Публикации за 2008 год

Доклад Президента Республики Саха (Якутия) В.А. Штырова на совещании под председательством первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева в г. Мирном 6 февраля 2008 года

Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

Уважаемые участники совещания!

Прежде всего, от имени всех якутян выражаю Вам благодарность за приезд в Республику Саха (Якутия) и внимание к вопросам развития нашего региона.

Якутия. Мирнинский район. На совещании при первом заместителе Председателя Правительства России Д.А. Медведеве по вопросам социально-экономического развития Республики Саха (Якутия). г. Мирный. 2008 г.

Республика Саха (Якутия) – самый крупный по площади субъект Рос­сийской Федерации, имеет территорию в 3 млн. кв. км (что почти рав­няется Индии). 40% нашей территории находится за Полярным кругом, 100% – это зона вечной мерзлоты. В Якутии самый суровый климат на планете, годовая амплитуда температур достигает 100 градусов.

Все особенности северных территорий в части ведения хозяй­ства, организация жизни людей, особого духовного склада северян, которые описаны в литературе и науке, в полной мере присущи республике. Но в то же время Якутия отличается от других северных регионов Российской Федерации и зарубежных стран (скажем, Канады, США) тем, что у нас исторически масштабное развитие получило аграр­ное производство, и 35 процентов жителей – это селяне, для которых те или иные отрасли сельского хозяйства являются основой жизнедея­тельности.

Несмотря на все сложности, связанные с экономико-геогра­фическими, природно-климатическими условиями, республика ста­бильно развивается и оказывает значительное влияние на соци­ально-экономическую ситуацию на всём Дальнем Востоке России.

По объёму производства добавленной стоимости на душу населения мы входим в пятёрку ведущих регионов страны и занимаем первое ме­сто в Дальневосточном федеральном округе. Это обусловлено и боль­шими масштабами сельского хозяйства, о которых я говорил, но прежде всего – деятельностью промышленности.

Промышленность республики опирается на хорошую минерально­сырьевую базу. Республика Саха (Якутия) занимает первое место в Рос­сийской Федерации по рейтингу общих запасов всех видов природных ресурсов. Минерально-сырьевой потенциал оценивается в 78,4 трлн. руб. На долю Якутии приходится 47% разведанных запасов угля, 35% природного газа и нефти Восточной Сибири и Дальнего Востока, 22% гидроресурсов и значительная часть запасов различных металлов от их общих ресурсов России.

На основе ресурсного потенциала в республи­ке в XX веке создана мощная горнодобывающая промышленность, не­которые из отраслей которой имеют мировое значение. Главное – это добыча алмазов. В Якутии добывается почти 100% российских алмазов, это 25% мирового производства. Республика занимает третье место в Российской Федерации по добыче золота, лидирующее положение по добыче сурьмы и олова, значительную долю на рынке угля, который мы отправляем для энергетики Дальнего Востока, всей металлургической промышленности страны, а также на экспорт.

По итогам прошлого года валовой региональный продукт Яку­тии на душу населения составил 243 тыс. рублей. По этому пока­зателю республика занимает 4-е место в Российской Федерации, а по уровню развития человеческого потенциала – 8-е.

Республика Саха (Якутия) входит в десятку регионов России и яв­ляется единственным субъектом Дальневосточного федерально­го округа, имеющим инвестиционные и кредитные рейтинги меж­дународных агентств. При этом эти рейтинги ежегодно подтвержда­ются и, как правило, повышаются.

Мы работаем по индикативным пятилетним планам, реализо­ван первый план на период с 2002 по 2006 год, сейчас выполняется второй – на 2007-2011 годы.

Их выполнение позволило обеспечить, начиная со стартового 2002 года, ежегодный рост производства во всех отраслях. В резуль­тате валовый региональный продукт в 2007 году составил по респу­блике 230 млрд. рублей, это 124% к 2002 году.

За эти годы реализован ряд крупных инвестиционных проек­тов, имеющих значение не только для Якутии, но и для Российской Федерации в целом: строительство и ввод в эксплуатацию одного из крупнейших в мире Нюрбинского горно-обогатительного комбината по добыче алмазов, первого агрегата Светлинской ГЭС, участка Беркакит – Томмот Амуро-Якутской железной дороги.

Позитивные сдвиги в экономическом развитии республики по­зволили приступить к системному решению первоочередных со­циальных вопросов.

При общероссийской тенденции естественной убыли населения в Якутии в последние годы есть естественный прирост за счёт увеличе­ния рождаемости и снижения смертности. Денежные доходы жителей республики реально возросли по сравнению с 2002 годом в 1,6 раза. Ликвидирована просроченная задолженность по заработной плате. Ежегодно растёт численность занятых в экономике, которая в 2007 году достигла 456 тысяч человек.

Республика занимает ведущие позиции в России по вводу новых школ и больниц.

Активно реализуются приоритетные национальные проекты со зна­чительным софинансированием из республиканского бюджета (до 60%). Контрольные индикаторы по ним выполнены.

Благодаря налаженной системной работе по многим направлениям национальных проектов республика выигрывает федеральные кон­курсы. Мы вошли в число победителей конкурса среди субъектов Российской Федерации и получили федеральное финансирование на реализацию проекта модернизации системы общего образования, программы создания на базе Якутского госуниверситета научно­образовательного технологического центра инновационного развития северо-востока России. Республика вошла в пере­чень регионов, участвующих в выполнении задания на оказание высокотехнологичной медицинской помощи населению регионов Дальнего Востока. Победа в конкурсах, проводимых Росстроем, позволила привлечь федеральные средства на жилищное строи­тельство.

***

Президентом и Правительством Российской Федерации в последние годы уделяется особое внимание вопросам экономического и социаль­ного развития регионов Дальнего Востока. Это и рассмотрение Советом Безопасности в декабре 2006 года вопросов обеспечения националь­ной безопасности на территории Дальневосточного федерального округа, это и активная работа Государственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Иркутской и Читинской областей, и увеличение финансиро­вания федеральной программы развития Дальнего Востока и Забай­калья, и строительство нефтепроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан», и утверждение Восточной газовой программы.

Крайне важным для Якутии стал приезд в республику Президен­та страны В.В. Путина два года назад – 6 января 2006 года. Рассмо­трев вопросы социально-экономического развития республики, Президент дал целый ряд поручений Правительству Российской Федерации, Правительству Республики Саха (Якутия), исполне­ние которых позволяет решить в комплексе главные социально­экономические проблемы региона.

