Поиск. Выбор. Ответственность
Публикации за 1994 год
Доклад вице-президента, премьер-министра республики Саха (Якутия) В.А. Штырова на первом совместном заседании палат Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха(Якутия)
26 января 1994 года
Уважаемые товарищи! У вас имеется доклад Правительства республики об итогах 1993 года и основных направлениях развития экономики и социальной политики на 1994 год. Этот доклад был подготовлен специальной правительственной комиссией, обсужден и одобрен на заседании Правительства. Доклад будет опубликован, у вас он имеется на руках, поэтому мне нет смысла его зачитывать. Я лучше остановлюсь на некоторых принципиальных моментах дальнейшего развития республики.
Очевидно, что прежде чем говорить об основных направлениях развития экономики и социальной политики на 1994 год, необходимо подвести итоги предыдущей работы, оценить ту базу, на которой мы находимся, и на основании этого принимать решения о том, что делать дальше. Я напомню, что период начала экономических реформ в России в целом и у нас в Якутии совпал со временем, когда под руководством Президента было сформировано новое Правительство республики после президентских выборов в нашей республике. С той поры прошло два года. По характеру решаемых задач и содержанию работы Правительства эти два года резко отличались друг от друга. Их можно охарактеризовать как два разных этапа проводимых в республике реформ.
В 1992 году главные направления деятельности Правительства были связаны с так называемыми институционными изменениями в экономике. Иначе говоря, в том году происходили коренные, качественные изменения во всей системе производственных отношений в Российской Федерации в целом и в Республике Саха, в частности. Суть этих изменений состояла в том, что осуществлялся переход от директивного централизованного управления, от плановой экономики к рынку. Этот переход сопровождался и изменениями отношений собственности, и изменениями отношений субъектов хозяйствования. Это была сложнейшая комплексная задача.
Я напомню, что для её решения в то время Правительством был подготовлен специальный план, который был изложен на сессии Верховного Совета республики и состоял из восьми блоков. Это и новая политика в сфере регулирования оплаты труда, доходов населения, занятости, трудовых отношений в целом. Это определение идеологии и формирование системы социальной зашиты населения. Это разработка и реализация принципов, нормативных документов и программ разгосударствления, акционирования и приватизации. Это изменение подхода к формированию бюджетной системы и новая налоговая политика.
Это и аграрная реформа, и преобразование кредитно-банковской сферы, и реконструкция структуры экономики. Теоретическая проработка возможных решений по этим восьми блокам проблем и их практическая реализация и составили в 1992 году основное содержание работы Правительства. С позиций сегодняшнего дня возможно сказать, что Правительству удалось провести сбалансированную во всех своих ключевых элементах экономическую политику. Благодаря этому была обеспечена относительная стабильность социальной и политической обстановки в республике, не допущено развала производства и массовой безработицы, резкого падения жизненного уровня населения. Но главным по итогам 1992 года было формирование на базе проведенных институциональных изменений нового рыночного хозяйственного механизма с сохранением достаточно эффективного государственного контроля за социально-экономическими процессами.
В работе Правительства были и серьезные недостатки, главным из которых можно назвать непоследовательность в проведении намеченной линии. В частности, это касается действий в области либерализации цен, концентрации усилий в ходе структурной перестройки экономики, разгосударствления и приватизации. Недостаточно внимания уделялось фактическому состоянию дел в отдельных отраслях и, как следствие этого, к концу года наметился серьезный спад в объемах промышленного производства, капитального строительства и в работе транспорта.
Поэтому в плане действий Правительства на 1993 год были сделаны иные акценты.
Была поставлена задача, опираясь на те преобразования, которые были произведены в сфере производственных отношений, в хозяйственном механизме, развивая их дальше, сконцентрировать усилия на стабилизации экономики. Дальнейшее падение уровня производства было чревато разрушением его структуры, потерей достигнутого технологического уровня, ликвидацией предприятий, массовой безработицей, обострением социальных проблем и политической обстановки.
Если оценить сделанное за год с этой точки зрения, то поставленные задачи были в основном выполнены. Продолжалось развитие начал рыночной экономики, механизмов государственного регулирования, новых отношений в сфере труда и капитала. Работа велась по всем восьми блокам, которые я назвал раньше. Но основные усилия были направлены на сохранение производственного потенциала, на стабилизацию уровня производства. В итоге все-таки удалось остановить падение объемов производства в основных, базовых отраслях народного хозяйства. В целом по республике снижение уровня производства составляет, по предварительным данным, примерно 5%.
