Публикации за 2005 год

Доклад Президента Республики Саха (Якутия) В.А. Штырова на заключительном пленарном заседании Первого Дальневосточного международного экономического конгресса в г. Хабаровске 28 сентября 2005 года

В соответствии с регламентом работы проведённой в рамках нашего Конгресса конференции «Природные ресурсы в экономике регионов востока России», работали три «круглых стола» по темам: «Ресурсы недр в экономике востока России», «Рациональное использование лесных ресурсов востока России в условиях интеграции России в Азиатско- Тихоокеанский регион», «Эффективное использование биоресурсов и

рыбных запасов востока России». В работе конференции приняли уча­стие представители органов государственной власти, бизнеса, банков, общественных организаций, зарубежных стран, всего – 285 человек, было заслушано 54 выступления.

***

Участники «круглого стола» по теме «Ресурсы недр в экономике вос­тока России» отметили, что горнодобывающая промышленность Дальневосточного федерального округа, сформировав высокий производственный потенциал, имеет перспективы дальнейшего развития. Основными предпосылками для этого являются нали­чие богатой минерально-сырьевой базы и благоприятная конъюн­ктура рынка в рамках Азиатско-Тихоокеанского региона.

В Дальневосточном федеральном округе сосредоточены значитель­ные запасы минерального сырья, составляющие весомую долю обще­российских, а в ряде случаев – мировых запасов. При этом из-за низкой изученности минерально-сырьевой базы прогнозные объёмы ресурсов значительно превосходят разведанные.

Участники «круглого стола» определили приоритетные инвестицион­ные проекты по разведке и освоению месторождений на Дальнем Вос­токе: в Республике Саха (Якутия), Хабаровском крае, Амурской, Магадан­ской и Камчатской областях, Чукотском автономном округе. При этом все пришли к выводу о необходимости ускорения проведения геоло­горазведочных работ по созданию необходимой минерально-сырьевой базы для строящегося нефтепровода из Восточной Сибири на Дальний Восток. Кроме того, все считают необходимым ускорить принятие ре­шения по трассам магистральных газопроводов «Восточная Сибирь – Дальний Восток».

Участники «круглого стола» отметили, что эффективное освоение минерально-сырьевого потенциала недр Дальневосточного региона существенно сдерживается рядом проблем, к которым прежде всего от­носятся следующие.

Первая – несовершенство нормативно-правовой базы в сфере мине­рально-ресурсных отношений, недостаточное государственное финан­сирование геологоразведочных работ, отсутствие механизмов, стиму­лирующих недропользование, недостаточное инвестирование средств в геологоразведку.

Вторая – уравнительное налогообложение, что делает просто невы­годной разработку многих месторождений.

Третья – излишняя централизация, приводящая к длительности про­цедур рассмотрения вопросов, принятию зачастую недостаточно эф­фективных решений.

Четвёртая – неопределённость роли и участия государства в реа­лизации инвестиционных проектов по созданию инфраструктуры при освоении месторождений полезных ископаемых.

Принятие в новой редакции федерального закона о недрах во мно­гом позволило бы решить указанные проблемы. В то же время законо­проект, внесённый Правительством России в Государственную Думу, по мнению участников «круглого стола», имеет ряд концептуальных недо­статков, не отвечает требованиям времени и не может быть рекомендо­ван к принятию даже в первом чтении.

Дороги северо-востока России

Нам представляется, что система государственного регулирова­ния геологического изучения недр и воспроизводства минерально­сырьевой базы требует новой настройки. Для этого, прежде всего, необходимо разделить функции. Государство должно принять на себя риск ранних стадий геологоразведочных работ, подготовку объектов для расширения базы лицензирования. Необходимо за го­сударственный счёт проводить прогнозно-поисковые, поисково­оценочные работы по выявлению перспективных объектов на профилирующие для Дальневосточного региона и дефицитные виды минерального сырья, на картирование территорий Дальне­го Востока для планирования геологоразведочных работ и оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых. На основании этих дан­ных недропользователи будут иметь представление о перспективно­сти территории, получать лицензии и непосредственно осуществлять поиск и разведку минерально-сырьевых ресурсов. Для государства важен потенциал территории, а освоение месторождений – дело недропользователя.

В последние год-два существенно возрос интерес к поискам, раз­ведке, освоению месторождений полезных ископаемых. Оказываются востребованными не только месторождения с низкотехнологичными рудами, но даже и проявления полезных ископаемых с достаточно нео­пределёнными перспективами. В этих условиях совершенно очевидной становится ограниченность фонда подготовленных к передаче в раз­ведочную стадию и в промышленное освоение перспективных участ­ков недр. Для выхода из этой ситуации предлагается направлять часть налога на добычу полезных ископаемых на целевое развитие минерально-сырьевой базы страны именно в целях стабильного фи­нансирования геологоразведки.

