Публикации за 2006 год

Выступление Президента Республики Саха (Якутия) В.А. Штырова на заседании Совета при Полномочном представителе Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе в г. Якутске 25 ноября 2006 года

Якутия. Мирнинский район. Руководители субъектов Федерации Дальнего Востока в Республике Саха (Якутия). В Центре сортировки алмазов АК «АЛРОСА» в г. Мирном. 2006 г.

По поручению Президента Российской Федерации В.В. Путина, кото­рое он дал в феврале 2006 года, Правительством Республики Саха (Яку­тия) разработан проект Схемы комплексного развития производитель­ных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года. В

настоящее время она находится на согласовании в министерствах и ведомствах Российской Федерации, предполагается, что в первом квар­тале следующего года она будет рассмотрена Правительством Россий­ской Федерации.

Надо подчеркнуть, что это не первый программный документ для республики. В 1995 году Правительство Российской Федерации утвер­дило федеральную Программу социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 10 лет, поэтому при разработке Схемы мы постарались сохранить преемственность между двумя стратегически­ми долговременными программами. С другой стороны, при этом нами были учтены итоги социально-экономического развития Якутии за по­следние годы.

Исходные позиции у нас примерно такие же, как и у других субъек­тов Российской Федерации. 1990-е годы прошлого столетия – это рез­кое падение объёмов производства, валового регионального продук­та, чрезвычайные сложности в социальной сфере, тотальные дефициты бюджетов. Всё же Республика Саха (Якутия) прошла этот период менее болезненно, чем другие регионы страны. Это было обусловлено высо­кой степенью экономической самостоятельности республики, осно­ванной на целой системе экономических договоров с Правительством Российской Федерации. Это позволило на первом этапе реформ осуще­ствить в Якутии более мягкий переход к рынку, чем «шоковая терапия». Но со второй половины последнего десятилетия XX века положение резко ухудшилось. И в начале нового века в республике сложилась ситуация, которую иначе как кризисной назвать нельзя. Потре­бовалось пять лет упорной работы для стабилизации экономики, финансов и социальной сферы. Этому способствовало и общее улуч­шение ситуации в целом в Российской Федерации.

В 2002 году Правительством Республики Саха (Якутия) был раз­работан 5-летний индикативный план социально-экономического развития республики. Сегодня, когда мы планируем развитие ре­спублики до 2020 года, естественно, опираемся на итоги своей работы за прошедшие 5 лет. За эти годы в основном удалось вы­полнить главные задачи плана. Проведены масштабная реструк­туризация и финансовое оздоровление, как отдельных предпри­ятий, так и целых отраслей народного хозяйства республики. Установлена система постоянного мониторинга и контроля за деятельностью наиболее значимых предприятий Республики Саха (Якутия). Выработаны новые подходы к организации северного за­воза, системы жилищно-коммунального хозяйства, тарифного ре­гулирования, поддержки села, финансированию социальной сферы и капитального строительства.

По итогам 5 лет прирост валового регионального продукта (ВРП) составил примерно 15%, при этом все отрасли народного хо­зяйства: промышленность, сельское хозяйство, транспорт, соци­альная сфера выполнили свои плановые показатели и дали прирост продукции, работ и услуг. Это позволило решить первоочередные социальные задачи, которые стояли перед Правительством ре­спублики. В частности, за эти годы реальные доходы населения уве­личились на 40%, введено 76 новых школ, более одного миллиона ква­дратных метров жилья, 56 объектов здравоохранения. Решены задачи по ликвидации задолженности по заработной плате – по состоянию на 1 января 2002 года республика занимала «первое» место в Российской Федерации по этому показателю, имея задолженность почти в 2,0 млрд. рублей. Теперь её нет. Реализован ряд инвестиционных проектов, кото­рые позволили стабилизировать экономическую ситуацию в республи­ке. Введены Светлинская ГЭС, один из самых мощных в мире по добыче алмазов Нюрбинский ГОК и ряд других промышленных предприятий.

Несмотря на эти позитивные итоги, мы подошли к такому вре­мени, когда потенциал роста на старой экономической базе прак­тически исчерпан. Отсюда – трудности с бюджетом, дальнейшим ро­стом доходов населения, решением социальных вопросов. Ведь пока мы работали только по наиболее острым из них. Вот почему требуются новые решения, вот почему Правительством Якутии подготов­лен проект нашего нового долгосрочного стратегического пла­на – Схемы комплексного развития производительных сил, транс­порта и энергетики республики до 2020 года.

