Отдалённые регионы: устойчивое развитие территорий
Публикации за 2005 год
Выступление Президента Республики Саха (Якутия) В.А. Штырова на XII сессии Конгресса местных и региональных властей Европы в Страсбурге 1 июня 2005 года
Уважаемые дамы и господа!
Позвольте выразить признательность за приглашение участвовать в работе сессии Конгресса и впервые представить Вам с этой трибуны один из самых отдалённых, самобытных и крупных регионов Российской Федерации. Если представить карту мира и попробовать прикинуть расстояние от Страсбурга до Якутска по прямой линии – это 10 тыс. километров – неоспоримый факт удалённости. Причём не только в смысле расстояния, но также и в смысле доступности к внутренним и мировым рынкам, к инфраструктуре и коммуникациям. В известной мере многие из проблем, с которыми Якутии приходится в силу климата и удалённости сталкиваться, свойственны большинству северных и дальневосточных регионов России.
Год назад на XI сессии Конгресса местных и региональных властей Европы было отмечено, что за последние годы в России проделана значительная работа по уточнению и разъяснению конституционных положений, связанных с отношениями между Федерацией и её субъектами, в том числе и по разграничению полномочий в сфере общего ведения, по приведению в соответствие регионального законодательства с федеральным, по развитию местного самоуправления.
Якутия как субъект Российской Федерации живёт и работает в неразрывном общем правовом поле и приоритеты федерального законодательства для нас неоспоримы. В то же время статус национальной республики, который отражает культурные, экономические, природногеографические особенности, дал правовую возможность заключения в году нового Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными и республиканскими органами власти.
Опираясь на этот договор, федеральные и республиканские власти осуществляют государственную политику, направленную, прежде всего, на достижение устойчивого развития региона. Во многом благодаря этому, по производству валового регионального продукта на душу населения Якутия занимает четвёртое место в Российской Федерации.
Определяющее значение в развитии экономики республики имеет разработка месторождений полезных ископаемых и переработка минерального сырья. Якутия сегодня обеспечивает 100% добычи в России сурьмы, 98% алмазов, 40% олова, 15% золота, имеет значительные запасы нефти и газа. Именно эти производства создают условия в отдалённых районах для развития инфраструктуры, повышения занятости населения, увеличивают поступление средств в бюджеты всех уровней, способствуют защите геополитических интересов Российской Федерации через присутствие государственных структур, бизнеса и населения в удалённых пограничных районах. В то же время ускоренное промышленное развитие региона настоятельно требует одновременного решения двух важнейших задач: защиты чрезвычайно хрупкой природы Крайнего Севера и создания условий для сохранения национальных культур коренных народов.
Решение этих задач неразрывным образом связано с включением в систему принятия решений непосредственно населения. Формы этого включения могут быть разными. Это и общественные формирования, неправительственные организации и другие. Но ключевое значение имеет развитие местного самоуправления.
В Якутии, как и в целом в Российской Федерации, формирование органов местного самоуправления началось 11 лет назад, со времени принятия новой Конституции России. За эти 11 лет, когда законодательно отделилось местное самоуправление от государственной власти, во многих российских регионах, в том числе и у нас, накопился разносторонний опыт. Принятый в 1995 году Федеральный закон «Об общих принципах местного самоуправления» установил базовые основы деятельности муниципальных образований, создал соответствующие демократическим требованиям рамки для правового регулирования отношений в этой сфере.
Муниципальные образования получили высокую степень свободы в поиске эффективных способов решения своих проблем и выборе оптимального пути развития. Но на практике эта свобода была существенно ограничена дефицитом финансовых и имущественных ресурсов, вызванным неурегулированностью отношений между уровнями публичной власти. И в этом смысле принципиально важным было принятие в 2003 году в новой редакции Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления», который с учётом критической массы накопленного опыта устранил недостатки ранее действующего законодательства.
Опираясь на новое федеральное законодательство и свой собственный ранее накопленный опыт, в Якутии с 2003 года началось формирование новой системы местного самоуправления. Сначала были сформированы муниципальные образования на уровне городов и районов. В 2005 году будут проведены выборы и организованы органы местного самоуправления на поселенческом уровне.
Однако следует отметить, что условия Крайнего Севера диктуют особые подходы, требуют осторожности в проведении любых преобразований, затрагивающих функционирование жизненно важных объектов инфраструктуры и снабжения населения. Слишком велики риски. Потому формирование взаимоотношений государственной власти и органов местного самоуправления, системы делегирования полномочий между уровнями публичной власти в республиканском законодательстве Якутии учитывает специфику республики, как отдалённой территории Крайнего Севера.
Во-первых, Якутия – это край экстремальных климатических условий, здесь самая долгая и самая холодная зима в России, самая мощная в мире вечная мерзлота. Климат резко континентальный, амплитуда колебаний температуры воздуха достигает 100°С (от +40°С летом, до -60°С зимой). Зимой малая высота солнца обуславливает короткий день на всей территории Якутии, а за Полярным кругом наступают круглосуточные полярные ночи. При этом на 80% территории республики отсутствует круглогодичная наземная транспортная связь. Поэтому в этих районах снабжение годовым запасом топлива, материальных ресурсов, продовольствия происходит только во время навигации. Отопительный сезон длится 9-10 месяцев и за короткое лето надо обеспечить население и хозяйственные структуры всем необходимым на зиму.
