Новая траектория роста
Публикации за 2008 год
Доклад Президента Республики Саха (Якутия) В.А. Штырова на совещании под председательством первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева в г. Мирном 6 февраля 2008 года
Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Уважаемые участники совещания!
Прежде всего, от имени всех якутян выражаю Вам благодарность за приезд в Республику Саха (Якутия) и внимание к вопросам развития нашего региона.
Республика Саха (Якутия) – самый крупный по площади субъект Российской Федерации, имеет территорию в 3 млн. кв. км (что почти равняется Индии). 40% нашей территории находится за Полярным кругом, 100% – это зона вечной мерзлоты. В Якутии самый суровый климат на планете, годовая амплитуда температур достигает 100 градусов.
Все особенности северных территорий в части ведения хозяйства, организация жизни людей, особого духовного склада северян, которые описаны в литературе и науке, в полной мере присущи республике. Но в то же время Якутия отличается от других северных регионов Российской Федерации и зарубежных стран (скажем, Канады, США) тем, что у нас исторически масштабное развитие получило аграрное производство, и 35 процентов жителей – это селяне, для которых те или иные отрасли сельского хозяйства являются основой жизнедеятельности.
Несмотря на все сложности, связанные с экономико-географическими, природно-климатическими условиями, республика стабильно развивается и оказывает значительное влияние на социально-экономическую ситуацию на всём Дальнем Востоке России.
По объёму производства добавленной стоимости на душу населения мы входим в пятёрку ведущих регионов страны и занимаем первое место в Дальневосточном федеральном округе. Это обусловлено и большими масштабами сельского хозяйства, о которых я говорил, но прежде всего – деятельностью промышленности.
Промышленность республики опирается на хорошую минеральносырьевую базу. Республика Саха (Якутия) занимает первое место в Российской Федерации по рейтингу общих запасов всех видов природных ресурсов. Минерально-сырьевой потенциал оценивается в 78,4 трлн. руб. На долю Якутии приходится 47% разведанных запасов угля, 35% природного газа и нефти Восточной Сибири и Дальнего Востока, 22% гидроресурсов и значительная часть запасов различных металлов от их общих ресурсов России.
На основе ресурсного потенциала в республике в XX веке создана мощная горнодобывающая промышленность, некоторые из отраслей которой имеют мировое значение. Главное – это добыча алмазов. В Якутии добывается почти 100% российских алмазов, это 25% мирового производства. Республика занимает третье место в Российской Федерации по добыче золота, лидирующее положение по добыче сурьмы и олова, значительную долю на рынке угля, который мы отправляем для энергетики Дальнего Востока, всей металлургической промышленности страны, а также на экспорт.
По итогам прошлого года валовой региональный продукт Якутии на душу населения составил 243 тыс. рублей. По этому показателю республика занимает 4-е место в Российской Федерации, а по уровню развития человеческого потенциала – 8-е.
Республика Саха (Якутия) входит в десятку регионов России и является единственным субъектом Дальневосточного федерального округа, имеющим инвестиционные и кредитные рейтинги международных агентств. При этом эти рейтинги ежегодно подтверждаются и, как правило, повышаются.
Мы работаем по индикативным пятилетним планам, реализован первый план на период с 2002 по 2006 год, сейчас выполняется второй – на 2007-2011 годы.
Их выполнение позволило обеспечить, начиная со стартового 2002 года, ежегодный рост производства во всех отраслях. В результате валовый региональный продукт в 2007 году составил по республике 230 млрд. рублей, это 124% к 2002 году.
За эти годы реализован ряд крупных инвестиционных проектов, имеющих значение не только для Якутии, но и для Российской Федерации в целом: строительство и ввод в эксплуатацию одного из крупнейших в мире Нюрбинского горно-обогатительного комбината по добыче алмазов, первого агрегата Светлинской ГЭС, участка Беркакит – Томмот Амуро-Якутской железной дороги.
Позитивные сдвиги в экономическом развитии республики позволили приступить к системному решению первоочередных социальных вопросов.
При общероссийской тенденции естественной убыли населения в Якутии в последние годы есть естественный прирост за счёт увеличения рождаемости и снижения смертности. Денежные доходы жителей республики реально возросли по сравнению с 2002 годом в 1,6 раза. Ликвидирована просроченная задолженность по заработной плате. Ежегодно растёт численность занятых в экономике, которая в 2007 году достигла 456 тысяч человек.
Республика занимает ведущие позиции в России по вводу новых школ и больниц.
Активно реализуются приоритетные национальные проекты со значительным софинансированием из республиканского бюджета (до 60%). Контрольные индикаторы по ним выполнены.
Благодаря налаженной системной работе по многим направлениям национальных проектов республика выигрывает федеральные конкурсы. Мы вошли в число победителей конкурса среди субъектов Российской Федерации и получили федеральное финансирование на реализацию проекта модернизации системы общего образования, программы создания на базе Якутского госуниверситета научнообразовательного технологического центра инновационного развития северо-востока России. Республика вошла в перечень регионов, участвующих в выполнении задания на оказание высокотехнологичной медицинской помощи населению регионов Дальнего Востока. Победа в конкурсах, проводимых Росстроем, позволила привлечь федеральные средства на жилищное строительство.
***
Президентом и Правительством Российской Федерации в последние годы уделяется особое внимание вопросам экономического и социального развития регионов Дальнего Востока. Это и рассмотрение Советом Безопасности в декабре 2006 года вопросов обеспечения национальной безопасности на территории Дальневосточного федерального округа, это и активная работа Государственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Иркутской и Читинской областей, и увеличение финансирования федеральной программы развития Дальнего Востока и Забайкалья, и строительство нефтепроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан», и утверждение Восточной газовой программы.
Крайне важным для Якутии стал приезд в республику Президента страны В.В. Путина два года назад – 6 января 2006 года. Рассмотрев вопросы социально-экономического развития республики, Президент дал целый ряд поручений Правительству Российской Федерации, Правительству Республики Саха (Якутия), исполнение которых позволяет решить в комплексе главные социальноэкономические проблемы региона.
