О состоянии алмазообрабатывающей промышленности Российской Федерации и мерах по её поддержке
Публикации за 1997 год
Из аналитической записки акционерной компании «Алмазы России-Саха» в Правительство Российской Федерации.
Развитие отечественной алмазообрабатывающей промышленности лежит в русле национальных интересов Российской Федерации в той мере, в какой обеспечивает рост занятости населения, валового национального продукта, несырьевого экспорта и доходов бюджетов всех уровней. В этом также крайне заинтересована акционерная компания «Алмазы России-Саха», поскольку увеличение производства изделий из алмазов внутри страны ведёт к росту спроса на основную продукцию компании, а с другой стороны создаёт для неё возможности переключения при необходимости потоков продаж алмазов с внешнего на внутренний сегмент рынка.
В то же время меры поддержки развития российской алмазообрабатывающей промышленности, особенно производства бриллиантов из сырья ювелирного качества, должны в полной мере учитывать особенности мирового алмазного рынка. В отличие от других, этот рынок в части необработанных алмазов является не конкурентным, а монопольным. Позволяющая поддерживать стабильно высокий уровень цен не только на сырьё, но и на готовую продукцию, монополия реализуется через созданную ТНК «Де Бирс» мировую одноканальную систему сбыта необработанных алмазов.
Разрушение этой системы чревато резким снижением цен и доходов товаропропроизводителей на всех пределах движения алмазов от их добычи до конечного потребления ювелирных изделий с бриллиантами. Примером могут служить события последних лет, когда в нарушение действовавшего в 1990-1995 годах торгового соглашения России с ТНК «Де Бирс» на мировой рынок из нашей страны непрерывным нелегальным или полулегальным потоком шли необработанные алмазы через вновь созданные совместные ограночные предприятия.
Это привело к почти тринадцатипроцентному сокращению цен на некоторые категории алмазного сырья. Очевидно, что такое положение дел не отвечает ни интересам государства, ни алмазодобывающей промышленности, ни, в конечном итоге, самих алмазообработчиков, если они собираются и дальше оставаться в этом бизнесе.
Следовательно, структура и организация внутреннего алмазного рынка Российской Федерации должны обеспечивать, во-первых, полное удовлетворение потребностей в сырье отечественных алмазообрабатывающих предприятий, во-вторых, канализацию всех потоков необработанных алмазов на внешний рынок через единственный канал – акционерную компанию «Алмазы России- Саха», которая является уполномоченным решениями Президента и Правительства России их экспортёром.
Исходя из таких подходов компания и строит свою политику поддержки алмазообрабатывающей промышленности Российской Федерации.
1.Обеспечение гранильных предприятий алмазным сырьём
Важнейшим шагом поддержки отечественной гранильной промышленности стало заключение в январе 1997 года долгосрочного соглашения компанией «Алмазы России-Саха» со Смоленским ПО «Кристалл». В соглашении оговорены ассортимент и объёмы поставляемого компанией алмазного сырья, порядок отсрочки платежей за него.
Был предпринят ряд мер, направленных на оказание помощи другим государственным ограночным заводам:
- получены материалы по включению Алтайского ПО «Кристалл» в компанию в качестве её филиала. Соответствующее совместное предложение одобрено Председателем Правительства России В.С. Черномырдиным. В настоящее время продолжается работа по этому вопросу с федеральными министерствами и Госкомимуществом;
- готовятся предложения по возможным вариантам вывода из кризиса Московского завода «Кристалл»;
- «Алмазы России-Саха» осуществляет трастовое управление ОАО «Туймаада Даймонд». В 1996 году был предпринят ряд шагов, нацеленных на вывод заводов «Туймаада Даймонд» на безубыточный уровень работы. Бывший филиал барнаульского «Кристалла» в Троицке, рассчитанный на 72 рабочих места, передан «Туймаада Даймонд» и работает сейчас на полную мощность.
