Публикации за 1996 год

Выступление президента акционерной компании «Алмазы России-Саха» В.А. Штырова на согласительной комиссии Государственной Думы России по проекту федерального закона о драгметаллах и камнях 11 июня 1996 года.

Уважаемые участники слушаний!

Прошу председательствующего сразу дать мне возможность нару­шить Регламент по той причине, что исходя из предыдущих выступле­ний^ вынужден сделать несколько разъяснений по ряду вопросов, ко­торые, как мне кажется, возникают из того, что коллеги недостаточно информированы о некоторых процессах, которые протекают в алмазно­бриллиантовом комплексе Российской Федерации. При этом я буду не свою личную оценку давать, а констатировать реальные факты.

Не собирался об этом говорить, поскольку заявленная тема моего вы­ступления несколько другая, но вынужден остановиться на ситуации с проектом соглашения с «Де Бирс» о торговле необработанными алма­зами.

Некоторые выступающие здесь говорили о том, что в случае подпи­сания этого соглашения Россия превратится в сырьевой придаток ТНК «Де Бирс», что будут ущемлены интересы российской гранильной про­мышленности и так далее.

Я как член правительственной делегации Российской Федерации, которая подписывала Меморандум о принципах торговых отношений с «Де Бирс» 23 февраля текущего года, говорю, что это не так. Мне неодно­кратно приходилось объяснять и в средствах массовой информации, и на всевозможных совещаниях и заседаниях, и сейчас уже в десятый раз повторяю – на самом деле при разработке проекта Меморандума в пер­вую очередь принимались во внимание интересы Российской Федера­ции, отечественной гранильной промышленности. Это вытекало из ди­ректив Правительства России и закреплено в окончательной редакции подписанного документа.

В строгом соответствии с положениями Меморандума подготовлен проект торгового соглашения АК «Алмазы России-Саха» с ТНК «Де Бирс», который будет подписываться после получения разрешений от Правительства России уже самой компанией.

В нём содержится всё необходимое для защиты интересов на­шей гранильной промышленности и заложены предпосылки для создания новой архитектуры всего мирового алмазного рынка в среднесрочной перспективе с существенным усилением роли Рос­сийской Федерации в его регулировании.

Что имеется в виду конкретно?

Первое. Относительно российской гранильной промышленности.

Да, действительно, «Де Бирс» всегда не одобрял создание алмазо­обрабатывающих производств в странах, где добываются алмазы, и целым набором разных мер преследовал диамантеров, в этом уча­ствующих. Я не буду касаться причин такой политики, но она реально существовала. В Меморандуме о принципах торговых взаимоотноше­ний России и ТНК заложен прямо противоположный подход. Там прямо сказано, что обе стороны признают приоритетом развитие гранильной промышленности в России. Обе стороны. Это факт. Меморандум под­писан руководством «Де Бирс». И в этой связи корпорация прекратила всякое преследование и дискриминацию на рынках тех иностранных для нас диамантеров, которые работают в России. И это факт.

Южно-Африканская Республика. На заседании Межправительственной комиссии по экономическим взаимоотношениям России и ЮАР. Первый заместитель Председателя Правительства России 0. Сосковец, председатель Совета директоров ТНК«Де Бирс» Н. Оппенгеймер, Председатель Роскомдрагмета Е. Бычков, президент АК «Алмазы России-Саха» В. Штыров.
г. Претория, 1995 г.

Приоритет отечественной алмазообрабатывающей промышленности закрепляется далее проектом торгового соглашения. Прежде всего, это касается порядка распределения производимого в России алмазного сырья по количеству и качеству.

Впервые в почти сорокалетней истории наших взаимоотноше­ний объём продаваемых «Де Бирс» необработанных алмазов опре­делён остаточным путём. Специально созданная рабочая группа из числа руководителей и специалистов заинтересованных министерств и ведомств Российской Федерации и Якутии, Роскомдрагмета и компании «Алмазы России-Саха» определила реальные производственные мощ­ности российских ограночных предприятий, выявила номенклатуру потребляемого ими сырья, выполнила прогнозные расчёты на средне­срочную перспективу На основании этого были сделаны расчёты объ­ёмов алмазного сырья по укрупнённым номенклатурным позициям, которые ежегодно необходимы для нашего внутреннего рынка.

