Как преодолеть наметившийся разрыв между Востоком и Западом России?
Публикации за 2020 год
Ускоренное развитие Дальнего Востока и зоны Арктики в стратегии пространственного развития России определено как приоритет на весь XXI век. Ключевым условием этого, безусловно, является создание современной транспортной инфраструктуры. Какие именно проекты должны быть реализованы в первую очередь и кто должен этим заниматься – государство или частные компании? Об этом и о многом другом мы беседуем с заместителем Председателя совета по Арктике и Антарктике Совета Федерации Вячеславом Штыровым.
– Вячеслав Анатольевич, в прошлом году правительство страны утвердило стратегию пространственного развития России до 2025 года. Появилась надежда, что развитие получат Дальний Восток и северные территории. Но реально ли это?
– Судя по декларациям правительства России по развитию Дальнего Востока, которые звучат в последние годы, там уже должен быть рай земной. Однако люди продолжают его покидать. Причем уезжают даже коренные дальневосточники.
На мой взгляд, во многом этому способствует изначально неверно сформулированная цель. Стратегией предполагалась ускоренная интеграция Дальнего Востока в экономику Азиатско-Тихоокеанского региона. А западная часть России в то же время ускоренно интегрируется с Европой.
Значит, будет стремительно углубляться уже наметившейся разрыв экономических связей между западом и востоком страны. При этом станут слабеть социальные, культурные, духовные связи, да и контакты между людьми. А дальше что? Политический разрыв?
Из этого следует только один вывод: главная цель, которую мы должны поставить, – это усиление интеграции Дальнего Востока в экономическое пространство Российской Федерации, а вовсе не азиатско-тихоокеанского зарубежья.
Чтобы предотвратить экономический и социальный разрыв внутри страны, в первую очередь должна получить развитие общенациональная инфраструктура, связывающая воедино ее европейскую и азиатскую части. Надо вплотную заняться сооружением магистральных автодорог, линий электропередачи, трубопроводов. А также реконструкцией Транссиба и БАМа, строительством Севсиба от Урала до Сахалина и железной дороги на Магадан.
Одновременно с этим нужно выделить и ускоренно развивать отрасли специализации Дальнего Востока в общероссийском разделении труда, которые не просто могут стать локомотивом развития территории, но и позволят занять свою исключительную нишу на рынке товаров в стране. Это рыбная, лесная промышленность, машиностроение и др.
При этом надо субсидировать железнодорожные перевозки не сырьевого экспорта, а продукции российских производителей для нужд дальневосточников. И отправки продукции дальневосточных предприятий на запад страны.
Только так – развивая пути сообщения и прорывные отрасли – можно преодолеть наметившийся разрыв между востоком и западом России.
Огромный регион Арктики находится в таком же оторванном от Большой земли положении, как и дальневосточные территории. И здесь в первую очередь нужно заняться строительством Трансарктической железнодорожной магистрали от Мурманска до Анадыря, включая Северный широтный ход, развитием Северного морского пути, железнодорожных линий Белкомур и Баренцкомур, а также воздушного транспорта.
По всем этим направлениям в вялотекущем режиме кое-что делается. Но в целом четкого плана, концентрации ресурсов и усилий нет. Вот потому-то и не приходится рассчитывать на ускоренное развитие этих территорий, несмотря на все заявления и благие намерения.
И ОСТАНЕТСЯ ДЫРКА ОТ БУБЛИКА
– А как Вы относитесь к созданию территорий опережающего развития (ТОР)? Какой эффект они могут дать?
– Я считаю, что механизм территорий опережающего развития важен для Дальнего Востока, потому что для предприятий, которые там размещаются, создаются хорошие условия. В том числе с точки зрения налогообложения, упрощения всех организационных процедур, а также создания инфраструктуры и возможности получить федеральные средства. Это все привлекательно для бизнеса. Но я не согласен с тем, что в последнее время в ТОРах начали практиковать развитие добывающих отраслей. Представьте себе любое месторождение – золота, угля, нефти, газа. Ведь это невозобновляемые ресурсы – когда мы их извлечем, больше там ничего не останется. Зачем же освобождать от налогов предприятия, которые занимаются добычей? Если добыча природных ресурсов сегодня нерентабельна, пусть они полежат для будущих поколений. Зачем их добывать, не получая от недропользователя никаких доходов и налогов? Ведь после него останется дырка от бублика, а все деньги окажутся в частном кармане.