Всего из 12 пунктов этих поручений исполнено 6, в работе – 5, не исполнено – 1.
Исполнено:
- Для кардинального решения проблем социально-экономического развития республики на перспективу разработан документ стратегического планирования – Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года, которая одобрена Правительством Российской Федерации 8 февраля 2007 года.
- Переданы в федеральную собственность имущество аэродромов города Якутска и посёлка Тикси.
- Частично исполнено поручение о принятии комплекса мер по поддержке малой авиации, которая в республике обслуживает все арктические и труднодоступные районы. Так, 8 сентября 2007 года Правительство России приняло постановление, в соответствии с которым авиакомпаниям компенсируется 50% банковской процентной ставки в случае приобретения воздушных судов малой авиации российского производства и часть лизинговых платежей. При этом Правительство республики, со своей стороны, готово компенсировать другие 50%. Вместе с тем, это решение Правительства России на практике почти невыполнимо, потому что в планах Объединённой авиастроительной корпорации не предусмотрено развитие производства отечественных самолётов для малой авиации. Поэтому необходимо выработать конкретные решения по производству отечественных воздушных судов (федеральный госзаказ).
- В рамках национального проекта «Здоровье» в федеральный реестр для получения денежных выплат включены дополнительно медработники, обеспечивающие медицинскую помощь в отдалённых населённых пунктах с малой численностью населения.
- В приоритетный национальный проект «Развитие агропромышленного комплекса» включена поддержка северного оленеводства и табунного коневодства.
- Утверждена Восточная газовая программа.
Более подробно остановлюсь на поручениях Президента России, которые до сих пор находятся в работе и требуют принятия решений Правительства Российской Федерации.
- Для опережающего развития транспортного комплекса республики принципиальным является исполнение поручения Президента России о строительстве железнодорожной линии Беркакит – Томмот – Якутск с мостовым переходом через реку Лена. Во исполнение этого поручения Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2006 года в федеральную целевую программу «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)» включено финансирование проектирования совмещённого автомобильно-железнодорожного моста через Лену в 2007 году. В настоящее время подготовлены материалы технико-экономического обоснования, они находятся в Главгосэкспертизе России. Стоимость строительства моста составит ориентировочно 52 млрд. рублей. Надо продолжить работу и включить этот объект с необходимыми объёмами финансирования в разрабатываемую в настоящее время новую федеральную программу развития транспорта теперь уже до 2015 года, предусмотреть в ней завершение строительства моста в 2015 году.
- По федеральной автомобильной дороге «Колыма». Необходимые объёмы финансирования для обеспечения сквозного проезда по дороге предусмотрены в планах. При соблюдении графика производства работ подрядчиками поручение будет исполнено в срок до 1 декабря 2008 года.
- Было задание Правительству Российской Федерации разработать меры, направленные на опережающее развитие энергетической инфраструктуры региона, включая подготовку технико-экономического обоснования сооружения Южно-Якутского гидроэнергетического комплекса, а также на объединение энергорайонов Якутии. Во исполнение этого задания Правительство Республики Саха (Якутия) совместно с РАО «ЕЭС России» подготовило и направило в Мин- промэнерго и Минэкономразвития России «Стратегию развития единой энергетической системы Республики Саха (Якутия) до 2030 года». Теперь на уровне Правительства Российской Федерации требуется принятие решений по главным положениям этого документа. В первую очередь, включить в Генеральную схему размещения объектов электроэнергетики Российской Федерации на период до 2020 года меры по формированию объединённой энергосистемы Восточной Сибири и Дальнего Востока через энергоузлы централизованного электроснабжения Республики Саха (Якутия).
- В процессе работы находится вопрос финансирования в необходимых объёмах работ, связанных с поддержанием гарантированных габаритов внутренних водных путей для обеспечения судоходства для доставки грузов в труднодоступные районы Крайнего Севера. Необходимо решить вопрос о включении расчётных затрат в базу ежегодного финансирования комплекса путевых работ, обеспечивающих гарантированные габариты внутренних водных путей Ленского бассейна, включая арктические реки (Яна, Индигирка, Колыма) и боковые притоки реки Лены (Вилюй, Алдан).
- Президент России В.В. Путин поручил Правительству Российской Федерации рассмотреть возможность выделения средств из федерального бюджета для решения проблемы ветхого жилья в Республике Саха (Якутия). На снос ветхого и аварийного жилья выделено в 2006-2007 годах из федерального бюджета 376,8 млн. руб., из республиканского – 414 млн. рублей. За эти два года ликвидировано 22 тыс. кв. м ветхого жилья и расселено 700 семей. Вместе с тем, для полного решения проблемы требуется 46,5 млрд. рублей. Необходимо работу эту продолжить и ежегодно предусматривать на неё федеральные средства.
Не выполнено одно поручение Президента России – о передаче Ча- яндинского нефтегазоконденсатного месторождения без проведения конкурса в недропользование ОАО «Газпром». Теперь, когда Восточная газовая программа утверждена, Правительству Российской Федерации по этому поручению надо принять решение в самые сжатые сроки.
Таковы общие итоги выполнения поручений Президента России В.В. Путина.
Очень важно, что выполнено главное из них – разработка и начало реализации Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года. Это первый в стране документ долгосрочного стратегического планирования развития субъекта Федерации, одобренный Правительством России.
***
Схема учитывает основные положения утверждённых стратегий развития ключевых отраслей народного хозяйства Российской Федерации, таких, как Энергетическая стратегия России, Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики Российской Федерации до 2020 года, Транспортная стратегия России на период до 2020 года, Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2020 года, Программа создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке Единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учётом возможности экспорта газа на рынки Азиатско- Тихоокеанского региона.
Она согласована со всеми заинтересованными федеральными министерствами и ведомствами, профильными комитетами Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, синхронизирована со стратегиями развития крупнейших компаний страны: ОАО РАО «ЕЭС России», ОАО «Гидро-ОГК», ОАО «Газпром», ОАО «РЖД», ОАО «Сургутнефтегаз», ЗАО «Полюс», стальная группа «Мечел», АК «АЛРОСА» и других.
