Публикации за 2003 год

Выступление Президента Якутии В.А. Штырова на торжественной церемонии подписания Договора о взаимодействии власти и общества 27 января 2003 года.

Уважаемые товарищи!

Все мы в эти минуты были участниками и свидетелями события, которое, я уверен в этом, станет очень важным для жизни ре­спублики. Только что торжественно подпи­сан Договор о взаимодействии власти и общества. Заключив этот Договор, мы еще раз подтвердили свои намере­ния строить общественные отноше­ния на принципах партнерства.

Задачи государства по созданию благоприятных для формирования гражданского общества условий были и остаются приоритетными. Одним из таких условий, в создании которо­го заложена инициатива нескольких общественных организаций в апреле прошлого года, стало подписание Декларации о консо­лидации, национальном согласии и взаимодействии власти и общества в Республике Саха (Якутия). Это событие поставило наши взаимоотношения на качественно иную ступень конструктивного диалога между властью и обществом. Смысл его – в консолидации общества для выработки конструктивных решений вместе с органами власти во всех об­ластях социально-экономического, общественно-политического развития республики.

Тогда мы договорились о создании Общественно-­консультативного Совета при Президенте Республики Саха (Яку­тия) с нужными и благородными задачами по оказанию содействия становлению гражданского общества, по повышению эффективности работы органов государственной власти и местного самоуправления, по формированию механизмов социального партнерства.

Такой Совет при Президенте республики с функциями посто­янно действующего совещательного органа был образован впер­вые. В Совет вошли представители самого широкого политического спек­тра: региональные отделения КПРФ и СПС, «Единой России» и Народной партии, Народно-патриотического фронта России, социал-демократов. Также в составе Общественно-консультативного Совета представлены руководители самого мощного республиканского профсоюзного движе­ния – «Федерации профсоюзов», лидеры молодежных, женских, научных и иных общественных объединений (всего более 30 региональных отде­лений политических партий и общественных объединений).

Деятельность Совета обусловила новое качественное состоя­ние общественно-политической жизни республики. Это нашло свое подтверждение и во время прошедшей выборной кампании, когда по ини­циативе Общественно-консультативного Совета была образована обще­ственная группа содействия организованному проведению выборов. То, что выборная кампания прошла в спокойной обстановке, немалая заслу­га принадлежит его деятельности.

Социальный мир обходится гораздо дешевле социальной кон­фронтации. Эту истину в экономически развитых странах усвоили дав­но и прочно.

В Европе, например, во Франции, существует Совет по социальным и экономическим проблемам, образованный в 1925 году, а в 1947-м ста­раниями де Голля он стал конституционным. Часть членов совета (их 235) назначает президент страны на персональной основе, другая часть вхо­дит в его состав от неполитических общественных объединений. Задача совета – давать «срез» общественного мнения по сложным проблемам. Хотя решения совета носят рекомендательный характер, на них порой опираются президент или Национальное собрание.

В феврале 1994 года была создана Общественная палата при Пре­зиденте России. Она включала 250 представителей общественных объе­динений: профсоюзов, творческих союзов, корпоративных организаций, объединений предпринимателей, религиозных конфессий. Смыслом ра­боты, в которой участвовали многие известные общественные деятели, предприниматели, мастера искусств, была подготовка рекомендаций пре­зиденту России по самым актуальным вопросам, будь то права человека, местное самоуправление, национальные проблемы.

К сожалению, деятельность Палаты фактически застопорилась уже осенью 1994 года.

В России Общественные палаты действуют во многих регионах. В пер­вой половине 90-х годов такого рода собрания действовали под эгидой Президента России, его полпредов и региональных властей. Сейчас та­кие советы есть в Республиках Коми и Татарстан, Калининградской, Там­бовской, Нижегородской, Рязанской, Оренбургской, Воронежской, Сара­товской, Московской, Сахалинской, Ярославской, Омской, Кемеровской, Челябинской и других областях.

