Публикации за 2006 год

Выступление Президента Республики Саха (Якутия) В.А. Штырова на Международном форуме «Устойчивое развитие стран Арктики и северных регионов Российской Федерации в контексте образования, науки и культуры» в г. Якутске 24 июля 2006 года

Уважаемый господин Генеральный директор ЮНЕСКО Коитиро Мацуура!

Уважаемые коллеги и наши гости!

Позвольте сердечно приветствовать вас на якутской земле и от име­ни всех жителей Республики Саха (Якутия) выразить благодарность ува­жаемому господину Коитиро Мацууре за оказанную высокую честь лич­ного участия в работе Международного форума.

Многонациональный народ Якутии выражает глубокую призна­тельность ЮНЕСКО за признание якутского героического эпоса Олонхо шедевром устного нематериального культурного насле­дия человечества. О нашем духовном сокровище с помощью ЮНЕ­СКО узнали во всех уголках Земли наравне с японским театром Ка- буки, индийским народным представлением «Рамаяна», бразиль­ским танцем «Самба де Рода» и другими величайшими образцами мировой культуры.

Обеспечение гармоничного сосуществования различных культур как в отношениях между государствами, так и внутри самих наших стран становится важнейшей задачей всего мирового сообщества на ближай­шие десятилетия. Мы полностью разделяем позиции ЮНЕСКО в под­держке и развитии «диалога цивилизаций». Считаем, что от глубины и характера этого диалога во многом зависят как стабильность мирового порядка, так и процветание каждой страны. Необходимость такого диа­лога особо подчеркнул Президент Российской Федерации В.В. Путин на прошлогодней встрече глав крупнейших государств в Нью-Йорке.

Сегодня мы с большим воодушевлением отмечаем, что ЮНЕСКО ор­ганично вошла, как желанный гость, в жизнь всех стран на Земле. Ор­ганизация привносит в жизнь мирового сообщества присущие ей одухотворённость, идеалы гуманизма, высокие моральные и этические принципы и ценности. Именно это обеспечило ЮНЕСКО высочайший, постоянно возрастающий авторитет в мире.

Идеи и наработки ЮНЕСКО легли в основу решений состоявшегося саммита «Большой восьмёрки» в Санкт-Петербурге, где одной из прио­ритетных тем обсуждения стали вопросы развития современных систем образования. Целевые установки саммита содержат принципиальные положения о неразрывности связи устойчивого развития с культур­ным развитием, государственной поддержкой культурного и языкового многообразия и о прямой зависимости социально-экономического процветания от способности стран обеспечивать качественное образо­вание всех членов общества.

Наша страна является одним из наиболее активных членов ЮНЕСКО и участвует во многих реализуемых по её линии проектах. Хотел бы особо подчеркнуть важность наращивания сотрудничества с ЮНЕСКО по ли­нии российских регионов. Россия как евразийская страна является уникальным примером, где диалог культурных цивилизаций стал фактически многовековой традицией государственной и обще­ственной жизни. Такое многообразие является нашим преимуще­ством, богатством страны, её сильной стороной.

Россия – это и северная страна. Российский Север является круп­нейшим арктическим регионом планеты и занимает около трети всей площади Арктики. Уникальность нашего Севера в том, что здесь вся деятельность осуществля­ется в тесном взаимодействии многих народов. Народы, ко­торые живут и работают на Севере, выстроили оригиналь­ную уникальную систему хозяй­ствования, они создали особую арктическую культуру. Сохра­нить, сделать достоянием все­го человечества удивительные по своей простоте и гениаль­ные по жизнеспособности меха­низмы адаптации, сохранения здоровья, формирования образа жизни – долг каждого из нас.

Особое место в Российском Се­вере занимает Республика Саха (Якутия), где проживают представите­ли более 120 национальностей, в том числе коренных малочисленных народов. Якутия – самый крупный по площади и один из самых богатых по минерально-сырьевым ресурсам субъект Российской Федерации.