Я считаю, что ТОРы должны создаваться только для обрабатывающей и высокотехнологичной промышленности, от которой мы получим готовый продукт. Вот тогда от этого механизма будет реальный толк.
В последнее время ТОРы стали считаться чуть ли не единственным эффективным инструментом развития. Отошли на второй план и недостаточно используются механизмы государственно-частного партнерства, комплексного развития территорий, отложенных налоговых платежей и др. А ведь они могли бы помочь совершить рывок в развитии инфраструктуры, в том числе железнодорожной.
Хватит бросать деньги на ветер
– Государство делает ставку на частные инвестиции в развитие инфраструктуры. Но можно ли на это рассчитывать в условиях кризиса?
– Разговоров на эту тему много, а дел, как всегда, меньше. Но они все же есть. Одним из примеров является строительство компанией «Мечел» за свой счет железной дороги Улак (Амурская область) – Эльга (Якутия) длиной более 300 км. Государственно-частное партнерство развивается и в форме концессии. Таким способом построено несколько платных автомагистралей. Этот механизм начинает применяться и в железнодорожном строительстве. Например, при сооружении линии Лабытнанги – Коротчаево (Северный широтный ход в ЯНАО).
Используется и схема ГЧП в форме взаимных обязательств. В этом случае инфраструктура создается за счет государственных ассигнований, а частные инвесторы обеспечивают ее загрузку, вкладывая свои средства в промышленные объекты. Пока эта схема не дает однозначно положительных результатов. Но в отдельных, как правило, небольших проектах она довольно успешна. Примером могут служить проекты освоения Инаглинского и Денисовского угольных месторождений в Южной Якутии, осуществляемые компанией «Кол- мар» в партнерстве с государством.
Более крупные проекты комплексного развития территорий (КРТ) реализованы либо частично (как «Нижнее Приангарье»), либо приостановлены (как «Урал Промышленный – Урал Полярный» и «Южная Якутия»). Хотя на них уже потрачены немалые государственные средства.
К примеру, на проектирование железных и автомобильных дорог в той же Южной Якутии было израсходовано более 7 млрд руб. Однако проект заглох из- за невыполнения своих обязательств компаниями «Алроса», «Росатом», «ЕвразХолдинг».
Причем объективных причин для этого не было, а никакой ответственности они не понесли. Поэтому надо пересмотреть и ужесточить законодательство о государственно-частном партнерстве, иначе деньги и впредь будут выбрасываться на ветер.
Наиболее крупные инвестиционные и инфраструктурные проекты сейчас осуществляются в районах Дальнего Востока и Арктической зоны России. Это макрорегионы с особо сложными природно-климатическими и экономико-географическими условиями. Для них требуются иные условия хозяйствования со щадящим налоговым режимом, пониженными административными и организационными барьерами.
Все это было предусмотрено подготовленными в свое время в Совете Федерации проектами законов «Об особых условиях развития Дальнего Востока и Байкальского региона» и «Об Арктической зоне Российской Федерации». Причем речь в них шла не об отдельных территориях опережающего развития, а о макрорегионах в целом. К сожалению, эти законопроекты остались без движения.
Пора менять источник
– Вы были президентом Республики Саха (Якутия), членом Совета Федерации, поэтому хорошо знаете ситуацию в экономике: появились ли у нас в стране институты развития, или по- прежнему все настроено только на экспорт сырья?
– В том, что существующая сырьевая экспортно ориентированная структура экономики России себя исчерпала, убеждены практически все. Но как исправить ситуацию?
В первую очередь надо заменить основной источник самого существования и развития страны – сырьевую ренту – на интеллектуально-технологическую, снять все инфраструктур – ные ограничения для любых видов хозяйственной деятельности, оптимизировать системы территориального размещения производительных сил и расселения.
