О структуре рынка необработанных алмазов
Публикации за 1996 год
Выступление президента акционерной компании «Алмазы России-Саха» В.А. Штырова на согласительной комиссии Государственной Думы России по проекту федерального закона о драгметаллах и камнях 11 июня 1996 года.
Уважаемые участники слушаний!
Прошу председательствующего сразу дать мне возможность нарушить Регламент по той причине, что исходя из предыдущих выступлений^ вынужден сделать несколько разъяснений по ряду вопросов, которые, как мне кажется, возникают из того, что коллеги недостаточно информированы о некоторых процессах, которые протекают в алмазнобриллиантовом комплексе Российской Федерации. При этом я буду не свою личную оценку давать, а констатировать реальные факты.
Не собирался об этом говорить, поскольку заявленная тема моего выступления несколько другая, но вынужден остановиться на ситуации с проектом соглашения с «Де Бирс» о торговле необработанными алмазами.
Некоторые выступающие здесь говорили о том, что в случае подписания этого соглашения Россия превратится в сырьевой придаток ТНК «Де Бирс», что будут ущемлены интересы российской гранильной промышленности и так далее.
Я как член правительственной делегации Российской Федерации, которая подписывала Меморандум о принципах торговых отношений с «Де Бирс» 23 февраля текущего года, говорю, что это не так. Мне неоднократно приходилось объяснять и в средствах массовой информации, и на всевозможных совещаниях и заседаниях, и сейчас уже в десятый раз повторяю – на самом деле при разработке проекта Меморандума в первую очередь принимались во внимание интересы Российской Федерации, отечественной гранильной промышленности. Это вытекало из директив Правительства России и закреплено в окончательной редакции подписанного документа.
В строгом соответствии с положениями Меморандума подготовлен проект торгового соглашения АК «Алмазы России-Саха» с ТНК «Де Бирс», который будет подписываться после получения разрешений от Правительства России уже самой компанией.
В нём содержится всё необходимое для защиты интересов нашей гранильной промышленности и заложены предпосылки для создания новой архитектуры всего мирового алмазного рынка в среднесрочной перспективе с существенным усилением роли Российской Федерации в его регулировании.
Что имеется в виду конкретно?
Первое. Относительно российской гранильной промышленности.
Да, действительно, «Де Бирс» всегда не одобрял создание алмазообрабатывающих производств в странах, где добываются алмазы, и целым набором разных мер преследовал диамантеров, в этом участвующих. Я не буду касаться причин такой политики, но она реально существовала. В Меморандуме о принципах торговых взаимоотношений России и ТНК заложен прямо противоположный подход. Там прямо сказано, что обе стороны признают приоритетом развитие гранильной промышленности в России. Обе стороны. Это факт. Меморандум подписан руководством «Де Бирс». И в этой связи корпорация прекратила всякое преследование и дискриминацию на рынках тех иностранных для нас диамантеров, которые работают в России. И это факт.
Приоритет отечественной алмазообрабатывающей промышленности закрепляется далее проектом торгового соглашения. Прежде всего, это касается порядка распределения производимого в России алмазного сырья по количеству и качеству.
Впервые в почти сорокалетней истории наших взаимоотношений объём продаваемых «Де Бирс» необработанных алмазов определён остаточным путём. Специально созданная рабочая группа из числа руководителей и специалистов заинтересованных министерств и ведомств Российской Федерации и Якутии, Роскомдрагмета и компании «Алмазы России-Саха» определила реальные производственные мощности российских ограночных предприятий, выявила номенклатуру потребляемого ими сырья, выполнила прогнозные расчёты на среднесрочную перспективу На основании этого были сделаны расчёты объёмов алмазного сырья по укрупнённым номенклатурным позициям, которые ежегодно необходимы для нашего внутреннего рынка.
Из суммарных годовых объёмов производства необработанных алмазов плюс предполагаемых размеров их продаж из госфондовза минусом того, что нужно внутреннему рынку, установлен остаток, который определён в проекте соглашения как обязательные поставки для «Де Бирс». По мере развития российской гранильной промышленности её доля в потреблении имеющегося алмазного сырья будет увеличиваться, а объём поставок на экспорт уменьшаться. Разве это не государственная поддержка отечественной алмазообра- ботки и не остаточный принцип в отношении поставок на «Де Бирс»?
