Публикации за 2012 год

Российская Федерация – многонациональное государство, в котором проживают более 170 народов.

Из числа всех народов законодательство Российской Федерации вы­деляет коренные малочисленные народы в отдельную социальную груп­пу населения, нуждающуюся в особой государственной защите и госу­дарственной поддержке. В Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации, утверждённый специальным Поста­новлением Правительства России от 24 марта 2000 года №255, включено 47 коренных малочисленных народов. К ним относятся народы, прожи­вающие на территориях традиционного расселения своих предков, со­храняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осо­знающие себя самостоятельными этническими общностями.

 Якутия. Эвено-Бытантайский национальный улус. В с. Батагай-Алыта


Якутия. Эвено-Бытантайский национальный улус. В с. Батагай-Алыта

Из указанных в Едином перечне 47 коренных малочисленных наро­дов 40 получили Распоряжением Правительства России от 17 апреля 2006 года №536-р особый правовой статус коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, в отношении которых принята и реализуется государ ственная политика устойчивого развития. К их числу относятся алеуты, алюторцы, вепсы, долганы, ительмены, камчадалы, кереки, кеты, коряки, кумандинцы, манси, нанайцы, нганасаны, негидальцы, ненцы, нивхи, ороки (ульта), орочи, саамы, селькупы, сойоты, тазы, теленгиты, телеуты, тофалары, тубалары, тувинцы-тоджинцы, удэгейцы, ульчи, ханты, челканцы, чуванцы, чукчи, чулымцы, шорцы, эвенки, эвены, энцы, эскимосы, юкагиры. Эти народы расселены на территории 28 субъектов Российской Федерации (республ и ки Алтай, Бурятия, Ка релия, Коми, Саха (Я кутия), Т ы ва, Ха касия; Алтайский, Забайкальский, Камчатский, Красноярский, Приморский, Хабаровский края; Амурская, Вологодская, Иркутская, Кемеровская, Ленинградская, Магаданская, Мурманская, Сахалинская, Свердловская, Томская, Тюменская области; Ненецкий, Ханты-Мансийский – Югра, Чу­котский и Ямало-Ненецкий автономные округа).

По переписи 2010 года численность коренных малочисленных на­родов Севера, Сибири и Дальнего Востока составляет 257 895 чело­век. Самые многочисленные народы из них – ненцы (44 640 человек), эвенки (38 396), самые малочисленные – кереки (4), энцы (227), ороки (295 человек).

Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Вос­тока Российской Федерации (далее – коренные малочисленные народы Севера) сохраняют ведение традиционного образа жизни, связанного с кочевым хозяйствованием и традиционным природопользованием, и представляют собой сохранившиеся до сегодняшнего дня древние сообщества охотников, рыболовов, собирателей и оленеводов. Тради­ционные виды хозяйственной деятельности являются основой образа жизни, важнейшим условием сохранения самобытной культуры и языка этих народов. Именно вследствие особой уязвимости в ходе мировых глобализационных процессов их традиционного образа жизни и среды обитания коренным малочисленным народам Севера в соответствии с российским законодательством гарантированы особый правовой ста­тус и приоритетность пользования природными ресурсами.

Ещё 7 коренных малочисленных народов России (абазины, бесермяне, водь, ижорцы, нагайбаки, сету (сето), шапсуги) не п роживают в циркумполяр­ной зоне, но также пользуются особыми правами в сфере сохранения этнической самобытности, социального обеспечения, сохранения традици­онного образа жизни и традиционной хозяйственной деятельности.

Государственная политика России в отношении коренных малочисленных народов Севера в исторической ретроспективе

Политика российских властей по отношению к аборигенным наро­дам в процессе освоения Севера менялась – от политики невмешатель­ства и консервации их традиционного образа жизни и хозяйственной деятельности в дореволюционный период через попытки полной ин­теграции и модернизации традиционной жизнедеятельности коренных малочисленных народов в советское время до фактически полного иг­норирования особенностей уклада жизни аборигенов в постсоветский период.

