О сбытовой политике компании «Алмазы России-Саха» в работе на внутреннем рынке Российской Федерации
Публикации за 1997 год
По материалам информационного письма президента акционерной компании «Алмазы России-Саха» В.А. Штырова в Минфин и Минпром Российской Федерации.
1.Принципы определения объёмов поставки алмазов на внутрироссийский рынок
Объём поставок алмазов на внутрироссийский рынок определяется на основании установленной производственной мощности ограночных предприятий, зарегистрированных в стране. При этом в расчёт берутся данные о фактическом наличии ограночных станков, квалифицированной рабочей силы, а также фактическая валютная эффективность огранки алмазного сырья в России. Категории сырья, эффективного к огранке в стране, установлены в соответствии с протоколом от 5 октября 1995 года, подписанным Роскомдрагметом и компанией «Алмазы России-Саха». На основании этих двух показателей и определены объёмы алмазного сырья, ежегодно необходимого для обеспечения потребности отечественной ограночной промышленности в период до 2000 года.
Объём экспортных поставок, таким образом, определяется по остаточному принципу: из объёма алмазов, представляющих ассортимент текущей добычи компании «Алмазы России-Саха», вычитается доля, включающая реальный объём алмазов, которые могут быть огранены в стране.
2.Порядок отпуска алмазов на внутрироссийский рынок
В соответствии с действующим в компании «Алмазы России- Саха» порядком, потребители, желающие приобрести алмазы, должны представить свои уставные документы, а также регистрационное удостоверение Пробирной инспекции России, подтверждающее, что на предприятии созданы условия, отвечающие требованиям для работы с драгоценными камнями. После получения и изучения документов специалисты компании посещают предприятие с целью ознакомления и подтверждения его реальной производственной мощности. Заявка предприятия на ассортимент алмазов рассматривается Единой сбытовой организацией «Алмазы России-Саха» (ЕСО) на предмет соответствия объёмам и ассортименту алмазов, реализуемых на внутрироссийском рынке. ЕСО также готовит предложения по возможному ассортименту поставок алмазов на каждое предприятие.
Документы и перечень предприятий, подавших заявки на покупку алмазов в компании, передаются на рассмотрение Конъюнктурного совещания компании «Алмазы России-Саха», созываемого по данному вопросу не реже четырёх раз в год, а при необходимости – чаще. Конъюнктурное совещание готовит предложения по списку клиентов компании и рекомендации по объёмам и ассортименту отпуска алмазов потребителям на внутреннем рынке. В состав Конъюнктурного совещания включены ведущие специалисты компании в области сбыта продукции и маркетинговых исследований. Список клиентов утверждается руководством. При необходимости отдельные вопросы взаимоотношений с клиентами могут быть вынесены на Совет по сбыту продукции Компании. В состав Совета входят высшие руководители Компании.
3.Политика компании «Алмазы России-Саха» в области сбыта алмазов на внутреннем рынке
У компании есть два возможных варианта политики сбыта сырья на внутреннем рынке:
- выстраивать отношения с российскими гранильными предприятиями исключительно на рыночных условиях, стремясь к максимизации прибыли в ценовой политике;
- используя своё монопольное положение, стимулировать развитие внутреннего рынка через оптимизацию ассортимента поставляемого сырья, разнообразные формы интеграции.
Первый путь подразумевает копирование поведения «Де Бирс». Но «Алмазы России-Саха» не является эквивалентом последней. Это обусловлено тем, что Россия обладает четырьмя основными преимуществами перед другими участниками мирового алмазнобриллиантового рынка (МАБР):
- значительные запасы алмазов в госфондах и ЕСО «Алмазы России-Саха», способные повлиять на конъюнктуру рынка при их распродаже;
- высокие качество минерально-сырьевой базы и объём производства алмазов;
- технологическая независимость ключевых звеньев российского АБК;
- развитая отечественная ограночная отрасль.
Правильно используя эти преимущества, можно укрепить положение страны, а также компании, на МАБР, в том числе за счёт переключения при необходимости потоков сырья с внешнего рынка на внутренний.
В этой связи внутренний рынок имеет для АК «Алмазы России-Саха» стратегически важное значение.
Поэтому компания «Алмазы России-Саха» отходит от декларированной ранее (до 1996 года) стратегии раздельного развития добычи и огранки алмазов. При этом ключевым вопросом становится выработка методов интеграции компании с ограночными предприятиями, поскольку:
- ценовые преференции развитию гранильной промышленности не помогли, а лишь стимулировали контрабанду сырья из России;
- универсальных организационных форм не существует.