Всего из 12 пунктов этих поручений исполнено 6, в работе – 5, не ис­полнено – 1.

Исполнено:

  1. Для кардинального решения проблем социально-экономического развития республики на перспективу разработан документ стратегиче­ского планирования – Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года, которая одобрена Правительством Российской Федерации 8 февраля 2007 года.
  2. Переданы в федеральную собственность имущество аэродромов города Якутска и посёлка Тикси.
  3. Частично исполнено поручение о принятии комплекса мер по под­держке малой авиации, которая в республике обслуживает все арктиче­ские и труднодоступные районы. Так, 8 сентября 2007 года Правитель­ство России приняло постановление, в соответствии с которым авиаком­паниям компенсируется 50% банковской процентной ставки в случае приобретения воздушных судов малой авиации российского производ­ства и часть лизинговых платежей. При этом Правительство республи­ки, со своей стороны, готово компенсировать другие 50%. Вместе с тем, это решение Правительства России на практике почти невыполнимо, потому что в планах Объединённой авиастроительной корпорации не предусмотрено развитие производства отечественных самолётов для малой авиации. Поэтому необходимо выработать конкретные решения по производству отечественных воздушных судов (федеральный гос­заказ).
  4. В рамках национального проекта «Здоровье» в федеральный ре­естр для получения денежных выплат включены дополнительно медра­ботники, обеспечивающие медицинскую помощь в отдалённых насе­лённых пунктах с малой численностью населения.
  5. В приоритетный национальный проект «Развитие агропромышлен­ного комплекса» включена поддержка северного оленеводства и табун­ного коневодства.
  6. Утверждена Восточная газовая программа.

Аэропорт Якутск. 2008 г

Более подробно остановлюсь на поручениях Президента России, ко­торые до сих пор находятся в работе и требуют принятия решений Пра­вительства Российской Федерации.

  1. Для опережающего развития транспортного комплекса республики принципиальным является исполнение поручения Президента России о строительстве железнодорожной линии Беркакит – Томмот – Якутск с мостовым переходом через реку Лена. Во исполнение этого поруче­ния Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2006 года в федеральную целевую программу «Модернизация транс­портной системы России (2002-2010 годы)» включено финансирование проектирования совмещённого автомобильно-железнодорожного мо­ста через Лену в 2007 году. В настоящее время подготовлены материалы технико-экономического обоснования, они находятся в Главгосэкспер­тизе России. Стоимость строительства моста составит ориентировочно 52 млрд. рублей. Надо продолжить работу и включить этот объект с не­обходимыми объёмами финансирования в разрабатываемую в настоя­щее время новую федеральную программу развития транспорта теперь уже до 2015 года, предусмотреть в ней завершение строительства моста в 2015 году.
  2. По федеральной автомобильной дороге «Колыма». Необходимые объёмы финансирования для обеспечения сквозного проезда по до­роге предусмотрены в планах. При соблюдении графика производства работ подрядчиками поручение будет исполнено в срок до 1 декабря 2008 года.
  3. Было задание Правительству Российской Федерации разработать меры, направленные на опережающее развитие энергетической инфра­структуры региона, включая подготовку технико-экономического обо­снования сооружения Южно-Якутского гидроэнергетического комплек­са, а также на объединение энергорайонов Якутии. Во исполнение этого задания Правительство Республики Саха (Яку­тия) совместно с РАО «ЕЭС России» подготовило и направило в Мин- промэнерго и Минэкономразвития России «Стратегию развития единой энергетической системы Республики Саха (Якутия) до 2030 года». Теперь на уровне Правительства Российской Федерации требуется принятие решений по главным положениям этого документа. В первую очередь, включить в Генеральную схему размещения объектов электроэнерге­тики Российской Федерации на период до 2020 года меры по форми­рованию объединённой энергосистемы Восточной Сибири и Дальнего Востока через энергоузлы централизованного электроснабжения Рес­публики Саха (Якутия).
  1. В процессе работы находится вопрос финансирования в необхо­димых объёмах работ, связанных с поддержанием гарантированных габаритов внутренних водных путей для обеспечения судоходства для доставки грузов в труднодоступные районы Крайнего Севера. Необхо­димо решить вопрос о включении расчётных затрат в базу ежегодного финансирования комплекса путевых работ, обеспечивающих гаранти­рованные габариты внутренних водных путей Ленского бассейна, вклю­чая арктические реки (Яна, Индигирка, Колыма) и боковые притоки реки Лены (Вилюй, Алдан).
  2. Президент России В.В. Путин поручил Правительству Российской Федерации рассмотреть возможность выделения средств из федераль­ного бюджета для решения проблемы ветхого жилья в Республике Саха (Якутия). На снос ветхого и аварийного жилья выделено в 2006-2007 го­дах из федерального бюджета 376,8 млн. руб., из республиканского – 414 млн. рублей. За эти два года ликвидировано 22 тыс. кв. м ветхого жилья и расселено 700 семей. Вместе с тем, для полного решения про­блемы требуется 46,5 млрд. рублей. Необходимо работу эту продолжить и ежегодно предусматривать на неё федеральные средства.

Не выполнено одно поручение Президента России – о передаче Ча- яндинского нефтегазоконденсатного месторождения без проведения конкурса в недропользование ОАО «Газпром». Теперь, когда Восточная газовая программа утверждена, Правительству Российской Федерации по этому поручению надо принять решение в самые сжатые сроки.

Таковы общие итоги выполнения поручений Президента России В.В. Путина.

Очень важно, что выполнено главное из них – разработка и нача­ло реализации Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года. Это первый в стране документ долгосрочного страте­гического планирования развития субъекта Федерации, одобрен­ный Правительством России.

***

Схема учитывает основные положения утверждённых стратегий развития ключевых отраслей народного хозяйства Российской Феде­рации, таких, как Энергетическая стратегия России, Генеральная схе­ма размещения объектов электроэнергетики Российской Федерации до 2020 года, Транспортная стратегия России на период до 2020 года, Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Фе­дерации до 2020 года, Программа создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке Единой системы добычи, транспортировки газа и га­зоснабжения с учётом возможности экспорта газа на рынки Азиатско- Тихоокеанского региона.

Она согласована со всеми заинтересован­ными федеральными министерствами и ведомствами, профильными комитетами Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, синхронизирована со стратегиями развития крупнейших компаний страны: ОАО РАО «ЕЭС России», ОАО «Гидро-ОГК», ОАО «Газпром», ОАО «РЖД», ОАО «Сургутнефтегаз», ЗАО «Полюс», стальная группа «Мечел», АК «АЛРОСА» и других.

