Основные направления оптимизации использования природных ресурсов в интересах развития дальнего востока
Публикации за 2005 год
Доклад Президента Республики Саха (Якутия) В.А. Штырова на заключительном пленарном заседании Первого Дальневосточного международного экономического конгресса в г. Хабаровске 28 сентября 2005 года
В соответствии с регламентом работы проведённой в рамках нашего Конгресса конференции «Природные ресурсы в экономике регионов востока России», работали три «круглых стола» по темам: «Ресурсы недр в экономике востока России», «Рациональное использование лесных ресурсов востока России в условиях интеграции России в Азиатско- Тихоокеанский регион», «Эффективное использование биоресурсов и
рыбных запасов востока России». В работе конференции приняли участие представители органов государственной власти, бизнеса, банков, общественных организаций, зарубежных стран, всего – 285 человек, было заслушано 54 выступления.
***
Участники «круглого стола» по теме «Ресурсы недр в экономике востока России» отметили, что горнодобывающая промышленность Дальневосточного федерального округа, сформировав высокий производственный потенциал, имеет перспективы дальнейшего развития. Основными предпосылками для этого являются наличие богатой минерально-сырьевой базы и благоприятная конъюнктура рынка в рамках Азиатско-Тихоокеанского региона.
В Дальневосточном федеральном округе сосредоточены значительные запасы минерального сырья, составляющие весомую долю общероссийских, а в ряде случаев – мировых запасов. При этом из-за низкой изученности минерально-сырьевой базы прогнозные объёмы ресурсов значительно превосходят разведанные.
Участники «круглого стола» определили приоритетные инвестиционные проекты по разведке и освоению месторождений на Дальнем Востоке: в Республике Саха (Якутия), Хабаровском крае, Амурской, Магаданской и Камчатской областях, Чукотском автономном округе. При этом все пришли к выводу о необходимости ускорения проведения геологоразведочных работ по созданию необходимой минерально-сырьевой базы для строящегося нефтепровода из Восточной Сибири на Дальний Восток. Кроме того, все считают необходимым ускорить принятие решения по трассам магистральных газопроводов «Восточная Сибирь – Дальний Восток».
Участники «круглого стола» отметили, что эффективное освоение минерально-сырьевого потенциала недр Дальневосточного региона существенно сдерживается рядом проблем, к которым прежде всего относятся следующие.
Первая – несовершенство нормативно-правовой базы в сфере минерально-ресурсных отношений, недостаточное государственное финансирование геологоразведочных работ, отсутствие механизмов, стимулирующих недропользование, недостаточное инвестирование средств в геологоразведку.
Вторая – уравнительное налогообложение, что делает просто невыгодной разработку многих месторождений.
Третья – излишняя централизация, приводящая к длительности процедур рассмотрения вопросов, принятию зачастую недостаточно эффективных решений.
Четвёртая – неопределённость роли и участия государства в реализации инвестиционных проектов по созданию инфраструктуры при освоении месторождений полезных ископаемых.
Принятие в новой редакции федерального закона о недрах во многом позволило бы решить указанные проблемы. В то же время законопроект, внесённый Правительством России в Государственную Думу, по мнению участников «круглого стола», имеет ряд концептуальных недостатков, не отвечает требованиям времени и не может быть рекомендован к принятию даже в первом чтении.
Нам представляется, что система государственного регулирования геологического изучения недр и воспроизводства минеральносырьевой базы требует новой настройки. Для этого, прежде всего, необходимо разделить функции. Государство должно принять на себя риск ранних стадий геологоразведочных работ, подготовку объектов для расширения базы лицензирования. Необходимо за государственный счёт проводить прогнозно-поисковые, поисковооценочные работы по выявлению перспективных объектов на профилирующие для Дальневосточного региона и дефицитные виды минерального сырья, на картирование территорий Дальнего Востока для планирования геологоразведочных работ и оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых. На основании этих данных недропользователи будут иметь представление о перспективности территории, получать лицензии и непосредственно осуществлять поиск и разведку минерально-сырьевых ресурсов. Для государства важен потенциал территории, а освоение месторождений – дело недропользователя.
