Публикации за 2003 год

Из интервью Президента Республики Саха (Якутия) В.А. Штырова корреспондентскому пункту НВК «Саха» в Москве

Одна из наболевших проблем – пенсионное обеспечение наших пенсионеров. С 1 января 2002 года страна живёт по новому пенсионно­му законодательству, которое все мы воспринимаем позитивно. Почему? Во-первых, в будущем пенсия повысится, а во-вторых, распределение будет более справедливым. Но для некоторых пенсионеров республики и, прежде всего, для тех людей, которые вышли на пенсию недавно, лет пять назад, возникли определённые проблемы. Мы не удовлетворены размером их пенсий. Пенсии должны быть больше, хотя бы соответ­ствовать прожиточному минимуму. Правительство Республики Саха (Якутия) занимается решением этой проблемы на протяжении всего прошлого и нынешнего года.

Здесь один из ключевых вопросов – как применяются районные коэффициенты для наших пенсионеров. Как известно, в республике с 1991 года решением Верховного Совета Якутской-Саха ССР, были уста­новлены два районных коэффициента к заработной плате: 2,0 для арктической зоны, 1,7 для всех остальных районов республики. В свою очередь, это решение было принято на основании специаль­ного постановления Совета Министров РСФСР от 1991 года. Оно давало право местным органам государственной власти установить рай­онные коэффициенты в пределах максимальной величины ранее дей­ствовавших.

Якутия. Оймяконский улус. Пенсионный вопрос… п. Усть-Нера. 2003 г

Но с принятием нового пенсионного законодательства федеральные органы исполнительной власти, прежде всего, Пен­сионный фонд России при поддержке Министерства труда и соци­ального развития Российской Федерации применяют при расчёте страховой части пенсий коэффициент 1,4. Сегодня мы доказыва­ем, что сложившееся положение несправедливо. Мы же уплачивали пенсионные взносы в том числе и из тех сумм заработной платы, которые приходятся на установленные в 1991 году районные коэф­фициенты 1,7 и 2,0. Мы себе заработали повышенные пенсии.

Конечно, на самом деле вопрос надо было поднимать раньше – тогда, когда принимался сам федеральный пенсионный закон – в 2000-2001 годах. К сожалению, тогда в республике этим никто не занимался. Теперь, когда решения уже приняты, вносить изменения вдогонку намного труднее. Тем не менее, делать это надо. В про­шлом году я обсуждал этот вопрос с Президентом и другими руководи­телями Российской Федерации. Проблема так и не была решена, Пра­вительство России по-прежнему защищает те коэффициенты, которые само же и ввело.

Поэтому мы создали специальную рабочую группу, в которую вошли представители нашего Государственного Собрания (Ил Тумэн), Пра­вительства Республики Саха (Якутия) и специалисты в области пенсион­ного законодательства. Рабочая группа разработала законопроект о внесении изменений в пенсионное законодательство Российской Фе­дерации, учитывающий интересы Республики Саха (Якутия) в отноше­нии районных коэффициентов. Стоит отметить, что это касается не только нас, но и других субъектов Федерации. Проект закона мы оформили как законодательную инициативу нашего Госсобрания в Госу­дарственной Думе Российской Федерации.

Неожиданно для всех – осо­бенно для Правительства Российской Федерации – депутаты приняли закон в первом чтении. Я благодарю моих коллег, активно принимавших участие в этой работе: депутата Государственной Думы Виталия Нико­лаевича Басыгысова, депутата Государственного Собрания Республики Саха (Якутия) Зою Афанасьевну Корнилову, заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Александра Васильевича Вла­сова, республиканские министерства и ведомства, а также Постоянное представительство Якутии в Москве, руководителей региональных пар­тийных организаций КПРФ, СПС.

Но как только речь зашла о том, что законопроект должен попасть на второе чтение, Правительство Российской Федерации вновь нача­ло писать всевозможные возражения. Я вынужден был обратиться к Президенту В.В. Путину. 7 апреля у нас состоялась встреча, на которой пенсионным вопросам было уделено особое внимание. Президент России очень внимательно отнёсся к этой проблеме. Ведь в своём Послании Федеральному Собранию в 2002 году Владимир Владимирович Путин поставил задачу, чтобы пенсии достигли прожи­точного минимума по всей России.

У нас и в других субъектах Крайнего Севера этого не получилось, а это значит, что задание Президента не выполнено. В этой связи, Президент дал поручение Руководителю Администрации Президента Александру Волошину и Председате­лю Правительства России Михаилу Касьянову разобраться в этом вопросе. Как раз в эти майские дни состоялись встречи и с Волоши­ным, и с Касьяновым, плюс к этому встретился с Председателем Совета Федерации Сергеем Мироновым и заместителем Председателя Госу­дарственной Думы Артуром Чилингаровым.

В результате этих встреч, активной деятельности нашей ра­бочей группы и поручения Владимира Владимировича Путина в Администрации Президента и Правительстве Российской Феде­рации, собственно, и произошло осознание того, что пенсионная проблема северян как таковая существует. Раньше ей придавался только юридический характер, а не сущностный. Состоялся долгий и подробный разговор с Председателем Правительства России Михаилом Касьяновым. На самом деле он очень хорошо знаком с этой проблемой, и было признано, что вопрос заключается вовсе даже не в юридических тонкостях. По сути дела, он заключается в том, что крайне низки пенсии северян, в ряде случаев они ниже прожиточного минимума. Хочу ещё раз отметить, что признание проблемы уже появилось. В этой связи мы просили поддержать наш законопроект.

Александр Волошин и Михаил Касьянов обещали рассмотреть этот вопрос на уровне министерств и ведомств Российской Федерации, поискать возможные другие пути решения вопроса. Например, варианты того, как узаконить наши рай­онные коэффициенты через федеральные законы о районировании Крайнего Севера, или, может быть, посмотреть, каким образом за счёт средств федерального бюджета, Пенсионного фонда можно повысить пенсии в северных регионах. Вопрос сдвинулся с мёртвой точки, я надеюсь, что нам удастся провести законопроект во втором и третьем чтениях, возможно, с изменениями, дополнениями, может быть, в дру­гой редакции.

С другой стороны, мы нашли общий язык с Правитель­ством России в том, что проблема действительно существует и её надо решать. С Михаилом Касьяновым мы также договорились, что в июле у нас в Якутске будет проведено заседание Совета по проблемам Крайнего Севера и Арктики, который он возглавляет и куда входят око­ло десяти федеральных министров и руководителей ведомств. Вопросы пенсионного обеспечения будут обсуждаться и там. Это тоже нам даёт дополнительные возможности для продолжения диалога.

Тема пенсий была главной и на моей встрече с Председателем Со­вета Федерации Сергеем Мироновым. Я заранее проинформировал спикера верхней палаты о законопроекте, ведь в случае его принятия Государственной Думой он поступит в Совет Федерации.

Продолжать ту линию, которую занимал при принятии в первом чтении нашего законопроекта, обещал и заместитель Председателя Государственной Думы Артур Чилингаров. Он представляет северные регионы, и именно Чилингаров председательствовал на заседании, принявшем проект закона в первом чтении. Таким образом, пришлось встретиться с четырьмя высшими руководителями Российской Федерации для того, чтобы доказывать позицию республики по пенсионному вопросу северян.

«Якутия», 22 мая 2003 г.