Публикации за 2006 год

По материалам выступления В.А. Штырова на заседании Общественно-консультативного Совета при Президенте Республики Саха (Якутия) 13 июня 2006 года

Президент Российской Федерации В.В. Путин в своих выступлениях не раз подчёркивал уникальное место и роль нашей страны в системе мировой энергетической безопасности. И недавние встречи министров различных отраслей крупнейших стран мира в преддверии очередного саммита большой восьмёрки тоже проходили под лозунгом поиска пу­тей её обеспечения.

Это ещё раз подчёркивает, насколько важна для всего человечества энергетическая база. А любые критические события – политические кризисы или природные катаклизмы – показывают её уязвимость и хрупкость.

Для того чтобы Российская Федерация сохранила своё сегодняшнее весомое положение в обеспечении мировой энергетической безопас­ности, чтобы энергетические богатства Российской Федерации служили надёжным и мощным источником развития нашей страны, надо сохра­нять и укреплять свои позиции на мировых рынках. Сейчас идёт упорная борьба за эти рынки, бурно обсуждаются вопросы трасс прохождения трубопроводов, диверсификации логистики энергоресурсов. Вы знаете, какую дискуссию вызывают, предположим, строительства североевро­пейского газового трубопровода по дну Балтийского моря, нефтепро­вода Баку-Джейхан в Каспийском бассейне. Конечно же, Российской Федерации в этих условиях надо укреплять свои позиции.

Выбор окончательного варианта трассы нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан». Талакан – Ленск – Олёкминск – Алдан – Нерюнгри. 2006 г

Я полагаю, что на Западе, на европейских рынках, наши позиции достаточно проч­ные, хотя приходится выдерживать очень жёсткую конкуренцию. А вот на нефтяном рынке Азиатско-Тихоокеанского региона Российская Федерация, обладая уникальными запасами нефти и газа, никак не участвует, за исключением пока небольших объёмов поставок с Сахалина. Поэтому Президент и Правительство Российской Фе­дерации считают важным и необходимым использовать сложив­шуюся в последнее время благоприятную конъюнктуру, чтобы осуществить прорыв и выйти на перспективнейший рынок стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Конечно же, некоторые нас там не очень хотят видеть. Существуют проекты подачи на Восток ближнево­сточной и казахстанской нефти, туркменского газа.

Но возможности для выхода нашей страны на новые ёмкие рынки есть. Ключом к реализа­ции этих возможностей является строительство трубопровод­ной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО). Она нужна всей стране, это стратегическая задача для Российской Федера­ции, но больше всего она нужна нам, потому что даст мощный толчок развитию Якутии, всего Дальневосточного региона и Вос­точной Сибири.

По ходу рассмотрения предполагаемого маршрута будущего нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» на разных этапах были разные варианты. Правительство Республики Саха (Якутия) всегда имело свою принципиальную точку зрения по этому важ­нейшему вопросу. Мы обосновывали её не исключительно республи­канскими интересами, а всегда считали, что мы исходим из общероссий­ских. Во время обсуждений и дискуссий, в том числе на самом выс­шем уровне, мне не раз приходилось говорить о том, что основной рассматриваемый маршрут нефтепровода из Усть-Кута на Тынду вдоль трассы Байкало-Амурской железной дороги (такназываемый «южный» вариант) не отвечает интересам государства. Потому что этот маршрут проходит по абсолютным «нефтегазовым пустыням».

Исходя из геологических закономерностей, там нет и не будет найдено месторождений углеводородов. В то же время в этом варианте остава­лись на большом удалении от магистрального нефтепровода нефтяные залежи севера Иркутской области, юго-запада Якутии и Эвенкии. Бога­тейшие месторождения стали бы в одночасье неэффективными. И по­нятно почему. От каждого из них надо было бы строить подводящие к магистрали нефтепроводы длиной до тысячи километров. Здравый смысл и государственный подход победили. Наш «северный» ва­риант принят. Сейчас мы должны, как говорят геодезисты, «вынести проектные оси на местность». Обсудить конкретику.