С начала 1990-х годов, наряду с государственными, в Российской Федерации появились частные ограночные предприятия, в основном совместные с участием иностранного капитала. Рост их числа был особенно быстрым в последние годы. Как правило, совместные ограночные предприятия имеют небольшой уставный капитал при годовом торговом обороте в десятки миллионов долларов, что обусловлено их постоянной готовностью уйти с российского рынка. Огранка алмазов на них производится, в основном, по российской технологии, с использованием российской оснастки. Российские управляющие на таких предприятиях не допущены к сбыту бриллиантов и работе с клиентурой.
Предприятия с иностранным капиталом не несут расходов, связанных с поддержанием промышленной инфраструктуры, уходят от налогов, характерных для чисто российских предприятий. Кроме того, из-за отсутствия производственных мощностей предприятия негосударственных форм собственности обрабатывают только часть приобретённого сырья, а другую часть нелегально, часто через использование для контрабанды схем так называемой «давальческой» обработки алмазов за рубежом, вывозят за границу в обход одноканальной системы продаж. Это подрывает стабильность мирового алмазного рынка.
К началу 1996 года значительно снизились запасы алмазов в Гос- фонде Российской Федерации. Это привело к возрастанию давления на компанию «Алмазы России-Саха» со стороны совместных ограночных предприятий с участием иностранного капитала с требованием поставки алмазного сырья. Причём действовали они не только непосредственно через сбытовые структуры компании, но, стремясь получить дополнительные ценовые преференции, лоббировали соответствующие решения в органах исполнительной власти страны. Часто очень успешно.
С целью достижения баланса спроса и предложения алмазного сырья на внутреннем рынке, формирования оптимальных планов его реализации, сочетающих удовлетворение потребностей отечественной гранильной промышленности и недопущение поставок алмазного сырья за рубеж в нарушение действующих торговых соглашений с ТНК «Де Бирс», а также расширения ассортимента перерабатываемого в Российской Федерации алмазного сырья был разработан и принят Регламент подготовки справочной информации и формирования решений по составу клиентов АК «Алмазы России- Саха» («АЛРОСА»).
Согласно этому Регламенту проводится постоянная работа по сбору и анализу полной и достоверной информации с целью проверки деловой репутации, финансового положения потенциальных клиентов АК «АЛРОСА», определению объективности заявок клиентов по объёму и ассортименту требуемого сырья. Затем на этой основе вырабатываются предложения о целесообразности сотрудничества с данным контрагентом. В этих же целях по обоюдной договоренности на российские предприятия направляются комиссии специалистов Единой сбытовой организации «Алмазы России-Саха» (ЕСО), которые определяют реальные производственные возможности фирмы и её гранильного производства, поскольку запрашиваемые предприятиями объёмы сырья, как правило, значительно превышают их реальные производственные потребности.
Так, например, производственная мощность трёх предприятий, совладельцем которых является господин Баннай, – 88 тыс. карат алмазного сырья в год, заявка генерального директора господина Добки- на на 1997 год составила 550,6 тыс. каратов, а запрашиваемый ими ассортимент сырья представляет собой в основном дефицитные позиции и не отражает технологический уровень самого предприятия.
С 1996 года, исходя из планов компании по реализации природных алмазов, была впервые введена в практику система утверждения списка клиентов на очередной месяц с указанием примерной стоимости отпускаемого им сырья. В общей сложности за год поступило и рассмотрено около 50 заявок от гранильных предприятий, желающих стать клиентами АК «АЛРОСА». Из них стали основными клиентами 14 предприятий, а 13 предприятий стали дополнительными клиентами. Два гранильных предприятия были исключены из числа клиентов ЕСО в связи с полученной информацией о прекращении ими производственной деятельности и перепродажах закупленного алмазного сырья.
Введение Регламента и планирование ежемесячного состава клиентов позволило в значительной степени упорядочить работу с предприятиями российской гранильной промышленности.
Именно в рамках этого Регламента и проводится работа с предприятиями с участием иностранного капитала, а не путём подписания исключительного соглашения с каждым из них.