В последние год-два существенно возрос интерес к поискам, разведке, освоению месторождений полезных ископаемых. Оказываются востребованными не только месторождения с низкотехнологичными рудами, но даже и проявления полезных ископаемых с достаточно неопределёнными перспективами. В этих условиях совершенно очевидной становится ограниченность фонда подготовленных к передаче в разведочную стадию и в промышленное освоение перспективных участков недр. Для выхода из этой ситуации предлагается направлять часть налога на добычу полезных ископаемых на целевое развитие минерально-сырьевой базы страны именно в целях стабильного финансирования геологоразведки.
При решении вопроса недропользования невозможно обойтись без участия субъектов Федерации. Необходимо распределить полномочия между уровнями власти на основе определения статуса участков недр федерального, регионального или местного значения, введения критериев и процедур установления и изменения статуса участков недр.
Следует заложить основы для установления дифференциации налога на добычу полезных ископаемых в зависимости от горно-геологических условий месторождения, степени его выработанности, направить в бюджет региона часть доходов от добычи. При изъятии у регионов ренты – реального рычага управления – исчезает стимул и к развитию горного производства на территории.
Главное даже не в правах субъектов Федерации, а в обеспечении участия населения в решении социальных, экологических и других проблем. Жители на территории освоения месторождения должны иметь право на компенсации, регионы и муниципальные образования – право на заключение договоров с недропользователем. Это ещё более важно для урегулирования взаимоотношений коренных народов Севера и Дальнего Востока с хозяйствующими субъектами, ведущими свою деятельность на территориях традиционного природопользования.
Сегодня, когда основная часть налоговых платежей уходит в федеральный бюджет и нет правовых механизмов для взаимодействия, субъекты Федерации и муниципальные образования не заинтересованы в развитии добывающей промышленности, потому что возникают экологические последствия, дополнительные бюджетные расходы, растёт нагрузка на социальную инфраструктуру, которая никак не компенсируется.
Анализ по основным видам минерального сырья показывает, что 7090 процентов небольших месторождений от общего количества разрабатываемых обеспечивают не более 20 процентов суммарной годовой добычи всех видов минерального сырья. То есть значительная часть небольших объектов недропользования не оказывает существенного влияния на баланс производства и потребления минеральных ресурсов, формирование доходов федерального бюджета, имеет преимущественно социальную и экономическую значимость на местном, региональном, уровне. Таким образом, в качестве критерия для классификации участков недр предлагается принять вид и объёмы запасов полезных ископаемых.
Реализация вышеуказанных принципов позволит сохранить сферу влияния федерального Правительства на 80 процентов минеральносырьевой базы Российской Федерации и в то же время создать условия для мотивации субъектов Федерации и муниципальных образований по созданию благоприятных условий для развития горных предприятий, увеличению региональной минерально-сырьевой базы.
В целях улучшения структуры промышленного производства и экспорта необходимо стимулировать глубокую переработку, комплексное использование природных ресурсов, освоение территорий. К перспективным направлениям относится организация горнометаллургических и химико-металлургических комплексов, станций подземной коксофикации угля для выработки тепловой и электрической энергии, жидкого топлива и дефицитных химических продуктов.
Серьёзным ограничительным фактором освоения ресурсов является неразвитость инфраструктуры. В первую очередь это касается северных и восточных регионов, где находятся основные минерально-сырьевые ресурсы. Для реализации проектов предлагается использовать механизм частно-государственного партнёрства. Необходимо подготовить экономическое обоснование проектов в соответствии с положением об Инвестиционном фонде Российской Федерации, который предусматривает использование механизма частного и государственного партнёрства, в том числе в области транспортной инфраструктуры.
***
Участники «круглого стола» на тему «Рациональное использование лесных ресурсов востока России в условиях интеграции России в Азиатско-Тихоокеанский регион» отметили, что Дальний Восток обладает самыми большими лесными ресурсами в стране (39 процентов площади лесов и 26 процентов запасов древесины). Однако используются они крайне неэффективно. За последние четыре года освоение расчётной лесосеки в регионах Дальнего Востока составляет примерно 15 процентов. При этом заготавливается наиболее ценная древесина при значительном накоплении менее ценных перестойных насаждений. Освоение лесофонда осуществляется в основном экстенсивным путём за счёт постоянного вовлечения в эксплуатацию новых, ранее не затронутых рубкой лесов. Значительная их часть истощена неправильными рубками и пожарами.
