Госплан рыночной экономики
Публикации за 2018 год
Вячеслав Штыров, член Совета Федерации
С каждым днём становится сложнее обстановка вокруг России. И это не предел. Чтобы вырваться вперёд, нужен мощный экономический рывок. А сделать его можно только на основе стратегического планирования.
В июне 2014 года парламентом был принят закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Но почти сразу же его исполнение было приостановлено до 1 января 2019 года. Причина? Правительство объявило, что не готово организовать работу по его реализации.
И вот прошло почти четыре года. Близится время вступления в действие важнейшего для судеб страны закона. А изменилось ли что-то кардинально на этом направлении? В Совете Федерации рассмотрели положение дел в области стратегического планирования.
Из выступлений представителей Минэкономразвития следовало, что работа не просто идёт, а прямо-таки кипит. К закону уже принято полтора десятка постановлений Правительства, утверждён целый ряд межотраслевых, макрорегиональных и отраслевых стратегий. Процесс пошёл вширь — на региональный и муниципальный уровень. Уже и в деревнях, где три дома и один сельский староста, пишут долгосрочные программы. А всего в специальной информационной системе зарегистрировано около 57 тысяч документов стратегического планирования!
Но вот ведь незадача: не только от рядовых граждан, но и от руководителей очень высокого уровня можно зачастую услышать, что бредём мы неизвестно куда, без руля и без ветрил. И это близко к реальности. Дело в том, что все эти стратегии разрозненны, не связаны друг с другом, а главное — с общими перспективами развития страны. Взять хотя бы временные горизонты их действия. Одни разработаны на период до 2025 года, другие — до 2030 года. А стратегия развития России в целом? До 2020 года. Как можно создавать стратегии, если они даже по срокам не совпадают?
Или возьмём региональные стратегии. Тут не учитывают даже то, что происходит у ближайших соседей. Так, сразу несколько дальневосточных субъектов федерации планировали на базе своих железорудных месторождений создавать металлургические предприятия. А в это время уже действующий комбинат в Комсомольск-на-Амуре загружен далеко не полностью.
Подобное происходит и в других сферах. Например, транспортные магистрали иногда обрываются прямо в чистом поле, потому что сооружение их отдельных участков предусмотрено в разных стратегиях и программах.
Таких примеров можно привести много. Всё это результат того, что в стране нет целостной системы стратегического планирования, постановки общих целей и задач. Как нет и главного документа — долгосрочной Стратегии социально-экономического развития России. А ведь именно исходя из её положений должны разрабатываться все остальные и по горизонтали, и по вертикали. Сами по себе они бесполезны, как разбросанная в беспорядке по полю солома.
Конечно, утрата навыков стратегического планирования — важнейшего элемента управленческой культуры — является прямым следствием отрицания самой его необходимости в условиях рынка. Никаких планов! Так считалось в начале наших радикальных экономических реформ. Так и сегодня утверждают многие российские экономисты, имена которых на слуху. Например, известный Центр стратегических разработок в своих изысканиях и рекомендациях делает упор на продолжении так называемых институциональных изменений. Иначе говоря, речь идёт о совершенствовании лишь отдельных элементов сложившегося хозяйственного механизма с целью улучшения условий ведения бизнеса. При этом ни слова не говорится о направлениях и путях научно-технического развития страны в целом, механизмах перестройки экономики от сырьевой к высокотехнологичной, создании современной энергетической и логистической инфраструктуры.
Дескать, всё это решит автоматически сам рынок. Надо только дать ему окончательную волю. Конечно, решит, но только по-своему. Действующий сейчас хозяйственный механизм уже превратил Россию в удобную территорию для вывоза капитала как в денежной, так и в вещественной форме. Если ещё дальше усовершенствовать этот механизм в сторону рыночной либерализации, то только увеличится скорость вывоза. Это всё равно что ракете придать дополнительное ускорение, включив в работу её вторую ступень. Страна всё дальше и быстрее будет откатываться на периферию мирового сообщества. Значит, нужна новая модель экономики и соответствующий ей новый хозяйственный механизм. А их нет.