С точки зрения развития Российского государства в истории государ­ственной политики в отношении аборигенных народов России можно выделить три основных этапа (имперский, советский и современный).

Имперский этап

Коренные малочисленные народы Севера проживали на землях сво­их предков задолго до присоединения этих территорий к Российской империи. У них были хорошо организованные общины, они вели нату­ральное хозяйство, их культура основывалась на кочевом или полуко­чевом образе жизни, связанном с рыболовством, охотой и оленевод­ством.

До 1822 года политика властей по отношению к этим народам сво­дилась в основном к косвенному управлению и сбору государственной подати – ясака (издание Устава об управлении инородцев, разрабо­танного сибирским генерал-губернатором графом М.М. Сперанским). Положение 1763 года по Ясачной комиссии не предусматривало вме­шательства во внутреннюю жизнь общин «туземцев», а устав 1822 года законодательно закреплял этот принцип невмешательства.

Реформа Сперанского, заключавшаяся в сочетании принципов патернализма и самоуправления, была направлена на постепенное вы­равнивание прав и статуса коренного и русского населения. Социально­хозяйственное развитие так называемых ясачных инородцев осущест­влялось дифференцированно в зависимости от их разряда («оседлые», «кочевые» и «бродячие»), за счёт поощрения товарно-денежных от­ношений путём предоставления им права на свободную торговлю, на выделение из родовых территорий участка для индивидуального поль­зования, на беспрепятственное перемещение на расстояние до 5 тыс. верст от места проживания.

Одновременно происходило определённое регулирование отноше­ний русских с «инородцами». К запрещённым для ввоза товарам к ме­стам жизни последних относились, например, «горячие напитки», к тому же приезжему населению предписывался запрет на въезд во владения аборигенных общин и на разработку недр в этих владениях, а также за­прет на занятия аборигенными видами деятельности.

В целом эта политика была достаточно рациональной. Институт родоначальника «инородцев» осуществлял функцию управления або­ригенами и определял основные направления развития с точки зрения их потребностей и интересов. Важным является тот факт, что родона­чальник происходил из среды самих коренных народов. Степные думы и инородные управы, куда представители выбирались непосредствен­но коренным населением, фактически функционировали как органы самоуправления.

Самоуправление «инородцев» заключалось в праве определять гра­ницы владений общин на основании традиционных представлений самих аборигенов, в приравнивании родоплеменной верхушки по ста­тусу к чинам русского сельского управления (старостам и головам) и в полномочиях, предоставляемых им в административной и правовой сферах. В круг этих полномочий, в частности, входили раскладка повин­ностей, сбор податей, учёт населения («ревизские сказки»), пресечение незаконного ввоза русскими купцами запрещённых товаров, в особен­ности «горячих напитков». Гражданские дела решались на основе обыч­ного права, адаптированного к применению М.М. Сперанским, и также входили в компетенцию органов местного самоуправления.

Таким образом, Российское государство проводило в отношении северных народов политику косвенного управления: государственная власть не вмешивалась в обыденную жизнь коренных народов. Инсти­тут генерал-губернатора осуществлял функции надзора за деятельно­стью степных дум и инородных управ. В результате такой политики к началу XX века аборигенам Севера Российской империи удалось сбе­речь этнокультурную специфику, традиционный хозяйственный уклад и социальную организацию, что обеспечило этим народам сохранение этнической самобытности.

Советский период

В советское время происходят ускоренные изменения, связанные с ломкой традиционного образа жизни и негативным воздействием на исконную среду обитания коренного населения при его вовлечении в социалистическое строительство с компенсацией в виде политики па­тернализма.

Народы Севера России к началу XX века находились на стадии об­щественного развития, определявшейся как стадия выхода из перво­бытно-общинного строя, и проживали в практически не затронутой аграрным и индустриальным освоением природной среде, на огром­ных территориях с очень маленькой плотностью заселения.

