацин в Китайской Народной Республике. Очевидно, что этот вариант удовлетворяет только одному из предложенных выше пяти критериев и не может быть принят.
Второй вариант «Транснефти» (схема 1) я назову «южный», чтобы отличить его от предлагаемого Правительством Республики Саха «северного», о котором будет сказано ниже. «Южный» вариант сейчас считается основным. Он предполагает начало магистрального нефтепровода в точке врезки в действующую нефтяную магистраль Красноярск – Иркутск в Тайшете, а затем прохождение его вдоль Байкало-Амурской железной дороги через Усть-Кут до Тынды, далее на Сковородино и Хабаровск, затем в Находку.
На первый взгляд это вариант наименее затратен и быстр в исполнении. Но при более детальном рассмотрении выявляются его существенные недостатки, из-за которых предложенная трасса становится неприемлемой. Остановлюсь на некоторых из них. Во-первых, магистральный нефтепровод планируется проложить на таком удалении от основных месторождений нефти, что длина подводящих трубопроводов делает даже самые лучшие из них – такие, как Талакан или Верхняя Чона, просто нерентабельными. По сути дела, значительная часть запасов нефти экономически отрезается от системы её транспортировки потребителям.
При таком подходе и магистральную трубу-то станет нечем заполнить до проектной мощности прокачки. Во-вторых, в этом варианте трасса проходит прямо через самые опасные в сейсмическом отношении ландшафты Восточной Сибири. Вероятность десятибалльных землетрясений в районе некоторых её участков составляет 10%, то есть они случаются один раз в десять лет. Давайте вспомним, что именно здесь из-за постоянных сдвижек земной коры Северомуйский тоннель Байкало-Амурской железной дороги строился почти четверть века. Однако дело не только в технических сложностях строительства, а главное – в возможности катастрофических разливов нефти в результате прорывов нефтепровода во время землетрясений.
В-третьих, не выполняется ряд других требований безопасности: в отношении необходимости обеспечения постоянного энергоснабжения нефтетранспортной системы от независимых источников её генерации; в отношении независимости альтернативных магистральных путей транспортировки углеводородов потребителям. Есть и ещё целый ряд недостатков. А в целом можно сделать вывод, что «Транснефть» предлагает «южный» вариант, руководствуясь собственными корпоративными критериями эффективности. Но выгоды одной компании могут обернуться потерями для всех других участников проекта или попросту сделать его бессмысленным. А ведь речь идёт ни много ни мало о начале освоения целой новой нефтегазовой провинции страны, за которой будущее. Здесь нужен государственный, а не корпоративный подход.
Учитывая все эти обстоятельства, Правительством Республики Саха (Якутия) по согласованию с ОАО «Сургутнефтегаз» и другими нефтедобывающими компаниями предлагается другой вариант прохождения трассы магистрального нефтепровода, который назовём «северным» (схема 2). В этом варианте нефтепровод начинается от точки врезки в действующую магистраль Красноярск – Иркутск в Нижней Пойме (Иркутская область, район Тайшета), затем через Юрубчёно-Тохомскую и Собино-Пайгинскую группы месторождений углеводородов в Эвенкии, север Иркутской области движется на Талакан в Якутии и далее через Алдан, Сковородино, Хабаровск приходит в Находку.
При этом нефть с Ковыктинского и других месторождений северо-востока Иркутской области может подаваться как на юг, так и на север по подводящему трубопроводу Ангарск – Ковыкта – Усть-Кут. «Северный» вариант удовлетворяет всем указанным выше критериям оптимальности трасс магистральных систем транспорта углеводородов и не имеет большинства недостатков «южного». Его достоинством является и то, что почти на всём своём протяжении трасса проходит в одном коридоре с маршрутом магистрального газопровода, который предлагается ОАО «Газпром» в проекте схемы размещения объектов добычи и транспортировки газа в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. В этом случае может быть достигнут серьёзный экономический эффект за счёт создания общей инфраструктуры для систем нефте- и газопроводов.
Безусловно, предлагаемый «северный» вариант, как и все другие, представляет собой только общую схему прохождения трассы магистрального нефтепровода из Восточной Сибири на Дальний Восток. Ещё потребуется более детальная проработка многих его аспектов. В частности, в зависимости от сроков и темпов освоения месторождений Эвенкии (Юрубчёно-Тохомского, Куюмбинского, Терского, Собинского, Пайгинского и других) и севера Иркутской области (Ярактинского, Дулисьминского, Даниловского и других) возможны разные конкретные маршруты начального участка трассы от района Тайшета до Верхней Чоны и Талакана.
Но в целом Правительство Республики Саха (Якутия) считает «северный» вариант трассы магистрального нефтепровода (район Тайшета – Талакан – Алдан – Сковородино – Хабаровск – Находка) наиболее обоснованным и оптимальным и будет настаивать на его принятии в качестве основного при разработке схемы развития нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности востока страны.
Хотел бы остановиться на ещё одном важном вопросе. Обеспечение теплом и электроэнергией многих населённых пунктов севера Восточной Сибири и Дальнего Востока осуществляется от изолированных от централизованных энергосистем источников, работающих на крайне дорогостоящем привозном топливе. В то же время уже сейчас есть возможность перевести их работу на газ от близрасположенных известных его месторождений.
Речь идёт о создании локальных систем газоснабжения в отдельных отдалённых районах Камчатки, севера Иркутской области, центральной Якутии, где для этого есть соответствующие условия. Считаем, что эта важная задача должна быть решена в рамках разрабатываемого ОАО «Газпром» проекта программы создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи и транспортировки газа и газоснабжения с учётом возможного экспорта газа на рынки стран Азиатско- Тихоокеанского региона.
В заключение от имени Правительства и Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) выражаю искреннюю благодарность Министерству природных ресурсов Российской Федерации за принятое предложение республики о проведении этого важнейшего совещания, а его участников – за то, что Вы прибыли в г. Якутск, оставив все свои дела. Уверен, что наша встреча станет рубежной в решении вопросов перспектив создания на Востоке России масштабного нефтегазового комплекса мирового уровня.
Стенограмма Межрегионального совещания Министерства природных ресурсов Российской Федерации по вопросам перспектив освоения месторождений углеводородного сырья Восточной Сибири и Дальнего Востока. – Якутск: Администрация Президента и Правительства Республики Саха (Якутия), 2004 г. – С. 6-18.