Из сум­марных годовых объёмов производства необработанных алмазов плюс предполагаемых размеров их продаж из госфондовза минусом того, что нужно внутреннему рынку, установлен остаток, кото­рый определён в проекте соглашения как обязательные поставки для «Де Бирс». По мере развития российской гранильной промыш­ленности её доля в потреблении имеющегося алмазного сырья бу­дет увеличиваться, а объём поставок на экспорт уменьшаться. Разве это не государственная поддержка отечественной алмазообра- ботки и не остаточный принцип в отношении поставок на «Де Бирс»?

Что касается качества алмазного сырья. Согласно проекту со­глашения наши гранильные предприятия получили право его от­бора. Они могут выбирать всё сырьё, которое считают выгодным обра­батывать здесь, в России. Обеднённые остатки, которые нерента­бельны для гранения в нашей стране по экономическим, техноло­гическим и иным причинам, «Де Бирс» обязан купить у нас.

Таким образом, проект торгового соглашения акционерной ком­пании «Алмазы России-Саха» с ТНК «Де Бирс» предусматривает приоритетное обеспечение отечественной ограночной промыш­ленности сырьём как по объёмам, так и по качеству. Это факт.

Поэтому обратные утверждения, высказываемые некоторыми наши­ми оппонентами, навроде господина Бычкова, мягко говоря, неверны. К вопросу о том, почему они выступают против проекта соглашения, я вернусь ниже.

Второе. И в Меморандуме, и в проекте торгового соглашения есть принципиально важные положения, которые предусматри­вают трансформацию наших отношений с «Де Бирс» от патерна­листских со стороны ТНК к равноправным. На это, кстати, обращал внимание основной докладчик – господин Гуревич.

С 1959 года и до настоящего времени Советский Союз, затем Россия выступали только в качестве продавца товара для «Де Бирс», оставляя ему полную самостоятельность в монопольном регулировании рынка посредством исторически сложившейся под руководством ТНК однока­нальной системы продаж алмазного сырья. Конечно, наша страна имела определённые преимущества перед другими продуцентами: в возмож­ности развития собственной гранильной промышленности, в элементах контроля за уровнем цен. Но в целом это были отношения одного из продавцов с монопольным покупателем.

Проект же нового соглашения предусматривает возрастание нашей роли в регулировании мирового рынка. В соответствии с ним должен быть создан двухсторонний Наблюдательный комитет для регу­лярного обсуждения ситуации на рынках алмазов и изделий из них, налажен обмен конфиденциальной информацией, созданы механиз­мы принятия решений в экстренных ситуациях, усовершенствова­ны инструменты контроля за ценами.

Очень важно, что увеличивается объём и меняется порядок про­даж контрольных отрезков от экспортных партий алмазов. Те­перь это будет от 5% до 20% от массы конкретной партии в за­висимости от категории алмазов, а общий их объём составит более 180 млн. долларов США в год. Продажи этих отрезков не привязаны как раньше к Москве, а могут вестись в любой точке земного шара. Это даёт нам возможность создать свои сбытовые подразделения в Ев­ропе, Азии, Америке, чем АК «Алмазы России-Саха» сейчас и занимает­ся. Рассчитываем, что практическая работа этих подразделений позво­лит нам расширить круг клиентов на невостребованное в России сырьё, получить новые потоки информации о рынках драгоценных камней и изделий из них, накопить опыт, подготовить кадры.

Таким образом, проект нового торгового соглашения даёт возмож­ность России и через усиление взаимодействия с «Де Бирс» по контролю за рынком, и посредством самостоятельной работы в мировых центрах торговли алмазами усилить своё влияние на международной арене и, постепенно набирая опыт, вести подготовку к вероятной трансформа­ции мирового алмазного рынка от монополии к олигополии и даже сво­бодной конкуренции алмазодобывающих предприятий.

А подытоживая в целом, можно сказать, что и Меморандум, и проект торгового соглашения с «Де Бирс» отвечают интере­сам и российских алмазодобытчиков, и отечественной гранильной промышленности, и страны в целом. Причём как с точки зрения се­годняшних реалий, так и создавая новые возможности для будущего. По другому и не может быть, ведь эти документы в точности соответствуют директивам Правительства России.

Уверен, что незачем, подобно некоторым здесь выступавшим, лить слёзы и заламывать руки о горькой судьбе российских алмазов под гнё­том АК «Алмазы России-Саха» и «Де Бирс». Это лукавые слёзы за интерес и нечестные речи, чтобы ввести в заблуждение всех и вся, в том числе Государственную Думу.