А по России ожидается, что цифра будет на уровне 20%. Я должен отметить, что этот уровень — 5%, был заранее предопределен, потому что базу нашей экономики составляют горнодобывающие отрасли и в некоторых из них было принято решение несколько уменьшить производство конечного продукта, исходя из состояния рынков сбыта. Примерно на 8% уменьшилось производство сельскохозяйственной продукции. Но в то же время, несмотря на определенные трудности, удалось сохранить основные базовые параметры сельского хозяйства: поголовье скота и удовлетворительное состояние всей производственной инфраструктуры.
На заданном уровне сработали отрасли топливно-энергетического комплекса. Удалось стабилизировать добычу угля. В пределах плановых объемов добыча нефти и газа. Несколько упало производство тепла и электроэнергии, но это связано с особенностями теплой зимы 1992-1993 годов. А в принципе электроэнергетика, за исключением критического периода 1993 года, отработала в прошлом году устойчиво.
Мы ожидали больших объемов падения в тех отраслях производства, которые связаны с инвестиционным комплексом. Падение ожидалось на уровне 50%, однако подотрасли промышленности строительных материалов отработали год по объемным показателям на уровне 80% прошлого года. Это произошло за счет оживления инвестиционного спроса в конце 1993 года.
По освоению капитальных вложений мы отработали на уровне прошлого года в сопоставимых ценах, в текущих же все объемные показатели значительно перевыполнены. Более-менее устойчиво работали системы снабжения и транспорта, и нам удалось полностью обеспечить республику топливом и продовольственными товарами первой необходимости. Эту зиму, до новой навигации, мы должны прожить более-менее благополучно. Если говорить об обобщающих финансовых показателях, то в целом по республике будет получено (данные уточняются) более 300 млрд. рублей прибыли, 94% которой приходится на долю горнодобывающих предприятий и топливно-энергетического комплекса.
Но в то же время нельзя не видеть негативные тенденции, которые развивались в экономике в 1993 году. Наиболее зримым воплощением их является кризисное финансовое состояние республики. Сегодня имеется огромная как дебиторская, так и кредиторская задолженность предприятий всех отраслей. Многие из них уже не могут расплатиться по долгам. В промышленности примерно 5% предприятий являются убыточными. Это говорит не только об их плохом финансовом состоянии, но и экономическом неблагополучии. Если взять все народное хозяйство с учетом не только промышленности, но и сельского хозяйства, отраслей инфраструктуры, то количество убыточных предприятий резко возрастает. Особенно много их в инфраструктурных отраслях: торговле, снабжении, на транспорте.
Таким образом, итоги 1993 года можно оценить как положительные. Однако, тенденции в состоянии финансов, которые сложились во второй половине года, потребуют экстренных мер для того, чтобы снизить их негативное влияние на экономику и социальную сферу. Такова база для того, чтобы стартовать в 1994 году.
Если законсервировать основные ценовые пропорции и говорить об экономике республики как о замкнутой системе, то эта база была бы достаточной для того, чтобы уверенно развивать народное хозяйство и поддерживать социальную сферу. Однако, динамика цен имеет неблагоприятную для нас направленность, мы находимся в едином экономическом пространстве Российской Федерации, и все те негативные моменты, которые имеются в российской экономике, как бы волнами достигают нас.
Если 1992 год мы прожили относительно благополучно, то в 1993 году ситуация ухудшилась, но была несколько лучше, чем по Российской Федерации. Теперь переход к рынку скажется в значительной мере на экономике северных регионов и, в частности, нашей республики. Поэтому, когда мы говорим об основных направлениях развития экономики и социальной политики на 1994 год, мы должны заложить в сценарные условия не только представления о том, каково сейчас положение в республике, но и учесть все внешние факторы.
Исходя из этого Правительством было сделано несколько сценариев условий, в которых будет функционировать народное хозяйство в 1994 году. Они основывались на достигнутых к концу 1993 года количественных и качественных показателях развития экономики республики и прогнозных данных, которые мы имели от органов государственного управления Российской Федерации: о вероятных изменениях уровня цен, о вероятных изменениях курса доллара, об основных направлениях бюджетной, кредитной, налоговой, структурной политики Правительства России. Есть наихудший из сценариев, который предусматривает повышение входных цен в республику в соответствии с величиной предложенных Минэкономики России дефляторов и стабилизацию уровня тех цен, по которым мы будем продавать свою продукцию.
