О государственной поддержке коренных малочисленных народов и философии освоения крайнего севера
Публикации за 2004 год
Выступление Президента Якутии В.А. Штырова на собрании представителен северных территории Российской Федерации с участием Президента России В.В. Путина в г. Салехарде 29 апреля 2004 года
ШТЫРОВ В.А.: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые участники совещания, представители северных регионов России!
Вчера на заседании президиума Государственного совета Российской Федерации рассматривались и сегодня на нашем собрании обсуждаются концептуальные вопросы развития Севера нашей страны. В своём же выступлении я коснусь только одного из всего множества вопросов, волнующих северян, – положения коренных малочисленных народов Севера.
На территории 27 северных субъектов Российской Федерации проживает 30 коренных малочисленных народов. Надо сказать, что вместе с ними, рука об руку живут и трудятся народы, которые нельзя отнести к малочисленным, но они тоже являются коренными, – это и русский народ, и народ саха, и народ коми, и целый ряд других. В том и уникальность нашего российского Севера, что здесь вся деятельность осуществляется в тесном взаимодействии многих народов. Народы, которые живут и работают на Севере, совместно выстроили уникальную систему хозяйствования, выработали общие стереотипы поведения, создали культуру, которая считается особой полярной, арктической культурой.
Она является бесценным достоянием российской цивилизации, плодом многовекового совместного труда всех северян. Именно совместного, и вклад каждого народа Севера – многочисленного или малочисленного – весом и важен. В этом и сила многонациональной России: в возможности синтеза навыков, познаний, достижений каждого народа для освоения наших огромных пространств с сохранением единства страны.
Этническое разнообразие или, как наш великий учёный Лев Гумилёв сказал бы, мозаичность антропосферы – это есть способ существования человечества, который является единственно возможным, чтобы человек, не меняясь как биологический вид, мог освоить все самые экстремальные уголки земного шара. В этой связи культурные и технологические достижения каждого народа, который живёт и трудится в своих, уникальных для других условиях, является одновременно вкладом в общую копилку всего человечества.
Вот почему перед нами стоит задача сохранить деятельность всех народов, даже самых малочисленных, уберечь каждый из них от исчезновения, помочь ему сохраниться. Это наш вклад в общемировую цивилизационную деятельность человечества. Это и будущее России, потому что только то общество может быть устойчивым, где сохраняется многообразие народов и культурных традиций, которое функционирует на основе взаимного уважения друг к другу, на основе общих ценностей. Вся история Российского государства показывает это.
Государство Российское есть плод воли, плод совместной творческой деятельности всех народов нашей страны. А с другой стороны – оно всегда было оплотом сохранения и развития каждого народа. Это было всегда, на всех исторических этапах от становления нашего государства до современности. И в царское время Россия не была тюрьмой, а была матерью народов. И в советский период было очень много сделано для национального возрождения всех народов нашей России.
Но каждому времени, каждой эпохе присущи свои задачи, свои проблемы, свой инструментарий их решения.
Сегодня мы можем сказать, что заканчивается десятилетний период, когда в нашей стране осуществлялся переход от одной общественно-экономической формации к другой, рушились устои старого строя, создавалось что-то новое. Мы накопили определённый опыт и можем судить о своих ошибках и достижениях и как нам действовать дальше.
Надо отметить, что на протяжении этих десяти лет принималось немало решений, которые были направлены на сохранение и поддержание жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера. Среди них основополагающие законы: о гарантиях прав коренных малочисленных народов (1999 год), об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (2000 год), о территориях традиционного природопользования коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (2001 год).
Принималось также много программ федерального и регионального уровня, практических решений по тем или иным вопросам Правительства Российской Федерации.
Но если оглянуться назад и подвести итог, то нельзя сказать, что мы действовали эффективно. На самом деле многие проблемы не решены. Об этом свидетельствует, прежде всего, плачевное состояние хозяйства коренных малочисленных народов Севера. Ведь не секрет, что подавляющее большинство предприятий их традиционных занятий на самом деле убыточны. А по большому счёту процентов 95 из них банкроты.
