Государственная политика в области обеспечения устойчивого развития коренных малочисленных народов севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации
Публикации за 2012 год
Российская Федерация – многонациональное государство, в котором проживают более 170 народов.
Из числа всех народов законодательство Российской Федерации выделяет коренные малочисленные народы в отдельную социальную группу населения, нуждающуюся в особой государственной защите и государственной поддержке. В Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации, утверждённый специальным Постановлением Правительства России от 24 марта 2000 года №255, включено 47 коренных малочисленных народов. К ним относятся народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.
Из указанных в Едином перечне 47 коренных малочисленных народов 40 получили Распоряжением Правительства России от 17 апреля 2006 года №536-р особый правовой статус коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, в отношении которых принята и реализуется государ ственная политика устойчивого развития. К их числу относятся алеуты, алюторцы, вепсы, долганы, ительмены, камчадалы, кереки, кеты, коряки, кумандинцы, манси, нанайцы, нганасаны, негидальцы, ненцы, нивхи, ороки (ульта), орочи, саамы, селькупы, сойоты, тазы, теленгиты, телеуты, тофалары, тубалары, тувинцы-тоджинцы, удэгейцы, ульчи, ханты, челканцы, чуванцы, чукчи, чулымцы, шорцы, эвенки, эвены, энцы, эскимосы, юкагиры. Эти народы расселены на территории 28 субъектов Российской Федерации (республ и ки Алтай, Бурятия, Ка релия, Коми, Саха (Я кутия), Т ы ва, Ха касия; Алтайский, Забайкальский, Камчатский, Красноярский, Приморский, Хабаровский края; Амурская, Вологодская, Иркутская, Кемеровская, Ленинградская, Магаданская, Мурманская, Сахалинская, Свердловская, Томская, Тюменская области; Ненецкий, Ханты-Мансийский – Югра, Чукотский и Ямало-Ненецкий автономные округа).
По переписи 2010 года численность коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока составляет 257 895 человек. Самые многочисленные народы из них – ненцы (44 640 человек), эвенки (38 396), самые малочисленные – кереки (4), энцы (227), ороки (295 человек).
Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее – коренные малочисленные народы Севера) сохраняют ведение традиционного образа жизни, связанного с кочевым хозяйствованием и традиционным природопользованием, и представляют собой сохранившиеся до сегодняшнего дня древние сообщества охотников, рыболовов, собирателей и оленеводов. Традиционные виды хозяйственной деятельности являются основой образа жизни, важнейшим условием сохранения самобытной культуры и языка этих народов. Именно вследствие особой уязвимости в ходе мировых глобализационных процессов их традиционного образа жизни и среды обитания коренным малочисленным народам Севера в соответствии с российским законодательством гарантированы особый правовой статус и приоритетность пользования природными ресурсами.
Ещё 7 коренных малочисленных народов России (абазины, бесермяне, водь, ижорцы, нагайбаки, сету (сето), шапсуги) не п роживают в циркумполярной зоне, но также пользуются особыми правами в сфере сохранения этнической самобытности, социального обеспечения, сохранения традиционного образа жизни и традиционной хозяйственной деятельности.
Государственная политика России в отношении коренных малочисленных народов Севера в исторической ретроспективе
Политика российских властей по отношению к аборигенным народам в процессе освоения Севера менялась – от политики невмешательства и консервации их традиционного образа жизни и хозяйственной деятельности в дореволюционный период через попытки полной интеграции и модернизации традиционной жизнедеятельности коренных малочисленных народов в советское время до фактически полного игнорирования особенностей уклада жизни аборигенов в постсоветский период.
С точки зрения развития Российского государства в истории государственной политики в отношении аборигенных народов России можно выделить три основных этапа (имперский, советский и современный).
Имперский этап
Коренные малочисленные народы Севера проживали на землях своих предков задолго до присоединения этих территорий к Российской империи. У них были хорошо организованные общины, они вели натуральное хозяйство, их культура основывалась на кочевом или полукочевом образе жизни, связанном с рыболовством, охотой и оленеводством.
