Публикации за 2006 год

Во время рабочего визита в Якутию Президента Россий­ской Федерации Владимира Путина состоялось совеща­ние по вопросам социально­экономического развития Республики Саха (Якутия), крупнейшего по территории субъекта России. После всту­пительной речи В.В.Путина, обозначившего круг рассма­триваемых на совещании вопросов, с докладом высту­пил Президент Якутии Вячеслав Штыров.

Доклад Президента Якутии В.А. Штырова на совещании с участием Президента России Владимира Путина в г. Якутске 6 января 2006 года.

I

Президент Российской Федерации В.В. Путин, Президент Якутии В.А. Штыров. г. Якутск. 2006г.

От имени всех якутян я хотел бы по­благодарить Вас за то внимание, кото­рое оказывают Президент и Правитель­ство Российской Федерации проблемам Крайнего Севера, особенно в послед­ние годы. Это и проведение Госсовета в Салехарде, и последнее совещание в Магадане, и сегодняшнее наше со­вещание по проблемам социально­экономического развития Республики Саха (Якутия).

Республика Саха (Якутия) – это субъект Российской Федерации, имеющий территорию 3 миллиона квадратных километров (что равняется Индии), при этом 40% нашей территории находится за Полярным кругом. 100% территории РС (Я) – зона вечной мерзлоты. В Якутии самый суровый климат на нашей планете, и амплитуда температур достигает 100 градусов.

Сельское хозяйство Все особенности северных территорий – ведение северного хозяйства, организация социальной жизни, если хотите, особый духовный склад се­верян, который описан в литературе и науке, присущи Республике Саха (Якутия) в полной мере. Может быть, мы даже эталон северного региона. Но я хотел бы обратить Ваше внимание на то, что мы все-таки отличаем­ся от других северных регионов Российской Федерации и от других север­ных регионов нашей планеты. В Республике Саха (Якутия) существует це­лая отрасль народного хозяйства – сельское хозяйство, и примерно 40% жителей Якутии – селяне. Это сотни тысяч человек, это значительный объем сельскохозяйственного производства.

В этой связи Республика Саха (Якутия), конечно же, тратит значитель­ные средства (до четырех миллиардов рублей в год) на прямую поддержку сельского хозяйства, не считая других программ, которые осуществляют­ся на селе. И, конечно, этот фактор необходимо учитывать и при межбюджетных отношениях, и при построении бюджета Российской Федерации.

Якутия: самое северное в мире земледелие.

Этот фактор необходимо учитывать и при формировании федеральных программ.

Я специально заостряю внимание на этом вопросе, потому что не толь­ко в текущей деятельности Правительства России по поддержке сельско­го хозяйства, но и в национальном проекте по развитию агропромышлен­ного комплекса полностью исчезли такие отрасли, которые традиционны для Севера, – оленеводство, коневодство, как будто их не существует вообще. О них в программах ничего не сказано, на них программы не распространяются. Для Якутии и других северных регионов, конечно же, такой подход мы считаем неправомерным. И поэтому первый вопрос, ко­торый хотели перед вами поставить уже при характеристике нашего реги­она, – это необходимость распространения всех федеральных программ на все отрасли северного сельского хозяйства.

Промышленность Но, несмотря на все природно-климатические и экономико­географические сложности, которые есть в Республике Саха (Якутия), республика достаточно стабильно развивается и по многим показателям занимает ведущие места в Дальневосточном федеральном округе и в Российской Федерации. Скажем, по объему добавленной стоимости и валового регионального продукта на душу населения мы входим в 15 ве­дущих регионов России. По общему объему валового регионального про­дукта занимаем первое место в Дальневосточном федеральном округе. Это связано и с большими масштабами сельского хозяйства, но прежде всего – с деятельностью нашей промышленности.

Промышленность республики опирается на хорошую минерально­сырьевую базу, и я не преувеличу, если скажу, что нет такого минерально­го ресурса на планете, которого бы не было в Республике Саха (Якутия). Среди них я хотел бы выделить в первую очередь алмазы: 82 процента всех запасов алмазов Российской Федерации находится в Якутии, и са­мое главное – почти все потенциальные месторождения алмазов тоже находятся здесь.

В Республике Саха (Якутия) очень хорошая минерально­сырьевая база для благородных металлов, только на балансе наших золотодобывающих предприятий находится сейчас около 1,5 тысячи тонн золота, которое может быть добыто. Я уже не говорю о тех место­рождениях, которые находятся либо в резерве, либо будут еще открыты. На территории республики находится самый крупный в мире угольный бассейн – Ленско-Тунгусский. Якутия занимает первое место по запасам нефти и газа в Дальневосточном федеральном округе, превосходя Саха­линскую область.