Необходимо обеспечение достоверной информации о лесных ресурсах, без которой невозможно лесоуправление. По многим лесхозам лесоустроительные работы проводились в конце 80-х годов XX века, хотя периодичность лесоустройства для Дальневосточного региона определена в 15 лет. Отсутствие достоверных данных об объёмах лесосеки у лесхозов приводит к неправильному назначению хозяйственных мероприятий, бесконтрольному уничтожению лесного фонда. Наряду с этим низкая точность лесоинвентаризации отрицательно сказывается на арендаторах лесного фонда, которые затрачивают немалые финансовые ресурсы на разработку проектов рубок главного пользования, а потом практически ими не пользуются.
Одним из вопросов повышения инвестиционной привлекательности лесопромышленного комплекса и увеличения доли аренды в объёме лесозаготовок является наличие перспективного плана освоения лесного фонда. Основной частью указанного плана должен стать набор участков лесного фонда, который можно предложить потенциальным инвесторам для рассмотрения возможности реализации крупных инвестиционных проектов. Дореформенные объёмы лесоустройства и инвентаризация лесов должны быть восстановлены, в том числе на основе спутникового мониторинга с определением состава и запасов древесины всего лесного фонда. Это важнейшая задача, которую необходимо решить органам государственной власти и управления.
Лесозаготовительными предприятиями округа ежедневно заготавливается до 17 млн. куб. метров древесины. Из всего объёма заготовок перерабатывается менее 14 процентов. Сложилась ситуация, когда лесопромышленный комплекс Дальневосточного округа является, по сути, поставщиком сырья для высокотехнологичных предприятий других стран. Через таможенную границу субъектов округа в 2004 году вывезено около 12 млн. куб. метров древесины, из них 94 процента – круглый лес в необработанном виде. Причиной этого является то, что на лесоперерабатывающих предприятиях преобладают устаревшие оборудование и технологии, отсутствуют мощности подсушки пиломатериалов. Износ основных фондов по многим лесопильно-деревообрабатывающим предприятиям достигает 80 процентов. Большая капиталоёмкость при внедрении современных технологий заготовки древесины и её глубокой переработки обусловливает необходимость государственного стимулирования предприятий, применяющих такие технологии.
Нужно внести изменения и в таможенное законодательство, предусматривающее установление более высоких таможенных пошлин на экспорт круглого леса по сравнению с экспортом обработанной древесины и продукции её глубокой переработки. Следует ввести полный запрет экспорта ценных пород древесины в круглом виде, а также снизить таможенные пошлины на импортируемое оборудование для лесозаготовительных и деревообрабатывающих предприятий – производителей целлюлозно-бумажной продукции, аналоги которого не производятся в России.
Нельзя не отметить, что основную массу предприятий лесопромышленного комплекса всё ещё составляют маломощные предприятия, не способные выполнять обязанности долгосрочного арендатора или тем более заниматься ведением лесного хозяйства. На Дальнем Востоке сейчас работает более 700 предприятий со среднегодовым объёмом лесозаготовок менее 20 тыс. куб. метров. Из них 80 процентов являются мелкими, заготавливающими до 5 тыс. куб. метров. Оптимальными же сейчас являются предприятия с годовым объёмом лесозаготовок на уровне 150-200 тыс. куб. метров в год. Это крупные предприятия, способные перестраивать морально и физически устаревшую производственную базу, осваивать эффективную технологию глубокой переработки древесины. Для концентрации производств следует выставлять на конкурсы и аукционы преимущественно крупные лесные массивы, способствовать созданию вертикально интегрированных фирм.
Кроме того, многим средним и особенно мелким экспортёрам свойственны недобросовестная конкуренция, торговля древесиной и другими продуктами сомнительного происхождения, неграмотный менеджмент. Это позволяет сбивать цены, манипулировать рынком. Поэтому объединение лесоэкспортёров в ассоциации позволит формировать единую лесоэкспортную политику, в том числе координировать цены разных экспортёров, включая экспортёров Восточной Сибири. Необходимо ввести профессиональную аттестацию лесоэкспортёров.
Рост стоимости транспортных услуг препятствует работе лесного комплекса, освоению удалённых лесных массивов. Такая ситуация требует пересмотра транспортных, в первую очередь железнодорожных, тарифов, введения гибкой шкалы скидок для лесных предприятий, удалённых от портов и лесоперерабатывающих центров, что должно быть решено на федеральном уровне.
