Нефтегазовое будущее востока России
Публикации за 2010 год
По материалам пресс-конференции Президента Республики Саха (Якутия) В.А. Штырова для журналистов республиканских и районных СМИ 31 января 2010 года в г. Мирном
— Темой нашей сегодняшней встречи будет развитие нефтегазового комплекса республики и всего Дальнего Востока.
Для начала я хотел бы совершить краткий исторический экскурс. Известно, что первые документальные свидетельства о наличии на территории Якутии «каменного масла», как в старину называли нефть, относятся к концу XVIII века. Эти сведения были полностью подтверждены спустя чуть более 150 лет, когда Главное управление Северного морского пути Советского Союза получило нефтяной фонтан из пробуренной в Анабарском улусе на берегу Северного Ледовитого океана скважины и начало использовать нефть для собственных нужд.
Это произошло в 1948 году и именно его, на мой взгляд, надо считать годом рождения нефтяной промышленности Якутии. Через восемь лет в результате целенаправленных поисков было открыто Усть-Вилюйское месторождение газа, а затем и ряд других. Они послужили основой создания в республике новой — газовой — отрасли и широкому использованию газа для нужд энергетики, жилищно-коммунального хозяйства, в качестве моторного топлива. Благодаря масштабной и результативной работе наших геологов уже к началу XXI века мы подошли с солидными запасами углеводородного сырья на балансе, которые сосредоточены в ряде крупных и крупнейших, по геологической классификации, месторождений. Одно из них — Чаяндинское — относится к числу уникальных.
Опираясь на эту ресурсную базу и почти полувековой успешный опыт работы газовых промыслов и газотранспортных систем в экстремальных условиях Якутии, Правительство республики в 2002-2003 годах провело огромную работу по выработке стратегии дальнейшего развития нефтегазового комплекса. Вы, наверное, помните, что в эти годы по инициативе руководства Якутии по нефтегазовой тематике был проведён целый ряд совещаний на федеральном уровне с участием заместителей Председателя Правительства, Минэкономразвития, Минприродресурсов, Минэнерго, Минпрома, Минтранса России. Республику посетили первые лица ОАО «Газпром», ОАО «Роснефть», ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «Транснефть», других крупнейших отечественных компаний.
Самые тесные контакты были установлены с учёными Российской академии наук, Московского института нефти и газа, Санкт-Петербургского горного института, других научных учреждений страны. Активно работали и наши исследователи Якутского научного центра СО РАН, Якутского государственного университета, специалисты многих республиканских предприятий, причём разных отраслей. Результатом этой работы стало концептуальное видение интересов и возможностей республики в нефтяной и газовой промышленности, пошаговый план их развития, по крайней мере, на всю первую треть XXI века. Особо хочу подчеркнуть, что будущее нефтегазового комплекса Якутии всегда рассматривалось нами в контексте освоения ресурсов углеводородов всех восточных регионов России в целом и целевых программ социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья.
Предложения республики в целостном виде были представлены на специальном Межрегиональном совещании по стратегии развития нефтяной и газовой промышленности Восточной Сибири и Дальнего Востока. Оно было проведено в начале 2004 года в городе Якутске по совместной инициативе Минприродресурсов России и Правительства Якутии. В совещании приняли участие представители всех заинтересованных федеральных министерств и ведомств, ряда субъектов Федерации, крупнейших российских нефтегазовых компаний, ведущие в стране учёные и практики отрасли. В ходе обсуждения острая полемика развернулась вокруг двух концепций развития нефтяной и газовой промышленности востока страны.
Первая предполагала в абсолютно приоритетном порядке сосредоточить усилия в Иркутской области вокруг уже существующей группы нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств Ангарска и Саянска и Ковыктинского нефтегазоконденсатного месторождения. Нефть, газ и продукты их переработки предлагалось направлять, в основном, на экспорт в Китай трубопроводным транспортом. Что касается групп месторождений углеводородов Эвенкии и Якутии, то их освоение планировалось в отдалённом будущем по мере исчерпания запасов Ковыкты. Сахалинский же центр добычи нефти и газа должен был развиваться самостоятельно и изолированно. Эта концепция получила короткое и ёмкое название «Ангарск — Дацин». Корнями она уходит в идеи небезызвестного Ходорковского и мобилизованной им мощной лоббистской группы чиновников и нанятых теоретиков.