Неустроенность в производственной сфере, конечно же, породила целую серию проблем социального характера. Сегодня количество безработных среди коренных малочисленных народов Севера вдвое больше, чем в среднем по России. Заболеваемость в 1,7 раза больше, чем среднероссийская. 70 процентов первоклашек из числа коренных малочисленных народов Севера, которые впервые переступают порог школы, болеют теми или иными заболеваниями. Сегодня во многих регионах России интегральный показатель качества жизни – средняя продолжительность жизни – для северян составляет всего 45 лет.
Почему так произошло? Потому что все принимаемые меры на самом деле страдали двумя недостатками.
Пункт первый. Они не носили комплексного характера. Выхватывалась какая-то острая проблема, и вне общего контекста развития коренных малочисленных народов и вообще контекста развития были попытки её решать. С другой стороны, мы пытались с одной линейкой, с одной меркой подойти ко всем социально-экономическим процессам в нашей стране. Мы пытались перейти разом, махом на рыночные взаимоотношения везде, повсюду, не учитывая специфики разных хозяйственных укладов, не учитывая, что во многих случаях просто места нет рыночным отношениям, потому что нет товарного производства, потому что нет товара как потребительной стоимости.
Это азы, аксиомы политэкономии, но мы их не учитывали. Мы не учитывали особенности социальной сферы, особенности жизнедеятельности вообще на Севере в текущем законодательстве и практических решениях. Вот теперь необходимо, обобщив наш собственный опыт, на основе нового понимания действительности, по-иному взглянуть на многие вопросы и создать целостную систему поддержки коренных малочисленных народов Севера.
Прежде всего, конечно, надо пересмотреть экономические условия жизнедеятельности коренных малочисленных народов, потому что хозяйственная деятельность есть основа любого этноса. Недаром любой народ в мире, большой или малый, если хочет сохранить свои культуру и национальную идентичность, всегда старается даже при освоении супервысоких технологий сохранить в той или иной форме традиционные занятия, потому что именно на основе взаимодействия человека и родной природы в ходе исторического процесса и рождается этнос. Вот почему необходимо в первую очередь упорядочить хозяйственную деятельность народов Севера, и здесь я хочу сказать, что рабочая группа Госсовета, которая готовила доклад для Президента о проблемах Крайнего Севера, считает, что необходимо действовать в трёх направлениях.
Во-первых, надо модернизировать, осовременить то законодательство, которое касается традиционного природопользования северян, коренных малочисленных народов. Что имеется в виду? Необходимо в тех универсальных для всей страны нормативных актах, которые сегодня готовятся или уже приняты, – Водном, Лесном и Земельном кодексах – сделать специальные разделы, которые бы эксклюзивно описывали условия хозяйствования для коренных малочисленных народов Севера. Ведь посмотрите, например, если сегодня буквально применять вместе Земельный и Налоговый кодексы, то оленеводы должны платить миллиарды рублей за оленьи пастбища: ставка платежей мизерная, но ведь площади угодий требуются-то огромные. Это же не пчеловодство и даже не выпас коров.
Всё общегражданское законодательство и подзаконные акты должны специальными разделами описывать систему природопользования для северных народов.
Необходимо также разработать специальные законы, которые описывали бы основы функционирования главных традиционных отраслей хозяйства Севера: закон об оленеводстве, закон о северном рыболовстве, закон об охотничьем хозяйстве. И я не постесняюсь здесь сказать, что эти законы должны предусматривать в значительно большей степени государственную поддержку товаропроизводителей в разных формах, чем быть сориентированы на рыночные посылы.
В них надо предусматривать централизованные закупки продукции северных товаропроизводителей для государственных нужд, в первую очередь для местных бюджетных учреждений, гарантированные закупки. Должна быть создана система дотирования традиционных отраслей хозяйства. На самом деле, так или иначе, субъекты Федерации это делают. Есть накопленный опыт на Чукотке.