В Якутии история установле­ния постоянного диалога меж­ду властью и обществом имеет достаточно богатый опыт. В на­чале 90-х гг., в период форми­рования институтов граждан­ского общества, инициатива такого общения принадлежа­ла национально-культурным общественным объединениям «Саха омук», «Конгресс народа Саха» и «Республиканкой рус­ской общине», впервые четко обозначивших важность уста­новления такого диалога. Уже тогда наметившийся процесс ассоциирования общественных объедине­ний, стоявших на идейных схожих платформах, привел к созданию в сере­дине 90-х годов нового общественного института гражданской инициативы «Ассамблеи народов Республики Саха (Якутия)». Именно консолидация и объединение усилий стали важнейшей организующей идеей республикан­ского общественного процесса во второй половине 90-х годов.

Одновременно в разные годы предпринимались попытки создания об­щественных советов при Президенте республики, но все они имели доста­точно узкий по составу и возможностям характер: советы молодежи, ста­рейшин, женщин, отцов и другие. Безусловно, сегодня нельзя недооцени­вать роль этих институтов в формировании общественно-политического климата в республике, но создание Общественно-консультативного Сове­та стало новым, более значимым шагом, позволившим определить мно­жество общественных формирований.

Президент Республики В.А. Штыров в Национально-культурном объединении «Русская община Республики Саха (Якутия)». г.Якутск. 2003 г.

Традиция нашей республики, которая подтвердилась и в 2002 году, всег­да было конструктивное взаимодействие между всеми ветвями власти: ис­полнительной, законодательной и судебной; между общественными движе­ниями и государственной властью Республики Саха (Якутия). Именно это конструктивное взаимодействие привело к позитивным результатам, кото­рые были приняты в законодательной сфере в прошлом году. Подписание Договора между региональными отделениями политических партий, обще­ственными объединениями, Государственным Собранием (Ил Тумэн), Пре­зидентом Республики Саха (Якутия) – прямое продолжение этой традиции. Продолжается цивилизованный диалог всех тех, кому небезразлична судьба нашей республики, всего нашего народа. У нас с вами одна цель и много общих задач. Мы с вами одинаково заинтересованы в прогрессивном раз­витии республики, процветании и благополучии своего народа, преодолении бедности и других трудностей, все еще сохраняющихся в нашем развитии.

Подписание Договора, безусловно, даст серьезный импульс развитию гражданского общества и его институтов. Действо­вать независимо от государства вовсе не значит работать про­тив государства, наоборот, коэффициент полезного действия многократно возрастает, когда задействуется энергия обще­ственных объединений.

Совместными усилиями мы можем построить такую Якутию, где уважа­ют мнение каждого гражданина, где будет комфортно и уютно для каждой доброй инициативы, направленной на улучшение жизни республики, об­щества и каждого человека. Такое сотрудничество, безусловно, дает пло­дотворные результаты, будет оказывать содействие дальнейшему раз­витию народного хозяйства, развитию трудовых коллективов, усилению социальной защиты трудящихся, пенсионеров, инвалидов, многодетных семей, малообеспеченных граждан, всего населения республики.

В республике оказывается серьезная материальная поддержка обществам инвалидов, молодежному и женскому движению; уде­ляется большое внимание ветеранам Великой Отечественной войны. В инвестиционных программах 2003 года и до 2005 года будет предусмотрено финансирование строительства новых и завершение строящихся в течение нескольких лет жилых домов для ветеранов в улу­сах и городах республики. Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 25 декабря 2002 года в бюджете республики предусмотрены средства на единовременную материальную помощь инвалидам и участникам во­йны, вдовам погибших и умерших воинов в связи с предстоящим в 2005 году 60-летним юбилеем Победы в Великой Отечественной войне.

В целях дальнейшего улучшения положения семей, повышения пре­стижа семейного образа жизни, совершенствования условий для обу­чения, воспитания и развития детей разработана Президентская про­грамма «Семья и дети». Учреждены 10 премий Президента Республики Саха (Якутия) семьям-участникам финала республиканского фестиваля «Семья года», который проходит под девизом «Труд и здоровье». Этот фестиваль станет ежегодным.

Семья является важным фактором в воспитании здорового образа жизни. Здоровая семья – здоровые дети – здоровое поколение. Именно поэтому 2003-2006 годы объявлены Годами здоровой семьи.

Для учащихся общеобразовательных школ Указом Президента от 5 ян­варя этого года учреждены 550 единовременных стипендий Президента Республики Саха (Якутия) в размере 20 тысяч рублей каждая.