При решении вопроса недропользования невозможно обойтись без участия субъектов Федерации. Необходимо распределить полно­мочия между уровнями власти на основе определения статуса участков недр федерального, регионального или местного значе­ния, введения критериев и процедур установления и изменения стату­са участков недр.

Следует заложить основы для установления дифференциации нало­га на добычу полезных ископаемых в зависимости от горно-геологичес­ких условий месторождения, степени его выработанности, направить в бюджет региона часть доходов от добычи. При изъятии у регионов ренты – реального рычага управления – исчезает стимул и к развитию горного производства на территории.

Главное даже не в правах субъектов Федерации, а в обеспечении участия населения в решении социальных, экологических и других про­блем. Жители на территории освоения месторождения должны иметь право на компенсации, регионы и муниципальные образования – право на заключение договоров с недропользователем. Это ещё более важ­но для урегулирования взаимоотношений коренных народов Севера и Дальнего Востока с хозяйствующими субъектами, ведущими свою дея­тельность на территориях традиционного природопользования.

Сегодня, когда основная часть налоговых платежей уходит в федераль­ный бюджет и нет правовых механизмов для взаимодействия, субъекты Федерации и муниципальные образования не заинтересованы в разви­тии добывающей промышленности, потому что возникают экологиче­ские последствия, дополнительные бюджетные расходы, растёт нагруз­ка на социальную инфраструктуру, которая никак не компенсируется.

Анализ по основным видам минерального сырья показывает, что 70­90 процентов небольших месторождений от общего количества разра­батываемых обеспечивают не более 20 процентов суммарной годовой добычи всех видов минерального сырья. То есть значительная часть небольших объектов недропользования не оказывает существенного влияния на баланс производства и потребления минеральных ресур­сов, формирование доходов федерального бюджета, имеет преимуще­ственно социальную и экономическую значимость на местном, регио­нальном, уровне. Таким образом, в качестве критерия для классифи­кации участков недр предлагается принять вид и объёмы запасов полезных ископаемых.

Реализация вышеуказанных принципов позволит сохранить сферу влияния федерального Правительства на 80 процентов минерально­сырьевой базы Российской Федерации и в то же время создать условия для мотивации субъектов Федерации и муниципальных образований по созданию благоприятных условий для развития горных предприятий, увеличению региональной минерально-сырьевой базы.

В целях улучшения структуры промышленного производства и экспорта необходимо стимулировать глубокую переработку, комплексное использование природных ресурсов, освоение терри­торий. К перспективным направлениям относится организация горно­металлургических и химико-металлургических комплексов, станций подземной коксофикации угля для выработки тепловой и электриче­ской энергии, жидкого топлива и дефицитных химических продуктов.

Серьёзным ограничительным фактором освоения ресурсов является неразвитость инфраструктуры. В первую очередь это касается северных и восточных регионов, где находятся основные минерально-сырьевые ресурсы. Для реализации проектов предлагается использовать меха­низм частно-государственного партнёрства. Необходимо подготовить экономическое обоснование проектов в соответствии с положением об Инвестиционном фонде Российской Федерации, который предусматри­вает использование механизма частного и государственного партнёр­ства, в том числе в области транспортной инфраструктуры.

***

Участники «круглого стола» на тему «Рациональное использова­ние лесных ресурсов востока России в условиях интеграции России в Азиатско-Тихоокеанский регион» отметили, что Дальний Восток об­ладает самыми большими лесными ресурсами в стране (39 про­центов площади лесов и 26 процентов запасов древесины). Однако используются они крайне неэффективно. За последние четыре года освоение расчётной лесосеки в регионах Дальнего Востока составляет примерно 15 процентов. При этом заготавливается наиболее ценная древесина при значительном накоплении менее ценных перестойных насаждений. Освоение лесофонда осуществляется в основном экстен­сивным путём за счёт постоянного вовлечения в эксплуатацию новых, ранее не затронутых рубкой лесов. Значительная их часть истощена не­правильными рубками и пожарами.

Необходимо обеспечение достоверной информации о лесных ре­сурсах, без которой невозможно лесоуправление. По многим лесхозам лесоустроительные работы проводились в конце 80-х годов XX века, хотя периодичность лесоустройства для Дальневосточного региона определена в 15 лет. Отсутствие достоверных данных об объёмах лесо­секи у лесхозов приводит к неправильному назначению хозяйственных мероприятий, бесконтрольному уничтожению лесного фонда. Наряду с этим низкая точность лесоинвентаризации отрицательно сказывается на арендаторах лесного фонда, которые затрачивают немалые финан­совые ресурсы на разработку проектов рубок главного пользования, а потом практически ими не пользуются.