До 1822 года политика властей по отношению к этим народам сводилась в основном к косвенному управлению и сбору государственной подати – ясака (издание Устава об управлении инородцев, разработанного сибирским генерал-губернатором графом М.М. Сперанским). Положение 1763 года по Ясачной комиссии не предусматривало вмешательства во внутреннюю жизнь общин «туземцев», а устав 1822 года законодательно закреплял этот принцип невмешательства.
Реформа Сперанского, заключавшаяся в сочетании принципов патернализма и самоуправления, была направлена на постепенное выравнивание прав и статуса коренного и русского населения. Социальнохозяйственное развитие так называемых ясачных инородцев осуществлялось дифференцированно в зависимости от их разряда («оседлые», «кочевые» и «бродячие»), за счёт поощрения товарно-денежных отношений путём предоставления им права на свободную торговлю, на выделение из родовых территорий участка для индивидуального пользования, на беспрепятственное перемещение на расстояние до 5 тыс. верст от места проживания.
Одновременно происходило определённое регулирование отношений русских с «инородцами». К запрещённым для ввоза товарам к местам жизни последних относились, например, «горячие напитки», к тому же приезжему населению предписывался запрет на въезд во владения аборигенных общин и на разработку недр в этих владениях, а также запрет на занятия аборигенными видами деятельности.
В целом эта политика была достаточно рациональной. Институт родоначальника «инородцев» осуществлял функцию управления аборигенами и определял основные направления развития с точки зрения их потребностей и интересов. Важным является тот факт, что родоначальник происходил из среды самих коренных народов. Степные думы и инородные управы, куда представители выбирались непосредственно коренным населением, фактически функционировали как органы самоуправления.
Самоуправление «инородцев» заключалось в праве определять границы владений общин на основании традиционных представлений самих аборигенов, в приравнивании родоплеменной верхушки по статусу к чинам русского сельского управления (старостам и головам) и в полномочиях, предоставляемых им в административной и правовой сферах. В круг этих полномочий, в частности, входили раскладка повинностей, сбор податей, учёт населения («ревизские сказки»), пресечение незаконного ввоза русскими купцами запрещённых товаров, в особенности «горячих напитков». Гражданские дела решались на основе обычного права, адаптированного к применению М.М. Сперанским, и также входили в компетенцию органов местного самоуправления.
Таким образом, Российское государство проводило в отношении северных народов политику косвенного управления: государственная власть не вмешивалась в обыденную жизнь коренных народов. Институт генерал-губернатора осуществлял функции надзора за деятельностью степных дум и инородных управ. В результате такой политики к началу XX века аборигенам Севера Российской империи удалось сберечь этнокультурную специфику, традиционный хозяйственный уклад и социальную организацию, что обеспечило этим народам сохранение этнической самобытности.
Советский период
В советское время происходят ускоренные изменения, связанные с ломкой традиционного образа жизни и негативным воздействием на исконную среду обитания коренного населения при его вовлечении в социалистическое строительство с компенсацией в виде политики патернализма.
Народы Севера России к началу XX века находились на стадии общественного развития, определявшейся как стадия выхода из первобытно-общинного строя, и проживали в практически не затронутой аграрным и индустриальным освоением природной среде, на огромных территориях с очень маленькой плотностью заселения.
С 1920-х до конца 1980-х годов в СССР в отношении народов Севера государственная национальная политика претерпевала изменения – от государственно-правового обустройства «народностей северных окраин» (до 1930-х годов) с созданием национально-территориальных образований и введением этнического самоуправления, когда решение проблем народов Севера было частью национальной политики, до «советизации», характеризующейся мерами государственной протекции и воздействия на все сферы жизнедеятельности народов Севера и переходом от самоуправления народностей Севера к государственному управлению этими народами.