Наша республика является стабильно развивающимся регионом России и устойчиво занимает одну из лидирующих позиций на Даль­нем Востоке и Арктическом Севере страны по объёму промышленно­го и сельскохозяйственных производств, внешнеторговому обороту, естественному приросту населения, строительству жилья и объектов социально-культурной сферы.

Значительные средства республиканского бюджета направляются на поддержку агропромышленного комплекса, модернизацию инфра­структуры и жилищно-коммунального хозяйства, газификацию насе­лённых пунктов республики, развитие здравоохранения и образования, строительство объектов культуры и спорта.

6 января нынешнего года Президентом Российской Федерации В.В. Путиным здесь, у нас в г. Якутске, принято решение о разработке Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года, что явится осно­вой государственных программ социально-экономического развития Якутии.

Реализация крупномасштабных проектов, прежде всего в транспорте и горнодобывающем комплексе, нефтяной и газовой промышленности, позволит республике сделать в ближайшем будущем экономический прорыв и стать одним из локомотивов развития не только Дальнево­сточного региона, но и России в целом.

Для органов власти республики одинаково приоритетными яв­ляются две задачи: развивать природно-ресурсный комплекс для экономического развития и одновременно обеспечивать условия для полноценного традиционного природопользования коренных народов, проживающих в республике. На это направлены принятые нами законы о правовом статусе коренных малочисленных народов Севера, об оленеводстве, рыболовстве, наши соглашения с недрополь­зователями об их участии в социально-экономическом развитии тер­риторий освоения, обеспечении экологической безопасности. Все во­просы, связанные с использованием природных ресурсов, охраной окружающей среды, отношениями между промышленностью и традиционным природопользованием, мы рассматриваем в ком­плексе, стремясь сохранять баланс интересов.

Реализуется республиканская целевая программа экономическо­го и социального развития коренных малочисленных народов. Свы­ше 10 лет работает единственный в мире Институт проблем малочис­ленных народов Севера Сибирского отделения Российской Академии наук, деятельность которого направлена на создание фундаменталь­ных научных основ возрождения и сохранения коренных малочислен­ных народов Севера. Республика вырастила целую плеяду творческой интеллигенции из числа коренных малочисленных народов – учёных, поэтов, писателей, художников, артистов, журналистов.

Принята программа языкового строительства, в соответ­ствии с которой поощряется изучение, наряду с государственны­ми русским и якутским языками, родных языков малочисленных народов Севера. Для обеспечения доступности образования для ко­ренных народов идёт процесс восстановления кочевой школы, полу­чивший поддержку ЮНЕСКО.

Палитра культуры и искусства современной Якутии основывается на органичном сочетании духовных традиций коренных народов и евро­пейских форм социально-культурной жизни.

Мы совершили качественный прорыв в деятельности библио­тек, создав единую компьютерную сеть по республике. Библиоте­ки стали информационными центрами, с учётом читательских интере­сов появились библиотеки нового типа: библиотеки семейного чтения, бизнес-библиотеки, библиотеки милосердия, библиотеки приключений и другие.

Приоритетной задачей республики на современном этапе является сохранение для потомков уникальной культуры и искусства народов Якутии. Поэтому в первоочередном порядке строятся здания, от­вечающие требованиям сохранения культурных ценностей. Так, в последние годы построены выставочный павильон Государственного музея истории и культуры народов Севера им. Е.М. Ярославского, новое здание Национального художественного музея им. М.Л. Габышева, от­реставрировано историческое здание Национальной библиотеки. Реа­лизуется уникальный проект по восстановлению исторического облика центральной части города Якутска «Старый город».