Одним из вопросов повышения инвестиционной привлекатель­ности лесопромышленного комплекса и увеличения доли аренды в объёме лесозаготовок является наличие перспективного плана освоения лесного фонда. Основной частью указанного плана должен стать набор участков лесного фонда, который можно предложить по­тенциальным инвесторам для рассмотрения возможности реализации крупных инвестиционных проектов. Дореформенные объёмы лесо­устройства и инвентаризация лесов должны быть восстановлены, в том числе на основе спутникового мониторинга с определением состава и запасов древесины всего лесного фонда. Это важнейшая задача, которую необходимо решить органам государственной власти и управления.

Лесозаготовительными предприятиями округа ежедневно заготавли­вается до 17 млн. куб. метров древесины. Из всего объёма заготовок пе­рерабатывается менее 14 процентов. Сложилась ситуация, когда лесо­промышленный комплекс Дальневосточного округа является, по сути, поставщиком сырья для высокотехнологичных предприятий других стран. Через таможенную границу субъектов округа в 2004 году вывезе­но около 12 млн. куб. метров древесины, из них 94 процента – круглый лес в необработанном виде. Причиной этого является то, что на лесопе­рерабатывающих предприятиях преобладают устаревшие оборудова­ние и технологии, отсутствуют мощности подсушки пиломатериалов. Из­нос основных фондов по многим лесопильно-деревообрабатывающим предприятиям достигает 80 процентов. Большая капиталоёмкость при внедрении современных технологий заготовки древесины и её глубо­кой переработки обусловливает необходимость государственного сти­мулирования предприятий, применяющих такие технологии.

Якутия. Олёкминский улус.
На новом деревообрабатывающем заводе ОАО «Алмазы Анабара». г. Олёкминск.

Нужно внести изменения и в таможенное законодательство, предусматривающее установление более высоких таможенных пошлин на экспорт круглого леса по сравнению с экспортом обра­ботанной древесины и продукции её глубокой переработки. Следу­ет ввести полный запрет экспорта ценных пород древесины в круглом виде, а также снизить таможенные пошлины на импортируемое обо­рудование для лесозаготовительных и деревообрабатывающих пред­приятий – производителей целлюлозно-бумажной продукции, аналоги которого не производятся в России.

Нельзя не отметить, что основную массу предприятий лесопромыш­ленного комплекса всё ещё составляют маломощные предприятия, не способные выполнять обязанности долгосрочного арендатора или тем более заниматься ведением лесного хозяйства. На Дальнем Востоке сей­час работает более 700 предприятий со среднегодовым объёмом лесо­заготовок менее 20 тыс. куб. метров. Из них 80 процентов являются мел­кими, заготавливающими до 5 тыс. куб. метров. Оптимальными же сей­час являются предприятия с годовым объёмом лесозаготовок на уровне 150-200 тыс. куб. метров в год. Это крупные предприятия, способные перестраивать морально и физически устаревшую производственную базу, осваивать эффективную технологию глубокой переработки древесины. Для концентрации производств следует выставлять на конкурсы и аукционы преимущественно крупные лесные массивы, способствовать созданию вертикально интегрированных фирм.

Кроме того, многим средним и особенно мелким экспортёрам свой­ственны недобросовестная конкуренция, торговля древесиной и дру­гими продуктами сомнительного происхождения, неграмотный менед­жмент. Это позволяет сбивать цены, манипулировать рынком. Поэтому объединение лесоэкспортёров в ассоциации позволит формировать единую лесоэкспортную политику, в том числе координировать цены разных экспортёров, включая экспортёров Восточной Сибири. Необхо­димо ввести профессиональную аттестацию лесоэкспортёров.

Рост стоимости транспортных услуг препятствует работе лесного комплекса, освоению удалённых лесных массивов. Такая ситуация требует пересмотра транспортных, в первую очередь железнодорожных, тарифов, введения гибкой шкалы скидок для лесных предприятий, удалённых от портов и лесоперерабатыва­ющих центров, что должно быть решено на федеральном уровне.