* * *

Существующая на монопольных принципах мировая одноканальная система продаж необработанных алмазов была создана ТНК «Де Бирс» несколько десятилетий назад. До настоящего времени она функциони­ровала более-менее устойчиво, обеспечивая согласование интересов всех участников алмазно-бриллиантового комплекса. Но время идёт, мир меняется. Существует целый комплекс новых реалий, кото­рые могут привести к серьёзной трансформации одноканальной системы. Я поддерживаю мнение аналитических служб акционер­ной компании «Алмазы России-Саха» о том, что это произойдёт уже в течение ближайшего десятилетия.

Анализ причин тому – тема для от­дельного доклада. А сейчас хотел бы сказать, что опираясь на возмож­ности, которые даёт проект нового торгового соглашения с «Де Бирс», развивая и усиливая их в вероятных будущих соглашениях, надо готовиться к изменениям в организации мирового алмаз­ного рынка. Уникальные особенности отечественного алмазно­бриллиантового комплекса могут обеспечить нашей стране ре­шающие позиции в формировании основополагающих принципов и конфигурации нового облика рынка алмазов и бриллиантов на планете. К этим особенностям относятся:

  • наличие мощной алмазодобывающей промышленности;
  • огромные запасы алмазов и изделий из них в госфондах;
  • собственная развитая алмазодобывающая отрасль.

Это три источника, три составных части могущества России в алмаз­ном мире. Опираясь на них, и необходимо занять доминирующие по­зиции даже не столько в объёмах продаж, сколько в самой организации мирового рынка. Следовательно, мы должны постоянно воспроиз­водить и поддерживать каждый из этих источников нашей силы. В этой связи хочу остановиться на состоянии каждого из них.

Алмазодобыча. Вот в некоторых пояснительных к слушаниям запи­сках говорится и в речах иных здесь выступавших звучало, что акцио­нерная компания «Алмазы России-Саха» работает-де убыточно, снижает объёмы добычи алмазов. На этом основании её надо реформировать, отделить от добычи реализацию продукции и тому подобные вещи. Заявляю, что сведения все эти недостоверны. На самом деле с начала создания компания ежегодно увеличивает производство основной продукции на 3-4%. А к концу нашей плановой пятилетки за счёт ввода новых производственных мощностей объём добычи алма­зов увеличится, как минимум, на 25%.

Якутия. Анабарский улус. На строительстве горно-обогатительного комплекса алмазодобывающего прииска «Анабар». п. Эбелях, 1996 г.

Компания в прошедшем году реализовала продукции на 6 триллио­нов рублей, а балансовой прибыли получено 3 триллиона. «Алмазы России-Саха», следовательно, супервысокорентабельное предприя­тие. Но нам недостаточно полученных средств. Почему? Потому, что за счёт собственных источников мы строим одновременно два горно- обогатительных комбината и подземный рудник, инфраструктуру к ним,

коров, чистим улицы и гальюны. За свой счёт. Где это видано для промышленной компании? А это всё затраты и деньги.

Теперь возьмём налоги. За 1995 год компания «Де Бирс» заплатила всего 197 млн. долларов налогов и платежей. А «Алмазы России-Саха» при примерно вдвое меньших доходах от реализации алмазов – 698 млн. долларов. Как говорят, почувствуйте разницу.

Вот о каких вещах надо думать и говорить.

Несмотря на всё указанное, я не призываю освободить «Алмазы России-Саха» от всего и устроить алмазникам лёгкую и красивую жизнь. Как в «Де Бирс» или РТ2. Мы работаем и знаем, что нам делать.

Я просто прошу всех политиканов и чиновников не мешать нам работать, и чтобы господа, подобные Бычкову, не выступали с бредовыми идеями расчленения компании «Алмазы России-Саха».

Государственные запасы алмазов. Они всегда нависали над рын­ком, были вечные опасения «Де Бирс», что при острой необходимости Россия выбросит их на рынок в своих интересах. Например, чтобы по­давить конкурента.

Госзапасы алмазов, в основном, были сформированы в советское ещё время, оплачены в прошлом, являлись бесплатным источником нашей рыночной силы. На самом деле этот источник в последние четыре года таинственным образом иссяк. Это произошло из-за массовой продажи алмазов из госфонда безо всякой на то особой нужды.

