Об основных направлениях государственной политики в отношении северных территорий Российской Федерации
Публикации за 2004 год
Доклад руководителя рабочей группы Государственного Совета Российской Федерации В.А. Штырова на президиуме Госсовета России по вопросам формирования государственной политики в районах Севера в г. Салехарде 28 апреля 2004 года
Уважаемый Владимир Владимирович!
Уважаемые члены президиума Государственного Совета!
Уважаемые приглашённые!
Прежде всего, от имени всех северян благодарю Вас за то, что вопрос об основах государственной политики Российской Федерации в районах российского Севера вынесен на рассмотрение президиума Госсовета. Это свидетельствует о внимании, которое уделяется северным территориям России на федеральном уровне.
Рабочая группа Госсовета при подготовке своего доклада исходила из того, что сама необходимость выработки основ новой государственной политики в районах Севера обусловлена двумя главными обстоятельствами.
С одной стороны – исключительно важной ролью Севера в экономическом развитии, обеспечении национальной безопасности, реализации стратегических геополитических интересов всей страны. С другой стороны – накопившимся за последнее десятилетие грузом нерешённых проблем и диспропорций в экономическом развитии, кризисным состоянием социальной сферы, депрессивностью многих регионов Севера в условиях размытости, отсутствия ясно выраженной политики государства в решении даже самых актуальных вопросов своих северных территорий.
Следует сразу сказать, что северные регионы России по своему социально-экономическому положению неоднородны. Часть из них, имеющих значительные запасы полезных ископаемых и производственные комплексы по их добыче и переработке, входит в число передовых в Российской Федерации по уровню развития экономики, социальной сферы и доходам населения. Другая часть северных регионов, в которых в предшествующее время не был создан производственный потенциал, относится к наиболее депрессивным в стране, высокодотационным, с низким уровнем жизни населения.
Вместе с тем, для большинства северных регионов есть общий вектор тенденций социально-экономического развития. Выявление и анализ именно общих проблем всех регионов Севера России и выработка предложений по их решению и являются предметом доклада рабочей группы.
На сегодняшний день к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям полностью отнесены 16 и часть территорий 11 субъектов Российской Федерации. Они занимают 11 млн. квадратных километров, или почти две трети территории России. В этих районах постоянно проживают 10,7 миллиона человек, или 7,4 процента населения страны, в том числе представители около 30 коренных малочисленных народов.
Сегодня северные территории играют ключевую роль в национальной экономике: здесь производится более 20 процентов валового внутреннего продукта и промышленной продукции России, около 10 процентов продукции животноводства. Основу хозяйственного комплекса российского Севера составляют отрасли, связанные с природопользованием. В регионах Севера производится 18 процентов электроэнергии, 25 процентов лесной продукции, львиная доля природного газа, нефти, золота, меди, никеля, почти все алмазы, кобальт, платиноиды, апатитовый концентрат, до 40 процентов рыбы от общего улова в стране.
По показателям эффективности Север – одна из сильнейших частей экономики России, нашедшая своё место в системе мирохозяйственных связей. В 2003 году из северных регионов поступило более 30 процентов всех налогов и сборов в федеральный бюджет. Более четверти сальдированной прибыли предприятий и организаций России приходится на северные территории.
Имеющийся интеллектуальный и производственный потенциал, запасы природных ресурсов при их рациональном использовании позволяют обеспечить функцию Севера в российской экономике на многие годы вперёд. Это особенно важно в настоящий период жизни страны, когда ставятся задачи удвоения ВВП и структурной перестройки экономики на базе высоких технологий пятого или даже шестого технологических укладов. Решение этих задач автоматически означает увеличение в ближайшие годы нагрузки на сырьевой сектор страны, прежде всего северных регионов, как для собственно удвоения ВВП, так и для формирования накоплений в качестве источника финансирования структурной перестройки.
Учитывая это, необходимо предпринять комплекс мер для преодоления тех негативных тенденций, которые постепенно накапливаются и усиливаются в экономике Севера.
В первые годы рыночных реформ падение производства на Севере проходило медленнее, чем в среднем по России. Причина в том, что северная экономика, и прежде всего её сырьевая составляющая, менее зависима от хозяйственных связей, на неё в меньшей степени повлиял распад СССР, а также в том, что сохранилась и даже усилилась её экспортная ориентация. Следует также отметить и то, что в первые пореформенные годы в какой-то мере сохранялись и специальные государственные субсидии, льготные кредиты, другие нерыночные инструменты. С одной стороны, всё это позволило предотвратить резкое падение производства на Севере, но, с другой стороны, препятствовало быстрому проведению структурных преобразований, консервировало неэффективные производства. В результате сегодняшняя промышленная структура северных регионов характеризуется гипертрофированной сырьевой направленностью, высокой степенью монополизации.