В отношении народностей Севера проводилась политика государственных льгот, которая особенно проявлялась в том, что они не облагались государственным и промысловыми налогами при занятии охотничьим и рыболовным промыслами и ремёслами, а доходы от этих занятий не включались в доход, облагаемый подоходным налогом. Эти граждане освобождались от гербового сбора на все документы, от единого сельскохозяйственного налога, налога на имущество при получении наследства. Кооперативные организации всех видов, в которых представители северных народов составляли не менее 50 процентов членов, освобождались от уплаты прямых налогов, подоходного налога, гербового сбора.
В 1950-1960-х годах прошлого века в политике государства при регулировании вопросов, связанных с особенностями проживания и быта коренных малочисленных народов, чётко прослеживаются патерналистский подход и стремление полностью преобразовать уклад жизни этих народов. В этот период происходит объединение колхозов и преобразование их в совхозы, ликвидация бесперспективных сел. Этот процесс сопровождался перемещением в укрупнённые посёлки детей аборигенов, стариков и части женщин из удалённых оленеводческих кочевий, рыбацких и охотничьих стоянок, отлучением детей от родителей для воспитания в интернатах.
Кампания перевода кочевого населения на оседлый образ жизни и укрупнение посёлков вызвала изменение традиционного образа жизни народов Севера. Правительство страны периодически принимало постановления о мерах по развитию культуры и хозяйства народов Севера, в развитие которых издавались акты министерств и ведомств.
Государственная патерналистская политика в отношении малочисленных народов Севера в сфере экономических отношений включала в себя материально-финансовую поддержку главных форм хозяйствования – совхозов, льготное кредитование их хозяйственной деятельности, дотирование оленеводства, рыболовства, охоты и государственные закупки продукции традиционных отраслей хозяйствования. Государство финансировало производственные инвестиционные программы совхозов и социальные программы в сёлах за счёт централизованных капиталовложений (строительство школ, амбулаторий, клубов, интернатов и так далее), субсидировало затраты на продовольственные и промышленные товары.
Современный этап
Этот этап государственной политики в отношении коренных малочисленных народов Севера можно разделить на два основных периода – постсоветский (с конца 80-х годов XX века до 2000 года) и современный (с 2000 года до настоящего времени).
После распада СССР, в условиях перехода страны к новым рыночным отношениям, разгосударствления и приватизации государственной собственности, попытка коммерциализации традиционного хозяйства и создания национальных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств, а в последующем – и общин коренных малочисленных народов, без адресной государственной поддержки оказалась обречённой на неудачу. Без стартового капитала, без возможности приобрести необходимое оборудование, без бюджетного финансирования социальной инфраструктуры национальных сёл и без рынка сбыта продукции создаваемые национальные предприятия и общины коренных малочисленных народов не выдерживали конкуренции и разорялись.
Из-за обнищания населения охотничьи угодья, оленьи пастбища, рыболовные участки быстро переходили к новым владельцам в виде различных коммерческих структур. Коренные народы, ментальность которых формировалась на основе тысячелетней адаптации к суровым условиям Арктики, оказались не приспособленными к рыночным отношениям, лишились и государственной опеки.
Главной целью государственной политики в отношении коренных малочисленных народов Севера в постперестроечный период был провозглашён переход от патернализма к политике партнёрских отношений. Название «малые народности Севера» меняется на «коренные малочисленные народы Севера», их список увеличивается с 26 до 30.
Президент Российской Федерации Указом от 22 апреля 1992 года № 397 «О неотложных мерах по защите мест проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера» переводит в практическую плоскость вопрос образования территорий традиционного природопользования малочисленных народов Севера. В соответствии с Указом они являются неотъемлемым достоянием этих народов и не подлежат отчуждению под промышленное или иное освоение, не связанное с традиционным хозяйствованием. Совет Министров РСФСР принимает решение об образовании Госкомсевера России в качестве федерального органа исполнительной власти, уполномоченного решать в том числе вопросы, касающиеся защиты прав и интересов, сложившегося уклада жизни малочисленных народов Севера, создания благоприятных условий для развития их традиционных отраслей хозяйствования как основы жизнедеятельности. Ему поручена разработка и реализация Государственной программы развития экономики и культуры малочисленных народов Севера в 1991-1995 годах. Однако действенных механизмов реализации государственной политики выработано не было, принимаемые эпизодически решения носили хаотичный декларативный характер.
