Консолидация власти, общественных и политических сил – важнейшее условие формирования и реализации стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия)
Публикации за 2003 год
Выступление Президента Якутии В.А. Штырова на торжественной церемонии подписания Договора о взаимодействии власти и общества 27 января 2003 года.
Уважаемые товарищи!
Все мы в эти минуты были участниками и свидетелями события, которое, я уверен в этом, станет очень важным для жизни республики. Только что торжественно подписан Договор о взаимодействии власти и общества. Заключив этот Договор, мы еще раз подтвердили свои намерения строить общественные отношения на принципах партнерства.
Задачи государства по созданию благоприятных для формирования гражданского общества условий были и остаются приоритетными. Одним из таких условий, в создании которого заложена инициатива нескольких общественных организаций в апреле прошлого года, стало подписание Декларации о консолидации, национальном согласии и взаимодействии власти и общества в Республике Саха (Якутия). Это событие поставило наши взаимоотношения на качественно иную ступень конструктивного диалога между властью и обществом. Смысл его – в консолидации общества для выработки конструктивных решений вместе с органами власти во всех областях социально-экономического, общественно-политического развития республики.
Тогда мы договорились о создании Общественно-консультативного Совета при Президенте Республики Саха (Якутия) с нужными и благородными задачами по оказанию содействия становлению гражданского общества, по повышению эффективности работы органов государственной власти и местного самоуправления, по формированию механизмов социального партнерства.
Такой Совет при Президенте республики с функциями постоянно действующего совещательного органа был образован впервые. В Совет вошли представители самого широкого политического спектра: региональные отделения КПРФ и СПС, «Единой России» и Народной партии, Народно-патриотического фронта России, социал-демократов. Также в составе Общественно-консультативного Совета представлены руководители самого мощного республиканского профсоюзного движения – «Федерации профсоюзов», лидеры молодежных, женских, научных и иных общественных объединений (всего более 30 региональных отделений политических партий и общественных объединений).
Деятельность Совета обусловила новое качественное состояние общественно-политической жизни республики. Это нашло свое подтверждение и во время прошедшей выборной кампании, когда по инициативе Общественно-консультативного Совета была образована общественная группа содействия организованному проведению выборов. То, что выборная кампания прошла в спокойной обстановке, немалая заслуга принадлежит его деятельности.
Социальный мир обходится гораздо дешевле социальной конфронтации. Эту истину в экономически развитых странах усвоили давно и прочно.
В Европе, например, во Франции, существует Совет по социальным и экономическим проблемам, образованный в 1925 году, а в 1947-м стараниями де Голля он стал конституционным. Часть членов совета (их 235) назначает президент страны на персональной основе, другая часть входит в его состав от неполитических общественных объединений. Задача совета – давать «срез» общественного мнения по сложным проблемам. Хотя решения совета носят рекомендательный характер, на них порой опираются президент или Национальное собрание.
В феврале 1994 года была создана Общественная палата при Президенте России. Она включала 250 представителей общественных объединений: профсоюзов, творческих союзов, корпоративных организаций, объединений предпринимателей, религиозных конфессий. Смыслом работы, в которой участвовали многие известные общественные деятели, предприниматели, мастера искусств, была подготовка рекомендаций президенту России по самым актуальным вопросам, будь то права человека, местное самоуправление, национальные проблемы.
К сожалению, деятельность Палаты фактически застопорилась уже осенью 1994 года.
В России Общественные палаты действуют во многих регионах. В первой половине 90-х годов такого рода собрания действовали под эгидой Президента России, его полпредов и региональных властей. Сейчас такие советы есть в Республиках Коми и Татарстан, Калининградской, Тамбовской, Нижегородской, Рязанской, Оренбургской, Воронежской, Саратовской, Московской, Сахалинской, Ярославской, Омской, Кемеровской, Челябинской и других областях.
