Не мечом, а согласием утверждалась российская государственность
Публикации за 2012 год
Чтобы понять особенности развития Российской Федерации на современном этапе, необходимо обратиться к историческому прошлому нашей страны, которое открывает возможность увидеть мировоззренческие, политические, национальные и культурные истоки государственного строительства России. Нужно вспомнить те ориентиры, которые задавали начальный импульс становлению Российского государства и в трудные периоды спасали Россию от многих бед, грозивших ей порой исчезновением с карты мира.
В нынешнем году отмечается 1150-летие российской государственности. Почему именно в 2012 году? Потому, что по сложившейся в нашей историографии традиции, датой рождения Государства Российского считается 862 год, когда новгородцы и соседствующие с ними финно-угорские племена призвали к себе одного из варяжских вождей. Это уникальный случай, когда на правление был позван варяг. Но для людей важнее были мир и согласие. Николай Карамзин особенно подчёркивал, что российская государственность изначально утвердилась не «мечом сильных», а с «общего согласия граждан». В память о тех событиях в сентябре 1862 года было всенародно отпраздновано 1000-летие возникновения Российского государства и в Новгороде установлен монумент «Тысячелетие Руси», на котором многовековая история страны представлена в главнейших событиях и лицах. Доминантную мысль монумента знаменует венчающая его скульптурная группа – ангел с крестом и преклонившая перед ним колена женская фигура, олицетворяющая Россию.
На протяжении многих столетий основой развития отечественной государственности являлась практика «собирания земель», которая позволяла не утрачивать, а приобретать территории. «Собирание земель» Россией происходило мирным путём, а не посредством захватнических колониальных войн, как это было характерно для западных цивилизаций.
Почему преобладала комплиментарность по отношению к другим народам? Прежде всего, потому что присоединение территорий было взаимовыгодным процессом. Каждая земля занималась определённым видом трудовой деятельности, и при объединении зарождалась кооперация на основе разделения труда. В ходе освоения новых навыков постепенно формировались общие черты бытового поведения, общие взгляды, общие цели, общие ценности. Взять, например, Якутию.
После вхождения её в состав Российского государства характерным явлением было «оякучивание» русских, которые поселились здесь и стали приспосабливаться к образу жизни местного населения, осваивать хозяйственные навыки, необходимые для проживания в суровых климатических условиях. В свою очередь, якуты и другие коренные народы тоже перенимали новое от русских в занятиях, постройках, понятиях, для которых в их родных языках не было соответствующей терминологии, и они обогатились заимствованными словами из русского.
Таким образом, совместный труд, общая задача – защита от внешней угрозы, которая всегда существовала, – рождали общность исторической судьбы.
Принцип «собирания земель» определил и специфику формирования российской государственности: на протяжении столетий Россия формировалась как многонациональное государство, важнейшей чертой которого были равноправие всех народов, их равноценность, диалектическая способность вырабатывать общий и сохранить свой самобытный путь развития. По этому поводу видный российский философ XX столетия Иван Ильин писал: «Сколько молодых племён Россия получила в истории, столько она и соблюла». Это хорошо видно на примере коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, которым Российское государство на протяжении столетий оказывало всемерную поддержку с целью сохранения их самобытной культуры, особых устоев жизни, экономического и этнокультурного развития. Благодаря этому, несмотря на крайне сложные природные и климатические условия жизни, огромные пространства, которые этим народам пришлось осваивать в силу особенностей традиционного хозяйственного уклада при малой численности их племён, все они выжили и сохранились, в то время как во многих иных частях планеты другие народы были истреблены или исчезли в силу естественных причин. В свою очередь, многие представители наших малочисленных народов внесли выдающийся вклад в общероссийское развитие во многих сферах деятельности.
К фундаментальным основам российской государственности нужно отнести и исключительную веротерпимость. Во многом это послужило формированию важных особенностей менталитета всех россиян, для которого характерно бескорыстие, приоритет в служении ближнему. Они создали реальную основу для сближения и единства народов, проживающих на территории России.
Уже с самого своего зарождения Российское государство формировалось как правовое. Начиная со времён «Русской Правды» Ярослава Мудрого и законов Владимира Мономаха, в нём были установлены справедливые правила поведения между людьми, которые поддерживали определённый уклад жизни и её ценности.
