Никогда нельзя сдаваться
Публикации за 2005 год
Из интервью Президента Республики Саха (Якутия) Вячеслава Штырова 1 февраля 2005 года журналистам республиканских средств массовой информации
Комментируя ход реализации так называемого «суперзакона», Президент Якутии сказал, что, в республике принято решение в 2005 году не переходить полностью на монетизацию льгот. Самые дорогие из них остались в натуральной форме. В том числе льгота на оплату за услуги жилищнокоммунального хозяйства ветеранам труда, тыла и жертвам политических репрессий, а также 50-процентная скидка за услуги связи, то есть за телефон, радиоточки. Это позволит на переходном этапе более надёжно защитить интересы наших ветеранов, особенно в случае ценовых колебаний.
В республике монетизированы лекарственное обеспечение и транспортные расходы. Президент напомнил, что ветеранам тыла и жертвам политических репрессий выплачивается 175 рублей в месяц на лекарственное обеспечение. Эта выплата уже осуществляется реально. Мы вошли в федеральную систему получения лекарств, для республики поставщиком определена фирма «РОСТО». В принципе, эта система напоминает ту, которая была раньше. Чем она отличается?
Увеличилась сумма, в 2004-м мы давали бесплатных лекарств на 800 рублей в год, а сейчас получается больше тысячи рублей. Изменилась и схема. Раньше лекарства брали в уполномоченных аптеках, а сейчас их будут получать в любой, но по специальным рецептам врачей. Здесь возникли определённые трудности: надо оформить по четыре документа на одну единицу лекарств, на это уходит много времени. Правительство Якутии приняло срочное решение по доуком- плектации Минздрава республики компьютерной техникой, добавило немного штатных единиц. Хотя всё это должно было делаться за федеральный счёт.
Что касается проездных, то, как известно, они практически выплачены, по 600 рублей на квартал. Республиканское Правительство сейчас ведёт работу с главами улусных администраций и представителями автотранспортных предприятий по схеме внедрения проездных билетов.
В целом по республике и изменение схемы предоставления льгот в связи с перераспределением полномочий между федеральными и региональными властями, и их монетизация прошли удовлетворительно, без особых сбоев.
Председатель Правительства России Михаил Фрадков подписал постановление о строительстве магистрального нефтепровода из Восточной Сибири на Тихий океан по варианту «Транснефти». Реально ли ещё бороться за якутский вариант, и если не реально, то можно ли какие-то выгоды извлечь из принятого?
Вкратце хочу напомнить наши позиции по этому вопросу. Первоначально мы были против, чтобы магистральные трубопроводы шли из Восточной Сибири напрямую в Китай по маршруту Ангарск-Дацин. Тому было несколько причин: и угроза зависимости наших нефтяников от единственного покупателя углеводородов; и необходимость строительства протяжённых подводящих нефте- и газопроводов от месторождений до Ангарска; и то, что собственно Дальний Восток оставался без нефти и газа, они ведь уходили, в основном, на экспорт. Наши доводы были приняты и руководством Российской Федерации было определено, что магистрали двинутся с запада на восток по территории России на наше Тихоокеанское побережье.
Но при выборе конкретных трасс трубопроводов по этому маршруту споры развернулись вновь. Только теперь спорили о ва- риантах прохождения трасс. Их было два. Первый условно назовём вариантом «Транснефти». Он предусматривает начало трассы в Тайшете Иркутской области. Почему там? Это точка подключения нового нефтепровода к действующим на западе страны магистралям единой государственной нефтепроводной системы. Затем он движется вдоль Байкало-Амурской железной дороги прямо на восток, на Тихий океан. Второй вариант, так называемый «северный», был предложен нами и доложен Президенту России на совещании в Хабаровске в феврале 2004 года. В соответствии с ним магистральные трубопроводы также начинаются в Тайшете, но затем поворачивают на северо-восток, проходят через юг Эвенкии, север Иркутской области, Западную Якутию, доходят до Алдана, потом идут вдоль Амуро-Якутской железной дороги до Сковородино и вдоль Транссиба до Находки.