Другая концепция предусматривала параллельное, но с определённым временным лагом, создание четырёх новых нефтегазодобывающих центров в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке: Сахалинского, Якутского, Иркутского, Эвенкийского. Эти центры объединяются между собой и связываются с единой трубопроводной системой России магистральными нефте- и газопроводами из Сибири на наше Тихоокеанское побережье. Такой вариант гораздо сложней и затратней первого, но его преимущества очевидны. Прежде всего, это энергобезопасность страны: появляется возможность при необходимости перераспределять потоки углеводородов с запада на восток и в обратном направлении. Это и все предпосылки для газификации населённых пунктов юга Эвенкии и Якутии, севера Иркутской области, Амурской области, Еврейской автономной области, Хабаровского и Приморского краёв.
Это и база для создания новых предприятий нефтепереработки, газопереработки и химической промышленности в целом ряде субъектов Федерации. Да и сами по себе добывающие промыслы и трубопроводные системы дают тысячи новых рабочих мест для сибиряков и дальневосточников, новые перспективы для нашей молодёжи. Именно эта концепция, предложенная республикой, и была принята за основу для дальнейшей разработки программ развития нефтегазового комплекса Восточной Сибири и Дальнего Востока на Межрегиональном совещании в Якутске. Поэтому с полным правом можно сказать, что именно Якутия является и инициатором, и участником разработки, и лоббистом, и защитником концептуальных решений по организации добычи, транспортировки и переработки углеводородов на востоке страны, которые сейчас реализуются на практике.
Нельзя сказать, что после совещания все споры стихли. Они продолжились, но теперь уже в другой плоскости. Касались, в основном, конкретики в рамках концептуальных решений. Например, о трассах прохождения нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан». Как вы знаете, первоначально планировалось проложить его вдоль БайкалоАмурской железной дороги по маршруту Ангарск — Северобайкальск — Тында — Сковородино — Находка. Однако по настоянию, прежде всего нашему, в 2005 году был выбран иной, «северный» вариант его прохождения: Тайшет — Талакан — Алдан — Сковородино — Находка.
Или долго мы не находили общего языка с «Газпромом» по касающимся Якутии деталям Восточной газовой программы. Окончательные решения были согласованы только в 2006 году после приезда в республику руководства компании по поручению Президента России В.В. Путина, с которым на многочисленных встречах перед этим мы обсуждали газовую тематику.
Но при всём этом именно 2004 год можно считать отправной точкой в новейшей истории нефтегазовой промышленности республики. Ведь тогда были приняты решения, определяющие её сегодняшнее лицо: о строительстве, начальной и конечной точках нефтепроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий океан»; об основных параметрах Восточной газовой программы и создании в её рамках Якутского центра добычи газа. В том же году приступил к практической работе в республике «Сургутнефтегаз».
Итак, отправная точка — 2004 год. Сейчас завершился 2009-й. Что же сделано за это время, чего мы добились и как будет дальше?
Прежде всего, важнейшим итогом шестилетней работы стало создание мощного современного нефтедобывающего комплекса на Талакан- ском и Алинском нефтегазоконденсатном месторождениях. Многие из вас побывали на наших нефтяных промыслах и могли своими глазами увидеть десятки вновь созданных объектов. На центральном блоке Та- лакана, куда собирается добытая нефть, они производят впечатление целого города из промышленных сооружений со своими улицами и проспектами. В прошедшем году мы добыли 1,2 миллиона тонн нефти, в этом году должны выйти на рубеж 2,5 миллиона тонн нефти и дальше — по нарастающей. И самое главное, что эту нефть есть куда отправлять.