Одним из основных направлений молодежной политики является ин­дивидуальное жилищное строительство, особенно на селе. В 14 улусах республики строятся молодежные жилищные комплексы. В 2002 г. начато строительство Молодежного городка г. Якутска на 7 км. Покровского трак­та. Разрабатываются президентские программы «Молодежь – в село» и «Молодежь – на производство».

Решение проблем села – одно из главных направлений. В прошед­шем году первой была начата работа над «Программой социально­экономического развития села до 2006 года». Хотелось бы отметить еще один очень важный момент. Учитывая положение сельских пенсионеров, а также необходимость решения назревших социальных проблем, в ав­густе прошлого года было подписано соглашение с негосударствен­ным пенсионным фондом «Эрэл». Реализация системы негосу­дарственного пенсионного обеспечения позволит обеспечить социальную защиту работников, занятых в сельском хозяйстве, многие из которых сегодня могут претендовать только на социальную пенсию. Необходимо тщательно подойти к разработке механизма этого процесса.

Наша республика – многонациональна. Низкий потенциал конфликтно­сти в сфере межнациональных отношений все же требует постоянного и пристального внимания со стороны руководства. В республике ведется работа над созданием концепции государственной политики в об­ласти развития межнациональных отношений. В марте этого года планируется проведение III Ассамблеи народов Республики Саха (Яку­тия). В конце октября 2002 года в г. Якутске состоялось выездное засе­дание Координационного совета Ассоциации коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и подписано Согла­шение о сотрудничестве между Республикой Саха (Якутия) и Ассоциаци­ей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Вос­тока РФ.

Вручение золотых медалей и именных стипендий Президента Якутии лучшим выпускникам школ Республики Саха (Якутия). г. Якутск

В Якутске ведется строительство Дома народов Севера. Этот дом станет центром развития языка и культуры коренных малочисленных народов, подлинным центром их духовного возрождения.

Сегодня такие общественно значимые преобразования, как рефор­мирование законодательных органов власти, переход к местному са­моуправлению, формирование реальных механизмов социального пар­тнерства требуют более активного участия общественности республики. Достижение баланса интересов государственной власти и населения становится одним из существенных критериев определения стабильно­сти в обществе. Результат достижим только тогда, когда все стороны тес­но взаимодействуют, решая общие задачи.

Прошедший 2002 год ознаменован рядом крупных юбилейных дат, имеющих огромное значение для развития духовности нашего много­национального народа, укрепления федерализма, интернационального воспитания населения таких как: 370-летие вхождения Якутии в состав Российского государства, 80-летие образования Якутской автономной ре­спублики и 125-летие со дня рождения А.Е. Кулаковского.

В этом году исполняется 110 лет Платону Алексеевичу Ойунскому, выдающемуся государственному и общественному деятелю, классику якутской литературы, первому ученому лингвисту нашей республики, создателю Института языка и культуры при СНК ЯАССР, впоследствии переименованном в институт гуманитарных исследований АН Респу­блики Саха (Якутия). Ойунский является и создателем первого литера­турного памятника якутского эпоса – Олонхо. И в связи с этим гото­вится к выпуску переиздание олонхо «Нюргун Боотур Стреми­тельный».

Я несколько раз встречался с членами Академии духовности, с пред­ставителями нашей интеллигенции. На этих встречах были определены пути возрождения духовности народа, обсуждены основные положения целевой программы «Культура Республики Саха (Якутия) в 2001-2005 гг.». В рамках этой программы в прошлом году введены в строй здания Арктического государственного института куль­туры и искусств и Республиканского музея государственности республики, объекты культуры – музеи, библиотеки, мастерские музы­кальных инструментов и народных промыслов. Принято решение о создании Археологического музея. Ежегодно проводится конкурс на соискание гранта Президента в области культуры и искусства по десяти номинациям.

В течении прошлого года разработаны и приняты перспективные важ­нейшие программы, которые определят будущее республики на бли­жайшие 5 лет. И станут основой реального роста экономики и повышения уровня жизни – это программы развития села, золотодобычи, газифика­ции, воздушного транспорта, алмазодобывающей промышленности, ле­сопереработки.