С 1920-х до конца 1980-х годов в СССР в отношении народов Севера государственная национальная политика претерпевала изменения – от государственно-правового обустройства «народностей северных окра­ин» (до 1930-х годов) с созданием национально-территориальных об­разований и введением этнического самоуправления, когда решение проблем народов Севера было частью национальной политики, до «со­ветизации», характеризующейся мерами государственной протекции и воздействия на все сферы жизнедеятельности народов Севера и пере­ходом от самоуправления народностей Севера к государственному управлению этими народами.

В отношении народностей Севера проводилась политика государ­ственных льгот, которая особенно проявлялась в том, что они не об­лагались государственным и промысловыми налогами при занятии охотничьим и рыболовным промыслами и ремёслами, а доходы от этих занятий не включались в доход, облагаемый подоходным налогом. Эти граждане освобождались от гербового сбора на все документы, от еди­ного сельскохозяйственного налога, налога на имущество при полу­чении наследства. Кооперативные организации всех видов, в которых представители северных народов составляли не менее 50 процентов членов, освобождались от уплаты прямых налогов, подоходного нало­га, гербового сбора.

Якутия. Анабарский улус. Село Юрюнг-Хая на берегу реки Анабар - центр оленеводческого совхоза имени И.К. Спиридонова.

Якутия. Анабарский улус. Село Юрюнг-Хая на берегу реки Анабар – центр оленеводческого совхоза
имени И.К. Спиридонова.

В 1950-1960-х годах прошлого века в политике государства при регу­лировании вопросов, связанных с особенностями проживания и быта коренных малочисленных народов, чётко прослеживаются патерна­листский подход и стремление полностью преобразовать уклад жиз­ни этих народов. В этот период происходит объединение колхозов и преобразование их в совхозы, ликвидация бесперспективных сел. Этот процесс сопровождался перемещением в укрупнённые посёлки детей аборигенов, стариков и части женщин из удалённых оленеводческих кочевий, рыбацких и охотничьих стоянок, отлучением детей от роди­телей для воспитания в интернатах.

Кампания перевода кочевого на­селения на оседлый образ жизни и укрупнение посёлков вызвала из­менение традиционного образа жизни народов Севера. Правительство страны периодически принимало постановления о мерах по развитию культуры и хозяйства народов Севера, в развитие которых издавались акты министерств и ведомств.

Государственная патерналистская политика в отношении малочис­ленных народов Севера в сфере экономических отношений включала в себя материально-финансовую поддержку главных форм хозяйство­вания – совхозов, льготное кредитование их хозяйственной деятель­ности, дотирование оленеводства, рыболовства, охоты и государ­ственные закупки продукции традиционных отраслей хозяйствования. Государство финансировало производственные инвестиционные про­граммы совхозов и социальные программы в сёлах за счёт централизо­ванных капиталовложений (строительство школ, амбулаторий, клубов, интернатов и так далее), субсидировало затраты на продовольствен­ные и промышленные товары.

Современный этап

Этот этап государственной политики в отношении коренных малочисленных народов Севера можно разделить на два основных пе­риода – постсоветский (с конца 80-х годов XX века до 2000 года) и со­временный (с 2000 года до настоящего времени).

После распада СССР, в условиях перехода страны к новым рыночным отношениям, разгосударствления и приватизации государственной собственности, попытка коммерциализации традиционного хозяй­ства и создания национальных предприятий, крестьянских (фермер­ских) хозяйств, а в последующем – и общин коренных малочисленных народов, без адресной государственной поддержки оказалась обре­чённой на неудачу. Без стартового капитала, без возможности приоб­рести необходимое оборудование, без бюджетного финансирования социальной инфраструктуры национальных сёл и без рынка сбыта про­дукции создаваемые национальные предприятия и общины коренных малочисленных народов не выдерживали конкуренции и разорялись.

Из-за обнищания населения охотничьи угодья, оленьи пастбища, рыбо­ловные участки быстро переходили к новым владельцам в виде различ­ных коммерческих структур. Коренные народы, ментальность которых формировалась на основе тысячелетней адаптации к суровым услови­ям Арктики, оказались не приспособленными к рыночным отношениям, лишились и государственной опеки.