Правильность занятой «АЛРОСА» позиции в области поставок природных алмазов подтверждается совместным протоколом Минфина Российской Федерации, Гохрана России, Гохрана Республики Саха (Якутия) и АК «Алмазы России-Саха» от 25 ноября 1996 года № 33, где констатируются обязательства сторон по поставкам алмазного сырья на внутрироссийский рынок в 1997 году. Исходя из расчётов мощностей реально функционирующих в России ограночных предприятий различных форм собственности, стороны, подписавшие этот протокол, пришли к выводу, что для полного удовлетворения спроса на алмазное сырьё в 1997 году оптимальными будут поставки на внутренний рынок в следующих объёмах:
АК «Алмазы России-Саха» – 570 млн. долл.;
– 150 млн. долл.; – 50 млн. долл.;
– 770 млн. долл. |
Гохран РФ Гохран РС (Я) |
Итого: |
Важно подчеркнуть, что свобода выбора из трёх поставщиков предоставляет ограночным предприятиям, особенно мелким, дополнительную возможность для осуществления манёвра при покупке необходимых для осуществления производственной деятельности природных алмазов.
2.Отпускные цены на алмазное сырьё на внутреннем рынке Российской Федерации
Для обоснования ценовой политики компании «Алмазы России-Саха» на алмазное сырьё необходимо привести следующие предварительные пояснения.
Мировая добыча алмазов отличается высокой степенью концентрации. На долю Австралии, России, Заира, Ботсваны, ЮАР, Намибии и Анголы приходится более 80% её общемирового физического объёма. Добывающие предприятия ЮАР, Намибии и Ботсваны входят в корпорацию «Де Бирс» (головная компания – «Де Бирс консолидэйтед майнз, лтд.», Южная Африка). Доля «Де Бирс» в мировой добыче алмазов составляет около 25% по физическому объему и около 50% по стоимости. Удельный вес России составляет около 20% по стоимости. В России основная доля – 99,7% алмазодобычи – приходится на АК «Алмазы России-Саха». Таким образом, корпорация «Де Бирс» и АК «Алмазы России-Саха» являются крупнейшими субъектами мирового рынка необработанных ювелирных алмазов.
В силу исторически сложившегося на мировом рынке положения «Де Бирс» и её Центральная сбытовая организация (ЦСО) уже много десятков лет выполняют специфические функции регулятора рынка, закупая алмазное сырьё у производителей (добывающих предприятий самой «Де Бирс», компании «Алмазы России-Саха», заирской компании «МИБА», в Анголе и Танзании) и перепродавая его алмазным фирмам, специализирующимся на торговле и обработке сырья.
Доля поставщика в валовых закупках ЦСО «Де Бирс» по долгосрочным соглашениям (% от общей стоимости) | Доля поставщика в общей алмазодобыче его страны (% от общего объема) | |
Алмазы России-Саха | 23 | 99,7 |
Эндиама (Ангола) | 3 | 50-60 |
МИБА (Заир) | 1 | 30-40 |
Аргайл (Австралия) | 7 | 97-98 |
Вильямсон (Танзания) | 0.2 | 100 |
Де Бирс (ЮАР) | 20 | 95-97 |
Дебсвана (Ботсвана) | 38 | 100 |
Намдеб (Намибия) | 8 | 100 |
Кроме этого, ЦСО осуществляет закупки алмазов на свободном рынке – в ряде добывающих и в основных торговых и гранильных центрах, поддерживает значительные по величине коммерческие запасы и берёт на себя обязательства по закупке у продуцента всего объёма производимой им продукции и в полном ассортименте (то есть без выбора наиболее ходовых категорий). Таким образом, в деятельности ЦСО с чисто коммерческими интересами, то есть максимизацией прибыли «Де Бирс», сочетаются интересы по формированию баланса спроса и предложения на мировом рынке, с целью стабильного роста цен на алмазы и изделия из них.
Такая деятельность ТНК «Де Бирс» по регулированию мирового рынка в целом отвечает интересам главных производителей необработанных алмазов. Безусловно, с большой долей вероятности можно предположить, что в силу целого ряда объективных экономических, политических и естественных горно-геологических причин созданная южно-африканской корпорацией одноканальная система организации мирового алмазного рынка уже в недалёком будущем претерпит изменения. Но сегодня она существует, и в интересах участников всех звеньев «алмазного трубопровода» – от геологической лаборатории до покупателей бриллиантов – её поддерживать и сохранять.