Завершено строительство первой очереди магистрального нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО). Ещё в советские времена из Западной Сибири в Иркутскую область, в Ангарск был проложен нефтепровод. В Ангарске, как вы знаете, есть нефтеперерабатывающий завод, откуда мы получаем разные виды топлива, нефтехимическую продукцию. Теперь же мы подключились к этому магистральному нефтепроводу в Тайшете, отсюда ВСТО идёт через Иркутскую область и Якутию в Амурскую область до железнодорожной станции Сковородино на Транссибирской магистрали. Дальше нефть пока перевозится по железной дороге в порт Козьмино, находящийся в Приморском крае. Там её перегружают в танкеры и рассылают по всему миру.
Ввод нефтедобывающего комплекса на Талакане и завершение строительства первой очереди магистрального нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» означают создание в Якутии новой отрасли народного хозяйства — нефтяной промышленности. В общероссийских масштабах их значение заключается в том, что начато освоение новой Восточно-Сибирской нефтегазовой провинции.
Можно сказать, что первый этап развития нефтяной промышленности на востоке страны завершён и сейчас мы приступаем к реализации второго.
Итогом первого этапа стало создание новой отрасли народного хозяйства — современной нефтедобычи. Что это нам даёт? Сегодня только в «Сургутнефтегазе» работают 7,5 тысячи человек, 2 тысячи из них — якутяне. Это высококвалифицированная, высокооплачиваемая работа. Количество рабочих мест, которое предназначено для якутян, всё время растёт. Для того чтобы закрепить кадры, мы совместно с «Сургутнефтегазом» и компанией «Транснефть» начали в Витиме строительство современного посёлка. На трассе нефтепровода ВСТО построены три большие насосные станции.
Кто был на Талакане, тот знает, что это целый маленький промышленный городок, где нефть доводится до нужной кондиции, чтобы она нормально прошла по нефтепроводу. На территории республики построены три такие станции: НПС-10 на Талакане, НПС-14 в Олёкминске и НПС-17 в Алдане. На этих станциях, на обслуживающих их базах работают сотни якутян. Они приняты на работу в «Транснефть». «Сургутнефтегаз» стал вторым по величине налогоплательщиком в республике после «АЛРОСА», значительно опередив золотодобывающую промышленность и «Якутуголь». Бюджет республики теперь пополняется не только за счёт алмазов, но и нефти. Для Ленского же района «чёрное золото» стало главным источником поступления доходов.
Подводя итог, можно сказать, что уже сегодня нефтяная промышленность играет большую роль в жизни республики.
Как она будет развиваться дальше, на втором этапе? В прошлом году, ещё до ввода в эксплуатацию первой очереди ВСТО и нашего Талаканского месторождения, начались проектирование и строительство второй очереди нефтепровода, будет проложен трубопровод со станции Сковородино через Амурскую и Еврейскую автономную области, Хабаровский край в Приморье, чтобы удешевить транспортировку нефти. Она пойдёт по трубопроводу прямо до морского порта Козьмино, где компания «Роснефть» строит крупный нефтеперерабатывающий завод мощностью 20 миллионов тонн переработки нефти в год. Этот завод будет одним из крупнейших в России и мире.
Что же в этой связи будет происходить у нас, в Республике Саха (Якутия)?
Прежде всего, надо наращивать добычу нефти до 15 млн. тонн в год. Это будет делаться за счёт доведения до проектных объёмов производственного комплекса на Талакане и последовательного ввода в эксплуатацию новых месторождений компаниями «Сургутнефтегаз», ООО «Таас-Юрях Нефтегазодобыча», ЗАО «Иреляхнефть», ОАО «Роснефть». Для того чтобы в Приморский край отправлять миллионы тонн нефти, необходимо построить ещё несколько насосных станций. Одна из них, НПС-12, будет располагаться рядом с городом Ленском, НПС-13 — между Олёкминском и Ленском, НПС-16 — между Олёкминском и Алданом, НПС-18 — между Нерюнгри и Алданом.
На их строительстве будут задействованы наши подрядные организации из Олёкминска и Алдана, которые очень хорошо проявили себя на сооружении первой очереди нефтепровода, теперь руководство «Транснефти» просит меня поспособствовать, чтобы они работали и дальше. Для работы на постоянной эксплуатации новых станций очередная группа якутян, порядка 300 человек, уже сейчас направлена на учёбу в учебный центр «Транснефти», набор нашей молодёжи будет продолжаться и дальше. То есть будет увеличение объёма производства и рабочих мест, а соответственно и отчислений в бюджет.