Что касается качества алмазного сырья. Согласно проекту соглашения наши гранильные предприятия получили право его отбора. Они могут выбирать всё сырьё, которое считают выгодным обрабатывать здесь, в России. Обеднённые остатки, которые нерентабельны для гранения в нашей стране по экономическим, технологическим и иным причинам, «Де Бирс» обязан купить у нас.
Таким образом, проект торгового соглашения акционерной компании «Алмазы России-Саха» с ТНК «Де Бирс» предусматривает приоритетное обеспечение отечественной ограночной промышленности сырьём как по объёмам, так и по качеству. Это факт.
Поэтому обратные утверждения, высказываемые некоторыми нашими оппонентами, навроде господина Бычкова, мягко говоря, неверны. К вопросу о том, почему они выступают против проекта соглашения, я вернусь ниже.
Второе. И в Меморандуме, и в проекте торгового соглашения есть принципиально важные положения, которые предусматривают трансформацию наших отношений с «Де Бирс» от патерналистских со стороны ТНК к равноправным. На это, кстати, обращал внимание основной докладчик – господин Гуревич.
С 1959 года и до настоящего времени Советский Союз, затем Россия выступали только в качестве продавца товара для «Де Бирс», оставляя ему полную самостоятельность в монопольном регулировании рынка посредством исторически сложившейся под руководством ТНК одноканальной системы продаж алмазного сырья. Конечно, наша страна имела определённые преимущества перед другими продуцентами: в возможности развития собственной гранильной промышленности, в элементах контроля за уровнем цен. Но в целом это были отношения одного из продавцов с монопольным покупателем.
Проект же нового соглашения предусматривает возрастание нашей роли в регулировании мирового рынка. В соответствии с ним должен быть создан двухсторонний Наблюдательный комитет для регулярного обсуждения ситуации на рынках алмазов и изделий из них, налажен обмен конфиденциальной информацией, созданы механизмы принятия решений в экстренных ситуациях, усовершенствованы инструменты контроля за ценами.
Очень важно, что увеличивается объём и меняется порядок продаж контрольных отрезков от экспортных партий алмазов. Теперь это будет от 5% до 20% от массы конкретной партии в зависимости от категории алмазов, а общий их объём составит более 180 млн. долларов США в год. Продажи этих отрезков не привязаны как раньше к Москве, а могут вестись в любой точке земного шара. Это даёт нам возможность создать свои сбытовые подразделения в Европе, Азии, Америке, чем АК «Алмазы России-Саха» сейчас и занимается. Рассчитываем, что практическая работа этих подразделений позволит нам расширить круг клиентов на невостребованное в России сырьё, получить новые потоки информации о рынках драгоценных камней и изделий из них, накопить опыт, подготовить кадры.
Таким образом, проект нового торгового соглашения даёт возможность России и через усиление взаимодействия с «Де Бирс» по контролю за рынком, и посредством самостоятельной работы в мировых центрах торговли алмазами усилить своё влияние на международной арене и, постепенно набирая опыт, вести подготовку к вероятной трансформации мирового алмазного рынка от монополии к олигополии и даже свободной конкуренции алмазодобывающих предприятий.
А подытоживая в целом, можно сказать, что и Меморандум, и проект торгового соглашения с «Де Бирс» отвечают интересам и российских алмазодобытчиков, и отечественной гранильной промышленности, и страны в целом. Причём как с точки зрения сегодняшних реалий, так и создавая новые возможности для будущего. По другому и не может быть, ведь эти документы в точности соответствуют директивам Правительства России.
Уверен, что незачем, подобно некоторым здесь выступавшим, лить слёзы и заламывать руки о горькой судьбе российских алмазов под гнётом АК «Алмазы России-Саха» и «Де Бирс». Это лукавые слёзы за интерес и нечестные речи, чтобы ввести в заблуждение всех и вся, в том числе Государственную Думу.