Отрасли и производства, находящиеся на острие научно- технического прогресса, должны получить приоритетную государственную поддержку – не только финансовую, но и организационную.
В развитии инфраструктуры надо отложить разного рода местечковые проекты, являющиеся плодом лоббистских усилий, и сосредоточиться на решении общенациональных вопросов, обеспечивающих экономическое, политическое и мобилизационное единство страны. Речь идет о завершении формирования единых систем энергоснабжения и газоснабжения страны; окончании реконструкции БАМа и Транссиба, строительстве Северосибирской, Трансуральской, Трансарктической, Магаданской железнодорожных магистралей, Белкомура, Баренцкомура; прокладке автомобильных дорог на Чукотку и Камчатку; организации логистических центров и транспортных подходов к ним в крупнейших морских портах; восстановлении Севморпути; тотальной газификации всех населенных пунктов. Это каркас всей инфраструктурной системы. Все остальное – на второй план.
Необходимо также продолжить работу по созданию особых условий хозяйственной деятельности в депрессивных макрорегионах, таких как Дальний Восток, Северный Кавказ, Арктическая зона страны. Понятно, что сформулированные в самом общем виде цели разбиваются на отдельные задачи с поэтапным решением. Эти задачи могут меняться во времени и в зависимости от конкретных обстоятельств. Поэтому должна быть создана постоянная общенациональная система целеполагания с долго- и среднесрочным горизонтом прогнозирования.
Необходим хозяйственный механизм, обеспечивающий достижение целей. Одним из ключевых его элементов должна быть система мобилизации средств и их вложения в приоритетные проекты. При этом должен быть жесткий контроль за целевым использованием средств: надо остановить отток капитала за рубеж, установить справедливые цены и тарифы на товары и услуги естественных монополий, отказаться от плоской шкалы налогообложения доходов физических лиц и т. д.
Это лишь общие наметки, хотя уже есть подробно разработанные программы перехода страны от упадка экономики к развитию. Но, к сожалению, эти идеи не реализуются на практике. Мы продолжаем двигаться по заданной 30 лет назад траектории.
Пока река не вышла из берегов
– Транспортная стратегия России на период до 2030 года была утверждена в 2008-м. Одним из ее главных пунктов было формирование единого транспортного пространства страны. Прошла половина срока, а его как не было, так и нет. В чем, на Ваш взгляд, причина?
– Если мы заглянем в ежегодные отчеты Министерства транспорта РФ о реализации транспортной стратегии России на период до 2030 года, то увидим, что практически все показатели уже выполнены или выполняются.
26 марта 2020 года министр транспорта представил правительству РФ уже новую транспортную стратегию России – до 2035 года. Ее цели и задачи вроде бы хорошие. Но зачем нужна новая стратегия, если срок предыдущей еще не подошел к концу? И как можно разрабатывать новый документ, если неясно, насколько эффективным оказался первый? Глубокого анализа выполнения предыдущей стратегии ведь никто не делал.
Что же происходит на деле? Вы помните, какое катастрофическое наводнение было в прошлом году в Иркутской области? Я хорошо помню наводнение в Ленске 2001 года, сам принимал активное участие в ликвидации последствий стихии.
По центральному телевидению показывали город Тулун. Запомнился такой кадр: стоит женщина возле остатков моста, снесенного потоком воды. Рассказывает журналистам, что ехала на машине из Красноярска через Иркутскую область. И вот уже четвертый день не может проехать дальше. Стою, говорит, и думаю: «Велика наша страна, а связи внутри нее никакой нет. Одна река вышла из берегов – и страна распалась на две части, на запад и восток. И не может соединиться, потому что другого пути нет».
А теперь сдвинемся немного на запад. Там есть такой город – Тайшет, в него приходят две железные дороги с востока (БАМ и Транссиб) и две уходят на запад (Транссиб и Абакан – Тайшет). Этот населенный пункт, по сути дела, объединяет две части страны. Если что-то случится там, ситуация будет еще хуже, чем с Тулуном, потому что этот железнодорожный узел не объехать.