В результате реализации Схемы республика к 2020 году должна стать регионом с устойчивой, самодостаточной для формиро­вания бездотационного консолидированного республиканского бюджета экономикой. Валовой региональный продукт по отноше­нию к2005 году вырастет в 2,8 раза и составит более 1 трлн. руб­лей. Экономический рост, в свою очередь, позволит увеличить к 2020 году доходы населения в 3,6 раза и решить основные проблем­ные вопросы в социальной сфере.

Как механизм реализации первого этапа Схемы утверждён пя­тилетний индикативный план социально-экономического разви­тия Республики Саха (Якутия) на 2007-2011 годы и приняты 24 рес­публиканские государственные целевые для основных отраслей экономики и социальной сферы.

Якутия. Алданский район. На строительстве объектов реконструкции обогатительного комплекса ОАО «Алдан-Золото ГРК». п. Нижний Куранах. 2008 г.

Работа по развитию народнохозяйственного комплекса респу­блики запланирована и уже идёт по трём главным направлениям:

  • обеспечение стабильного функционирования с устойчивым уме­ренным ростом существующих базовых отраслей;
  • создание новых отраслей;
  • необходимое для реализации первых двух направлений опере­жающее развитие инфраструктуры.

Выполнение задач первого из стратегических направлений – стабилизации работы существующих базовых отраслей эконо­мики Якутии – предусмотрено за счёт технологической модерни­зации производств: переход на подземную добычу алмазов; освое­ние рудных месторождений золота взамен россыпных; использование новых методов обогащения руд с целью вовлечения более бедных месторождений; углубление переработки сырья в золотосурьмяной лесной, сельскохозяйственной отраслях, развитие алмазогранильной и ювелирной промышленности. Эти мероприятия носят масштабный характер и потребуют значительных капитальных вложений, но будут осуществляться исключительно за счёт собственных и привлечённых средств предприятий.

По второму направлению Схемой предусмотрено создание не­скольких новых системообразующих для народного хозяйства Яку­тии отраслей. Именно эти отрасли должны обеспечить 250% приро­ста валового регионального продукта республики до 2020 года. Их соз­дание связано с реализацией целого ряда крупнейших инвестиционных проектов. Остановлюсь на них подробнее.

Учитывая запасы углеводородного сырья республики, ёмкость рын­ка российского Дальнего Востока и стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Схемой предусмотрено, что одной из ведущих наших от­раслей станет нефтяная промышленность. Её развитие связано с освоением крупных нефтяных месторождений: Талаканского и Алинского (ОАО «Сургутнефтегаз»), Среднеботуобинского (ОАО «Таас-Юрях-нефтегазодобыча») и других, с созданием нефтепе­рерабатывающих производств в Якутии и Приморском крае. На территории республики ведётся строительство нефтепровод­ной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан».

Если сейчас добы­вается немногим более 300 тыс. тонн нефти исключительно для наших собственных потребностей, то к 2020 году объём добычи планируется довести до 12,7 млн. тонн. Большая часть нефти будет заполнять строя­щийся нефтепровод для транспортировки на восток страны. Основные проекты уже реализуются. Ввод первых производственных мощностей намечен на 2008 год.

В газовой промышленности планируется освоение Чаяндинского, Среднеботуобинского, Таас-Юряхского, Среднетюнгского и других месторождений газа, строительство газоперерабатывающего и газохимического комплексов, магистрального газопровода из Яку­тии на Дальний Восток. Согласно принятой Программе создания в Вос­точной Сибири и на Дальнем Востоке Единой системы добычи, транспор­тировки газа и газоснабжения магистральный газопровод от Якутского центра газодобычи пройдёт в одном коридоре со строящейся нефтепро­водной системой «Восточная Сибирь – Тихий океан».

По решению Пра­вительства Российской Федерации базовым месторождениям газа Вос­точной Сибири и Дальнего Востока придан статус месторождений феде­рального значения для передачи в недропользование без проведения аукциона. Необходимо в кратчайшие сроки принять соответствующие решения Правительства России по определению недропользователей, что позволит ускорить начало разработки месторождений и реализо­вать масштабные планы по созданию на востоке страны новых Якутского и Иркутского центров газодобычи. При принятии этих решений добыча газа в республике должна увеличиться с 1,6 млрд. куб. м, которые се­годня направляются исключительно для собственных нужд, до 13 млрд. куб. м в 2016 году и 25 млрд. куб. м газа в 2020 году.

Реализация про­екта позволит газифицировать южные районы Якутии, Амурскую область, Еврейскую автономную область, Приморский край, обе­спечить экспортные возможности для поставок газа в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, создать предпосылки для орга­низации в трёх субъектах Дальневосточного федерального округа производств по газопереработке и газохимии, создать гелиевую промышленность на востоке страны.

Угольная промышленность относится к числу традиционных базо­вых отраслей Якутии. Поэтому предусматривается как модернизация действующих производственных мощностей, так и реализация новых инвестиционных проектов в этой отрасли. Крупнейшим из них явля­ется проект освоения уникального по запасам Эльгинского место­рождения коксующихся углей. Его реализация позволит на первом этапе увеличить добычу угля в Якутии на 30 млн. тонн в год, а после 2020 года полностью восполнить планомерно выбывающие мощности крупнейшего на Дальнем Востоке Нерюнгринского угольного разре­за. В 2007 году с реализацией государственного пакета акций обществ «Якутуголь» и «Эльгауголь» начато претворение в жизнь проекта общей стоимостью около 60 млрд. рублей. В текущем году будет возобновлено строительство железнодорожной линии на месторождение от станции Улак на БАМе в Амурской области до Эльги.

На территории республики расположена крупнейшая в Рос­сийской Федерации группа месторождений урановых руд. Схемой предусматривается создать в самые короткие сроки крупное предприятие по разработке этих месторождений. Проектная мощ­ность предприятия – до 5 тысяч тонн химического концентрата природ­ного урана в год. Месторождения переданы в пользование в 2007 году структурам «РОСАТОМА». Ведётся разработка технико-экономического обоснования.

Схема предусматривает создание в Южной Якутии металлур­гического комплекса на базе месторождений железных руд Якутии и Амурской области. Разработка только месторождений республи­ки позволит получать до 13,5 млн. тонн окатышей и более 4 млн. тонн железорудного концентрата в год. С учётом того, что рядом находятся запасы коксующегося угля и формируется надёжная энергетическая и транспортная инфраструктура, создаются условия для создания плани­руемого горно-металлургического объединения.