Одной из главных заинтересованных в сохранении стабильности рынка алмазов сторон, по крайней мере в ближайшие пять лет, является акционерная компания «Алмазы России-Саха». В связи с близящимся исчерпанием эффективных запасов алмазной руды на месторождениях «Айхал», «Мир», «Сытыканская» компания ведёт строительство второй очереди горно-обогатительного комбината «Юбилейный», прииска «Анабар», подземного рудника «Интернациональный». Начаты проектирование подземных рудников «Айхал» и «Мир», технико-экономические изыскания по освоению алмазныхтрубок «Дачная», «Зарница», «Комсомольская», Накынского рудного поля.
Ко всем этим объектам в Западной Якутии сооружается или проектируется необходимая обеспечивающая инфраструктура. Компания также участвует в освоении месторождения алмазов «Катока» в Республике Ангола. Единственным источником финансирования напряжённейшей и требующей огромных затрат инвестиционной программы является прибыль от деятельности АК «Алмазы России-Саха». Именно поэтому компания так заинтересована в стабильности мирового рынка алмазов в среднесрочный период.
Может быть, в меньших масштабах, но с аналогичными инвестиционными проблемами сталкивается и ТНК «Де Бирс», если её рассматривать как крупную алмазодобывающую компанию. Поэтому объективно, как главные производители необработанных алмазов, АК «Алмазы России-Саха» и ТНК «Де Бирс» одинаково заинтересованы в обеспечении стабильности рыночных цен на алмазное сырьё и создании условий для их роста как гарантии окупаемости сделанных инвестиций, рентабельности функционирования своих предприятий.
В то же время их роли на мировом рынке разные.
«Де Бирс» находится в более сложном положении. Перед ТНК всегда стоит выбор: с одной стороны, необходимо увеличивать собственную добычу алмазов, чтобы сохранить свою долю на рынке, а с другой, осуществляя максимизацию прибыли за счёт монополии в продажах, необходимо фиксировать на определённой величине уровень собственной добычи.
Компания «Алмазы России-Саха» по условиям проекта нового торгового соглашения с ТНК «Де Бирс» при существующей организации мирового рынка не стоит перед угрозой снижения цен в случае увеличения своей рыночной доли и заинтересована в наращивании объёмов производства и продаж. Но чтобы это преимущество было действительно реализовано, необходимо чётко соблюдать базовые условия проекта соглашения об экспорте всех необработанных алмазов из России через один канал.
Схема существующей в настоящее время одноканальной системы организации мирового алмазного рынка приведена на рисунке.
При такой структуре мирового рынка существует три уровня цен на необработанные алмазы на пути их движения от добычи до конечного потребителя изделий из алмазов:
- цены закупочного прейскуранта, используемые при расчётах между «Де Бирс» и производителями алмазного сырья;
- цены продажного прейскуранта, используемые при продажах ЦСО «Де Бирс» алмазного сырья избранному числу покупателей- сайтхолдеров. Для обеспечения соответствия этих цен текущему уровню спроса «Де Бирс» использует ряд механизмов по регулированию объёма предложения сырья;
- цены свободного рынка, которые превышают продажный прейскурант «Де Бирс».
Расчёты между «Де Бирс» и производителями осуществляются по закупочному прейскуранту, уровень цен которого на 10% меньше цен, по которым «Де Бирс» продает алмазы на мировом рынке. Дополнительная выручка, образующаяся как разница между продажными и закупочными ценами «Де Бирс» на природные ювелирные алмазы, используется для поддержания огромных складских запасов, являющихся гарантом стабильности цен, для проведения рекламных кампаний по стимулированию потребительского спроса на ювелирные изделия с бриллиантами, на оплату рабочей силы специалистов-сортировщиков, производящих полную сортировку и оценку всего массива закупаемых алмазов, и для покрытия накладных расходов. В 1995 году величина полученной ЦСО комиссии оценивается в 451 млн. долл. (10% годовой стоимости продаж), при этом расходы составили: на рекламу – 190 млн. долларов, издержки – около 110 млн. долларов, коммерческие запасы возросли на 291 млн. долларов.
