К вопросу о формировании цен на необработанные алмазы
Публикации за 1997 год
Из письма президента компании «Алмазы России-Саха» В.А. Штырова в Правительство Российской Федерации в связи с разногласиями по оценке экспортных партий алмазов.
Действующая система сортировки и оценки алмазов
Прейскурантная оценка алмазов, рассортированных по образцу, – фактически перемножение взятой из прейскуранта цены алмазов определённой категории на массу алмазов этой категории, полученных в результате сортировки.
Сортировка алмазов производится с целью последующего определения их стоимости. Сортировка подразумевает разделение алмазов на классификационные группировки в соответствии с образцами.
Образцы – это набор из большого числа отдельных, не смешиваемых групп алмазов, каждая из которых включает в себя несколько кристаллов (количество зависит от размера кристалла и характерных признаков качества), представляющих конкретную классификационную позицию.
Цены на природные необработанные алмазы, применяемые компанией «Алмазы России-Саха», а также используемые Гохраном России для операций на внешнем и внутреннем рынках, определяются на основе прейскурантов, по которым «Де Бирс» закупает российские алмазы.
Эти прейскуранты относительно стабильны, но периодически (от одного раза в несколько лет до двух-трёх раз в год) меняются в зависимости от состояния мирового рынка. В период, когда действовали торговые соглашения о продажах российских алмазов с ТНК «Де Бирс», и Гохран России, и компания «Алмазы России-Саха» имели возможность по результатам реализации отобранных от каждой экспортной партии «контрольных отрезков» проверять соответствие прейскурантов рыночным ценам. По результатам таких проверок перед «Де Бирс» ставился вопрос о повышении прейскурантных закупочных цен на российские алмазы либо согласовывалось их снижение. Последний по времени согласованный сторонами прейскурант «Июль-9б» действовал до конца 1996 года, то есть до срока окончания соглашения России с ТНК «Де Бирс».
В связи с тем, что новое торговое соглашение с ТНК подписано не было, «Де Бирс» было официально заявлено о переходе в операциях с российскими необработанными алмазами на контрактные цены по каждой конкретной сделке, а сами эти контрактные цены должны соответствовать не прейскурантным, а текущим рыночным. При этом надо иметь в виду, что рыночная конъюнктура для алмазного сырья с начала 1997 года складывается неблагоприятно.
Имеет место снижение цен, в том числе из-за нелегальных поставок алмазов из России через совместные предприятия в обход мировой одноканальной системы продаж. Исходя из этого, ТНК «Де Бирс» были изменены все прейскуранты. Для российского сырья на случай всё-таки заключения торгового соглашения с АК «Алмазы России-Саха» по традиционной методике был подготовлен новый прейскурант «Март-97». Он соответствовал сложившейся ко второму кварталу года ситуации со спросом и предложением на алмазное сырьё на мировом рынке.
Было бы логичным и целесообразным ввести в действие после соответствующих проверок прейскурант «Март-97» и в России. Но этого не случилось по организационным причинам (изолированность российского рынка от мирового в условиях прекращения торговли с «Де Бирс», реорганизация Правительства, процесс перераспределения функций в Минфине и Гохране России, сложность процедур принятия решений и другие). Продолжал действовать старый прейскурант, устаревший уже на полгода.
С начала 1997 года компания «Алмазы России-Саха» в силу того, что федеральным Правительством откладывалось и откладывалось решение о новом торговом соглашении с «Де Бирс», вынуждена была реализовать свою продукцию исключительно на внутреннем рынке. Значимая её часть не нашла спроса и была подготовлена к экспорту в разовом порядке с разрешения Правительства России. Экспортные партии прошли в установленном порядке сортировку и оценку.
Сортировка производилась специалистами компании «Алмазы России-Саха» и проверялась Гохраном России. В настоящее время не существует объективных методов определения качественно-цветовых характеристик алмазов. Поэтому сортировка алмазов производится экспертами, в силу чего возможно проявление субъективного фактора – расхождение результатов сортировки одних и тех же алмазов разными экспертами.
