Публикации за 2012 год

Чтобы понять особенности развития Российской Федерации на современном этапе, необходимо обратиться к историческо­му прошлому нашей страны, которое открывает возможность увидеть мировоззренческие, политические, национальные и куль­турные истоки государственного строительства России. Нужно вспомнить те ориентиры, которые задавали начальный импульс станов­лению Российского государства и в трудные периоды спасали Россию от многих бед, грозивших ей порой исчезновением с карты мира.

В нынешнем году отмечается 1150-летие российской государствен­ности. Почему именно в 2012 году? Потому, что по сложившейся в на­шей историографии традиции, датой рождения Государства Россий­ского считается 862 год, когда новгородцы и соседствующие с ними финно-угорские племена призвали к себе одного из варяжских вож­дей. Это уникальный случай, когда на правление был позван варяг. Но для людей важнее были мир и согласие. Николай Карамзин особенно подчёркивал, что российская государственность изначально утверди­лась не «мечом сильных», а с «общего согласия граждан». В память о тех событиях в сентябре 1862 года было всенародно отпраздновано 1000-летие возникновения Российского государства и в Новгороде установлен монумент «Тысячелетие Руси», на котором многовековая история страны представлена в главнейших событиях и лицах. Доми­нантную мысль монумента знаменует венчающая его скульптурная группа – ангел с крестом и преклонившая перед ним колена женская фигура, олицетворяющая Россию.

На протяжении многих столетий основой развития отече­ственной государственности являлась практика «собирания зе­мель», которая позволяла не утрачивать, а приобретать терри­тории. «Собирание земель» Россией происходило мирным путём, а не посредством захватнических колониальных войн, как это было характерно для западных цивилизаций.

Усть-Илимский острог - форпост освоения Восточной Сибири в XVII веке

Усть-Илимский острог – форпост освоения Восточной Сибири в XVII веке

Почему преобладала комплиментарность по отношению к другим народам? Прежде всего, потому что присоединение территорий было взаимовыгодным процессом. Каждая земля занималась определённым видом трудовой деятельности, и при объединении зарождалась коо­перация на основе разделения труда. В ходе освоения новых навыков постепенно формировались общие черты бытового поведения, общие взгляды, общие цели, общие ценности. Взять, например, Якутию.

После вхождения её в состав Российского государства характерным явлением было «оякучивание» русских, которые поселились здесь и стали при­спосабливаться к образу жизни местного населения, осваивать хозяй­ственные навыки, необходимые для проживания в суровых климатиче­ских условиях. В свою очередь, якуты и другие коренные народы тоже перенимали новое от русских в занятиях, постройках, понятиях, для ко­торых в их родных языках не было соответствующей терминологии, и они обогатились заимствованными словами из русского.

Таким образом, совместный труд, общая задача – защита от внешней угрозы, которая всегда существовала, – рождали общность историче­ской судьбы.

Принцип «собирания земель» определил и специфику формирова­ния российской государственности: на протяжении столетий Рос­сия формировалась как многонациональное государство, важней­шей чертой которого были равноправие всех народов, их равно­ценность, диалектическая способность вырабатывать общий и сохранить свой самобытный путь развития. По этому поводу вид­ный российский философ XX столетия Иван Ильин писал: «Сколько мо­лодых племён Россия получила в истории, столько она и соблюла». Это хорошо видно на примере коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, которым Российское государство на протя­жении столетий оказывало всемерную поддержку с целью сохранения их самобытной культуры, особых устоев жизни, экономического и этно­культурного развития. Благодаря этому, несмотря на крайне сложные природные и климатические условия жизни, огромные пространства, которые этим народам пришлось осваивать в силу особенностей тра­диционного хозяйственного уклада при малой численности их племён, все они выжили и сохранились, в то время как во многих иных частях планеты другие народы были истреблены или исчезли в силу естествен­ных причин. В свою очередь, многие представители наших малочислен­ных народов внесли выдающийся вклад в общероссийское развитие во многих сферах деятельности.

К фундаментальным основам российской государственности нужно отнести и исключительную веротерпимость. Во многом это послужило формированию важных особенностей менталитета всех россиян, для которого характерно бескорыстие, приоритет в служении ближнему. Они создали реальную основу для сближения и единства на­родов, проживающих на территории России.

Уже с самого своего зарождения Российское государство форми­ровалось как правовое. Начиная со времён «Русской Правды» Яросла­ва Мудрого и законов Владимира Мономаха, в нём были установлены справедливые правила поведения между людьми, которые поддержи­вали определённый уклад жизни и её ценности.

