Мы находимся на определенной стадии организации местного самоуправления
Публикации за 2004 год
Выступление В.А. Штырова на Совете по местному самоуправлению при Президенте Республики Саха (Якутия) 23 января 2004 г.
Уважаемые товарищи! Прежде, чем говорить об очередных задачах по дальнейшему развитию местного самоуправления, хочу напомнить логику предыдущих наших действий по его организации в республике.
В 2002 году была создана республиканская правовая база для местного самоуправления. Она была подготовлена на основе специально разработанной Концепции перехода на местное самоуправление. В ходе разработки Концепции мы направляли делегации Республики Саха (Якутия) во многие субъекты Российской Федерации для того, чтобы понять и положительные, и отрицательные стороны уже накопленного к тому времени в стране опыта. Учитывали и наш собственный исторический опыт и особенности.
Мы также принимали во внимание и возможные изменения, которые, как предполагалось, будут происходить в законодательной базе Российской Федерации. В этой связи в 2002 году у меня состоялось несколько встреч с Д.Н. Козаком – первым заместителем Руководителя Администрации Президента России, который курировал разработку и был главным идеологом новой модели местного самоуправления в Российской Федерации.
По итогам обсуждения с участием широкого круга общественности и специалистов и одобрения нашей Концепции на специально созванной научно-практической конференции на основе её главных положений были внесены необходимые изменения в Конституцию Республики Саха (Якутия). Затем был разработан целый свод законов, которые были необходимы для перехода к местному самоуправлению, его становления и
развития. После подтверждения всенародным голосованием на общереспубликанском референдуме самой необходимости местного самоуправления в республике, были проведены выборы во вновь создаваемые муниципальные органы в декабре 2002 года. Вы видите, какая чрезвычайно сложная и многогранная работы была проведена в 2002 году.
Ставя перед собой задачи на 2003 год – первый год работы вновь созданных муниципалитетов, мы не могли рассчитывать, что сразу в полной мере раскроется весь потенциал местного самоуправления. Прежде всего потому, что этот год был переходным. Необходимо было осуществить плавную и безболезненную передачу нормотворческих и распорядительных функций в вопросах местной жизни от улусных, районных и городских государственных органов в муниципалитеты. Организовать работу ликвидационных и приемочных комиссий, решить множество организационных, материально-технических, а самое главное, кадровых вопросов.
Одновременно шло уточнение распределения полномочий между республиканскими органами государственной власти и органами местного самоуправления, наделение их имуществом, налаживание каналов финансирования. Короче говоря, шел процесс, как говорил классик, «создания тончайшей организационной сети», без которой не может осуществляться государственная и общественная жизнь. С позиций сегодняшнего дня можно сказать, что поставленные задачи выполнены, местное самоуправление в республике состоялось, укрепилось во всех отношениях и готово к дальнейшему развитию.
Я специально напомнил основные пройденные в 2002 и 2003 годах этапы становления местного самоуправления для того, чтобы этот процесс был виден в динамике, для понимания его логики и очередных задач, которые стоят перед нами. А задачи эти и сложны, и многообразны.
Мы находимся на определенной стадии организации местного самоуправления, на стадии его осуществления на улусном уровне. В 2004 году необходимо начать работу по следующему шагу с тем, чтобы местное самоуправление распространить на поселенческий уровень.
Некоторые думают, что это альтернатива: улусный (районный) уровень или уровень поселений. В связи с принятием нового закона от 06.10.2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» альтернативы нет. Должно быть сочетание этих двух уровней территориального устройства местного самоуправления.
В принципе, какой-то особой сверхновизны в этом нет. Давайте вспомним старый опыт нашей страны, нашей республики, это советский опыт, когда советы были на поселковом уровне и советы были на районном уровне. Они были определенным образом субординированы и соподчинены. Каждый уровень имел свой круг полномочий, обязанностей и в то же время местные советы были вписаны в систему более крупного порядка. В этом направлении мы и должны думать, развивая дальше местное самоуправление. И не только потому, что того требует федеральное законодательство, а потому, что это необходимо по сути, по природе местного самоуправления.