Попытка скопировать чужую успешную модель в специфических российских условиях неизбежно закончится провалом. Собственно, это уже и случилось, когда мы взялись и, к сожалению, продолжаем выстраивать свой механизм хозяйствования по англосаксонским лекалам. А между тем есть другой опыт, обеспечивающий прорывное развитие. Опыт и наш собственный, и зарубежный. Я имею в виду опыт стратегического планирования. Его невозможно повторить в деталях, но надо учитывать. Возьмём тех же «азиатских тигров», к примеру — Южную Корею. В послевоенное время единственным экспортным товаром этой страны были швейные иголки. Сегодня это одна из мировых технологически развитых экономик. На трудном пути к восхождению южнокорейские лидеры разных поколений строго придерживались линии на всемерную поддержку передовых отраслей народного хозяйства, оставляли на откуп рыночных сил обычные виды деятельности, а те производства, которые считали бесперспективными, безжалостно уничтожали.
Сравним теперь эту сознательно выработанную стратегию с нашим современным образом действий хотя бы на примере Фонда развития промышленности. Этот Фонд из средств, которых и так в стране негусто, поддерживает развитие производства табуреток. Вот так — в XXI век с табуретками, лаптями и квасом. Ничего не скажешь, действительно, «прорыв к мировым технологическим высотам».
Очевидно, что найти свой путь в будущее, определить ключевые направления развития, обеспечивающие конкурентоспособность российской экономики по мировым меркам и безопасность страны, организовать их поддержку — задача непростая. Вот почему сейчас стране крайне необходимо воссоздание системы стратегического планирования, способной улавливать тенденции и риски развития мира, определять наши прорывные возможности. Иными словами, нужен своего рода Госплан рыночной экономики. Принятый и вступающий в действие со следующего года Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» создаёт рамочные предпосылки для этого. Но одной нормативной базой не обойтись, нужны новые организационные решения.
В нынешней системе управленческих координат разработка стратегий общегосударственного характера возложена на Минэкономразвития России. Такое положение вещей необходимо изменить кардинально. Во-первых, определение целей, приоритетов и основных направлений государственного развития, а именно в этом суть стратегического планирования, есть функция Президента Российской Федерации. Во- вторых, задача это межведомственная, одной экономикой проблематика не исчерпывается, в ней есть и геополитическая, и внутриполитическая, и научно-техническая, и социальная, и другие важные составляющие. Следовательно, главный плановый орган страны должен работать под непосредственным контролем Президента России, вне правительственных структур.
В своей работе он должен опираться на Академию наук, ведущие исследовательские и конструкторские центры страны, крупные промышленные корпорации, союзы и ассоциации товаропроизводителей, а не на самозванные центры каких-то исследований. В чём-то здесь есть сходство с Госпланом СССР, но технологии прогнозирования, целеполагания, планирования изменятся, наполнятся современным инструментарием. Хотя и из советской системы не мешало бы кое-что почерпнуть. Например, использование методов межотраслевых балансов, многоступенчатую организацию самого процесса планирования с привлечением отраслей и регионов.
Принятые стратегии не должны оставаться благими пожеланиями. Механизмом их исполнения послужат государственные программы, нацеленные на достижение вытекающих из стратегий задач. В свою очередь, для реализации программ необходима разработка специального инструментария, связанного с настройкой налоговой, ценовой, денежно-кредитной, тарифной, организационно-распорядительной политики. Только так может быть создан хозяйственный механизм, побуждающий бизнес, общественные организации и каждого человека к выполнению государственных задач. Он должен быть подобен магниту, который без прямого воздействия выстраивает частицы металла вдоль линий своего силового поля.
Чем быстрее мы создадим комплексную систему стратегического планирования, тем больше шансов, что ничто не сможет помешать развитию России.
«Аргументы и факты», № 16 (1953), 18-24 апреля 2018 г.