Главной целью государственной политики в отношении коренных малочисленных народов Севера в постперестроечный период был про­возглашён переход от патернализма к политике партнёрских отноше­ний. Название «малые народности Севера» меняется на «коренные ма­лочисленные народы Севера», их список увеличивается с 26 до 30.

Президент Российской Федерации Указом от 22 апреля 1992 года № 397 «О неотложных мерах по защите мест проживания и хозяйствен­ной деятельности малочисленных народов Севера» переводит в прак­тическую плоскость вопрос образования территорий традиционного природопользования малочисленных народов Севера. В соответствии с Указом они являются неотъемлемым достоянием этих народов и не подлежат отчуждению под промышленное или иное освоение, не свя­занное с традиционным хозяйствованием. Совет Министров РСФСР принимает решение об образовании Госкомсевера России в качестве федерального органа исполнительной власти, уполномоченного ре­шать в том числе вопросы, касающиеся защиты прав и интересов, сло­жившегося уклада жизни малочисленных народов Севера, создания благоприятных условий для развития их традиционных отраслей хозяй­ствования как основы жизнедеятельности. Ему поручена разработка и реализация Государственной программы развития экономики и куль­туры малочисленных народов Севера в 1991-1995 годах. Однако дей­ственных механизмов реализации государственной политики вырабо­тано не было, принимаемые эпизодически решения носили хаотичный декларативный характер.

Поэтому неудивительно, что к концу этого периода усилились нега­тивные процессы в социально-экономическом развитии малочислен­ных народов, глубокий кризис охватил оленеводство и другие виды традиционной деятельности и промыслов, к развалу пришла система медицинского, культурного, товарного, бытового и транспортного обеспечения мест традиционного их проживания, катастрофически снизился уровень жизни, сократилась её средняя продолжительность до 45-50 лет, безработица достигла более 50 процентов от трудоспо­собного населения, снизились в несколько раз реальные доходы до­мохозяйств.

В силу объективной неприспособленности образа жизни и традици­онной хозяйственной деятельности к формирующимся рыночным от­ношениям малочисленные народы Севера были поставлены на грань физического вымирания, а с политической точки зрения это привело к отчуждению их от власти и лишению возможности принимать участие в решении вопросов собственного развития.

В современный период начинает формироваться федеральное и ре­гиональное законодательство в области прав коренных малочислен­ных народов, оформляется действующая система принятия законода­тельных решений в этой сфере. В Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации вопросами законодательного обе­спечения жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севе­ра занимаются, главным образом, Комитет по делам национальностей и Комитет по проблемам Севера и Дальнего Востока, в Совете Федера­ции – Комитет по делам Севера и малочисленных народов.

Социально-экономическое положение коренных малочисленных на­родов несколько улучшилось и стабилизировалось.

Функции федерального уполномоченного органа исполнительной власти по вопросам коренных малочисленных народов Севера на раз­ных этапах административных преобразований последовательно с 2004 года выполняет Минрегион России.

Таким образом, на основе проведённого анализа развития государ­ственной политики в отношении коренных малочисленных народов Се­вера от «имперского периода» до современности можно сделать вывод, что в разные исторические от резки применялись различные принци­пы и подходы в государственной политике по отношению к коренным малочисленным народам Севера. Они преследовали разные цели и по­казали разную эффективность. Очевидно, что на новом этапе требуется синтез всего лучшего из прошлого опыта.