Важнейшая задача 2003 года – целенаправленная работа по реа­лизации принятых программ и разработка новых по стратегическим на­правлениям социально-экономического развития республики на долго­срочный период.

Наступивший 2003 год станет, прежде всего, годом реальных дел, роста эффективности труда и производства, организации и укрепления местного самоуправления. Кроме того, первоочередны­ми определены следующие задачи: привлечение инвестиций для реали­зации названных программ развития приоритетных отраслей экономики, создание на их базе более 6 тысяч новых рабочих мест, продолжение государственной политики формирования здорового образа жизни и здо­ровой семьи, возрождение и укрепление духовности народа, качествен­ное улучшение образования, подготовка специалистов для приоритетных отраслей хозяйства.

Выполнение намеченного потребует совместных усилий всех ветвей власти и всех слоев общества.

Как бы ни была важна экономика, она действительно не мо­жет существовать вне политики. Коренные изменения, проис­ходящие в производственной сфере республики, дали мощный толчок созданию новой политической модели республики как единого орга­низма, основы которого и были заложены прошедшими недавно вы­борами.

Россия в этом году вступает в новые политические реалии на пути строительства политической, гражданской демократии это активное включение в избирательный процесс политиче­ских партий. Это именно тот путь, по которому идут все развитые стра­ны мира.

Сейчас законодательно созданы такие условия, когда новая форми­рующаяся политическая система России сдает своеобразный экзамен на устойчивость, зрелость. Сейчас будет решаться вопрос, пойдет ли по ци­вилизованному пути российская демократия. Это – единственный заслон, легитимная гарантия от возврата к тоталитаризму.

В декабре 2003 года предстоят выборы в высший законодательный орган Российской Федерации – Государственную Думу. Согласно новому федеральному законодательству они состоятся по принципиально но­вой схеме и полностью перейдут под контроль политических обществен­ных организаций. Согласно закону «О политических партиях», именно партия становится единственным видом общественного объединения, обладающего правом самостоятельно выдвигать кандидатов (или спи­ски кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти. В этой ситуации необходимо будет доказать, насколько та или иная партия подконтрольна обществу, отвечает запро­сам своего избирателя и отражает его интересы, а не интересы отдель­ной кучки людей.

Политическая система республики представлена несколькими политическими партиями и более чем полутора тысячами обще­ственных объединений общероссийского, республиканского и местного статусов.

В этой связи встает задача поддержки позитивных процессов строительства политической системы, отстаивания интересов ре­спублики в общественно-политической жизни страны. И сегодня я призы­ваю максимально использовать свои гражданские и политические права для развития конструктивного диалога. Зная многих из вас как серьезных специалистов, уверен, что в вашем арсенале есть много интересных кон­цептуальных идей в этом направлении. Думаю, что здесь самое широкое поле для плодотворной совместной деятельности и обсуждения.

Я благодарен гражданам, общественным организациям, депута­там парламента, которые вносят реальные предложения по улучше­нию нашей сегодняшней жизни во всех сферах. Такие предложения, защищающие интересы наших сограждан и одновременно учитываю­щие всю сложность современного периода развития страны, позволя­ют вовремя скорректировать решения правительства, не впасть ему в состояние застоя.

Ценность и практическая значимость Договора будет тем выше, чем большее количество общественных организаций при­мет участие в его реализации. Именно в этом случае данный доку­мент станет действенным инструментом развития эффективного взаимо­действия органов власти и общественных организаций.

С другой стороны – нам всем нужно учиться политической культуре. Нам нужно руководствоваться не эмоциями, а здравым смыслом, поис­ком новых форм общения, сотрудничества. Уверен, мы достигли того уровня, когда при любых обстоятельствах можем найти цивилизованное разумное решение возникающих проблем.

Консолидация власти, общественных и политических сил важнейшее условие формирования и реализации стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия), так как приоритетом определена высоко значимая задача: обе­спечение благополучия, безопасности и достойной жизни якутян.

Выступления, доклады, интервью в 2003 году Президента Республики Саха (Якутия) В.А. Штырова. – Якутск: Администрация Президента и Правительства Республики

Саха (Якутия), 2004. – С.20-26.