Как и положено, в этой Схеме, генеральным разработчиком которой на тендерной основе был выбран Совет по изучению производительных сил при Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации, изложе­но несколько сценариев развития республики. В результате был выбран один из них, который мы сочли оптимальным, и со следующего года он будет реализовываться.

Этот сценарий предусматривает, что до 2020 года валовой региональ­ный продукт Республики Саха (Якутия) должен вырасти почти в 3 раза. По ВРП в пересчёте на душу населения Якутия занимает четвёртое место в Российской Федерации, и эту позицию мы намерены сохранять и даль­ше. Реальные доходы населения увеличатся в 3,6 раза. И самое главное то, что по 9 из 11 пороговых показателей, связанных с обеспечением устойчивого роста и экономической безопасности, которые рассчиты­ваются по методике Академии наук, республика достигнет нормативных значений.

Когда мы разрабатывали свой план, то, естественно, опирались на особенности экономики Республики Саха (Якутия), на её место в систе­ме разделения труда в Российской Федерации. Она базируется, прежде всего, на минерально-сырьевых ресурсах и достаточно развитом сельском хозяйстве, этот сектор у нас один из ведущих на Дальнем Востоке. Учитывались и наши возможности, и экономико-географическое поло­жение, и экстремальные природно-климатические условия.

Например, увеличения объёмов производства в алмазодобывающей промышленности не планируется. Но в то же время, только для того, чтобы сохранить достигнутый уро­вень на протяжении ближайших 40 лет, надо до 2014 года реализовать 4 инвестиционных проекта по строительству подземных рудников, каж­дый из которых стоит от 1 до 1,5 млрд. долларов. То же самое и в золото­добывающей промышленности: необходимо освоить новые технологии и ввести в эксплуатацию три новых ГОКа для поддержания того объёма добычи золота, который сложился на протяжении последних лет. Так же обстоит дело и в угольной промышленности, добыче олова и сурьмы.

Другая группа проектов рассчитана на ускоренный рост. Это ин­вестиционные проекты, которые дадут прибавку к валовому региональ­ному продукту, объёму промышленного производства и бюджетным доходам. Они будут осуществляться в новых для республики отраслях. Нефтедобывающая промышленность – сегодня добывается 200 тысяч тонн нефти исключительно для потребностей Республики Саха (Якутия), а в конце расчётного периода будем добываться 12 млн. тонн нефти.

Га­зовая отрасль – добывается 1,6 млрд. кубометров газа и по этому по­казателю Якутия занимает 5-6-е места в Российской Федерации, а будет добываться 35 млрд. кубометров газа, и мы займём одну из ведущих в стране позиций. Появятся производство серебра и свинцово-цинковых концентратов, железных и урановых руд, минеральных удобрений, чёр­ная металлургия. Будет создан гидроэнергетический комплекс в Южной Якутии, призванный обеспечить потребности Республики Саха (Якутия), поставки электроэнергии для наших новых проектов, на внутренний рынок Российской Федерации и за пределы страны.

Ключом к осуществлению всех наших планов является синхрон­ное развитие инфраструктуры. Это магистральные линии электро­передач запад-восток и юг-север, объединяющие изолированные энер­госистемы Якутии и связывающие через республику Дальневосточную систему «Восток» и единую энергосистему Российской Федерации, ко­торая заканчивается в Иркутской области. Это железная дорога Берка- кит – Томмот – Якутск и далее на Магадан. Это опорная сеть федераль­ных автодорог «Колыма», «Лена», «Вилюй». Это магистральные нефте- и газопроводы из Восточной Сибири на Дальний Восток через Якутию. Это и наша будущая региональная инфраструктура.

Реализация Схемы потребует огромных средств. И возникает резон­ный вопрос, как обеспечить её финансовыми ресурсами. В настоящее время все проекты, включённые в программу, за исключением двух, на которых я ещё остановлюсь, имеют потенциальных инвесторов, лицен­зии на базовые месторождения выданы, подготовлены ТЭО, с инвесто­рами согласованы планы действии.