В Якутии история установления постоянного диалога между властью и обществом имеет достаточно богатый опыт. В начале 90-х гг., в период формирования институтов гражданского общества, инициатива такого общения принадлежала национально-культурным общественным объединениям «Саха омук», «Конгресс народа Саха» и «Республиканкой русской общине», впервые четко обозначивших важность установления такого диалога. Уже тогда наметившийся процесс ассоциирования общественных объединений, стоявших на идейных схожих платформах, привел к созданию в середине 90-х годов нового общественного института гражданской инициативы «Ассамблеи народов Республики Саха (Якутия)». Именно консолидация и объединение усилий стали важнейшей организующей идеей республиканского общественного процесса во второй половине 90-х годов.
Одновременно в разные годы предпринимались попытки создания общественных советов при Президенте республики, но все они имели достаточно узкий по составу и возможностям характер: советы молодежи, старейшин, женщин, отцов и другие. Безусловно, сегодня нельзя недооценивать роль этих институтов в формировании общественно-политического климата в республике, но создание Общественно-консультативного Совета стало новым, более значимым шагом, позволившим определить множество общественных формирований.
Традиция нашей республики, которая подтвердилась и в 2002 году, всегда было конструктивное взаимодействие между всеми ветвями власти: исполнительной, законодательной и судебной; между общественными движениями и государственной властью Республики Саха (Якутия). Именно это конструктивное взаимодействие привело к позитивным результатам, которые были приняты в законодательной сфере в прошлом году. Подписание Договора между региональными отделениями политических партий, общественными объединениями, Государственным Собранием (Ил Тумэн), Президентом Республики Саха (Якутия) – прямое продолжение этой традиции. Продолжается цивилизованный диалог всех тех, кому небезразлична судьба нашей республики, всего нашего народа. У нас с вами одна цель и много общих задач. Мы с вами одинаково заинтересованы в прогрессивном развитии республики, процветании и благополучии своего народа, преодолении бедности и других трудностей, все еще сохраняющихся в нашем развитии.
Подписание Договора, безусловно, даст серьезный импульс развитию гражданского общества и его институтов. Действовать независимо от государства вовсе не значит работать против государства, наоборот, коэффициент полезного действия многократно возрастает, когда задействуется энергия общественных объединений.
Совместными усилиями мы можем построить такую Якутию, где уважают мнение каждого гражданина, где будет комфортно и уютно для каждой доброй инициативы, направленной на улучшение жизни республики, общества и каждого человека. Такое сотрудничество, безусловно, дает плодотворные результаты, будет оказывать содействие дальнейшему развитию народного хозяйства, развитию трудовых коллективов, усилению социальной защиты трудящихся, пенсионеров, инвалидов, многодетных семей, малообеспеченных граждан, всего населения республики.
В республике оказывается серьезная материальная поддержка обществам инвалидов, молодежному и женскому движению; уделяется большое внимание ветеранам Великой Отечественной войны. В инвестиционных программах 2003 года и до 2005 года будет предусмотрено финансирование строительства новых и завершение строящихся в течение нескольких лет жилых домов для ветеранов в улусах и городах республики. Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 25 декабря 2002 года в бюджете республики предусмотрены средства на единовременную материальную помощь инвалидам и участникам войны, вдовам погибших и умерших воинов в связи с предстоящим в 2005 году 60-летним юбилеем Победы в Великой Отечественной войне.
В целях дальнейшего улучшения положения семей, повышения престижа семейного образа жизни, совершенствования условий для обучения, воспитания и развития детей разработана Президентская программа «Семья и дети». Учреждены 10 премий Президента Республики Саха (Якутия) семьям-участникам финала республиканского фестиваля «Семья года», который проходит под девизом «Труд и здоровье». Этот фестиваль станет ежегодным.
Семья является важным фактором в воспитании здорового образа жизни. Здоровая семья – здоровые дети – здоровое поколение. Именно поэтому 2003-2006 годы объявлены Годами здоровой семьи.
