Публикации за 2005 год

Выступление Президента Республики Саха (Якутия) В.А. Штырова на XII сессии Конгресса местных и региональных властей Европы в Страсбурге 1 июня 2005 года

Уважаемые дамы и господа!

Позвольте выразить признательность за приглашение участвовать в работе сессии Конгресса и впервые представить Вам с этой трибуны один из самых отдалённых, самобытных и крупных регионов Российской Федерации. Если представить карту мира и попробовать прикинуть расстояние от Страсбурга до Якутска по прямой линии – это 10 тыс. километров – неоспоримый факт удалённости. Причём не только в смысле расстояния, но также и в смысле доступности к внутренним и мировым рынкам, к инфраструктуре и коммуникациям. В известной мере многие из проблем, с которыми Якутии приходится в силу климата и удалённо­сти сталкиваться, свойственны большинству северных и дальневосточ­ных регионов России.

Франция. Генеральный секретарь Совета Европы Т. Дэвис, Президент Якутии В.А. Штыров. г. Страсбург. 2005 г.

Год назад на XI сессии Конгресса местных и региональных властей Европы было отмечено, что за последние годы в России проделана зна­чительная работа по уточнению и разъяснению конституционных поло­жений, связанных с отношениями между Федерацией и её субъектами, в том числе и по разграничению полномочий в сфере общего ведения, по приведению в соответствие регионального законодательства с фе­деральным, по развитию местного самоуправления.

Якутия как субъект Российской Федерации живёт и работает в не­разрывном общем правовом поле и приоритеты федерального зако­нодательства для нас неоспоримы. В то же время статус национальной республики, который отражает культурные, экономические, природно­географические особенности, дал правовую возможность заключения в году нового Договора о разграничении предметов ведения и пол­номочий между федеральными и республиканскими органами власти.

Опираясь на этот договор, федеральные и республиканские власти осуществляют государственную политику, направленную, прежде все­го, на достижение устойчивого развития региона. Во многом благодаря этому, по производству валового регионального продукта на душу на­селения Якутия занимает четвёртое место в Российской Федерации.

Определяющее значение в развитии экономики республики имеет разработка месторождений полезных ископаемых и переработка ми­нерального сырья. Якутия сегодня обеспечивает 100% добычи в России сурьмы, 98% алмазов, 40% олова, 15% золота, имеет значительные за­пасы нефти и газа. Именно эти производства создают условия в отда­лённых районах для развития инфраструктуры, повышения занятости населения, увеличивают поступление средств в бюджеты всех уровней, способствуют защите геополитических интересов Российской Федера­ции через присутствие государственных структур, бизнеса и населения в удалённых пограничных районах. В то же время ускоренное промыш­ленное развитие региона настоятельно требует одновременного ре­шения двух важнейших задач: защиты чрезвычайно хрупкой природы Крайнего Севера и создания условий для сохранения национальных культур коренных народов.

Решение этих задач неразрывным образом связано с включением в систему принятия решений непосредственно населения. Формы этого включения могут быть разными. Это и общественные формирования, неправительственные организации и другие. Но ключевое значение имеет развитие местного самоуправления.

В Якутии, как и в целом в Российской Федерации, формирование органов местного самоуправления началось 11 лет назад, со времени принятия новой Конституции России. За эти 11 лет, когда законодатель­но отделилось местное самоуправление от государственной власти, во многих российских регионах, в том числе и у нас, накопился раз­носторонний опыт. Принятый в 1995 году Федеральный закон «Об об­щих принципах местного самоуправления» установил базовые основы деятельности муниципальных образований, создал соответствующие демократическим требованиям рамки для правового регулирования отношений в этой сфере.

Муниципальные образования получили вы­сокую степень свободы в поиске эффективных способов решения сво­их проблем и выборе оптимального пути развития. Но на практике эта свобода была существенно ограничена дефицитом финансовых и иму­щественных ресурсов, вызванным неурегулированностью отношений между уровнями публичной власти. И в этом смысле принципиально важным было принятие в 2003 году в новой редакции Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления», который с учётом критической массы накопленного опыта устранил недостатки ранее действующего законодательства.

Опираясь на новое федеральное законодательство и свой собствен­ный ранее накопленный опыт, в Якутии с 2003 года началось формиро­вание новой системы местного самоуправления. Сначала были сфор­мированы муниципальные образования на уровне городов и районов. В 2005 году будут проведены выборы и организованы органы местного самоуправления на поселенческом уровне.

Однако следует отметить, что условия Крайнего Севера диктуют осо­бые подходы, требуют осторожности в проведении любых преобразо­ваний, затрагивающих функционирование жизненно важных объектов инфраструктуры и снабжения населения. Слишком велики риски. По­тому формирование взаимоотношений государственной власти и ор­ганов местного самоуправления, системы делегирования полномочий между уровнями публичной власти в республиканском законодатель­стве Якутии учитывает специфику республики, как отдалённой террито­рии Крайнего Севера.

Во-первых, Якутия – это край экстремальных климатических усло­вий, здесь самая долгая и самая холодная зима в России, самая мощ­ная в мире вечная мерзлота. Климат резко континентальный, ампли­туда колебаний температуры воздуха достигает 100°С (от +40°С летом, до -60°С зимой). Зимой малая высота солнца обуславливает короткий день на всей территории Якутии, а за Полярным кругом наступают кру­глосуточные полярные ночи. При этом на 80% территории республики отсутствует круглогодичная наземная транспортная связь. Поэтому в этих районах снабжение годовым запасом топлива, материальных ре­сурсов, продовольствия происходит только во время навигации. Ото­пительный сезон длится 9-10 месяцев и за короткое лето надо обе­спечить население и хозяйственные структуры всем необходимым на зиму.