Тогда же были заложены основы демократии и гражданского общества, которые с течением времени развивались и укреплялись. Можно провести прямую линию от вече Новгорода, Пскова и Суздаля к земским соборам, разделению власти Царя, Боярской думы и государевых приказов, реформам Александра I и Александра II, Государственной Думе начала XX века, участию трудящихся в управлении государством в советское время, современному демократическому правовому Российскому государству.
Сегодня Российская Федерация одно из крупнейших многонациональных государств в мире, где проживают более 160 народов, каждый из которых обладает уникальными особенностями материальной и духовной культуры. Большинство народов страны на протяжении веков сложились как этнические общности на территории России, и в этом смысле они являются коренными народами, сыгравшими историческую роль в формировании Российского государства.
История российской государственности напрямую связана с историей российских регионов. Каждая территория Российской Федерации, будь то Европейская часть, Поволжье или Дальний Восток, каждый субъект Федерации вносит свой уникальный вклад в развитие государственности, несмотря на разное время вхождения в состав страны.
Конституция Российской Федерации, принятая нашим многонациональным народом в 1992 году, открыла новый этап развития государственности страны и её регионов. Она провозгласила равноправие всех субъектов Российской Федерации, дала право регионам самостоятельно устанавливать систему органов государственной власти, принимать своё законодательство.
В то же время жизнь показала, что ни один субъект Федерации не может быстро и эффективно развиваться сам по себе, вне взаимосвязи с другими, сколь бы ни были благоприятны его природные условия, богаты недра, выгодно географическое положение. Вот почему в политике пространственного развития Российской Федерации принято выделять особые аксонометрические структуры – макрорегионы. Перспективы их социально-экономического развития рассматриваются во всём комплексе взаимосвязей входящих в их состав регионов – субъектов Федерации.
В последние годы в центре внимания находится самый восточный макрорегион – Дальний Восток и Прибайкалье. Это обусловлено целым рядом геополитических причин. С бурным развитием Азиатско- Тихоокеанского региона планеты (АТР) возникли риски, связанные с экономическим, демографическим, военно-политическим давлением сопредельных стран на российские восточные рубежи. Но одновременно с рисками для нас появились и новые возможности использования природно-ресурсного, логистического, научно-технического потенциала Дальнего Востока и Байкальского региона для участия в международном разделении труда и кооперации в АТР с большой пользой и выгодой для всей Российской Федерации. Вот почему, выступая 11 апреля 2012 года в Государственной Думе, Президент России Владимир Путин сказал, что «особое внимание необходимо уделить развитию Дальнего Востока и Восточной Сибири, это важная геополитическая задача».
Он подчеркнул, что темпы увеличения валового регионального продукта восточносибирских и дальневосточных регионов должны быть выше роста общероссийских и что эту тенденцию следует сохранять минимум десять-пятнадцать лет.
Проблемы макрорегиона ежегодно обсуждаются на Байкальском экономическом форуме. С учётом его рекомендаций Правительством Российской Федерации разработана Стратегия социальноэкономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года. В качестве механизма её реализации разрабатывается соответствующая Госпрограмма.
Несомненно, государство должно вкладывать средства, но без участия отечественного предпринимательства принципиально невозможно добиться достижения стратегических целей и выполнения программных задач. Но для того чтобы сделать макрорегион привлекательным для частных инвестиций, надо создать режим наибольшего благоприятствования бизнесу. Речь идёт о наборе специальных инструментов, создающих в целом особый, более выгодный, чем в других частях страны, нормативно-правовой режим хозяйствования в части налогов, разрешений и проверок, регулирования тарифов, государственно-частного партнёрства и других деловых вопросов.
Дело делать должны люди, и для закрепления кадров на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе необходимо создать особый режим решения социальных вопросов. Например, было бы правильным с учётом демографической ситуации в регионе прогнозировать выплаты материнского капитала уже по рождению первого ребёнка. Предусмотреть, что эти средства можно использовать для улучшения жилищных условий. Если для всей страны жилищная проблема заключается в улучшении условий жизни людей, то для Дальнего Востока её решение одновременно становится и способом закрепления здесь людей, прекращения отрицательного миграционного потока с востока на запад. В этой связи ипотечные схемы для молодёжи, сельских специалистов, некоторых категорий бюджетников в макрорегионе надо сделать с большими льготами, чем где-нибудь на юге или в центре России. Есть и множество других социальных проблем, которые требуют специального инструментария для своего решения.