Культурное наследие, передаваемое от поколения к поколению, имеет решающее значение в формировании чувства самобытности лю­дей во всём мире и в то же время способствует осознанию объектив­ной общности позитивных идеалов и ценностей. В большой степени благодаря героическому эпосу Олонхо народ саха на протяжении тысячелетий сумел сохранить этническую самоидентификацию, самобытную культуру, родной язык, традиции, исконные нрав­ственные обычаи и нормы морали. Это непреходящее духовное бо­гатство, завещанное нашими предками и стремительно исчезающее на наших глазах в условиях надвигающейся глобализации. Получение статуса шедевра и объявление Десятилетия Олонхо возлагают большую ответственность на руководство, творческую интел­лигенцию и общественность республики в деле сохранения, воз­рождения, изучения и популяризации якутского героического эпоса в мировом культурном пространстве. В связи с этим в республике разработана Программа по сохранению, возрождению и развитию якутского героического эпоса Олонхо на 2006-2015 годы, планиру­ется создание Международного центра Олонхо в г. Якутске.

Хочу отметить, что культура малочисленных, исчезающих этносов бу­дет возрождаться только тогда, когда их история, мировосприятие ста­нут неотъемлемой частью культуры России и всего человечества.

Её интеграция в общероссийское и мировое культурное простран­ство, на мой взгляд, могла бы эффективно осуществляться в рамках про­граммы под эгидой ЮНЕСКО «Устойчивое развитие Арктики в контексте образования, науки и культуры» с созданием в Якутске Арктического центра разработки проектов, направленных на сохранение, развитие и популяризацию культурного и природного наследия народов Арктики и субарктических регионов Российской Федерации.

Уважаемые участники форума!

«Образование для всех» – это прекрасный девиз ЮНЕСКО, способный изменить мир к лучшему. Именно образование лежит в основе устой­чивого развития современного общества. Знания и культура опре­деляют не только духовный и интеллектуальный потенциал нации, но и её место в настоящем и будущем мироустройстве. Вот почему образова­ние – ключевой элемент наших инвестиций в человеческие ресурсы.

В Российской Федерации с 2001 года реализуется концепция модер­низации образования. Совсем недавно состоялось заседание Государ­ственного совета, по его итогам Президентом страны дан ряд поруче­ний по вопросам её корректировки и совершенствования, дальнейшего продвижения приоритетного национального проекта «Образование».

Якутия. Таттинский улус. Новая средняя школа в с. Усть-Татта.

В этом плане республике есть что сказать и показать, поде­литься опытом. Например, у нас введена обязательность посе­щения дошкольного учреждения детьми с 5 лет для обеспечения подготовки к школе. Мы до самого недавнего времени являлись единственным регионом России, где введена обязанность каждого молодого человека иметь общее среднее образование. Республика гарантирует и обеспечивает бесплатность и доступность образования по 11-й класс, фактически 100% детей и молодёжи до 18 лет обеспече­ны различными формами получения среднего (школьного) и началь­ного профессионального образования. За последние четыре года в Якутии построено более 60 школ, что является одним из самых высоких показателей в стране. По специальным программам об­новляется материально-техническая база учреждений высшего и среднего профессионального образования.

Одной из тенденций развития образования в республике является переход от унифицированной образовательной системы к вариативной, направленной на расширение возможностей выбора учащимися обра­зовательных программ с учётом их интересов и потребностей. Ведётся целенаправленная работа по подготовке и переподготовке педагогиче­ских кадров, поддержке их социального статуса. Успешно развиваются ассоциированные школы ЮНЕСКО в республике.

Реализуется система государственного заказа на подготовку специалистов, в том числе целевая контрактная подготовка. За­ключивший договор с государственным органом студент не оплачивает своё обучение, получает стипендию, и по окончании учёбы ему гаранти­руется рабочее место по распределению Правительства. Итоги весьма позитивны, так, в 2005 году трудоустроены в различных предприятиях и учреждениях республики, независимо от их статуса или ведомствен­ной принадлежности, 96% выпускников высших и средних специальных учебных заведений.