В области электроэнергетики самый масштабный из пре­дусмотренных Схемой проектов – сооружение Южно-Якутского гидроэнергетического комплекса, который будет состоять из каскада ГЭС общей мощностью 8,5 тыс. МВт. Его создание по­зволит повысить системную надёжность энергетики республи­ки, обеспечить не только дополнительные внутренние потреб­ности Якутии в электроэнергии, связанные с реализацией но­вых инвестиционных проектов, но и перетоки в объединённые энергосисте мы Сибири и Востока, что создаст предпосылки к ликвидации дефицитов мощностей и снижению стоимости од­ного кВт-часа электроэнергии на Дальневосточном рынке.

Появ­ляются также и новые возможности для экспорта электроэнергии из объединённой системы Дальнего Востока в Китайскую Народную Ре­спублику. Общая стоимость проекта оценивается в 361 млрд. рублей. В настоящее время ведутся проектно-изыскательские работы, выбор створов, первый объект – Канкунская ГЭС, приобрёл реальные очер­тания с включением в инвестиционный проект «Комплексное разви­тие Южной Якутии».

Территориально-производственные комплексы Республики Саха (Якутия) кластерного типа

Особенностью долговременной стратегии развития респу­блики является предусмотренное Схемой формирование крупных территориальных многоотраслевых промышленных узлов по кла­стерному типу: в Южной Якутии, Восточной Якутии и Западной Якутии.

Каждый из планируемых к созданию кластеров является совокуп­ностью предприятий разного профиля по добыче и переработке ми­нерального сырья, вспомогательного и обслуживающего профиля, объединённых общей энергетической и транспортной инфраструк­турой. Необходимым условием реализации этих проектов является активное внедрение разнообразных механизмов государственно­частного партнёрства, прежде всего формирования их инфраструк­турной части.

Наиболее проработанным и уже находящимся в стадии исполнения проектом является инвестиционный проект «Комплексное развитие Южной Якутии». Этот проект уникален, и мы уверены в том, что он ста­нет образцом реализации эффективности кластерной политики в эко­номическом развитии России. Проект объединяет в единую модель бизнес-планы 8 будущих предприятий.

На основе урановых месторождений предполагается строительство Эльконского горно-металлургического комбината. Это сформирует атомный кластер проекта.

Добыча угля и железной руды станет основой для Южно-Якутского горно-металлургического объединения. Это сформирует угольно­металлургический кластер.

На базе месторождения апатитов будет построен Селигдарский гор­нохимический комплекс. Его совместная работа с газоперерабатываю­щими предприятиями образует химический кластер.

Обязательным условием реализации этих проектов является строи­тельство Канкунской ГЭС, линий электропередач, железных и автомо­бильных дорог. Они будут служить не только для инфраструктурного обеспечения промышленных кластеров, но и превратят Южную Якутию в узловой центр инфраструктурного развития всего Дальнего Востока. Через территорию Южной Якутии пройдут магистральные меридио­нальные автомобильные и железные дороги по направлению юг-север; нефтепроводы, газопроводы и энергомост, связывающие Сибирь и Дальний Восток.

Инвестиционный проект «Комплексное развитие Южной Якутии» по­лучит господдержку из средств Инвестфонда Российской Федерации. Издано соответствующее постановление Правительства России (№21 от 17.01.08).

По аналогии с ним разрабатывается технико-экономическое обо­снование проекта «Комплексное развитие Томпонского горно-про­мышленного района» в Восточной Якутии для представления заявки к получению государственной поддержки из средств Инвестфонда Рос­сийской Федерации в будущем году. Объявлен тендер на разработку проекта развития Западной Якутии.

Это главные, масштабные проекты – часть из тех проектов, которые мы должны реализовать в рамках Схемы комплексного развития произ­водительных сил Республики Саха (Якутия) до 2020 года. Но я хочу особо подчеркнуть, что и функционирование народного хозяйства респу­блики в стабильном, стационарном режиме, и реализация новых крупномасштабных проектов невозможны без создания надёжной инфраструктуры, прежде всего в области электроэнергетики и транспорта. Необходимо опережающими темпами снимать ин­фраструктурные ограничения, иначе все усилия по привлечению инвестиций в республику бесполезны.

Главная особенность транспортной системы Республики Саха (Яку­тия) – слабое развитие наземных коммуникаций. Только 8% территории республики находится в зоне круглогодичного транспортного обслужи­вания, вся остальная часть имеет сезонную транспортную доступность. Плотность автодорог ниже среднероссийского показателя в 11 раз, при этом около 80% автомобильных дорог не соответствует нормативным требованиям. Текущее финансирование обеспечивает только 16% нор­мативной потребности на содержание и эксплуатацию автодорог.

Более 70% пассажирооборота приходится на воздушный транспорт, но 80% аэропортов в республике не соответствуют Федеральным авиацион­ным правилам. Как уже ранее было отмечено, не решена проблема заме­ны парка воздушных судов малых типоразмеров, отсутствие современных отечественных самолётов уже сегодня приводит к снижению объёмов местных авиаперевозок, что сказывается на обеспечении транспортной доступности отдалённых населённых пунктов республики.

Основной объём грузов перевозится в короткий навигационный пе­риод речным транспортом, доля которого в грузообороте республи­ки составляет более 60%. Существующая схема завоза грузов водны­ми путями в отдалённые районы республики является сейчас самой оптимальной. При этом средние расстояния составляют более 3 тысяч километров и сравнимы с расстояниями межобластных перевозок. Но в то же время не решён вопрос финансового обеспечения комплекса путевых работ на арктических реках Ленского бассейна (поручение Президента России № Пр-154). Износ пассажирского флота и грузовых судов «река-море» достиг 80%.

Учитывая все эти обстоятельства, Схемой предусматривается в пе­риод до 2020 года осуществить преобразования, направленные на ускоренное развитие транспортной системы. Основные усилия бу­дут сконцентрированы на ликвидации разрывов и узких мест в опорной транспортной сети.