Красноярский край. В Хатангской тундре

Красноярский край. В Хатангской тундре

Современный правовой статус коренных малочисленных народов Российской Федерации

С принятием в 1993 году Конституции Российской Федерации корен­ные малочисленные народы признаются в качестве субъекта права, чем создаётся правовая основа для формирования особого статуса корен­ных малочисленных народов Севера. Статья 69 Конституции гаранти­рует права коренных малочисленных народов Российской Федерации в соответствии с общепризнанными принципами и нормами междуна­родного права и международными договорами Российской Федера­ции, а пункт «м» статьи 72 относит вопросы «защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей» к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В развитие вышеназванных конституционных положений в Россий­ской Федерации принято три специальных федеральных закона о пра­вах коренных малочисленных народов: от 30 апреля 1999 года № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Фе­дерации»; от 20 июля 2000 года № 104-ФЗ «Об общих принципах орга­низации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»; от 7 мая 2001 года № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных мало­численных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации». Конкретные правовые нормы, регулирующие те или иные вопросы жизнедеятельности этих народов, нашли своё отражение в

Земельном, Лесном, Водном, Налоговом кодексах Российской Феде­рации и в федеральных законах о животном мире, о рыболовстве и со­хранении водных биологических ресурсов, об особо охраняемых при­родных территориях, об альтернативной гражданской службе, других федеральных законах и нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации. Приняты законы и подзаконные акты, направ­ленные на правовое обеспечение жизнедеятельности коренных мало­численных народов, и на уровне субъектов Российской Федерации.

Основы правового статуса коренных малочисленных народов Се­вера составляют положения Конституции Российской Федерации (ста­тьи 9, 69, пункт «м» статьи 72); Концепция устойчивого развития ко­ренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 года № 132-р; Федеральный закон от 30 апреля 1999 года № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации, утверж­дённый постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 года № 255; а также Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утверждённый распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2006 года № 536-р.

Специфика правового статуса коренных малочисленных народов Российской Федерации заключается в том, что лица, относящиеся к ко­ренным малочисленным народам, как граждане Российской Федерации пользуются в полной мере всеми правами и свободами человека и граж­данина. В то же время за конодатель наделяет их, как представителей коренных малочисленных народов, дополнительными коллективными и индивидуальными правами. Эти дополнительные права выражаются, например, в том, что в политической сфере создаются условия для бо­лее широкого участия коренных малочисленных народов в работе орга­нов государственной власти и местного самоуправления. Это делается путём формирования избирательных округов с меньшей численностью населения и установления региональными законами специальных квот представительства в законодательных (представительных) органах го­сударственной власти субъектов Российской Федерации; путём обра­зования национальных поселений; введения должности уполномочен­ного по правам коренных малочисленных народов; создания института уполномоченных представителей при исполнительных органах власти субъектов Российской Федерации; предоставления права законода­тельной инициативы этническим объединениям.

В экономической сфере принимаются меры по развитию традицион­ной хозяйственной деятельности с созданием общин и образовани­ем территорий традиционного природопользования, установлением особых режимов природопользования; безвозмездного пользования земельными участками и возобновляемыми природными ресурсами; выделением субсидий на поддержку экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера и поддержку се­верного оленеводства; предоставлением льгот по налогообложению традиционной хозяйственной деятельности, возмещением нанесённо­го ущерба.

В социально-культурной сфере создаются условия для сохранения духовных основ коренных народов с государственной поддержкой развития родного языка и литературы, этнических средств массовой информации, соответствующих научных исследований с введением национально-региональных компонентов государственных образова­тельных стандартов, предоставлением представителям этих народов определённых гарантий при поступлении в высшие и средние специ­альные учебные заведения.

Программно-целевой метод оказания государственной поддержки коренным малочисленным народам Севера

Для минимизации негативных тенденций в социально-экономичес­ком развитии коренных малочисленных народов Севера Правительство Российской Федерации использует программно-целевой метод реше­ния проблем. В марте 1991 года принята Государственная программа развития экономики и культуры малочисленных народов Севера в 1991-1995 годах. Из-за низкого уровня финансирования эта программа была реализована лишь частично. Фактические объёмы её финансиро­вания составили соответственно (по годам): 1991 – 30 процентов; 1992 – 17 процентов; 1993-1994 – 4 процента; 1995 – 2 процента; средний за 5 лет – 11,5 процента.