С 1998 года Якутский госуниверситет участвует в международном проекте «Университет Арктики», основной целью которого являются развитие новых форм высшего образования, проведение исследова­ний в интересах коренных жителей стран циркумполярного региона. Студенты проходят дистанционное обучение модулей «Университета Арктики», участвуют в конкурсных программах циркумполярной мо­бильности студентов, обучаясь в университетах Скандинавии и Север­ной Америки.

Республика выражает готовность включиться в реализацию про­грамм ЮНЕСКО: «Образование для всех на протяжении всей жизни», «Наука на службе развития», «Образование для всех», направленных на обеспечение равноправного доступа к образованию, улучшение его качества и на поддержание здоровья школьников в условиях Крайнего Севера.

В нашей стране, особенно для её восточных регионов, очень ак­туальным является пространственный аспект, потому что на огромных просторах Сибири и Дальнего Востока образовательные центры удалены от мест расселения потенциальных потреби­телей услуг образовательных центров. Это огромная проблема, которую мы иногда недооцениваем. Традиционно она решается таким способом, который можно охарактеризовать или назвать «как человек идёт к знаниям». Иначе говоря, создаются транспортные системы, системы школьных автобусов, система интернатов, система, предположим, поощрения тех семей, которые содержат у себя обучаю­щихся школьников. Это правильный путь, он требует поддержки, раз­вития, но надо видеть и его ограничения, потому что при этом возника­ют физические нагрузки, особенно на маленьких детей, определённые психологические нагрузки на молодёжь и юношество. Ведь недаром врачи указывают на такой синдром, когда из-за того, что человек поки­дает родную семью, разрывается связь поколений, человек становится менее самостоятельным в своих решениях.

Для того чтобы преодолеть это, необходимо встать на вто­рой путь, который характеризуется другим, противоположным вектором движения, который связан с тем, что теперь образова­ние идёт к человеку. Это возможно реализовать при помощи совре­менных, новых технологий. Это дистанционные системы образования, системы доступа к базе данных. Сегодня в Республике Саха (Якутия) 100 процентов школ компьютеризированы, но только 33 процента из них имеют доступ к Интернету.

Я совершенно согласен с мнением уважаемого господина Коитиро Мацууры, который, приветствуя участников Международной конфе­ренции по вопросам создания информационного общества в Санкт- Петербурге в мае 2005 года, отметил, что, несмотря на всеобщее при­знание огромной роли информации и знаний, до сих пор большое коли­чество стран и регионов, а значит, живущих там людей, не имеют эффек­тивного и равного доступа к знаниям, а следовательно, и к развитию. Ныне во всём мире обсуждаются и закладываются основы и пути фор­мирования новой фазы развития человеческой цивилизации – глобаль­ного информационного общества. В этом контексте я высоко оцениваю дальновидность ЮНЕСКО в вопросе стимулирования и продвижения информационно-коммуникационных технологий как одного из ключе­вых направлений научно-технического прогресса в XXI веке. Хотел бы всемерно поддержать это направление деятельности Организации как одно из наиболее перспективных, отвечающее в полной мере потреб­ностям стран-участниц ЮНЕСКО.

С марта 2006 года при поддержке Бюро ЮНЕСКО в Москве реализу­ется проект «Обсерватория культурного разнообразия и образования народов Республики Саха (Якутия) с применением информационных и коммуникационных технологий как средство общения, диалога культур коренных народов», цель которого – сохранение и развитие культур­ного разнообразия, творчества и диалога народов Арктического ре­гиона, содействие стратегии устойчивого развития через расширение знаний о культурных процессах в образовательном и культурном про­странстве Арктики. Благодаря такому сотрудничеству международное сообщество может ознакомиться с культурной политикой республики на английском, русском, якутском и эвенском языках, посетив портал Обсерватории культурного разнообразия в сети Интернета. В будущем видятся большие перспективы деятельности этого портала, который станет не просто информационной базой культурного наследия наро­дов арктических регионов, а призван содействовать многоязычному содержанию Интернета, языковой поддержке народов Арктики, созда­нию электронных учебников исчезающих языков, что ведёт к развитию общей информационной системы культурного разнообразия народов Арктики в современном глобализирующемся мире.