Одновременно с этим отсутствие эффективной налоговой системы, недостатки законодательства о природопользовании привели к нацеленности предприятий на ускоренное, в ряде случаев варварское, использование наиболее богатых источников природных ресурсов в ущерб перспективе. Применявшиеся и до сих пор применяемые в массовом порядке схемы трансфертного ценообразования и вывода капиталов из производственной сферы лишили многие предприятия северных регионов оборотных средств и источников капитальных вложений. В результате, в большинстве регионов Севера России более половины предприятий являются убыточными, что значительно превышает среднероссийский уровень, в критическом состоянии находятся основные производственные фонды, не восполняется выбывшая после добычи сырья природно-ресурсная база.
Интегральным показателем накопившихся проблем в экономике северных регионов является замедление темпов развития многих из них даже в последние, благоприятные по экономической конъюнктуре годы. Так, если в 1991 году индексы объёмов производства к уровню предыдущего года были ниже среднероссийского в семи, то в 2003 году – уже в 17 из 27 регионов.
Убыточность большинства предприятий, замедленные темпы экономического роста явились причиной снижения обеспеченности собственными средствами бюджетов большинства регионов Севера. Однако стоит отметить, что этому способствуют и другие, пожалуй, ещё более веские причины. Интересы Севера ущемляются и через корпоративное ценообразование в крупных компаниях, использование схем толлинга, преднамеренные банкротства, мошенничество в сбыте сырья с участием посредников. Рождённая на предприятиях Севера прибавочная стоимость оседает в крупных финансовых и логистических центрах. Всё это существенно оголяет региональные финансы и бюджеты.
Что же касается материализации прибавочной стоимости, то она ещё более сместилась в Москву и другие крупные города, используется, к сожалению, в основном на потребление.
В этой связи можно сказать, что уже длительное время регионы добывающей промышленности подвергаются своеобразной эксплуатации некоторыми другими районами страны.
Пагубной для Севера является и политика чрезмерной концентрации финансовых ресурсов в федеральном бюджете. Только одно перечисление налогов и сборов, которых лишились северные регионы за время проведения налоговой реформы в 2000-2003 годах, займёт целую страницу текста.
Не оправдываются и надежды на действенность Фонда финансовой поддержки регионов, так как несоответствие нормативов бюджетных расходов реальным затратам существенно снижает уровень федеральной финансовой помощи многим северным субъектам. К тому же и объём самого фонда постоянно снижается.
Экономические и бюджетные проблемы не могли не отразиться на социальной обстановке в северных регионах. Анализ показателей уровня жизни северян показывает, что в районах Севера большая часть населения в настоящее время живёт значительно хуже, чем в других районах России, где условия для проживания гораздо более благоприятные. Даже в относительно благополучном 2003 году Север во многом отстал от общероссийских показателей. Так, за год реальные денежные доходы населения снизились в десяти северных субъектах Федерации, а в остальных они росли темпами ниже средних по стране. Ухудшение качества жизни большинства населения выражается, прежде всего, в потере здоровья людей, сокращении продолжительности жизни.
По статистическим данным, в Арктике и на Севере уровень заболеваемости на 40 процентов выше, чем в среднем по России, продолжительность жизни меньше почти на 10 лет.
Особенно остры социальные проблемы коренных малочисленных народов Севера. Их положение в последние годы осложнено объективной неприспособленностью традиционно сложившейся системы хозяйствования к рыночным условиям в отсутствие должной государственной поддержки. Высокий уровень безработицы коренных малочисленных народов и сопутствующие им социальные проблемы обусловлены также и изъятием из их хозяйственного оборота земель, пастбищ, традиционных мест промыслов животного мира в ходе промышленного освоения Севера, как правило, без каких-либо компенсаций со стороны добывающих компаний.
Безотлагательно требуют решения и проблемы северян-пенсионеров. Начавшаяся с 1 января 2002 года пенсионная реформа не привела к ожидаемому улучшению положения пенсионеров на Севере, а по многим позициям его ухудшила.
В ряде регионов средний размер пенсий в IV квартале 2003 года составил от 50-ти до 80-ти процентов от прожиточного минимума, который сам по себе на уровне физиологического выживания.