Есть хороший опыт в ЯмалоНенецком округе, в Якутии, на Таймыре. Надо сделать такую поддержку прозрачной, одинаковой для всех, надо средства на неё предусматривать и в федеральном, и в региональных бюджетах. Решать этот вопрос особенно важно сейчас, когда происходит законодательное разделение полномочий и закреплённых доходов и расходов между федеральными и региональными органами государственной власти.
Много упрощающих изменений необходимо внести и в нормативные акты, описывающие организационно-разрешительные процедуры в разных видах деятельности.
Одним словом, речь идёт о создании особой, квазирыночной, системы хозяйствования в традиционных отраслях северян, чтобы с её помощью запустить элементы рыночных механизмов в принципиально нерыночных отраслях. Это сложная диалектика, осуществимая на самом деле.
Второе. Необходимо изменить и законодательство о недропользовании в отношении норм, которые описывают обязанности владельцев лицензий на месторождения полезных ископаемых. Они должны содержать специальный раздел, предусматривающий обязанность заключения недропользователями договоров с общинами коренных малочисленных народов Севера, на территориях которых планируется производственная деятельность. Конечно, спорный вопрос, в чём должно быть содержание этих договоров.
Некоторые говорят, надо просто выплачивать регулярные суммы членам общин как компенсации за нарушение их угодий, ухудшение экологии и прочие неудобства. Думаю, что это было бы неправильно. Скорее содержание договоров должно предусматривать поддержку жизнедеятельности коренных северных народов, если они что-то от прихода промышленности теряют. Например, реализацию проектов по воссозданию угодий на других площадях и восстановление биологического разнообразия; подготовку кадров из числа северных народов для работы на планируемых к созданию предприятиях недропользователя; выдачу заказов и подрядов общинам и малым предприятиям северян.
Это может быть и решение каких-то социальных вопросов: медобслуживание или строительство медучреждений, школ, объектов культуры. Капитальные затраты при этом должны быть нормированы в зависимости от стоимости проекта недропользователя. Сегодня, честно говоря, бизнес мало несёт, а если до конца разобраться, зачастую вообще не несёт никакой нагрузки по поддержке северян. Нагрузка у них есть, у крупных компаний, только в том случае, если они в рекламных целях добровольно в качестве благотворительной помощи что-то делают. Это должно быть обязанностью. Обязанностью прозрачной, законодательно установленной.
Третье. Рабочая группа считает также, что необходимо рассмотреть и вопросы пенсионного законодательства в связи с особенностями трудовой деятельности северян. На самом деле сегодня ввиду убыточности подавляющего большинства их производственных общин отчисления на пенсионные взносы не производятся или производятся с опозданием. Ясно, что существуют огромные трудности и в документальном оформлении платежей и пенсий из-за проблем транспорта и связи. Поэтому большинство северян, которые заняты в традиционных отраслях деятельности коренных малочисленных народов Севера, рискуют остаться с социальной пенсией. Необходимо принять специальный закон о пенсионном обеспечении северян. Может быть, он должен предусматривать и встречные пенсионные обязательства государства при взносах со стороны работодателей и конкретных работников.
Конечно, производственной проблематикой не исчерпываются все проблемы, которые есть на Крайнем Севере.
Особенно остры они в образовательной сфере. Назрела необходимость разработки модели того, как должна быть устроена сама система образования на Севере – кочевые школы, малокомплектные школы, следующая ступень образования. Понятно, что должны быть рассчитаны и введены и специальные стандарты, отличающиеся от общих по количеству преподавателей, по количеству учеников на одного преподавателя. Надо также учитывать и национально-региональную компоненту в образовании, необходимость специальных, дополнительных предметов по природоведению и основам безопасной жизнедеятельности, национальной культуре.