Я хотел бы остановиться еще на том, что для новых отраслей про­мышленности, которые связаны с высокими технологиями, научно­техническим прогрессом, очень важно, что у нас есть месторождения редких и цветных металлов, которые используются в новых технологиях, например, в нанотехнологиях. Это месторождения сурьмы, ниобия и дру­гих минералов. Вообще, в принципе, минерально-сырьевая база Респу­блики Саха (Якутия) на сегодняшний день такова, что у нас стоит на ба­лансе 1500 месторождений общей стоимостью 1,3 триллиона долларов. Из них только 3,6% передано недропользователям, в их распоряжении находятся недровые богатства на сумму примерно 47 миллиардов дол­ларов. Это сегодняшний день. А потенциальные запасы оцениваются в 5 триллионов долларов.

Итоги четырех лет работы

Опираясь на природные ресурсы, на развитое сельское хозяйство, Ре­спублика Саха (Якутия) строит свою экономическую жизнь. Мы работаем по пятилетним планам. Последний пятилетний план был разработан на период с 2002 по 2006 годы. Мы ставили перед собой задачу за это время увеличить валовой региональный продукт на 15%. Почему мы так стави­ли задачу, так формулировали? Потому что к началу планового периода, к сожалению, в республике накопилось очень много разных проблем, ко­торые прежде всего были связаны с тем, что в результате выхода из кри­зиса 1990-х годов, плюс два наводнения, которые нас постигли, у нас, по сути дела, была подорвана инфраструктура. В аварийном состоянии на­ходились магистральные газопроводы.

Мы испытывали жесточайший де­фицит электроэнергии в Центральной Якутии, где проживают почти пол­миллиона человек. Были недостроенные дороги, огромное количество ветхого жилья и так далее. Ну, и состояние предприятий было таково, что примерно 60% предприятий были убыточные, а 2,5 тысячи были к тому времени объявлены банкротами. Поэтому, естественно, мы ставили пе­ред собой задачу на этот пятилетний период времени подтянуть инфра­структуру, провести мероприятия по оздоровлению и реструктуризации предприятий, особенно базовых, таких, как авиакомпании, предприятия угольной промышленности и других отраслей, и решить первоочередные задачи, связанные с поднятием уровня жизни населения. Потому что к на­чалу 2002 года значительная часть, более 30%, жителей Республики Саха (Якутия) по уровню доходов находилась ниже черты бедности. Вот такие задачи были поставлены.

ИСХОДНАЯ СИТУАЦИЯ К РАЗРАБОТКЕ ПЯТИЛЕТНЕГО ПЛАНА НА 2002-2006 гг.

Убыточность предприятий – 57%

  • Аварийное состояние объектов жилищно-коммунального хозяйства, наличие большого числа бесхозяйных объектов энергетики
  • Неразвитая сеть автодорог
  • Проблема закрываемых и затопляемых городов и поселков Проблема ветхого и аварийного жилья
  • Просроченная задолженность по заработной плате – 1,4 млрд руб.
  • Низкие доходы и неполная занятость населения (26% населения с доходами ниже прожиточного минимума)
  • Ярко выраженный моноотраслевой характер экономики >Дефицит энергетических мощностей в Центральном и Западном энергорайонах

По итогам четырех лет я могу сказать, что они в основном выполняют­ся. Если говорить о валовом региональном продукте как интегральном показателе работы экономики республики, то на сегодняшний день за че­тыре года мы осуществили прирост на 13% и в последнем году пятилетки (в 2006-м) добьемся плановых показателей – 15%.

Выросли объемы промышленной продукции как в реальном, так и в номинальном выражении, выросли объемы сельского хозяйства. Я об­ращаю ваше внимание на то, что вложенные в сельское хозяйство сред­ства дают эффект. Например, в 2002 году каждый рубль, направленный на поддержку сельскохозяйственного производства, давал примерно на 2,5 рубля новой продукции, а в 2005 году – уже на 3 рубля. Это говорит о том, что все эти действия оправданы.

Главной проблемой была убыточность предприятий, банкротство мно­гих из них. За четыре года удалось значительно увеличить прибыль в целом по народному хозяйству республики. И особенно важно, что если в 2002 году 90% прибыли было получено в алмазной промышленности, то к 2005 году ситуация изменилась за счет роста в других отраслях.

Такие неплохие показатели в экономике позволили нам увеличить до­ходы консолидированного бюджета Республики Саха (Якутия). Я также обращаю ваше внимание на структуру доходов консолидированного бюд­жета – наши собственные налоговые доходы за это время вырастают и занимают больший удельный вес в структуре доходов.

