Публикации за 1993 год

На вопросы «Правды» отвечает Вице-президент, Премьер-министр Республики Саха (Якутия).

– Вячеслав Анатольевич, как живет республика в условиях само­стоятельности? Каковы успехи? Какие трудности есть?

– Есть, конечно, и то и другое. Республика имеет свои особенности. Они заключаются прежде всего в географическом положении: это Крайний Север, это особые климатические условия, которые, есте­ственно, не могут не сказываться на ведении хозяйства, которое у нас достаточно сложное, сезонное. Тут и транспортные проблемы. Ведь как наши предприятия работают? Золотодобытчики, лесозаго­товители, оловодобытчики, шахтеры-угольщики весь год трудятся, складируют продукцию на берегах рек и только в навигацию отправ­ляют потребителям. Такой сезонный цикл поставок накладывает определенный отпечаток.

И структура экономики несколько иная, чем в других регионах. По своему потенциалу Республика Саха (Якутия) промышленная, но в то же время с достаточно развитым сельским хозяйством.

– Раз достаточно развитое, значит, сами себя обеспечиваете продовольствием ?

Якутский хлеб

– К сожалению, не полностью, пока только примерно на 50%, в основном продуктами животноводства. Впрочем, сейчас возрождаем и растениеводство. Есть уже республиканская программа «Хлеб». Хотя исконное занятие якутов — животноводство. На юге разводим хороших лошадей, крупный рогатый скот На севере — оленей. По поголовью скота на душу населения Якутия в царское время и сей­час в России на одном из первых мест. Но повторяю, вести хозяйство в наших условиях очень непросто. Высокая себестоимость, трудно с реализацией — есть мясо в одном районе, но доставить его даже в соседний очень и очень трудно из-за бездорожья. С другой сто­роны, сельское хозяйство — это образ жизни народа. И хотел бы подчеркнуть, что ведение его на таких широтах — это достижение цивилизации, само по себе уни­кальное, но требует поддержки.

– Которую Вы не всегда чув­ствуете?

– Далеко не всегда. Вот и теперь сложилось серьезнейшее по­ложение. Я говорил недавно на пресс-конференции, что впору вводить чрезвычайное положе­ние. Лето в разгаре, а к началу июля было завезено грузов мень­ше половины. Навигация требует огромных средств. Мы получали кредиты. Сегодня их не хватает. Ходили, обивали пороги в Россий­ском правительстве. Пока безрезультатно. Нынешний Министр фи­нансов Б. Федоров не понимает ситуации, не осознает, что по его ми­лости могут оказаться в бедственном положении миллионы северян.

– А Ельцин знает об этом? Он ведь у вас был недавно, плясал в какой-то шкуре.

– Знает. Обещал свое содействие, но дальше слов дело не пошло.

– Он мастер на обещания.

– Думаю, мы выкрутимся. Ведем переговоры с рядом фирм, которые готовы дать деньги под соответствующие гарантии. Обидно только, что Российское правительство так ведет себя.

По существу вам объявлена экономическая блокада. Видимо, это предостережение, ибо вы идете своим путем, не берете под козырек, получая те или иные команды из Москвы.

– А мы и не можем один к одному копировать гайдаровскую реформу. Когда она началась, первое время вообще ничего не предпринимали. Старались понять, в чем ее суть и к чему это при­ведет Увидев плюсы и минусы, наметили план своих действий. Не только либерализовали цены, а и другие меры приняли. Мы пошли другим путем, чем Гайдар.

– Не бросились в море, не умея плавать, а постарались научиться плавать?

– Мы сразу увидели, что гайдаровский путь ни к чему хорошему не приведет, не годится для Республики Саха. Наш план состо­ит из 8 взаимосвязанных блоков, которые предусматривают решение ряда задач. Задачи эти решаются не одновременно, а последовательно. В условиях бурной либерализации цен, в условиях неопределен­ности доходов населения, первоначально внимание трем главным блокам: ценовой политике, по­литике в области заработной платы и социальной защите на­селения.

Отпуск цен мы проводи­ли не сразу, а по отдельным группам товаров, с таким расчетом, чтобы это не сказалось на уровне жизни населения. Сам отпуск цен проводился в несколько этапов. В финале на сегодняшний день практически все цены в основ­ном свободны, но тем не менее не на все товары. Они разбиты Стимулирование производства на три Группы. В Первую ВХОДЯТ продовольствия и контроль за ценами   молоко детское питание, на товары первой необходимости – важнейшая часть экономической

Которое цены установлены государством и жестко контролируются. Вторая группа тоже связана с уровнем жизни, но там уже жестких цен нет, но есть шкала ценообразования, которая движется, но не прыгает И, наконец, последняя группа товаров — это те, кото­рые на наш взгляд, меньше всего влияют на уровень жизни людей, в большинстве своем, как мы говорим, это предметы роскоши. Вот такая примерно наша политика.