Значительный ущерб наносится незаконными заготовками и оборотом древесины. Например, оценка годовых нелегальных объёмов заготовки древесины, которую осуществляет лесная служба для Дальневосточного федерального округа, колеблется от 80 тыс. куб. метров до 4 миллионов по разным породам. По данным российской и международных экологических организаций, незаконно заготовленная древесина легализуется при последующей транспортировке и продаже. В связи с этим должен быть выполнен межведомственный план действий по борьбе с нелегальным оборотом древесины на Дальнем Востоке, принятый 6 сентября нынешнего года в городе Хабаровске. Требуют ужесточения и административное и уголовное наказания за незаконную заготовку древесины.
Необходимо внедрять и новые подходы для борьбы с нелегальным лесопользованием, в том числе независимую программу подтверждения легальности лесопродукции. В Дальневосточном регионе добровольная сертификация уже начинает внедряться. Россия должна активно включиться в европейско-североазиатский международный переговорный процесс по проблемам правоприменения управления в лесном секторе.
Одна из главных причин недоиспользования лесных ресурсов – невозможность до них добраться, то есть отсутствие дорог. Текущие объёмы строительства дорог должны быть увеличены втрое. Внутренняя сеть дорог на арендованных участках – это ответственность предприятий, но развитие общей инфраструктуры, особенно строительство магистральных лесных дорог, должно выполняться по единой схеме при долевом финансировании и федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации, и средств предприятий.
Надеемся, что программа строительства магистральных лесовозных дорог, которую Рослесхоз планирует начать осуществлять с 2006 года, будет реализовываться в регионах Дальнего Востока. Кроме хозяйственного назначения, лесные дороги выполняют противопожарную функцию. Это тоже крайне важно. Предлагается установить специальный режим налогообложения предприятий, осуществляющих строительство лесовозных дорог за счёт собственных средств.
***
Участники «круглого стола» на тему «Эффективное использование биоресурсов и рыбных запасов востока России» отметили, что существенные резервы водно-биологических ресурсов в дальневосточном бассейне обуславливают стратегическую роль рыбохозяйственного комплекса на долгосрочную перспективу. В настоящее время рыбопромышленный комплекс даёт 14 процентов объёма промышленного производства округа, а в семи регионах Дальнего Востока он является ведущей отраслью. Рыбный промысел – основной источник доходов для рыболовецких поселений и коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока.
За последние 15 лет общий улов морепродуктов сократился с 7,8 млн. тонн в 1990 году до 2 млн. тонн в 2004 году. Конечно, принимаются меры по выводу рыбохозяйственного комплекса из кризисного состояния. Правительство Российской Федерации утвердило концепцию развития рыбного хозяйства до 2020 года. В декабре 2004 года принят федеральный закон о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов. Необходимо принять ещё и закон о прибрежном рыболовстве, более тридцати подзаконных актов, отсутствие которых усложняет управление рыболовством. Кроме того, в принятом законе отсутствует понятие квоты добычи для осуществления промышленного рыболовства во внутренних пресноводных водоёмах Российской Федерации. Если в закон не будут внесены изменения, то с 2006 года рыбодобыча на реках и озёрах страны вообще не будет регулироваться.
При разработке нормативных документов в дальнейшем необходимо иметь в виду, что эффективному развитию рыбного хозяйства России, рациональному использованию биоресурсов препятствует ряд проблем: сырьевая направленность экспорта рыбопродукции, незаконный промысел, нелегальный вывоз биоресурсов, высокая степень износа рыбопромыслового флота и оборудования.
Ситуация в отрасли осложняется снижением запасов водных биологических ресурсов и жёсткой конкуренцией в мировом рыболовстве, где Россия выполняет лишь функции поставщика сырья. Из всего объёма вывозимой за рубеж рыбопродукции 80 процентов остаётся без глубокой переработки. Страны Азиатско-Тихоокеанского региона эту продукцию перерабатывают, получая прибавочную стоимость. Из одной условной тонны выловленного сырья российский рыбак производит продукцию на сумму 758 долларов, в то время как за рубежом этот показатель превышает 2 тыс. долларов.
Основная причина такой ситуации – в низкой заинтересованности предприятий в глубокой переработке вследствие возможности бесконтрольного вывоза сырья и продукции за рубеж, в том числе браконьерской рыбы.
Браконьерство наносит непоправимый ущерб рыбным запасам страны, разрушая внутренние и внешние рынки. По данным таможенных органов Японии, в 2004 году российские рыбаки поставили в порты Японии свыше 30 тыс. тонн ценных видов краба, что в шесть раз превышает допустимый улов.