Но вся проблематика строительства второй очереди нефтепровода не исчерпывается только этим, она приведёт и к другим изменениям в экономике республики.
В первую очередь надо обеспечить надёжность транспортной системы для нормального функционирования нефтепровода ВСТО. В этой связи сейчас ведётся проработка выбора маршрута будущей автомобильной дороги Якутск — Иркутск. В 2007 году по нашей настойчивой просьбе республиканская дорога «Вилюй» (Якутск — Мирный) была передана в федеральную собственность с целью продолжить её строительство до Иркутска. На участке Мирный — Иркутск, где её сейчас не существует, сегодня ведутся проектные работы, в том числе выбирается будущий маршрут. Дорога с нашей стороны заканчивается в Мирном, а со стороны Иркутской области — в Усть-Куте. Теперь нам надо их соединить. Этот вопрос мы сейчас прорабатываем в Министерстве транспорта России.
В прошедшую неделю я встречался с заместителем Председателя Правительства Российской Федерации С.Б. Ивановым, который курирует транспорт, заместителем федерального министра транспорта А.Н. Недосековым, ответственным за автомобильные дороги, и с руководством «Росавтодора». Обсуждались конкретные будущие маршруты дороги. Пока конкурируют два варианта: Мирный — Верхне-марково — Усть-Кут, так как сейчас проходит автозимник, или, как предлагает Правительство Республики Саха (Якутия), Мирный — Ленск — Пеледуй — Витим — Верхнемарково, а затем в Иркутской области до Усть-Кута. Второй вариант более значимый для республики, надеемся, что он будет принят. Во всяком случае, мы должны до 2015 года на строительстве этой дороги освоить 41 миллиард рублей. Это огромная стройка.
Такие же капитальные вложения, как были выделены на строительство подземного рудника «Мир». Конечно, нам надо будет мобилизовать все республиканские транспортные и строительные организации на выполнение работ. В результате у нас будет прямой путь — Якутск — Иркутск. Как вы знаете, уже введены в эксплуатацию последние участки федеральной дороги «Колыма». И тогда получается, что самый крайний северо- восток страны будет связан с центральными районами России по трассе Магадан — Якутск — Иркутск и далее до Москвы.
Если говорить в этом же контексте, то само по себе строительство магистрального нефтепровода ВСТО тоже создаёт новый элемент единой транспортной системы страны, только в её нефтепроводной части. На западе она начинается в Усть-Луге на Балтике, а на востоке будет скоро заканчиваться в Козьмино на Тихом океане.
Также с 2011 года в районе Витима — на Талакане — начинается проектирование крупного аэропорта. Все вопросы уже решены, сделано технико-экономическое обоснование, и у республики вскоре появится современный аэропорт такого же класса, как Мирный.
Автомобильная дорога, аэропорт — это наши главные транспортные проекты. Их появление обусловлено развитием нефтегазового комплекса. Но они будут работать на всю республику. Это объекты долгожданные, об их необходимости говорили десятки лет.
Но этого мало. Надо ещё обеспечить надёжное электроснабжение нефтепровода ВСТО. Поэтому сегодня строятся для нас очень важные линии электропередач. Одна из них Мирный — Сунтар — Олёк- минск. Мы должны ввести её в эксплуатацию осенью нынешнего года и подать централизованную электроэнергию с Вилюйской ГЭС в город Олёкминск и на НПС-14 ВСТО. В Олёкминске никогда не было централизованного электроснабжения, стояли дизельные электростанции, себестоимость выработки электроэнергии там почти 20 рублей за киловатт час, в то время как на Вилюйской ГЭС около 1,4 рубля. Новая ЛЭП позволит снизить тарифы в Олёкминске до среднереспубликанских. Но дело не только в этом. В Западной Якутии некуда девать электроэнергию, работают целых три гидроэлектростанции, а рынок сбыта ограничен. Не- дозагружены и мощности Нерюнгринской ГРЭС. Из-за этого выработка электроэнергии снижается, что ведёт к повышению тарифов.
