Пенсионное обеспечение северян: незавершённый диалог с правительством России
Публикации за 2003 год
Из интервью Президента Республики Саха (Якутия) В.А. Штырова корреспондентскому пункту НВК «Саха» в Москве
Одна из наболевших проблем – пенсионное обеспечение наших пенсионеров. С 1 января 2002 года страна живёт по новому пенсионному законодательству, которое все мы воспринимаем позитивно. Почему? Во-первых, в будущем пенсия повысится, а во-вторых, распределение будет более справедливым. Но для некоторых пенсионеров республики и, прежде всего, для тех людей, которые вышли на пенсию недавно, лет пять назад, возникли определённые проблемы. Мы не удовлетворены размером их пенсий. Пенсии должны быть больше, хотя бы соответствовать прожиточному минимуму. Правительство Республики Саха (Якутия) занимается решением этой проблемы на протяжении всего прошлого и нынешнего года.
Здесь один из ключевых вопросов – как применяются районные коэффициенты для наших пенсионеров. Как известно, в республике с 1991 года решением Верховного Совета Якутской-Саха ССР, были установлены два районных коэффициента к заработной плате: 2,0 для арктической зоны, 1,7 для всех остальных районов республики. В свою очередь, это решение было принято на основании специального постановления Совета Министров РСФСР от 1991 года. Оно давало право местным органам государственной власти установить районные коэффициенты в пределах максимальной величины ранее действовавших.
Но с принятием нового пенсионного законодательства федеральные органы исполнительной власти, прежде всего, Пенсионный фонд России при поддержке Министерства труда и социального развития Российской Федерации применяют при расчёте страховой части пенсий коэффициент 1,4. Сегодня мы доказываем, что сложившееся положение несправедливо. Мы же уплачивали пенсионные взносы в том числе и из тех сумм заработной платы, которые приходятся на установленные в 1991 году районные коэффициенты 1,7 и 2,0. Мы себе заработали повышенные пенсии.
Конечно, на самом деле вопрос надо было поднимать раньше – тогда, когда принимался сам федеральный пенсионный закон – в 2000-2001 годах. К сожалению, тогда в республике этим никто не занимался. Теперь, когда решения уже приняты, вносить изменения вдогонку намного труднее. Тем не менее, делать это надо. В прошлом году я обсуждал этот вопрос с Президентом и другими руководителями Российской Федерации. Проблема так и не была решена, Правительство России по-прежнему защищает те коэффициенты, которые само же и ввело.
Поэтому мы создали специальную рабочую группу, в которую вошли представители нашего Государственного Собрания (Ил Тумэн), Правительства Республики Саха (Якутия) и специалисты в области пенсионного законодательства. Рабочая группа разработала законопроект о внесении изменений в пенсионное законодательство Российской Федерации, учитывающий интересы Республики Саха (Якутия) в отношении районных коэффициентов. Стоит отметить, что это касается не только нас, но и других субъектов Федерации. Проект закона мы оформили как законодательную инициативу нашего Госсобрания в Государственной Думе Российской Федерации.
Неожиданно для всех – особенно для Правительства Российской Федерации – депутаты приняли закон в первом чтении. Я благодарю моих коллег, активно принимавших участие в этой работе: депутата Государственной Думы Виталия Николаевича Басыгысова, депутата Государственного Собрания Республики Саха (Якутия) Зою Афанасьевну Корнилову, заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Александра Васильевича Власова, республиканские министерства и ведомства, а также Постоянное представительство Якутии в Москве, руководителей региональных партийных организаций КПРФ, СПС.
Но как только речь зашла о том, что законопроект должен попасть на второе чтение, Правительство Российской Федерации вновь начало писать всевозможные возражения. Я вынужден был обратиться к Президенту В.В. Путину. 7 апреля у нас состоялась встреча, на которой пенсионным вопросам было уделено особое внимание. Президент России очень внимательно отнёсся к этой проблеме. Ведь в своём Послании Федеральному Собранию в 2002 году Владимир Владимирович Путин поставил задачу, чтобы пенсии достигли прожиточного минимума по всей России.
У нас и в других субъектах Крайнего Севера этого не получилось, а это значит, что задание Президента не выполнено. В этой связи, Президент дал поручение Руководителю Администрации Президента Александру Волошину и Председателю Правительства России Михаилу Касьянову разобраться в этом вопросе. Как раз в эти майские дни состоялись встречи и с Волошиным, и с Касьяновым, плюс к этому встретился с Председателем Совета Федерации Сергеем Мироновым и заместителем Председателя Государственной Думы Артуром Чилингаровым.
В результате этих встреч, активной деятельности нашей рабочей группы и поручения Владимира Владимировича Путина в Администрации Президента и Правительстве Российской Федерации, собственно, и произошло осознание того, что пенсионная проблема северян как таковая существует. Раньше ей придавался только юридический характер, а не сущностный. Состоялся долгий и подробный разговор с Председателем Правительства России Михаилом Касьяновым. На самом деле он очень хорошо знаком с этой проблемой, и было признано, что вопрос заключается вовсе даже не в юридических тонкостях. По сути дела, он заключается в том, что крайне низки пенсии северян, в ряде случаев они ниже прожиточного минимума. Хочу ещё раз отметить, что признание проблемы уже появилось. В этой связи мы просили поддержать наш законопроект.
Александр Волошин и Михаил Касьянов обещали рассмотреть этот вопрос на уровне министерств и ведомств Российской Федерации, поискать возможные другие пути решения вопроса. Например, варианты того, как узаконить наши районные коэффициенты через федеральные законы о районировании Крайнего Севера, или, может быть, посмотреть, каким образом за счёт средств федерального бюджета, Пенсионного фонда можно повысить пенсии в северных регионах. Вопрос сдвинулся с мёртвой точки, я надеюсь, что нам удастся провести законопроект во втором и третьем чтениях, возможно, с изменениями, дополнениями, может быть, в другой редакции.
С другой стороны, мы нашли общий язык с Правительством России в том, что проблема действительно существует и её надо решать. С Михаилом Касьяновым мы также договорились, что в июле у нас в Якутске будет проведено заседание Совета по проблемам Крайнего Севера и Арктики, который он возглавляет и куда входят около десяти федеральных министров и руководителей ведомств. Вопросы пенсионного обеспечения будут обсуждаться и там. Это тоже нам даёт дополнительные возможности для продолжения диалога.
Тема пенсий была главной и на моей встрече с Председателем Совета Федерации Сергеем Мироновым. Я заранее проинформировал спикера верхней палаты о законопроекте, ведь в случае его принятия Государственной Думой он поступит в Совет Федерации.
Продолжать ту линию, которую занимал при принятии в первом чтении нашего законопроекта, обещал и заместитель Председателя Государственной Думы Артур Чилингаров. Он представляет северные регионы, и именно Чилингаров председательствовал на заседании, принявшем проект закона в первом чтении. Таким образом, пришлось встретиться с четырьмя высшими руководителями Российской Федерации для того, чтобы доказывать позицию республики по пенсионному вопросу северян.
«Якутия», 22 мая 2003 г.