* * *
Существующая на монопольных принципах мировая одноканальная система продаж необработанных алмазов была создана ТНК «Де Бирс» несколько десятилетий назад. До настоящего времени она функционировала более-менее устойчиво, обеспечивая согласование интересов всех участников алмазно-бриллиантового комплекса. Но время идёт, мир меняется. Существует целый комплекс новых реалий, которые могут привести к серьёзной трансформации одноканальной системы. Я поддерживаю мнение аналитических служб акционерной компании «Алмазы России-Саха» о том, что это произойдёт уже в течение ближайшего десятилетия.
Анализ причин тому – тема для отдельного доклада. А сейчас хотел бы сказать, что опираясь на возможности, которые даёт проект нового торгового соглашения с «Де Бирс», развивая и усиливая их в вероятных будущих соглашениях, надо готовиться к изменениям в организации мирового алмазного рынка. Уникальные особенности отечественного алмазнобриллиантового комплекса могут обеспечить нашей стране решающие позиции в формировании основополагающих принципов и конфигурации нового облика рынка алмазов и бриллиантов на планете. К этим особенностям относятся:
- наличие мощной алмазодобывающей промышленности;
- огромные запасы алмазов и изделий из них в госфондах;
- собственная развитая алмазодобывающая отрасль.
Это три источника, три составных части могущества России в алмазном мире. Опираясь на них, и необходимо занять доминирующие позиции даже не столько в объёмах продаж, сколько в самой организации мирового рынка. Следовательно, мы должны постоянно воспроизводить и поддерживать каждый из этих источников нашей силы. В этой связи хочу остановиться на состоянии каждого из них.
Алмазодобыча. Вот в некоторых пояснительных к слушаниям записках говорится и в речах иных здесь выступавших звучало, что акционерная компания «Алмазы России-Саха» работает-де убыточно, снижает объёмы добычи алмазов. На этом основании её надо реформировать, отделить от добычи реализацию продукции и тому подобные вещи. Заявляю, что сведения все эти недостоверны. На самом деле с начала создания компания ежегодно увеличивает производство основной продукции на 3-4%. А к концу нашей плановой пятилетки за счёт ввода новых производственных мощностей объём добычи алмазов увеличится, как минимум, на 25%.
Компания в прошедшем году реализовала продукции на 6 триллионов рублей, а балансовой прибыли получено 3 триллиона. «Алмазы России-Саха», следовательно, супервысокорентабельное предприятие. Но нам недостаточно полученных средств. Почему? Потому, что за счёт собственных источников мы строим одновременно два горно- обогатительных комбината и подземный рудник, инфраструктуру к ним,
коров, чистим улицы и гальюны. За свой счёт. Где это видано для промышленной компании? А это всё затраты и деньги.
Теперь возьмём налоги. За 1995 год компания «Де Бирс» заплатила всего 197 млн. долларов налогов и платежей. А «Алмазы России-Саха» при примерно вдвое меньших доходах от реализации алмазов – 698 млн. долларов. Как говорят, почувствуйте разницу.
Вот о каких вещах надо думать и говорить.
Несмотря на всё указанное, я не призываю освободить «Алмазы России-Саха» от всего и устроить алмазникам лёгкую и красивую жизнь. Как в «Де Бирс» или РТ2. Мы работаем и знаем, что нам делать.
Я просто прошу всех политиканов и чиновников не мешать нам работать, и чтобы господа, подобные Бычкову, не выступали с бредовыми идеями расчленения компании «Алмазы России-Саха».
Государственные запасы алмазов. Они всегда нависали над рынком, были вечные опасения «Де Бирс», что при острой необходимости Россия выбросит их на рынок в своих интересах. Например, чтобы подавить конкурента.
Госзапасы алмазов, в основном, были сформированы в советское ещё время, оплачены в прошлом, являлись бесплатным источником нашей рыночной силы. На самом деле этот источник в последние четыре года таинственным образом иссяк. Это произошло из-за массовой продажи алмазов из госфонда безо всякой на то особой нужды.