Потери России от вывоза неучтённой продукции составляют свыше 1 млрд. долларов в год. Вызывает тревогу стремительный рост незаконной добычи лососёвых. Основной вред приносит икорное браконьерство. По имеющейся оценке, на Дальнем Востоке в незаконный оборот ежегодно вовлекается икры на сумму около 3 млрд. рублей.
Необходимо ужесточить уголовную ответственность за браконьерство. Во многом браконьерство появилось из-за неэффективной системы государственной охраны и контроля за выловом биоресурсов. Установление порядка, предусматривающего доставку в Россию и таможенное декларирование всех видов биоресурсов, добытых в российских водах, станет мерой противодействия незаконному промыслу, а также создаст предпосылки для развития глубокой переработки уловов российскими производителями.
Предлагается установить пониженные ставки вывозных таможенных пошлин на рыбную продукцию высокой степени переработки и повысить их, соответственно, на неразделанную мороженую рыбу.
Для создания условий реализации рыбопродукции на экспорт и внутренний рынок на российской территории возможно создать межрегиональные оптовые рынки, торговые площадки в портах Дальнего Востока с введением единого упрощённого порядка прохождения пограничных, таможенных и портовых процедур.
Требуется разработать меры по защите внутреннего рынка от избыточного рыбного импорта при наличии аналогичной национальной рыбной продукции, обеспечить защиту российских торговых марок на мировых рынках от необоснованных тарифных и нетарифных ограничений со стороны правительств других стран. Эта мера особенно актуальна в свете переговоров о вступлении России в ВТО.
Должна быть осуществлена модернизация флота, береговой инфраструктуры и рыбоперерабатывающих производств. У 65 процентов рыболовных судов превышены нормативные сроки эксплуатации. Подавляющее количество береговых рыбообрабатывающих цехов и заводов выпускает продукцию с низкой степенью обработки, неконкурентоспособную, не отвечающую требованиям мировых стандартов.
Основная причина, препятствующая привлечению инвестиций, – низкая капитализация отрасли. Средняя стоимость активов в одной рыбопромысловой компании составляет менее 350 тыс. долларов. Одним из путей капитализации отрасли является объединение предприятий с последующим слиянием их долей в общем объёме квот. Важным инструментом концентрации рыбной промышленности должна стать возможность вторичного оборота доли на рынке. Для этого необходимо ускорить утверждение порядка заключения и регистрации договоров о переходе долей. Механизм рыночного оборота должен стать мощным финансовым инструментом для привлечения в отрасль кредитов и инвестиций. Кроме того, его установление позволит российским пользователям более полно осваивать общедопустимый улов.
Для развития инфраструктуры портов и обновления рыбодобывающих судов предлагается расширить практику субсидирования процентных ставок по кредитованию строительства новых судов на российских судостроительных заводах, сформировать лизинговый фонд для финансирования строительства новых судов на отечественных верфях. Это может быть сделано в рамках общероссийской программы «Строительство рыболовного флота».
Устойчивую сырьевую базу рыбохозяйственного комплекса можно обеспечить путём расширения научных исследований прибрежных рыбных запасов, а также малоизученных и слабо осваиваемых объектов промысла, развития аква- и марикультуры, ограничения вредного воздействия от разработки нефти на шельфе, а также выбросов вредных веществ в водоёмы.
Участники «круглого стола» отметили, что в последние годы возросла общественная активность рыбаков, появились компании, готовые работать открыто и прозрачно. Это – свидетельство коренных изменений, происходящих в нашей стране в целом и рыбацком сообществе в частности. Возникают предпосылки для формирования новой системы взаимоотношений между государством и рыбохозяйственным бизнесом. Для этого, установив соответствующие общие правовые нормы, государственная власть должна предоставить бизнесу возможность самостоятельно устанавливать корпоративные правила поведения как в сфере производства, так и на рынках сбыта рыбной продукции. При этом бизнес должен нести ответственность за выполнение субъектами рыбохозяйственной деятельности требований законодательства.
***
Надеюсь, что реализация рекомендаций конференции позволит более эффективно и рационально использовать имеющийся природноресурсный потенциал регионов Дальнего Востока. Уверен, что состоявшиеся встречи и переговоры будут способствовать укреплению конструктивных отношений бизнеса и власти, созданию необходимых условий для дальнейшего динамичного социально-экономического подъёма Дальневосточного федерального округа.
«Якутия», 1 октября 2005 г.