Но ведь государство закупало их не для коммерческих целей, а для своих стратегических нужд. На случай войны, например. Так и не надо их продавать. Это тем более абсурдно, что зачастую для замещения про­данного сырья делаются новые госзакупки.

Поэтому мы предлагаем прекратить продажи алмазов из госу­дарственного фонда и пусть они будут угрозой для всего мирового рынка от России. Это источник крепости наших позиций, доказанный расчётами специалистов.

Отечественная гранильная промышленность. Почему мы, до­бывающее предприятие, рассматриваем её как важный элемент своей рыночной силы? Потому, что мы имеем возможность переключать при необходимости потоки продаж нашей продукции с внешнего рынка на внутренний. Ни одна алмазодобывающая компания мира, кроме «Ал­мазов России-Саха», такой возможности не имеет. Отсюда, например, и прочность наших позиций на переговорах с «Де Бирс».

А в принципе, для алмазодобытчиков вообще лучшим был бы вари­ант, когда вся продукция продавалась бы внутри страны, кроме тесто­вых продаж в мировых торговых центрах. Для этого необходимо, чтобы российские ограночные предприятия были мощными и платёжеспособ­ными. Мы больше всех заинтересованы в этом.

В подтверждение своих слов скажу, что с 1993 по 1995 год «Алмазы России-Саха» более чем удвоила объём продаж на внутреннем рынке: с 347 млн. долларов до 736 млн. долларов США. При этом снижены про­дажи на экспорт. Разве это не показатель заботы компании о российских гранильщиках?

Одновременно сообщаю, что средняя стоимость проданного на вну­треннем рынке сырья примерно втрое выше экспортной. Значит, наши предприятия получили лучшие алмазы. Но и этого мало: внутри россий­ского рынка предприятия со стопроцентно отечественным капиталом получили более эффективное сырьё, чем совместные с иностранцами.

А что же сделано для развития национальной гранильной промыш­ленности со стороны её великого радетеля – Роскомдрагмета? А вот он объёмы продаж на внутреннем рынке непрерывно снижал. Если же по­смотреть структуру его продаж между разными группами покупателей, то предприятиям с чисто российским капиталом – московскому, смо­ленскому и барнаульскому «Кристаллам» – продавалось втрое меньше сырья, чем всевозможным совместным, да и качеством похуже. И это притом, что на наших заводах был недозагруз мощностей. Да, они имели недостаток оборотных средств, но ведь и в том числе из-за ухудшения условий поставок алмазов.

Зато совместные ограночные предприятия расцвели в полный рост. Их число достигло 119. Беда только в том, что лишь 40 из них реально работают. Остальные заняты перепродажей алма­зов, купленных в России по ценам, значительно более низким, чем мировые.

Есть факты. Вот некоторые ранее выступавшие радовались: внутрен­ний рынок растёт, сырья на нём в 1995 году продано на 1,1 млрд. дол­ларов США. Цифра примерно правильная. Ну хорошо, а сколько же из этого сырья произведено бриллиантов? По данным Государственного таможенного комитета, их экспортировано на 600 млн. долларов США. В позапрошлом, 1994 году, ровно такая же картина. Тогда возникает во­прос, а куда же делось остальное сырьё? Оно вывезено контрабандой из России. Вот так под лозунгом развития российской гранильной про­мышленности, как под дымовой завесой, собственная промышлен­ность обанкрочена и разгромлена. Зато вновь созданные совмест­ные предприятия наживаются на элементарной контрабанде.

Как правило, они имеют мизерный уставной капитал – от 500 до 5 ты­сяч долларов США. Оборотные средства держат за рубежом. Наёмные российские менеджеры полностью отсечены от всякой работы, связан­ной маркетингом и финансами, и выполняют роль погонял над рабочи­ми. Это в самом лучшем случае, а во многих вообще предприятий в на­туре нет, есть только бумажная фикция.

Вот такие дела. В гранильной промышленности требуется пере­оценка совершённого и наведение жёсткого порядка.

Хотя по большому счёту порядок нужен всей отрасли. Потому и не­обходимо ускоренное принятие закона о драгоценных металлах и дра­гоценных камнях. Ведь сегодня многое делается на подзаконных актах- однодневках, а то и вовсе беззаконно.