Местное самоуправление должно дойти до человека, чтобы люди были включены в процесс решения местных вопросов. Естественно, что, так называемые, местные вопросы, на самом деле носят разный характер. Некоторые из них невозможно решить на поселенческом уровне, они должны решаться объединенными усилиями, на более высоком уровне, на уровне улуса, района. Вот почему требуется двухуровенная организация местного самоуправления. Образно говоря, деятельность муниципалитетов поселенческого уровня имеет своим предметом непосредственно нужды людей – жителей того или иного населенного пункта, а деятельность муниципалитетов районного – нужды органов местного самоуправления поселений.
Реализация таких подходов на практике вызовет определенные сложности в определении границ поселений и межселенческих территорий, в распределении полномочий между муниципалитетами разного уровня, в формах организации нормотворческой и исполнительской деятельности органов местного самоуправления и других вопросах. Но я думаю они преодолимы. На протяжении 2004 года мы должны концептуально выработать и реализовать оптимальную для себя модель двухуровенного местного самоуправления. Здесь Совет по местному самоуправлению при Президенте республики, учитывая федеральное законодательство, должен плодотворно поработать во взаимодействии с Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия). Эта работа должна быть творческой.
Нет ничего крамольного, если будут нарушены какие-то сложившиеся в Российской Федерации догмы и подходы. В пределах своих полномочий мы можем организовать местное самоуправление по-своему, с учетом наших особенностей. С одной стороны, мы должны довести местное самоуправление непосредственно до человека, а с другой – сохранить сквозную вертикаль власти в республике потому, что условия жизни на Крайнем Севере совершенно иные, чем в типичных регионах Российской Федерации. По многим параметрам они экстремальные. Выработанные подходы мы должны закрепить в законах и решениях Президента и Правительства республики, а затем воплотить на практике.
В 2004 году мы должны решить и другую важную задачу – завершить переход от расчетной, индивидуальной к нормативной системе формирования бюджетов местного самоуправления и межбюджетных отношений между республиканскими и муниципальными органами власти.
В прошлом году в составе республиканского бюджета был сформирован фонд финансовой поддержки муниципальных образований, с помощью которого проводились выравнивание бюджетной обеспеченности муниципалитетов и балансировка их доходов и расходов. Несмотря на это, выступавшие здесь главы муниципальных образований обращали внимание на проблемы сбалансированности бюджетов.
До перехода на местное самоуправление доходы и расходы всех улусов, районов и городов были более или менее выравненными между собой, а теперь в некоторых случаях этот баланс был нарушен в ту или иную сторону. В течение года по ряду муниципальных образований пришлось в индивидуальном порядке решать вопросы покрытия дефицитов их бюджетов. Причины здесь кроются в недостатках методики распределения средств из фонда финансовой поддержки муниципальных образований, отсутствии должного учета расходов в некоторых улусах. Решение проблем финансовой обеспеченности муниципальных образований – вопрос срочный. Министр финансов республики – Эрнст Борисович Березкин, имеет персональное поручение разобраться в этом и отчитаться до 15 февраля. На этом примере видно, что не так все просто в межбюджетных отношениях.
До сих пор мы говорили о двух направлениях предстоящей работы: о дальнейшем развитии местного самоуправления на поселенческий уровень и о продолжении работы по упорядочению взаимоотношений между органами государственной власти и муниципалитетами. Теперь хотел бы обратить внимание и на некоторые аспекты практической деятельности самих муниципалитетов. Считаю важным в 2004 году сосредоточить усилия на решении нескольких вопросов.
Необходимо продолжить работу по укреплению экономической базы муниципальных образований. Здесь необходимо исходить из того, что основа всего – производство. Об этом совершенно правильно говорил глава Нюрбинского улуса Роман Гаврильевич Дмитриев. Ведь после перехода на нормативный метод формирования местных бюджетов денежные трансферты из республиканского бюджета будут закреплены за муниципальными образованиями на долгосрочный период.