Компания «Транснефть» в соответствии с действующим законодатель­ством предоставила для рассмотрения в Республике Саха (Якутия), Ир­кутской и Амурской областях Декларацию о намерении по строительству первой очереди магистрального нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан». У нас в республике во всех улусах, где проходит трасса нефтепровода, а также в городе Якутске открыты общественные при­ёмные, куда каждый может обратиться со своими предложениями и во­просами. Декларация была обсуждена на уровне Правительства Якутии, в муниципалитетах, контролирующих и заинтересованных организаци­ях.

Сегодня внесена на рассмотрение Общественно-консультативного Совета при Президенте Республики. И итогом всей этой работы должно быть принятие решения – одобряется Декларация или не одобряется. Это сугубо принципиальный документ, он говорит о том, какие будут приняты основные планировочные, технические и технологические ре­шения, как исполнится при этом действующее законодательство, какие будут экологические и экономические последствия сооружения маги­стрального газопровода. Если Декларация будет одобрена, начнётся другой этап – разработка технико-экономического обоснования (ТЭО), а потом проекта строительства.

В ТЭО будет особый раздел – «Оценка воздействия на окружающую среду» (ОВОС). Он должен зафиксировать, в каком состоянии находится экология по всей трассе нефтепровода до начала строительства, а потом показать, как будет меняться экологи­ческая ситуация с реализацией проекта. Это очень важно. Но до этой стадии ещё надо дойти. Если не будет одобрения Декларации, то проек­тировщики должны будут принимать другие решения по прохождению маршрута и до ТЭО дело не дойдёт пока. Если же Декларация будет одо­брена, то раздел ОВОС в составе ТЭО будет представлен нам, ориенти­ровочно, через месяц, потому что многие предварительные работы по нему уже ведутся.

Тогда мы и должны получить полные ответы на все интересующие нас вопросы по части экологии. Затем, после того, как пройдут обще­ственные слушания и государственная экспертиза по ТЭО в целом и по ОВОС в его составе, могут быть начаты работы по проекту. Ожидается, что проект будет выполняться тремя отдельными частями, и первая часть – от Тайшета в Иркутской области до Талакана – будет закончена в октябре этого года. Вторая часть – от Талакана до Алдана – в ноябре, и в конце года – от Алдана до Сковородино в Амурской области. Такова логика действий.

Схема достаточно структурирована, и у нас будет возможность по­лучить ответы на все конкретные вопросы. Я хочу отметить, что если вы хотите участвовать в работе, то надо участвовать. Здесь вы пред­ставляете разные общественные организации и партии. Вам известно (это опубликовано в газетах и Интернете), где находятся общественные приёмные ОАО «Транснефть», рабочие группы проектировщиков, их ко­ординаты, телефоны, факсы. Занимайтесь, смотрите, работайте с ними. В принципе в республике эта работа уже довольно продолжительное время ведётся, но пока по административной, а не по общественной ли­нии. А сегодня остановлюсь на общих вопросах, чтобы было единое их понимание.

Насколько эффективен этот проект, что мы должны требо­вать с экономической и социальной точки зрения от «Транснефти» как будущего хозяина нефтепровода?

По представленным расчётам прямой экономический эффект весьма значителен. Только консолидированный бюджет Республики Саха (Якутия) будет получать на разных стадиях развития проекта от 3 до 5 млрд. рублей в год в виде налоговых доходов. Эта цифра уже рассчитана по годам. На территории республики уже на первом этапе развития проекта, в ближайшие три года, будет создано 1300 новых постоянных рабочих мест, не говоря о подрядных орга­низациях, которые будут привлекаться не только в период строи­тельства, но и в ходе эксплуатации. Мы понимаем, что современные системы управления нефтепроводом – это сложная интеллектуальная работа, которая требует автоматизации производства, современной космической связи, подготовленного персонала.