В результате реализации Схемы республика к 2020 году должна стать регионом с устойчивой, самодостаточной для формирования бездотационного консолидированного республиканского бюджета экономикой. Валовой региональный продукт по отношению к2005 году вырастет в 2,8 раза и составит более 1 трлн. рублей. Экономический рост, в свою очередь, позволит увеличить к 2020 году доходы населения в 3,6 раза и решить основные проблемные вопросы в социальной сфере.
Как механизм реализации первого этапа Схемы утверждён пятилетний индикативный план социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2007-2011 годы и приняты 24 республиканские государственные целевые для основных отраслей экономики и социальной сферы.
Работа по развитию народнохозяйственного комплекса республики запланирована и уже идёт по трём главным направлениям:
- обеспечение стабильного функционирования с устойчивым умеренным ростом существующих базовых отраслей;
- создание новых отраслей;
- необходимое для реализации первых двух направлений опережающее развитие инфраструктуры.
Выполнение задач первого из стратегических направлений – стабилизации работы существующих базовых отраслей экономики Якутии – предусмотрено за счёт технологической модернизации производств: переход на подземную добычу алмазов; освоение рудных месторождений золота взамен россыпных; использование новых методов обогащения руд с целью вовлечения более бедных месторождений; углубление переработки сырья в золотосурьмяной лесной, сельскохозяйственной отраслях, развитие алмазогранильной и ювелирной промышленности. Эти мероприятия носят масштабный характер и потребуют значительных капитальных вложений, но будут осуществляться исключительно за счёт собственных и привлечённых средств предприятий.
По второму направлению Схемой предусмотрено создание нескольких новых системообразующих для народного хозяйства Якутии отраслей. Именно эти отрасли должны обеспечить 250% прироста валового регионального продукта республики до 2020 года. Их создание связано с реализацией целого ряда крупнейших инвестиционных проектов. Остановлюсь на них подробнее.
Учитывая запасы углеводородного сырья республики, ёмкость рынка российского Дальнего Востока и стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Схемой предусмотрено, что одной из ведущих наших отраслей станет нефтяная промышленность. Её развитие связано с освоением крупных нефтяных месторождений: Талаканского и Алинского (ОАО «Сургутнефтегаз»), Среднеботуобинского (ОАО «Таас-Юрях-нефтегазодобыча») и других, с созданием нефтеперерабатывающих производств в Якутии и Приморском крае. На территории республики ведётся строительство нефтепроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан».
Если сейчас добывается немногим более 300 тыс. тонн нефти исключительно для наших собственных потребностей, то к 2020 году объём добычи планируется довести до 12,7 млн. тонн. Большая часть нефти будет заполнять строящийся нефтепровод для транспортировки на восток страны. Основные проекты уже реализуются. Ввод первых производственных мощностей намечен на 2008 год.
В газовой промышленности планируется освоение Чаяндинского, Среднеботуобинского, Таас-Юряхского, Среднетюнгского и других месторождений газа, строительство газоперерабатывающего и газохимического комплексов, магистрального газопровода из Якутии на Дальний Восток. Согласно принятой Программе создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке Единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения магистральный газопровод от Якутского центра газодобычи пройдёт в одном коридоре со строящейся нефтепроводной системой «Восточная Сибирь – Тихий океан».
По решению Правительства Российской Федерации базовым месторождениям газа Восточной Сибири и Дальнего Востока придан статус месторождений федерального значения для передачи в недропользование без проведения аукциона. Необходимо в кратчайшие сроки принять соответствующие решения Правительства России по определению недропользователей, что позволит ускорить начало разработки месторождений и реализовать масштабные планы по созданию на востоке страны новых Якутского и Иркутского центров газодобычи. При принятии этих решений добыча газа в республике должна увеличиться с 1,6 млрд. куб. м, которые сегодня направляются исключительно для собственных нужд, до 13 млрд. куб. м в 2016 году и 25 млрд. куб. м газа в 2020 году.
Реализация проекта позволит газифицировать южные районы Якутии, Амурскую область, Еврейскую автономную область, Приморский край, обеспечить экспортные возможности для поставок газа в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, создать предпосылки для организации в трёх субъектах Дальневосточного федерального округа производств по газопереработке и газохимии, создать гелиевую промышленность на востоке страны.
Угольная промышленность относится к числу традиционных базовых отраслей Якутии. Поэтому предусматривается как модернизация действующих производственных мощностей, так и реализация новых инвестиционных проектов в этой отрасли. Крупнейшим из них является проект освоения уникального по запасам Эльгинского месторождения коксующихся углей. Его реализация позволит на первом этапе увеличить добычу угля в Якутии на 30 млн. тонн в год, а после 2020 года полностью восполнить планомерно выбывающие мощности крупнейшего на Дальнем Востоке Нерюнгринского угольного разреза. В 2007 году с реализацией государственного пакета акций обществ «Якутуголь» и «Эльгауголь» начато претворение в жизнь проекта общей стоимостью около 60 млрд. рублей. В текущем году будет возобновлено строительство железнодорожной линии на месторождение от станции Улак на БАМе в Амурской области до Эльги.
На территории республики расположена крупнейшая в Российской Федерации группа месторождений урановых руд. Схемой предусматривается создать в самые короткие сроки крупное предприятие по разработке этих месторождений. Проектная мощность предприятия – до 5 тысяч тонн химического концентрата природного урана в год. Месторождения переданы в пользование в 2007 году структурам «РОСАТОМА». Ведётся разработка технико-экономического обоснования.
Схема предусматривает создание в Южной Якутии металлургического комплекса на базе месторождений железных руд Якутии и Амурской области. Разработка только месторождений республики позволит получать до 13,5 млн. тонн окатышей и более 4 млн. тонн железорудного концентрата в год. С учётом того, что рядом находятся запасы коксующегося угля и формируется надёжная энергетическая и транспортная инфраструктура, создаются условия для создания планируемого горно-металлургического объединения.