Особое значение имеет обязательное изучение, кроме русского и одного из иностранных, родного языка, ведь этнос не существует, если он теряет свой язык. И это проблемы, которые должны быть осознанны, ясны, понятны, способы их решения должны быть отражены в законодательстве, потому что они повлекут за собой ответственность кого-то (муниципалитетов или регионов) и повышенные затраты, которые должны учитываться в межбюджетных отношениях.
И в здравоохранении необходимо выстроить новую систему, основанную в большей степени не на лечении, а на превентивной профилактике. А с точки зрения технологий, опираясь на современные технические средства, северная медицина должна стать дистанционной по диагностике и мобильной по лечению.
Проблемы образования и здравоохранения концептуально надо решать безотлагательно, потому что сама жизнь, с одной стороны, этого требует, а с другой стороны, я повторяю, сейчас идёт период разделения функций федеральных, региональных, местных органов государственной власти и новые подходы должны быть учтены.
Не могу не остановиться ещё на одном вопросе, который на первый взгляд не касается проблем коренных малочисленных народов Севера, а на самом деле, напрямую с ними связан. Это вчера очень бурно обсуждавшийся на заседании президиума Госсовета вопрос о подходах к заселённости Крайнего Севера. Существуют две противоположные точки зрения. Одни говорят, что целесообразно работать исключительно вахтовым методом из южных районов при реализации здесь любых инвестиционных проектов. И в целом надо «севера разгружать», ликвидировав депрессивные города и посёлки и переселив их жителей в тёплые края. Другие считают, что нет, надо воссоздать советскую систему, когда вокруг каждого нового проекта создавались города и посёлки.
Думаю, как и во всяком деле, здесь должна быть найдена золотая середина. Естественно, что в районах труднодоступных, с максимально экстремальными климатическими условиями, должна применяться вахтовая схема работы. Но что должно служить базой для вахты? У нас уже накопился целый массив за последние полвека медицинских исследований, как вахту можно организовать. Эти исследования показывают, что вахта из южных регионов России, особенно если надо пересекать несколько часовых поясов, опасна для здоровья людей. Вахта возможна только в пределах одно-, двухчасовых поясов из близлежащих районов. Это означает, что необходимо поддерживать традиционные сибирские центры, то, что мы называли раньше Ближним Севером, которые должны служить опорой для развития всего Севера Крайнего.
Необходима также особая поддержка уже сложившимся в Арктике административным и логистическим центрам как организаторам транспортного, социального и культурного обслуживания всех северян. Это очень важно для хозяйства и социальной сферы коренных малочисленных народов Севера, потому что без опоры, без базы невозможно обеспечить их нормальное существование.
Я, например, вспоминаю времена пятнадцатилетней давности, когда на волне экологических требований развернулась жёсткая борьба против промышленных предприятий на Севере. Целый ряд новых проектов без оснований был остановлен чисто политически. А в ходе радикальных рыночных реформ прошлого десятилетия по экономическим причинам действительно погибли многие из действующих производств. Образовался вакуум, пустота. Коренным малочисленным народам и их общинам некуда сбывать свою продукцию, с другой стороны, нет плеча, которое бы поддержало их в трудных условиях, при каких-то непредвиденных обстоятельствах. Это означает, что должны быть созданы надёжные тылы. Сложившиеся раньше поселения на Крайнем Севере, равно как и города Ближнего Севера должны получить комплексное развитие и целенаправленную поддержку в качестве базовых опорных пунктов не только для осуществления новых крупных проектов, но и самой жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера. Мы должны это понимать и двигаться по такому пути.
В этом контексте я бы сказал и ещё одну вещь. Мы говорим о жизни коренных малочисленных народов Севера, но я вернусь к началу своего выступления и напомню, что на Севере живут ведь не только коренные малочисленные, но и коренные многочисленные народы, целые нации. А с ними что делать? Куда их будем переселять? Куда, например, переселится народ саха? Наша историческая родина тысячу лет назад была на территории современной Иркутской области, а до того предки жили на территории Монгольского Алтая, сейчас это Китай и Монголия. Может, там для нас освободить место? А в целом, для чего Россия столетиями продвигалась на север и восток? Разве для того, чтобы сейчас отсюда люди ушли? Поэтому вопрос оптимизации расселения не такой простой. Он на самом деле должен иметь не только экономические и финансовые аспекты. Государственные, философские, если хотите.