Транспортные ограничения приводят к ослабеванию кооперационных связей между макрорегионами страны. Единое экономическое пространство России во многом разорвано. Народно-хозяйственный комплекс на востоке сориентирован в большей степени на себя и на ближайших зарубежных соседей. Взять, к примеру, рыбную отрасль. Львиная доля добытых здесь морских биоресурсов в виде сырья уходит за бесценок в Японию, Китай, Южную Корею. А в европейскую часть России завозится уже готовая дорогостоящая продукция из Норвегии и Исландии. Такое положение вещей ведет не только к финансовым потерям, но и к подрыву продовольственной безопасности государства. И подобная ситуация характерна для большинства отраслей народного хозяйства.
Такое же положение и в других сферах человеческой деятельности. Даже в повседневной жизни, во вкусах и привычках дальневосточники и сибиряки стали пока едва заметно, но отличаться от жителей других регионов. Многие никогда не были в Москве или других городах центральных областей России. Жители же европейской части что-то знают о востоке лишь по телевизионным передачам.
Так постепенно, по цепочке, усиливается действие угрожающих единству государства причинно-след- ственных связей: отсутствие общенациональных транспортных магистралей – затухание экономических связей между макрорегионами – ослабление социальных и человеческих контактов между их жителями – дифференциация ментальности людей разных регионов страны. Следующий шаг – раскол государства на части. Конечно, это крайний и с сегодняшних позиций маловероятный сценарий. Но нельзя же ничегонеделанием создавать для него предпосылки. Как нельзя забывать и об оборонном аспекте. Просто немыслимо обеспечить безопасность наших северных и восточных рубежей без надежного инфраструктурного тыла. Вспомним,
Крымскую и Русско-японскую войны Россия проиграла прежде всего из-за логистики
– Но что нужно сделать, чтобы объединить наши необъятные территории?
– Для решения первостепенных задач необходимо создание за Уралом опорного железнодорожного каркаса с тремя широтными скоростными магистралями: Транссиб, Севсиб и Трансарктика.
Самая южная из них – Транссибирская – нуждается не только в реконструкции с целью расшивки узких мест, но и в строительстве обхода российско-казахстанской границы на участке от Кургана до Омска.
Основой Северосибирской магистрали станет действующая Байкало-Амурская (БАМ), которая является частью давно задуманного Севсиба. Для полного осуществления проекта необходимо вывести БАМ на Сахалин, построив мост через Татарский пролив.
По поводу деталей маршрута на запад есть разные точки зрения, но общая трассировка понятна: от ст. Аена на БАМе до Ивделя и Красновишерска на Урале. Тогда через действующую Северную железную дорогу и будущие Белкомур и Баренцкомур восточные регионы страны получат выход к глубоководным портам Балтики и западного сектора Российской Арктики.
Трансарктическая магистраль должна пройти от Мурманска до Анадыря. Конечно, широтные магистрали должны быть связаны между собой соединительными линиями. Некоторые из них существуют, другие предстоит создать. Одной из важнейших среди них должна стать железная дорога Усть-Кут – Якутск – Магадан. Ее значение определяется и оборонными задачами, и экономическими причинами: началом освоения новой Восточно-Сибирской нефтегазовой провинции и очень хорошими перспективами Яно- Колымского металлогенического пояса.
Мост БОЛЬШИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
– Вы потратили много сил для того, чтобы в Якутии была построена железная дорога. В прошлом году мы вместе с Вами радовались первому пассажирскому поезду, который наконец пришел в Нижний Вестях. Но оказалось, что рельсы дальше пока не пойдут. Что Вы по этому поводу думаете?
– Думаю, сама жизнь заставит тянуть железную дорогу до Магадана. Даже если ее не заводить в Якутск, а создать в Нижнем Бестяхе крупный логистический центр, то в будущем все равно надо будет связывать Западную Якутию с Центральной и Якутск с Магаданом. В транспортной стратегии РФ есть дорога Усть-Кут – Непа – Ленек, ее надо будет продолжить до Якутска, а дальше через реку Лену и на Колыму. Тогда весь северо-восток страны получит выход к общероссийской железнодорожной сети, а запад Якутии будет связан с ее восточной частью.