На рынке «Де Бирс» продаёт алмазы по продажному прейскуранту относительно небольшому числу потребителей – крупных оптовиков. В мире из более 20 000 ограночных предприятий клиентами же «Де Бирс» являются 100-160. Объём закупок таких компаний в среднем составляет до 40 млн. долларов США в год. Цены, применяемые «Де Бирс» при продажах, являются оптовыми, на них не может повлиять ни один потребитель алмазов. По сути дела именно эти цены являются определяющими для всех ценовых пропорций мирового алмазного рынка, в том числе от них зависят цены и закупочных прейскурантов, и свободного рынка. Поэтому в одноканальной системе их стабильность или рост постоянно поддерживаются ЦСО «Де Бирс» увеличением или уменьшением запасов алмазов, закупаемых у всех товаропроизводителей. Как видно из приведённых выше данных за 1995 год, на это уходит большая часть получаемой ТНК комиссии.
Цены свободного рынка, в отличие от продажных цен «Де Бирс», являются мелкооптовыми. Партии алмазов более равномерны по ассортименту, количество продавцов и покупателей велико. Этот рынок является конкурентным, но основные тенденции цен задаются на нём «Де Бирс» посредством продаж больших партий алмазов своим отобранным 100-160 клиентам, которые, в свою очередь, часть сырья перепродают на свободном рынке. Как следствие, уровень цен свободного рынка выше, чем продажные цены «Де Бирс».
Что касается внутрироссийского рынка, то цены продаж алмазного сырья АК «АЛРОСА» являются постоянным предметом споров между компанией и ограночными предприятиями. Российские огранщики, преследуя цели увеличения своей прибыли, настаивают на применении на внутреннем рынке тех же цен, по которым алмазы закупает «Де Бирс». Но при этом замалчивается, что они не несут издержек по поддержанию стабильности мирового рынка, объёмы их закупок не сравнимы с объёмами «Де Бирс». Следовательно, разница даже между прейскурантами, не говоря уже об отличии рыночных от закупочных цен, является в этом случае необременённой никакими затратами чистой спекулятивной прибылью гранильных предприятий. Именно возможность её задарма получить и притягивает в Россию иностранный капитал.
Опыт последних лет показал, к чему это приводит. Существовавшая в 1994-1995 годах разница между мировыми и внутрироссийскими ценами на алмазное сырьё привела к его массовому нелегальному экспорту из России в необработанном виде по различным схемам. Подлинным бедствием для страны стали операции с давальческим сырьём. Многочисленные совместные предприятия с участием иностранного капитала (СП), появившиеся в последние годы в России, в основном вывозили алмазы, купленные в России по дешёвым закупочным ценам за рубеж, якобы на переработку. Однако вместо огранки эти алмазы (в обход соглашения с «Де Бирс») поступали на свободный рынок. Следует учесть, что рассматриваемая схема работы с давальческим сырьём позволяла СП уходить от российских налогов, поскольку выручка шла за рубеж. За границей они обычно тоже не платили налоги, поскольку чаще всего были зарегистрированы как оффшорные предприятия. Масштабы деятельности подобных СП хорошо видны на примере официальных статистических данных Израиля. Так, импортировав из различных стран 11,4 млн. карат природных алмазов на сумму 3,7 млрд. долларов, Израиль реэкспортировал 4,9 млн. карат на сумму 686 млн. долларов; большая часть этих алмазов была ввезена из России под видом давальческого сырья.
По оценкам «Де Бирс», «давальческий» вывоз сбил цены на сырые алмазы примерно на 30%. Это нанесло прямой ущерб интересам России как добывающей страны.Так, за период 1994-1995 годов цены на алмазы снижались дважды, соответственно российской стороной от экспорта алмазов было недополучено не менее 120 млн. долларов. Но дело не только в этом. В таких условиях происходит обесценивание национального достояния – алмазов в Государственном фонде и недрах России. Лишь огромные усилия АК «АЛРОСА» и перспективы заключения нового Соглашения между Россией и «Де Бирс» позволили избежать значительных потерь российской стороне и вернуть тенденцию к росту цен на мировом рынке алмазов.