В области электроэнергетики самый масштабный из предусмотренных Схемой проектов – сооружение Южно-Якутского гидроэнергетического комплекса, который будет состоять из каскада ГЭС общей мощностью 8,5 тыс. МВт. Его создание позволит повысить системную надёжность энергетики республики, обеспечить не только дополнительные внутренние потребности Якутии в электроэнергии, связанные с реализацией новых инвестиционных проектов, но и перетоки в объединённые энергосисте мы Сибири и Востока, что создаст предпосылки к ликвидации дефицитов мощностей и снижению стоимости одного кВт-часа электроэнергии на Дальневосточном рынке.
Появляются также и новые возможности для экспорта электроэнергии из объединённой системы Дальнего Востока в Китайскую Народную Республику. Общая стоимость проекта оценивается в 361 млрд. рублей. В настоящее время ведутся проектно-изыскательские работы, выбор створов, первый объект – Канкунская ГЭС, приобрёл реальные очертания с включением в инвестиционный проект «Комплексное развитие Южной Якутии».
Особенностью долговременной стратегии развития республики является предусмотренное Схемой формирование крупных территориальных многоотраслевых промышленных узлов по кластерному типу: в Южной Якутии, Восточной Якутии и Западной Якутии.
Каждый из планируемых к созданию кластеров является совокупностью предприятий разного профиля по добыче и переработке минерального сырья, вспомогательного и обслуживающего профиля, объединённых общей энергетической и транспортной инфраструктурой. Необходимым условием реализации этих проектов является активное внедрение разнообразных механизмов государственночастного партнёрства, прежде всего формирования их инфраструктурной части.
Наиболее проработанным и уже находящимся в стадии исполнения проектом является инвестиционный проект «Комплексное развитие Южной Якутии». Этот проект уникален, и мы уверены в том, что он станет образцом реализации эффективности кластерной политики в экономическом развитии России. Проект объединяет в единую модель бизнес-планы 8 будущих предприятий.
На основе урановых месторождений предполагается строительство Эльконского горно-металлургического комбината. Это сформирует атомный кластер проекта.
Добыча угля и железной руды станет основой для Южно-Якутского горно-металлургического объединения. Это сформирует угольнометаллургический кластер.
На базе месторождения апатитов будет построен Селигдарский горнохимический комплекс. Его совместная работа с газоперерабатывающими предприятиями образует химический кластер.
Обязательным условием реализации этих проектов является строительство Канкунской ГЭС, линий электропередач, железных и автомобильных дорог. Они будут служить не только для инфраструктурного обеспечения промышленных кластеров, но и превратят Южную Якутию в узловой центр инфраструктурного развития всего Дальнего Востока. Через территорию Южной Якутии пройдут магистральные меридиональные автомобильные и железные дороги по направлению юг-север; нефтепроводы, газопроводы и энергомост, связывающие Сибирь и Дальний Восток.
Инвестиционный проект «Комплексное развитие Южной Якутии» получит господдержку из средств Инвестфонда Российской Федерации. Издано соответствующее постановление Правительства России (№21 от 17.01.08).
По аналогии с ним разрабатывается технико-экономическое обоснование проекта «Комплексное развитие Томпонского горно-промышленного района» в Восточной Якутии для представления заявки к получению государственной поддержки из средств Инвестфонда Российской Федерации в будущем году. Объявлен тендер на разработку проекта развития Западной Якутии.
Это главные, масштабные проекты – часть из тех проектов, которые мы должны реализовать в рамках Схемы комплексного развития производительных сил Республики Саха (Якутия) до 2020 года. Но я хочу особо подчеркнуть, что и функционирование народного хозяйства республики в стабильном, стационарном режиме, и реализация новых крупномасштабных проектов невозможны без создания надёжной инфраструктуры, прежде всего в области электроэнергетики и транспорта. Необходимо опережающими темпами снимать инфраструктурные ограничения, иначе все усилия по привлечению инвестиций в республику бесполезны.
Главная особенность транспортной системы Республики Саха (Якутия) – слабое развитие наземных коммуникаций. Только 8% территории республики находится в зоне круглогодичного транспортного обслуживания, вся остальная часть имеет сезонную транспортную доступность. Плотность автодорог ниже среднероссийского показателя в 11 раз, при этом около 80% автомобильных дорог не соответствует нормативным требованиям. Текущее финансирование обеспечивает только 16% нормативной потребности на содержание и эксплуатацию автодорог.
Более 70% пассажирооборота приходится на воздушный транспорт, но 80% аэропортов в республике не соответствуют Федеральным авиационным правилам. Как уже ранее было отмечено, не решена проблема замены парка воздушных судов малых типоразмеров, отсутствие современных отечественных самолётов уже сегодня приводит к снижению объёмов местных авиаперевозок, что сказывается на обеспечении транспортной доступности отдалённых населённых пунктов республики.
Основной объём грузов перевозится в короткий навигационный период речным транспортом, доля которого в грузообороте республики составляет более 60%. Существующая схема завоза грузов водными путями в отдалённые районы республики является сейчас самой оптимальной. При этом средние расстояния составляют более 3 тысяч километров и сравнимы с расстояниями межобластных перевозок. Но в то же время не решён вопрос финансового обеспечения комплекса путевых работ на арктических реках Ленского бассейна (поручение Президента России № Пр-154). Износ пассажирского флота и грузовых судов «река-море» достиг 80%.
Учитывая все эти обстоятельства, Схемой предусматривается в период до 2020 года осуществить преобразования, направленные на ускоренное развитие транспортной системы. Основные усилия будут сконцентрированы на ликвидации разрывов и узких мест в опорной транспортной сети.