На протяжении последних 2,5 лет Пенсионным фондом, Правительством Российской Федерации с регулярностью, достойной лучшего применения, выдвигаются законодательные инициативы, которые каждый раз всё более ухудшают положение северных пенсионеров. Теперь они лишены права на бесплатный проезд к месту отдыха. Задним числом отменяются ранее действовавшие льготы по исчислению трудового стажа при назначениях пенсий. Не признаются фактически действующие в ряде регионов районные коэффициенты при начислении размеров пенсий северян, хотя пенсионные взносы регулярно взимаются со всех сумм доходов работников, включая полученные за счёт фактически действующих районных коэффициентов.
В целях защиты своих законных прав многие пенсионеры вынуждены обращаться в суды. Количество таких обращений непрерывно растёт и уже превысило 10 тысяч. Не только физические лица, но и ряд субъектов Федерации вынуждены были обращаться в Конституционный суд России с требованиями о проверке соответствия конституционным нормам Российской Федерации некоторых статей вновь принятых пенсионных законов. И уже есть решения Конституционного суда, восстанавливающие права северян-пенсионеров. Однако так дальше продолжаться не может. Во избежание роста социальной напряжённости должны быть найдены необходимые решения, обеспечивающие хотя бы минимально достойную жизнь пенсионеров на Севере.
Низкий уровень жизни, недостаточное развитие образовательных, культурных, спортивных учреждений способствуют развитию наркомании, алкоголизма, детской беспризорности и, как следствие, преступности. Во всех северных субъектах Российской Федерации, за исключением четырёх, число зарегистрированных преступлений на 1000 жителей за 2000-е годы выше среднероссийского.
Север – это и 20 тысяч километров государственной границы Российской Федерации, место дислокации значительной части Вооружённых Сил, в том числе крупнейших оперативно-тактических объединений Военно-Морского Флота, оборонной инфраструктуры. Фактически любая деятельность в районах Севера связана с обеспечением национальной безопасности. Именно поэтому Концепцией национальной безопасности России одной из наиболее актуальных проблем признана необходимость разработки в кратчайшие сроки механизмов поддержания жизнедеятельности и решения вопросов социально-экономического развития Крайнего Севера.
Подводя итог аналитической части доклада рабочей группы Госсовета, необходимо сделать следующие выводы.
Роль северных регионов в решении стратегических задач развития Российской Федерации безальтернативна в настоящее время и будет возрастать в будущем. Но в последние годы социальноэкономические проблемы Севера приобрели достаточно острый характер и от их эффективного решения зависит, будет ли в полной мере использован потенциал российского Севера в общенациональных интересах.
Надо сказать, что на протяжении всего последнего десятилетия органами государственной власти Российской Федерации предпринимались различные меры по урегулированию наиболее острых проблем Севера. Принят ряд законов, среди которых следует отметить основополагающие: «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера» (1993 год), «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера» (1996 год), «О гарантиях прав коренных малочисленных народов» (1999 год), приняты и сотни подзаконных нормативных актов.
Однако анализ современного состояния правового регулирования развития Севера и правоприменительной практики показывает в них целый ряд проблем: формализм, декларативный характер, низкий уровень исполнения. Уже стало обычным делом утверждение о том, что северные законы не работают. То же самое касается и федеральных целевых программ, направленных на решение проблем северных территорий. Главной причиной сложившейся ситуации является то, что и законодательство о Севере, и целевые программы, и конкретные решения по северной проблематике органов государственной власти всех уровней не основаны на какой-то общей стратегии развития Севера, носят фрагментарный, бессистемный характер. Подтверждением тому является и тот факт, что и в настоящее время при разработке общероссийского законодательства, как правило, не учитываются в отдельных разделах особенности северных регионов.
Надо также учитывать и то, что основополагающие законы о Севере были приняты в совсем другую историческую эпоху в жизни страны, в переходный период смены общественно-экономической формации. И естественно, что они несут в себе и печать прошлого. Например, повышенные обязательства и гарантии государства и отсутствие должной ответственности бизнеса за решение социальных, экологических и других проблем территорий.
***
Учитывая всё это, рабочая группа Госсовета считает необходимым выработать целостную концепцию государственной политики Российской Федерации в районах Севера, соответствующую требованиям нового этапа развития страны. На основе этой концепции переработать действующие и разработать новые нормативно-правовые акты, которые в совокупности составили бы свод северного законодательства. Необходимо также пересмотреть, актуализировать действующие федеральные целевые программы, направленные на решение проблем Севера, уточнить механизмы их реализации.