В этом случае, безусловно, надо сворачивать все производство в республике и становиться дотационной территорией. Есть наилучший вариант, который рассчитан, исходя из предполагаемого курса доллара к рублю 1:5000. Это все сценарии, которые на самом деле могут осуществиться. За основу для прогноза взят средний вариант. Из него и вытекают предложенные в докладе основные направления развития экономики в 1994 году. Но мы пока, давайте, оставим все эти расчеты и задумаемся над тем, а что дальше будет происходить с точки зрения качественной стороны дела. Как будут развиваться события в принципе, независимо от конкретных колебаний цен, других экономических параметров? Какие угрозы и вызовы содержатся для нас в самой сущности, направленности реформ? Как мы должны на них ответить?
Для ответа надо вспомнить, что Президент Российской Федерации, все политические партии, которые участвовали в выборах в органы законодательной власти Российской Федерации, Правительство Российской Федерации подтверждают то, что курс на продолжение рыночных реформ остается. Я и в начале выступления говорил, и сейчас говорю, что создание рыночной экономики — это комплексный и емкий процесс, который содержит в себе много элементов, аспектов, но все-таки я хотел бы выделить ключевые из них.
Во-первых, будет продолжен курс на свободную, открытую экономику. Поэтому надо понимать, что не говоря уже о внешних рынках, мы на внутренних российских вступаем в конкурентную борьбу как с отечественными, так и с иностранными конкурентами. Все меньше становится товаров, при реализации которых сохраняются остатки старой системы. Вы посмотрите, за эти годы прекратились поставки в централизованные фонды. Сегодня из всей продукции, которая производится на территории Республики Саха, централизованные закупки остались только в золотодобывающей промышленности. До сих пор Минфин Российской Федерации покупает у нас золото.
Все остальное мы продаем на свободных рынках, в том числе и алмазы. И по золоту возможны крупные изменения. Готовится решение Правительства Российской Федерации о том, что будет создан рынок золота. Это значит, что пропадает важнейший элемент, на котором строилась раньше экономика республики— централизованные государственные закупки.
Мы привыкли думать о централизованных поставках, но оказывается, не менее важный элемент — централизованные закупки. В новых условиях мы не можем быть гарантированы в финансовом отношении. И никто не обязан платить нам такие цены, которые фактически у нас складываются. И никто не будет покупать обязательно нашу продукцию. Мы вступаем в жесткую конкурентную борьбу с такими же товаропроизводителями, которые существуют внутри Российской Федерации и за рубежом.
Сегодня, допустим, на открытом рынке золота Российской Федерации иностранные товаропроизводители могут продавать его по цене, примерно, 30 тыс. рублей за грамм, в то время как наше золото по расчетам, которые представили в декабре наши основные золотодобывающие предприятия, стоит от 58 до 98 тыс. рублей за грамм. Тогда как мы можем конкурировать, как мы можем соревноваться в этой борьбе? То же самое в угольной промышленности. Сегодня угольная промышленность еще держится на дотациях, которые поступают от Правительства Российской Федерации.
Если произойдет переход на свободные цены, сумеем ли мы выдержать конкурентную борьбу с соседними производственными угольными объединениями, например, «Востоксибуголь», которое может быть потенциальным поставщиком угля на Дальний Восток? То же самое в других отраслях, за исключением алмазов, где мы занимаем монопольное положение. Итак, сам переход к открытому рынку и связанная с ним конкурентная борьба создают определенные угрозы, на которые мы должны отвечать.
Другой вопрос — либерализация цен. Никто не обязан поставлять на Крайний Север свою продукцию по твердым закупочным ценам. Этой системы больше не существует. Мы вынуждены покупать товары, которые нам необходимы, по тем ценам, которые складываются на рынках России. Следовательно, мы не можем искусственно снизить себестоимость нашей продукции. Она такая, какая есть и мы должны это понимать. Это тоже таит в себе определенные вызовы, определенные угрозы всей экономике республики.
Российское Правительство официально объявляет, что оно отказывается от поддержки предприятий, как это осуществлялось раньше, путем дотаций и субсидий. Каждое предприятие должно выжить в конкурентной борьбе самостоятельно. По оценкам бывшего министра финансов России Б.Федорова, примерно, 20% предприятий потребуется санация и 30% в 1994 году должны быть ликвидированы. Это третий фактор — отказ от целенаправленной поддержки предприятий старыми методами. Он тоже много значит для нашей экономики.