Поэтому неудивительно, что к концу этого периода усилились негативные процессы в социально-экономическом развитии малочисленных народов, глубокий кризис охватил оленеводство и другие виды традиционной деятельности и промыслов, к развалу пришла система медицинского, культурного, товарного, бытового и транспортного обеспечения мест традиционного их проживания, катастрофически снизился уровень жизни, сократилась её средняя продолжительность до 45-50 лет, безработица достигла более 50 процентов от трудоспособного населения, снизились в несколько раз реальные доходы домохозяйств.
В силу объективной неприспособленности образа жизни и традиционной хозяйственной деятельности к формирующимся рыночным отношениям малочисленные народы Севера были поставлены на грань физического вымирания, а с политической точки зрения это привело к отчуждению их от власти и лишению возможности принимать участие в решении вопросов собственного развития.
В современный период начинает формироваться федеральное и региональное законодательство в области прав коренных малочисленных народов, оформляется действующая система принятия законодательных решений в этой сфере. В Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации вопросами законодательного обеспечения жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера занимаются, главным образом, Комитет по делам национальностей и Комитет по проблемам Севера и Дальнего Востока, в Совете Федерации – Комитет по делам Севера и малочисленных народов.
Социально-экономическое положение коренных малочисленных народов несколько улучшилось и стабилизировалось.
Функции федерального уполномоченного органа исполнительной власти по вопросам коренных малочисленных народов Севера на разных этапах административных преобразований последовательно с 2004 года выполняет Минрегион России.
Таким образом, на основе проведённого анализа развития государственной политики в отношении коренных малочисленных народов Севера от «имперского периода» до современности можно сделать вывод, что в разные исторические от резки применялись различные принципы и подходы в государственной политике по отношению к коренным малочисленным народам Севера. Они преследовали разные цели и показали разную эффективность. Очевидно, что на новом этапе требуется синтез всего лучшего из прошлого опыта.
Современный правовой статус коренных малочисленных народов Российской Федерации
С принятием в 1993 году Конституции Российской Федерации коренные малочисленные народы признаются в качестве субъекта права, чем создаётся правовая основа для формирования особого статуса коренных малочисленных народов Севера. Статья 69 Конституции гарантирует права коренных малочисленных народов Российской Федерации в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, а пункт «м» статьи 72 относит вопросы «защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей» к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В развитие вышеназванных конституционных положений в Российской Федерации принято три специальных федеральных закона о правах коренных малочисленных народов: от 30 апреля 1999 года № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»; от 20 июля 2000 года № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»; от 7 мая 2001 года № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации». Конкретные правовые нормы, регулирующие те или иные вопросы жизнедеятельности этих народов, нашли своё отражение в
Земельном, Лесном, Водном, Налоговом кодексах Российской Федерации и в федеральных законах о животном мире, о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, об особо охраняемых природных территориях, об альтернативной гражданской службе, других федеральных законах и нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации. Приняты законы и подзаконные акты, направленные на правовое обеспечение жизнедеятельности коренных малочисленных народов, и на уровне субъектов Российской Федерации.
Основы правового статуса коренных малочисленных народов Севера составляют положения Конституции Российской Федерации (статьи 9, 69, пункт «м» статьи 72); Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 года № 132-р; Федеральный закон от 30 апреля 1999 года № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации, утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 года № 255; а также Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утверждённый распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2006 года № 536-р.
Специфика правового статуса коренных малочисленных народов Российской Федерации заключается в том, что лица, относящиеся к коренным малочисленным народам, как граждане Российской Федерации пользуются в полной мере всеми правами и свободами человека и гражданина. В то же время за конодатель наделяет их, как представителей коренных малочисленных народов, дополнительными коллективными и индивидуальными правами. Эти дополнительные права выражаются, например, в том, что в политической сфере создаются условия для более широкого участия коренных малочисленных народов в работе органов государственной власти и местного самоуправления. Это делается путём формирования избирательных округов с меньшей численностью населения и установления региональными законами специальных квот представительства в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации; путём образования национальных поселений; введения должности уполномоченного по правам коренных малочисленных народов; создания института уполномоченных представителей при исполнительных органах власти субъектов Российской Федерации; предоставления права законодательной инициативы этническим объединениям.