Повышенное внимание, уделяемое Дальнему Востоку и Байкальскому региону, не могло не привести и к активизации поиска путей его ускоренного развития. Приведённые выше предложения – это только часть из разнообразных точек зрения и идей, которые высказывают учёные и практики, специалисты субъектов Федерации и федеральных органов власти. Важно только не затягивать с выбором лучших из них, ведь время не ждёт. Важно и то, чтобы практические действия были выстроены в логическую цепь: Стратегия развития макрорегиона как документ целеполагания – Госпрограмма как механизм достижения целей Стратегии – специальный Закон как набор инструментов для выполнения программы.
Как представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Республики Саха (Якутия) не могу обойти вниманием свой родной регион.
В нынешнем году Республика Саха (Якутия) отмечает тройной юбилей: 380-летие вхождения в состав России, 90-летие образования Якутской АССР и 20-летие своей действующей Конституции (Основного закона). Почти четыреста лет назад казачий отряд Петра Бекетова заложил Ленский острог, ставший в дальнейшем основой Якутска. В по
следующие годы происходило освоение новых территорий, и нынешняя Якутия вошла в состав Русского государства, связав свою судьбу с многонациональным народом России. При этом важно отметить, такое решение было самостоятельным и добровольным. Затем русская цивилизация, включив в себя знания, опыт и традиции местных народов, из Якутска, как из центра, на протяжении XVII—XVIII веков выходила к восточным и северо-восточным пределам Евразии. Включение Якутии в состав России ускорило экономическое, правовое и культурное развитие местного населения с учётом влияния развитых российских традиций и институтов, в том числе в части государственного строительства.
Прямым следствием этого стало создание в 1922 году исторически первой формы государственности Якутии – Якутской Автономной Советской Социалистической Республики. За семь советских десятилетий республика превратилась в развитый индустриально-аграрный регион Советского Союза.
Важным следующим этапом стало принятие в 1992 году Конституции уже Республики Саха (Якутия), как правопреемницы ЯАССР, которая определила новый этап развития государственности Якутии в составе Российской Федерации.
Приоритетными задачами социально-экономического развития республики являются формирование развитой экономики и комфортной среды обитания человека, ускоренное развитие человеческого капитала, обеспечение экологической безопасности, защита интересов всех народов, её населяющих.
Сегодня Республика Саха (Якутия) на новом этапе своего экономического развития. Началась реализация стратегического плана республики – Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики до 2020 года, которая предусматривает модернизацию существующих базовых отраслей, создание новых и опережающее развитие инфраструктуры.
В результате реализации Схемы валовый национальный продукт республики к 2020 году вырастет в 2,8 раза. Экономический рост позволит улучшить качество жизни якутян, внести значительный вклад в социально-экономическое развитие Дальнего Востока России.
Продолжается процесс государственного строительства республики в части совершенствования организационных структур управления, отладки механизма функционирования органов местного самоуправления, становления региональных отделений политических партий. Республика Саха (Якутия) является и одним из наиболее активных субъектов Федерации с точки зрения различных инициатив для реализации на федеральном уровне.
Надо отметить, что в последние годы система федеративных отношений в стране претерпела значительные преобразования, что позволило решить ряд задач по укреплению российской государственности. Произошли масштабные изменения, которые затронули межбюджетные отношения и существенно изменили избирательную, судебно-правовую, административную системы, муниципальную сферу. А в целом российская государственность прошла путь от договорного до централизованного федерализма, основанного на законодательном разграничении полномочий. Нынешнее состояние федеративных отношений вполне обеспечивает единство и целостность страны. В то же время для повышения эффективности государства как института, в чьи задачи входят преодоление отставания России от ведущих государств мира и улучшение качества жизни людей, назрела необходимость перераспределения полномочий между уровнями государственной власти.
Работа в этом направлении начата. Она исходит из принципа, что полномочия надо закрепить за тем уровнем государственной власти, который может наиболее эффективно их исполнять. Кроме того, они нуждаются в финансовом обеспечении, чтобы была реальная возможность, исполняя их, доводить материальные и нематериальные блага и услуги до их конечного получателя – российского человека.
Это касается и повышения качества и доступности предоставляемых населению государственных и муниципальных услуг, и рационального использования бюджетных средств, и формирования правовой среды для саморазвития территорий и экономической активности граждан, и развития социальной и производственной инфраструктуры, и диверсификации экономики, и наращивания налогового потенциала, и преодоления существенной дифференциации регионов, а в конечном счёте – повышения качества жизни граждан.