В качестве примера остановлюсь на создании Южно-Якутского гидроэнергетического комплекса. В октябре нынешнего года для организации работ по нему создана Дирекция, ко­торая в 2007 году должна освоить 460 млн. рублей на проведение изы­скательных работ, выбор створов, подготовку ТЭО. А в ноябре-декабре будет создана Дирекция по освоению Эльконской группы урановых ме­сторождений в Республике Саха (Якутия). Это наш совместный проект с Росатомом. Возьмём нефтяную промышленность. Наши месторожде­ния находятся в распределённом фонде, владельцами лицензий явля­ются «Сургутнефтегаз», «Сибнефть» и целый ряд других предприятий, с которыми согласованы все планы до 2020 года, все инвестиции, объёмы товарной продукции, взаимные обязательства.

Что из этого большого перечня инвестиционных проектов находится под вопросом?

У нас не до конца отработан вопрос по созданию металлургического комплекса в Южной Якутии. Есть два варианта – либо освоение только железорудных месторождений, либо организация на их базе металлур­гического комплекса законченного цикла. Сейчас ТЭО разрабатывают­ся, в первом квартале 2007 года мы эту работу завершим. Таким обра­зом, все должно встать на свои места.

Нерюнгринский угольно­железорудный район

Мы до сих пор не согласовали наши позиции по развитию газовой промышленности. Вы знаете, что по поручению Правительства Россий­ской Федерации ОАО «Газпром» должно разработать схему развития и размещения газовой промышленности Восточной Сибири и Дальнего Востока (Восточная газовая программа). Теоретически срок предостав­ления этой схемы в Правительство Российской Федерации – 15 декабря 2006 года. Я не знаю, будет ли она готова к тому времени, потому что она ещё не согласована: у нас остаются спорные вопросы по последне­му варианту схемы под названием «Восток-50».

Отмечу, что мы согла­совали все основные позиции по развитию газовой промышленности за исключением сроков. По схеме, которую предлагает Газпром, освое­ние якутских месторождений газа откладывается на период за 2025 год и, соответственно, это скажется не только на выполнении нашей про­граммы, но и на темпах газификации Дальневосточного федерального округа. Если этот вариант будет принят, то Амурская область, Еврейская автономная область и юг Республики Саха (Якутия) до 2025 года не по­лучат газа. Справедливости ради скажу, что сближение наших позиций с «Газпромом» наметились. Сейчас мы с газовиками обсуждаем прибли­жение сроков начала их работ в Якутии к 2009 году.

В целом, практически по каждому из мегапроектов, заложенных в Схеме комплексного развития производительных сил, транспор­та и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года, инвесторы есть, ТЭО разработаны или разрабатываются, дело переведено в практическую плоскость.

Особо хочу обратить ваше внимание на следующий аспект. Проекты, которые задуманы, имеют значение не только для Ре­спублики Саха (Якутия), но и для Российской Федерации в целом, и особенно для Дальнего Востока. На слайде была показана схема про­хождения магистральных нефтепровода и газопровода. Вы видите, что по нефтепроводу, который носит название «Восточная Сибирь – Тихий океан», в том числе и якутская нефть поступит на Дальний Вос­ток, в частности в Хабаровский и Приморский края, где возможно развитие нефтеперерабатывающей промышленности.

В рамках Восточной газовой программы от существующей сегодня конечной точки единой системы газоснабжения страны в Красноярском крае магистральный газопровод из Восточной Сибири пройдёт через Иркутскую область и Республику Саха (Якутия) до Дальнего Вос­тока и состыкуется в Хабаровске с газопроводом с Сахалина. Это создаёт предпосылки, во-первых, для газификации всех населённых пунктов и, прежде всего, жилищно-коммунального сектора юга Дальнего Востока и, во-вторых, для создания на базе в том числе и якутского газа, добыча которого достигнет 35 млрд. кубов или 1/3 от всех поставок, газохимической промышленности в Приморье или Амурской области.

Особое значение имеют энергетические и транспортные проекты, которые мы намереваемся реализовать в рамках нашей Схемы в Респу­блике Саха (Якутия). Я упоминал о них в контексте решения чисто респу­бликанских задач. Но есть и другое измерение – общедальневосточное. Так, предусмотренные Схемой линии электропередач по сути дела создают все предпосылки для создания Объединённой энергосисте­мы Дальнего Востока, которой сейчас нет. Посмотрите: ЛЭП Нерюн- гри – Якутск – Магадан (юг-север) соединят энергосистему «Восток», в которую входят «Дальэнерго», «Амурэнерго» и «Хабаровск-энерго» с энергосистемой Магаданской области. ЛЭП Усть-Илим – Ленск – Нерюн- гри (запад-восток) соединят ту же систему «Восток» с Сибирью. А вме­сте они создают из отдельных систем юга Дальнего Востока, Якутии и Магадана Объединённую энергосистему, интегрированную в большую энергетику страны.