В экономической сфере принимаются меры по развитию традиционной хозяйственной деятельности с созданием общин и образованием территорий традиционного природопользования, установлением особых режимов природопользования; безвозмездного пользования земельными участками и возобновляемыми природными ресурсами; выделением субсидий на поддержку экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера и поддержку северного оленеводства; предоставлением льгот по налогообложению традиционной хозяйственной деятельности, возмещением нанесённого ущерба.
В социально-культурной сфере создаются условия для сохранения духовных основ коренных народов с государственной поддержкой развития родного языка и литературы, этнических средств массовой информации, соответствующих научных исследований с введением национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов, предоставлением представителям этих народов определённых гарантий при поступлении в высшие и средние специальные учебные заведения.
Программно-целевой метод оказания государственной поддержки коренным малочисленным народам Севера
Для минимизации негативных тенденций в социально-экономическом развитии коренных малочисленных народов Севера Правительство Российской Федерации использует программно-целевой метод решения проблем. В марте 1991 года принята Государственная программа развития экономики и культуры малочисленных народов Севера в 1991-1995 годах. Из-за низкого уровня финансирования эта программа была реализована лишь частично. Фактические объёмы её финансирования составили соответственно (по годам): 1991 – 30 процентов; 1992 – 17 процентов; 1993-1994 – 4 процента; 1995 – 2 процента; средний за 5 лет – 11,5 процента.
Федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2000 года» была утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1996 года №1099. Несмотря на то, что данная программа была отнесена к числу защищённых, то есть подлежащих финансированию в полном объёме, фактическое финансирование программных объектов из федерального бюджета составило не более 5-7% от запланированных объёмов.
Следующая Федеральная целевая программа – «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2008 года» – была утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 2001 года № 564; она разработана на основе Концепции государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 2000 года № 198, предусматривавшей создание условий для саморазвития и самообеспечения коренных малочисленных народов Севера за счёт создания предприятий по переработке продукции оленеводства и традиционных промыслов, продвижения продукции этих отраслей на рынки, организации системы факторийной торговли и товарообмена, становления и развития общинного самоуправления.
Однако несмотря на то что финансирование данной ФЦП было выдержано в плановых объёмах, а на 2008 год увеличено почти в два раза, по оценке Минэкономразвития России, прозвучавшей в докладе на заседании Правительства Российской Федерации в апреле 2007 года, эта программа была отнесена к категории малоэффективных. Основанием для такого вывода послужил тот факт, что по итогам 2006 года ни один из 7 согласованных целевых индикаторов и показателей программы не был выполнен полностью.
Поэтому, несмотря на принятие в ноябре 2007 года Концепции федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации до 2015 года», начиная с 2009 года система оказания государственной поддержки экономического и социального развития коренных малочисленных народов изменена в пользу целевых субсидий, направляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, на территориях которых проживают эти народы.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 года № 217, утвердившим Правила распределения и предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, субсидии предоставляются, в том числе, на софинансирование мероприятий, направленных на создание условий для устойчивого развития экономики традиционных отраслей хозяйствования коренных малочисленных народов, а также на развитие и модернизацию инфраструктуры в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности.
Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации
В феврале 2009 года Правительством Российской Федерации утверждена Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее – Концепция), в которой подведены итоги государственной политики в отношении коренных малочисленных народов за последние 15 лет, дана характеристика современного положения коренных малочисленных народов, а также определены принципы устойчивого развития и основные направления государственной политики России в отношении коренных малочисленных народов Севера на период до 2025 года.