– В области цен. А в других областях?

– Повышая цены, держали под пристальным взглядом доходы населения. Тем более что к тому времени у нас, северян и россиян сравнялась зарплата, а ведь в силу своего географического положе­ния в Республике она была всегда выше. Поставили задачу не до­пустить снижения зарплаты, а во-вторых, постарались не допустить безудержного роста доходов, держим их под контролем, с тем, чтобы зарплата не росла бесконечно и была связана не только с ростом цен, но и с результатами труда. Приняли специальный закон, раз­работали такие налоги, которые тоже регулируют зарплату.

Должен сказать, все это оправдало себя: удалось ликвидировать разрывы между отдельными группами населения, подтянуть бюд­жетную сферу и сдержать рост зарплаты неоправданными темпами. Словом, дело не дошло до резкого расслоения людей по дохо­дам. Министерство труда России пристально следило за на­шими действиями, одобрило, хотело было последовать при­меру республики.

– Но не последовало…

– Не знаю почему. К этой группе вопросов примыкает блок по со­циальной защите населения. Мы определили, пожалуй, первыми в России, кто такой неимущий. Кто такой малообеспеченный человек? Какие критерии тут? Те люди, которые попали в эти две категории, стали сразу же пользоваться поддержкой государства. Для этого образовали фонд социальной защиты.

Вот с этих трех блоков и началось у нас движение по пути реформ. Мы понимали, что Республика Саха (Якутия) уязвима по многим аспектам. Скажем, имеет излишнюю сырьевую направленность и во многом зависит от потребителей. Так, Новосибирский завод, кото­рый перерабатывает олово, внезапно начал диктовать свои условия и оставил нас практически без рынка сбыта.

Такой подход, эти дефор­мации в сфере экономики не позволяют решать проблему занятости, тем более что скрытая безработица была и раньше, есть и теперь — на одной ставке работают 4 человека, ибо никакой другой работы ни­где нет. Есть острая необходимость провести структурную перестройку экономики с тем, чтобы с одной стороны обеспечить занятость людей, с другой — сделать так, чтобы большая часть до­бавочной стоимости оставалась на территории республики.

Это одна ветвь структурной перестройки. Есть и другая: развива­ем нефтяную, газовую промышленность.

– А откуда нефть?

Стимулирование производства
продовольствия и контроль за ценами
на товары первой необходимости –
важнейшая часть экономической
политики Правительства Якутии

– Нефть своя. Месторождение с запасами примерно 100 млн. тонн уже стоит на балансе. В этом году пустим первые объекты нефте­перерабатывающей промышленности. Поставлена задача газифи­цировать село, есть совместный проект по развитию газовой про­мышленности с Южной Кореей. Конечно же, не обойтись без легкой промышленности. Уже провели реконструкцию нескольких предпри­ятий: мебельной фабрики, кожевенной, швейной.

Следующий блок — приватизация. Мы несколько остерегались действий Гайдара, Чубайса — все немедленно продать, акци­онировать, дать всем по ваучеру и таким образом сделать каждого собственником. Нет, мы совсем не уклонились от ваучеризации. Вау­черы действуют в республике, но основные предприятия на­ходятся под контролем государства. В поле зрения и аграрные проблемы.

Но должен со всей откровенностью сказать, что тут мы особенно не продвинулись вперед. Да, фермерские хозяйства появи­лись. И немало — около 3-х тысяч. Тем не менее особой погоды они не делают. Считаем это своим слабым местом. Тут работы непочатый край. Я повторяю: это не просто отрасль, это — образ жизни людей: рыбаков, оленеводов. Так, на Севере одно время люди разбились на общины, но ни к чему хорошему это не привело. Рынков сбыта нет, нанять вертолет и самолет, чтобы вывезти рыбу, каждый не может. На­чали у них ушлые предприниматели скупать все за бесценок.

Мы изменили этот курс. Создали три национальные компа­нии: рыбную, охотничью и оленеводческую. А в принципе, люди могут выбрать любую форму хозяйствования: хотят — в об­щине, хотят — сохраняют госхозы.

А какова цель национальных компаний?

– Обеспечить сбыт продукции по справедливым ценам и доставить людям все необходимое.

Создаем достаточно разветвленную банковскую систему. Организовали Республиканский инвестиционный банк, считаем его ключевым элементом в звене, которое будет активно работать и с бюджетом, и с централизованными кредитными ресурсами. Будет скоро и совместный Саха-австрийский банк. Провели конкурс среди крупнейших банков мира на право быть официальным советником нашего Правительства по банковским проблемам.

– Есть какие-то первые итоги?