Поэтому у нас появят­ся рабочие места для специалистов нового качества. Это хорошо, это пополнение интеллектуального потенциала республики, тем более что он будет сосредоточен в улусах. Большая часть работников будет подго­товлена из молодёжи тех улусов, через которые пройдёт нефтепровод. В октябре закончится проектирование первого этапа, и «Транснефть» вместе с администрацией Ленского улуса должна осуществить набор и направить порядка 200 человек на учёбу в свой Центр подготовки

ка­дров в Ангарске. А в следующем году уже почти половина из требуе­мых всего 1300 человек должна быть отправлена на учёбу. Они станут специалистами среднетехнического уровня, будут работать непосред­ственно на рабочих местах.

Инженерный состав также будет набираться в следующем году, его численность в настоящее время согласовыва­ется с Правительством Республики Саха (Якутия). Таким образом, ОАО «Транснефть» уже на старте решает кадровые вопросы за счёт привле­чения якутян. Новые рабочие места, требующие высокой квалификации и высокооплачиваемые – это важный социальный эффект от ВСТО для республики. Примерно также с точки зрения бюджетов и занятости бу­дет обстоять дело у субъектов Федерации – наших соседей.

Это первая очередь ВСТО. А дальше вторая очередь нефтегазовой магистрали пройдёт от Сковородино в Амурской области по террито­рии Хабаровского и Приморского краёв до посёлка Козьмино на побе­режье Тихого океана в районе города Находки. Там планируется создать новый экспортный терминал для отгрузки нефти в страны Азиатско- Тихоокеанского региона и один из крупнейших в России нефтепере­рабатывающий завод, а в дальнейшем – и нефтехимический комплекс. В ходе реализации проекта второй очереди магистрального нефтепро­вода «Восточная Сибирь – Тихий океан» потребуется сооружение новых насосных станций в Республике Саха (Якутия) и удвоение численности персонала относительно первой очереди. Экономический и социаль­ный эффект проекта в целом повысится существенно.

Якутия. Мирнинский район. На обустройстве нового нефтедобывающего комплекса ООО «ТААС-Юряхнефтегаздобыча». 2006 г.

Но не только доходы в бюджет и новые рабочие места – главное для нас. Нефтепровод мы должны рассматривать так же, как до­рогу. Пришла дорога – начинается жизнь, начинается развитие всех отраслей человеческой деятельности. Так же и здесь – если нефтепровод не будет построен, никому не будут нужны наши месторождения нефти. И наоборот, ввод нефтепровода много­кратно увеличивает цену любого, даже самого маленького нефте­газоносного участка. Это важнейшая предпосылка для развития нефтегазового комплекса всего востока страны. С имеющимся нефтепроводом у нефтегазового комплекса совсем другие параметры экономической эффективности.

У нас, в Якутии, со строительством магистрали ВСТО перед нефтедобы­вающей промышленностью открываются наконец-то самые благопри­ятные перспективы. В 2008 году будет введён нефтяной комплекс на Та- лакане, и к 2010 году он наберёт мощность до 7,5 млн. тонн добычи в год. Это мы планируем уже сейчас, задача абсолютно реальная, и она будет выполнена. К этому же времени компанией «Таас-Юряхнефтегаздобыча» будет освоено Среднеботуобинское месторождение. Она должна добы­вать более 2 млн. тонн. В совокупности 10 млн. тонн нефти. Объём товар­ной продукции – более 2 млрд. долларов, столько же, сколько сегодня приносит алмазная компания «АЛРОСА».