Аудиторы Счётной палаты, проводившие проверку деятельности Роскомдрагмета в апреле-июне 1995 года (сведения открыты по постановлению Коллегии Счётной палаты от 25 октября 1995 г. № 31), опровергли утверждения, что из России вывозится сырьё, невыгодное к огранке в стране: «Анализ качества экспортируемого сырья, проведённого Палатой, опровергает это утверждение, т. к. за границу вывозится… алмазное сырьё практически всех размерностей». Кроме того, проверив стоимость возвращаемых в Россию после огранки бриллиантов, аудиторы обнаружили добавленную стоимость всего в 4%, что значительно ниже мирового стандарта, и пришли к заключению, что «добавленная стоимость поступает в Россию без учета её действительного возрастания. Поэтому доходы, получаемые от огранки российского сырья за границей, почти целиком остаются вне пределов страны».
Кроме утечек алмазов, такое положение способствует существованию экономически неэффективных производств. За счёт полученной скидки с цены сырья (относительно мировых цен) неэффективные ограночные предприятия могут продолжать функционирование, не снижая издержки производства, не развивая свои сбытовые структуры. Фактически, при этом происходит перераспределение национального богатства в пользу таких производств. Решить эту проблему можно чисто экономическим путём за счёт применения на внутреннем рынке цен на сырые алмазы, равных продажным прейскурантным ценам ТНК «Де Бирс» на мировом рынке. В этом случае для российских огранщиков цены будут несколько меньше, чем мировые свободные. Но размер выгоды от этого станет не настолько велик, чтобы уравновесить риски при контрабанде сырья.
3.Вопросы налогообложения гранильной промышленности Российской Федерации
Эффективность работы предприятий алмазообрабатывающей промышленности и их конкурентоспособность на мировом рынке зависят не только от технологического уровня и цен на алмазное сырьё, но во многом определяются действующей в стране системой налогообложения. По проведённым специалистами компании «Алмазы России-Саха» исследованиям, ограночные предприятия в России по действующему законодательству должны платить налогов примерно в 16 раз больше, чем в Израиле или Индии – наших главных странах-конкурентах на мировых рынках изделий из алмазов. В них алмазообработка выведена из-под стандартных схем налогообложения, и в отрасли действует, по сути дела, один налог с оборота при покупках-продажах алмазов и бриллиантов. Такую же систему необходимо применить и в Российской Федерации.
Понятно, что тщательная проработка этого вопроса потребует определённого времени. Поэтому в качестве первоочередных мер для некоторого выравнивания условий хозяйствования российских ограночных предприятий с их зарубежными конкурентами предлагается:
- начисление налога на имущество предприятий производить от базы, определённой без стоимости алмазного сырья, незавершённого производства и готовой продукции, учитывая длительность производственного цикла (более 90 дней);
- исчисление налогов на содержание автодорог, жилищного фонда, объектов социально-культурной сферы, а также отчислений для создания отраслевых и межотраслевых фондов НИОКР целесообразно производить от базы, исчисляемой как сумма выручки от реализации продукции за вычетом стоимости алмазного сырья, бриллиантов и драгоценных металлов, использованных при изготовлении продукции;
- для выполнения одобренных Правительством России положений проекта торгового соглашения с ТНК «Де Бирс», согласно которым некоторые российские ограночные предприятия станут её сайтхолдерами, то есть будут допущены к закупкам природных алмазов в Лондоне для их дальнейшей огранки в России, необходимо решить вопрос отмены импортных ввозных пошлин на алмазное сырьё.
4.Формировании в Российской Федерации вторичного рынка алмазного сырья
Акционерная компания «Алмазы России-Саха» заинтересована в реализации всего ассортимента добываемых алмазов и соответствующим образом формирует свои продажные партии. В то же время для конкретного гранильного предприятия выгодно специализироваться на обработке определённых категорий камней и купить именно их. Выход из этого объективного противоречия мог бы заключаться в двухуровневой схеме организации внутреннего рынка. В этом случае несколько крупных покупателей приобретали бы сырьё непосредственно в АК «АЛРОСА» или Гохране России, а излишки его перепродавали другим предприятиям. Контроль за такими сделками мог бы осуществляться на Алмазной бирже. Однако созданная в 1995 году в г. Москве, она до сих пор не может начать нормальное функционирование. Причина кроется в недостатке нормативноправовой базы.