Целью Концепции является создание условий для устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера путём укрепления их социально-экономического потенциала при сохранении исконной среды обитания, традиционного образа жизни и культурных ценностей этих народов на основе целевой поддержки государства и мобилизации внутренних ресурсов самих народов в интересах нынешнего и будущих поколений.
В Концепции сформулирован российский стандарт государственной политики в отношении коренных малочисленных народов, предполагающий решение таких задач, как сохранение исконной среды обитания и традиционного природопользования в целях обеспечения развития
традиционного образа жизни; развитие и модернизация традиционной хозяйственной деятельности; повышение качества жизни малочисленных народов Севера до среднероссийского уровня; улучшение демографической ситуации, в том числе за счёт снижения детской смертности и увеличения продолжительности жизни до среднероссийского уровня; повышение доступности образовательных услуг для малочисленных народов Севера с учётом их этнокультурных особенностей; содействие развитию общин и других форм самоуправления; сохранение культурного наследия малочисленных народов Севера.
Реализация Концепции планируется с 2009 по 2025 год в три этапа. Каждому этапу будет соответствовать утверждаемый Правительством Российской Федерации комплекс конкретных мер. В этой работе, помимо федеральных органов государственной власти, активное участие примут субъекты Российской Федерации и объединения коренных малочисленных народов Севера.
Такой подход в полной мере соответствует целям и задачам Второго Международного десятилетия коренных народов мира. Несмотря на то, что в Концепции не упоминается Декларация ООН о правах коренных народов, многие её положения уже нашли своё отражение в действующем законодательстве и будут применяться в дальнейшем процессе его совершенствования.
Концепция предполагает формирование благоприятных условий для нормативно-правового обеспечения устойчивого развития коренных малочисленных народов. В соответствии с Планом мероприятий по реализации указанной Концепции в 2009-2011 годах, утверждённым распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2009 года № 1245-р, разработаны и внесены в Государственную Думу проекты федеральных законов о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части унификации терминологии и в части обеспечения права коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, их общин и иных объединений на осуществление охоты как традиционной хозяйственной деятельности.
Планом предусмотрена также подготовка предложений по внесению изменений и дополнений в Лесной, Земельный и Водный кодексы Российской Федерации в части приоритетного доступа коренных малочисленных народов к возобновляемым природным ресурсам; в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» – в части приоритетного доступа коренных малочисленных народов к рыбопромысловым участкам; в отдельные законодательные акты Российской Федерации – в части привлечения представителей коренных малочисленных народов к охране объектов животно го мира и водных биологических ресурсов; предусматривается также разработка нормативных правовых актов, регулирующих вопросы возмещения убытков, причинённых коренным малочисленным народам в результате осуществления хозяйственной деятельности (нанесение ущерба их исконной среде обитания), и вопросы организации землеустройства в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности.
Вопросы законодательного обеспечения жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера находятся в поле зрения федеральных органов государственной власти. Большую работу в этом направлении проводит Минрегион России: разработаны проект новой редакции Федерального закона «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» и законопроект о внесении изменений в закон о рыболовстве в части обеспечения приоритетного доступа коренных малочисленных народов к рыбопромысловым участкам и к водным биологическим ресурсам. Совет Федерации осуществляет сопровождение прохождения в Государственной Думе разработанных в 2009-2010 годах законопроектов о внесении изменений в земельное законодательство в части безвозмездного пользования представителями коренных малочисленных народов земельными участками и в закон об охоте – в части обеспечения права представителей этих народов на осуществление традиционной охоты. Комитетом Государственной Думы по делам национальностей разработаны и внесены на рассмотрение Государственной Думы законопроекты о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части унификации терминологии, касающейся коренных малочисленных народов, и о внесении ряда изменений в Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации».
В то же в ремя, несмотря на принимаемые органами государственной власти Российской Федерации меры, положение коренных малочисленных народов в последние десятилетия ухудшилось. Серьёзное беспокойство вызывает тенденция, связанная с изменениями природоресурсного законодательства, касающимися создания благоприятных условий для развития рыночных отношений, когда принимаемые законы не учитывают права и интересы коренных малочисленных народов.