Таким образом можно ликвидировать дефицит элек­троэнергии для развития золотодобывающей, нефтяной и газовой про­мышленности на севере Иркутской области и в Республике Саха (Яку­тия), обеспечить электроэнергией магистральные газопровод и неф­тепровод из Восточной Сибири на Дальний Восток. А главное, это помо­жет обеспечить в ходе создания Объединённой энергосистемы более рациональный баланс производства электроэнергии и снизить тарифы, особенно учитывая дешевизну электроэнергии каскадов Колымских и Вилюйских ГЭС, Бурейской и Зайской ГЭС. Учитывая согласованный с РАО «ЕЭС России» проект создания Южно-Якутского гидроэнергети­ческого комплекса, создаются возможности для полного обеспечения всех наших потребностей дешёвой гидроэнергией вплоть до экспорта электроэнергии в Китай.

Этот проект носит ярко выраженный межрегиональный характер и будет иметь большое значение не только для Республики Саха (Якутия), но в целом для всего Дальнего Востока и восточных регионов страны.

Я хотел бы обратить ваше внимание и на такой аспект. Появятся не только чисто отраслевые, но и макроэкономический эффект. Вот мы с вами неустанно ставим вопрос перед федеральным правитель­ством, что необходимо заполучить деньги на компенсацию разницы та­рифов на электроэнергию и тепло для Дальнего Востока. Конечно, это правильно, но с другой стороны, надо понимать, что глобальное реше­ние этих задач находится в другой плоскости: необходимо снизить се­бестоимость производства тепла и электроэнергии. Это как раз и можно осуществить – в коммунальном секторе по теплу за счёт масштабной газификации, а в электроэнергетике за счёт приме­нения дешёвой гидроэнергии. Энергетика требует особого внимания и координации многих сторон.

Вот, например, трасса ЛЭП проходит вдоль железной дороги, которую необходимо электрифицировать. И РАО «ЕЭС России», и ОАО «РЖД» имеют свои проекты электроснабжения, но там же проходят магистральные нефтегазопроводы «Транснефти» и «Газ­прома». Каждый из них тоже разработал свою схему электроснабжения. Нам необходимо объединить усилия и для этого надо создать Коорди­национный Совет. Этот вопрос – вопрос о создании координирующих органов – мы совместно с Анатолием Чубайсом ставили перед Предсе­дателем Правительства России. Тем более, Президент Российской Феде­рации давал поручение о том, что для контроля за строительством маги­стрального нефтепровода необходимо создать такие координирующие органы. Заложенные в нашей Схеме проекты развития транспорт­ных магистралей: авто- и железнодорожных, водных и воздушных также можно и нужно рассматривать в контексте создания объ­единённой Дальневосточной инфраструктурной системы. Здесь тоже нужны совместные усилия.

Хотел бы обратить ваше внимание и на то, что решено выделить от­дельно в Схеме комплексного развития производительных сил, транс­порта и энергетики Республики Саха (Якутия) проблематику Южной Яку­тии. Проведён тендер, который выиграл Институт региональной поли­тики, сейчас он разрабатывает Проект развития Южной Якутии в рамках и как составную часть Схемы. Здесь надо вернуться к тому, что раньше называлось Южно-Якутским территориально-производственным ком­плексом.

Необходимо объединить усилия, прежде всего с Амурской областью, чтобы рассмотреть все вопросы в целом, о том, как исполь­зовать железорудные месторождения, которые есть в Республики Саха (Якутия) и в Амурской области, как нам на принципах государственно­частного партнёрства развивать общую инфраструктуру, где будет ме­таллургия. Совместно с амурчанами необходимо заняться этим отдель­но и предметно.

Теперь о том, как мы собираемся дальше действовать. В первом квартале 2007 года Схема комплексного развития производи­тельных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) должна быть рассмотрена Правительством Российской Федера­ции. После этого мы переложим её на язык наших средне- и крат­косрочных планов и конкретных действий по принятой в респу­блике методике.

Штыров В.А. Устойчивое развитие: проекты, перспективы.
Статьи, выступления, интервью Президента Республики Саха (Якутия) за 2006 г. –
Якутск: Библиотека Президента Республики Саха (Якутия), г. – С. 89-94