Такие эффекты, как правило, наиболее сильно проявляются на так называемых «пограничных камнях» – камнях, которые (практически в равной степени) могут быть отнесены и к одной, и к следующей категории. Расхождение результатов сортировки партии алмазов разными экспертами (одинакового уровня квалификации) в большинстве случаев не превышает 10% по массе. Тот факт, что результаты сортировки экспортных партий алмазов специалистами компании «Алмазы России-Саха» и Гохрана России совпали, показывает, что специалисты-сортировщики сработали качественно.
расхождение результатов сортировки одних и тех же алмазов разными экспертами. Такие эффекты, как правило, наиболее сильно проявляются на так называемых «пограничных камнях» – камнях, которые (практически в равной степени) могут быть отнесены и к одной, и к следующей категории. Расхождение результатов сортировки партии алмазов разными экспертами (одинакового уровня квалификации) в большинстве случаев не превышает 10% по массе. Тот факт, что результаты сортировки экспортных партий алмазов специалистами компании «Алмазы России-Саха» и Гохрана России совпали, показывает, что специалисты-сортировщики сработали качественно.
Однако предназначавшиеся для экспорта партии были задержаны таможней. Причиной послужили разногласия в оценке алмазов. Компанией «Алмазы России-Саха» они после сортировки были оценены по текущим рыночным ценам, то есть на основе прейскуранта «Март-97», в то время как контролирующие органы ориентировались на устаревший прейскурант «Июль-9б». Последовали длительные разбирательства и споры. Компания вынуждена была официально потребовать от Гохрана России выкупить у неё алмазы по старому прейскуранту. Естественно, последовал отказ, мотивом которого была невозможность в дальнейшем продать эти алмазы, так как сложившиеся рыночные цены были существенно ниже.
В конечном итоге партии были экспортированы, но компания «Алмазы России-Саха» в очередной раз понесла крупные убытки. Этот пример не единичен.
В этой связи назрела необходимость перестройки системы государственного регулирования ценообразования на необработанные алмазы.
- 0 государственном регулировании в Российской Федерации цен на необработанные алмазы
Система государственного регулирования в сфере алмазнобриллиантового комплекса России, существующая в настоящее время, базируется на зафиксированных в Конституции Российской Федерации, Федеративном договоре, иных нормативных актах Российской Федерации и субъектов Федерации: государственной собственности на недра; государственной системе лицензирования и квотирования добычи алмазов; первоочередном праве государства выкупать произведённые в Российской Федерации алмазы; государственном регулировании внешнеэкономической деятельности с алмазами; государственном лицензировании и регистрации деятельности, связанной с переработкой алмазов; государственной системе ценообразования на необработанные природные алмазы.
Основным элементом системы госрегулирования является ценообразование. Однако именно этот вопрос в настоящее время не нашёл адекватного решения.
Практически, система ценообразования на алмазы в России связана с ценами, по которым «Де Бирс» покупает алмазы в России и, в меньшей степени, с ценами, по которым последняя реализует их на мировом рынке. «Де Бирс» является крупнейшим в мире производителем и продавцом алмазов. Получение Россией информации об уровне цен на необработанные природные алмазы обеспечивается в рамках соглашений с«Де Бирс».
В России указанная информация о ценах «Де Бирс» подвергается анализу в Гохране России и компании «Алмазы России-Саха». По итогам продаж «контрольных отрезков» экспортных партий алмазов, серии консультаций между российскими организациями, а также между российской стороной и «Де Бирс» вырабатываются согласованные цены, принимаемые для расчётов за экспортные партии алмазов. Эти же цены используются в «Прейскуранте цен на сырьё алмазное», утверждаемом Министерством финансов России для расчётов между поставщиками и потребителями алмазов на внутреннем рынке. В периоды динамичного изменения состояния мирового рынка алмазов цены меняются довольно часто, что отражается в изменении прейскурантов «Де Бирс». Однако процедуры обсуждения и утверждения «внутреннего» прейскуранта зависят от российских органов государственного управления и не связаны с положением на мировом рынке.