Даже небольшой сбой в организации досрочного завоза топлива и ресурсов, функционировании коммунального хозяйства может при­вести к чрезвычайным ситуациям. Поэтому в государственном бюджете республики производится мобилизация финансовых средств, принад­лежащих муниципалитетам, и осуществляется централизованный се­зонный завоз топлива, в первую очередь для жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта, и основных продовольственных ресурсов в отдалённые труднодоступные районы на основе догово­ров с муниципальными образованиями. Как показало время, эти меры оправданы.

Именно в Якутии не были допущены проявления энергети­ческого кризиса, охватившего некоторые регионы Севера. Только при существенном укреплении материальной базы, создании полноценной транспортной инфраструктуры органы местного самоуправления смо­гут самостоятельно эффективно осуществлять полномочия по вопро­сам жизнеобеспечения в условиях Севера.

Второй важный фактор. Очаговое освоение минеральных ресурсов, начатое ещё в советский период времени, обусловило значительную контрастность социально-экономического развития промышленных центров и сельскохозяйственных районов. В настоящее время только промышленных района из 35 муниципальных районов являются до­норами, остальные дотационные, в том числе и наш столичный центр. В этих условиях считаем, что межбюджетный механизм регулирования должен сочетать меры, направленные на выравнивание сложившихся диспропорций между промышленными и сельскими поселениями, с комплексом мер, направленных на создание стимулов развития терри­торий за счёт собственных ресурсов. Поэтому необходимо решать во­просы больших возможностей у регионов для выравнивания бюджет­ного состояния муниципальных образований.

В-третьих, чрезвычайно низкая плотность населения в сельской мест­ности (до 0,01 человек на квадратный километр), значительная удалён­ность и труднодоступность поселений ограничивают создание рыноч­ной среды и развитие конкуренции, а самое главное – обуславливают высокую затратность производства. На рынке может реализовываться только половина продукции селян, получаемые доходы обеспечивают лишь минимальные потребности. Учитывая это, для поддержки субъ­ектов традиционного уклада хозяйства в Якутии установлен льготный налоговый режим, дотируются транспортные перевозки, реализуются программы развития инфраструктуры села (газификация, реконструк­ция коммунального хозяйства и энергетики, строительство школ и больниц), программа экономического и социального развития мало­численных народов.

Поддержка села, традиционных занятий нашли своё отражение и в системе построения муниципалитетов. В республике принят закон «О кочевой родовой общине малочисленных народов Севера», закон о правовом статусе этих народов, образованы два национальных муници­пальных района компактного проживания коренных малочисленных на­родов Севера – эвенский (Эвено-Бытантайский) и долгано-эвенкийский (Анабарский) и 31 национальный сельский округ.

Якутия. Эвено-Бытантайский национальный муниципальный район. На встрече Президента Якутии В.А. Штырова с жителями с. Сакырыр.

Следует выделить и ещё одну важную проблему. Сложность и свое­образие Севера, где пересекаются интересы коренного населения, государства и бизнеса, в силу наличия больших запасов ресурсов при повышенной уязвимости природной среды и её экологической зна­чимости для всей планеты, диктуют необходимость создания системы партнёрских отношений между бизнесом и муниципальными образова­ниями. На республиканском уровне основополагающим актом, опреде­ляющим права всех заинтересованных сторон, являются соглашения с акционерными компаниями. Они позволяют регулировать земельные и иные отношения, формируют основу для дальнейшего социально­экономического развития, как осваиваемых территорий, так и респу­блики в целом.

Предстоит законодательно выработать такую же систему на муници­пальном уровне. Она должна включать решение вопросов взаимоот­ношений муниципалитетов с хозяйствующими субъектами, ведущими свою деятельность на их территориях. В том числе, например, поло­жение о передаче отдельных участков таких территорий недрополь­зователям на условиях компенсационных договоров. Примеры этому есть. В республике за счёт отчислений алмазодобывающей компании «АЛРОСА» создан Целевой бюджетный фонд реализации социально­экономических и экологических программ муниципалитетов-улусов «алмазной провинции».

Возможно искать и другие инструменты, которые соответствуют осо­бым условиям крайне удалённых регионов, в том числе успешно при­меняемые в других странах.

Сейчас, когда сама система организации местного самоуправления подвергается коренному реформированию после принятия в октябре в новой редакции Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления», и, с другой стороны, в связи с экономической и политической стабилизацией в стране, с учётом кри­тической массы накопленного опыта, думаю, регионы и муниципальные образования смогут переориентироваться с решения текущих проблем на стратегическое планирование своего развития.

Уважаемые дамы и господа! Якутия – регион, уверенно идущий по пути устойчивого развития в русле общефедеральных государственных реформ, направленных на формирование в России сильной экономики и истинного гражданского общества. У России и Европы, принадлежа­щим к одной цивилизации, богатая общая история, ясные перспективы дальнейшего экономического и культурного сотрудничества, продви­жения к общим ценностным ориентирам человеческого развития.

Принятие «дорожных карт» по четырём общим пространствам со­трудничества России и Евросоюза предоставит новые возможности взаимодействия в области экономики, науки, образования и культуры, в решении вопросов безопасности, проблем обеспечения свободы и за­щиты интересов граждан, в том числе и в решении вопросов местного значения.

Мы открыты для конструктивного сотрудничества со всеми страна­ми и регионами Европы по всем направлениям, вызывающим взаим­ный интерес.

г. Страсбург, 1 июня 2005 г