Иначе говоря, как бы мы ни рассчитывали курс доллара, как бы мы ни рассчитывали входные цены, как бы мы ни оценивали величину дефляторов, качественная сторона перехода к рынку несет в себе определенные вызовы, на которые мы должны отвечать, даже, если ценовые пропорции будут в этом году для нас относительно благоприятными. Все это является следствием действия одной из главных функций рынка, которая по экономически называется «дифференциация товаропроизводителей». Это означает, что сильные выживают, слабые погибают. Экономика Севера слабая. Это обусловлено как объективными, так и субъективными причинами.
Исходя из этих стратегических выводов, мы должны говорить о качественной стороне преобразований экономики республики, обеспечивающих устойчивость, выживаемость народного хозяйства и его базовых отраслей в условиях жесткого конкурентного рынка, которые должны быть произведены в 1994 году. Количественная сторона, может быть не в полном объеме, заложена в докладе Правительства, она есть в бюджете, есть в основных направлениях кредитной политики, поэтому я буду говорить только о качественной стороне дела. Для выживаемости нашей хрупкой северной экономики в условиях рынка надо решить ряд конкретных задач. Их можно разбить на внешние и внутренние.
Все-таки мы являемся субъектом Российской Федерации и в этом качестве имеем право и должны активно воздействовать на экономическую политику российского государства. Мы — часть России со своими экономико-географическими и природно-климатическими особенностями. В экономической политике Российского правительства должны учитываться особенности регионов, не только северных — всех. Региональная политика всегда была в бывшем Советском Союзе и есть в других странах. Сегодня в России ее нет.
Следствием этого является унификация, стандартизация конкретных решений в сферах кредитов, налогов, цен, бюджета. Это самым серьезным образом сказывается на экономическом положении как регионов, так и России в целом. Поэтому мы должны активно участвовать в разработке и реализации экономической политики Российского правительства, формировании ее региональных аспектов. Наша задача сегодня — заключить целую серию соглашений, в которых бы учитывались особенности нашей экономики. Я бы поставил в качестве ключевого кредитные соглашения. В прошлом году мы пытались подготовить такое соглашение, но оно не было заключено.
Конечно, можно сказать, что в этом проявилась определенная позиция Российского правительства, но в то же время слабость наших подходов к теории и практике кредитования стала причиной его отклонения. Необходимо продолжить работу по бюджетному соглашению. Мы должны вернуться к соглашению о собственности, так как в его разделах о совместной собственности есть противоречия. Надо уточнить и развить это соглашение. Необходимо заключить новое пенсионное соглашение.
То есть мы всерьез должны заняться подготовкой и заключением целого ряда соглашений. Но для того, чтобы это сделать, необходима более глубокая чем раньше проработка, новый уровень доказательств правоты наших подходов. Вот это одно из главных направлений действий Правительства. В этой связи Правительство должно организовать аналитические группы, которые будут работать по этим проблемам.
Но нельзя уповать только на то, что пройдут какие-то изменения в экономической политике России, что в целом она для нас станет более мягкой и ласковой. Мы должны исходить из того, что внешние наши действия имеют большое значение, но основной объем работы — внутри республики. Для того, чтобы ответить на те вызовы, которые ставит переход к рынку, Правительство, на наш взгляд, должно сосредоточиться на решении следующих главных задач внутренней экономической политики. На первый план выходит рациональная структурная политика. Необходимо, в качестве второй задачи, продолжить нашу работу по аграрной реформе. Третья задача перестройка кредитно-банковской сферы.И, наконец, надо поменять подходы к социальной сфере. Все остальные задачи должны быть построены под выполнение этих главных.
Если говорить о структурной политике, то здесь надо выделить два элемента. Первое. Мы должны создать новые отрасли экономики в республике, которые могли бы позволить решить следующие задачи: увеличить степень прибыльности или степень доходов, то, что экономисты называют увеличением величины добавленной стоимости, создаваемой на территории республики, улучшить структуру занятости так, чтобы люди работали в производствах и отраслях, где могли бы иметь достаточные личные доходы, нормальную зарплату.
