О концепции и структуре проекта федерального закона «о развитии арктической зоны российской федерации»
Публикации за 2015 год
Выступление Председателя Совета по Арктике и Антарктике Совета Федерации В.А. Штырова на совместном заседании Государственной комиссии по вопросам развития Арктики и президиума Совета по Арктике и Антарктике Совета Федерации в г. Москве 20 ноября 2015 года
Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемый Дмитрий Олегович, уважаемые участники совместного заседания! В соответствии с решением Государственной комиссии по вопросам развития Арктики и на основании собственного плана работы Советом по Арктике и Антарктике Совета Федерации был проведён анализ действующего законодательства, которое регламентирует правоотношения в Арктической зоне Российской Федерации. Этот вопрос рассматривался на четырёх заседаниях Совета и его президиума, которые прошли в 2015 году в городах Москве, Якутске и Омске с участием руководителей и специалистов министерств и ведомств Российской Федерации, полномочных представителей Президента России в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах, руководителей исполнительных и законодательных органов государственной власти субъектов Федерации, муниципалитетов, представителей научных учреждений и производственных предприятий.
Анализ показал, что в настоящее время действует более 500 нормативно-правовых актов, регулирующих социально-экономические отношения в Арктической зоне Российской Федерации. Казалось бы, огромный массив, но этот массив не создаёт на сегодняшний день достаточной законодательной базы для достижения целей и решения задач, которые поставлены в утверждённых Президентом России Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года и не даёт нужных инструментов для реализации Госу дарственной программы развития Арктики, которая утверждена Правительством Российской Федерации.
Это обусловлено тем, что действующие нормативно-правовые акты не вытекают из каких-то целостных подходов, принимались в разное время и по разным поводам. Многие из них были созданы в совсем другую историческую эпоху. Например, около 50 действуют до сих пор с советских времён. Это даёт повод, чтобы существующие правовые нормы применялись избирательно, по сути дела, по воли правоприменительных органов. Мы с вами прекрасно помним, как одни нормативно-правовые акты советского времени принимались к исполнению в ходе пенсионной реформы, другие частично исполнялись, а третьи просто безосновательно откладывались в сторону. Это вызвало бурю эмоций и огромное число споров, до сих пор идут разбирательства во многих судебных инстанциях.
Второй недостаток действующего законодательства состоит в том, что оно фрагментарно, так как разрабатывалось, в основном, по ведомственному принципу. Поэтому многие нормативноправовые акты противоречат друг другу. Например, в законе «Об особо охраняемых природных территориях» есть понятия, прямо не соответствующие закону «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народах Севера». И таких примеров можно привести множество.
Некоторые законодательные акты, которые сейчас действуют, носят временный характер. Вот, например, каждый год решается вопрос о том, чтобы разрешить субъектам Федерации консолидировать средства муниципалитетов и бюджетных учреждений в региональных бюджетах, для того чтобы организовать кредитование северного завоза. Досрочный завоз жизненно важных грузов в труднодоступные районы – дело традиционное. Он осуществляется уже столетия, этот северный завоз, и ещё будет существовать длительное время. Но, тем не менее, каждый год надо вносить специальную поправку в федеральный закон о бюджете, чтобы механизм консолидации средств заработал. Таких временных норм, которые каждый год возобновляются, и других, которые можно назвать временными, но непрерывно и постоянно действующими, достаточно много в существующей нормативной базе.
Наконец, существуют пробелы в законодательстве. Например, Основами государственной политики в Арктике определено, что в Арктическую зону входят не только сухопутные территории, но и морские акватории, которые прилегают к нашим берегам, однако нет никаких нормативных документов, которые регламентировали бы их освоение, того что учёные называют морским планированием. Также существуют законодательные проблемы в порядке использования экспедиционных и вахтовых методов работы. Да и во многих других вопросах можно констатировать, что существующая нормативная база не соответствует реалиям сегодняшнего дня, а тем более тем задачам, которые ставятся на будущее принятыми Президентом и Правительством Российской Федерации документами стратегического планирования.
Отсюда следует, что необходимо разработать новый основополагающий комплексный закон о развитии Арктической зоны Российской Федерации, который бы описывал правоотношения в разных сферах деятельности с учётом особенностей Арктики, о чём говорили и Валентина Ивановна Матвиенко, и Дмитрий Олегович Рогозин. Это вывод, который сделан из работы, выполненной по поручению Государственной комиссии.
