Пенсионная реформа: проблемы северян
Публикации за 2005 год
Огромные природные богатства и обширная территория российского Севера – это уникальные возможности и значительный ресурс долгосрочного, ощутимого подъёма экономики всей нашей страны. И, конечно, устойчивого развития самих северных регионов, роста благосостояния живущих здесь людей. Разумеется, жить в северных краях всегда было непросто. Север есть Север. И многие проблемы, в частности пенсионного обеспечения, в силу природно-климатической специфики здесь чувствуются острее, чем в других районах России.
В северных регионах сосредоточена большая часть ресурсного потенциала Российской Федерации. Они занимают почти две трети территории, а проживает в них лишь 7,6 процентов всего населения – около 11 миллионов человек. Эти люди производят пятую часть общего объёма промышленного производства и национального дохода. Здесь собирается четверть налоговых поступлений страны. Ни одна отрасль не может развиваться без ресурсов, добываемых и производимых в северных регионах.
С учётом значения Севера государство всегда проводило особую, протекционистскую политику в отношении этих территорий, привлекая сюда на работу людей высоким уровнем оплаты труда, созданием им социальных и бытовых условий, способных компенсировать дополнительные сложности от работы в экстремальных природноклиматических условиях, нередко сочетающихся с вредными для здоровья условиями производства. Замечу, практика социальной поддержки северных территорий существует во всём мире.
Однако с началом экономических реформ российский Север оказался практически заброшенным. У подавляющего большинства северян произошло резкое падение уровня заработной платы, реальных доходов, пенсий. Люди потеряли и те немалые прежде личные сбережения, которые они копили годами, ожидая пенсии. Груз накопившихся за эти годы проблем велик, но надо отметить, что в последнее время отношение к Северу меняется в лучшую сторону. Вот и принятие нового пенсионного законодательства несколько улучшило пенсионное обеспечение северян. С 1 января 2002 года идёт рост пенсий, во-первых, за счёт перерасчёта и индексации уже установленного их размера, во-вторых, за счёт вновь повышения базовой части трудовой пенсии.
Эти меры дали некоторую динамику росту величины пенсий на Севере, но она в среднем до сих пор не достигает даже прожиточного минимума пенсионера. А прожиточный минимум – это красная черта для измерения бедности, оказавшись за которой, человек не может на свой доход удовлетворить даже самые насущные потребности, необходимые для сохранения здоровья и жизнедеятельности. При одновременной монетизации по решению федерального Правительства льгот, говорить о повышении доходов пенсионеров-северян – полное лукавство. Ведь если размер пенсии в среднем по России по отношению к прожиточному минимуму по итогам 2004 года составляет 106%, то в северных регионах страны – 86% прожиточного минимума.
Потому и встала остро со вступлением в силу нового законодательства, положившего начало пенсионной реформе, проблема защиты прав пенсионеров – жителей Севера.
Вот уже на протяжении трёх лет ведёт активную работу в этом направлении Республика Саха (Якутия). Действуя в рамках правового поля, мы выступили с множеством идей, предложений, законодательных инициатив на федеральном уровне, обращались в правозащитные федеральные структуры. Одним из итогов этой работы стало принятие Государственной Думой России в феврале 2003 года в первом чтении закона «О внесении изменения в статью 30 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”». Парламент Якутии подготовил эту законодательную инициативу в целях устранения существующей коллизии и серьёзного правового пробела в области природы районных коэффициентов. Например, на территории Республики Саха (Якутия) с учётом экстремальных природно-климатических и экономико-географических
условий проживания людей действуют районные коэффициенты к заработной плате 1,7 и 2,0. А при расчёте пенсий в соотношении среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате по стране учитывается районный коэффициент 1,4, поскольку правоприменитель руководствуется ведомственными нормативными документами Минтруда и Пенсионного фонда России.
Неоднозначная трактовка размеров районных коэффициентов к заработной плате при определении расчётного размера трудовых пенсий для лиц, проживающих в районах Севера, при конвертации пенсионных прав, существовавших до 1 января 2002 года, вынуждает их обращаться в судебные органы с исковыми заявлениями о защите нарушенных прав. На сегодняшний день в Республике с исковыми заявлениями в суды обратились около тысяч пенсионеров. К чести судов первой и второй инстанций – эти иски удовлетворяются. Значит, Госдуме России надо довести, в конце концов, работу над законом до логического завершения.
Справедливости ради следует отметить, что некоторые вопросы всё же решаются. Так совместными усилиями северных субъектов Федерации удалось добиться принятия с 1 января 2004 года Федерального закона №154-ФЗ от 29.11.2003 г. «Об увеличении базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».
Также результатом последовательной позиции Республики Саха (Якутия) при принятии Федерального закона №122-ФЗ стало сохранение компенсации стоимости проезда неработающим пенсионерам раз в года вместо первоначально предполагавшейся оплаты проезда раз в года, определён источник и порядок его финансирования.
Но в целом ситуация с пенсиями для северян остаётся сложной, особенно на фоне того, что в среднем по Российской Федерации их размер действительно превысил размер прожиточного минимума, а в северных регионах – нет. Потому и ставим мы так настойчиво вопрос, что сложившийся уровень пенсионного обеспечения не только в Республике Саха (Якутия), но и в других северных субъектах России недостаточен для того, чтобы гарантировать человеку достойное существование в последний, пенсионный период его жизни. Более того, он недостаточен даже для того, чтобы выжить сегодня.
Признанием существования проблем пенсионного обеспечения северян явилось выступление Полномочного представителя Президента России в Дальневосточном федеральном округе Константина Пуликовского на Совете руководителей законодательных (представительных) органов власти субъектов Дальнего Востока в г. Хабаровске. Так, он отметил, что законодатель, устанавливая общие условия для назначения пенсий, обязан учитывать особенности приобретения права на пенсию: специфику природы и климата местности, где трудился вышедший на пенсию человек.
Константин Пуликовский поддержал очередную законодательную инициативу Республики Саха (Якутия) об увеличении базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях путём применения северных процентных надбавок к заработной плате к базовой части пенсии.
Социальная политика, предлагая свободу сильному, должна обеспечить защиту слабым. У нас не должно быть «лишних людей», брошенных на произвол судьбы. Люди должны не на словах, а на деле ощущать реальную заботу государства.
В.А. Штыров, Президент Республики Саха (Якутия),
«Пенсионные деньги», № 5-6,2005 г. – С. 25-27.