Если учитывать особенности нашей республики: экономико-географические, природно-климатические, сырьевую базу, то таких отраслей можно выделить немного. Это те отрасли, которые связаны с переработкой сырьевых ресурсов, в которых мы занимаем ключевые или монопольные положения на рынках. Это в первую очередь алмазы и золото. Будет продолжена работа Правительства по созданию алмазоперерабатывающей промышленности. Я хочу подчеркнуть, что мы вступаем в новый этап ее развития. Если два года мы занимались созданием самой промышленности: вводили заводы, готовили кадры, то теперь перед нами стоит не менее трудная задача — освоить рынки сбыта готовой продукции. Это задача серьезней и сложней, потому что на этих рынках никто нас не ждет, там своих производителей достаточно.
Не надо бояться, если мы на этом этапе понесем какие-то потери, если будем временно отступать. Стратегически мы имеем все шансы для конечного успеха. По-серьезному должен начаться разворот ювелирной промышленности. Можно поставить перед собой задачу, чтобы 100% добываемых металлов перерабатывалось в республике. Эта работа только начата.
Конечно, мы гордимся тем, что начали производить какие-то изделия, но эта мизерная доля того потенциала, которым мы располагаем. Надо найти совершенно новую форму подхода к решению этой задачи, включив в дело кустарей, ремесленников.
Надо продолжать работу над становлением камнеобрабатывающей промышленности, тем более, что перспективы минерального сырья у нас неплохие, и вполне возможно, что мы имеем на территории Республики все камни, которые относятся к разряду драгоценных. Необходимо усилить геологические работы по их разведке. Есть и совершенно новое направление, которое достойно внимания. Это проработка вопросов по организации парфюмерной, биологической промышленности. Отрасли, в которых мы можем иметь сильные конкурентные позиции на внешних по отношению к республике рынках, в принципе, мы определили еще при разработке программ структурной перестройки экономики в 1992 году.
С изменением ценовых пропорций, ростом транспортных издержек возникает настоятельная потребность в создании таких отраслей, которые замещают ту продукцию, которую мы привозим, которая могла быть конкурентоспособной не на внешних рынках, а внутри республики. Начато производство линолеума — это первый обнадеживающий факт. В Южной Якутии имеется возможность развития целой серии таких производств. Это направление должно быть взято и в Западной Якутии.
Я имею в виду развитие нефте- и газоперерабатывающей промышленности. И, наконец, особо в структурной политике, в создании новых отраслей нужно отметить железнодорожный транспорт. Его развитие должно привести к перевороту, к освобождению нас от кредитной зависимости, в которой мы сегодня находимся как в кабале. При формировании новых отраслей надо ориентироваться прежде всего на создание рабочих мест в сельской местности, там у нас главные проблемы с занятостью, с эффективностью производства. В то же время там, где есть необходимые для этого ресурсы и возможности, они будут развиваться и в городской местности.
Второе направление структурной политики — это рационализация существующих базовых отраслей. Жизнь показывает, что многие предприятия не являются конкурентоспособными ни на наших внутренних рынках, ни на рынках за пределами республики. Мы не сможем их спасти, делая туда бесконечные финансовые вливания, поскольку ресурсы ограничены.
Их судьба может быть решена рынком очень сурово, вплоть до банкротства. Но если мы не будем понимать и контролировать ситуацию, то их коллапс может наступить внезапно. Это вызовет крупные социальные проблемы, обострение экономической и политической ситуации, поэтому необходимо планомерно заниматься рационализацией существующего производства. Она имеет несколько сторон. Во-первых, надо на основе тщательного экономического анализа осуществить процедуры банкротства и санации ряда предприятий. Кандидатов подбирается достаточное количество.
Бояться этого не надо, потому что в конечном итоге это один из способов лечения. Очевидно, что при этом встанет во весь рост проблема занятости. Существует несколько прогнозов, сколько у нас может быть безработных. Есть такие расчеты в Министерстве труда, которые говорят, что мы можем иметь до 100 тыс. безработных уже в следующем году. Следовательно, те меры, которые мы можем предпринять опережающе, мы должны предпринять. Нельзя дожидаться того, когда остановится производство, надо заранее целенаправленно решать вопросы об их ликвидации и перевода персонала на другие предприятия. Это сложнейшая проблема.
Она имеет моральные и психологические аспекты. Она имеет и социальные аспекты. Она затрагивает судьбы десятков тысяч людей. Видимо, нужно предпринять меры к ужесточению подхода к притоку рабочей силы. Если мы имеем такие проблемы с занятостью, если мы ожидаем, что у нас будет 100 тыс. безработных, то какой смысл иметь открытый рынок рабочей силы? Наверное при помощи экономических методов надо обеспечить устройство тех людей, которые освобождаются внутри республики и резко ограничить приток извне республики.