Федеральная целевая программа «Экономическое и социальное раз­витие коренных малочисленных народов Севера до 2000 года» была утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1996 года №1099. Несмотря на то, что данная программа была отнесена к числу защищённых, то есть подлежащих финансиро­ванию в полном объёме, фактическое финансирование программных объектов из федерального бюджета составило не более 5-7% от запла­нированных объёмов.

Следующая Федеральная целевая программа – «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2008 года» – была утверждена постановлением Правительства Россий­ской Федерации от 27 июля 2001 года № 564; она разработана на основе Концепции государственной поддержки экономического и социально­го развития районов Севера, утверждённой постановлением Прави­тельства Российской Федерации от 7 марта 2000 года № 198, предусма­тривавшей создание условий для саморазвития и самообеспечения ко­ренных малочисленных народов Севера за счёт создания предприятий по переработке продукции оленеводства и традиционных промыслов, продвижения продукции этих отраслей на рынки, организации систе­мы факторийной торговли и товарообмена, становления и развития об­щинного самоуправления.

Однако несмотря на то что финансирование данной ФЦП было вы­держано в плановых объёмах, а на 2008 год увеличено почти в два раза, по оценке Минэкономразвития России, прозвучавшей в докладе на за­седании Правительства Российской Федерации в апреле 2007 года, эта программа была отнесена к категории малоэффективных. Основанием для такого вывода послужил тот факт, что по итогам 2006 года ни один из 7 согласованных целевых индикаторов и показателей программы не был выполнен полностью.

Поэтому, несмотря на принятие в ноябре 2007 года Концепции федеральной целевой программы «Экономическое и социальное раз­витие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации до 2015 года», начиная с 2009 года си­стема оказания государственной поддержки экономического и соци­ального развития коренных малочисленных народов изменена в пользу целевых субсидий, направляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, на территориях которых проживают эти народы.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Феде­рации от 10 марта 2009 года № 217, утвердившим Правила распреде­ления и предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку экономического и со­циального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, субсидии предоставляются, в том числе, на софинансирование мероприятий, направленных на соз­дание условий для устойчивого развития экономики традиционных от­раслей хозяйствования коренных малочисленных народов, а также на развитие и модернизацию инфраструктуры в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности.

Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации

В феврале 2009 года Правительством Российской Федерации утверж­дена Концепция устойчивого развития коренных малочисленных на­родов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (да­лее – Концепция), в которой подведены итоги государственной полити­ки в отношении коренных малочисленных народов за последние 15 лет, дана характеристика современного положения коренных малочислен­ных народов, а также определены принципы устойчивого развития и основные направления государственной политики России в отношении коренных малочисленных народов Севера на период до 2025 года.

 Чукотский автономный округ. Посёлок оленеводов Канчалан.


Чукотский автономный округ. Посёлок оленеводов Канчалан.

Целью Концепции является создание условий для устойчивого раз­вития коренных малочисленных народов Севера путём укрепления их социально-экономического потенциала при сохранении исконной среды обитания, традиционного образа жизни и культурных ценностей этих народов на основе целевой поддержки государства и мобилиза­ции внутренних ресурсов самих народов в интересах нынешнего и бу­дущих поколений.

В Концепции сформулирован российский стандарт государственной политики в отношении коренных малочисленных народов, предполага­ющий решение таких задач, как сохранение исконной среды обитания и традиционного природопользования в целях обеспечения развития

традиционного образа жизни; развитие и модернизация традиционной хозяйственной деятельности; повышение качества жизни малочислен­ных народов Севера до среднероссийского уровня; улучшение демогра­фической ситуации, в том числе за счёт снижения детской смертности и увеличения продолжительности жизни до среднероссийского уровня; повышение доступности образовательных услуг для малочисленных народов Севера с учётом их этнокультурных особенностей; содействие развитию общин и других форм самоуправления; сохранение культур­ного наследия малочисленных народов Севера.

Реализация Концепции планируется с 2009 по 2025 год в три этапа. Каждому этапу будет соответствовать утверждаемый Правительством Российской Федерации комплекс конкретных мер. В этой работе, по­мимо федеральных органов государственной власти, активное участие примут субъекты Российской Федерации и объединения коренных ма­лочисленных народов Севера.