Поэтому для республики крайне важно расширять зоны централизованного электроснабжения и в конечном счёте создать объединённую энергосистему, соединив линиями электропередач Западный, Южный и Центральный энергорайоны Якутии. ЛЭП Мирный — Сунтар — Олёкминск как раз и служит этой цели, а дальше уже строится линия электропередачи из Нерюнгри до Алдана, которая пойдёт и на Якутск. Чтобы работали новые насосные станции второй очереди ВСТО, проектируются новые линии электропередач от Вилюйской ГЭС через Чернышевский в Мирный, затем до Ленска, Пеледуя и потом в сторону Алдана.
Начато строительство линии электропередачи в сторону Иркутска, которая уже дошла до Талакана и Киренска. Таким образом, развитие нефтепроводной системы привело к развитию энергетики, практическому решению важнейшей нашей задачи — созданию объединённой энергосистемы Якутии, связанной линиями электропередач с энергосистемами Дальнего Востока и Сибири, которая была задумана сорок лет назад, но казалась неосуществимой мечтой.
Транспорт, энергетика… Ну а что же будет происходить в самой нефтяной промышленности? На карте Вы видите участки, на которые разделён север Иркутской области, Красноярский край и Республика Саха (Якутия). Здесь будут вестись геологоразведочные работы. Каждый год проходят конкурсы и аукционы, постепенно эти участки приобретают своих хозяев, и видите, вся эта огромная территория, конкретно — Западная Якутия, это объект геологоразведочных работ.
Уже сегодня «Сургутнефтегаз» работает не только в Ленском районе, но и на территории Мирнинского района. Сам город Мирный находится в центре лицензионной территории, которую получил «Сургутнефтегаз». Помимо «Сургутнефтегаза», у нас начали работать и другие нефтяные компании. В частности, «Таас-Юрях Нефтегазодобыча», «Верхне- чонскнефтегаз», «Роснефть», «Газпромнефть». Геологоразведочные работы развиваются, расширяются, охватывая территорию всей Западной Якутии, включая Олёкминский район. До 2020 года здесь должно быть вложено в геологоразведку 93 миллиарда рублей.
Для примера скажу, что в предыдущую пятилетку в обычный год мы на геологоразведку направляли около 1 миллиарда. То есть темпы работ ускоряются многократно. Это работа и для наших сервисных геологоразведочных предприятий, в том числе таких, как «Якутскгеофизика», «Якутскгеология», «Ленанефтегаз» и других.
Как идут дела по нефтепереработке? Мы вчера с Вами на Талакане видели первый в республике небольшой нефтеперерабатывающий завод, вырабатывающий дизельное топливо, которое идёт на собственные нужды «Сургутнефтегаза». Но битум, выпускающийся там, предназначен для всей республики. Когда завод только ещё проектировался, мы направили свои заявки, объёмы, потребности и теперь будем получать оттуда свой битум. Главный наш проект по нефтепереработке — создание нефтеперерабатывающего завода в Ленске. Этим занимается компания «Таас-Юрях Нефтегазодобыча».
Они сделали несколько технико-экономических обоснований, которые имели разные показатели: некоторые хорошие, другие неважные. Поэтому проект находится на доработке, но завод всё равно будет создаваться в Ленске. Это обязательное условие работы для компании «Таас-Юрях Нефтегазодобыча» на территории Республики Саха (Якутия). Проектная мощность завода 500 тысяч тонн нефтепродуктов в год, но, возможно, будет от миллиона до полутора. Это позволит нам полностью обеспечить потребности, по меньшей мере, западного региона Республики Саха (Якутия). Для нас это важно по той причине, что уменьшатся транспортные издержки. Западная Якутия сможет получать нефтепродукты круглый год, не дожидаясь навигации. Также улучшится ситуация на реке. Не надо будет ждать, когда придёт большая вода. Этот проект сейчас находится в стадии разработки.
Если мы подведём черту, конец 2009 года — окончание первого этапа развития нефтяной промышленности республики, начинается второй, такой же объёмный, как и первый. Теперь у нас уже есть хорошая база, есть на что опереться. Нефтяная промышленность по вкладу в валовой региональный продукт, по налогам уже почти сравнялась с алмазной.