И в то же время обращаю внимание, что неналоговые доходы, которые мы получаем, в основном это арендная плата от акционерной компании «АЛРОСА», и она, несмотря на то, что снижается в удельном весе на­ших доходов, все равно продолжает занимать серьезное место – 23%. И поэтому, когда мы говорим о тех или иных преобразованиях в компании, мы должны иметь в виду, что выпадет 23% наших доходов.

За это время удалось привлечь инвестиции от разных компаний, не только государственных, в экономику Республики Саха (Якутия). Вы види­те, что произошел рост в целом почти вдвое. И очень важно, что не только в алмазную промышленность, но и в другие отрасли. В республике нача­ли работать такие крупные компании, как «Сургутнефтегаз», акционерное общество «Российские железные дороги», «Евразхолдинг» и целый ряд других предприятий, которых раньше не было. Это тоже положительный результат.

Якутия. Мирнинский район. Светлинская гидроэлектростанция на реке Вилюй

С точки зрения самых главных, ключевых проектов, которые удалось осуществить за счет этих инвестиций, – это, конечно, в первую очередь инфраструктурные проекты. Введена Вилюйская гидроэлектростанция. Все мы знаем про Бурейскую ГЭС в Амурской области. Мы тоже ввели новую электростанцию. Увеличены мощности после реконструкции Якутской ГРЭС, и теперь мы не имеем дефицита электроэнергии. Строится третья нитка магистрального газопровода с газовых месторождений на Якутск. Мы форсировали реку Лену с нашим газопроводом. Ликвидиро­вали основные грунтовые разрывы на республиканских дорогах и теперь имеем проезд по всей республике – с запада на восток почти на четыре тысячи километров.

В то же время, конечно же, инвестиции вкладывались и в основное производство. Построены горнообогатительные комбинаты: в алмазной промышленности – самый лучший на планете сегодня, пожалуй, Нюрбин- ский горнообогатительный комбинат; два золотодобывающих предприя­тия. Начато строительство двух угольных шахт.

Решались первоочередные социальные проблемы. Для Республики Саха (Якутия) самое главное – это шко­лы, которые пришли в ветхость, точно так же, как ветхое жилье, поэтому существует специальная программа, которая предусматри­вает ввод 15 школ каждый год. По этому показателю мы занимаем первое место в Российской Феде­рации.

Удалось увеличить доходы населения, они выросли как в номинальном, так и в реаль­ном выражении. И сегодня зна­чительно меньше – примерно в полтора раза – населения живет ниже черты бедности, чем это было на старте.

Республика Саха (Якутия) – лидер в Российской Федерации по строительству школ

Республика Саха (Якутия) занимала «первое» место по задолженности по зарплате на 1 января 2002 года – как по массе задолженности, так и по относительным показателям, хоть на один рабочий день, хоть на одного человека. К счастью, мы эту задачу на сегодняшний день практически решили.

Мы отдаем себе отчет, что в ходе реализации своего плана у нас есть очень много нерешенных проблем по целому ряду отраслей, предприя­тий, направлений деятельности, в том числе по структурным изменениям в экономике, а также по тем вопросам, о которых вы говорили: развитие малого, среднего бизнеса и так далее. Но это рабочие вопросы, которые мы знаем, будем над ними работать дальше, и думаем, что основные за­дачи пятилетки выполним.

Существует один вопрос, с которым мы не в силах справиться, и мы, я прямо скажу, не решили его. Это уровень жизни пенсионеров Республики Саха (Якутия). До сих пор пенсионеры у нас имеют доходы ниже про­житочного минимума, ниже того минимума, который, вообще-то говоря, определен как физиологический минимум. На самом деле эта ситуация характерна не только для нас, но и для других субъектов северных терри­торий, для субъектов Федерации Дальнего Востока. Мы обращались мно­го раз с разными законодательными инициативами, создавали совмест­ные группы с Пенсионным фондом России, обращались в Правительство, но перед нами «железобетонная стена». К сожалению, не смогли этот вопрос решить и поэтому ставим его в очередной раз. Необязательно принимать наши инициативы, можно пользоваться инициативами других субъектов Федерации, скажем, Сахалинской области, но этот вопрос не­обходимо решать.

II

Что будет дальше?

Это основные, краткие итоги работы за ту пятилетку, которую мы раз­работали и которую выполняем. Что будет дальше? Сейчас мы начинаем очередной плановый период и подготовили ориентировки, на основании которых уже делаем индикативные планы на 2007-2011 годы и на период до 2015 года. Здесь мы ставим более серьезные задачи: увеличение ва­лового регионального продукта в два раза, потом – в 2,4 раза и решение целого ряда проблем, которые сегодня сдерживают развитие республики.