Если говорить о рационализации существующего производства, повышении наших шансов в конкурентной борьбе, нельзя обходить стороной вопрос об организационных формах, в которых наиболее эффективно могут развиваться наши базовые отрасли. Я думаю, мы должны переоценить наши подходы к способам разгосударствления и акционирования ведущих предприятий. Те теории, идеи, которые были развернуты на каких-то этапах подготовки к приватизации в 1991-1992 годах у нас и в целом по России не во всем оправдали себя.
Сегодня мы должны строить свою экономику по-современному. В современной экономике основными товаропроизводителями являются крупные концерны и консорциумы. Мелкие производства, малый и средний бизнес, о котором столько много шума — это дополнение к эффективно действующим крупным предприятиям. Для повышения наших шансов на внешних рынках, мы должны сделать шаги к тому, чтобы образовать в республике серию финансовопромышленных групп и концернов.
В первую очередь необходимо переоценить принятые решения по акционированию золотодобывающей промышленности. Сегодня комбинаты не в состоянии существовать в одиночку. Они должны быть объединены в мощную финансово-промышленную группу и выступать как единое целое. Также следует подходить и к развитию алмазообрабатывающей промышленности. Не имеет никакого смысла внутри республики устраивать конкуренцию между гранильными заводами. Они должны завоевывать внешний рынок, создавая общую сбытовую сеть. Здесь тоже может быть организована финансово-промышленная группа в расчете на конкуренцию внутри России и за ее пределами.
В направлении диверсификации производства, создания в своем составе финансовых ветвей должно быть продолжено строительство внутренней структуры наших крупнейших акционерных компаний в горнодобывающей промышленности и энергетике.
Я думаю, что третья важнейшая задача, с точки зрения рационализации существующих отраслей — возврат к работе по повышению производительности труда, к вопросам техники, технологии и науки. Сегодня все целевые ориентиры предприятий, налоговая система, система оплаты труда таковы, что потеряны всякие стимулы для того, чтобы внедрять новую технику, новые технологии.
Но мы должны понимать, что существует только один способ победы на рынке — повышение качества продукции и снижение издержек производства за счет четкой организации, управления и технологических новинок. Можно, конечно манипулировать деньгами, можно устраивать финансовые спекуляции, но ключевые вопросы находятся в сфере производства. Тот выигрывает, тот побеждает, кто имеет лучший показатель по производительности труда, минимальные затраты. Я думаю, что мы совершенно не востребовали мощный научный потенциал республики с одной стороны, а с другой, пусть на меня не обижаются, наши ученые работают в отрыве от экономики и практики, замкнулись в узком мире собственных интересов. Нам надо установить контакт между наукой и практикой. Это сложная задача, тут мы столкнемся с серией противоречий.
Вопрос может быть решен только через конкретные организационные формы и при помощи системы экономических стимуляторов, как в отношении производителей, так и в отношении научных учреждений и отдельных ученых.
Я не могу не остановиться на задаче колоссальной важности, которую мы должны решить в ходе структурной перестройки экономики. Основные проблемы, которые у нас имеются с занятостью, на самом деле, на селе. Жизнь нас подвела к тому, что мы не можем содержать село на бесконечных дотациях. Оно разорится. Поэтому должны быть предприняты опережающие меры по эффективной занятости на селе. Необходимо создать в сельской местности ряд производств, работа на которых может дать людям приличный доход.
Работа в этом направлении уже началась, как уже говорилось, но она должна быть ускорена. И второе направление — надо осуществить в крупных масштабах перемещение тысяч людей из отраслей сельской сферы в промышленность, где есть дефицит рабочей силы. Эта работа должна быть начата в 1994 году. Конкретные планы есть, и они должны быть реализованы как первоочередное направление стратегии Республики Саха (Якутия). Однако, это не значит, что мы должны прекратить поддержку аграрного сектора. Сохранение аграрного сектора — это стратегический вопрос, потому что из него вытекают многие аспекты социальной, духовной жизни.
В конце-концов, это та сфера, через которую передаются традиции, через которую только и может осуществляться связь времен, сохраняются этносы. Поэтому одновременно мы должны принять меры по развитию сельского хозяйства. Но надо все-таки задуматься над тем, что пора привести в равновесие объемы сельскохозяйственного производства с продуктивностью сельхозугодий. Политика экстенсивного использования природы без ее восстановления приведет к тому, что природа будет погублена и сельское хозяйство не поднимется. В этой связи необходимо срочно предпринимать меры по повышению плодородия земель, улучшению их качества, развитию травосеяния, по оптимизации поголовья скота.