Значительный ущерб наносится незаконными заготовками и обо­ротом древесины. Например, оценка годовых нелегальных объёмов заготовки древесины, которую осуществляет лесная служба для Даль­невосточного федерального округа, колеблется от 80 тыс. куб. метров до 4 миллионов по разным породам. По данным российской и междуна­родных экологических организаций, незаконно заготовленная древеси­на легализуется при последующей транспортировке и продаже. В связи с этим должен быть выполнен межведомственный план действий по борьбе с нелегальным оборотом древесины на Дальнем Востоке, при­нятый 6 сентября нынешнего года в городе Хабаровске. Требуют уже­сточения и административное и уголовное наказания за незаконную заготовку древесины.

Необходимо внедрять и новые подходы для борьбы с нелегаль­ным лесопользованием, в том числе независимую программу под­тверждения легальности лесопродукции. В Дальневосточном регио­не добровольная сертификация уже начинает внедряться. Россия долж­на активно включиться в европейско-североазиатский международный переговорный процесс по проблемам правоприменения управления в лесном секторе.

Одна из главных причин недоиспользования лесных ресурсов – не­возможность до них добраться, то есть отсутствие дорог. Текущие объ­ёмы строительства дорог должны быть увеличены втрое. Внутренняя сеть дорог на арендованных участках – это ответственность предпри­ятий, но развитие общей инфраструктуры, особенно строительство ма­гистральных лесных дорог, должно выполняться по единой схеме при долевом финансировании и федерального бюджета и бюджетов субъ­ектов Федерации, и средств предприятий.

В Охотском море.

Надеемся, что программа строительства магистральных лесовозных дорог, которую Рослесхоз планирует начать осуществлять с 2006 года, будет реализовываться в регионах Дальнего Востока. Кроме хозяй­ственного назначения, лесные дороги выполняют противопожарную функцию. Это тоже крайне важно. Предлагается установить специаль­ный режим налогообложения предприятий, осуществляющих строи­тельство лесовозных дорог за счёт собственных средств.

***

Участники «круглого стола» на тему «Эффективное использование биоресурсов и рыбных запасов востока России» отметили, что суще­ственные резервы водно-биологических ресурсов в дальневосточ­ном бассейне обуславливают стратегическую роль рыбохозяй­ственного комплекса на долгосрочную перспективу. В настоящее время рыбопромышленный комплекс даёт 14 процентов объёма про­мышленного производства округа, а в семи регионах Дальнего Востока он является ведущей отраслью. Рыбный промысел – основной источник доходов для рыболовецких поселений и коренных малочисленных на­родов Севера и Дальнего Востока.

За последние 15 лет общий улов морепродуктов сократился с 7,8 млн. тонн в 1990 году до 2 млн. тонн в 2004 году. Конечно, принимаются меры по выводу рыбохозяйственного комплекса из кризисного состояния. Правительство Российской Федерации утвердило концепцию развития рыбного хозяйства до 2020 года. В декабре 2004 года принят федераль­ный закон о рыболовстве и сохранении водных биологических ресур­сов. Необходимо принять ещё и закон о прибрежном рыболовстве, бо­лее тридцати подзаконных актов, отсутствие которых усложняет управ­ление рыболовством. Кроме того, в принятом законе отсутствует по­нятие квоты добычи для осуществления промышленного рыболовства во внутренних пресноводных водоёмах Российской Федерации. Если в закон не будут внесены изменения, то с 2006 года рыбодобыча на реках и озёрах страны вообще не будет регулироваться.

При разработке нормативных документов в дальнейшем необходимо иметь в виду, что эффективному развитию рыбного хозяйства Рос­сии, рациональному использованию биоресурсов препятствует ряд проблем: сырьевая направленность экспорта рыбопродукции, незаконный промысел, нелегальный вывоз биоресурсов, высокая степень износа рыбопромыслового флота и оборудования.

Ситуация в отрасли осложняется снижением запасов водных биоло­гических ресурсов и жёсткой конкуренцией в мировом рыболовстве, где Россия выполняет лишь функции поставщика сырья. Из всего объё­ма вывозимой за рубеж рыбопродукции 80 процентов остаётся без глу­бокой переработки. Страны Азиатско-Тихоокеанского региона эту про­дукцию перерабатывают, получая прибавочную стоимость. Из одной условной тонны выловленного сырья российский рыбак производит продукцию на сумму 758 долларов, в то время как за рубежом этот по­казатель превышает 2 тыс. долларов.

Основная причина такой ситуации – в низкой заинтересованности предприятий в глубокой переработке вследствие возможности бескон­трольного вывоза сырья и продукции за рубеж, в том числе браконьер­ской рыбы.

Браконьерство наносит непоправимый ущерб рыбным запасам стра­ны, разрушая внутренние и внешние рынки. По данным таможенных ор­ганов Японии, в 2004 году российские рыбаки поставили в порты Япо­нии свыше 30 тыс. тонн ценных видов краба, что в шесть раз превышает допустимый улов.