Как будем этого добиваться? Мы планируем, что существующие от­расли промышленности Республики Саха (Якутия) и отрасли народного хозяйства должны работать устойчиво, обеспечивая небольшой рост из года в год. Обеспечить их устойчивую работу- это, вообще говоря, само­стоятельная сложная задача. А плюс к этому в разных отраслях будет реализован целый ряд проектов, которые позволят нам увеличить вало­вой региональный продукт и все остальные показатели республики.

Показатели в отраслевом разрезе имеют расшифровку в конкретных проектах. Я сейчас охарактеризую несколько из них, самые главные.

Прежде всего, хотел бы остановиться на периоде с 2005-го по 2010 годы, на первом периоде. Есть новые проекты, которые мы должны реализовать, чтобы удвоить валовой региональный продукт. С другой стороны – существует целый ряд проектов, направленных на поддер­жание достигнутого уровня производства действующих предприятий. Я на примере одного из алмазных месторождений хочу сказать о том, что мы уже выбрали алмазы, которые можно было взять открытым спосо­бом, и теперь построили и дальше продолжаем строить шахту глуби­ной в тысячу метров.

Таких шахт за три года нам надо построить три, каждая из них стоит около одного миллиарда долларов. Это необходи­мо только для того, чтобы поддержать существующий уровень добычи алмазов на период до 2015 года. Я еще раз повторяю, сама по себе проблема поддержания уровня промышленности в той ситуации, как есть – сложная, и нам необходимо ее решить. Плюсом к этому должны быть новые проекты.

Угольные бассейны Республики Саха (Якутия)

Есть проект освоения Эльгинского месторождения каменного угля. Это гигантское месторождение, запасы которого разведаны, и этот уголь предназначен как для внутреннего потребления, для энергетики Российской Федерации и металлургии, поскольку она уже сегодня испытывает дефицит в коксе, так и для работы на экспорт. Потенциальные покупате­ли, которые уже определены и с которыми есть предварительные согла­шения, – это Япония и Южная Корея. Этот проект имеет потенциальных инвесторов, потенциальных кредиторов, потенциальных покупателей. Осталось сделать последнее.

В связи с тем, что ОАО «РЖД» приняло решение о продаже незавершенного строительства участка железной до­роги Улак-Эльга и своей доли в Эльгинском месторождении и объявлен конкурс, после того, как кто-то из участников конкурса одержит победу (возможно, это будет «АЛРОСА», возможно, другие предприятия Россий­ской Федерации), с ним мы дальше этот проект продолжим. Уже готово технико-экономическое обоснование, готова экспертиза, выполненная международными экспертными компаниями, готовы предварительные соглашения о кредитовании этого проекта.

Мы рассчитываем, что этот проект будет в основном осуществлен за счет кредитных средств, но 30% стоимости, которые составляют 2,2 мил­лиарда долларов, должны быть за счет взноса участников. Проект реаль­ный, и мы должны его выполнить.

Освоение месторождений рудного золота – главная перспектива золотодобывающей Якутии.

Второй проект – развитие месторождений рудного золота в Республике Саха (Якутия). Мы рассчиты­ваем увеличить добычу золота на 10 тонн. Сегодня мы добы­ваем 20 тонн золота. Прирост будет достигнут за счет трех инвестиционных проектов, которые осуществляет у нас компания «Полюс» – дочернее предприятие «Норильского никеля», которая уже в этом году 100 миллионов долла­ров вкладывает в эти проекты.

Кроме того, другие предпри­ятия увеличат добычу за счет освоения новых технологий.

Здесь есть проблемы, которые связаны с энергообеспечением и с ре­шением транспортных вопросов, но я на них останавливаться не буду, поскольку решение по этим проблемам попало в протокол Магаданского совещания 22 ноября 2005 года.

Третий проект, который уже начат, – освоение нефтяных месторожде­ний. Наши главные месторождения находятся на юго-западе Якутии, са­мое крупное из них – это Талаканское. И уже принято Правительством России решение о строительстве нефтепровода Тайшет-Находка, мы под­ключаемся к этому нефтепроводу в точке, которую нам указала «Транс­нефть». До нее надо построить свой подводящий нефтепровод. Работы на самом месторождении ведутся полным ходом. Затрачено уже несколь­ко сотен миллионов долларов, после ввода промысла объем товарной продукции будет – около двух миллиардов долларов. Для сравнения – при­мерно столько же дает сегодня акционерная компания «АЛРОСА».