Считаю, что нам пора уже задуматься над тем, что происходит в селе с точки зрения преобразования системы производственных отношений. Была деколлективизация, разукрупнение и преобразование совхозов, но теперь надо стимулировать процессы кооперации сельских товаропроизводителей. По-видимому должна быть создана такая система, когда каждый сельский товаропроизводитель должен одновременно участвовать в нескольких кооперативах: в производственных, потребительских, обслуживающих, сбытовых. Это связано с необходимостью создания таких условий хозяйствования, при которых сельские товаропроизводители станут хозяевами всего, что есть на селе.
Сегодня же все у нас перевернуто, все наоборот — над ними довлеют все, кто так или иначе связан с селом. Основной итог действий Правительства республики в аграрной сфере за последние два года заключается в том, что на самом деле произошли ключевые изменения в системе отношений собственности, отношений по поводу земли. Каждый человек стал иметь возможность сам строить свою судьбу. Теперь надо выбравшим свою судьбу помочь во всех сферах и прежде всего, помочь поставить под контроль все без исключения сельские инфраструктурные отрасли, самим без посредников выйти на рынок, в том числе и госзаказа.
Это возможно только через кооперирование с участием сельских товаропроизводителей снабженческо-сбытовых, перерабатывающих, сервисных предприятий. Совершенно должны поменяться функции Министерства сельского хозяйства, который из хозяйствующего субъекта должен стать органом организующим, нормативным. Аграрная сфера наиболее сложна. Я должен откровенно признать, что Правительство республики имело несколько концепций ее развития, но ни одна из них не была реализована, в том числе и потому, что эти концепции были, по признанию самого Правительства, недостаточно отвечающими новым требованиям. Здесь нужно привлекать совершенно новые силы, новые идеи. Само собой ничего не решится.
Если говорить о кредитно-финансовой сфере, то мы в конце-концов должны навести порядок в деятельности банков. В принципе, определенные сдвиги в лучшую сторону есть, хотя эта сфера нас коренным образом не удовлетворяет. Не только в наведении порядка будут заключаться действия Правительства. Мы должны освоить совершенно новые виды товаров денежного рынка, а именно ценные бумаги. Это ключевой, стратегический вопрос. Сегодня у нас нет средств к тому, чтобы вести в крупномасштабных объемах капитальное строительство.
Но в то же время существуют такие стройки, от которых мы никогда не сможем отказаться. Отказ от них чреват катастрофой для всей экономики республики. Например, железная дорога, Вилюйская ГЭС-3, программы нефтяной и алмазоперерабатывающей промышленности и другие. Мы будем, насколько это, возможно, выделять средства из республиканского бюджета, выделять кредиты, мобилизовать средства предприятий.
Но где взять еще источники? У нас до полутора миллиардов денежных средств выдается в год в виде зарплаты. Полученные доходы в виде заработной платы минус произведенные в республике расходы, минус транспортные затраты, минус вклады в учреждения банковской сферы, показывают остаток на руках у населения до 500 млрд. рублей, в то время как в бюджете республики на капитальное строительство предусмотрено 350 млрд. Я думаю, что остаток средств у населения будет расти в связи с постоянно действующей тенденцией повышения заработной платы. И поэтому наша задача, с которой, честно говоря, мы не справились за предыдущие годы и которая должна быть всерьез поставлена и решена мобилизация через рынок ценных бумаг денежных средств юридических и физических лиц на цели развития экономики.
Одной из ключевых задач является ускорение оборота товаров в республике. Правительство будет в этом направлении проводить самую жесткую политику. Вы сейчас видите, что некоторые предприятия торговли и снабжения должны платить 420% годовых за просроченные кредиты. И не думайте, что кто-то их будет спасать. Будут платить именно эти 420%. Это цена за их неуклюжесть, непонимание того, что на рынке побеждает тот, кто быстрее оборачивает товары. У нас многие базы полны, по некоторым позициям есть запасы товаров на три года. А сегодня выгоднее везти самолетом товар, чем омертвлять кредиты. Конечно, я намеренно обостряю вопрос.
На самом деле существуют такие группы товаров, которые надо держать, существуют объективные обстоятельства замедленного товарооборота, которые вытекают и из наших условий, и из взаимных неплатежей. Но все должны понимать, что старые времена кончились, и нужны новые способы действий. Оборачиваемость денег, товаров, кредитов — это ключевая задача для всех.