Но газовая промышленность превзойдёт их обе. Как строится план дальнейшего развития газовой промышленности республики? Она у нас есть, существует уже более 50 лет. В районе Кысыл-Сыра есть действующие газовые промыслы, в городе Якутске была построена первая в СССР газотурбинная электростанция, хорошими темпами идёт газификация населённых пунктов. Только за последние годы проложено тысячи километров трубопроводов, если иметь в виду не только магистрали, но и те, которые в населённых пунктах. Газопроводы уже перешли через реку Лену, и мы работаем на правом берегу.
В прошлом году подан газ в город Ленск. Но всё это локальная система, работающая только для нужд Республики Саха (Якутия). Речь же ведётся о создании в Якутии масштабной газовой промышленности общероссийского и мирового уровня и значения. К 2020 году мы должны добывать более 30 миллиардов кубометров газа. Это в 16 раз больше, чем мы добываем сейчас. И это газовый промысел, который по масштабам сопоставим с промышленностью ведущих газодобывающих регионов страны. Примерно столько же газа будет отправляться по трубопроводной системе «Нордстрим», которая идёт по дну Балтийского моря в Германию и о которой сейчас говорит весь мир. Вот какой впереди у нас масштаб.
Как будет развиваться газовая промышленность на востоке страны? Предполагается, что будут газифицированы все районы Дальнего Востока, которые находятся на юге региона, это Приморский край, Амурская область, Хабаровский край, Еврейская автономная область, а также Республика Саха (Якутия) и Иркутская область. Предполагается также создание мощных газохимических, газоперерабатывающих производств, производств по сжижению газа, экспорт газа в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Это крайне нужно, потому что стране необходимо диверсифицировать направления экспорта газовой продукции, чтобы не зависеть от потребителей, которые находятся в Европе, а там снижаются цены, у «Газпрома» есть свои трудности. Надо выйти на иные рынки.
Это предполагает создание новых центров газодобычи. Таких будет четыре: на Сахалине, в Якутии, Иркутской области, на базе знаменитой Ковыкты, и в Эвенкии. Эти четыре центра должны быть соединены системой газопроводов. Будет проложен магистральный газопровод, аналогичный нефтепроводу ВСТО. И маршрут для него выбран примерно такой же, как у нефтепровода. Все новые восточные центры газодобычи будут подключены к этому газопроводу. На западе он возьмёт начало на границе Красноярского края и Иркутской области, где заканчивается действующая сейчас единая газотранспортная система страны. Далее его трасса через иркутскую Ковыкту, нашу Чаянду, Алдан, Сковородино, Хабаровск направится в Приморье. Получается, что когда новый газопровод дойдёт до Владивостока, у нас будет объединённая газотранспортная система всей России от западных границ до восточных. Работа по этому проекту практически началась.
Сейчас интенсивно развивается Сахалинский газовый центр, строится большой газопровод Сахалин — Хабаровск — Владивосток. Он должен быть завершён в 2012 году, как раз к саммиту АТЭС, который будет проводиться во Владивостоке. Но дело-то в том, что газа, который будет добываться на Сахалине, недостаточно, чтобы обеспечить весь Дальний Восток, поскольку значимая его часть уже законтрактована по известным соглашениям о разделе продукции с иностранными инвесторами. Да и потом поставленная задача газификации восточных районов страны не решается, ведь без газа остаются юг Якутии, Амурская область, Еврейская автономная область. Поэтому мы должны создать Якутский газовый центр на базе Чаяндинского месторождения и проложить магистральный газопровод Якутия — Хабаровск параллельно ВСТО. Следующим этапом будет освоение Ковыктинского месторождения, и газопровод планируется продолжить на запад в Иркутскую область на Ковыкту.
И наконец, четвёртым этапом, к восточной системе присоединится центр газодобычи в Эвенкии, будут соединены западная и восточная газопроводные системы России. Это гигантская задача, по масштабам она превосходит ВСТО, потому что газовые промыслы в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке имеют гораздо большие масштабы, чем нефтяные. В Якутии всё время ищем нефть, а получаем газ. Мы по запасам газа на Дальнем Востоке в лидерах.