На основании такого вывода Совет по Арктике и Антарктике Совета Федерации совместно с Министерством экономического развития России, с участием Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, опираясь на предложения, которые мы получили в ходе своей работы от субъектов Федерации, учёных и специалистов реального сектора экономики и социальной сферы, разработал проект концепции и проект структуры нового закона. Они есть в раздаточном материале сегодняшнего совместного заседания, многие из участников которого принимали участие в подготовке этих документов, они Вам знакомы. Сегодня более подробно на их идеологии и основных положениях остановятся следующие докладчики.
Я же сейчас хочу затронуть три, как мне кажется, принципиально важных вопроса, которые, возможно, повлияют на судьбу нашего законопроекта. Зададимся вопросом: почему проект закона 1998-го года не был принят? Почему 1999-го года не был принят? Почему не получил движения тот законопроект, который делало два года назад Министерство регионального развития России? Конечно, можно сказать, что были объективные обстоятельства, связанные с общей общественно-политической или социально-экономической обстановкой в стране. Но в то же время в самих этих проектах закона были заложены некоторые спорные вопросы, которые послужили поводом для того, чтобы эти законы не приняты. Не единственным поводом, но в том числе. Какие это вопросы?
Первое. Правоведы и руководители экономического блока Правительства Российской Федерации обычно говорят, что принятие отдельного закона по какому-то макрорегиону разрывает единое экономическое и правовое пространство страны, нарушает его целостность, разбивает его на отдельные кусочки. Мы считаем, что такой подход неверен, потому что проект нашего закона об Арктике предусматривает, что на территории Арктической зоны Российской Федерации действует в полном объеме всё законодательство Российской Федерации. Но оно конкретизируется и интерпретируется применительно к особым условиям работы и жизни в Арктике.
Словом, это не изъятие из общего законодательства, а его развитие, развитие в сторону учёта особенностей макрорегионов Российской Федерации. Мы думаем, что именно по этому пути будет и дальше развиваться российское законодательство в целом, потому что у нас кроме Арктики есть ещё другие, но также особо сложные условия Дальнего Востока. Возможно, когда-нибудь потребуется интерпретация, уточнение, конкретизация применения общих законов для других макрорегионов России.
Точно так же в экономическом плане. Когда говорят о том, что действие единых законов на всей территории Российской Федерации создаёт единое экономическое поле – это неверно. Наоборот, стандартные законы сразу же при видимом равенстве всех субъектов Федерации, всех макрорегионов сразу создают неравенство, потому что у всех неравные экономико-географические и природно-климатические условия. Вот этот закон должен послужить сглаживанию фактического неравенства, чтобы сделать Арктику, по меньшей мере, равнопривлекательной по отношению к другим макрорегионам Федерации. А для чего это нужно сделать? Для того чтобы выполнить те установки, которые заложены в целевых задачах освоения Арктики, заложенных в нормативных документах Президента и Правительства Российской Федерации.
Иными словами мы не разрушаем ни экономическое, ни общее единое правовое пространство государства, а развиваем его. Такой подход полностью соответствует новому закону о стратегическом планировании, который принят в 2014 году в Российской Федерации. В нём говорится, что отдельные субъекты Федерации или даже их части могут объединяться в целостность, если у них общие природно-климатические и экономико-географические условия и перед ними стоят общие задачи. Они объединяются в макрорегионы, для которых может быть разработана специальная отдельная стратегия развития.
С другой стороны, основополагающие документы – и Основные направления государственной политики в Арктике, и Стратегия, и Госпро- грамма её развития – выделяют Арктическую зону России в отдельный объект управления. Специальный арктический закон и послужит эффективному решению управленческих вопросов.
Таким образом, разработка и принятие федерального закона о развитии Арктической зоны полностью соответствуют современным представлениям о том, как должно быть организовано стратегическое планирование и управление.
Вторая проблема. Даже разработчики всех предыдущих версий проекта закона не смогли прийти к общему выводу, где же находится южная граница арктического макрорегиона, не говоря уже о тех людях, которые потом участвовали в обсуждениях, дебатах по принятию или отклонению законопроектов. Острые споры по этому вопросу и сейчас продолжаются. Вопрос далеко не простой. Существует не менее десятка разных критериев отнесения тех или иных территорий к Арктической зоне. Эти критерии совершенно разные. Они и экономические, и географические, и связанные с вечной мерзлотой, и с суровостью климата, и другими параметрами.