В этой связи настоятельно необходимо завершить работу по давно подготовленному и даже принятому Госдумой и Советом Федерации, но безосновательно отклонённому Президентом России Федеральному закону «О драгоценных металлах и драгоценных камнях».
5.О влиянии условий проекта Торгового соглашения АК «Алмазы России-Саха» с ТНК «Де Бирс» на российскую гранильную промышленность
В проекте нового Торгового соглашения с «Де Бирс» полностью удовлетворены интересы отечественных огранщиков. В нём есть ряд преимуществ для алмазно-бриллиантового комплекса России как по сравнению со взаимоотношениями ТНК с другими странами, так и относительно ранее действующих соглашений с Советским Союзом и Российской Федерацией. Они заключаются в следующем:
- объём и ассортимент экспорта необработанных алмазов из нашей страны непосредственно не связан с объёмами и ассортиментом алмазодобычи, что оставляет определённую свободу для России;
- независимое от ЦСО «Де Бирс» обеспечение потребностей российской ограночной промышленности в алмазах ювелирного и технического качества;
- возможность отслеживания и получения дополнительной информации о соотношении цен прейскуранта ЦСО и свободного рынка, в частности посредством продажи контрольных отрезков (в рамках 5% и 20% контрольных «окон»);
- установление контрактных цен в увязке с ценами свободного рынка (так называемая «формула» – увеличение стоимости основной экспортной партии в случае успешной продажи контрольного отрезка);
- участие АК «АЛРОСА» в разработке (корректировке) образцов и соответствующего им прейскуранта на российские алмазы.
В отличие от остальных крупных продуцентов алмазов в мире, введённое с 1992 года снижение со стороны ЦСО закупок алмазов у своих контрагентов (снижение квот) не затронуло Россию.
Соглашение устанавливает минимальный объём продаж алмазов «Де Бирс» в 550 млн. долларов. За пределами этой цифры остаются технические алмазы и особо крупные алмазы ювелирного качества (последние являются самой ценной частью добычи).
При объёме добычи не менее 1400 млн. долларов и реальных возможностях отечественных огранщиков (по самым оптимистическим оценкам) – 660 млн. долларов, в 1997 году реально придётся продавать «Де Бирс» на 200 млн. долларов больше минимальной квоты. Эти 200 млн. долларов составят технические алмазы и те, что невыгодно обрабатывать в России. По соглашению «Де Бирс» будет обязана купить весь этот объём алмазов, хотя это далеко не всегда выгодно для ТНК. В случае же роста потребности российских огранщиков в алмазах у АК «Алмазы России-Саха» есть возможность увеличить объёмы их добычи. Кроме того, в настоящее время отечественные огранщики могут покупать сырьё не только у компании, но и в Госфонде России и Комдрагме- те Республики Саха (Якутия).
Продажа сырых алмазов отечественным огранщикам соглашением не ограничивается. Они будут приобретать алмазы не у «Де Бирс», а у российских поставщиков. Вопрос экспорта российских бриллиантов не затрагиваются соглашением с «Де Бирс».
Меморандум запрещает вывоз из России давальческого сырья и полуфабрикатов.
В предыдущих Соглашениях с ТНК «Де Бирс» вывоз сырья на переработку (давальческого сырья) не оговаривался. Причина этого состояла в том, что невозможно было предусмотреть распада СССР и образования в России множества совместных предприятий, которые кроме огранки алмазов будут вывозить их за рубеж в качестве давальческого сырья. Приравнивание вывоза давальческого сырья к экспорту – это не уступка «Де Бирс».
Ведь таким образом можно вывезти всё добываемое в России сырьё, и соглашение с «Де Бирс» потеряет смысл, а мировой рынок, в том числе и наша страна как субъект этого рынка, понесут огромные потери. Следовательно, и здесь соглашение полностью соответствует интересам как России в целом, так и интересам всех субъектов российского алмазно-бриллиантового комплекса.
Президент акционерной компании «Алмазы России-Саха» В.А. ШТЫРОВ, 1 марта 1997 г