В принципе на первый случай, на начальный период работы месторож­дения, инфраструктуры по принятой временной схеме хватит, но здесь целая серия месторождений, которые, в том числе, находятся в Иркут­ской области, и знаменитое Верхнечонское, и другие. Поэтому рано или поздно нам придется решать серьезную проблему создания постоянной инфраструктуры: это автомобильная дорога из Усть-Кута до Ленска и постоянная линия электропередачи от Вилюйской гидроэлектростанции, ко­торая находится в районе Мирного, до Усть-Илимской ГЭС. Месторожде­ние разрабатывает «Сургутнефтегаз» за свой счет. Строительство трубы начинается со следующего года. В этом году сделан рабочий проект и проведена экологическая экспертиза. На промысле ведутся буровые ра­боты по постоянной схеме, продолжается геологоразведка.

Что касается планов на 2010-2015 годы, это не значит, что мы присту­пим к их осуществлению именно в 2010 году. Чтобы их реализовать, уже сейчас должна вестись подготовка. Это и создание инфраструктуры, и решение вопросов по схемам развития месторождений, и так далее.

Якутия. Ленский район. Начало работ по освоению нефтегазовых месторождений Западной Якутии. Талаканское нефтегазоконденсатное месторождение ОАО «Сургутнефтегаз». 2005г

В этот период времени ключевым для нас, будет являться освоение Чаяндин- ского газового месторождения.Пока пред­полагается, что добытый газ отправится потребителям по газопроводу вдоль трас­сы БАМ. Но существуют и более рацио­нальные маршруты: от нашего Чаяндин- ского месторождения на восток, через юг Якутии, Амурскую область, Хабаровский край в Приморье с ответвлениями в Ки­тай и Южную Корею. К ним подключатся сахалинский газ в Хабаровске. На за­паде газ Ковыктинского месторождения тоже будет закольцован в эту систему, хотя большая часть газа с Ковыкты должна уйти в объединенную систему газопроводов европейской части России.

Правительство Российской Федерации должно утвердить схему развития газовой промышленности на востоке страны. Возможно, в этот план будут внесены какие-то изменения, может, по очередности освоения месторождений. Факт в том, что дело не дви­жется, пока не утверждена схема. Следом за ее утверждением необхо­димо проводить аукционы по нашим месторождениям. Из-за отсутствия схемы главное наше месторождение – Чаяндинское – уже три года ставит­ся на проведение аукционов и три года с них снимается. Последний раз его сняли в декабре 2005 года. Поэтому Правительству РФ необходимо принять решение по схеме газоснабжения Дальнего Востока и под нее провести аукционы на наши месторождения.

Это сферы сотрудничества с «Газпромом», но, я думаю, здесь может найтись место и для «Сургутнефтегаза», который рядом осваивает не­фтяное месторождение, для акционерной компании «АЛРОСА» и других потенциальных инвесторов. Заинтересованность проявляют и китайские национальные компании, они у нас частые гости. По этому вопросу, ко­торый находится в компетенции Правительства Российской Федерации, надо принимать решение.

Ясно, что такой масштабный проект тоже потребует создания инфра­структуры. Но я хочу обратить ваше внимание на то, что и дорожная, и энергетическая сети в принципе совпадают с той, что необходимо сделать для нефтяной промышленности, поэтому это общая инфраструкту­ра, это работа на будущее.

Нерюнгринский угольно-железнорудный район

В этот период времени, с 2010 по 2015 годы, планируем реализовывать проект освоения железорудных месторождений в Южной Якутии, так как уже сегодня многие металлургические предприятия испытывают дефицит железной руды и импортируют ее в основном из стран СНГ. Появляется востребованность этих месторождений, у которых хорошие качественные характеристики и, самое главное – благодаря строительству железной до­роги они, наконец-то, могут быть востребованы.

Наконец, с Российским акционерным обществом «ЕЭС России» мы ведем совместную работу по созданию Южно-Якутского гидроэнергети­ческого комплекса. Он будет представлять собой комплекс из четырех электростанций в Южной Якутии, работающих на гидроресурсах, что осо­бенно важно, так как Республика Саха (Якутия) имеет 22 процента всех гидроресурсов Российской Федерации. Это позволит, во-первых, решить окончательно все проблемы с энергоснабжением Дальнего Востока, а во- вторых, обеспечить экспорт электроэнергии в Китай.