В этом направлении планируется реализация ряда крупнейших инвестиционных проектов: завершение строительства железнодорожной магистрали Беркакит – Томмот – Якутск, строительство железных дорог Улак (Амурская область) – Эльга, Усть-Кут (Иркутская область) – Непа – Ленск, Хани – Олёкминск, Якутск – Магадан, реконструкция и строительство федеральных автодорог «Лена» (Амурская область – Якутск), «Колыма» (Якутск – Магадан), «Вилюй» (Якутск- Иркутск), региональных автодорог «Амга», «Кобяй», «Умнас», «Яна». Всего будет построено 2680 км автодорог, в том числе доля автодорог с твёрдым покрытием составит 57%. Протяжённость железных дорог увеличится в 10 раз и достигнет 4980 км. Это позволит повысить надёжность всей транспортной системы: до 91,5% всего населения будет иметь транспортную связь с центром республики и близлежащими районами, 47,5% территории республики будет обеспечено автомобильными дорогами опорной сети круглогодичного действия.
К 2020 году прогнозируется значительный рост объёмов перевозок грузов (в 2 раза к 2007 году), обусловленный реализацией крупных инвестиционных проектов на территории Якутии. В этой связи предусматривается на принципах государственного частного партнёрства осуществить строительство железнодорожных и автомобильных подъездных путей от опорной транспортной сети к местам размещения новых предприятий.
Будет обеспечена полная модернизация системы управления воздушным движением с созданием Якутского укрупнённого центра управления воздушным движением, что позволит повысить качество и эффективность работы её служб, обеспечить безопасность полётов, значительно увеличить пропускную способность воздушного пространства республики.
На стыке наземных, речных и воздушных путей сообщения в городе Якутске сформируется мощный транспортный узел, объекты которого составят комплекс эффективного взаимодействия различных видов транспорта для перевозок пассажиров и грузов. Завоз речным транспортом в арктические районы Якутии будет переключен из порта Осетрово на Якутский речной порт, что приведёт и к оживлению перевозок с использованием Северного морского пути, как в западном, так и в восточном секторах Арктики.
С приходом железнодорожной линии Беркакит – Томмот – Якутск на левый берег реки Лены образуется перспективный меридиональный транспортный коридор Азиатско-Тихоокеанский регион – Европа. Этот коридор (Транссиб – АЯМ – Севморпуть) – самый короткий путь с востока на запад Евразийского континента.
Современная энергосистема Республики Саха (Якутия) включает в себя три не связанных между собой энергетических района – ЮжноЯкутский, Центральный и Западный, а также зону децентрализованного электроснабжения. Имеющихся генерирующих мощностей уже в ближайшее время будет недостаточно для покрытия растущих нагрузок в Якутии и сопредельных территориях в связи с активной инвестиционной деятельностью государственных и частных компаний. По проведённым при разработке Схемы расчётам потребление электроэнергии возрастёт к 2020 году в 3,1 раза, к 2030 году – в 4,3 раза.
Поэтому и планируется создание упоминавшегося Южно-Якутского гидроэнергетического комплекса. Помимо него в перечень вводимых объектов генерации включены:
- три блока по 215 МВт на Нерюнгринской ГРЭС;
- реконструкция четырёх блоков ГТ-35 2-й очереди Якутской ГРЭС с увеличением единичной установленной мощности блоков до 60 МВт
или строительство новой Якутской ГРЭС-2 . Окончательное решение будет принято на основании специальных технических исследований; - по плану оптимизации локальной энергетики строительство в изолированных энергорайонах республики до 2013 года двадцати мини-ТЭЦ общей установленной мощностью 95 МВт.
Схемой предусматривается и ускоренное развитие электросетей. Высоковольтными линиями электропередач будут соединены ныне изолированные друг от друга три энергорайона республики, а в целом Якутская энергосистема – с системами Сибири и Дальнего Востока. Впервые в истории страны будет создана объединённая энергосистема России.
Реализация всех проектов Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) даст рост валового регионального продукта в 2,8 раза к 2005 году. При этом прирост за счёт базовых отраслей ожидается на уровне менее чем 20%. Основная же его часть будет получена за счёт создания новых для Якутии отраслей и качественного улучшения инфраструктуры.
Схема даст значимый эффект для экономического роста связанных с Республикой Саха (Якутия) межрегиональной кооперацией субъектов Федерации Дальневосточного федерального округа. Развитие нефтегазового комплекса республики позволит создать в ряде регионов Востока страны новые центры переработки нефти и газа, не- фте- и газохимической промышленности. Будут созданы условия для газификации населённых пунктов не только южных районов Республики Саха (Якутия), но и Амурской, Еврейской автономной областей, Приморского и Хабаровского краев.
Проекты сетевой инфраструктуры в электроэнергетике, предполагающие объединение изолированных энергорайонов республики, одновременно позволят объединить через узлы централизованного энергоснабжения Республики Саха (Якутия) территории Сибири и Дальнего Востока. Будет обеспечена загрузка основных железнодорожных и автодорожных магистралей, морских портов Дальнего Востока. Появятся новые транспортные коридоры, как внутри Дальневосточного федерального округа, что очень важно для формирования внутреннего рынка округа, так и новые транспортные связи с другими макрорегионами Российской Федерации. Возрастут доходы бюджетов всех субъектов Дальневосточного федерального округа.
Общенациональный эффект реализации Схемы для Российской Федерации заключается в наращивании экспортных возможностей, повышении безопасности Российской Федерации, росте инвестиционной привлекательности и улучшении предпринимательского климата на Дальнем Востоке, создании условий для обратного притока населения в Дальневосточный федеральный округ.
А в целом, реализация Схемы будет способствовать решению приоритетной геополитической задачи России – укреплению всех аспектов безопасности Дальнего Востока.
На выполнение всех задач, установленных нашим стратегическим планом долговременного развития Якутии до 2020 года, суммарно потребуется 2,5 трлн. руб. инвестиций. При этом основная их часть придётся на средства, привлекаемые бизнес-структурами (76%).
***
Начало реализации Схемы уже сейчас свидетельствует о верности выбранного курса и реальности планов. На территории республики развёрнуто сооружение нефтепроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан», ведётся обустройство Талаканского и Средне- ботуобинского нефтегазоконденсатных месторождений, начато освоение Среднетюнгской и Отраднинской газовых залежей. Продолжается строительство подземных рудников по добыче алмазов, очередных агрегатов Светлинской ГЭС и двух новых угольных шахт. Начинается освоение гигантского Эльгинского каменноугольного месторождения. Ведётся строительство пускового комплекса Томмот – Кердем железнодорожной линии Беркакит – Томмот – Якутск.