И если улус, район или город хочет иметь дополнительные доходы, то это возможно только за счет прироста местного производства. Должен отметить, что большинство улусов стали проявлять заинтересованность и инициативу в развитии тех или иных видов производства с целью увеличения своей доходной базы. Это уже позитивный момент перехода на местное самоуправление. Раньше этого не было, главы администраций старались от всего избавиться, а деньги, в основном, просили. Сейчас виден перелом. Считаю, что это хорошая тенденция, и она должна найти дальнейшее развитие и поддержку со стороны Правительства республики.
С другой стороны, муниципальным властям необходимо более глубоко и предметно заниматься экономикой улусов, экономикой предприятий.
Существуют ошибочные догмы, что в улусах, из-за сложностей транспортной схемы и высокой конкурентоспособности привозной продукции, наши предприятия обречены быть убыточными. Это неправильно. Два года в республике велась довольно интенсивная работа по реорганизации предприятий и учреждений. Необходимость в этом была обусловлена тем, что в начале 2002 года мы находились на абсолютно первом месте в Российской Федерации по количеству ГУПов и МУПов, а большинство из них были убыточны.
Перед Правительством республики была поставлена задача разобраться в этом, разработать и реализовать меры экономического оздоровления предприятий (реорганизовать, преобразовать, ликвидировать или принять другие решения). В ходе этой работы выяснилось, что в большинстве случаев причины убыточности кроются в субъективном факторе, а вовсе даже не в объективных обстоятельствах. Неправильный учет, бесконтрольность и безграмотность, отсутствие всякого понимания о производстве и его перспективах со стороны руководителя… Поэтому, ваша задача – помимо развития новых производств, обеспечить эффективный контроль за деятельностью действующих муниципальных предприятий. Убыточных предприятий не должно быть.
Особо подчеркиваю важность развития малого бизнеса. Необходимо максимально снять всяческие ограничения и административные барьеры. Конечно же, контроль со стороны налоговой, санэпидемиоло- гической и других служб должен быть, но его необходимо упорядочить и разумно минимизировать, надо дать максимальную свободу предпринимателям, в этом возможный путь и увеличения количества рабочих мест, и увеличения доходов бюджетов. В республике этому вопросу мало уделяли внимания по разным причинам. Сейчас этот процесс получил динамику на республиканском уровне, работает Совет по предпринимательству при Президенте Республики Саха (Якутия), принимаются другие меры. Начали решаться некоторые вопросы на законодательном уровне, теперь основную организационную работу на местах предстоит проводить вам.
Обращаю ваше внимание на землю. Очень сложна процедура закрепления земли в муниципальную собственность, равно как и в республиканскую, и в федеральную. Эта процедура, в соответствии с федеральным законодательством для какого-либо участка требует времени не менее одного года. Но при всем том, эта работа должна быть начата незамедлительно потому, что земля – главное в имущественном комплексе муниципалитета, одно из основных средств пополнения местного бюджета. Сегодня этого еще не видно, но ее грамотное использование – это будущие доходы. Чем раньше мы займемся оформлением земли в муниципальную собственность, тем быстрее будем иметь положительный результат. А не будем заниматься – лишимся кормилицы.
Конечно, многие субъекты Российской Федерации ставят на федеральном уровне вопросы по изменению схемы прохождения документов для оформления в региональную и муниципальную собственность земельных участков, не исключено, что эта процедура будет упрощена. Но пока суть да дело надо упорно этой работой заниматься по действующей процедуре. На республиканском уровне для помощи в ее организации будут выделены средства на межевание земель, их кадастровую оценку, усилены структуры земельной службы.
Хотел бы остановиться на формировании муниципального заказа. По большому, счету улусные предприятия производят продукции не так уж и много. Она составляет небольшую долю в объеме потребления. Даже если мы возьмем нашу традиционную сельскохозяйственную продукцию то, рассчитав балансы, вы увидите, что полный объем её производства на территории конкретного улуса, как правило, с трудом обеспечивает потребности спецучреждений (детские сады, больницы, школы, дома ветеранов, рабочие столовые). При этих обстоятельствах мы можем закупить у наших товаропроизводителей всю выпущенную ими продукцию, особенно пищевую, излишков у нас не будет или будет мало. Поэтому муниципальный или государственный заказ должен быть сориентирован, в первую очередь, на местную продукцию, выступать в качестве инструмента стимулирования развития производства, обеспечения занятости населения. Этот инструмент должен использоваться вами в полной мере.