В этом году должна быть пересмотрена система бюджетного финансирования. Не может быть равномерного, непрерывного бюджета, потому что и поступления доходов в бюджет неравномерны и тратятся средства неравномерно. Поэтому график исполнения бюджета должен представлять из себя кривую линию, развернутую во времени. Это чрезвычайно сложная задача, она должна иметь какое-то теоретическое обоснование, затем реализована на практике.
Исходя из необходимости адекватно реагировать на трудности перехода к рынку, мы должны изменить свои подходы к социальной сфере. На сегодняшний день наша республика похожа на огромный собес. Например, так получается, что 60% жителей города Якутска имеет льготы по коммунальным услугам, а что, все они инвалиды, больные, немощные? Почему у нас сын миллионера, учась в университете, получает такую же стипендию как сын из крестьянской семьи, в которой восемь человек?
Бесконечные пособия, дотации, компенсации и так далее. Вся эта система должна быть пересмотрена. Государство обязано создать условия каждому человеку для нормального труда, а человек должен сам себе заработать. Кто не в состоянии заработать, тому государство должно помочь. Но не всем подряд и поголовно, а имеющим объективные обстоятельства. Точно так же мы совершенно по-иному должны подойти к регулированию оплаты труда. Расслоение населения по доходам приняло явно гипертрофированный размах.
Принцип: «За равную рабочую силу — равная зарплата» — это не принцип социализма. Это принцип капитализма, в соответствии с которым одинаковый товар имеет одинаковую цену. Иными словами, люди, которые имеют определенные способности к труду, реализовывая эти способности, должны иметь одинаковую зарплату. Примерно одинаковую. Такой подход реализован во всех рыночных странах. Это делается на основе сложной системы регулирования вопросов оплаты труда: через тройственные соглашения, через соглашения предпринимателей и профсоюзов, через сам рынок труда. У нас же сегодня оплата труда не зависит от твоего труда, не зависит от твоей квалификации.
Она зависит от того, какая нашивка на твоей спецодежде: или ты будешь числиться в коммерческом банке, или ты будешь числиться в «Сельхозтехнике», или в крестьянском хозяйстве. Поэтому назрела реформа контроля за доходами. Однако, мы находимся в общей системе Российской Федерации. Трудно одним предпринимать какие-то действия. Поэтому будем вносить свои предложения по этому вопросу на федеральный уровень.
Что касается цен — это тоже важнейший аспект социальной политики. Наш опыт показал, что полная либерализация цен в условиях Севера не оправдала себя. Ввиду того, что существуют естественные монополии в поставках и на транспорте, которые невозможно ликвидировать, цены не выравниваются в результате конкурентной борьбы. Поэтому настала пора ужесточить государственный контроль за ними.
Основная идеология этого контроля сформулирована, есть постановление Правительства. Пока цены на ряд товаров будут установлены директивно. Со временем по этой группе товаров будет осуществлен переход на предельные цены. Это достаточно большой круг цен и сложная задача — удержать их на определенном уровне. Другая группа — регулируемые цены. Они должны формироваться на основе определенных правил, которые Комитет по ценам уже сформулировал и будет жестко контролировать их выполнение. По товарам, которые нельзя отнести к товарам первой необходимости, будет снят контроль за ценами. Вот такая выстраивается идеология цен.
Все, о чем я сейчас сказал, в принципе, заложено в докладе. Но заложено оно там в другой форме, более детально и с большим цифровым материалом. Вы, наверное, с ним сумели ознакомиться. Основная же суть моего выступления заключается в том, что мы подошли к новому этапу развития республики. На протяжении двух лет мы занимались формированием элементов рыночной экономики, не форсируя, но в какой-то степени подстегивая этот процесс. Сегодня рынок стоит не за нашим порогом, он пришел к нам в дом.
Значительно усложнились и внешние условия функционирования экономики республики. Сама жизнь ставит новые, более сложные вопросы, требует новой глубины мышления, быстрой и адекватной реакции на изменение политической, социальной и экономической обстановки в обществе и четких, слаженных действий. Я думаю, что ближайшие годы будут очень трудными. 1994 год — это не 1992-й. Хотел бы, чтобы и Правительство Якутии, и наш новый высший законодательный и представительный орган республики — Ил Тумэн понимали, в какой ситуации мы находимся и действовали согласованно, с осознанием своей ответственности.