Принцип платности пользования земельными участками, лесными, водными и другими биологическими ресурсами и распределения земельных, лесных, рыбопромысловых участков и охотничьих угодий на основе конкурсов и аукционов на длительный срок, применяемый в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов без каких-либо исключений и оговорок, самым негативным образом отражается на правах граждан – представителей этих народов.
Накопившиеся на сегодняшний день проблемы правового регулирования в области землепользования, традиционного рыболовства, охоты, оленеводства и традиционного природопользования свидетельствуют о нерешённости ключевого вопроса – закрепления за коренными малочисленными народами традиционно занимаемых или используемых ими земельных участков и территорий. Из-за отсутствия механизмов реализации действующего закона образовать территории традиционного природопользования невозможно, в то время как на вполне законных основаниях эти же земли и территории в виде рыбопромысловых участков и охотничьих угодий передаются в долгосрочную аренду другим юридическим и физическим лицам через конкурсы и аукционы, в результате чего возникает реальная угроза утраты коренными малочисленными народами своих традиционных угодий.
В этом контексте признание значения земли, природных ресурсов и благополучия окружающей природной среды как основы традиционного образа жизни и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера, обеспечение их эффективного участия в принятии решений при освоении природных ресурсов по вопросам, затрагивающим их права и интересы, и признание права этих народов на приоритетный доступ к рыбопромысловым участкам и охотничьим угодьям, к биологическим ресурсам, закреплённые в Концепции в качестве основных принципов, создают хорошую основу для дальнейшего совершенствования законодательства в интересах устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера.
В целях нормативно-правового обеспечения реализации государственной политики устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера в но вых экономических условиях, дальнейшее развитие законодательства в области признания и расширения прав коренных малочисленных народов представляется целесообразным осуществлять по следующим направлениям:
принятие новой редакции Федерального закона «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» и образование на этой основе модельных территорий традиционного природопользования;
внесение изменений в земельное законодательство в части безвозмездного пользования коренными малочисленными народами земельными участками для целей традиционного природопользования;
внесение изменений в законодательство об охоте и рыболовстве в части обеспечения приоритетного доступа представителей коренных малочисленных народов Севера к охотничьим угодьям и рыбопромысловым участкам, к охотничьим и водным биологическим ресурсам;
внесение изменений в законодательство о недрах в части определения особенностей недропользования в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов; проведения заблаговременных консультаций и получения предварительного и осознанного согласия коренных народов при принятии решений о разработке полезных ископаемых на территориях их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, а также возмещения ущерба, причинённого исконной среде обитания малочисленных народов осуществлением хозяйственной деятельности;
разработка и принятие проекта федерального закона об оценке культурных, социальных и экологических последствий намечаемой в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц;
определение порядка документального подтверждения принадлежности граждан к коренным малочисленным народам Севера;
совершенствование законодательства в части самоуправления коренных малочисленных народов Севера и вовлечение этих народов и их представителей в процесс принятия решений, затрагивающих их права и интересы, включая установление дополнительных гарантий избирательных прав граждан из числа коренных малочисленных народов, а также квот представительства коренных малочисленных народов в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации;
внесение изменений в Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части включения в них положений Декларации ООН о правах коренных народов и других норм международного права;
внесение изменений в природоресурсное законодательство (Лесной и Водный кодексы Российской Федерации, законы об особо охраняемых природных территориях, о соглашениях о разделе продукции) в части установления особенностей охраны и использования земель, территорий и природных ресурсов в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера;
рассмотрение вопроса о перспективах систематизации и кодификации законодательства Российской Федерации о правах коренных малочисленных народов.
При этом отношения взаимного уважения и партнёрства коренных малочисленных народов Севера и государства должны стать неотъемлемой частью государственной национальной политики.
Вячеслав ШТЫРОВ, заместитель Председателя Совета Федерации, «Современное состояние и пути развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», составители Н.А. Анисимов и др. – Москва: Издательство Совета Федерации, 2012 г. – С. 8-22.