В целом, должен сказать, что и работа Совета по местному самоуправлению при Президенте и Союза муниципальных образований республики, который возглавляет глава Усть-Майского улуса Владимир Васильевич Топорков, все-таки, дают результаты. Мы организованно и безболезненно прошли в 2003 году переходный период от государственной власти к местному самоуправлению и сейчас можем уверенно действовать дальше.
В разных аудиториях мы с вами обсуждали основные социальноэкономические итоги 2003 года в целом по республике, основные задачи на 2004 год, поэтому я подробно останавливаться на них не буду. Скажу только, что 2003 год можно назвать очень позитивным для республики. Есть прирост валового регионального продукта, он получен за счет прироста производства во всех отраслях народного хозяйства: в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте, в торговле, сфере услуг. Устойчиво, с заделами на будущее отработали базовые отрасли, я имею в виду алмазодобывающую промышленность, добычу золота, цветных металлов и угля. Очень важно, что за два прошедших года золото и угледобывающие предприятия из убыточных превратились в прибыльные, получили новые перспективы развития. Это хороший результат.
Есть положительные сдвиги в обрабатывающих отраслях промышленности: ювелирной, гранильной, деревообрабатывающей. Хотя там есть еще над чем хорошо поработать. Устойчиво отработали инфраструктурные отрасли: энергетика, тепловое хозяйство, газодобывающая, газоснабжающая.
Конечно, у нас есть и проблемные отрасли, в которых мы существенных положительных результатов не получили, только подходы ищем. Это промышленность строительных материалов, ее ключевая подоотрасль – цементная, производство стеновых материалов, и утеплителей. Их подъем – задача 2004 года и мы примем все необходимые для этого решения.
Как известно, были определенные задержки в развитии нефтяной промышленности. Сама по себе она отработала на необходимом для нас уровне, обеспечила поставки котельного топлива для госнужд в полном объеме. Но это наше действующее, можно сказать, местное производство. Полномасштабное же развитие этой отрасли, как отрасли специализации республики в общероссийском разделении труда, должно начаться в 2004 году. Ключевая предпосылка для этого создана: определен недропользователь на наше главное – Талаканское нефтегазоконденсатное месторождение. Им стала одна из лучших в России компания «Сургутнефтегаз», которой выдана лицензия.
В пищевой промышленности, с одной стороны, мы преуспели в создании новых современных пищеперерабатывающих комбинатов и цехов, которые введены или строятся и в Нюрбе, и в Верхневилюйске, и в Сун- таре, и в других населенных пунктах. А с другой стороны, традиционные отрасли – хлебопекарная, вино-водочная, наоборот, сдали свои позиции. Здесь есть свои причины и будет подробный их анализ с выводами для дальнейшей работы.
Таким образом, в целом по промышленности результаты хорошие, но есть, и проблемы, на которые мы не должны закрывать глаза.
Хорошие результаты в сельском хозяйстве, есть прирост поголовья всех видов скота и прирост товарной продукции. Наконец- то отработаны, стали стандартными и привычными схемы финансирования дотаций на сельхозпродукцию и в целом Президентской программы социально-экономического развития села, которую мы с вами разработали, приняли и выполняем. В ее рамках начали создаваться первые машинно-технологичные станции, стала развиваться перерабатывающая отрасль, упорядочилась система заготовок.
Хорошо отработал транспорт, даже в такой критический по условиям навигации год.
Есть серьезные позитивные сдвиги по строительству Амуро-Якутской железной дороги и по работе самого акционерного общества «Железные дороги Якутии». Предприятие тоже перестало быть убыточным, и, начало получать прибыль, имея весьма умеренные тарифы на перевозку грузов, увеличило грузооборот. Это хорошие результаты.