В этом направлении планируется реализация ряда крупнейших ин­вестиционных проектов: завершение строительства железнодо­рожной магистрали Беркакит – Томмот – Якутск, строительство железных дорог Улак (Амурская область) – Эльга, Усть-Кут (Иркут­ская область) – Непа – Ленск, Хани – Олёкминск, Якутск – Магадан, реконструкция и строительство федеральных автодорог «Лена» (Амурская область – Якутск), «Колыма» (Якутск – Магадан), «Ви­люй» (Якутск- Иркутск), региональных автодорог «Амга», «Кобяй», «Умнас», «Яна». Всего будет построено 2680 км автодорог, в том числе доля автодорог с твёрдым покрытием составит 57%. Протяжённость железных дорог увеличится в 10 раз и достигнет 4980 км. Это позволит повысить надёжность всей транспортной системы: до 91,5% всего на­селения будет иметь транспортную связь с центром республики и близ­лежащими районами, 47,5% территории республики будет обеспечено автомобильными дорогами опорной сети круглогодичного действия.

К 2020 году прогнозируется значительный рост объёмов перевозок грузов (в 2 раза к 2007 году), обусловленный реализацией крупных ин­вестиционных проектов на территории Якутии. В этой связи предусма­тривается на принципах государственного частного партнёрства осу­ществить строительство железнодорожных и автомобильных подъезд­ных путей от опорной транспортной сети к местам размещения новых предприятий.

Будет обеспечена полная модернизация системы управления воздушным движением с созданием Якутского укрупнённого цен­тра управления воздушным движением, что позволит повысить ка­чество и эффективность работы её служб, обеспечить безопасность полётов, значительно увеличить пропускную способность воздушного пространства республики.

На стыке наземных, речных и воздушных путей сообщения в го­роде Якутске сформируется мощный транспортный узел, объек­ты которого составят комплекс эффективного взаимодействия различных видов транспорта для перевозок пассажиров и грузов. Завоз речным транспортом в арктические районы Якутии будет пе­реключен из порта Осетрово на Якутский речной порт, что приведёт и к оживлению перевозок с использованием Северного морского пути, как в западном, так и в восточном секторах Арктики.

С приходом железнодорожной линии Беркакит – Томмот – Якутск на левый берег реки Лены образуется перспективный меридио­нальный транспортный коридор Азиатско-Тихоокеанский реги­он – Европа. Этот коридор (Транссиб – АЯМ – Севморпуть) – самый короткий путь с востока на запад Евразийского континента.

Современная энергосистема Республики Саха (Якутия) включает в себя три не связанных между собой энергетических района – Южно­Якутский, Центральный и Западный, а также зону децентрализованного электроснабжения. Имеющихся генерирующих мощностей уже в бли­жайшее время будет недостаточно для покрытия растущих нагрузок в Якутии и сопредельных территориях в связи с активной инвестицион­ной деятельностью государственных и частных компаний. По проведён­ным при разработке Схемы расчётам потребление электроэнергии воз­растёт к 2020 году в 3,1 раза, к 2030 году – в 4,3 раза.

Поэтому и планируется создание упоминавшегося Южно­-Якутского гидроэнергетического комплекса. Помимо него в пере­чень вводимых объектов генерации включены:

  • три блока по 215 МВт на Нерюнгринской ГРЭС;
  • реконструкция четырёх блоков ГТ-35 2-й очереди Якутской ГРЭС с увеличением единичной установленной мощности блоков до 60 МВт
    или строительство новой Якутской ГРЭС-2 . Окончательное решение бу­дет принято на основании специальных технических исследований;
  • по плану оптимизации локальной энергетики строительство в изолированных энергорайонах республики до 2013 года двадцати мини-ТЭЦ общей установленной мощностью 95 МВт.

Схемой предусматривается и ускоренное развитие электросе­тей. Высоковольтными линиями электропередач будут соединены ныне изолированные друг от друга три энергорайона республики, а в целом Якутская энергосистема – с системами Сибири и Дальнего Востока. Впервые в истории страны будет создана объединённая энергосистема России.

Реализация всех проектов Схемы комплексного развития произво­дительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) даст рост валового регионального продукта в 2,8 раза к 2005 году. При этом прирост за счёт базовых отраслей ожидается на уровне менее чем 20%. Основная же его часть будет получена за счёт создания новых для Яку­тии отраслей и качественного улучшения инфраструктуры.

Схема даст значимый эффект для экономического роста свя­занных с Республикой Саха (Якутия) межрегиональной коопераци­ей субъектов Федерации Дальневосточного федерального округа. Развитие нефтегазового комплекса республики позволит создать в ряде регионов Востока страны новые центры переработки нефти и газа, не- фте- и газохимической промышленности. Будут созданы условия для га­зификации населённых пунктов не только южных районов Республики Саха (Якутия), но и Амурской, Еврейской автономной областей, Примор­ского и Хабаровского краев.

Проекты сетевой инфраструктуры в элек­троэнергетике, предполагающие объединение изолированных энерго­районов республики, одновременно позволят объединить через узлы централизованного энергоснабжения Республики Саха (Якутия) терри­тории Сибири и Дальнего Востока. Будет обеспечена загрузка основ­ных железнодорожных и автодорожных магистралей, морских портов Дальнего Востока. Появятся новые транспортные коридоры, как внутри Дальневосточного федерального округа, что очень важно для форми­рования внутреннего рынка округа, так и новые транспортные связи с другими макрорегионами Российской Федерации. Возрастут доходы бюджетов всех субъектов Дальневосточного федерального округа.

Общенациональный эффект реализации Схемы для Российской Федерации заключается в наращивании экспортных возможно­стей, повышении безопасности Российской Федерации, росте инве­стиционной привлекательности и улучшении предприниматель­ского климата на Дальнем Востоке, создании условий для обрат­ного притока населения в Дальневосточный федеральный округ.

А в целом, реализация Схемы будет способствовать решению приори­тетной геополитической задачи России – укреплению всех аспектов безопасности Дальнего Востока.

На выполнение всех задач, установленных нашим стратегическим планом долговременного развития Якутии до 2020 года, суммарно по­требуется 2,5 трлн. руб. инвестиций. При этом основная их часть при­дётся на средства, привлекаемые бизнес-структурами (76%).

***

Начало реализации Схемы уже сейчас свидетельствует о верно­сти выбранного курса и реальности планов. На территории респу­блики развёрнуто сооружение нефтепроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан», ведётся обустройство Талаканского и Средне- ботуобинского нефтегазоконденсатных месторождений, начато освое­ние Среднетюнгской и Отраднинской газовых залежей. Продолжается строительство подземных рудников по добыче алмазов, очередных агрегатов Светлинской ГЭС и двух новых угольных шахт. Начинается освоение гигантского Эльгинского каменноугольного месторождения. Ведётся строительство пускового комплекса Томмот – Кердем железно­дорожной линии Беркакит – Томмот – Якутск.