РАО «ЕЭС России» заключило предварительное соглашение об экспорте 40 миллиардов киловатт-часов в Китайскую Народную Республику. Тогда не будет хватает электроэнергии здесь, на Дальнем Востоке. Вот они и будут возмещены нашим проектом и некоторыми другими решения­ми. Проект создания Южно-Якутского гидроэнергетического комплекса дорогой – 8,2 миллиарда долларов, но он имеет очень высокую эффек­тивность за счет исключительно хороших параметров створов на реках, на которых будет создан. В этом году начинается разработка технико­экономического обоснования.

Это главные проекты следующей пятилетки, которые и должны дать нам искомые результаты по развитию республики.

Хочу заметить, что эти проекты имеют значение не только для нас, не только для Дальнего Востока, но и для всей Российской Федерации.

Я еще раз хочу акцентировать внимание, что в принципе, за исклю­чением двух вопросов – по Эльгинскому угольному и по Чаяндинскому месторождению газа, где еще предстоит решить, кто там будет участни­ком, инвестором и акционером, по всем остальным уже есть инвесторы, владельцы лицензий, планы. Мы должны работать с ними и требовать выполнения. Здесь важно создание условий для того, чтобы они могли осуществить эти инвестиции. А условия заключаются в двух вещах: ре­шении транспортной проблемы республики и решении энергетической проблемы.

Проблемы: Отсутствие недропользователей и инвесторов на стратегических проектах; Отсутствие экспортных коммуникаций на дальневосточных рубежах

Предложение – Правительству Российской Федерации:

  1. Провести в самое ближайшее время аукционы на освоение Чаяндинского НГКМ, Томторского, Десовского и других месторождений

  2. Выбрать маршрут транспортировки газа в страны Азиатско-Тихоокеанского региона с учетом предложения Республики Саха (Якутия).

  3. Совместно с РАО «ЕЭС России» разработать проект строительства ЮЯГЭК и энергомоста в страны АТР.

Транспортная проблема Самый южный участок республики – это территория, где мы сегодня осуществляем круглогодичный завоз грузов. Все остальное – это сезон­ный завоз грузов, либо в арктическую навигацию по Северному морскому пути, либо в речную навигацию по нашим рекам: Лене, Индигирке, Колы­ме и другим. В этой связи и возникает целая серия проблем в экономике Республики Саха (Якутия). На основании транспортной стратегии Россий­ской Федерации была разработана транспортная стратегия Республики Саха (Якутия), которая соответствующим образом согласована в мини­стерствах и ведомствах, прежде всего в Министерстве транспорта РФ, и совместно с нами осуществляется.

Основная задача – достроить железную дорогу до Якутска (Беркакит- Томмот – Якутск). Очень важно, чтобы, придя в Якутск, железная дорога была подкреплена развитием других видов транспорта. Это должно быть сделано синхронно: железная дорога до Якутска, мост через реку Лену, автомобильные дороги. Автомобильная дорога «Колыма», федеральная дорога, на картах есть, на самом деле там грунтовые разрывы и не хва­тает четырех больших мостов. Она должна быть достроена, как и авто­мобильная дорога «Вилюй», которая уходит на запад Якутии, как раз на нефтяные и газовые месторождения. Автомобильная дорога «Амга» идет в важный золотодобывающий регион Республики Саха (Якутия). Есть ряд других дорог, которые хотя и имеют меньшее значение, но важны для нас. Все должно быть сделано синхронно, только тогда мы сможем получить эффект от железной дороги.

Схема Якутского транспортного узла

Одновременно необходимо произвести реконструкцию Якутского воздушного узла, поскольку он является одним из ключевых на северовостоке страны, потому что даже с приходом железной дороги все равно часть грузов и пассажиров, почту мы будем перевозить авиационным транспортом. Больше того, эти перевозки возрастут, потому что улучшит­ся транспортная доступность в целом по республике.

Необходимо решать и традиционную нашу проблему – это работа на реках по дноуглублению и выпрямлению русел.

Все эти вопросы согласованы на всех уровнях и являются частью транспортной стратегии Российской Федерации, и мы в своей повседнев­ной работе считаем это самой главной задачей. Почему я еще раз акцен­тирую внимание на этом? Да потому, что нужен системный подход. Взять хотя бы историю 2006 года: мы были удовлетворены всеми бюджетными заявками, проектировками, которые были выполнены по части дорожного строительства в Республике Саха (Якутия). Мы прошли все инстанции – министерство, Правительство РФ, бюджетные комитеты. Но в ночь перед принятием бюджета в третьем чтении все деньги из Республики Саха (Якутия) перекочевали на другие объекты по неизвестным причинам.

Точно так же существует вечная проблема дноуглубления. Один раз затопило Ленск. Каждый год Правительство Российской Федерации вы­деляет на наши реки 200 миллионов рублей, но каждый год это идет не как норма, а как дополнительные расходы.