Размыта начисто ответственность государственной власти, как федеральной, так и региональной.

Один Роскомдрагмет – и швец, и жнец, и на дуде игрец. Он и от­расль регулирует, и госпредприятиями руководит, и алмазы с бриллиантами продаёт. А значит, в этом своём торгашеском качестве подпадает под контроль и регулирование себя самим собой.

Поскольку коммерческая деятельность всегда привлекает и увлекает, то все остальные аспекты алмазных дел уходят на за­дний план.

Вот смотрите, здесь выступал Котляр – и. о. Председателя Роскомдрагмета, выступал Бычков – бывший руководитель этой ува­жаемой структуры, Гуревич – штатный её работник. Говорили невнятно относительно компании «Алмазы России-Саха», что надо разобраться с тем, что там происходит, рассмотреть, осветить и тому подобное. А ведь это люди, которые участвовали или участвуют в работе Наблюдатель­ного совета компании. И непросто, а как представители государства. Да они должны знать всё про «Алмазы России-Саха». До последней ниточки и назубок. Но… недосуг.

Якутия. Мирнинский район. На заседании Наблюдательного совета акционерной компании «Алмазы России-Саха» с участием руководителей Роскомдрагмета Е.М. Бычкова и Л.Б. Гуревича, г. Мирный, 1995г.

Потому и надо отделить в Роскомдрагмете коммерческие функ­ции от госуправления и прекратить всю эту государственную торговлю. При этом не надо создавать никаких «Росалмазов», над которым тоже надо ставить контролёров и которые мигом сделают то, что сделал раньше «Роскомдрагмет» по разбазариванию госфонда. И не надо тратить 500 млн. долларов США на создание «Росалмаза».

Не надо ежегодно изымать из бюджета полтора миллиарда долларов на бесполезные закупки, потому что закупки будут по мировой цене и продажи по мировой цене – нулевой результат для государства. Ни­чего этого не надо делать, не надо разводить штаты, чиновников и всё остальное прочее, потому что система уже создана. При необходимости ей и надо поручать операции с госфондом.

Это акционерная компания «Алмазы России-Саха», 77% акций кото­рой принадлежит государству В компании есть Наблюдательный совет, состоящий из государственных деятелей: министров и заместителей министров Российской Федерации и Республики Саха (Якутия). Они ру­ководя™ всем в компании.

Надо ввести государственных контролёров в сортировку ал­мазов и сбытовые центры «Алмазов России-Саха». И этого будет достаточно, чтобы государство полностью контролировало всю ситуацию в алмазном комплексе.

Тогда возможна двухступенчатая схема организации внутрен­него рынка алмазного сырья.

Первичные продажи алмазов, как из добычи, так и в особых случаях из госфондов, будут идти из компании «Алмазы России-Саха» несколь­ким специально отобранным решением уполномоченных госорганов гранильным предприятиям. Они купят у «Алмазов России-Саха» всё сырьё, отберут то, что им необходимо для гранения, остальное всё продадут на бирже, которую надо создавать.

Таким образом, родится двухступенчатый рынок, на котором будет порядок, дисциплина и прозрачность. Эта схема простая, логичная, не­однократно нами описанная.

Конечно, громадные капиталы и интересы будут задеты реа­лизацией такой схемы. Потому-то и открыта такая яростная борьба против «Алмазов России-Саха» – одной из самых эффектив­ных компаний Российской Федерации. Борьба на уничтожение. Вы слышали, к примеру, что сегодня тут говорилось. Потому что некоторым хочется хаоса и «поймать рыбку в мутной воде» в виде преференций, которые они имели у нас в России, получая алмазы на 10 процентов де­шевле и вместо гранения сбывая их за рубеж.

Значит, хотят и дальше продолжать иметь. А для этого, конечно, им мешает «Алмазы России-Саха». Мешает всё разгромить, перемешать и «поймать всю эту рыбу» и утащить по своим карманам.

Но, я думаю, что это не удастся. Мы действуем в рамках националь­ных интересов и для национальных интересов Российской Федера­ции и Республики Саха (Якутия). И мы правы. Рано или поздно наша логика победит. Что бы тут ни говорили, как бы ни врали в прессе, как бы ни переиначивали все события и факты.

Я готов дать любому разъяснение по каждому из поднятых вопросов. К Вашим услугам в любое время.