Как я уже отметил, за счёт средств Инвестиционного фонда России начинается формирование крупного диверсифицированного промышленного узла общероссийского значения в рамках проекта «Комплексное развитие Южной Якутии».
Только за 2007 год объём инвестиций в основной капитал по республике возрос в сопоставимых ценах в 2 раза и составил 124,5 млрд. рублей, что сопоставимо с суммарными инвестициями за 3 предшествующих года.
Самый главный результат – это то, что Схема служит ориентиром для бизнеса, который понимает, в каком направлении будут развиваться экономика и инфраструктура Республики Саха (Якутия), где у него есть возможности, к каким проектам надо готовить расчёты и обоснования, финансовые ресурсы. Ещё один её аспект заключается в том, что и люди – жители Якутии и наши соседи на Дальнем Востоке – знают перспективы развития, могут прогнозировать своё будущее. А это очень важно, потому что наша сверхзадача – остановить отток населения с Дальнего Востока.
Вместе с тем, на нынешнем этапе реализации Схемы присутствует ряд как организационных, так и концептуальных вопросов, решения по которым необходимо принимать на уровне федеральных органов власти.
Ключевым фактором для развития Дальнего Востока является наличие квалифицированных трудовых ресурсов. Между тем для всех регионов округа характерен миграционный отток населения. Наша задача остановить этот отток и повернуть его вспять. Для этого необходимо создать условия для привлечения и закрепления кадров на Дальнем Востоке. На наш взгляд, работа должна быть организована по трём направлениям:
- Повышение уровня жизни населения. Во многом сложная демографическая ситуация объясняется более низким уровнем жизни населения, чем в других регионах страны. Необходимо в полной мере восстановить ранее законодательно установленные повышенные районные коэффициенты к заработной плате и льготы для жителей Дальнего Востока и Севера;
- Создание необходимой социальной инфраструктуры, жилищных условий за счёт реализации специальных федеральных и региональных программ;
- Подготовка кадров для приоритетных проектов развития. Здесь необходимо задействовать весь арсенал средств: целевые бюджетные места в учебных заведениях; кредиты на платное обучение в ВУЗах; направление на учёбу по договорам с предприятиями и другие.
Представляется целесообразным всю проблематику создания условий для коренного изменения демографической ситуации на Дальнем Востоке объединить и разработать специальный план подготовки законодательных инициатив и организации практических мероприятий на федеральном уровне по решению этого важнейшего вопроса.
Другой вопрос заключается в том, что для всех дальневосточных субъектов Федерации очень остро стоит проблема сверхвысоких тарифов на электроэнергию, что сдерживает приток инвестиций и является существенным фактором, обуславливающим высокий прожиточный минимум в регионах. Так, в условиях Республики Саха (Якутия), где 69% территории находится в зоне децентрализованного электроснабжения, себестоимость выработки на некоторых локальных электростанциях достигает 79 руб./кВт. час, но продаётся она по среднереспубликанскому тарифу в 3 руб./кВт. час.
Бремя перекрестного субсидирования ложится на промышленных потребителей и составляет 3,2 млрд. рублей в год. Учитывая это, Правительством Республики Саха (Якутия) совместно с РАО «ЕЭС России» разработана Программа оптимизации локальной энергетики Республики Саха (Якутия) до 2015 года. За счёт заложенных в ней решений по строительству линий электропередач от эффективных действующих генерирующих мощностей, таких как Светлинская гидроэлектростанция, для расширения зон централизованного энергоснабжения с ликвидацией отдельных высокозатратных локальных энергоисточников; по модернизации оборудования локальных источников, переходу на более эффективные виды топлива планируется существенно снизить себестоимость электроэнергии в Республике Саха (Якутия) и довести её до среднероссийской. Для реализации Программы потребуется 23 млрд. рублей (в ценах 2007 года).
В этой связи вносим предложения о её финансировании в 2008-2015 годах за счёт средств федерального бюджета с последующим возмещением их через изменение федеральных трансфертов в бюджет республики, когда программные цели будут достигнуты. Считаем также целесообразным в разрабатываемый сейчас проект Стратегии развития Дальнего Востока и Забайкалья включить отдельным разделом план оптимизации локальной энергетики всего нашего макрорегиона. Совершенно очевидно, что важнейшим направлением оптимизации является расширение зон централизованного энергоснабжения.
Поэтому предлагаем включить в проект Стратегии и Генеральную схему размещения объектов энергетики Российской Федерации на период до 2030 года мероприятия по формированию объединённой энергосистемы Восточной Сибири и Дальнего Востока со строительством высоковольтных линий электропередач по маршрутам Нерюнгри – Ленск – Усть-Кут – Усть-Илимск и Нерюнгри – Якутск – Колымская ГЭС на севере, Нерюнгри – Хани – Нижнеангарск и Сковородино – Могоча – Чита на юге.
Из всего многообразия проблемных социальных вопросов для якутян, да и для всех дальневосточников и северян, наиболее остры пенсионная и жилищная.
В 2006 году средний размер пенсии в Республике Саха (Якутия) сложился ниже величины прожиточного минимума пенсионера, а в 2007 году их соотношение ещё ухудшилось и составило 91,5%. Республикой неоднократно ставился вопрос по пенсионному законодательству для северян: четыре наши законодательные инициативы находятся в Государственной Думе Российской Федерации. В их числе проект федерального закона «О ежемесячной социальной доплате к трудовой пенсии неработающим малоимущим пенсионерам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».
В нём определяются условия назначения и выплаты ежемесячной социальной доплаты неработающим пенсионерам, устанавливаемой к трудовым пенсиям в целях приближения размера к величине прожиточного минимума пенсионеров, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Это первоочередная законодательная инициатива. Просим Правительство России её поддержать. А в целом пенсионная проблема требует комплексного решения. Северяне много и незаслуженно потеряли в ходе пенсионной реформы. Их вклад в развитие экономики страны и формирование пенсионных фондов очень высок, а относительный размер пенсий по сравнению с прожиточным минимумом самый низкий в России.