Для учащихся общеобразовательных школ Указом Президента от 5 января этого года учреждены 550 единовременных стипендий Президента Республики Саха (Якутия) в размере 20 тысяч рублей каждая.
Одним из основных направлений молодежной политики является индивидуальное жилищное строительство, особенно на селе. В 14 улусах республики строятся молодежные жилищные комплексы. В 2002 г. начато строительство Молодежного городка г. Якутска на 7 км. Покровского тракта. Разрабатываются президентские программы «Молодежь – в село» и «Молодежь – на производство».
Решение проблем села – одно из главных направлений. В прошедшем году первой была начата работа над «Программой социальноэкономического развития села до 2006 года». Хотелось бы отметить еще один очень важный момент. Учитывая положение сельских пенсионеров, а также необходимость решения назревших социальных проблем, в августе прошлого года было подписано соглашение с негосударственным пенсионным фондом «Эрэл». Реализация системы негосударственного пенсионного обеспечения позволит обеспечить социальную защиту работников, занятых в сельском хозяйстве, многие из которых сегодня могут претендовать только на социальную пенсию. Необходимо тщательно подойти к разработке механизма этого процесса.
Наша республика – многонациональна. Низкий потенциал конфликтности в сфере межнациональных отношений все же требует постоянного и пристального внимания со стороны руководства. В республике ведется работа над созданием концепции государственной политики в области развития межнациональных отношений. В марте этого года планируется проведение III Ассамблеи народов Республики Саха (Якутия). В конце октября 2002 года в г. Якутске состоялось выездное заседание Координационного совета Ассоциации коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и подписано Соглашение о сотрудничестве между Республикой Саха (Якутия) и Ассоциацией коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ.
В Якутске ведется строительство Дома народов Севера. Этот дом станет центром развития языка и культуры коренных малочисленных народов, подлинным центром их духовного возрождения.
Сегодня такие общественно значимые преобразования, как реформирование законодательных органов власти, переход к местному самоуправлению, формирование реальных механизмов социального партнерства требуют более активного участия общественности республики. Достижение баланса интересов государственной власти и населения становится одним из существенных критериев определения стабильности в обществе. Результат достижим только тогда, когда все стороны тесно взаимодействуют, решая общие задачи.
Прошедший 2002 год ознаменован рядом крупных юбилейных дат, имеющих огромное значение для развития духовности нашего многонационального народа, укрепления федерализма, интернационального воспитания населения таких как: 370-летие вхождения Якутии в состав Российского государства, 80-летие образования Якутской автономной республики и 125-летие со дня рождения А.Е. Кулаковского.
В этом году исполняется 110 лет Платону Алексеевичу Ойунскому, выдающемуся государственному и общественному деятелю, классику якутской литературы, первому ученому лингвисту нашей республики, создателю Института языка и культуры при СНК ЯАССР, впоследствии переименованном в институт гуманитарных исследований АН Республики Саха (Якутия). Ойунский является и создателем первого литературного памятника якутского эпоса – Олонхо. И в связи с этим готовится к выпуску переиздание олонхо «Нюргун Боотур Стремительный».
Я несколько раз встречался с членами Академии духовности, с представителями нашей интеллигенции. На этих встречах были определены пути возрождения духовности народа, обсуждены основные положения целевой программы «Культура Республики Саха (Якутия) в 2001-2005 гг.». В рамках этой программы в прошлом году введены в строй здания Арктического государственного института культуры и искусств и Республиканского музея государственности республики, объекты культуры – музеи, библиотеки, мастерские музыкальных инструментов и народных промыслов. Принято решение о создании Археологического музея. Ежегодно проводится конкурс на соискание гранта Президента в области культуры и искусства по десяти номинациям.
В течении прошлого года разработаны и приняты перспективные важнейшие программы, которые определят будущее республики на ближайшие 5 лет. И станут основой реального роста экономики и повышения уровня жизни – это программы развития села, золотодобычи, газификации, воздушного транспорта, алмазодобывающей промышленности, лесопереработки.