Это революционные изменения в бюджетной системе Республики Саха (Якутия), которые связаны только с двумя месторождениями. Но, чтобы это всё было востребовано, чтобы месторождения действительно были запущены, необходима до­рога – нефтепровод. Абсолютно также обстоит дело и с месторождения­ми Эвенкии и Иркутской области. А в целом ВСТО создаёт предпосылки для мощного старта освоения новой для страны Восточно-Сибирской нефтегазовой провинции. Таким образом, нефтепровод – только усло­вие для выполнения более глобальной задачи, поэтому требовать от него решения всех наших социальных проблем неправильно. Требовать надо от нефтяников, которые используют наши природные ресурсы. Вот такой подход будет реализовываться.

Второе, что даёт нефтепровод – развитие инфраструктуры. Для того чтобы обеспечить электроэнергией ту часть нефте­провода, которая проходит по территории Республики Саха (Яку­тия), надо построить как минимум две линии электропередач. Одна – из Мирного в Олёкминск и далее в Алдан и на Талакан через Ленск, а другая – от Талакана до Киренска. Вспомните, как Прави­тельство Республики Саха (Якутия) настойчиво ставит вопрос о необходимости создания объединённой энергосистемы страны и через Якутию протянуть ЛЭП с Дальнего Востока в Сибирь. Вы видите, что сам нефтепровод требует такого же решения.

Это означает, что у нас появляется реальная возможность перейти от теоретической постановки вопроса к делу. Вместе с РАО «ЕЭС России» мы этот вопрос прорабатываем и вместе с нефтяниками его реализуем. Для Республики Саха (Якутия) новые ЛЭП – это возмож­ность использовать избытки электроэнергии во всех трёх энергоузлах: в Западном, Центральном и Южном. Во-первых, для получения допол­нительных доходов от продажи электроэнергии за счёт перетоков в другие энергосистемы, во-вторых, для снижения тарифов, и, в-третьих, для дальнейшей электрификации всей нашей жизни. Вы видите, что, по меньшей мере в Западной Якутии, частично мы взяли курс не на газифи­кацию, а на электрификацию и переводим дома и социальные объекты на электроотопление. Тем более что это всё направлено на перспекти­ву – через 10-15 лет мы создадим Южно-Якутский гидроэнергетический комплекс, чтобы снизить тарифы в Якутии и на всём Дальнем Востоке и сделать нашу экономику конкурентоспособной.

По автомобильным дорогам, как здесь правильно звучало, действи­тельно есть возможность для развития их сети использовать и строи­тельство нефтепровода, и, главное, освоение нефтяных месторождений.

Но они не стоят в такой прямой, линейной зависимости, как кажется на первый взгляд. Потому что ни одна дорога общего пользования не мо­жет попасть непосредственно в зону трассы нефтепровода по норматив­ным ограничениям. Кроме того, сам по себе нефтепровод – стратегиче­ский объект, который будет охраняться, пускать прямо рядом с ним об­щую трассу запрещено. Но ведь и технологическая притрассовая дорога вдоль нефтепровода и внутренние нефтяные промыслы сами требуют внешних выходов на сеть круглогодичных дорог общего пользования. Иначе они не выполнят свои функции. На западе Якутии и севере Иркут­ской области действуют только автозимники, построенных дорог нет.

Вот почему эту тему мы недавно обсуждали в Министерстве транспорта Российской Федерации. Разговор шёл об организации государственно-частного партнёрства при строительстве автомобиль­ных дорог в Якутии. Конкретно – федеральной дороги «Вилюй», кото­рая должна идти от Якутска до Иркутска. Я говорю федеральной, потому что вопрос придания этой дороге федерального статуса практически решён. Она нужна всем, в первую очередь нефтяникам. Вот и поле для партнёрства государства и бизнеса. А в более общем плане получается, что именно нефтегазовый комплекс придаёт давно намеченному, но всё время откладывавшемуся проекту строительства автодороги «Вилюй» актуальность и реальность.