Авиация. Вы помните, сколько было шума, выступлений, статьей всевозможных, слез в 2002 году, когда началось реформирование нашей авиации, решавшее ее судьбу. Теперь мы уже имеем первые плоды реформ, эти плоды весьма неплохие. Вновь созданная авиакомпания «Якутия» стала одиннадцатой из 290 авиакомпаний Российской Федерации по объемам перевозки пассажиров, выглядит неплохо по перевозке грузов и, самое главное, получена прибыль от авиаперевозок. Доказано, что в условиях Якутии авиация может быть прибыльной. Пока есть определенные проблемы с другой нашей новой авиакомпанией – «Полярными авиалиниями», с дальнейшей реструктуризацией аэропортового хозяйства. Но подходы решения проблем найдены, будем дальше работать.
Помимо хороших итоговых экономических показателей очень важно, что в прошлом году были решены очень сложные целевые задачи, которые во – многом определяют будущее республики.
Введен в эксплуатацию Нюрбинский ГОК, это проект мирового уровня в горнодобывающей промышленности. Переход газопровода через реку Лена, хорошее деревообрабатывающее предприятие в Нижнем Курана- хе, опытно-промышленное золотодобывающее предприятие на Нежда- нинке – все это воплощения наших с вами планов развития, обновления. Очень важно, как и в случае с авиацией, что мы сами себе доказали, что в сложных экономических, финансовых, географических, климатических условиях мы можем задумывать новые проекты и создавать эффективные производства.
В социальной сфере мы ввели жилья столько, что по абсолютным показателям находимся по Дальнему Востоку на первом месте, близко к нам нет никого. Введено 15 школ, 4 крупных медицинских комплекса – в Усть- Мае, Бердигестяхе, Чурапче и Алдане. Это большие, хорошие объекты. В последние пятнадцать лет подобных объектов здравоохранения в Якутии не строилось.
Успешно прошли III Спортивные игры народов Республики Саха (Якутия), которые дали новый импульс развитию спорта, приобщению молодежи к физической культуре.
Все эти результаты достигнуты трудом всех жителей республики, всех трудовых коллективов. Но была очень важна огромная организаторская робота Правительства республики и ваша – глав администраций муниципальных образований. Я благодарю вас за активную позицию, настойчивую работу на благо республики. Хорошие показатели социальноэкономического развития за прошедший год – это наш с вами совместный результат.
На 2004 год мы планируем по всем показателям добиться небольшого роста. За счет этого валовой региональный продукт, увеличится, примерно, на 3-4%. При этом прогнозируем, что это не будет легким в финансовом отношении год. Вы знаете, что доходы республики в значительной мере базируются на поступлениях от экспортных отраслей – от алмазов, от угля, который поставляется в Японию, от золота, от бриллиантовой промышленности, от ювелирной. Конъюнктура на мировых рынках на эти товары в целом неплохая, но в связи с укреплением рубля мы понесем денежные потери за счет курсовых разниц. Поэтому могут быть определенные сложности по исполнению бюджета. Но все зависит от нас. Мы должны добиваться успеха в любых условиях.
В 2004 году мы должны решить очень важные новые целевые задачи: обеспечить ввод в эксплуатацию первого агрегата Вилюйской ГЭС-3, завершить строительство Амуро-Якутской железной дороги на участке Беркакит-Томмот, развернуть работы по развитию масштабной нефтяной промышленности. Всенародным делом для всей нашей республики станет подготовка и проведение на достойном уровне III Международных спортивных игр «Дети Азии» в г. Якутске. Вот какие дела и события огромной важности ждут нас в 2004 году. Это потребует от всех нас максимальной мобилизованности, ответственности и настроенности на упорную работу.
Что касается дальнейшей работы Совета по местному самоуправлению при Президенте республики, то очередное его заседание мы посвятим специально вопросу о земле. Министерство имущественных отношений Республики Саха (Якутия) должно подготовить доклад, главы муниципальных образований проинформируют о состоянии дел по учету и использованию земельных ресурсов в улусах, районах и городах.
Информационный бюллетень Совета по местному самоуправлению при Президенте Республики Саха (Якутия), Выпуск 7 (январь 2004.) – Якутск: Администрация Президента и Правительства Республики Саха (Якутия), 2004. – С. 32-38