С целью сохранения духовно-культурного наследия в рамках республиканской целевой программы «Память Якутии» ведётся работа по сохранению в информационных носителях наиболее ценных и редких документов, а также изданий дореволюционно­го периода. Оцифровано 1,5 тыс. фотографий, имеющих историческую ценность, в том числе такие коллекции, как «Старый город», «Купцы и предприниматели Якутии», «Дореволюционные учебные заведения Якутии» и другие.

В целом республика сегодня готова рассмотреть дальнейшее разви­тие информационных технологий в Республике Саха (Якутия) в рамках программы ЮНЕСКО «Информация для всех».

Уважаемые участники форума!

Почти всю площадь Якутии занимает вечная мерзлота. Хозяйствен­ная деятельность человека активизирует развитие неблагопри­ятных криогенных процессов и явлений, приводящих к разрушению поверхности, изменению рельефа, что в свою очередь приводит к де­формациям оснований и потере устойчивости инженерных сооруже­ний. Поэтому понятие устойчивого развития северных терри­торий напрямую связано с устойчивостью криолитозоны. У нас в республике разрабатываются способы и методы сохранения вечной мерзлоты, а также новые конструкции сооружений, адаптированные к колебаниям климата.

Считаю необходимым интенсификацию скоординированных международных, междисциплинарных научных исследований и на­блюдений, направленных на изучение полярных регионов Земли. При этом уделить особое внимание разработке и реализации междуна­родной программы комплексного экологического мониторинга арктических и северных экосистем, в том числе экосистем Якутии и влияния на них негативных последствий глобального потепления климата, деградации вечной мерзлоты, почвенно-растительного покрова и биоразнообразия криолитозоны. Необходимо также уде­лить внимание организации научных исследований по экотехнологии для экологически чистых форм производства, в частности утилизации промышленных отходов, а также прогнозированию, предупреждению и готовности к стихийным бедствиям в условиях вечной мерзлоты. При­мером координации международных исследовательских программ яв­ляется объявленный Арктическим Советом Международный Полярный 2007 год, направленный на продвижение в полярных исследованиях ис­пользования интеллектуальных ресурсов и научных активов государств всего мира. Его итогом будут новые системы наблюдений, технических средств и инфраструктуры.

Республика готова принять участие в научных программах ЮНЕСКО «Человек и биосфера», «Международная гидрологическая программа», «Управление социальными преобразованиями», «Международная про­грамма по геонаукам».

Дамы и господа!

Уважаемые участники форума!

В заключение хотел бы ещё поблагодарить ЮНЕСКО за содействие в сохранении и возрождении нашего культурного достояния – Олон­хо, которое поистине стало не только «времён связующей нитью», но и объединило людей разных культур.

Сегодня мы имеем все возможности выйти на новый, ещё более плодотворный этап сотрудничества с ЮНЕСКО. Надеюсь, что и наш се­годняшний разговор даст необходимый импульс развитию взаимодей­ствия России с международными и региональными организациями. И что крайне важно – активизирует, подтолкнёт к такому сотрудниче­ству наши регионы.

Франция. На выставке Республики Саха (Якутия) в ЮНЕСКО. Генеральный директор ЮНЕСКО Коитиро Мацуура, Президент Якутии Вячеслав Штыров. г. Париж. 2005 г.

Хочу пожелать больших успехов работе Международного форума и в целом деятельности ЮНЕСКО, с которой во многом связаны наши на­дежды на мир, благополучие и процветание. Благодарю за внимание.

«Якутия», 26 июля 2006 г.