Не менее важной и насущной проблемой якутян является наличие высокой доли ветхого и аварийного жилищного фонда, которая в четыре раза выше уровня среднего по России (12,7% по республике против 3% в среднем по России). Затраты на содержание ветхого жилого фонда в среднем на 30% превышают нормальные. Только дополнительные расходы на тепло составляют 740 млн. рублей в год по Якутии в целом.
В национальных проектах эта проблема не нашла никакого отражения. Более того, отменена действовавшая ранее федеральная программа ликвидации аварийного и ветхого жилья.
Конечно, несмотря на это, работа в республике ведётся. С 2002 года на переселение людей из ветхого и аварийного жилищного фонда за счёт республиканского бюджета направлено 630 млн. рублей, только в городе Якутске введены в эксплуатацию семь многоквартирных жилых домов на 724 квартиры, снесено более 100 ветхих и аварийных жилых домов. Однако возможностями только республиканского бюджета проблему не решить.
Для ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда и переселения людей требуется вводить ежегодно не менее 230 тыс. кв. м жилья. Объём необходимых средств на решение этой задачи составляет 46,5 млрд. рублей в ценах 2007 года. Если эти средства были бы изысканы, то к 2020 году относительный объём аварийного жилья в республике снизится до среднероссийского показателя.
Мы неоднократно обращались в Правительство, Минрегион России, Росстрой с просьбами об увеличении средств из федерального бюджета на ликвидацию ветхого жилья в республике. Вопрос был поставлен мною также и на заседании президиума Госсовета в начале нынешнего года в Казани. Тогда, как вы помните, главой государства было отмечено, что решение проблемы ветхого жилья должно быть таким же приоритетом, как и развитие инфраструктуры. В этой связи вносим два предложения:
- Увеличить финансирование из федерального бюджета мероприятий по переселению граждан из ветхого и аварийного жилфонда в рамках ФЦП «Жилище» и деятельности федерального Фонда содействия реформированию ЖКХ для субъектов Федерации, имеющих более 10% ветхого жилья от всего жилфонда.
- Внести изменения в 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (№185-ФЗ от 21.07.2007 г.), позволяющие снять требования к муниципальным образованиям в районах Крайнего Севера о наличии на их территории коммерческих негосударственных предприятий жилищно-коммунального хозяйства. Ввиду того, что в северных регионах эта сфера малопривлекательна для бизнеса, сложилось так, что жилищными и коммунальными услугами, как правило, занимаются муниципальные предприятия. Это вынужденная мера и северные муниципалитеты не должны быть лишены из-за этого права участвовать в федеральных и региональных программах ликвидации аварийного жилья.
Если говорить о жилищной политике в целом, то она должна стать важнейшим инструментом закрепления и привлечения кадров в связи с планируемым ускоренным развитием Дальнего Востока.
В то же время существующая система ипотечного кредитования не получила должного масштаба в наших в условиях. В этой связи, представляется целесообразным рассмотреть вопрос о субсидировании из федерального бюджета 50% стоимости нового жилья, приобретаемого по ипотеке молодёжью.
У северян есть и особый вопрос по жилищным сертификатам.
В соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» жилищные субсидии в форме сертификатов предоставляются людям, имеющим определённый стаж работы в этих районах, для выезда в другие регионы Российской Федерации. В связи с началом реализации новых масштабных проектов на востоке страны предлагаем законодательно закрепить право граждан на приобретение жилья за счёт сертификатов в районах субъектов Федерации Дальнего Востока, относящихся к районам Крайнего Севера, но благоприятных для проживания или имеющих перспективу развития. Кроме того, следует пересмотреть методику расчёта размера жилищных субсидий, предоставляемых посредством жилищных сертификатов исходя из реальной стоимости 1 кв. м жилья в регионе.
Мотивационным фактором для привлечения высококвалифицированных специалистов на Дальний Восток и Север должен служить и высокий уровень обеспеченности самыми разнообразными социальными услугами. В первую очередь развитая социальная инфраструктура должна быть создана в тех городах и посёлках, которые будут служить опорными плацдармами реализации долговременных государственных планов. В республике это города Ленск, Олёкминск, Томмот, посёлки Витим, Пеледуй, Хандыга, Нижний Бестях. К их социальному обустройству необходимо привлекать бизнес.
И уже сегодня в республике есть тому очень позитивные примеры. Так ОАО «Сургутнефтегаз» вкладывает средства не только в освоение нефтяных промыслов, но и в социальные объекты в посёлке Витим, городах Ленск и Якутск. Но мы должны видеть и ограниченность этих возможностей условиями рентабельности основных промышленных инвестиционных объектов. Поэтому необходимо объединить усилия. Представляется, что возможно было бы финансирование создания инженерной инфраструктуры опорных населённых пунктов осуществлять за счёт средств федерального бюджета, социальной инфраструктуры – за счёт региональных бюджетов, а организация ипотечного жилищного строительства – с использованием средств предприятий для своих работников.
Блок вопросов, осложняющих повседневную жизнь и сдерживающих развитие республики, связан со сложнейшими экономикогеографическими и природно-климатическими условиями Якутии.
Так, из-за суровых климатических условий и сложной транспортной схемы доставки котельного топлива в труднодоступные и отдалённые поселения республики необходимо осуществлять в короткий навигационный период «залпово» на весь предстоящий отопительный сезон. Это требует централизации организационных усилий и финансов. Именно поэтому в республике было создано единое предприятие – ГУП «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)». Практика показала, что с началом его работы резко снизилась аварийность работы сложных инженерных сооружений, особенно в экстремальных арктических районах, более организованно стал осуществляться навигационный завоз ресурсов.
Учитывая это, предлагаем внести изменения в законодательство о закупках с тем, чтобы была возможна централизация средств муниципальных образований и бюджетных учреждений на закупки продукции производственно-технического назначения в региональных бюджетах северных регионов.