Целью государственной политики Российской Федерации в районах Севера, по мнению рабочей группы, должно стать обеспечение устойчивого развития регионов Севера, под которым понимается такое развитие, при котором удовлетворяются потребности современного поколения, не ставится под угрозу способность удовлетворять нужды будущих, системно воспроизводятся все источники жизнедеятельности. Это означает, как говорят учёные, необходимость смены парадигмы развития Севера от стратегии освоения к стратегии обживания территории на базе разнообразных источников хозяйства и уже сложившихся историко-культурных очагов жизнедеятельности. Ясно, что это потребует диверсификации производства, повышения конкурентоспособности всего социально-хозяйственного уклада северных территорий. Ключевым здесь является человек на Севере и с точки зрения качества его жизни как самоценности, и с точки зрения его конкурентоспособности.
В этой связи первоочередной задачей рабочая группа считает редакцию действующей и разработку новой нормативно-правовой базы, обеспечивающей человеку на Севере справедливую и полную компенсацию высокой стоимости жизни и ущерба здоровью, обусловленные спецификой жизни в северных условиях. Имеется в виду, прежде всего, новая редакция закона о государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера. Нужны и новые законы: о региональном прожиточном минимуме и социальных стандартах жизни населения северных территорий; об особенностях пенсионного обеспечения жителей Крайнего Севера и приравненных к ним местностей; о государственной поддержке охраны материнства и детства в северных районах; об особенностях реформирования энергетики и жилищно-коммунального хозяйства в районах Севера.
Очевидно, что для реализации принципа справедливой и полной компенсации высокой стоимости жизни и ущерба здоровью требуется выполнение двух условий. Во-первых, его обязательности не только для государства, но и для бизнеса, во-вторых, точного учёта региональных удорожаний жизни, поскольку они различны в разных районах Севера. В этой связи базовым для всех остальных должен стать новый закон о районировании Севера. Надо сказать, что существует несколько отличающихся подходов к методике районирования, но почти все они сходятся на том, что нынешняя южная граница Севера должна быть сохранена.
Повышение конкурентоспособности северных регионов как условие перехода к устойчивому развитию российского Севера требует изменения федерального законодательства о природных ресурсах. В докладе рабочей группы предложен конкретный перечень таких изменений буквально по всем отраслям народнохозяйственного комплекса северных регионов: от геологоразведки до сельского хозяйства. По-видимому, нет необходимости его приводить. Отмечу только, что через гибкую систему рентных и налоговых платежей, снятие необоснованных ограничений и упрощение бюрократических процедур эти предложения направлены на стимулирование воспроизводства всех видов ресурсов, их рациональное использование, вовлечение в хозяйственный оборот вторичных и трудно-извлекаемых ресурсов бедных месторождений минерального сырья, ускорение инвестиционных циклов, развитие предпринимательства и малого и среднего бизнеса, развитие конкурентной среды в сфере природопользования.
Не требует доказательств утверждение, что уровень транспортной освоенности региона напрямую связан со стоимостью последующих инвестиционных проектов обратной пропорцией, особенно это касается Севера, где почти каждый проект с довесками затрат транспортного характера превращается в малоэффективный. Это обстоятельство должно учитываться в первую очередь при проектировании трасс магистральных нефте- и газопроводов. Коль скоро государство монополизировало транспортировку нефти и газа, то маршруты нефтяных и газовых магистралей должны выбираться не столько из внутренних экономических мотивов государственных монополий, сколько из соображений общеотраслевой эффективности. Другого пути нет, иначе окажется невостребованной гигантская сырьевая база целого ряда регионов Севера, Восточной Сибири и Дальнего Востока. Альтернативой может быть только отказ от государственной монополии, законодательное разрешение на строительство магистральных трубопроводов за счёт частного капитала с государственным контролем объёмов транспортировки углеводородов в фискальных целях.
Другие проблемы транспортного комплекса Севера достаточно полно учтены Транспортной стратегией России и нет необходимости на них останавливаться за исключением двух: Севморпути и малой авиации.
Рабочая группа считает необходимым принять специальный закон о Севморпути, который предусматривал бы открытие пути для иностранных судов и государственный контроль за их проводкой. Необходимо также создание самостоятельной объединённой администрации всего пути.
Поскольку в районах Арктики и Крайнего Севера нет альтернативы малой авиации, а при недостаточной платёжеспособности населения авиаперевозки убыточны, предлагается законодательно установить принципы субсидирования деятельности аэропортов и авиации в районах Севера за счёт бюджетов всех уровней.