Тогда же были заложены основы демократии и гражданского обще­ства, которые с течением времени развивались и укреплялись. Можно провести прямую линию от вече Новгорода, Пскова и Суздаля к земским соборам, разделению власти Царя, Боярской думы и государевых при­казов, реформам Александра I и Александра II, Государственной Думе начала XX века, участию трудящихся в управлении государством в со­ветское время, современному демократическому правовому Россий­скому государству.

Сегодня Российская Федерация одно из крупнейших многонацио­нальных государств в мире, где проживают более 160 народов, каждый из которых обладает уникальными особенностями материальной и ду­ховной культуры. Большинство народов страны на протяжении веков сложились как этнические общности на территории России, и в этом смысле они являются коренными народами, сыгравшими историческую роль в формировании Российского государства.

История российской государственности напрямую связана с историей российских регионов. Каждая территория Российской Фе­дерации, будь то Европейская часть, Поволжье или Дальний Восток, каждый субъект Федерации вносит свой уникальный вклад в разви­тие государственности, несмотря на разное время вхождения в состав страны.

Конституция Российской Федерации, принятая нашим многонациональным народом в 1992 году, открыла новый этап развития государственно­сти страны и её регионов. Она провозгласила равноправие всех субъектов Российской Фе­дерации, дала право регионам самостоятельно устанавливать систему органов государствен­ной власти, принимать своё за­конодательство.

В то же время жизнь показа­ла, что ни один субъект Феде­рации не может быстро и эф­фективно развиваться сам по себе, вне взаимосвязи с дру­гими, сколь бы ни были благо­приятны его природные усло­вия, богаты недра, выгодно географическое положение. Вот почему в политике пространственного развития Российской Федерации принято выделять особые аксонометрические струк­туры – макрорегионы. Перспективы их социально-экономического развития рассматриваются во всём комплексе взаимосвязей входящих в их состав регионов – субъектов Федерации.

В последние годы в центре внимания находится самый восточ­ный макрорегион – Дальний Восток и Прибайкалье. Это обусловлено целым рядом геополитических причин. С бурным развитием Азиатско- Тихоокеанского региона планеты (АТР) возникли риски, связанные с экономическим, демографическим, военно-политическим давлением сопредельных стран на российские восточные рубежи. Но одновремен­но с рисками для нас появились и новые возможности использования природно-ресурсного, логистического, научно-технического потенциа­ла Дальнего Востока и Байкальского региона для участия в междуна­родном разделении труда и кооперации в АТР с большой пользой и вы­годой для всей Российской Федерации. Вот почему, выступая 11 апреля 2012 года в Государственной Думе, Президент России Владимир Путин сказал, что «особое внимание необходимо уделить развитию Дальне­го Востока и Восточной Сибири, это важная геополитическая задача».

Он подчеркнул, что темпы увеличения валового регионального продук­та восточносибирских и дальневосточных регионов должны быть выше роста общероссийских и что эту тенденцию следует сохранять минимум десять-пятнадцать лет.

Проблемы макрорегиона ежегодно обсуждаются на Байкальском экономическом форуме. С учётом его рекомендаций Правитель­ством Российской Федерации разработана Стратегия социально­экономического развития Дальнего Востока и Байкальского регио­на до 2025 года. В качестве механизма её реализации разрабаты­вается соответствующая Госпрограмма.

Несомненно, государство должно вкладывать средства, но без уча­стия отечественного предпринимательства принципиально невоз­можно добиться достижения стратегических целей и выполнения программных задач. Но для того чтобы сделать макрорегион при­влекательным для частных инвестиций, надо создать режим наи­большего благоприятствования бизнесу. Речь идёт о наборе специ­альных инструментов, создающих в целом особый, более выгодный, чем в других частях страны, нормативно-правовой режим хозяйствова­ния в части налогов, разрешений и проверок, регулирования тарифов, государственно-частного партнёрства и других деловых вопросов.

Дело делать должны люди, и для закрепления кадров на Даль­нем Востоке и в Байкальском регионе необходимо создать особый режим решения социальных вопросов. Например, было бы правиль­ным с учётом демографической ситуации в регионе прогнозировать выплаты материнского капитала уже по рождению первого ребёнка. Предусмотреть, что эти средства можно использовать для улучшения жилищных условий. Если для всей страны жилищная проблема заклю­чается в улучшении условий жизни людей, то для Дальнего Востока её решение одновременно становится и способом закрепления здесь лю­дей, прекращения отрицательного миграционного потока с востока на запад. В этой связи ипотечные схемы для молодёжи, сельских специали­стов, некоторых категорий бюджетников в макрорегионе надо сделать с большими льготами, чем где-нибудь на юге или в центре России. Есть и множество других социальных проблем, которые требуют специаль­ного инструментария для своего решения.