Схема и сроки завоза грузов в арктические районы Республики Саха (Якутия).

Мы просили бы, чтобы наша транспортная стратегия была утвержде­на на федеральном уровне и мы бы вместе по ней работали. Какой от этого получим эффект? Зона круглогодичного завоза в Республику Саха (Якутия) распространится на половину территории республики. Но важно и то, что в этой половине республики проживает 91 процент населения и производится 95 процентов всей нашей продукции. Плюс к этому все те проекты, о которых я говорил, – и Эльга, и каскад Учурской ГЭС, и золо­тодобывающие новые проекты, и нефть, и газ – они все попадают как раз в эту зону круглогодичной доступности. Так что это важно не только для улучшения общего экономического состояния Республики Саха (Якутия), но и для реализации этих больших инвестиционных проектов.

Проблема – Неразвитость транспортной инфраструктуры:

Предложение – Правительству Российской Федерации:

  1. Придать статус федеральных основным межрегиональным транспортным магистралям («Вилюй», «Амга» и «Анабар»);

  2. Совместно с Республикой Саха (Якутия) создать условия для финансирования проектов строительства автодорог на принципах частно-государственного партнерства;

  3. Завершить реконструкцию федеральных автодорог «Лена», «Колыма»;

  4. С участием Республики Саха (Якутия) и ОАО «РЖД» завершить к 2010 году строительство железной дороги Беркакит-Томмот- Якутск с автомобильно-железнодорожным мостом через реку Лена;

  5. Разработать Методику распределения субсидий по регионам, учитывающую состояние дорожной сети, и внести изменения в Методику централизованного распределения акцизов на нефтепродукты, учитывающую протяженность автозимников.

  6. Поддержка малой авиации, водных путей и дноуглубительных работ.

Электроэнергетика Якутии На сегодняшний день мы имеем достаточно генерирующих мощ­ностей. Но проблема заключается в том, что все наши главные энер­горайоны (Южно-Якутский в городе Нерюнгри, Центрально-Якутский в городе Якутске и Западно-Якутский в городе Мирном) изолирова­ны друг от друга. Мы не имеем возможности передавать избыточные мощности для реализации тех или иных проектов.

Поэтому главная задача, которую мы должны решить, – это соединение всех трех энер­госистем в одну. Учитывая, что с запада Якутии в Иркутскую область до Усть-Илима необходимо вести новую линию электропередач для снабжения нефтяной и газовой промышленности, получается, что с соединением трех якутских энергосистем мы решаем глобальную задачу – создание объединенной энергосистемы Дальнего Востока с объединенной энергосистемой центра и запада страны. Вопрос в принципе согласован с РАО «ЕЭС», и мы сейчас начинаем работу по этим проектам.

Перспективная схема объединенной энергосистемы восточной сибири и дальнего востока через узлы централизованного электроснабжения Республики Саха (Якутия)

Хотел бы обратить также внимание на то, что значительная часть Ре­спублики Саха (Якутия) – весь север – не имеет постоянных энергетиче­ских источников и находится в зоне децентрализованного энергоснабже­ния.

На протяжении шести лет, начиная с 2000 года, совместно с РАО «ЕЭС России» мы осуществляем совместную программу, которая называется «Развитие малой энергетики в Республике Саха (Яку­тия)». Экономический эффект – 800 миллионов рублей в год, благо­даря программе мы снижаем почти вдвое завоз топлива в северные районы. Поэтому считаем, что эту программу надо продолжить. Сей­час осуществляем ее за счет средств РАО и за счет собственных средств, но очевидно, что необходимо подключить и федеральные средства, и, самое главное, распространить деятельность этой про­граммы на весь Крайний Север. Это было бы чрезвычайно полезно и эффективно.

Сегодня у нас появилась новая проблема. Начиная с 2007 года, будет на практике реализована схема реформирования РАО «ЕЭС» примени­тельно к Дальнему Востоку. От нас отходит Южно-Якутский энергорайон, где находится самая эффективная на Дальнем Востоке тепловая элек­тростанция – Нерюнгринская ГРЭС. В связи с чем возникает проблема с урегулированием тарифов. Мы просили бы рассмотреть вопрос возмож­ности получения определенных дотаций.

Получается, что в результате эти, казалось бы, огромные глобальные проблемы, связанные с развитием инфраструктуры (транспортные и энергетические), тоже сводятся к конкретным проектам, конкретным ре­шениям, которые либо проработаны, либо уже существуют. Теперь надо их свести в одно целое и работать дальше. Я думаю, что при условии таких решений мы справимся с той задачей, которую перед собой поста­вили. Для этого у нас все есть, и планы до 2015 года вполне реальны.