В то же время, если такое решение и будет принято, то оно будет носить лишь тактический характер. Стратегически же необходимо кардинально перестроить всю логистику завоза грузов в отдалённые труднодоступные районы Дальнего Востока, сделать его круглогодичным, по крайней мере, для большей их части. Ключ к решению этой проблемы лежит в опережающем развитии путей сообщения и всех видов транспорта. В Республике Саха (Якутия) много делается в этом направлении. В 2002-2006 годах реализован ряд отраслевых республиканских программ по модернизации действующих и созданию новых транспортных коммуникаций. На 2007-2011 годы утверждены и действуют новые. Мы участвуем во всех федеральных программах и мероприятиях.
Инфраструктурные разделы Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года согласованы и синхронизированы с Транспортной стратегией Российской Федерации. Вынужден, однако, заметить, что целый ряд важных объектов и мероприятий, предусмотренных и Схемой, и Транспортной стратегией, не нашли пока отражения в полном объёме в практической деятельности федерального Правительства. В этой связи обращаем внимание на необходимость включения в разрабатываемую в настоящее время Федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России на 2010-2015 годы» объектов и проектов Республики Саха (Якутия). Остановлюсь на некоторых важных именно в этом контексте вопросах.
Высокая стоимость авиаперевозок на фоне низкого уровня доходов населения является сегодня реальным фактором, ограничивающим возможности людей в получении качественных образовательных и медицинских услуг, их мобильность и деловую активность. В некоторых случаях создаются угрозы самой их нормальной жизни в отдалённых арктических районах. В целях повышения доступности транспортных услуг с 2002 года в республике введён механизм дотирования социально значимых внутрирайонных авиаперевозок. С его практической реализацией количество перевезённых пассажиров в годовом исчислении возросло почти в 2,5 раза. В то же время субсидирования межрайонных и межрегиональных линий нет. Необходимо разработать порядок таких линий за счёт средств федерального бюджета.
Одним из самых проблемных вопросов является организация грузопассажирских перевозок речным флотом на линии Якутск (Республика Саха (Якутия) – Осетрово (Иркутская область). С учётом больших расстояний между населёнными пунктами и отсутствием всесезон- ных видов транспортных коммуникаций перевозки пассажиров речным транспортом в период навигации до ближайшей железнодорожной станции («Лена» в Иркутской области) имеют социально важное значение для населения. Спрос на них постоянно растёт. Минтрансом России и Минрегионом России поддержано предложение республики по субсидированию указанной межобластной линии. Для реализации мер господдержки речных перевозок пассажиров между субъектами Федерации уже в навигацию 2008 года требуется принятие отдельного нормативного акта Правительства Российской Федерации, поскольку здесь затрагиваются межбюджетные отношения.
Как я уже отметил, в республике только формируется опорная сеть автодорог. Общая протяжённость сети автодорог составляет 21 тыс. км, но 70% из них представлены автозимниками и грунтовыми дорогами. При этом плотность автомобильных дорог общего пользования с твёрдым покрытием в 11 раз ниже среднероссийского показателя. Необходимо существенное увеличение средств, направляемых на финансирование дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия). Только на сохранение действующей сети автомобильных дорог, её модернизацию требуется ежегодно не менее 10 млрд. рублей, то есть почти по 1 млрд. ежегодно.
Но объём субсидий бюджету Республики Саха (Якутия) на строительство и реконструкцию автомобильных дорог в 2008 году сокращён до 221,1 млн. рублей, которые будут полностью направлены на завершение строительства мостового перехода через реку Вилюй у посёлка Чернышевский. Это важнейшее мероприятие по обеспечению безопасности Вилюйских ГЭС-1 и 2. А на 2009-2010 годы средства из федерального бюджета вообще не предусмотрены.
Что касается нового строительства, то на эти цели федеральное финансирование предусматривается только с 2011 года. Такое положение надо менять. Необходимо также и увеличение субсидий на строительство и реконструкцию региональных и сельских автомобильных дорог: 2008 год – на 330 млн. руб., 2009 год – на 700 млн. рублей и в последующие годы, а также на обеспечение не менее 50% от нормативов содержания региональных автодорог, определённых постановлением Правительства России от 23.07.2007 г. №539 «О нормативах денежных затрат на содержание и ремонт автодорог федерального значения и правилах их расчёта».
***
Подводя итог в целом, можно сказать, что траектория нашей работы задана Схемой комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года. Уже первый год её осуществления дал вполне ощутимые результаты. Полным ходом реализуется целый ряд крупнейших инвестиционных проектов, по другим – развёрнуты проектные работы. Подтянулись и традиционные наши отрасли народного хозяйства. Решаются первоочередные социальные задачи. Обобщающие социально-экономические индикаторы и показатели имеют фактические значения, в чём-то даже превзошедшие ожидаемые результаты.
Что касается поставленных нерешённых вопросов, то они не носят глобального характера. Но нельзя и накапливать их, чтобы не сложилась критическая масса проблем. Надеемся, что по всем нашим предложениям будут найдены положительные решения.
Обращаясь к Вам, уважаемый Дмитрий Анатольевич, присутствующим здесь руководителям федеральных министерств и ведомств, крупнейших наших российских компаний со словами благодарности за приезд и неизменную поддержку республики, хочу выразить надежду, что сегодняшнее совещание придаст новый толчок реализации масштабных планов Республики Саха (Якутия) и развитию всего дальневосточного макрорегиона.
Очень важно объединить усилия федеральных органов, регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока, скоординировать региональную политику таким образом, чтобы придать динамику развитию страны в целом и каждого субъекта Федерации в отдельности, обеспечить защиту национальных интересов и безопасности на Востоке России.
В.А. ШТЫРОВ, Президент Республики Саха (Якутия).
Якутия – восточный вектор развития России.
Выступления, интервью по вопросам социально-экономического развития Республики Саха (Якутия). –
Якутск: ОАО «Медиахолдинг Якутия», г. – С. 67-92.