Не существует способа объединить эти критерии в какой-то единый интегральный показатель, потому что они описывают совершенно разные стороны нашей Арктики. Это всё равно что сравнивать цвет и вкус. А если же опираться на какой-то один из этих критериев, то можно вообще расширить границы Арктики до Алтая и Саян. Взять другой критерий – надо их сузить до Новосибирских островов и Новой Земли. Поэтому все, даже глубоко научные критерии, которые предлагаются, не могут сейчас послужить надёжным основанием для определения южной границы Арктической зоны. Тогда какой выход? Мы предлагаем опираться на уже принятые основополагающие документы. Есть Основы государственной политики в Арктике, есть Стратегия развития Арктики, есть Госпрограмма. Все территории, которые необходимы для того, чтобы выполнить основные задачи и достичь целей, поставленных в этих документах, должны быть объединены в отдельный объект управления. И именно так должны быть определены и границы Арктики. То есть, мы предлагаем законодательно определить границы исходя из необходимости создания целостного объекта управления для достижения стратегических целей, которые были поставлены в нормативных документах Президента и Правительства Российской Федерации.
Если осуществлять такой подход, то мы имеем на сегодняшний день основу – Указ Президента России «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации». Однако надо доработать некоторые нерешённые им вопросы. В западном секторе Арктики – это вопрос о трёх районах Карелии, выходящих на Белое море. В восточном – о некоторых материковых улусах Якутии. Мы должны их дополнительно рассмотреть, обосновать свои предложения и обратиться к Президенту России о необходимости внесения изменений в действующий его Указ. На этом можно будет пока с южными границами Арктики и остановиться.
Наконец, третий вопрос. Ну что там говорить, предыдущие проекты законов, которые разрабатывались, всегда воспринимались как «раздача слонов и пряников», они предусматривали тотальное перераспределение финансовых ресурсов в пользу субъектов Федерации Крайнего Севера и Арктики. Но, конечно же, такой возможности у нас нет и не будет, мы должны твёрдо помнить о том, что те промышленные комплексы, которые сегодня существуют в Арктике, являются основой экономики всей страны и основой формирования федерального бюджета. Мы это должны понимать прекрасно. Речь идёт о горнодобывающих гигантах и нефтегазовом комплексе. Мы не можем претендовать на большую часть доходов, которые получает от них государство, потому что это основа федерального бюджета, основа жизни всей страны. Поэтому надо ограничить свои подходы к этому перераспределению, решая только самые первоочередные задачи. Такие задачи на самом деле существуют.
Например, вы знаете, что существует разница в районных коэффициентах к заработной плате между работниками федеральных и региональных бюджетных учреждений. Решение вопроса их выравнивания, конечно, потребует дополнительных затрат. А делать это сегодня настоятельно необходимо.
Существует и острая необходимость субсидирования и дотирования авиационных перевозок и содержания местных аэропортов в Арктике, потому что состояние авиации становится уже угрозой для самой жизни людей в отдалённых населённых пунктах, не говоря уже о какой-то экономической деятельности. Это тоже потребует затрат. Есть ещё целый ряд таких злободневных социальных вопросов, которые мы должны выделить и решить при помощи нашего закона.
Но в основном закон должен быть направлен не на делёжку существующих, а на создание условий для получения новых доходов, развития новых видов деятельности. Инструментами решения этой задачи могут стать создание новых типов особых экономических зон, которые не описаны в действующем законодательстве, и территорий опережающего развития; реализация проектов комплексного развития территорий на принципах государственно-частного партнёрства; поддержка опорных базовых городов и массированное формирование и использование вахтовых методов работы; поддержка всех инноваций, которые разрабатываются для Арктики. Меры поддержки должны быть предусмотрены не только для субъектов хозяйственной деятельности, которые находятся в Арктической зоне, но и для расположенных в так называемой тыловой зоне на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке, но работающих на Арктику, в том числе для предприятий военнопромышленного комплекса.
Мы должны организовать целую систему научных исследований по всем направлениям новейшего технологического уклада. Потому что сегодня должна быть заложена научная основа будущей работы в Арктике и её масштабного промышленного освоения. Со старым техническим багажом этого будет сделать невозможно.
Если подвести итог в целом, вся социально-экономическая часть проекта закона должна быть направлена на будущее развитие Арктической зоны, на получение новых доходов, а не на делёжку существующих.
Уважаемые коллеги, я предлагаю после сегодняшнего обсуждения концепции и структуры закона, если Вы одобрите, создать специальную рабочую группу, доработать текст законопроекта и примерно в октябре-ноябре 2016 года внести его на рассмотрение Правительства России, Государственной Думы и Совета Федерации. Спасибо.
г. Москва, 20 ноября 2015 г