Понятно, что при такой постановке вопроса масштаб работы по классификации, упорядочению, выработке предложений по перераспределению полномочий очень велик. Поэтому к ней подключены все органы государственной власти. В составах специальных рабочих групп представители Администрации Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Уже проведена скрупулёзная инвентаризация полномочий, осуществляемых на всех уровнях публичной власти, с тем чтобы исключить дублирование функций и обеспечить их наиболее эффективное исполнение.
Большая доля ответственности возлагается на органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Ведь именно они, в первую очередь, заинтересованы в развитии своих территорий и обладают при этом реальными политическими и административными ресурсами. С другой стороны, между юридически закреплённым перечнем полномочий и фактическим положением зачастую существует большой разрыв. Поэтому было бы правильным расширить полномочия органов исполнительной власти субъектов в социальной и экономической сферах, одновременно усилив их ответственность как за выполнение переданных полномочий, так и за конечные результаты работы по развитию территорий. Решается и вопрос о расширении полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации путём делегирования ряда федеральных полномочий на региональный уровень. Поскольку планируется
увеличение самостоятельности регионов, необходимо одновременно обдумать и финансовую составляющую. В этой связи при исполнении федеральных полномочий рассматривается идея отказаться от практики предоставления индивидуальных субвенций на осуществление каждого «делегируемого» полномочия, предусмотрев консолидацию федеральных средств в рамках единой субвенции на реализацию всех переданных для исполнения полномочий. Тогда субъектам Федерации должно быть предоставлено право определять самостоятельно, как использовать «единую субвенцию», если возникнет необходимость – направлять собственные финансовые ресурсы. С другой стороны, они должны получить возможность сохранять у себя федеральные субвенции в случае эффективного их использования и достижения экономии. При этом, естественно, имеется в виду исполнение федеральных полномочий в полном объёме.
Дополнительно предлагается усовершенствовать степень сопоставления прав и ответственности региональных органов власти в финансово-бюджетной сфере с уровнем социальноэкономического развития территории, критерием может выступать уровень дотационности региона. Обсуждается введение на федеральном уровне механизмов поощрения субъектов Российской Федерации среди тех, кто ответственно проводит экономическую политику и своей работой создаёт условия для роста, что в свою очередь позволит наращивать налоговый потенциал.
Все эти меры направлены на создание системы стимулов для органов региональной власти и органов местного самоуправления, для дальнейшего их перехода от федеральной финансовой помощи к таким механизмам, которые позволят им самостоятельно выполнять многие социально-экономические задачи на территории. А задачи эти на современном этапе состоят в становлении инновационной экономики, повышении качества и уровня жизни российских граждан, формировании толерантного отношения ко всем гражданам страны, развитии духовности и нравственности, особенно среди молодого поколения.
В эффективном взаимодействии центра и субъектов Федерации, межрегиональной интеграции и взаимовыгодном сосуществовании различных этнокультурных сообществ заключается уникальность и миссия России в мировой истории. Но есть ряд тенденций, которые препятствуют объединению людей вокруг общих целей, размывают сложившиеся веками ценностные ориентиры. Корень их лежит в наших внутренних проблемах, прежде всего в экономической сфере, в отношениях собственности. Население страны не может и не хочет мириться с тем, что небольшая группа людей владеет основными богатствами.
Супербогатые должны рождаться в труде, а не за счёт присвоения природных ресурсов. Совершенно очевидно также, что экономика нуждается в структурной перестройке. Человек должен иметь право на труд, а в настоящее время точки приложения труда ограничены. Нельзя допустить, чтобы при выборе профессии ориентирами служили только отрасли недропользования, финансы и торговля. 1990-е годы, когда шло радикальное разрушение всего подряд, закончились.
Последнее десятилетие было периодом относительной стабилизации. А теперь предстоит созидательная работа по созданию новых высокотехнологичных отраслей народного хозяйства и социальной сферы, образования, совершенствованию структуры государственной власти. Это будет невозможно сделать, если не возродить наши традиционные ценности, не вернуться к подлинному смыслу понятия «социальное государство», которое подразумевает, что каждый человек, независимо от своей национальной или социальной принадлежности, вероисповедания, будет чувствовать себя защищённым. Иного для России не дано.
Вячеслав ШТЫРОВ, заместитель Председателя Совета Федерации, «Вестник Совета Федерации», №7-8 (104-105), 2012 г. – С. 40-49.