Как я уже отметил, за счёт средств Инвестиционного фонда России начинается формирование крупного диверсифицированного промыш­ленного узла общероссийского значения в рамках проекта «Комплекс­ное развитие Южной Якутии».

Только за 2007 год объём инвестиций в основной капитал по республике возрос в сопоставимых ценах в 2 раза и составил 124,5 млрд. рублей, что сопоставимо с суммарными инвестиция­ми за 3 предшествующих года.

Самый главный результат – это то, что Схема служит ориен­тиром для бизнеса, который понимает, в каком направлении бу­дут развиваться экономика и инфраструктура Республики Саха (Якутия), где у него есть возможности, к каким проектам надо го­товить расчёты и обоснования, финансовые ресурсы. Ещё один её аспект заключается в том, что и люди – жители Якутии и наши соседи на Дальнем Востоке – знают перспективы развития, могут прогнозировать своё будущее. А это очень важно, потому что наша сверхзадача – остановить отток населения с Дальнего Востока.

Вместе с тем, на нынешнем этапе реализации Схемы присутствует ряд как организационных, так и концептуальных вопросов, решения по ко­торым необходимо принимать на уровне федеральных органов власти.

Новое здание корпуса инженерно-технических институтов Якутского государственного
университета. г. Якутск. 2007г.

Ключевым фактором для развития Дальнего Востока является наличие квалифицированных трудовых ресурсов. Между тем для всех регионов округа характерен миграционный отток населения. Наша задача остановить этот отток и повернуть его вспять. Для этого необходимо создать условия для привлечения и закре­пления кадров на Дальнем Востоке. На наш взгляд, работа должна быть организована по трём направлениям:

  • Повышение уровня жизни населения. Во многом сложная демо­графическая ситуация объясняется более низким уровнем жизни насе­ления, чем в других регионах страны. Необходимо в полной мере восстановить ранее законодательно уста­новленные повышенные районные коэффициенты к заработной плате и льготы для жителей Дальнего Востока и Севера;
  • Создание необходимой социальной инфраструктуры, жилищ­ных условий за счёт реализации специальных федеральных и регио­нальных программ;
  • Подготовка кадров для приоритетных проектов развития. Здесь необходимо задействовать весь арсенал средств: целевые бюд­жетные места в учебных заведениях; кредиты на платное обучение в ВУЗах; направление на учёбу по договорам с предприятиями и другие.

Представляется целесообразным всю проблематику создания условий для коренного изменения демографической ситуации на Дальнем Востоке объединить и разработать специальный план подготовки законодательных инициатив и организации практи­ческих мероприятий на федеральном уровне по решению этого важнейшего вопроса.

Другой вопрос заключается в том, что для всех дальневосточных субъектов Федерации очень остро стоит проблема сверхвысоких тарифов на электроэнергию, что сдерживает приток инвестиций и является существенным фактором, обуславливающим высокий прожиточный минимум в регионах. Так, в условиях Республики Саха (Якутия), где 69% территории находится в зоне децентрализованного электроснабжения, себестоимость выработки на некоторых локальных электростанциях достигает 79 руб./кВт. час, но продаётся она по средне­республиканскому тарифу в 3 руб./кВт. час.

Бремя перекрестного суб­сидирования ложится на промышленных потребителей и составляет 3,2 млрд. рублей в год. Учитывая это, Правительством Республики Саха (Якутия) совместно с РАО «ЕЭС России» разработана Программа опти­мизации локальной энергетики Республики Саха (Якутия) до 2015 года. За счёт заложенных в ней решений по строительству линий электропе­редач от эффективных действующих генерирующих мощностей, таких как Светлинская гидроэлектростанция, для расширения зон централи­зованного энергоснабжения с ликвидацией отдельных высокозатрат­ных локальных энергоисточников; по модернизации оборудования локальных источников, переходу на более эффективные виды топлива планируется существенно снизить себестоимость электроэнергии в Ре­спублике Саха (Якутия) и довести её до среднероссийской. Для реализа­ции Программы потребуется 23 млрд. рублей (в ценах 2007 года).

В этой связи вносим предложения о её финансировании в 2008-2015 годах за счёт средств федерального бюджета с последующим возмещением их через изменение федеральных трансфертов в бюджет республики, когда программные цели будут достигнуты. Считаем также целесо­образным в разрабатываемый сейчас проект Стратегии разви­тия Дальнего Востока и Забайкалья включить отдельным раз­делом план оптимизации локальной энергетики всего нашего макрорегиона. Совершенно очевидно, что важнейшим направ­лением оптимизации является расширение зон централизован­ного энергоснабжения.

Поэтому предлагаем включить в проект Стратегии и Генеральную схему размещения объектов энергети­ки Российской Федерации на период до 2030 года мероприятия по формированию объединённой энергосистемы Восточной Сибири и Дальнего Востока со строительством высоковольтных линий элек­тропередач по маршрутам Нерюнгри – Ленск – Усть-Кут – Усть-Илимск и Нерюнгри – Якутск – Колымская ГЭС на севере, Нерюнгри – Хани – Нижнеангарск и Сковородино – Могоча – Чита на юге.

Из всего многообразия проблемных социальных вопросов для яку­тян, да и для всех дальневосточников и северян, наиболее остры пенсионная и жилищная.

В 2006 году средний размер пенсии в Республике Саха (Якутия) сложил­ся ниже величины прожиточного минимума пенсионера, а в 2007 году их соотношение ещё ухудшилось и составило 91,5%. Республикой не­однократно ставился вопрос по пенсионному законодательству для северян: четыре наши законодательные инициативы находятся в Госу­дарственной Думе Российской Федерации. В их числе проект федераль­ного закона «О ежемесячной социальной доплате к трудовой пенсии неработающим малоимущим пенсионерам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

В нём определя­ются условия назначения и выплаты ежемесячной социальной доплаты неработающим пенсионерам, устанавливаемой к трудовым пенсиям в целях приближения размера к величине прожиточного минимума пен­сионеров, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Это первоочередная законодательная инициатива. Просим Правительство России её поддержать. А в целом пенсионная проблема требует комплексного решения. Северяне много и неза­служенно потеряли в ходе пенсионной реформы. Их вклад в разви­тие экономики страны и формирование пенсионных фондов очень высок, а относительный размер пенсий по сравнению с прожиточ­ным минимумом самый низкий в России.