Такой подход в полной мере соответствует целям и задачам Второго Международного десятилетия коренных народов мира. Несмотря на то, что в Концепции не упоминается Декларация ООН о правах коренных народов, многие её положения уже нашли своё отражение в действую­щем законодательстве и будут применяться в дальнейшем процессе его совершенствования.

Концепция предполагает формирование благоприятных условий для нормативно-правового обеспечения устойчивого развития корен­ных малочисленных народов. В соответствии с Планом мероприятий по реализации указанной Концепции в 2009-2011 годах, утверждён­ным распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 ав­густа 2009 года № 1245-р, разработаны и внесены в Государственную Думу проекты федеральных законов о внесении изменений в отдель­ные законодательные акты Российской Федерации в части унификации терминологии и в части обеспечения права коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, их общин и иных объеди­нений на осуществление охоты как традиционной хозяйственной дея­тельности.

Планом предусмотрена также подготовка предложений по внесе­нию изменений и дополнений в Лесной, Земельный и Водный кодексы Российской Федерации в части приоритетного доступа коренных мало­численных народов к возобновляемым природным ресурсам; в Феде­ральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» – в части приоритетного доступа коренных малочисленных народов к рыбопромысловым участкам; в отдельные законодательные акты Российской Федерации – в части привлечения представителей ко­ренных малочисленных народов к охране объектов животно го мира и водных биологических ресурсов; предусматривается также разработ­ка нормативных правовых актов, регулирующих вопросы возмещения убытков, причинённых коренным малочисленным народам в результа­те осуществления хозяйственной деятельности (нанесение ущерба их исконной среде обитания), и вопросы организации землеустройства в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности.

Вопросы законодательного обеспечения жизнедеятельности ко­ренных малочисленных народов Севера находятся в поле зрения фе­деральных органов государственной власти. Большую работу в этом направлении проводит Минрегион России: разработаны проект новой редакции Федерального закона «О территориях традиционного при­родопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» и законопроект о внесении изменений в закон о рыболовстве в части обеспечения приоритетного доступа коренных малочисленных народов к рыбопромысловым участкам и к водным биологическим ресурсам. Совет Федерации осу­ществляет сопровождение прохождения в Государственной Думе раз­работанных в 2009-2010 годах законопроектов о внесении изменений в земельное законодательство в части безвозмездного пользования представителями коренных малочисленных народов земельными участками и в закон об охоте – в части обеспечения права представи­телей этих народов на осуществление традиционной охоты. Комите­том Государственной Думы по делам национальностей разработаны и внесены на рассмотрение Государственной Думы законопроекты о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части унификации терминологии, касающейся коренных малочисленных народов, и о внесении ряда изменений в Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Россий­ской Федерации».

В то же в ремя, несмотря на принимаемые органами государствен­ной власти Российской Федерации меры, положение коренных малочисленных народов в последние десятилетия ухудшилось. Се­рьёзное беспокойство вызывает тенденция, связанная с изменениями природоресурсного законодательства, касающимися создания благо­приятных условий для развития рыночных отношений, когда принима­емые законы не учитывают права и интересы коренных малочисленных народов.

Принцип платности пользования земельными участками, лесными, водными и другими биологическими ресурсами и распределения зе­мельных, лесных, рыбопромысловых участков и охотничьих угодий на основе конкурсов и аукционов на длительный срок, применяемый в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов без каких-либо ис­ключений и оговорок, самым негативным образом отражается на пра­вах граждан – представителей этих народов.

Накопившиеся на сегодняшний день проблемы правового регулиро­вания в области землепользования, традиционного рыболовства, охоты, оленеводства и традиционного природопользования свидетельствуют о нерешённости ключевого вопроса – закрепления за коренными мало­численными народами традиционно занимаемых или используемых ими земельных участков и территорий. Из-за отсутствия механизмов реализации действующего закона образовать территории традицион­ного природопользования невозможно, в то время как на вполне за­конных основаниях эти же земли и территории в виде рыбопромысло­вых участков и охотничьих угодий передаются в долгосрочную аренду другим юридическим и физическим лицам через конкурсы и аукционы, в результате чего возникает реальная угроза утраты коренными мало­численными народами своих традиционных угодий.