На территории 29 субъектов Российской Федерации проживают коренные малочисленные народы Севера. Их сохранение как этносов, обеспечение устойчивого социально-экономического развития в условиях рынка, возрождение самобытной культуры требует учёта особенностей традиционного хозяйственного уклада этих народов как основы их жизнедеятельности. В этой связи рабочая группа считает необходимым разработать меры адресной государственной поддержки аборигенного населения, ведущего кочевой и полукочевой образ жизни.
В федеральном законодательстве необходимо отразить специфику национального территориального самоуправления коренных малочисленных народов Севера, ускорить согласование условий ратификации Россией Конвенции международной организации труда номер 169, разработать механизмы согласования и принятия нормативно-правовых актов, регулирующих взаимоотношения коренных малочисленных народов с хозяйствующими субъектами, ведущими свою деятельность на территориях традиционного природопользования, в том числе порядка передачи отдельных участков под промышленное использование на условиях компенсационных договоров.
Надо принять федеральные модельные законы о северном оленеводстве, рыболовстве и охоте, с участием государства развить на практике систему факто- рийного товарообмена и продвижения на рынок продукции традиционного природопользования.
Северные регионы наиболее восприимчивы к нововведениям. Это связано и с сохраняющимся пока относительно более высоким образовательным уровнем трудоспособного населения и с наибольшей в стране экономической отдачей от любых инновации. Вот почему отдельным разделом государственной политики в районах Севера предусматривается усиление научного сопровождения социальноэкономического развития территорий, сформулированы подходы к коммерциализации научных разработок, созданию системы венчурного финансирования.
Одной из наиболее острых и актуальных рабочая группа считает проблему формирования бюджетов северных регионов. И это объективно, ведь субъекты Федерации Севера несут дополнительную финансовую нагрузку ввиду региональных удорожаний жизнедеятельности, потребности в выделении средств на реализацию северных льгот, выплату компенсаций. Учитывая это, предлагаются следующие решения.
Первое. В области создания доходной базы для формирования региональных бюджетов:
- законодательно закрепить справедливое распределение рентных платежей за природные ресурсы между бюджетами федеральным и субъектов Федерации и муниципалитетов;
- улучшить налоговое администрирование в части ужесточения контроля за необоснованной минимизацией налоговых отчислений за счёт манипуляций с учётом экспортных операций и оффшорных;
Второе. В области межбюджетных отношений:
- вывести из состава Фонда финансовой поддержки регионов средства на компенсацию тарифов на электроэнергию, на государственную поддержку северного завоза и включить эти расходы отдельными целевыми статьями в самостоятельный подраздел федерального бюджета;
- при формировании государственных стандартов, норм, нормативов содержания социальной сферы в полной мере учитывать объективные природно-климатические и экономико-географические факторы северных территорий;
- предусмотреть в Фонде финансовой поддержки регионов субсидии на осуществление авиационных перевозок на Крайнем Севере;
- методику и порядок формирования Фонда финансовой поддержки регионов и распределения средств из него установить законодательно, а не решением исполнительных органов власти.
Несколько слов об управленческих вопросах. В теории управления есть закон, который звучит так: система управления не может быть простой, она должна быть настолько же сложна, насколько сложен управляемый объект. Вот именно во исполнение этого закона 70 миллионов лет назад и вымерли динозавры – у них был слишком маленький мозг, чтобы эффективно управлять своим огромным туловищем.
Я это говорю к тому, что в ходе административной реформы в стремлении к максимальной простоте управления Правительством Российской Федерации 16 апреля нынешнего года ликвидирован последний орган, который хоть как-то рассматривал вопросы Севера. Это Совет по проблемам Крайнего Севера и Арктики при Правительстве Российской Федерации. Рабочая группа считает крайне необходимым восстановить подобный либо административный, либо совещательный орган в Правительстве Российской Федерации.
Уважаемые товарищи! В своём выступлении я только коротко изложил основные положения подготовленного рабочей группой доклада. Его полное содержание, конечно, значительно шире. В концентрированном виде предложения рабочей группы, вытекающие из доклада, сформулированы в проекте Концепции государственной политики Российской Федерации в районах Севера, которая в качестве рабочей версии будет передана в федеральные органы государственной власти, субъекты Федерации для рассмотрения и принятия дальнейших решений.
В заключение я хочу подчеркнуть, что ни в докладе, ни в проекте концепции – нигде не ставятся вопросы о каких-то привилегиях регионам Севера в ущерб другим территориям страны. При здравой оценке назревших проблем и выборе оптимальных путей их решения у Севера достаточно собственного потенциала для своего устойчивого развития и достойного вклада в развитие всей России.
28 апреля 2004 г., г. Салехард.