Уважаемые товарищи! Все государства поддерживают коренные малочисленные народы, поддерживают экстремальные по условиям жизни свои регионы. В той же Норвегии официально провозглашена цель региональной политики: предотвратить отток населения из северных регионов. Официальная государственная цель. Соединённые Штаты Америки дали льготы ряду своих всемирно известных фирм на сотни миллионов долларов ради того, чтобы они сохранили и создали новые рабочие места на Аляске, чтобы народ оттуда не разбежался. Это тоже к вопросу о политике заселения и расселения.
Я должен сказать, что вчера состоялось заседание Государственного совета, в котором самое активное, заинтересованное участие принял Президент Российской Федерации. Я подчёркиваю, самое активное, заинтересованное. Поэтому у всех у нас, северян, появилась надежда на то, что мы решим свои проблемы. Это зависит не только от Президента, не только от органов государственной и федеральной власти, это зависит от каждого из нас. И у нас есть все возможности для того, чтобы справиться со сложнейшими северными проблемами и задачами.
Я хотел бы поблагодарить вас за внимание. Спасибо. (Аплодисменты).
ПУТИН В.В.: Спасибо большое, Вячеслав Анатольевич. Два маленьких замечания, две ремарки.
Первая, что касается часовых поясов и проблем, связанных со здоровьем. Конечно, это проблема реальная, имея в виду вахтовый метод освоения месторождений. Но она реальна тогда, когда человек перемещается с запада на восток и с востока на запад. А вот когда с юга на север и обратно, такой проблемы уже не существует. Поэтому надо подходить взвешенно ко всем этим вещам, хотя в целом проблема, конечно, есть и о ней нужно говорить. Это первое, что мне бы хотелось сказать.
Второе. Это ответственность бизнеса за территории, на которых бизнес работает. И думаю, что Вячеслав Анатольевич знает эту проблему со всех сторон, потому что, как нам известно, сегодня он Президент Якутии, а ещё совсем недавно был руководителем одной из крупнейших компаний в России – «АЛРОСА». Так что он знает изнутри эту проблему.
Сейчас не готов сказать, должны ли крупные компании напрямую с муниципалитетами заключать договоры или нет, или достаточно с регионами. Но ясно, и в этом я абсолютно с Вячеславом Анатольевичем согласен, что сегодня этот вопрос до конца не проработан. И мы на практике здесь, на Севере, видим примеры, результат того, что эти вопросы в окончательной степени, в окончательном виде не решены.
Когда я выступал, оговорился, и там, где хотел сказать Салехард, один раз сказал Сургут. Извинился перед руководителем региона. Он говорит: «Ничего страшного, я там шесть лет работал – одно и то же». (Аплодисменты.)
И действительно много общего. Много общего в том, и как руководство местное относится к своим городам, и самое главное, как бизнес, который здесь присутствует, – к территориям, которые он осваивает.
Если взять Салехард или Сургут – это одно, а вот рядышком от Сургута переехал в Нефтеюганск, и там картина совершенно другая. На это обращают внимание не только люди, которые там живут, граждане России, но мне иностранцы говорили, которые там бывали. Переезжаешь из Сургута в Нефтеюганск – день и ночь, невероятно, даже непонятно почему. Вот отношение бизнеса к территориям, на которых бизнес трудится.
Но это не значит, что человек плохой или хороший. Нет, в данном случае да, наверное так, отношение у одних хуже, у других лучше, но должен быть системный подход, который не позволял бы тем, которые не могут добросовестно относиться к обязанностям, которые лежат на их плечах, относиться к делу спустя рукава. Здесь Вячеслав Анатольевич, Президент Республики Якутия, абсолютно прав и это вопрос, над которым нужно подумать.
г. Салехард, 29 апреля 2004 г.