Потери России от вывоза неучтённой продукции составляют свыше 1 млрд. долларов в год. Вызывает тревогу стремительный рост незакон­ной добычи лососёвых. Основной вред приносит икорное браконьер­ство. По имеющейся оценке, на Дальнем Востоке в незаконный оборот ежегодно вовлекается икры на сумму около 3 млрд. рублей.

Необходимо ужесточить уголовную ответственность за бра­коньерство. Во многом браконьерство появилось из-за неэффектив­ной системы государственной охраны и контроля за выловом биоре­сурсов. Установление порядка, предусматривающего доставку в Россию и таможенное декларирование всех видов биоресурсов, добытых в российских водах, станет мерой противодействия незаконному промыслу, а также создаст предпосылки для развития глубокой переработки уло­вов российскими производителями.

Предлагается установить пониженные ставки вывозных та­моженных пошлин на рыбную продукцию высокой степени перера­ботки и повысить их, соответственно, на неразделанную моро­женую рыбу.

Для создания условий реализации рыбопродукции на экспорт и вну­тренний рынок на российской территории возможно создать межре­гиональные оптовые рынки, торговые площадки в портах Дальне­го Востока с введением единого упрощённого порядка прохождения пограничных, таможенных и портовых процедур.

Требуется разработать меры по защите внутреннего рынка от избыточного рыбного импорта при наличии аналогичной нацио­нальной рыбной продукции, обеспечить защиту российских торговых марок на мировых рынках от необоснованных тарифных и нетарифных ограничений со стороны правительств других стран. Эта мера особенно актуальна в свете переговоров о вступлении России в ВТО.

Должна быть осуществлена модернизация флота, береговой инфра­структуры и рыбоперерабатывающих производств. У 65 процентов ры­боловных судов превышены нормативные сроки эксплуатации. Пода­вляющее количество береговых рыбообрабатывающих цехов и заводов выпускает продукцию с низкой степенью обработки, неконкурентоспо­собную, не отвечающую требованиям мировых стандартов.

Основная причина, препятствующая привлечению инвестиций, – низкая капитализация отрасли. Средняя стоимость активов в одной ры­бопромысловой компании составляет менее 350 тыс. долларов. Одним из путей капитализации отрасли является объединение предприятий с последующим слиянием их долей в общем объёме квот. Важным ин­струментом концентрации рыбной промышленности должна стать воз­можность вторичного оборота доли на рынке. Для этого необходимо ускорить утверждение порядка заключения и регистрации договоров о переходе долей. Механизм рыночного оборота должен стать мощным финансовым инструментом для привлечения в отрасль кредитов и ин­вестиций. Кроме того, его установление позволит российским пользо­вателям более полно осваивать общедопустимый улов.

Для развития инфраструктуры портов и обновления рыбодо­бывающих судов предлагается расширить практику субсидирова­ния процентных ставок по кредитованию строительства новых судов на российских судостроительных заводах, сформировать лизинговый фонд для финансирования строительства новых су­дов на отечественных верфях. Это может быть сделано в рамках об­щероссийской программы «Строительство рыболовного флота».

Устойчивую сырьевую базу рыбохозяйственного комплекса можно обеспечить путём расширения научных исследований прибрежных рыбных запасов, а также малоизученных и слабо осваиваемых объектов промысла, развития аква- и марикультуры, ограничения вредного воз­действия от разработки нефти на шельфе, а также выбросов вредных веществ в водоёмы.

Участники «круглого стола» отметили, что в последние годы возрос­ла общественная активность рыбаков, появились компании, готовые работать открыто и прозрачно. Это – свидетельство коренных измене­ний, происходящих в нашей стране в целом и рыбацком сообществе в частности. Возникают предпосылки для формирования новой системы взаимоотношений между государством и рыбохозяйственным бизне­сом. Для этого, установив соответствующие общие правовые нормы, государственная власть должна предоставить бизнесу возможность самостоятельно устанавливать корпоративные правила поведения как в сфере производства, так и на рынках сбыта рыбной продукции. При этом бизнес должен нести ответственность за выполнение субъектами рыбохозяйственной деятельности требований законодательства.

***

Надеюсь, что реализация рекомендаций конференции позволит бо­лее эффективно и рационально использовать имеющийся природно­ресурсный потенциал регионов Дальнего Востока. Уверен, что со­стоявшиеся встречи и переговоры будут способствовать укреплению конструктивных отношений бизнеса и власти, созданию необходимых условий для дальнейшего динамичного социально-экономического подъёма Дальневосточного федерального округа.

«Якутия», 1 октября 2005 г.