Даже небольшой сбой в организации досрочного завоза топлива и ресурсов, функционировании коммунального хозяйства может привести к чрезвычайным ситуациям. Поэтому в государственном бюджете республики производится мобилизация финансовых средств, принадлежащих муниципалитетам, и осуществляется централизованный сезонный завоз топлива, в первую очередь для жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта, и основных продовольственных ресурсов в отдалённые труднодоступные районы на основе договоров с муниципальными образованиями. Как показало время, эти меры оправданы.
Именно в Якутии не были допущены проявления энергетического кризиса, охватившего некоторые регионы Севера. Только при существенном укреплении материальной базы, создании полноценной транспортной инфраструктуры органы местного самоуправления смогут самостоятельно эффективно осуществлять полномочия по вопросам жизнеобеспечения в условиях Севера.
Второй важный фактор. Очаговое освоение минеральных ресурсов, начатое ещё в советский период времени, обусловило значительную контрастность социально-экономического развития промышленных центров и сельскохозяйственных районов. В настоящее время только промышленных района из 35 муниципальных районов являются донорами, остальные дотационные, в том числе и наш столичный центр. В этих условиях считаем, что межбюджетный механизм регулирования должен сочетать меры, направленные на выравнивание сложившихся диспропорций между промышленными и сельскими поселениями, с комплексом мер, направленных на создание стимулов развития территорий за счёт собственных ресурсов. Поэтому необходимо решать вопросы больших возможностей у регионов для выравнивания бюджетного состояния муниципальных образований.
В-третьих, чрезвычайно низкая плотность населения в сельской местности (до 0,01 человек на квадратный километр), значительная удалённость и труднодоступность поселений ограничивают создание рыночной среды и развитие конкуренции, а самое главное – обуславливают высокую затратность производства. На рынке может реализовываться только половина продукции селян, получаемые доходы обеспечивают лишь минимальные потребности. Учитывая это, для поддержки субъектов традиционного уклада хозяйства в Якутии установлен льготный налоговый режим, дотируются транспортные перевозки, реализуются программы развития инфраструктуры села (газификация, реконструкция коммунального хозяйства и энергетики, строительство школ и больниц), программа экономического и социального развития малочисленных народов.
Поддержка села, традиционных занятий нашли своё отражение и в системе построения муниципалитетов. В республике принят закон «О кочевой родовой общине малочисленных народов Севера», закон о правовом статусе этих народов, образованы два национальных муниципальных района компактного проживания коренных малочисленных народов Севера – эвенский (Эвено-Бытантайский) и долгано-эвенкийский (Анабарский) и 31 национальный сельский округ.
Следует выделить и ещё одну важную проблему. Сложность и своеобразие Севера, где пересекаются интересы коренного населения, государства и бизнеса, в силу наличия больших запасов ресурсов при повышенной уязвимости природной среды и её экологической значимости для всей планеты, диктуют необходимость создания системы партнёрских отношений между бизнесом и муниципальными образованиями. На республиканском уровне основополагающим актом, определяющим права всех заинтересованных сторон, являются соглашения с акционерными компаниями. Они позволяют регулировать земельные и иные отношения, формируют основу для дальнейшего социальноэкономического развития, как осваиваемых территорий, так и республики в целом.
Предстоит законодательно выработать такую же систему на муниципальном уровне. Она должна включать решение вопросов взаимоотношений муниципалитетов с хозяйствующими субъектами, ведущими свою деятельность на их территориях. В том числе, например, положение о передаче отдельных участков таких территорий недропользователям на условиях компенсационных договоров. Примеры этому есть. В республике за счёт отчислений алмазодобывающей компании «АЛРОСА» создан Целевой бюджетный фонд реализации социальноэкономических и экологических программ муниципалитетов-улусов «алмазной провинции».
Возможно искать и другие инструменты, которые соответствуют особым условиям крайне удалённых регионов, в том числе успешно применяемые в других странах.
Сейчас, когда сама система организации местного самоуправления подвергается коренному реформированию после принятия в октябре в новой редакции Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления», и, с другой стороны, в связи с экономической и политической стабилизацией в стране, с учётом критической массы накопленного опыта, думаю, регионы и муниципальные образования смогут переориентироваться с решения текущих проблем на стратегическое планирование своего развития.
Уважаемые дамы и господа! Якутия – регион, уверенно идущий по пути устойчивого развития в русле общефедеральных государственных реформ, направленных на формирование в России сильной экономики и истинного гражданского общества. У России и Европы, принадлежащим к одной цивилизации, богатая общая история, ясные перспективы дальнейшего экономического и культурного сотрудничества, продвижения к общим ценностным ориентирам человеческого развития.
Принятие «дорожных карт» по четырём общим пространствам сотрудничества России и Евросоюза предоставит новые возможности взаимодействия в области экономики, науки, образования и культуры, в решении вопросов безопасности, проблем обеспечения свободы и защиты интересов граждан, в том числе и в решении вопросов местного значения.
Мы открыты для конструктивного сотрудничества со всеми странами и регионами Европы по всем направлениям, вызывающим взаимный интерес.
г. Страсбург, 1 июня 2005 г