Важнейшая задача 2003 года – целенаправленная работа по реализации принятых программ и разработка новых по стратегическим направлениям социально-экономического развития республики на долгосрочный период.
Наступивший 2003 год станет, прежде всего, годом реальных дел, роста эффективности труда и производства, организации и укрепления местного самоуправления. Кроме того, первоочередными определены следующие задачи: привлечение инвестиций для реализации названных программ развития приоритетных отраслей экономики, создание на их базе более 6 тысяч новых рабочих мест, продолжение государственной политики формирования здорового образа жизни и здоровой семьи, возрождение и укрепление духовности народа, качественное улучшение образования, подготовка специалистов для приоритетных отраслей хозяйства.
Выполнение намеченного потребует совместных усилий всех ветвей власти и всех слоев общества.
Как бы ни была важна экономика, она действительно не может существовать вне политики. Коренные изменения, происходящие в производственной сфере республики, дали мощный толчок созданию новой политической модели республики как единого организма, основы которого и были заложены прошедшими недавно выборами.
Россия в этом году вступает в новые политические реалии на пути строительства политической, гражданской демократии это активное включение в избирательный процесс политических партий. Это именно тот путь, по которому идут все развитые страны мира.
Сейчас законодательно созданы такие условия, когда новая формирующаяся политическая система России сдает своеобразный экзамен на устойчивость, зрелость. Сейчас будет решаться вопрос, пойдет ли по цивилизованному пути российская демократия. Это – единственный заслон, легитимная гарантия от возврата к тоталитаризму.
В декабре 2003 года предстоят выборы в высший законодательный орган Российской Федерации – Государственную Думу. Согласно новому федеральному законодательству они состоятся по принципиально новой схеме и полностью перейдут под контроль политических общественных организаций. Согласно закону «О политических партиях», именно партия становится единственным видом общественного объединения, обладающего правом самостоятельно выдвигать кандидатов (или списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти. В этой ситуации необходимо будет доказать, насколько та или иная партия подконтрольна обществу, отвечает запросам своего избирателя и отражает его интересы, а не интересы отдельной кучки людей.
Политическая система республики представлена несколькими политическими партиями и более чем полутора тысячами общественных объединений общероссийского, республиканского и местного статусов.
В этой связи встает задача поддержки позитивных процессов строительства политической системы, отстаивания интересов республики в общественно-политической жизни страны. И сегодня я призываю максимально использовать свои гражданские и политические права для развития конструктивного диалога. Зная многих из вас как серьезных специалистов, уверен, что в вашем арсенале есть много интересных концептуальных идей в этом направлении. Думаю, что здесь самое широкое поле для плодотворной совместной деятельности и обсуждения.
Я благодарен гражданам, общественным организациям, депутатам парламента, которые вносят реальные предложения по улучшению нашей сегодняшней жизни во всех сферах. Такие предложения, защищающие интересы наших сограждан и одновременно учитывающие всю сложность современного периода развития страны, позволяют вовремя скорректировать решения правительства, не впасть ему в состояние застоя.
Ценность и практическая значимость Договора будет тем выше, чем большее количество общественных организаций примет участие в его реализации. Именно в этом случае данный документ станет действенным инструментом развития эффективного взаимодействия органов власти и общественных организаций.
С другой стороны – нам всем нужно учиться политической культуре. Нам нужно руководствоваться не эмоциями, а здравым смыслом, поиском новых форм общения, сотрудничества. Уверен, мы достигли того уровня, когда при любых обстоятельствах можем найти цивилизованное разумное решение возникающих проблем.
Консолидация власти, общественных и политических сил важнейшее условие формирования и реализации стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия), так как приоритетом определена высоко значимая задача: обеспечение благополучия, безопасности и достойной жизни якутян.
Выступления, доклады, интервью в 2003 году Президента Республики Саха (Якутия) В.А. Штырова. – Якутск: Администрация Президента и Правительства Республики
Саха (Якутия), 2004. – С.20-26.