Проблема – Отсутствие энергетической инфраструктуры:

Предложение – Правительству Российской – Федерации:

Совместно с Правительством Республики Саха (Якутия) и РАО «ЕЭС России» завершить формирование объединенной энергосистемы Якутии с выходом на Усть-Илимскую ГЭС и на ОЭЭС Дальнего Востока Разработать федеральную целевую программу развития малой энергетики регионов Севера России.

Реализация приоритетных национальных проектов

III

Я хотел бы остановиться на проблемах, которые у нас и в других субъектах Дальнего Востока возникли при реализации приоритетных национальных проектов. Прежде всего, медицина. Мы предлагаем ис­пользовать наш Националь­ный медицинский центр как базовый для получения фе­дерального заказа на лече­ние, может быть, и из других субъектов Федерации. Но есть еще другая проблема. Она ка­сается 10 тысяч рублей, кото­рые должны получать медики приближенного к населению звена.

Якутия. Жиганский улус.
В сельской участковой больнице. с. Кестетем.

Здесь проблема в том, что получать эту доплату ме­дики смогут, если выполнят норматив по численности об­служивания населения: педиа­тры – 800 человек, терапевты общего назначения – 1700 человек. У нас и в других субъектах Дальнего Востока (особенно в сельской местности) они обслуживают значительно меньше населения из-за огромных расстояний. Потому в этом году при­мерно 30 процентов наших врачей не будут получать эти доплаты. Так трактует Минздравсоцразвития России.

Но эту проблему можно решить. Например так, как она решена приме­нительно к педагогам, получающим 1000 рублей за классное руководство. Если у тебя нет достаточного количества учеников, скажем, не 14 человек в сельской школе, а только 10, значит, 1000 рублей делится на 14 и умно­жается на 10. Наверное, и здесь можно применить такие механизмы.

Во всяком случае, этот вопрос требует решения, потому что он вызыва­ет непонимание и неудовольствие медиков и всего населения.

Это не только наш вопрос, это вопрос и других субъектов Дальнего Востока. И в этом случае я выражаю нашу интегрированную точку зрения.

Еще одна проблема – программа по ветхому жилью. Национальный проект решения жилищной проблемы министерствами и ведомствами Российской Федерации развернут таким образом, что из него начисто ис­чезла программа сноса ветхого жилья. Она реализовывалась в России на протяжении многих лет, мы очень довольны нашим взаимодействием с федеральным правительством и благодарны ему за то, что в последние

Проблемы реализации национальных проектов Российской Федерации в РС(Я) с учетом особенностей регионов Севера России

Предложения – Правительству Российской Федерации

1. Присвоить Национальному центру медицины категорию «федеральное спец. медицинское учреждение»

  1. Создать Национальный (федеральный) университет на базе Якутского государственного университета и региональных ВУЗов.

  2. Разработать подпрограмму ветхого аварийного жилья малых и средних городов Крайнего Севера в рамках ФЦП «Жилище».

  3. Включить табунное коневодство и северное оленеводство в приоритетный национальный проект РФ «Развитие АПК» с принятием Федерального Закона «О северном оленеводстве»

  4. Зарплату врачам и медработникам первичного звена устанавливать вне зависимости от численности прикрепленного населения, приравнять к ним главных врачей сельских медицинских учреждений вне зависимости от численности населения годы смогли столько снести. Но теперь ее действие прекращается, снос ветхого жилья должны делать инвесторы за свой счет. В принципе, воз­можно, такая схема годится в Москве или Санкт-Петербурге, в Нижнем Новгороде или Новосибирске, потому что там рентабельность (разница между себестоимостью и продажной ценой) строительства жилья дости­гает 200-300%. У нас ввиду низкой платежеспособности населения рен­табельность составляет от 5 до 10 процентов. Конечно же, строители не могут включать стоимость сносимого жилья в стоимость квартир, не могут сносить и за свой счет.

Эта проблема существует и в Амурской области в зоне БАМа, и в Мага­данской области. Поэтому мы просили применительно к Дальнему Восто­ку и Крайнему Северу сохранить эту федеральную подпрограмму сноса ветхого жилья в составе национального проекта. Мы просто не в состоя­нии справиться с ней самостоятельно, хотя делаем в этой области очень много: только за четыре года снесли около 500 таких домов.

Штыров В.А. Устойчивое развитие: проекты и перспективы.
Статьи, выступления, интервью Президента Республики Саха (Якутия) за 2006 год.
Якутск: Библиотека Президента Республики Саха (Якутия), 2007. – С. 4-14.