Железная дорога до Магадана необходима со всех точек зрения. Там, в Нагаевской бухте, действует большой морской порт. Поэтому новая линия даст дополнительный выход глубинным районам России в Азиатско-Тихоокеанский регион. В последние годы появились хорошие перспективы для традиционных отраслей промышленности северо-востока России – горнодобывающей, рыбной, которые можно дополнить нефтегазодобычей и на суше, и на шельфе Охотского моря. Все это требует надежной логистики.
– Как Вы относитесь к недавнему докладу Счетной палаты РФ, которая сделала вывод, что без совмещенного моста через реку Лену близ Якутска деньги, вложенные в железную дорогу, не окупятся?
– Изначально проект железной дороги Беркакит – Томмот – Якутск предполагал возведение совмещенного автомобильножелезнодорожного моста. В Якутске находится один из самых крупных аэропортов на северо-востоке России, речной порт и автомобильные дороги. Нет только железной дороги. Поэтому мост завершил бы строительство большого транспортного узла.
Более того, без строительства совмещенного моста трудно говорить об экономической целесообразности построенной магистрали. Здесь выводы Счетной палаты РФ верны.
Помнится, в 2008 году в Сочи проходил большой общероссийский транспортный форум. В то время Владимир Путин был премьер-министром, а Дмитрий Медведев – президентом. На этом форуме мы представили проект моста, привезли с собой материалы, макеты – и главной задачей делегации Якутии было убедить руководство страны, что строить такой мост надо. Тогда будут оправданны затраты на строительство железной дороги. А Якутск превратился бы в транспортный узел общероссийского масштаба: в столицу республики пришла бы железная дорога плюс три федеральные автомобильные дороги – «Вилюй», «Лена» и «Колыма», три республиканские автомобильные дороги – «Нам», «Умнас» и «Амга», а еще речной порт и аэропорт. Получился бы гигантский транспортный узел, который решал бы многие проблемы не только Якутии, но и всего северо-востока страны.
И прямо там, в Сочи, было решено, что мост будем строить. К 2010 году к этому все было готово. Остались лишь некоторые детали уже согласованного со всеми ведомствами постановления правительства России. Финансирование проекта было заложено в федеральных целевых программах развития транспорта и Дальнего Востока.
Однако дело не было доведено до конца по чисто субъективным причинам. Сейчас, если нет финансовых возможностей построить совмещенный железнодорожно-автомобильный мост, надо строить автомобильный мост с опорами, рассчитанными и для будущей железной дороги.
– Какой Вам видится в будущем транспортная инфраструктура Республики Саха (Якутия) и всего Дальнего Востока? Что и как нужно развивать? И на кого в этом рассчитывать – на государство, бизнес или соседний Китай?
– Я уже говорил, что для России развитие транспортной инфраструктуры очень важно. И особенно железнодорожного транспорта. Кое-кто считает, что железные дороги уходят в прошлое, но с появлением новых технологий и материалов появилась возможность строительства высокоскоростных магистралей.
Смотрите, что происходит в Китае. Китайцы разделили всю страну на квадраты и строят семь скоростных железных дорог в широтном направлении и девять – в меридиональном. Они хотят снизить транспортные затраты и увеличить скорость передвижения товаров. Там понимают, что без этого Китай неконкурентоспособен. Что делает Трамп в Америке? Он возобновил строительство трансамериканских скоростных железных дорог. В Европе тоже усиленно строят трансъевропейские железные дороги как альтернативу автомобильному транспорту.
А почему мы об этом не думаем? Если хотим, чтобы у нас какие- то производства действительно были эффективными, значит надо резко удешевлять транспортные издержки.
Но любые экономические выкладки меркнут перед самой главной задачей – нам необходимо сохранить единство и целостность нашей страны. Восток и запад России практически не имеют транспортной связи между собой. Надо сделать все. чтобы люди общались между собой, ездили друг к другу в гости – одним словом, жили полноценной жизнью. Это и есть главная задача государства.
Беседовала Тамара Андреева.