– Итоги таковы. Мы вышли на те показатели, которые пла­нировали по национальному доходу, по уровню потребления, по уровню производства. Спад производства в республике в три раза меньше, чем в среднем по России.

– А в целом уровень благосостояния как? Падает?

– Тут просматривается общая тенденция падения. Идет расслоение общества, как ни старались избежать этого. Примерно 10% населе­ния по уровню доходов пошло резко вверх и примерно столько же процентов опускается резко вниз. Остальные 80% и туда, и сюда. Это очень беспокоит. В целом же, хочу заметить, 1992-й год окончи­ли благополучно, хотя теперь ситуация резко меняется.

Нынешние действия Российского правительства не поддаются какой-либо ло­гике. Очень верно сказал один из критиков моей программы в Вер­ховном Совете республики — я, правда, нигде этого официально не признавал: «Фактически наше Правительство занимается тем, что предпринимает контрмеры против Российского правительства».

Да, приходится действовать именно так. Нас беспокоит, что экономи­ческая политика федерального руководства имеет существенные недостатки. Отсутствует системный подход — возьмите, например инфляцию. Даже в самой благополучной стране США одно время Никсон цены и замораживал зарплату, борясь с инфляцией. У нас же все пущено на самотек.

Якутия. Анабарская тундра. В родовой общине оленеводов

Дальше. Во всей экономической политике России нет никаких но­вых идей по поводу структурной перестройки. Нет никакой идеи по поводу поведения на внешних рынках, отечественные предприятия попросту туда не пускают.

– Конкуренция, что Вы хотите.

– Я за конкуренцию. Но не такую. Как к нам прорывалась иностран­ная техника? Первые американские самосвалы, японские экскавато­ры не годились в наших условиях по многим параметрам. Но они по ходу дела доводились до ума и вскоре превзошли наши. Я — за та­кую конкуренцию! Но для этого нужна целенаправленная политика. Мы должны знать, чего хотим. Этого нет Многие программы вообще напрочь забросили.

При всем неприятии реформ Гайдара у нас были хорошие кон­такты с его Правительством. Большинство министров, их замести­телей поддерживали нас, работать с ними было легко и просто. Мы заключили целый пакет соглашений, создали совместными усилия­ми гигантскую компанию «Алмазы России—Саха», которая, считаем, будет одной из мировых. В этом году работать труднее.

Причем с каждым днем труднее. Происходит бюрократизация аппарата. Сей­час самый простой вопрос трудно пробить — решается по полгода. Пример тому — ситуация с той же алмазной компанией. Кто только ее не мурыжил в Москве! Горы бумаг исписали, пока дело только чуть-чуть сдвинулось.

Нет цельной, взаимосвязанной Программы у Правительства Рос­сии. Непонятно, чего хотим добиться в экономической сфере, соци­альной.

У нас нет и национальной цели. Что такое Россия сегодня? Как она будет выглядеть завтра? Куда идем? Чего хотим? Плывем, как корабль без руля и ветрил…

– Меня беспокоят идеи образования новых республик из кра­ев и областей Я это говорю не от имени нашего Правительства, поскольку никаких решений не принималось на этот счет, а выска­зываю свое личное мнение. Россия не Америка, ее не разделишь просто так на штаты. Причем, когда посмотришь на карту США, то удивительная вещь: как будто штаты линеечкой на карте расчерти­ли, разделили на клеточки. Россия всегда отличалась тем, что ее составные части имели разный статус.

Новая техника на горных предприятиях компании «Алмазы России – Саха»

– Собственно, с объявления независимости отдельными респу­бликами начинался и распад СССР, сегодня Россия стала на эту стезю.

– Совершенно наивные рассуждения для обоснования, скажем, Уральской Республики: мы — кузница России, нас много, нам мало доставалось. Я вспоминаю, как когда-то говорили, что Украина — это житница СССР, это индустриальная держава, это — вторая ФРГ. А что теперь там происходит, когда они стали независимыми? Во- первых, от кого независимы? Кто их угнетал? Во-вторых, где их хва­леный потенциал?

Тот запал, та тенденция, которая сейчас просматрива­ется по переустройству российской государственности, не имеют будущего, как и не имеют исторических корней. Рос­сия — это плод всех народов, которые населяют ее. Россию нельзя подогнать под американский или какой-то другой лад. Пока мы не осмыслим, что же такое Россия, каковы ее место и роль в цивилизации, пока этого не будет, не будет эффективной ни эконо­мическая, ни социальная политика, а значит, не выберемся из кризи­са, будем так вот и болтаться в зависимости от обстоятельств. При­ходится сожалеть об этом, но это сегодня так и есть.

Беседу вел Александр ЧЕРНЯК.
«Правда», 3 августа 1993 г.