Якутия. Памятник основателю города Якутска Петру Бекетову

Якутия. Памятник основателю города Якутска Петру Бекетову

Повышенное внимание, уделяемое Дальнему Востоку и Байкаль­скому региону, не могло не привести и к активизации поиска путей его ускоренного развития. Приведённые выше предложения – это только часть из разнообразных точек зрения и идей, которые выска­зывают учёные и практики, специалисты субъектов Федерации и феде­ральных органов власти. Важно только не затягивать с выбором лучших из них, ведь время не ждёт. Важно и то, чтобы практические дей­ствия были выстроены в логическую цепь: Стратегия развития макрорегиона как документ целеполагания – Госпрограмма как механизм достижения целей Стратегии – специальный Закон как набор инструментов для выполнения программы.

Как представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Республики Саха (Якутия) не могу обойти вни­манием свой родной регион.

В нынешнем году Республика Саха (Якутия) отмечает тройной юби­лей: 380-летие вхождения в состав России, 90-летие образования Якут­ской АССР и 20-летие своей действующей Конституции (Основного закона). Почти четыреста лет назад казачий отряд Петра Бекетова за­ложил Ленский острог, ставший в дальнейшем основой Якутска. В по

следующие годы происходило освоение новых территорий, и нынеш­няя Якутия вошла в состав Русского государства, связав свою судьбу с многонациональным народом России. При этом важно отметить, такое решение было самостоятельным и добровольным. Затем русская циви­лизация, включив в себя знания, опыт и традиции местных народов, из Якутска, как из центра, на протяжении XVII—XVIII веков выходила к вос­точным и северо-восточным пределам Евразии. Включение Якутии в со­став России ускорило экономическое, правовое и культурное развитие местного населения с учётом влияния развитых российских традиций и институтов, в том числе в части государственного строительства.

Прямым следствием этого стало создание в 1922 году исторически первой формы государственности Якутии – Якутской Автономной Со­ветской Социалистической Республики. За семь советских десятилетий республика превратилась в развитый индустриально-аграрный регион Советского Союза.

Важным следующим этапом стало принятие в 1992 году Конституции уже Республики Саха (Якутия), как правопреемницы ЯАССР, которая определила новый этап развития государственности Якутии в составе Российской Федерации.

Приоритетными задачами социально-экономического развития ре­спублики являются формирование развитой экономики и комфортной среды обитания человека, ускоренное развитие человеческого капита­ла, обеспечение экологической безопасности, защита интересов всех народов, её населяющих.

Сегодня Республика Саха (Якутия) на новом этапе своего экономиче­ского развития. Началась реализация стратегического плана республи­ки – Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики до 2020 года, которая предусматривает модернизацию существующих базовых отраслей, создание новых и опережающее раз­витие инфраструктуры.

В результате реализации Схемы валовый национальный продукт республики к 2020 году вырастет в 2,8 раза. Экономический рост по­зволит улучшить качество жизни якутян, внести значительный вклад в социально-экономическое развитие Дальнего Востока России.

Продолжается процесс государственного строительства республи­ки в части совершенствования организационных структур управления, отладки механизма функционирования органов местного самоуправ­ления, становления региональных отделений политических партий. Ре­спублика Саха (Якутия) является и одним из наиболее активных субъек­тов Федерации с точки зрения различных инициатив для реализации на федеральном уровне.

Надо отметить, что в последние годы система федеративных отноше­ний в стране претерпела значительные преобразования, что позволило решить ряд задач по укреплению российской государственности. Про­изошли масштабные изменения, которые затронули межбюджетные от­ношения и существенно изменили избирательную, судебно-правовую, административную системы, муниципальную сферу. А в целом россий­ская государственность прошла путь от договорного до централизован­ного федерализма, основанного на законодательном разграничении полномочий. Нынешнее состояние федеративных отношений вполне обеспечивает единство и целостность страны. В то же время для повы­шения эффективности государства как института, в чьи задачи входят преодоление отставания России от ведущих государств мира и улучше­ние качества жизни людей, назрела необходимость перераспределения полномочий между уровнями государственной власти.

Работа в этом направлении начата. Она исходит из принципа, что полномочия надо закрепить за тем уровнем государственной власти, который может наиболее эффективно их исполнять. Кроме того, они нуждаются в финансовом обеспечении, чтобы была реальная возмож­ность, исполняя их, доводить материальные и нематериальные блага и услуги до их конечного получателя – российского человека.

Это касает­ся и повышения качества и доступности предоставляемых населению государственных и муниципальных услуг, и рационального использо­вания бюджетных средств, и формирования правовой среды для само­развития территорий и экономической активности граждан, и развития социальной и производственной инфраструктуры, и диверсификации экономики, и наращивания налогового потенциала, и преодоления существенной дифференциации регионов, а в конечном счёте – повы­шения качества жизни граждан.