Наряду с позитивными социальными и экономическими эффек­тами, которые мы получим с реализацией проекта нефтепрово­да «Восточная Сибирь – Тихий океан», могут быть и потери. На­пример, правильно ставится вопрос о возможном экологическом ущербе. Но если мы одобряем эту трассу, то в разделе ОВОС мы всё
должны проверить и подсчитать. На самом деле, если сравнить те гектары земли, ту площадь, которая отводится для строительства нефте­провода с общим масштабом республики, то под этот проект попадает очень малая часть нашей территории.

Конечно, нельзя это приумень­шать, но нельзя и преувеличивать. Здесь утверждалось, что со строи­тельством железной и автомобильной дорог в Южной Якутии оленево­ды Иенгры потеряли пастбища и перестали заниматься оленеводством. На самом деле смешно и говорить об этом. Надо реально всё оценивать. Кстати, жители Иенгры единодушно поддержали маршрут прохождения трассы нефтепровода. Потому что не железная и автомобильная дороги были причиной их потерь, а совсем другие вопросы. Если бы в своё время были созданы экономические и иные предпосылки для того, что­бы было выгодно и интересно заниматься оленеводством, то все бы им занимались. Не надо путать причины со следствием и сваливать всё в одну кучу. Уже первые шаги, которые мы сделали в республике в рамках принятой пятилетней Программы социально-экономического развития села, сразу обеспечили рост оленеводства. Вот где корень, а не в про­ходящих мимо дорогах.

Честно говоря, для нас было важнее, чтобы магистральный газопро­вод раньше прошёл по этой трассе, чем нефтепровод. Ситуация такая, что существует основной вариант прокладки газопровода, когда при­ мерно в том же коридоре, что и нефтепровод, ложатся и газовые тру­бы, конечно, с какими-то отклонениями. Если газовые трубы пойдут по трассе нефтепровода, это практически газификация севера Иркутской области и большей части Якутии. Не газифицированными останутся только Крайний Север и Восток республики, да и то там мы ведём гео­логические работы на углеводороды, есть определённые предпосылки их обнаружения.

Пока идут дебаты о схеме развития газовой промышленности в Вос­точной Сибири и на Дальнем Востоке. Мы не согласны с «Газпромом» в том, что общий проект надо разбивать на части и приоритет получают Сахалин, Иркутская область, и только потом доходит очередь до наших месторождений. Вопрос будет решаться в сентябре 2006 года, поэтому нам надо укрепить доказательства своей правоты. В этом смысле строи­тельство нефтепровода укрепляет наши позиции, так как создаваемая для него инфраструктура послужит и будущему газопроводу.

Исходя из всего сказанного, я полагаю, что мы должны одобрить Декларацию о намерениях. Декларация – это намерение, заявление о том, что мы хотим провести нефтепровод, доказательство того, что это будет эффективно и безопасно. Не зря здесь так долго говорили о системе управления проектом, о его безопасно­сти. На этом этапе всё, что положено по закону, нам представили. Мы всё изучили и согласны. На следующем этапе мы будем изучать ТЭО проекта и его раздел ОВОС – оценку воздействия на окружающую среду. Вот там мы можем предъявить конкретные требования: делайте трубу под таким или иным углом, такой-то толщины и т. д. Потом пред­стоит утверждать три проекта отдельно, по частям, а дальше – проект самого строительства.

Следует создать и общественную систему контроля за ходом строительства. Конечно, Правительство ре­спублики будет осуществлять контроль. Но и общественный контроль нужен, тем более что мы апробируем его впервые, и это потом может пригодиться для иных целей. Поэтому я предлагаю принять положительное решение. То, что было добавлено вами по ча­сти технических, экологических и иных вопросов, мы принимаем, и в со­ставе решения направим в ОАО «Транснефть», Минэнерго Российской Федерации, чтобы они знали, какие у нас существуют проблемы и точки зрения. Спасибо.

Штыров В.А. Устойчивое развитие: проекты и перспективы.
Статьи, выступления, интервью Президента Республики Саха (Якутия) за 2006 год. – Якутск:
Библиотека Президента и Правительства Республики Саха (Якутия), 2007г. – С. 57-61.