Принят первый вариант. Кажется, что он бесспорен. Ведь это самый прямой, а значит – самый дешевый путь. Но это только на первый взгляд и только с точки зрения «Транснефти». На самом деле, если посчитать общие суммарные затраты всех нефтяников, этот вариант будет дороже «северного». Ведь в этом случае трубы идут, если можно так выразиться, в «нефтегазовой пустыне». В том смысле, что на расстоянии в половину тысячи километров от его оси нет никаких месторождений нефти и газа. Значит, надо делать к магистрали подводящие трубопроводы и из Иркутской области, и из Эвенкии, и из Якутии.
Тогда суммарная длина труб удвоится. А целый ряд Восточносибирских месторождений можно будет законсервировать. Они станут нерентабельными потому, что, как говорится «за морем телушка-полушка, да рубль перевоз». В нашем случае «перевоз» – это перекачка углеводородов. Кроме того, не надо забывать, что трасса БАМа – это сейсмическая зона. Давайте вспомним, что Северомуйский тоннель на этой железной дороге строился четверть века из-за непрерывных сдвижек земной коры. Как же пойдут нефтепроводы даже не через, а вдоль опасных Яблонового, Станового и других хребтов?
Наш «северный» вариант идет в спокойной в орографическом отношении зоне, прямо через основные нефтегазовые месторождения Восточной Сибири и Якутии – Юрубчено-Тохомскую группу, Ковыкту, Верхнюю Чону, Талакан, Чаянду и другие. С точки зрения общегосударственных интересов он выгоден во всех отношениях. Знаете, на заседании Комиссии Правительства России по вопросам топливноэнергетического комплекса президент «Транснефти» Семен Вайншток сказал, что, будь он председателем Госплана, принял бы вариант Якутии, а так он отвечает только за свое и настаивает на нем. И, к сожалению, настоял. Мне кажется, что принимая решение, Правительство России больше думало об экономии времени и денег по чисто формальным показателям.
Ну что же, мы люди дисциплинированные: решение принято – будем выполнять. Но пока до начала стройки ведутся расчёты и изыскания, оставляем за собой право доказывать своё. Под самый Новый 2005 год я встречался по этому вопросу с Президентом Владимиром Владимировичем Путиным, затем с Председателем Правительства России Михаилом Ефимовичем Фрадковым, представлял им дополнительные расчеты и обоснования, подтвержденные Сибирским отделением Российской Академии наук. Они дали поручения министерствам еще раз рассмотреть их.
Будем дальше работать. Никогда нельзя сдаваться.
Каково на самом деле финансовое положение республики?
Честно сказать, когда Правительство Республики Саха (Якутия) в нынешнем составе приступило к работе, то я не ожидал, что у нас в республике такой большой объём государственного долга. И за это время много сделано по его реструктуризации. Например, за три года задолженность по заработной плате с 1 млрд. 900 млн. снизилась до 300 млн. рублей. В основном эта задолженность была связана с нашим консолидированным бюджетом.
Были крупные долги перед Российской Федерацией, которые удалось реструктуризировать. На 15 лет отсрочен долг по золотым кредитам, который был выдан для ликвидации закрываемых посёлков. Это пять тонн золота. Удалось провести реструктуризацию долгов, которые республика получила во время наводнения в Ленске. Сумели списать часть долгов, связанных с деятельностью агропромышленного комплекса.
А на сегодня финансовое состояние республики таково, что мы спокойно выпускаем облигации, по финансовым параметрам их выпуск считается одним из самых удачных в России. Спокойно берём кредиты, некоторые банки даже обижаются, что берём кредиты не у них.
Штыров В.А. Реальные задачи – работа на будущее.
Статьи, выступления, интервью Президента Республики Саха (Якутия) за 2005 год. – Якутск.:
Администрация Президента и Правительства Республики Саха (Якутия), 2007 – С. 38-42.