Реализация Восточной газовой программы в Якутии входит уже в практическое воплощение. В прошлом году в Ленске появилось отделение «Газпрома», — «Газпром Инвест Восток», развёрнуты геологоразведочные работы. Сейчас работы ведутся в основном на Чаяндинском месторождении, которое является одним из крупнейших в Российской Федерации. Там уже бурятся скважины, проводятся геофизические исследования, разрабатываются проекты. Уже с 2013 года мы должны начать строительство газопровода от Чаянды до Хабаровска. Поэтому с 2010 года работы здесь будут вестись в более интенсивном темпе.
Ставится задача завершить строительство газопровода в 2017 году. Одновременно мы должны освоить наше Чаяндинское месторождение, подготовить его к добыче до 35 миллиардов кубометров газа в год. В промежутке между 2013-м и 2017 годом надо начать откачку нефти на Чаянде. Дело в том, что это не только газовое месторождение, там ещё есть нефтяная оторочка, если её не отобрать, потом извлечь будет невозможно из-за падения давления в пластах в ходе добычи газа. Эта нефть должна поступить в нефтепровод ВСТО.
Строительство газопровода тоже потребует создания на территории Якутии серии насосных станций, электроснабжения, дорог. Поэтому ведётся предварительная работа по проектированию постоянной автодороги Ленск — Олёкминск — Алдан и кольцевой линии электропередач. Я уже говорил, что её надо тянуть для нефтяной промышленности, но в ещё большей степени — для газа. Мы должны соединить Южную Якутию с Западной и присоединиться к энергосистеме Иркутской области. На всю эту работу требуется около 15 миллиардов долларов капитальных вложений, и, конечно, необходимо привлечение огромного количества подрядных организаций для строительства инфраструктуры и развития газовой промышленности.
Надо иметь в виду, что якутский и иркутский газ отличаются от газа других регионов Российской Федерации тем, что очень богаты разными ценными компонентами и веществами. В них, как говорят геологи, ураганное содержание гелия, в десять раз превосходящее содержание самых лучших месторождений, которые находятся в России, Алжире, США. Мы должны использовать этот гелий. Для этого надо построить отдельный газоперерабатывающий завод. Наш газ ещё содержит и лёгкую фракцию углеводородов, из которых получаются вещества, используемые в химической промышленности для производства пластмассы, удобрений. В таком случае надо создавать и газохимическое производство. Вопрос о том, где будут развиваться эти производства, сейчас находится в стадии проработки.
Газопереработка, безусловно, будет создана в районе Ленска, чтобы отделить ценные компоненты от газа и отправлять его в чистом виде по трубопроводу. А газохимическое производство, возможно, будет создано в Ленске или Алдане, возможно, в Амурской области. Это покажет технико-экономическое обоснование. Работа по данному проекту, как я уже говорил, началась в 2009 году. Сейчас требуется её интенсификация. Есть поручение Председателя Правительства России В.В. Путина от 30 ноября прошлого года о разработке специального плана действий по развитию газовой промышленности в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Потому что это комплексный проект, включающий в себя и энергетику, и дороги, и социальные вопросы, стыковку с нефтяной промышленностью.
Такой план разрабатывается, и вчера на нашей встрече с заместителем Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Сечиным мы договорились о том, что он будет вынесен на рассмотрение правительственной комиссии. Кроме этого, мы с «Газпромом» в марте текущего года проведём совместное заседание правления «Газпрома» и Правительства Республики Саха (Якутия) для того, чтобы утвердить свои разделы плана и начать по нему работать.
К каким социальным последствиям должно привести такое развитие нефтегазового комплекса республики? Мы эти тонны, кубометры, километры, доходы должны превратить в социальное развитие республики. Одним из важных направлений является создание новых опорных населённых пунктов, которые были бы привлекательны для наших людей, куда можно направить нашу молодёжь. Первый из них Витим. Вчера мы ввели там в эксплуатацию школу. Это первый объект будущего центра нефтяной промышленности Западной Якутии. В Витиме начато строительство и других объектов.