Не менее важной и насущной проблемой якутян является нали­чие высокой доли ветхого и аварийного жилищного фонда, которая в четыре раза выше уровня среднего по России (12,7% по республике против 3% в среднем по России). Затраты на содержание ветхого жило­го фонда в среднем на 30% превышают нормальные. Только дополнительные расходы на тепло составляют 740 млн. рублей в год по Якутии в целом.

В национальных проектах эта проблема не нашла никакого отраже­ния. Более того, отменена действовавшая ранее федеральная програм­ма ликвидации аварийного и ветхого жилья.

Конечно, несмотря на это, работа в республике ведётся. С 2002 года на переселение людей из ветхого и аварийного жилищного фонда за счёт республиканского бюджета направлено 630 млн. рублей, только в городе Якутске введены в эксплуатацию семь многоквартирных жи­лых домов на 724 квартиры, снесено более 100 ветхих и аварийных жи­лых домов. Однако возможностями только республиканского бюджета проблему не решить.

Для ликвидации ветхого и аварийного жилищно­го фонда и переселения людей требуется вводить ежегодно не менее 230 тыс. кв. м жилья. Объём необходимых средств на решение этой за­дачи составляет 46,5 млрд. рублей в ценах 2007 года. Если эти средства были бы изысканы, то к 2020 году относительный объём аварийного жи­лья в республике снизится до среднероссийского показателя.

Мы неоднократно обращались в Правительство, Минрегион России, Росстрой с просьбами об увеличении средств из федерального бюдже­та на ликвидацию ветхого жилья в республике. Вопрос был поставлен мною также и на заседании президиума Госсовета в начале нынешне­го года в Казани. Тогда, как вы помните, главой государства было от­мечено, что решение проблемы ветхого жилья должно быть таким же приоритетом, как и развитие инфраструктуры. В этой связи вносим два предложения:

  • Увеличить финансирование из федерального бюджета мероприя­тий по переселению граждан из ветхого и аварийного жилфонда в рам­ках ФЦП «Жилище» и деятельности федерального Фонда содействия реформированию ЖКХ для субъектов Федерации, имеющих более 10% ветхого жилья от всего жилфонда.
  • Внести изменения в 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (№185-ФЗ от 21.07.2007 г.), позво­ляющие снять требования к муниципальным образованиям в районах Крайнего Севера о наличии на их территории коммерческих негосудар­ственных предприятий жилищно-коммунального хозяйства. Ввиду того, что в северных регионах эта сфера малопривлекательна для бизнеса, сложилось так, что жилищными и коммунальными услугами, как прави­ло, занимаются муниципальные предприятия. Это вынужденная мера и северные муниципалитеты не должны быть лишены из-за этого права участвовать в федеральных и региональных программах ликвидации аварийного жилья.

Если говорить о жилищной политике в целом, то она должна стать важнейшим инструментом закрепления и привлечения ка­дров в связи с планируемым ускоренным развитием Дальнего Вос­тока.

В то же время существующая система ипотечного кредитова­ния не получила должного масштаба в наших в условиях. В этой связи, представляется целесообразным рассмотреть вопрос о субсидировании из федерального бюджета 50% стоимости нового жилья, приобретаемого по ипотеке молодёжью.

У северян есть и особый вопрос по жилищным сертификатам.

В соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях граж­данам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» жилищные субсидии в форме сертификатов предостав­ляются людям, имеющим определённый стаж работы в этих районах, для выезда в другие регионы Российской Федерации. В связи с нача­лом реализации новых масштабных проектов на востоке страны предлагаем законодательно закрепить право граждан на приоб­ретение жилья за счёт сертификатов в районах субъектов Феде­рации Дальнего Востока, относящихся к районам Крайнего Севера, но благоприятных для проживания или имеющих перспективу раз­вития. Кроме того, следует пересмотреть методику расчёта размера жилищных субсидий, предоставляемых посредством жилищных серти­фикатов исходя из реальной стоимости 1 кв. м жилья в регионе.

Якутия. Ленский район. Обсуждение вопросов генерального плана и комплексной застройки п. Витим – опорного центра развития нефтяной промышленности Дальнего Востока. 2008 г.

Мотивационным фактором для привлечения высококвалифи­цированных специалистов на Дальний Восток и Север должен слу­жить и высокий уровень обеспеченности самыми разнообразными социальными услугами. В первую очередь развитая социальная ин­фраструктура должна быть создана в тех городах и посёлках, ко­торые будут служить опорными плацдармами реализации долго­временных государственных планов. В республике это города Ленск, Олёкминск, Томмот, посёлки Витим, Пеледуй, Хандыга, Нижний Бестях. К их социальному обустройству необходимо привлекать бизнес.

И уже сегодня в республике есть тому очень позитивные примеры. Так ОАО «Сургутнефтегаз» вкладывает средства не только в освоение нефтяных промыслов, но и в социальные объекты в посёлке Витим, городах Ленск и Якутск. Но мы должны видеть и ограниченность этих возможностей условиями рентабельности основных промышленных инвестиционных объектов. Поэтому необходимо объединить усилия. Представляется, что возможно было бы финансирование создания инженерной ин­фраструктуры опорных населённых пунктов осуществлять за счёт средств федерального бюджета, социальной инфраструкту­ры – за счёт региональных бюджетов, а организация ипотечного жилищного строительства – с использованием средств предприя­тий для своих работников.

Блок вопросов, осложняющих повседневную жизнь и сдержи­вающих развитие республики, связан со сложнейшими экономико­географическими и природно-климатическими условиями Якутии.

Так, из-за суровых климатических условий и сложной транспортной схемы доставки котельного топлива в труднодоступные и отдалённые поселения республики необходимо осуществлять в короткий нави­гационный период «залпово» на весь предстоящий отопительный се­зон. Это требует централизации организационных усилий и финансов. Именно поэтому в республике было создано единое предприятие – ГУП «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)». Прак­тика показала, что с началом его работы резко снизилась аварийность работы сложных инженерных сооружений, особенно в экстремальных арктических районах, более организованно стал осуществляться нави­гационный завоз ресурсов.

Учитывая это, предлагаем внести изменения в законодательство о закупках с тем, чтобы была возможна централизация средств муниципальных образований и бюджетных учреждений на закуп­ки продукции производственно-технического назначения в регио­нальных бюджетах северных регионов.