В этом контексте признание значения земли, природных ресурсов и благополучия окружающей природной среды как основы традицион­ного образа жизни и традиционной хозяйственной деятельности мало­численных народов Севера, обеспечение их эффективного участия в принятии решений при освоении природных ресурсов по вопросам, затрагивающим их права и интересы, и признание права этих народов на приоритетный доступ к рыбопромысловым участкам и охотничьим угодьям, к биологическим ресурсам, закреплённые в Концепции в каче­стве основных принципов, создают хорошую основу для дальнейшего совершенствования законодательства в интересах устойчивого разви­тия коренных малочисленных народов Севера.

В целях нормативно-правового обеспечения реализации государ­ственной политики устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера в но вых экономических условиях, дальнейшее раз­витие законодательства в области признания и расширения прав коренных малочисленных народов представляется целесообраз­ным осуществлять по следующим направлениям:

принятие новой редакции Федерального закона «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных наро­дов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» и об­разование на этой основе модельных территорий традиционного при­родопользования;

Якутия. Анабарский улус. На рыболовецком участке родовой общины «Буолколах».

Якутия. Анабарский улус. На рыболовецком участке родовой общины «Буолколах».

внесение изменений в земельное законодательство в части безвоз­мездного пользования коренными малочисленными народами земель­ными участками для целей традиционного природопользования;

внесение изменений в законодательство об охоте и рыболовстве в части обеспечения приоритетного доступа представителей коренных малочисленных народов Севера к охотничьим угодьям и рыбопромыс­ловым участкам, к охотничьим и водным биологическим ресурсам;

внесение изменений в законодательство о недрах в части опреде­ления особенностей недропользования в местах традиционного про­живания и традиционной хозяйственной деятельности коренных мало­численных народов; проведения заблаговременных консультаций и по­лучения предварительного и осознанного согласия коренных народов при принятии решений о разработке полезных ископаемых на террито­риях их традиционного проживания и традиционной хозяйственной де­ятельности, а также возмещения ущерба, причинённого исконной сре­де обитания малочисленных народов осуществлением хозяйственной деятельности;

разработка и принятие проекта федерального закона об оценке культурных, социальных и экологических последствий намечаемой в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц;

определение порядка документального подтверждения принадлеж­ности граждан к коренным малочисленным народам Севера;

совершенствование законодательства в части самоуправления ко­ренных малочисленных народов Севера и вовлечение этих народов и их представителей в процесс принятия решений, затрагивающих их права и интересы, включая установление дополнительных гарантий из­бирательных прав граждан из числа коренных малочисленных народов, а также квот представительства коренных малочисленных народов в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации;

внесение изменений в Федеральный закон «О гарантиях прав корен­ных малочисленных народов Российской Федерации» и в отдельные за­конодательные акты Российской Федерации в части включения в них положений Декларации ООН о правах коренных народов и других норм международного права;

внесение изменений в природоресурсное законодательство (Лесной и Водный кодексы Российской Федерации, законы об особо охраняемых природных территориях, о соглашениях о разделе продукции) в части установления особенностей охраны и использования земель, террито­рий и природных ресурсов в местах традиционного проживания и хо­зяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера;

рассмотрение вопроса о перспективах систематизации и кодифика­ции законодательства Российской Федерации о правах коренных мало­численных народов.

При этом отношения взаимного уважения и партнёрства коренных малочисленных народов Севера и государства должны стать неотъем­лемой частью государственной национальной политики.

Вячеслав ШТЫРОВ, заместитель Председателя Совета Федерации, «Современное состояние и пути развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», составители Н.А. Анисимов и др. – Москва: Издательство Совета Федерации, 2012 г. – С. 8-22.