Как правило, отечественная система государственного регулирования цен запаздывает из-за большого количества согласований, требуемых в процессе утверждения прейскурантов. Примером тому является ситуация, сложившаяся в настоящее время: Прейскурант «Де Бирс», введённый в ноябре 1995 года, был утвержден в России апреля 1996 года – 5 месяцев запаздывания; прейскурант «Де Бирс» июль-96, был введён в России с 15 мая 1997 года – 9 месяцев запаздывания; прейскурант «Де Бирс» март-97 планируется к введению в России в сентябре 1997 года – 6 месяцев запаздывания.
Такое положение приводит к объективному возникновению противоречия между российскими производителями алмазов, работающими в рыночных условиях, и системой государственного регулирования цен. В периоды падения цен на мировом рынке отмеченное запаздывание российских прейскурантов приводит к затовариванию предприятий алмазами, нерентабельными к огранке в стране, поскольку продать их по более высоким ценам устаревших прейскурантов на мировом рынке нельзя. В периоды роста цен на мировом рынке российские производители алмазов недополучают доход от реализации экспортных алмазов из-за более низких, чем на мировом рынке, российских цен. Потери в обоих случаях.
Кроме того, нарушается баланс между интересами государства, как регулятора внутренних российских цен на алмазы, и интересами того же государства, как собственника производителя алмазов – компании «Алмазы России-Саха», стремящегося повысить экономическую эффективность производства, исключить потери.
В результате такого структурного несоответствия целей государственного регулирования и методов, применяемых при этом регулировании цен, возникают коллизии, значительно затрудняющие деятельность предприятий алмазно-бриллиантового комплекса.
Ярким примером этому является положение, сложившееся вокруг экспортных партий алмазов акционерной компании «Алмазы России – Саха».
После почти пятимесячной задержки выпуска квотного постановления на 1997 год в мае этого года экспортные партии алмазов были задержаны таможней под предлогом проверки оценки алмазов. Компания «Алмазы России-Саха», действуя в рамках существующего законодательства, производила их оценку, исходя из уровня текущих мировых цен. Но при проверке государственные органы применили действовавшие в тот период внутри российские прейскуранты цен. В последнее время мировые цены на алмазы, нерентабельные к огранке в России, снижаются.
Внутрироссийские прейскуранты, как было отмечено выше, отстают по времени минимум на 6 месяцев. Цены, зафиксированные в них, выше текущих рыночных цен. Поэтому появляются (и просачиваются в средства массовой информации) подозрения о занижении компанией «Алмазы России-Саха» стоимости экспортных партий алмазов. Величина занижения оценивается суммой до 26 млн. долларов США.
Указанные подозрения приводят к дальнейшим разбирательствам, задержке реализации алмазов, снижению доходов АК «Алмазы России- Саха» и налоговых отчислений в бюджеты различных уровней. Подрывается авторитет основного производителя алмазов в стране. Растёт задолженность по выплате заработной платы работникам компании. Ухудшается социально-психологический климат в трудовых коллективах предприятий, растёт забастовочная активность, что ведёт к обострению общественно-политической обстановки в целом регионе – Западной Якутии и Республике Саха (Якутия) в целом.
Кроме этого, продолжающийся конфликт с оценкой экспортных партий алмазов компании приводит к возрастанию недоверия к последней со стороны Государственного таможенного комитета России, который начинает выдвигать дополнительные, противоречащие действующему законодательству, требования об экспертизе Минфином России всех экспортных партий алмазов, подготовленных к реализации компанией «Алмазы России-Саха».
В свою очередь, у алмазников возникают сомнения в профессионализме и бескорыстности государственных чиновников и недоверие к ним. Круг замыкается: недостаточно эффективная система государственного регулирования усугубляет положение предприятий отрасли и вызывает дополнительные циклы столь же неэффективных регулирующих воздействий на предприятия.
Прервать этот замкнутый круг возможно лишь путём:
- установления нормативных сроков принятия российских прейскурантов цен на сырьё алмазное;
- введения единого прейскуранта экспортных цен и цен внутреннего рынка, равного по уровню ценам мирового рынка – ценам, по которым «Де Бирс» реализует алмазы.
Президент акционерной компании «Алмазы России-Саха» Вячеслав Штыров, июля 1997 г.