В этом году будет введён малосемейный дом для наших молодых специалистов нефтяной промышленности и бюджетной сферы, закладываем фундамент ещё под два дома: один по линии «Сургутнефтегаза», другой — «Транснефти». Строится детский сад, вчера обсуждался вопрос о привлечении средств нефтяников для строительства спортивного комплекса. Уже есть генеральный план Витима. Работа по созданию опорного населённого пункта для нефтяной промышленности и республики продолжается. Это будет хороший город, который по уровню благоустройства, социальной сферы можно будет сравнить с Айхалом и Удачным.
Газовики будут располагаться в Ленске. Они уже предварительно решили, где будут находиться новые микрорайоны, советуются с нами и администрацией района, как им отвести территорию, какой там должна быть социальная и коммунальная инфраструктура. Таким образом, Ленск — будущий центр газовой промышленности.
На юге Якутии центры промышленного развития уже существуют. Для нефтяников и газовиков опорным пунктом будет Нерюнгри. В городе уже построены офис «Транснефти» и база по эксплуатации нефтепровода.
Особенно большие изменения будут в г. Олёкминске, потому что это ключевая точка. В город приходят линии электропередачи, он будет соединён с другими населёнными пунктами республики дорогами. В связи с проведением Спортивных игр народов республики там строится спортивный комплекс, кроме того, уже заложен новый микрорайон для «Транснефти».
Безусловно, вся эта гигантская программа развития нефтегазового комплекса Якутии потребует новых кадров. Наш опыт показал, что надо опираться на местные трудовые ресурсы. Работа вахтовым способом, конечно, позволяет сэкономить время и уменьшить затраты, но она не может стать основой для нормального функционирования таких крупных промышленных комплексов. Вот именно поэтому нефтяники отказались от первоначальных планов работы исключительно вахтовым способом и сейчас принимают местных жителей, участвуют в строительстве жилья, объектов соцкультбыта. Работа в этом направлении должна вестись постоянно. В этой связи мы вместе с промышленными предприятиями занимаемся созданием материальной базы для подготовки кадров.
В Мирном будет построена вторая очередь Мирнинского политехнического института — филиала СВФУ им. М.К. Аммосова. Здесь будут работать два больших факультета: нефтегазовый и по подземным горным работам. В Пеледуе уже запроектировано и в 2011 году начнётся строительство техникума нефтяной и газовой промышленности. В Нижнем Бестяхе начато строительство здания транспортного техникума, в Хандыге должен открыться горно-геологический, учитывая, что Восточная Якутия должна развиваться в части расширения золотодобывающей промышленности и добычи полиметаллов. Это только по нашей линии.
Каждый год около 50 человек на учёбу для получения высшего образования за свой счёт отправляет «Сургутнефтегаз», готовят кадры из местных жителей для себя «Транснефть», «Таас-Юрях Нефтегазодобыча». Вчера глава «Сургутнефтегаза» Владимир Леонидович Богданов на открытии школы сказал, что 15 выпускников Витимской школы компания каждый год будет брать под свою опеку в качестве стипендиатов. Таким образом, мы должны организовать и массовую подготовку кадров.
Конечно, все вопросы чрезвычайно масштабные, сложные. Есть трудности, проблемы, но нефтегазовая отрасль Якутии развивается очень быстро. И по сути дела это будущее экономики и нашей республики, и всего Дальнего Востока. Здесь и геологоразведка, и добыча, и переработка углеводородного сырья, и сопутствующие энергетическая, транспортная инфраструктура, решение социальных вопросов, кадры, работа для молодёжи.
Это не означает, что наша традиционно ведущая алмазная промышленность отодвигается на задний план. Правительство республики и руководство страны по-прежнему будут относиться к ней с особым вниманием. Это визитная карточка республики. Но по масштабам, объёмам производства будущее Республики Саха (Якутия) за нефтегазовой отраслью. Она создана и ей предстоит стать надёжным фундаментом экономики Якутии и всего Дальнего Востока.
Вячеслав ШТЫРОВ,
Президент Республики Саха (Якутия),
«Якутия», 3 февраля 2010 г.