Но ведь государство закупало их не для коммерческих целей, а для своих стратегических нужд. На случай войны, например. Так и не надо их продавать. Это тем более абсурдно, что зачастую для замещения проданного сырья делаются новые госзакупки.
Поэтому мы предлагаем прекратить продажи алмазов из государственного фонда и пусть они будут угрозой для всего мирового рынка от России. Это источник крепости наших позиций, доказанный расчётами специалистов.
Отечественная гранильная промышленность. Почему мы, добывающее предприятие, рассматриваем её как важный элемент своей рыночной силы? Потому, что мы имеем возможность переключать при необходимости потоки продаж нашей продукции с внешнего рынка на внутренний. Ни одна алмазодобывающая компания мира, кроме «Алмазов России-Саха», такой возможности не имеет. Отсюда, например, и прочность наших позиций на переговорах с «Де Бирс».
А в принципе, для алмазодобытчиков вообще лучшим был бы вариант, когда вся продукция продавалась бы внутри страны, кроме тестовых продаж в мировых торговых центрах. Для этого необходимо, чтобы российские ограночные предприятия были мощными и платёжеспособными. Мы больше всех заинтересованы в этом.
В подтверждение своих слов скажу, что с 1993 по 1995 год «Алмазы России-Саха» более чем удвоила объём продаж на внутреннем рынке: с 347 млн. долларов до 736 млн. долларов США. При этом снижены продажи на экспорт. Разве это не показатель заботы компании о российских гранильщиках?
Одновременно сообщаю, что средняя стоимость проданного на внутреннем рынке сырья примерно втрое выше экспортной. Значит, наши предприятия получили лучшие алмазы. Но и этого мало: внутри российского рынка предприятия со стопроцентно отечественным капиталом получили более эффективное сырьё, чем совместные с иностранцами.
А что же сделано для развития национальной гранильной промышленности со стороны её великого радетеля – Роскомдрагмета? А вот он объёмы продаж на внутреннем рынке непрерывно снижал. Если же посмотреть структуру его продаж между разными группами покупателей, то предприятиям с чисто российским капиталом – московскому, смоленскому и барнаульскому «Кристаллам» – продавалось втрое меньше сырья, чем всевозможным совместным, да и качеством похуже. И это притом, что на наших заводах был недозагруз мощностей. Да, они имели недостаток оборотных средств, но ведь и в том числе из-за ухудшения условий поставок алмазов.
Зато совместные ограночные предприятия расцвели в полный рост. Их число достигло 119. Беда только в том, что лишь 40 из них реально работают. Остальные заняты перепродажей алмазов, купленных в России по ценам, значительно более низким, чем мировые.
Есть факты. Вот некоторые ранее выступавшие радовались: внутренний рынок растёт, сырья на нём в 1995 году продано на 1,1 млрд. долларов США. Цифра примерно правильная. Ну хорошо, а сколько же из этого сырья произведено бриллиантов? По данным Государственного таможенного комитета, их экспортировано на 600 млн. долларов США. В позапрошлом, 1994 году, ровно такая же картина. Тогда возникает вопрос, а куда же делось остальное сырьё? Оно вывезено контрабандой из России. Вот так под лозунгом развития российской гранильной промышленности, как под дымовой завесой, собственная промышленность обанкрочена и разгромлена. Зато вновь созданные совместные предприятия наживаются на элементарной контрабанде.
Как правило, они имеют мизерный уставной капитал – от 500 до 5 тысяч долларов США. Оборотные средства держат за рубежом. Наёмные российские менеджеры полностью отсечены от всякой работы, связанной маркетингом и финансами, и выполняют роль погонял над рабочими. Это в самом лучшем случае, а во многих вообще предприятий в натуре нет, есть только бумажная фикция.
Вот такие дела. В гранильной промышленности требуется переоценка совершённого и наведение жёсткого порядка.
Хотя по большому счёту порядок нужен всей отрасли. Потому и необходимо ускоренное принятие закона о драгоценных металлах и драгоценных камнях. Ведь сегодня многое делается на подзаконных актах- однодневках, а то и вовсе беззаконно.