В то же время, если такое решение и будет принято, то оно будет но­сить лишь тактический характер. Стратегически же необходимо кар­динально перестроить всю логистику завоза грузов в отдалённые труднодоступные районы Дальнего Востока, сделать его кругло­годичным, по крайней мере, для большей их части. Ключ к решению этой проблемы лежит в опережающем развитии путей сообщения и всех видов транспорта. В Республике Саха (Якутия) много делается в этом направлении. В 2002-2006 годах реализован ряд отраслевых ре­спубликанских программ по модернизации действующих и созданию новых транспортных коммуникаций. На 2007-2011 годы утверждены и действуют новые. Мы участвуем во всех федеральных программах и мероприятиях.

Инфраструктурные разделы Схемы комплексного раз­вития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года согласованы и синхронизированы с Транспортной стратегией Российской Федерации. Вынужден, однако, заметить, что це­лый ряд важных объектов и мероприятий, предусмотренных и Схемой, и Транспортной стратегией, не нашли пока отражения в полном объё­ме в практической деятельности федерального Правительства. В этой связи обращаем внимание на необходимость включения в разрабаты­ваемую в настоящее время Федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России на 2010-2015 годы» объектов и проектов Республики Саха (Якутия). Остановлюсь на некоторых важных именно в этом контексте вопросах.

Высокая стоимость авиаперевозок на фоне низкого уровня до­ходов населения является сегодня реальным фактором, ограничи­вающим возможности людей в получении качественных образо­вательных и медицинских услуг, их мобильность и деловую активность. В некоторых случаях создаются угрозы самой их нормальной жизни в отдалённых арктических районах. В целях повышения доступ­ности транспортных услуг с 2002 года в республике введён механизм дотирования социально значимых внутрирайонных авиаперевозок. С его практической реализацией количество перевезённых пассажи­ров в годовом исчислении возросло почти в 2,5 раза. В то же время субсидирования межрайонных и межрегиональных линий нет. Не­обходимо разработать порядок таких линий за счёт средств фе­дерального бюджета.

Одним из самых проблемных вопросов является организация грузо­пассажирских перевозок речным флотом на линии Якутск (Республика Саха (Якутия) – Осетрово (Иркутская область). С учётом больших рас­стояний между населёнными пунктами и отсутствием всесезон- ных видов транспортных коммуникаций перевозки пассажиров речным транспортом в период навигации до ближайшей желез­нодорожной станции («Лена» в Иркутской области) имеют социаль­но важное значение для населения. Спрос на них постоянно растёт. Минтрансом России и Минрегионом России поддержано предложение республики по субсидированию указанной межобластной линии. Для реализации мер господдержки речных перевозок пассажиров между субъектами Федерации уже в навигацию 2008 года требуется при­нятие отдельного нормативного акта Правительства Россий­ской Федерации, поскольку здесь затрагиваются межбюджетные отношения.

Как я уже отметил, в республике только формируется опорная сеть автодорог. Общая протяжённость сети автодорог составляет 21 тыс. км, но 70% из них представлены автозимниками и грунтовыми дорогами. При этом плотность автомобильных дорог общего пользования с твёр­дым покрытием в 11 раз ниже среднероссийского показателя. Необхо­димо существенное увеличение средств, направляемых на финанси­рование дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия). Только на со­хранение действующей сети автомобильных дорог, её модернизацию требуется ежегодно не менее 10 млрд. рублей, то есть почти по 1 млрд. ежегодно.

Но объём субсидий бюджету Республики Саха (Якутия) на строитель­ство и реконструкцию автомобильных дорог в 2008 году сокращён до 221,1 млн. рублей, которые будут полностью направлены на завершение строительства мостового перехода через реку Вилюй у посёлка Черны­шевский. Это важнейшее мероприятие по обеспечению безопасности Вилюйских ГЭС-1 и 2. А на 2009-2010 годы средства из федерального бюджета вообще не предусмотрены.

Что касается нового строительства, то на эти цели федеральное фи­нансирование предусматривается только с 2011 года. Такое положение надо менять. Необходимо также и увеличение субсидий на строитель­ство и реконструкцию региональных и сельских автомобильных дорог: 2008 год – на 330 млн. руб., 2009 год – на 700 млн. рублей и в последую­щие годы, а также на обеспечение не менее 50% от нормативов содер­жания региональных автодорог, определённых постановлением Прави­тельства России от 23.07.2007 г. №539 «О нормативах денежных затрат на содержание и ремонт автодорог федерального значения и правилах их расчёта».

***

Подводя итог в целом, можно сказать, что траектория нашей работы задана Схемой комплексного развития производитель­ных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года. Уже первый год её осуществления дал вполне ощутимые результаты. Полным ходом реализуется целый ряд крупнейших инвестиционных проектов, по другим – развёрнуты проектные работы. Подтянулись и традиционные наши отрасли народного хозяйства. Решаются первоочередные социальные задачи. Обоб­щающие социально-экономические индикаторы и показатели име­ют фактические значения, в чём-то даже превзошедшие ожидае­мые результаты.

Якутия. Мирнинский район. Первый заместитель Председателя Правительства России Д.А. Медведев и Президент Якутии В.А. Штыров в акционерной компании «АЛРОСА».
г. Мирный. 2008 г.

Что касается поставленных нерешённых вопросов, то они не носят глобального характера. Но нельзя и накапливать их, чтобы не сложилась критическая масса проблем. Надеемся, что по всем нашим пред­ложениям будут найдены положительные решения.

Обращаясь к Вам, уважаемый Дмитрий Анатольевич, присутствую­щим здесь руководителям федеральных министерств и ведомств, круп­нейших наших российских компаний со словами благодарности за при­езд и неизменную поддержку республики, хочу выразить надежду, что сегодняшнее совещание придаст новый толчок реализации масштаб­ных планов Республики Саха (Якутия) и развитию всего дальневосточ­ного макрорегиона.

Очень важно объединить усилия федеральных органов, регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока, скоординировать региональ­ную политику таким образом, чтобы придать динамику развитию стра­ны в целом и каждого субъекта Федерации в отдельности, обеспечить защиту национальных интересов и безопасности на Востоке России.

В.А. ШТЫРОВ, Президент Республики Саха (Якутия).
Якутия – восточный вектор развития России.
Выступления, интервью по вопросам социально-экономического развития Республики Саха (Якутия). –
Якутск: ОАО «Медиахолдинг Якутия», г. – С. 67-92.