Понятно, что при такой постановке во­проса масштаб работы по классификации, упорядочению, выработке предложений по перераспределению полномочий очень велик. Поэтому к ней подключены все органы государственной власти. В составах специальных рабочих групп представители Администрации Президен­та Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Фе­дерального Собрания Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Уже про­ведена скрупулёзная инвентаризация полномочий, осуществляемых на всех уровнях публичной власти, с тем чтобы исключить дублирование функций и обеспечить их наиболее эффективное исполнение.

Большая доля ответственности возлагается на органы государствен­ной власти субъектов Российской Федерации и органы местного са­моуправления. Ведь именно они, в первую очередь, заинтересованы в развитии своих территорий и обладают при этом реальными полити­ческими и административными ресурсами. С другой стороны, между юридически закреплённым перечнем полномочий и фактическим по­ложением зачастую существует большой разрыв. Поэтому было бы пра­вильным расширить полномочия органов исполнительной власти субъ­ектов в социальной и экономической сферах, одновременно усилив их ответственность как за выполнение переданных полномочий, так и за конечные результаты работы по развитию территорий. Решается и во­прос о расширении полномочий органов исполнительной власти субъ­ектов Российской Федерации путём делегирования ряда федераль­ных полномочий на региональный уровень. Поскольку планируется

увеличение самостоятельности регионов, необходимо одновременно обдумать и финансовую составляющую. В этой связи при исполнении федеральных полномочий рассматривается идея отказаться от прак­тики предоставления индивидуальных субвенций на осуществление каждого «делегируемого» полномочия, предусмотрев консолидацию федеральных средств в рамках единой субвенции на реализацию всех переданных для исполнения полномочий. Тогда субъектам Федерации должно быть предоставлено право определять самостоятельно, как использовать «единую субвенцию», если возникнет необходимость – направлять собственные финансовые ресурсы. С другой стороны, они должны получить возможность сохранять у себя федеральные субвен­ции в случае эффективного их использования и достижения экономии. При этом, естественно, имеется в виду исполнение федеральных пол­номочий в полном объёме.

Дополнительно предлагается усовершен­ствовать степень сопоставления прав и ответственности региональных органов власти в финансово-бюджетной сфере с уровнем социально­экономического развития территории, критерием может выступать уровень дотационности региона. Обсуждается введение на федераль­ном уровне механизмов поощрения субъектов Российской Федерации среди тех, кто ответственно проводит экономическую политику и своей работой создаёт условия для роста, что в свою очередь позволит нара­щивать налоговый потенциал.

Все эти меры направлены на создание си­стемы стимулов для органов региональной власти и органов местного самоуправления, для дальнейшего их перехода от федеральной финан­совой помощи к таким механизмам, которые позволят им самостоятель­но выполнять многие социально-экономические задачи на территории. А задачи эти на современном этапе состоят в становлении инноваци­онной экономики, повышении качества и уровня жизни российских граждан, формировании толерантного отношения ко всем гражданам страны, развитии духовности и нравственности, особенно среди моло­дого поколения.

В эффективном взаимодействии центра и субъектов Феде­рации, межрегиональной интеграции и взаимовыгодном сосуще­ствовании различных этнокультурных сообществ заключает­ся уникальность и миссия России в мировой истории. Но есть ряд тенденций, которые препятствуют объединению людей вокруг общих целей, размывают сложившиеся веками ценностные ори­ентиры. Корень их лежит в наших внутренних проблемах, прежде всего в экономической сфере, в отношениях собственности. Насе­ление страны не может и не хочет мириться с тем, что небольшая группа людей владеет основными богатствами.

Супербогатые должны рождаться в труде, а не за счёт присвоения природных ре­сурсов. Совершенно очевидно также, что экономика нуждается в структурной перестройке. Человек должен иметь право на труд, а в настоящее время точки приложения труда ограничены. Нельзя допустить, чтобы при выборе профессии ориентирами служили толь­ко отрасли недропользования, финансы и торговля. 1990-е годы, когда шло радикальное разрушение всего подряд, закончились.

Последнее десятилетие было периодом относительной стабилизации. А теперь предстоит созидательная работа по созданию новых высокотех­нологичных отраслей народного хозяйства и социальной сферы, образования, совершенствованию структуры государственной власти. Это будет невозможно сделать, если не возродить наши традиционные ценности, не вернуться к подлинному смыслу по­нятия «социальное государство», которое подразумевает, что каждый человек, независимо от своей национальной или социаль­ной принадлежности, вероисповедания, будет чувствовать себя защищённым. Иного для России не дано.

Вячеслав ШТЫРОВ, заместитель Председателя Совета Федерации, «Вестник Совета Федерации», №7-8 (104-105), 2012 г. – С. 40-49.