Размыта начисто ответственность государственной власти, как федеральной, так и региональной.
Один Роскомдрагмет – и швец, и жнец, и на дуде игрец. Он и отрасль регулирует, и госпредприятиями руководит, и алмазы с бриллиантами продаёт. А значит, в этом своём торгашеском качестве подпадает под контроль и регулирование себя самим собой.
Поскольку коммерческая деятельность всегда привлекает и увлекает, то все остальные аспекты алмазных дел уходят на задний план.
Вот смотрите, здесь выступал Котляр – и. о. Председателя Роскомдрагмета, выступал Бычков – бывший руководитель этой уважаемой структуры, Гуревич – штатный её работник. Говорили невнятно относительно компании «Алмазы России-Саха», что надо разобраться с тем, что там происходит, рассмотреть, осветить и тому подобное. А ведь это люди, которые участвовали или участвуют в работе Наблюдательного совета компании. И непросто, а как представители государства. Да они должны знать всё про «Алмазы России-Саха». До последней ниточки и назубок. Но… недосуг.
Потому и надо отделить в Роскомдрагмете коммерческие функции от госуправления и прекратить всю эту государственную торговлю. При этом не надо создавать никаких «Росалмазов», над которым тоже надо ставить контролёров и которые мигом сделают то, что сделал раньше «Роскомдрагмет» по разбазариванию госфонда. И не надо тратить 500 млн. долларов США на создание «Росалмаза».
Не надо ежегодно изымать из бюджета полтора миллиарда долларов на бесполезные закупки, потому что закупки будут по мировой цене и продажи по мировой цене – нулевой результат для государства. Ничего этого не надо делать, не надо разводить штаты, чиновников и всё остальное прочее, потому что система уже создана. При необходимости ей и надо поручать операции с госфондом.
Это акционерная компания «Алмазы России-Саха», 77% акций которой принадлежит государству В компании есть Наблюдательный совет, состоящий из государственных деятелей: министров и заместителей министров Российской Федерации и Республики Саха (Якутия). Они руководя™ всем в компании.
Надо ввести государственных контролёров в сортировку алмазов и сбытовые центры «Алмазов России-Саха». И этого будет достаточно, чтобы государство полностью контролировало всю ситуацию в алмазном комплексе.
Тогда возможна двухступенчатая схема организации внутреннего рынка алмазного сырья.
Первичные продажи алмазов, как из добычи, так и в особых случаях из госфондов, будут идти из компании «Алмазы России-Саха» нескольким специально отобранным решением уполномоченных госорганов гранильным предприятиям. Они купят у «Алмазов России-Саха» всё сырьё, отберут то, что им необходимо для гранения, остальное всё продадут на бирже, которую надо создавать.
Таким образом, родится двухступенчатый рынок, на котором будет порядок, дисциплина и прозрачность. Эта схема простая, логичная, неоднократно нами описанная.
Конечно, громадные капиталы и интересы будут задеты реализацией такой схемы. Потому-то и открыта такая яростная борьба против «Алмазов России-Саха» – одной из самых эффективных компаний Российской Федерации. Борьба на уничтожение. Вы слышали, к примеру, что сегодня тут говорилось. Потому что некоторым хочется хаоса и «поймать рыбку в мутной воде» в виде преференций, которые они имели у нас в России, получая алмазы на 10 процентов дешевле и вместо гранения сбывая их за рубеж.
Значит, хотят и дальше продолжать иметь. А для этого, конечно, им мешает «Алмазы России-Саха». Мешает всё разгромить, перемешать и «поймать всю эту рыбу» и утащить по своим карманам.
Но, я думаю, что это не удастся. Мы действуем в рамках национальных интересов и для национальных интересов Российской Федерации и Республики Саха (Якутия). И мы правы. Рано или поздно наша логика победит. Что бы тут ни говорили, как бы ни врали в прессе, как бы ни переиначивали все события и факты.
Я готов дать любому разъяснение по каждому из поднятых вопросов. К Вашим услугам в любое время.