Среди отечественных ограночных предприятий есть ядро, определяющее положение в промышленности в целом. Это Смоленский завод «Кристалл», потенциально – Барнаульский и, возможно, Московский заводы, а также всего несколько из более, чем ста негосударственных предприятий и СП с иностранными партнёрами. На их долю приходится до 80% мощности ограночной промышленности. Они в основном определяют перспективы развития отечественной огранки. С этими предприятиями компании следует в первую очередь отстраивать отношения.
Остальным предприятиям придётся конкурировать между собой в борьбе за сырьё, повышая при этом эффективность своей работы. Чтобы дать им определённые новые возможности, необходимо сформировать вторичный внутренний рынок необработанных алмазов.
В связи с изложенным компания «Алмазы России-Саха» намерена:
- провести классификацию ограночных предприятий;
- разработать систему взаимоотношений с ограночными предприятиями и приступить к её реализации уже с января 1997 года;
- разработать систему мер для обеспечения кредитами стратегических партнёров компании из числа отечественных ограночных предприятий;
- разработать систему контроля за выполнением клиентами договорных обязательств перед компанией по обработке и движению алмазного сырья.
Стратегической линией должно стать объединение субъектов АБК России вокруг компании «Алмазы России-Саха».
Подтверждением этих положений служит подписанное 11 января
- года компанией «Алмазы России-Саха» соглашение со Смоленским ПО «Кристалл» (СЗК). В рамках договора с СЗК Компания обеспечивает:
- стабильные объёмы поставок алмазов по согласованному с СЗК ассортименту;
- беспроцентную отсрочку на 60 дней платежей за поставляемые алмазы;
- фиксированные цены на алмазное сырьё.
Вторым примером может служить взаимодействие компании и Алтайского ПО «Кристалл» в разработке условий, способствующих организационной интеграции предприятий.
Компания также осуществляет доверительное управление деятельностью акционерной компании «Туймаада Даймонд» (16 ограночных заводов) в Якутии. В его рамках основной задачей 1997 года является выведение вновь образованных предприятий на безубыточный уровень работы и проектные объёмы переработки алмазов. Этим предприятиям также предоставляются отсрочки платежей за поставляемые алмазы.
С целью поддержки сбыта продукции отечественных ограночных предприятий, особенно тех, которые не имеют собственной разветвленной сети сбыта, компания образовала в составе своей Единой сбытовой организации подразделение, занимающееся реализацией бриллиантов российского производства на внешнем рынке.
4.Виды оплаты алмазов
Как правило, оплата алмазов клиентами компании производится до поставки алмазов – предоплата. После подтверждения бухгалтерией ЕСО факта поступления денег на счёт компании от конкретного клиента партия алмазов, отобранных для этого клиента и хранящихся под двойными пломбами в ЕСО, отправляется в адрес клиента.
В некоторых случаях, учитывая значимость отдельных предприятий для отечественного АБК, сложности, связанные с несовершенством рыночных механизмов переходного периода, длительность торговых отношений с ними, компания предоставляет отсрочку платежа за алмазы. В этом случае поставка партий алмазов производится сразу после согласования стоимости партии, а оплата производится клиентом в течение не более 60 дней с даты подписания контракта. Такая льгота предоставляется в настоящее время Смоленскому заводу «Кристалл» и АК «Туймаада Даймонд» (Якутия). Рассматривается вопрос предоставления отсрочки Алтайскому ПО «Кристалл», поскольку собственных средств у предприятия до последнего времени было недостаточно для обеспечения загрузки производственных мощностей.
В исключительных случаях, связанных с задержками подписания торгового соглашения с «Де Бирс» или выпуска квотного постановления Правительства Российской Федерации, компания вынуждена кредитоваться за счёт клиентов. При этом средства на счета Компании поступают в оговоренные с клиентом сроки, а сроки поставки алмазов могут быть отдалены на период до 4-6 месяцев. В таком случае компании приходится платить за фактически предоставленный клиентом краткосрочный кредит.
В настоящее время особую тревогу вызывает то обстоятельство, что ввиду отсутствия решения на правительственном уровне по экспортным квотам не только снижается поступление денежных средств, необходимых для осуществления алмазодобычи и обеспечения северного завоза в 1997 году, но и создаётся искусственное положение, при котором российские производители алмазов устранятся с мирового алмазно-бриллиантового рынка, а преимущества получают наши конкуренты.
Президент акционерной компании «Алмазы России-Саха»
В. ШТЫРОВ, 15 января 1997 г.